И однако поместил его на поверхности и не утвердил власти его посредством глубокого корня управления, а поставил его для того, чтобы он был виден, но чтобы находился он под властью Вавилонии, или: он был низкого роста, так что ветви его были обращены к нему, чтобы он обращался к власти повелителя-вавилонянина, хотя он и был правителем народа иудейского. Ибо это означают слова Писания, низкою ростом, у которой ветви были обращены к нему, подразумевается — к орлу. Это яснее перевели LXX: взошло то, что было насаждено, и стало виноградною лозою, слабою и малою, так что лишь были видны ветви ее, так что хотя он и казался имеющим царство, но самое царствование его, низкое и слабое, управлялось волею вавилонского правителя. Это между прочим относительно настоящего отдела, к чему мы присоединим и остальное    Ст. 7—10. И был другой большой орел с большими крыльями и пушистый. И вот эта виноградная лоза как бы направила корни свои к нему, простерла к нему ветви свои, чтобы он напаял ее от гряд произрастения (germinis) своего. На хорошей земле, у вод многих насадил ее, чтобы она пускала ветви, и приносила плод и была большою лозою. Скажи: так говорит Господь Бог: будет ли ей успех! Не вырвет ли он корни ее и не оборвет ли плоды ее и не сделает ли сухими все ветви отрасли ее, и она засохнет, и не с большою силою (brachino) и не со многими народами вырвет ее с корнем. Вот она насаждена; но будет ли ей успех? Не засохнет ли она, как скоро коснется ее жгучий ветер, не иссохнет ли на грядах отрасли своей? LXX: И был другой орел большой, с большими крыльями, с весьма многими когтями, и вот виноградная лоза эта обвилась вокруг него и корни ее вокруг него, и ветви свои простерла к нему, чтобы он напаял ее вместе с частью земли (gleba) насаждения своего. На хорошем поле, у вод многих она стала тучною, так что пускала отрасли, и приносила плод и стала большою лозою. Поэтому скажи: так говорит Адонаи Господь: исправится ли она? Не сгниют ли нежные корни ее и плод ее и не иссохнет ли все, что взошло от нее! И не с большою силою (brachino) и не со многочисленным народом вырвет ее с корнями ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иез.19:10 .  Твоя мать была, как виноградная лоза, по­сажен­ная у воды; плодовита и ветвиста была она от обилия воды. Сравнение, которым пользовался до сих пор пророк – Иудеи со львицей, не позволяло ему изобразить дальнейшую судьбу самой Иудеи-львицы и потому он меняет его на сравнение гл. XV и XVII – с виноградной лозой. – «Твоя», т. е. Седекии или Иехонии. – «Мать» – Иудея (или см. объясн. ст. 2 – царица Хамуталь). – «Как виноградная лоза». Слав. еще: «и яко цвет шипчан» (гранатовый), что составляет перевод крайне темного еврейского слова, стоящего после «виноградной лозы», и просто опущенного в рус. переводе: «в крови твоей» (в детях твоих в самом соке жизни?); это слово LXX прочли с изменением одной буквы «как цвет граната». – «Плодовита и ветвиста». Указание на богатство и успехи Иудейского царства или на силу и многочисленность царского рода. Иез.19:11 .  И были у нее ветви крепкие для скипетров властителей, и высоко поднял­ся ­с­т­во­л ее между густыми ветвями; и выдавалась она высотою своею со множе­с­т­вом ветвей сво­их. «Ветви крепкие» – выдающиеся люди или целые роды, напр., Давидов. – «Для скипетров властителей» – способные быть царями. Слав. ед. ч.: «и бысть ему жезл крепости», разумея, очевидно, Седекию. – «Высоко поднялся ствол ее между густыми ветвями». Под стволом, вероятно, разумеется тогдашний царь Седекия. – «И выдавалась она высотою своею». Слав.: «и видя величество свое» – любовалась собою. Иез.19:12 .  Но во гневе вырвана, брошена на землю, и восточный ветер иссушил плод ее; отторжены и иссохли крепкие ветви ее, огонь по­жрал их. Падение Иудейского царства. – «Во гневе» – виноградаря на бесплодие ее, о причине которого говорится далее: «восточный ветер иссушил плод ее». – Оборот " υστερον – обратный порядок мыслей. – «Брошена на землю», как недостойная ухода виноградаря – «Восточный ветер», как в Иез.17.10 (сирокко), халдейское войско. – «Крепкие ветви» – цари (ст. 11); слав. точнее в ед. ч: «жезл крепости». «Огонь пожрал их» – зной восточного ветра; халдейская война.