Также и он, подражавший жестокости предшественника, описывается под образом лютого льва, так как он пожирал людей, многих делал вдовами, опустошил города и от звука рыкания его пришла в ужас вся страна, так что собрались к нему народы, и раскинули на него сеть свою, и поймали в яме, и посадили его в клетку и в цепи, — не потому, чтобы это было с Иехониею, ибо сам он отдался царю гавилонскому и был отправлен в Халдею, но чтобы удержать образ льва, которого ловят в ямах, опутывают цепями и держат в клетках. Но что касается истории, то это мы читаем о Седекии, который после Иехонии быль поставлен царем Иерусалима. Так как читается о цепях, и клетках и называется темница, то это дало повод очень многим разуметь более Седекию, нежели Иохонию. Но он содержался в темнице и не убит, а только свергнут с престола. О Седекии же история сообщает, что он ослепленный был отведен в Вавилон и там немедленно убит.    Ст. 10—14. Мать твоя, как виноградная лоза в крови твоей, посаженная у воды; плоды ее и ветви ее выросли от обильных вод. И были у нее стебли крепкие для скипетров властителей, и стал высоким рост ее в ветвях. И увидела высоту свою среди множества отраслей своих, и была вырвана во гневе и брошена на Землю, и знойный ветер иссушит плод ее, завяли и засохли крепкие стебли ее, огонь пожрал ее. А теперь она пересажена в пустыню, в земле непроходимой и жаждущей. И вышел огонь из стебля ветвей ее, который пожрал плоды ее, и не осталось на ней крепкого стебля, скипетра властителей. Оплакивается она теперь и [впоследствии] будет оплакиваться. LXX: Мать твоя, как виноградная лоза, подобная по цвету гранатовым яблокам, посаженная у воды. Плод ее и отрасль ее были от обильной воды. И был у нее стебель крепкий для поколения вождей, и возвысилась она по величественности своей среди отраслей. И увидела она величие свое среди множества отраслей своих, и была сломлена во гневе, брошена на землю и ветер знойный иссушил избранные ее. Они были наказаны, и засох крепкий стебель ее. Огонь истребил ее, и теперь посадили ее в пустыне, в земле безводной, и вышел огонь из стебля избранных ее, и пожрал ее, и не стало на ней крепкого стебля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом девство послано людям как полезнейшее и надежнейшее средство. Только ему одному диавол не мог противопоставить подобного способа обольщения, как (он делал) с прочими законодательствами. Глава V. Подражательная во всем злоба диавола. Два рода смоковниц и виноградных лоз. Так как смоковница по сладости плода и красоте своей, как я сказала, принимается за образ райской сладости, то диавол, обольстив человека подобиями ее, уловил его в свои сети, внушив прикрыть наготу тела листьями смоковницы, т. е. сладострастным раздражением, вследствие раздражающаго свойства их. А затем спасшихся от потопа, напоив до опьянения питием подобным винограду духовного веселия, он также подверг осмеянию, обнажив человека от добродетели. Сказанное мною еще яснее будет из следующего. Вражеская сила всегда подражает внешнему виду добродетели и правды, не для исполнения их по истине, а для обольщения и притворства. Дабы увлечь к смерти избегающих смерти, она украшается внешним видом безсмертия. Так, она хочет казаться и смоковницею, и виноградом, производить и сладость, и веселие, принимая вид Ангела света ( 2Kop. XI, 14 ) и подобием богопочтения обольщая многих. В Писаниях мы находим, что есть два различных рода смоковниц и виноградных лоз. Смоквы хорошие весьма хороши, и: смоквы горькие, весьма горьки (πικρ, – Uep. XXIV, 3 ) 90 . Вино, которое веселит сердце человека, (Пс. CIII, 15), и: вино яд драконов и гибельная отрава аспидов (Второз. XXXII, 33). Но как скоро наконец воцарилось над людьми девство, то обольщение обличено и препобеждено, так как Перводевственник Христос низпроверг его; и истинная смоковница и истинная виноградная лоза стали приносить плоды после того, как над всеми приняло власть девство, как возвещает и пророк Иоиль: не бойся земля, говорит он, радуйся и веселись; ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь животные, ибо пастбища пустыни произрастили траву, дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он дал пищу в правду ( Uouл. II, 21–23 ) 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

