Ст. 9—12. Прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, и плачут священники, служители Господни. Опустошена страна, сетует земля: потому что истреблена пшеница, посрамлено вино, оскудело масло, земледельцы постыжены, виноградари рыдают о пшенице и ячмене. Виноградная лоза посрамлена и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблонь и все дерева в поле посохли, поэтому радость у сынов человеческих обратилась в стыд. LXX: Прекращено жертвоприношение и возлияние в доме Господнем; плачьте священники, служители Господни ибо опустошены поля; да сетует земля, потому что испорчена пшеница, иссохло вино, оскудело масло, посохли дерева (или земледельцы; плачьте, поля (possessiones), о пшенице и ячмене, потому что погиб сбор с поля, виноградная лоза засохла и смоковницы оскудели гранатовое дерево, пальма, яблонь и все дерева в поле посохли; поэтому радость у сынов человеческих обратилась в стыд.    Что касается исторического смысла, то по опустошении и истреблении всего массою саранчи или врагов, которые под видом ее изображаются, прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, из которых одно приносилось от муки, а другое от вина. Плачут священники, эти служители Господни, потому что не совершаются по закону жертвоприношения и возлияния, и в особенности потому, что не приносятся и десятины, которые обыкновенно получались ими. Ибо вся страна опустошена. Земля сетует метонимически вместо тех, которые живут на ней; пшеница, вино и масло оскудели; также самые земледельцы и виноградари постыжены и рыдают, потому что погибли не только пшеница, но и ячмень, который бывает менее ценным и более плодородным, и овощи, на которые, как я думаю, указывается в словах погиб сбор с поля, то есть все то, что обыкновенно родит земля. Но нет нужды говорить о пшенице, вине, масле и ячмене, когда даже плоды на деревьях посохли, смоковница завяла и гранатовое дерево, пальма, яблонь и все дерева, плодовые и бесплодные, погибли, быв опустошены саранчею. Все это было для того, чтобы прекратилась или обратилась в стыд радость сынов человеческих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

А как только в уме человека возникнет представление о неисполнимости предложенных ему для исполнения заповедей, то он неизбежно придет к заключению и о бесполезности чтения Евангелия. К чему, скажет он, читать его, когда жить по заповедям Христовым нельзя? И закрывает он только что раскрытое Евангелие и никогда уже не заглядывает в него. И если он верующий в загробную жизнь и в предстоящее воздаяние там за жизнь, прожитую здесь, на земле, то он верит также, что справедливый Бог не может наказывать за неисполнение неисполнимых заповедей, и что, следовательно, нечего и страшиться ответственности за неисполнение их. А с другой стороны, он невольно соглашается и с таким положением: если за неисполнение неисполнимых заповедей будет наказание в будущей жизни, и если избегнуть его нельзя, то нечего и стараться исполнять их, нечего стеснять себя, лишать себя удовольствий и наслаждений в этой жизни; что будет там, я не знаю; так воспользуюсь же, по крайней мере, тем, что мне известно, то есть благами земной жизни. Дойдя до такого заключения, он, то есть верующий человек, совсем отстает от Бога и переходит в разряд равнодушных к религии, мало чем отличающихся от язычников. Если же вопрос о неисполнимости заповедей Христовых предстанет пред сомневающимся в бытии Бога или колеблющимся в вере, то сомневающийся или колеблющийся становится атеистом. Но такое понимание слов Христа основано на недоразумении. Если бы Он просто сказал, что без Него мы ничего не можем сделать для нашего спасения, то тогда вышеприведенное мнение имело бы основание. Но Господь этими словами окончил сравнение Себя с виноградною лозою, а верующих в Него – с ветвями лозы. Я есмь виноградная лоза, вы – ветви, а Отец Мой – Виноградарь. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не пребудете во Мне. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:1–5 ). А эти слова Господни, взятые нераздельно, означают вот что: ветвь виноградная живет тою же жизнью, как и лоза, на которой она растет, и питается, теми же соками, какими питается лоза; и только при этом условии она может приносить много плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Виноделие в древности было распространено по всей Палестине, но в настоящее время во многих местах оно почти исчезло и не составляет более значительного промысла, хотя доселе еще ежедневно привозится множество винограда из предместий Иерусалима и других городов, особенно из Хеврона. Вино виноградников, растущих на горах Ливана, доселе пользуется большой и заслуженной славой. Относительно действия вина (по-евр. яин) на организм человеческий в Свящ. Писании ему усвояются: блестящие очи ( Быm. XLIX, 12 ), необузданный язык ( Npumч. XXI, 1 ), возбуждение духа ( Npumч. XXXI, 6 ), потеря ума ( Oc. IV, 11 ), превратное суждение ( Npumч. XXXI, 1 ) и болезни ( Oc. VII, 5 ). В Свящ. Писании виноградные лозы и виноград очень часто служили для иносказательных выражений. Так, напр., Иаков в благословении своем Иуде предсказал: он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сена ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови Дроздов одеяние свое ( Быm. XLIX, 11, 12 ), чем указывалось на изобилие винограда в Земле Обетованной. Виноградная лоза, прекраснейшее произведение природы, считалась у иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Потому в книгах пророческих Иудея и иудейская церковь уподобляются великой виноградной лозе, украшенной превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой самим Богом ( Uep. II, 21 ; Nc. LXXIX, 9 ). Сам Бог был виноградарем, Израиль виноградником, а каждый истинный израильтянин (особенно же князья и начальники народа) его ветвями. Непокорность народа, его растление и развращение сравниваются с диким и чуждым виноградом, производящим вредные и даже ядовитые плоды ( Uc. V, 2 ; Uep. II, 21 ). Виноград их (т. е. непокорных израильтян), говорит Моисей в своей обличительной песне ( Bmop. XXXII:29, 31, 33 ), от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их – ягоды ядовитые; грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградной лозой: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь ( Uh. XV, 1–6 ), и под видом хлеба и вина (виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей ( Mф. XXVI, 26–28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вот то, что касается « В начале». II. OБЪЯCHEHUE « СЛОВО »: наименования СЫНА БОЖИЯ. А. Перечисление этих наименований XXI. 125.  (23) Посмотрим более внимательно, чем является это Слово, [пребывающее] в Нём. Я часто поражался, размышляя о том, что говорят о Нём люди, которые считают, что верят во Христа, [спрашивая себя], по какой причине они проходят молчанием большую часть бесчисленных имён, данных нашему Спасителю и, если иногда они упоминают об этом, то полагают, что они не были даны Ему в их собственном смысле, но аллегорически, ибо они останавливася только на наименовании Слово, как если бы они говорили, что Христос Божий – Слово и ничего более; они не ищут как для прочих имён значения термина « Слово». 1. Имена, даваемые Им Самому Себе 126.  Для того чтобы быть более ясным, вот что я хочу сказать, говоря о моём удивлении перед лицом большей части толкований: Сын Божий утверждал: « Я Свет миру» и в другом месте « Я Воскресение» и ещё: « Я путь и систина и жизнь»; написано: « Я дверь»; Он сказал: « Я добрый пастырь»; Самаритянке, сказавшей: « Мы знаем, что Месиия грядёт, Он, называемый Христом; когда Он придёт, научит нас всему», Он ответил: « Это Я, говорящий с тобою». 127.  Сверх того, умывая ноги ученикам Своим, Он признал Своими словами, что Он их Господь и их Учитель: « Вы называете Меня Учителем и Господино и вы правы: Я Он». 128.  Но также ясно возвестил Себя Сыном Божиим, говоря: « Тому ли, Кого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: Ты кощунствуешь, ибо Я сказал? Я Сын Божий» и « Отче, пришёл час, прославь Сына Твоего, чтобы Сын твой прославил Тебя». 129.  Мы видим как Он провозглашает Себя Царём, когда, отвечая на вопрос Пилата: « Ты ли Царь иудейский?», говорит: « Царство Моё не от мира сего; если бы царство Моё было от мира сего, служители Мои сражались бы, дабы Я не был предан иудеям; но царство Моё не отсюда». 130.  Мы также читали: « Я истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь» и « Я виноградная лоза, а вы ветви». 131.  К этому можно добавить: « Я хлеб жизни», « Я хлеб живой, сошедший с небес» и « Дающий жизнь миру».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Господь наш Иисус Христос – краеугольный камень, об Него спотыкаются, или на Нем строят – обойти Его никак нельзя, Он лежит на всех дорогах. Куда ни пойдешь, всегда на этот Камень наткнешься. И когда на этот Камень наткнешься, ты должен будешь или расшибиться об Него насмерть, или построить на Нем свою жизнь. Третьего не дано. Понимаете? И дальше Царь говорит: «Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных» ( Песн.7, 8–10 ). Итак, Царь говорит, что стан Невесты похож на финиковую пальму. Финиковая пальма – древний символ дерева жизни. На всем Ближнем Востоке финиковая пальма является деревом жизни. Древнейшие изображения дерева жизни, а они сохранились от шумеров, – они даже древнее Книги Бытия. Есть, например, начатки вавилонские, шумерские, где изображается дерево жизни и дерево познания добра и зла, – там даже змей висит, там Адам и Ева рядом стоят. И деревом жизни всегда считалась именно финиковая пальма. Здесь и говорится, что стан твой, ты сама похожа на дерево жизни. Ты стала христоподобной, потому что дерево жизни есть Христос, Премудрость. И вот сам человек становится христоподобным, потому что он соединился со Христом, сплавился с ним, стал членом Его тела. А «груди твои», т.