Они возложили все заботы на Бога, и Бог питал их: питал чрез ангелов, приносивших им пищу, питал чрез птиц, которым повелевал приносить им мясо и хлеб и плоды. Если бы все люди возложили все упование на Бога, а целью жизни своей поставили стяжание Царства Божия, если бы все шли узким путем чрез тесные врата, все шли бы путем страданий, который назначен всем возлюбившим Христа, если бы так поступили все люди, то наступил бы мир в мире, прекратилось бы колониальное рабство, и никто не был бы задавлен нуждой, заботой о пище и одежде. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его». И подтвердилась бы тогда правда этих слов Христовых, над которыми насмехаются и издеваются неверующие. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его». Имейте светлое око духовное! Аминь. 6 июля 1952 г. Неделя 4 Аз есмь Лоза истинная А з есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» Ин. 15, 1-2 Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе — так и вы, если не будете во Мне». Это вам понятно, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода. Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы. И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы. «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды. Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Они забывают, что это было ещё до начала существования Церкви Христовой. – Как объяснить нам те случаи, когда христианские мученики умерли, не крестившись и, однако, почитаются святыми? Они стали христианами перед самыми мучениями или даже во время их и не успели креститься водою, но они крестились крещением «огненным», в своей мученической крови. – Почему же не может быть спасения помимо Церкви? Потому что Христос есть Глава Своей Церкви, т.е. Своего общества, и вне Церкви, т.е. вне тела Христова нет и Спасителя, а без Христа не только спасения, но и добродетели быть не может. В Евангелии Иоанна Господь говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза …Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:1,4–5 ). Итак, Господь изображает Церковь в виде виноградной лозы, в виде дерева: корень и ствол, это – Он Сам, а ветки – это верующие в Него. Если ты будешь древесной веткой или листом, т.е. если будешь в Церкви, то будешь питаться соками от корня и ствола, т.е. от Христа, и будешь жить; а если ты не в Церкви, т.е. если ты – не ветка или лист лозы – Христа, или же и ветка, но обломившаяся, или лист, но слетевший и попираемый проходящими, тогда ты засох, погиб, и нет в тебе жизни. Вот насколько важно быть в Церкви! Если сейчас ты не в Церкви, то и без Христа, и без жизни! А питаешься ты безжизненными соками того нечестивого учителя, который, помимо Христа, посадил другое, сухое и безжизненное дерево! Сравнивает Господь Церковь также и со стадом, у которого пастух – Сам Спаситель ( Ин.10:1–16 ). Если кто не в стаде Христовом, т.е., не в Церкви, тот и не может называться овцою Христовою: Христос не Пастырь такому. Ещё сравнивает Господь Церковь с неводом, который закидывается в море и захватывает рыб всякого рода. Кто не в неводе, кто не захвачен, тот, значит, и не в плену у Бога: кто не в Церкви, тот живёт сам по себе, без воли Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

: от смерти Антиоха до того как исполнились шестьдесят две седмины 162 . Пришел Сын Человеческий, чтобы освободить и собрать их 163 , но они не приняли Его 164 . Он пришел, чтобы взять от них плоды, но они не дали Ему 165 , ибо виноград их от виноградной лозы Содомской, и с полей Гоморрских 166 . Вырос в винограднике терн, и приносит он дикие ягоды 167 . Вино их стало уксусом, а плоды их – горечь 168 . Невозможно умягчить терн и вернуть уксусу вкус вина, невозможно горечи вернуть сладость. 