То есть, такой человек, который достиг богоподобного бесстрастия, он уже может помогать и другим людям, он может помогать им выращивать эти сады. Почему такое название – «ореховый сад». Орех, он сам твердый, а внутри он вкусный. Также и богоподобная душа – она соучаствует с Богом в управлении миром. Потому что Господь говорит, что побеждающий получит все: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» ( Откр. 3, 21 ). И святые поэтому соцарствуют Христу, они помогают Богу вести к Нему других людей. Поэтому, видите, у нас все даже окружено иконами святых, которые пришли к Богу и нам помогают идти к Нему. Они сходят сюда, чтобы посмотреть, как растет ореховый сад. То есть посмотреть, созрели у нас орехи или нет, а то, может быть, мы снаружи от искушений не защищены. Часто бывает такая ситуация. Вроде как искушение снаружи не принимаем, а внутри гневаемся. Нас обидели – мы вроде вида не подали, а внутри кипит все. Значит, у нас орех – зеленый или даже гнилой внутри, варианты возможны. Зеленый, если мы боремся с этим гневом, и гнилой, если мы с ним не боремся внутри. Бывает, что человек милейшей души снаружи, твердый как орех, а внутри чуть копнешь, начинается, такое полезет. Значит, гнилой орех, значит там червивый орех. А святые спускаются зачем? Чтобы посмотреть, созрел орех или нет, помочь этому ореху созреть, потому что молитвы святых помогают нам идти к Христу. Это действительно так, мы, слава Богу, спасаемся не в одиночестве. Действительно, Слово Божие не знает индивидуального спасения, спасается каждый отдельный человек, но вместе со всеми святыми. Это – чистая правда. «... распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?» В душах людей «распустилась ли виноградная лоза» – есть ли первые признаки добродетели Христовой в человеке? «Расцвели ли гранатовые яблоки» – то есть человек набирает ли сладости или нет? «Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего?» То есть, душа такого человека влечет его к ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Христос Святой Иоанн в главе 12-й пишет о Нем, что Христос – Бог Израилев, и Его славу видел Исаия ( Ин. 12:41 ), и еще он говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). Святой Павел в Послании к евреям говорит, что Христос Господь наш есть Бог Израилев, ибо «основал землю, и небеса – дело рук Его» ( Евр. 1:10 ). Он же говорит, Христос Господь есть Бог, Которого иудеи в пустыне искушали. Сам Господь, Предвечная Истина, говорит о Себе так: «Отец во Мне, и Я в Нем»; и еще: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 10:38, 8:58 ). Все эти свидетельства, находящиеся в Священном Писании, ясно нам доказывают, что Христос Господь – Истинный Бог наш (1). Господь, любезно и долго беседуя со Своими учениками накануне Своих страданий, назвал Себя виноградом, который возделан Отцом: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь» ( Ин. 15:1 ). Войдем мы в этот виноград, здесь мы поистине найдем пользу, ибо здесь есть гроздья и вино веселья. Посмотрим же, почему Господь наш назвал Себя виноградом. Не потому ли, что в Святых Тайнах под видом вина верующие пьют Его Животворящую Кровь? Ведь Он сказал на вечери: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» ( Мф. 26:27–28 ). Назвал Он Себя виноградом для того, чтобы знали, что Кровь кто-либо может пить не иначе, как только под видом гроздной крови, то есть под видом вина, которое в Писании называется Кровью гроздною ( Быт. 49:11 ; Втор. 32:14 ). Не для того ли Он назвал Себя виноградом, чтобы показать, что как гроздь виноградная, пока не будет вложена в точило, не попрана и не раздавлена, до тех пор не даст из себя вина, которым «веселится сердце человеческое» (см. Пс. 103:15 ), так и Ему, Господу нашему, подобало, как и грозди, быть попранным и раздавленным страданиями, чтобы источить Кровь, как вино, для радостного спасения всего рода человеческого. Восходя на Крест, Он назвал Себя Лозой виноградной, и как лоза, возросши на коле, рождает гроздья, так и Господь наш, вознесшийся на Кресте, принес пять чудных красных гроздьев, пять, говорю я, больших ран на руках, ногах и Пречистом Его боку.