е. добродетели, на которых держатся Закон и пророки. Помните, мы говорили, что груди Невесты – это любовь к Богу и ближнему, два завета, они похожи на виноградные кисти. А Кто есть виноградная лоза? «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» ( Ин. 15, 1 ), – Христос сказал. Поэтому эти добродетели принесли плоды, т.е. они настоящие, они оказались у тебя, Господь оценил добродетели Невесты – любовь к Богу и ближнему, к которым сводятся все добродетели, и они оказались настоящими. И поэтому Господь хочет, чтобы Невеста отдала эти плоды Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Границы все время переделываются, государства объединяются, разъединяются (в Восточной Европе все делятся, в Западной — все объединяются) — это все людское, это люди делают что-то свое. Царство Божие едино, и оно будет как на Небе, так и на земле! О чем мы просим в " Молитве Господней " ? " Да приидет Царствие Твое..., яко на Небеси и на земли " . То есть рано или поздно все эти человеческие границы пропадут и будет только Царствие Божие! И власть будет только одна — от Бога, яко на Небеси и на земли . Поэтому не будем связывать себя с временными спекуляциями современной политики, но будем тверды в нашем стоянии за правду Божию. Вот почему апостол Иаков говорит: Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Если ты принял волю Божию — прими ее полностью, будь с ней согласным во всем! Часть 2 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3, 12). О чем эти слова апостола Иакова? Он говорит о том, чтобы те из нас, кто надеется на князей, на сына человеческого (Пс. 145, 3), не забывали, что какое бы высокое положение человек ни занимал, он все равно остается только человеком. А Писание говорит нам, что всякий человек ложь (Пс. 115, 2). И псалмопевец восклицает: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Значит, любой человек — это еще и врата погибели: ведь в людях нет спасения. Итак, если мы, надеясь на людей, хотим правильно выстроить свою жизнь — семейную, гражданскую, государственную, общественную — мы неизбежно придем в тупик, ибо всякий человек ложь . Если мы пойдем за грешником, чем окончится наше путешествие? В Евангелии сказано: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Мы должны идти только за Господом! У апостола Петра сказано: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Когда мы идем за Господом — признаем Его власть над собою, подчиняемся Ему как Сыну Божию — наша жизнь меняется в лучшую сторону! А когда мы ждем спасения от людей — это все равно, что ждать маслин от смоковницы. Какая маслина может быть от смоковницы? И может ли приносить смоквы виноградная лоза? Она будет виноград давать!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Деревами виноградным и смоковничным, произрастившими для чад духовного Сиона плоды в правду, он называет прежние законодательства, которые стали приносить плоды по вочеловечении Слова, когда воцарилось над нами девство, между тем как прежде, по причине греха и великого заблуждения, они были безсильны и не произращали отраслей. Ибо истинная виноградная лоза и истинная смоковница не могли доставлять нам пищу, способствующую к жизни, пока процветала смоковница не истинная и разнообразно украшенная для обольщения; когда же Господь изсушил ложные и подражавшие истинным дерева, сказавши горько-плодной смоковнице: да не будет впредь от тебя плода во век ( Mф. XXI, 19 ), тогда истинно плодоносные расцвели и произрастили пищу в правду. Случается и многократно, что виноградная лоза прилагается к самому Господу ( Uoah. XV, 1 ), а смоковница к Духу Святому, так как Господь веселит, а Дух врачует сердца людей. Посему и Езекии повелено было сначала приложить себе пласт смокв ( 4Цар. ХХ, 70 . Uc. XXXVIII, 21 ), чтобы исцелиться, что означает плод Духа, т. е. любовь, по словам Апостола, который говорит: плод же Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание ( Гaлam. V, 22–23 ), которые, по причине сладости их, пророк назвал смоквами. И Михей говорит: каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их ( Mux. IV, 4 ). Очевидно, что прибегшие и успокоившиеся под покровом Духа и Слова не будут страшиться и бояться возмутителя сердец. Глава VI. Тайна видения пророка Захарии. Что маслина означает законодательство, данное при Моисее, это объясняет пр. Захария, говоря так: и возвратился тот Ангел, который говорил со мною и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его, и сказал он мне: что ты видишь? и отвечал я: вижу, вот светильник, весь из золота, и чашечка для елея на верху его, и две маслины, – одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ея ( Зax. IV, 1–3 ). И спустя немного: когда пророк спросил, что значит две маслины с правой и с левой стороны светильника и две масличные ветви близ двух трубочек, то Ангел сказал в ответ: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли ( Зax. IV, 4 ), называя так две первородные силы, предстоящие Богу 92 , которые в этом доме (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