22. И, предвосхищая это, Исаия 169 поставил над ними 170 судей из мужей Иуды 171 , среди которых посажено было насаждение новое и возлюбленное. Они суть (228) те судья, что воссядут на двенадцать престолов судить двенадцать колен своих 172 . И так сказал судьям: Рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать, мужи-судьи, для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Ибо вот черенок посадил Я – но чужая лоза израсла у них. Я обнес его оградой – ангелами небесными. Я построил башню – Храм Святой. Я выкопал точило – омовение священников. Я низвел на него дождь – слова Моих пророков. Я возделывал и обрезывал его рабами Аморейскими. Я ожидал, что он принесет гроздь праведности, он же принес ягоды дикие беззакония и греха. Я ждал правосудия, но вот – хищение, Я [ждал] правды, но вот – плач. Послушайте, мужи – судьи, что сделаю с виноградником Моим: разрушу ограду его, и будет попираем, искореню башню его, и будет расхищаем, и оставлю его в запустении за то, что принес он дикие ягоды 173 , не будут ни вскапывать его, ни обрезывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя 174 . Итак, удалились ангелы небесные от ограды виноградника. Выкорчевана башня – Храм, твердыня их упования. Низвергнуто точило – очищение их грехов. И тогда, как виноградная лоза была цела, не годилась ни на какое изделие; (229) тем паче, когда огонь поел ее, и она обгорела, годится ли она на какое-нибудь изделие? 175 Оба конца ее огонь поел, и обгорела середина ее 176

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Ответ на этот вопрос мы найдём в Евангелии от Иоанна , в главе пятнадцатой . « Я есмь истинная виноградная лоза , а Отец Мой виноградарь . Всякую у Меня ветвь , не приносящую плода , Он отсекает ; и всякую , приносящую плод , очищает , чтобы более принесла плода . Вы уже очищены через слово , которое Я проповедал вам . Пребудьте во Мне , и Я в вас . Как ветвь не может приносить плода сама собою , если не будет на лозе : так и вы , если не будете во Мне . Я есмь лоза , а вы ветви ; кто пребывает во Мне , и Я в нём , тот приносит много плода ; ибо без Меня не можете делать ничего » . Господь Бог даёт всем нам жиз ненную силу . От Него вся наша энергия , все способности , таланты , всё благое ! Дерево должно приносить плоды . Плоды — это наши добродетели . А творить их мы можем , только пребывая во Христе . Потому что без Него все наши дела и поступки — ничто . « Без Меня не можете делать ничего !» — говорит Спаситель . Значит , когда мы ощущаем себя самодостаточными , способными прожить жизнь по собственному разумению , мы очень сильно ошибаемся . Если мы ещё живы , если нас не отсекли , как ветвь , не приносящую плода , если Господь ещё терпеливо ухаживает за нами и ждёт нашего обращения к Нему , значит , всем этим мы обязаны только Спасителю , только Христу ! Если человек не хочет жить во Христе , всячески противится воле Божьей , он отсекает себя от источника жизни . Тогда к его веточке перестают поступать живительные соки , постепенно она засыхает и отмирает . И знаете , что самое печальное ? То , что приходить в такое состояние душа может гораздо раньше тела . Человек ещё молод и физически здоров , но он уже по сути — мёртв , а в душе его без Господа только тоска , бессмыслица , бегание по греховному кругу , мрак , скука и отчаяние . Способен ли такой человек сотворить добрый плод , сделать что - то хорошее для себя и окружающих , творчески преобразить мир вокруг себя ? Нет ! Всё , что бы он ни делал , будет таким же бессмысленным , мрачным и скучным . Но стоит ему только обратиться ко Христу , как тут же побегут к душе живительные Божьи соки , всё питающие и всё одухотворяющие . Оживление этих сухих веточек происходит в Церкви в Таинстве святого Причащения . И это самое главное церковное таинство , дающее нам жизнь .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Под дверью в этой притче подразумевается таинство Крещения, посредством которого верующие становятся членами Церкви. Но есть дверь и для пастырей, состоящая в законном избрании и рукоположении. Незаконно присваивающий себе пастырские функции, или по образному выражению притчи, «перелезающий инде», есть волк и разбойник. Эта притча о Добром Пастыре подчеркивает идею послушания для овец и самопожертвования для пастырей. Послушание выражается в том, что верующие без критики и личного мнения принимают учение Церкви и под руководством добрых пастырей проводят христианскую жизнь. Грех сектантов заключается, в первую очередь, в непослушании Церкви, в самочинстве, бунте. Характерно для сектантов само их общее наименование: протестантство! Притча о Виноградной Лозе раскрывает таинственное единение верующих с Господом Иисусом Христом – источником благодатных даров и духовного возрождения. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь ... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Иоан 15:1,4–5 ). Человек, горделиво отчуждающий себя от Церкви, уподобляется отсеченной ветви, которая не только останется бесплодной, но и обречена засохнуть. Сознание единения с Христом посредством таинства причащения должно исполнить нас чувством великой благодарности. От Него мы черпаем все свои лучшие побуждения и силы. Он – источник нашей духовной жизни! Пастыри и учители «Он (Бог) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Книга «Луг Духовный» сохранила рассказ об одном старце праведной жизни, который, когда совершал Литургии, видел ангелов, стоящих у престола. Этот старец, усвоив порядок богослужения у еретиков и будучи сам не сведущ в божественных догматах, по простоте и незлонамеренно во время службы говорил не те слова, которые должно произносить. Однажды, по Промыслу Божию к нему пришел один диакон, знающий службу правильно. Заметив ошибку в словах старца, диакон поправил его. Не поверив диакону, старец спросил ангела, находящегося у престола, как правильно надо читать молитву. Ангел ответил: «Послушай его, он правильно говорит» – «Почему же ты не поправлял меня раньше, когда я молился», – спросил ангела старец. – «Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же», – ответил ангел. С тех пор старец исправился в службе и воздал благодарность Богу и диакону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Посему-то Он и сказал: «Я есмь Лоза». Соберем же от этой таинственной Лозы те пять гроздьев, пять ран Христовых, и будем во здравие вкушать все, духовные и мирские, великие и малые, старцы и юноши. Поистине, вкусны те гроздья для духовного насыщения и полезны для мысленного здравия, ибо имеют многую силу. Гроздь, или рана правой руки Господней, имеет силу любить добрых, гроздь же левой руки, или рана на левой руке, имеет силу миловать грешных. Для того-то Он и пострадал правой и левой рукой, чтобы показать, что Он «праведных любяй, и грешныя милуяй». Гроздь, или рана правой ноги Господней, имеет силу постановления нас на путь правый, гроздь же, или рана левой ноги Его, имеет силу возбранения от злого пути нашим ногам. Наконец, гроздь, или рана Его пронзенного сердца, имеет великую силу высочайшей любви, которой Он от всего сердца любит не только друзей, но и врагов: «Отче! Прости им» ( Лк. 23:34 ). Больше такой любви никто не имеет, чтобы положить душу свою не только за друзей ( Ин. 15:13 ), но и за недругов. Вот видите, каким вкусом обладают те пять духовных гроздей. Будем же вкушать их во здравие, будем вкушать с желанием, и да уразумеем силу их: " Вкусите, – сказано, – и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Но не оставим и всех прочих, хотя и меньших, гроздьев той лозы, не пренебрежем, скажу я, и всеми прочими ранами, бывшими на Теле Господнем, ибо все они имеют одну и ту же силу избавить и спасти нас от наших грехов. Апостол говорит: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет. 2:24 ). Поищем еще и то, где любит насаждаться, расти и приносить плод тот прекрасный виноград, та лоза истинная, которая есть Христос. Мы знаем, что Он родился однажды прежде веков от Отца без матери. Знаем и то, что в последнее время Он родился от Матери без отца, от Пречистой Девы Марии, и имеет Тело, как лозу виноградную, Божество же в теле, как виноградный сок в лозе и гроздьях. Где же ныне рождается сей прекрасный и прелюбезный наш виноград, где насаждается и растет, – это, я думаю, не всякий угадает.