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Это и будет прославлением Отца в Сыне. Дух Отца, Дух истины вселится в них самих и будет их вечным неотъемлемым ходатаем пред Отцом: мир не может принять Его, так как Он невидим, а мир может принять только видимое; они же знают Его, так как и теперь Он пребывает у них, но будет Он в них. Это не то значит, что с вселением в них Духа Сам Христос будет разлучён от них. Он Сам явится им, но явится не так, как мог бы явиться миру, видимо; нет, но кто возлюбит Его, тому Он явится, в того Он вселится вместе с Отцом Своим Небесным, так как Он в Отце. И как Он в Отце, так и они будут в Нём, и Он в них. Он явится им иным, чем как теперь отходит от них: теперь Он находится с ними лишь во. внешнем общении, теперь Он внешний ходатай за них, а тогда будет ходатайство Духа (ср. 1Ин. 2:1 ), тогда будет общение духовное, так что то, что Он теперь им говорит, они вспомнят и уразумеют иначе. Вот почему Он заповедует им не смущаться сердцем: Отец Его более Его, и они должны радоваться тому, что Он идёт к Отцу, как и Сам Он идёт к Отцу с любовью и готовностью. Итак, «встаньте, пойдем отсюда». Они не должны думать, что по Его отшествии они будут жить и приносить плод без общения с Ним. Нет, как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и они, если не будут в Нём; напротив, в общении с Ним они будут приносить многий плод. Он есть истинная виноградная лоза, насажденная Небесным Отцом, чтобы приносить плод. И чтобы приносить плод, зерно умирает ( Ин. 12:24 ): Он есть истинная виноградная лоза потому, что полагает душу Свою, что идёт на страдания и смерть, чем прославился Отец Его. Но и ветви лозы, не только засохшие (т. е. иудеи) бросаются в огонь, но и приносящие плод очищаются, чтобы более принесли плода. Так и ученики: они уже очищены чрез слово, которое они слышали от Него; но они должны очиститься и самым делом, следованием за Ним, чтобы принести многий плод. Для того и прославился Его Отец, для того и идёт Он на страдания, чтобы они принесли много плода, и так они будут Его учениками, последователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... во Мне пребывает и Я в нем… Ядущий Мвня (=Мою плоть и пьющий Мою кровь) – он будет жить Мною (по причине Меня)... Дух животворит (есть животворное начало) плоть не значит ничего (не есть самостоятельное начало, всецело зависит от духа, есть проявление его действенности: по идее и назначению плоть должна быть такою же, как дух – сильною, бодрою, духовною, – но в действительности, вследствие греха, «дух бодр, плоть же немощна», Мф.26:41 пар. Мк. «плоть похотствует против духа» Гал.5:17 ср. Рим.7:14 дал. и это потому, что сам дух, вследствие греха, ослабел, раздвоился между добром и злом, – удержав представление и желание добра, потерял силу делать добро в той мере, в какой желает, – у ослабевшего духа и тело стало немощным). Слова, что Я сказал вам, дух есть и жизнь есть (должны быть понимаемы в значении жизненного единения верующих со Христом и между собою в одном духовно-таинственном теле Богочеловека или Церкви чрез посредство внешнего вкушения евхаристийной жертвы). To же раскрывается и в беседе о виноградной лозе у Иоан. 15 гл. «Я есмь лоза (виноградная) истинная... Пребудьте во Мне и Я в вас: как ветвь (виноградная) не может плод приносить сама собою, если не пребудет на(в)лозе, так и вы, если не пребудете во Мне. Я есмь лоза, вы – ветви: пребывающий во Мне, и Я в нем, – сей приносит плод многий, потому что без Меня не можете творити ничего». В этих двух беседах раскрывается таинственное значение последней пасхальной вечери Христа с учениками, причем рассказ о самом установлении Евхаристии Христом, как нередко в евангелии Иоанна, предполагается известным читателю из прежних евангелий. Замечательно, что в беседе о хлебе жизни употребляется будущее время: δσω – дам. Напротив, речь о виноградной лозе идет в настоящем времени. Причина та, что последняя беседа происходила на самой тайной вечере, притом после установления таинства, тогда как во время беседы о хлебе жизни – основание Церкви и таинство евхаристии были делом будущего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Апостол Павел любит нанизывать цитаты одну на другую. Иногда он просто