И если не убеждаешься моими словами, дай веру Самому восклицающему Христу: «истинно истинно говорю вам: . —325— если не ядите плоти Сына человеческого и не пьете Его крови, не имеете жизни в себе: ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53–54 ). Слышишь, как уже ясно говорит Он наконец, что если не едим плоти Его и если не пьем крови Его, не имеем в себе, то есть в своей плоти, жизни вечной. Под вечной жизнью совершенно справедливо надо разуметь плоть Жизни, то есть (плоть) Единородного. Она воскресит нас в последний день. Как и каким образом, об этом выслушай, а я не замедлю сказать. Так как она стала плотью Жизни, то есть от Бога и Отца воссиявшего Слова, то перешла к силе жизни (получила силу жизни) и невозможно для жизни терпеть поражение от смерти. Поэтому как скоро в нас явилась жизнь, она уже не может терпеть узы смерти, но должна, конечно, побеждать тление, так как не может подвергаться ее власти. Ведь «тление не наследует нетления», по слову Павла ( 1Кор.15:50 ). В самом деле, если Христос с особенною выразительностью говорит, что Я воскрешу его, то не одной только Своей плоти усвояет силу воскрешать умерших, но, будучи единым с Своею плотью сущий в ней Бог-Слово, говорит: «Я», и вполне справедливо. Ибо Христос не делится на двоицу сынов, также и тело Его никто не может представить чуждым Единородному, как без сомнения и наше тело, думаю, никто не назовет чуждым нашей душе. Таким образом, и из этих рассуждений для нас становится ясным, что Христос есть виноградная лоза, а мы – ветви, так как имеем общение с Ним не только духовное, но и телесное. Поэтому —326— зачем напрасно болтаешь на нас, указывая на то, что так как мы не в телесном находимся с Ним общении, но чрез веру и настроение, по закону любви, то не плоть, говоришь, Свою назвал виноградною лозою, а напротив – божество. Но зачем же, можно спросить, оставив ближайший и более соответствующий смыслу изречения образ, ты устремляешься к гораздо более отдаленному? Разве не естественнее представлять Иисуса виноградною лозою именно по общению плоти, а себя самих ветвями па причине единства природы? Ведь единоприродны виноградной лозе ее ветви. Утверждаем это не с намерением уничтожать наше единение со Христом посредством как правой веры, так и чистосердечной любви, но желая напротив показать, что и духовно и телесно виноградная лоза есть Христос, а мы – ветви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И как Он в Отце, так и они будут в Нем, и Он в них. Он явится им иным, чем как теперь отходит от них: теперь Он находится с ними лишь во внешнем общении, теперь Он внешний ходатай за них, а тогда будет ходатайство Духа (ср. 1Ин. 2:1 ), тогда будет общение духовное, так что то, что Он теперь им говорит, они вспомнят и уразумеют иначе. Вот почему Он заповедует им не смущаться сердцем: Отец Его более Его и они должны радоваться тому, что Он идет к Отцу, как и Сам Он идет к Отцу с любовью и готовностью. Итак, «встаньте, пойдем отсюда». Они не должны думать, что по Его отшествии они будут жить и приносить плод без общения с Ним. Нет, как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и они, если не будут в Нем; напротив, в общении с Ним они будут приносить многий плод. Он есть истинная виноградная лоза, насажденная Небесным Отцом, чтобы приносить плод. И чтобы приносить плод, зерно умирает ( Ин. 12:24 ): Он есть истинная виноградная лоза потому, что полагает душу Свою, что идет на страдания, и смерть, чем прославился Отец Его. Но и ветви лозы, не только засохшие (т.е. иудеи) бросаются в огонь, но и приносящие плод очищаются, чтобы более принесли плода. Так и ученики: они уже очищены чрез слово, которое они слышали от Господа; но они должны очиститься и самым делом, следованием за Ним, чтобы принести многий плод. Для того и прославился Его Отец, для того и идет Он на страдания, чтобы они принесли иного плода, и так они будут Его учениками, последователями. Посему-то они должны пребывать в Его любви: как Его возлюбил Отец, так и Он возлюбил их, так и им заповедует пребывать в Его любви. Говорит же Он им об этом, открывает им тайну богочеловеческой жизни для того, чтобы даровать им Свою радость, которая откроет их сердце для восприятия Его любви, проявляющейся в Его смерти, и даст им силы победить соблазн Его смерти и своих последующих страданий. Он открывает им великую и радостную тайну: Он заповедует им Свою самоотверженную любовь, которую проявит в Своей смерти за друзей, – и вот они друзья Его, если они исполнят Его заповедь, они будут участниками Его дела, Его сослужителями к прославлению Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010