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Почему священномученика Игнатия называют Богоносцем? Говорят, вот почему. Когда Господь, еще живя на земле и уча людей, сказал: «Пустите детей приходить ко Мне» ( Мк. 10, 14 ), в народе случайно были родители Игнатия вместе с мальчиком, который уже начинал ходить. Господь, призвав его к себе, поставил посередине и, взяв его на руки и обняв его, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18, 3 ). Потому-то и был святой Игнатий назван потом Богоносцем, что был носим руками воплощенного Бога. Но не менее и потому он был назван Богоносцем, что носил Бога своем сердце. Когда мучители бросили его на съедение зверям за Христа, то спросили, почему у него на устах всегда имя Христово? Святой ответил: «Это имя у меня написано в сердце, и устами я исповедую Того, Кого всегда ношу в сердце». После, когда святой был съеден зверями, то по Божию изволению сердце его сохранилось. Неверные, найдя его и вспомнив слова святого, разрезали это сердце пополам, желая узнать, правду ли он говорил, и нашли, что внутри на обеих сторонах разрезанного сердца золотыми буквами было написано: «Иисус Христос». Таким образом, святой Игнатий и по имени, и самым делом оказался Богоносцем, поскольку носил в сердце своем Христа Бога. ?? ??Мы же, возвращаясь к беседе, скажем про себя: вот где любит насаждаться мысленная лоза – Христос: в сердцах Своих верных рабов, истинно любящих Его. Пусть же каждый посмотрит в свое сердце – найдет ли в нем Христа? О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза – Христос? Не больше ли ты рождаешь непотребное, смрадное и вредное зелье злых помышлений, о которых говорит Сам Господь: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния... кражи»? ( Мф. 15, 19 ). ?? ? Был бы безумцем тот, кто в своем малом саду, из которого он имеет все Свое пропитание, вместо каких-либо необходимых для пропитания плодов насаждал крапиву или терние и такими бесполезными растениями портил бы полезную землю. Не к разумным, но к глупым причисли и того, кто в сердце своем насаждает вместо лозы-Христа репейники страстей и грехолюбия и рождает вместо гроздей терния. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 448–449 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скажи: так говорит Господь Бог: будет ли ей успех! Не вырвет ли он корни ее и не оборвет ли плоды ее и не сделает ли сухими все ветви отрасли ее, и она засохнет, и не с большою силою (brachino) и не со многими народами вырвет ее с корнем. Вот она насаждена; но будет ли ей успех? Не засохнет ли она, как скоро коснется ее жгучий ветер, не иссохнет ли на грядах отрасли своей? LXX: И был другой орел большой, с большими крыльями, с весьма многими когтями, и вот виноградная лоза эта обвилась вокруг него и корни ее вокруг него, и ветви свои простерла к нему, чтобы он напаял ее вместе с частью земли (gleba) насаждения своего. На хорошем поле, у вод многих она стала тучною, так что пускала отрасли, и приносила плод и стала большою лозою. Поэтому скажи: так говорит Адонаи Господь: исправится ли она? Не сгниют ли нежные корни ее и плод ее и не иссохнет ли все, что взошло от нее! И не с большою силою (brachino) и не со многочисленным народом вырвет ее с корнями ее. И вот она делается тучною: исправится ли она? Не засохнет ли она тотчас, как только коснется ее жгучий ветер, не засохнет ли от засухи и не засохнет ли вместе с частью земли (gleba), на которой она пустила отрасль? Второй орел, то есть другой, также большой, пушистый, со многими когтями, по причине быстроты и опустошения весьма многих народов, есть египетский царь, фараон. И вот лоза эта, подразумевается Седекия, поставленный Навуходоносором в Иерусалиме, – начала, говорить, обращать отрасли свои к нему, то есть к царю египетскому, отправлять послов и просить у него помощи против того царя, которому он был подчинен. Ибо это означает то, что теперь говорит Писание: чтобы он напаял ее от гряд произрастения своего. Она насаждена Навуходоносором в хорошей земле, чтобы могла пускать ветви и приносить плод и вырасти широкой лозой; поэтому пророку повелевается сказать лозе, которая была посажена