обрушивает на своих читателей целый каскад цитат. Например, в главе 3 Послания к Римлянам, где апостол говорит о современном ему падении нравов, каждый его тезис — ветхозаветная цитата: Ноги их быстры на пролитие крови (Рим. 3, 15) — это из первой главы Книги притчей Соломоновых, стих 16: ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови . А это Псалтирь, псалом 35: Нет страха Божия перед глазами их (Рим. 3, 18), а всего там семь цитат подряд. — Но ведь и Сам Спаситель говорит на этом языке. Это мы, читая в Евангелиях Его слова, зачастую не узнаем древней цитаты, не чувствуем связи Его проповеди с Писанием. — В отличие от нас, окружение Спасителя знало Писание наизусть. Тогда не было никакой разбивки на главы, на стихи. Мы теперь говорим: глава такая-то, стих такой-то. А они просто называли два-три первых слова определенного стиха, и все понимали, что имеется в виду. И когда Господь говорил, апеллируя к Ветхому Завету, все понимали, о чем идет речь, и улавливали связи с хорошо известными книгами. Например, когда Он говорит, что Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки (Лк. 13, 21), мы не слышим здесь никакой аллюзии на Ветхий Завет. А окружавшие Спасителя сразу слышали: Книга Бытия, глава 18 — посещение Авраама тремя чудесными мужами. Стих 6: Авраам говорит Сарре, чтобы она взяла три сата (меры) муки и испекла пресные (без закваски!) хлебы для гостей. Учитывая это, слышавшие, вероятно, понимали: хлеб любви, который человек подносит Богу, отныне заквашивается Царством Небесным, то есть самой любовью Божиею. Иной пример — притча о злых виноградарях (см.: Мф. 21, 33–46). Все образы этой притчи — виноградник, точило, башня, ограда — взяты из песни, которой открывается 5 глава книги Исаии. Только если в Ветхом Завете Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев (Ис. 5, 7), то в евангельской притче остается вопрос: что же такое виноградник? Чуть ниже Сам Господь дает на него ответ: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (43). Итак, виноградник — Царство Небесное, явленное с приходом Христа, и чтобы оставаться виноградником и приносить плоды, Израиль должен быть привит к Нему (то есть принять Его). Продолжение этой темы мы находим в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит: Я есмь лоза, а вы ветви (15, 5).

http://pravoslavie.ru/56506.html

17 . Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому вавилонскому смешению, ибо в оном смешении языков было разделение воли, так как замысел был богопротивный; а в этом – утверждение и соединение мысли, так как целью здесь было благочестие. Через что отпадение, через то же и восстановление. Слышавшие удивлялись этому и говорили: сии говорящие не все ли Галилеяне? ( Деян.2:7 ). Нимало не удивительно, если вы знаете; ибо и Никодим не знал, как приходит Дух, и ему сказано: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит ( Ин.3:8 ). Равно и я не могу поведать вам, что такое Он в существе своем. 18 . А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина ( Деян.2:13 ). Истину говорили, но с насмешкой. Вино поистине новое, благодать Нового Завета. Но это новое вино из духовного винограда, который много раз уже приносил плоды в пророках, а в Новом Завете процвел совершенно. Ибо как вещественная виноградная лоза, всегда пребывая одинаковою, в известное время приносит новые плоды, так и этот Дух, пребывая всегда таковым, каков Он есть, и многократно действовавший в пророках, ныне показал нечто новое и чудесное. Ибо сообщалась благодать и отцам, но здесь преизобилует. Ибо там приобщились только Духа Святого, а здесь крестились Им совершенно. 19 . Но Петр, который имел Духа Святого и знал, Кого имеет в себе, говорит: мужи Иудейские ( Деян.2:14 ), которым известен пророк Иоиль, но которые не разумеете, что написано у него: они не пьяны, как вы думаете ( Деян.2:15 ). Они упились, но не тем, что вы предполагаете, но тем, о чем написано: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их ( Пс.35:9 ). Упились упоением трезвенным, умерщвляющим грех и оживотворяющим сердце, упоением, противным упоению телесному: ибо это производит забвение того, что было известно, а то сообщает познание о вещах неизвестных. Упились, испив вина от духовной лозы, Которая говорит о Себе: «Аз есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

17. Смешение произошло во множестве слушающих, второе смешение вместо первого, ко вреду послужившего в Вавилоне! Ибо при том смешении языков было разделение произволений, потому что мысли были богопротивны, а здесь восстановление и соединение в мыслях, потому что взыскуемое было благочестно; что было причиною отпадения, то стало причиною и возвращения. Поэтому и дивились, говоря: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» ( Деян. 2:8 )? Нимало не удивительно, если не знаете сего. Ибо и Никодим не знал пришествия Духа, и ему сказано было: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» ( Иоан. 3:8 ). Если даже, когда и глас его слышу, не знаю откуда приходит, то могу ли объяснить, что такое Он в Своей ипостаси? 18. «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» ( Деян. 2:13 ). Хотя правду сказали они, но сказали в поругании. Ибо, действительно, новое это было вино, благодать Нового Завета, но это новое вино было из духовного винограда, который многократно уже плодоносил в пророках и прозяб в Новом Завете. Как в чувственном винограде лоза пребывает всегда одною и тою же, но по временам приносит новые плоды, так один и тот же Дух, пребывая тем, что Он есть, и многократно действовав в пророках, явил ныне нечто новое и чудное. Благодать простиралась и на отцов, но здесь она в преизбытке; там приобщались Святого Духа, а здесь всесовершенно крещены Им. 19. Но Петр, который приял в себя Духа Святого и знал Кого приял, говорит: «Мужи израильские, вы, которые читаете Иоиля, но не знаете написанного! «Они не пьяны, как вы думаете» (15). Точно они пьяны, но не как вы предполагаете, а как написано: «насыщаются от тука дома Твоего, из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» ( Пс. 35:9 ). Упоены они трезвенным упоением, которое умерщвляет грех и животворит сердце упоением противным упоению телесному. Ибо то производит забвение и знаемого, а это дарует ведение и незнаемого. Упоены они, испив вина от духовной виноградной Лозы, которая говорит: «Я есть лоза, а вы ветви» ( Иоан. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

6) Называется Церковь Христова виноградом, как поет пророк: Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и посадил его (Пс. 79:9 см. еще: Иер. 2:21; 12:10; Мф. 20:1-16; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-18). Лоза в винограде этом – Христос, Сын Божий, Виноградарь – Бог и Отец Господа Иисуса Христа, как Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь» (Ин. 15:1). К истинной лозе этой прилепившиеся ветви – верные Его, которые верою и любовью к этой лозе присоединены, соком благодати ее оживляются, напоеваются и приносят плод. 7) Именуется Церковь Христова горой Господней, Сионом святым и верным, в котором Христос, Сын Давидов по плоти, с Отцом и Святым Духом жилище Свое имеет. Об этой Господней горе говорит пророк: Будет в последние дни явлена гора Господня, и дом Божий наверху гор, и возвысится выше холмов, и придут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис. 2:2-3 см. еще: Пс. 14:1; 2:6; 23:3; 47:2; 67:16; 73:2 и прочее). 8) Уподобляется Церковь Христова кораблю, который по морю мира сего плавает и стремится к тихому пристанищу вечного покоя. Ибо как корабль на море волнами, так Церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий этого спасительного корабля – Сам Христос, Сын Божий, ветрам и морю повелевающий (Мф. 8:26-27). Этот великий и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему учению Святых Отцов и учителей. Как святой Ной со всем своим домом в ковчеге спасся от всемирного потопа, а все, вне ковчега бывшие, погибли, так и ныне от потопа греховного гнева Божиего и вечного осуждения спасаются только те, которые в Церкви святой находятся, и истинными сынами ее пребывают. Прочие же все, вне пребывающие, погибают и потопляются в потопе адской бездны. В Святом Писании есть и иные имена и уподобления святой Церкви, но это оставляю читающим со вниманием Святое Писание. А приведенных примеров достаточно для наставления и душевной пользы простых людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010