Навуходоносором и обращала ветви свои к орлу египетскому: будет ли успех ей в том, что она замыслила сделать, и не засохнут ли тотчас все отрасли и ветви ее? И, говорит, не с большой силой и не со многочисленным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Стих 4. Будите во Мне, и Аз в вас … Пребудьте во Мне, крепко соединенные со Мною посредством твердой веры и неразрывной связи, и Я пребуду в вас, вселившись в вас силой Своей, буду обнимать и поддерживать вас, как виноградная лоза ветви, и буду помогать вам приносить плоды. Стих 4… Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете … так и вы не будете в состоянии принести плода, если отторгнетесь от связи со Мною. Стих 5. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног … Иисус Христос объясняет теперь притчу, и обрати внимание, что Он говорит: иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног . Часто пребывает кто-либо во Христе, соединяясь с Ним посредством веры, но Христос не пребывает в нем, отвращается от него, потому что он проводит недостойную жизнь. Такой человек приносит плоды, но весьма малые, совершив одно какое-либо или два добрых дела. И в виноградниках мы видим такие ветви, которые не особенно радуют виноградаря, принося какие-либо жалкие кисточки. Стих 5… Яко без Мене не можете творити ничесоже…, подобно ветвям, которые не заимствуют силы от корня. Сказав прежде: вы не можете приносить плода, если не пребудете во Мне, теперь Иисус Христос предсказывает и опасность для того, кто не пребудет в Нем. Стих 6. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга …, как бесплодная ветвь. Стих 6… И изсышет … И потеряет влагу благодати, которую он имел от корня. Стих 6… И собирают ю … И соберут такого рода ветви Ангелы во время Страшного Суда. Стих 6… И во огнь влагают … и бросят в огонь геенны. Стих 6… И сгарает … будут гореть, но не сгорать. Иисус Христос под непребывающими в Нем разумеет здесь не только отлученных или отделившихся от Него, но и тех, которые некрепко соединены с Ним. Стих 7. Аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам … Конечно, тот, кто живет по заповедям Божиим, не попросит ничего недостойного. Смотри, что пребывание слов Иисуса Христа в учениках, или соблюдение, исполнение их, значит здесь то же, что пребывание Самого Иисуса Христа в учениках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2342...

Сын Божий, по Божеству Своему равночестный Отцу, всегда сопрославлен со Отцем Своим, и нет причины Ему просить о прославлении Его по Божеству. Вся речь построена так, что Он мыслится именно как Сын Человеческий. Человеческая природа во Христе остается не подавленной Божеством, остается исполненной всех своих возможностей и достоинств, исполненной и свободной человеческой воли, отличающейся от воли Божественной, но гармонически с нею сочетающейся. И ей – человеческой природе – надлежит получить прославление от Отца Небесного. И когда Христос говорит о Себе как о Сыне Человеческом, то Он разумеет именно Свою человеческую природу и даже подчеркивает, что Отец Его, с Которым Он един по Божеству, более Его ( Ин. 14:28 ). В прощальной беседе раскрывается истина, что во Христе, в Его земной жизни прославилась именно Его человеческая природа. Пришел час, когда Сын Человеческий завершил дело, порученное Ему Отцом: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:4, 5 ). Христос говорит здесь, что Он уже совершил дело, которое поручил Ему Отец. Но само таинство спасения человечества здесь лишь начинается. Еще предстоит крестная смерть и воскресение, чрез это и совершается спасение. Предстоит также и, превосходящее наше человеческое разумение, таинство единения уверовавшего и возрожденного человечества с Отцом Небесным. Оно заключается, опять-таки, в необъяснимом на языке рационализма таинстве единой жизни уверовавших со Христом: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви...» ( Ин. 15:1–5 ). Так Сын Человеческий объединяет в Себе, подобно лозе, жизнь всех уверовавших в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010