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, Невеста зовет Христа: «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!» ( Песн.7, 12–14 ). Итак, Невеста зовет Возлюбленного, чтобы Он вернулся на землю, и говорит: «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле…», поле этого мира; вернись на землю снова, посмотри. Выйдем в поле этого мира, побудем в селах. Что такое «села Божии»? Это Поместные церкви православные, по всему миру рассеянные. «поутру пойдем в виноградники...». Почему виноградники? У Бога было два виноградника: один заросший, а другой, который Бог возделывал. Виноградник заросший – это язычники, которые не служили Богу, служили злым духам, лжебогам. А виноградник возделанный – это еврейский народ, который Бог назвал «возлюбленный мой виноградник». И Господь оценивает оба виноградника, оценивает не по количеству вложенного труда, а по плодам, которые они приносят. Мы знаем, что в конце времен плоды от виноградников принесут оба народа – язычники, бывшие язычники, ставшие христианами, и евреи, бывшие евреи, ставшие христианами. Мы знаем, что в конце времен и евреи, и язычники – они войдут в единую Церковь . Еврейский народ, мы знаем, отпал от Церкви не навсегда, а на время, потому что настанет время, когда евреи снова возвратятся к Мессии, Которого они отвергли, Которого они распяли. Поэтому и говорится здесь о виноградниках, а не о винограднике. «…посмотрим, распустилась ли виноградная лоза», т.е. ветви на виноградной лозе, на Тебе, на Христе, они растут ли в церквах? И Христос вместе со святыми обходит церкви до сих пор и смотрит: есть ли там отростки, растут ли на церквах Божиих ветки. Богу неважно количество, Ему не важна политика, Ему не важна цивилизация никакая, Ему не нужна великая Россия, Ему не нужен великий Израиль, Ему не нужна великая Америка. Любые цивилизации и страны Ему нужны лишь для того, чтобы собирать Свою жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Кто эта блестящая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? – Невеста Сошла я в ореховый сад Посмотреть на зелень при потоке, Поглядеть, расцветает ли виноградная лоза, Цветут ли гранатовыя яблоки. И, чего не ожидала, душе моей представились Колесницы знаменитых в народе моем. – Глава 7 Подруги Оглянись, оглянись, Суламита! Оглянись, оглянись; дай нам посмотреть на тебя! – Что вам смотреть на Суламиту, Как будто на хоровод Маанаимский? О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь высокородная! В твоих лядвеях такая полнота, как в зернах ожерелья, Сделанного руками художника. Живот твой круглая чаша, В которой не истощается ароматическое вино. Живот твой ворох пшеницы, обставленный лилиями. Два сосца твоих, как два козленка, двойни серны. Шея твоя, как столб из слоновой кости. Глаза твои похожи на озерки Есвонския, Что у ворот Бат-раббима. Нос твой, как Ливанский столб, стоящий лицем к Дамаску. Голова твоя на тебе, как Кармил; И волоса на голове твоей, как пурпур: Царь связан сими низпадающими водопроводами. Как ты прекрасна, и как привлекательна, возлюбленная в приятностях! Этим станом своим ты похожа на пальму; И сосцы твои, как виноградные кисти. Я подумал: взошел бы я на пальму, – Ухватился бы за ветви ея; И пусть бы сосцы твои были для Меня вместо кисти виноградной лозы, И от ноздрей твоих благоухало бы яблоками, И из уст твоих лилось бы, словно вино отличное. – Невеста Нет, оно потечет прямо к Возлюбленному моему; Будет тихо вливаться в уста спящих. Я принадлежу Возлюбленному моему, И ко мне желание Его. Прииди, Возлюбленный мой, выйдем на поле, переночуем на киперах. Поутру, вставши, пойдем к виноградникам; Посмотрим, распускается ли виноградная лоза, Раскрывается ли цвет ея, цветут ли гранатовые яблоки. Там я изъявлю Тебе ласки любви моей. Мандрагоры издают благовоние; У дверей наших всякие плоды превосходные; Новые и старые, Возлюбленный мой, я сберегла для Тебя. Глава 8 О, если бы Ты был мне брат, Сосавший груди матери моей! Тогда я и на улице, нашедши Тебя, лобзала бы Тебя, И меня не осуждали бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

но враг это делает со злорадным хохотом, а друг — от сердечной благорасположенности. Не из ненависти Господь обращается к человеку с упреками, — Он мог бы всех людей ведь и смести с лица земли за их грехи, — но Он за нас даже страдал. Педагог, именно потому, что Он благ, весьма искусно предлагает увещание в форме упрека; человека ленивого Он побуждает поношением как бы бичом. Иногда старается Он подействовать на известного человека и сменой формы увещевания. На кого похвала не действует, того понуждает Он порицанием; а кого порицание не приводит на путь спасения, те как бы трупы какие бывают пробуждаемы для истины поношением. Потому что наказание же и учение мудрости приличие всякому времени (Сир. 22:6–7). Поучающий глупого то же, что склеивающий черенки иди пробуждающий спящего от глубокого сна. (Сир. 22:6–7); почему и прибавлено ясно: пробуждающий спящего от глубокого сна, потому что спящий больше всего на мертвого похож. Господь и сам, беря за пример землю, разные виды представляющую и при уходе за ней разные выгоды доставляющую, иносказательно, но очень ясно говорит о самом Себе: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь (Иоан. 15:1). И потом далее Он прибавляет: Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Иоан. 15:2). Виноградная лоза, если ее не подрезать, разрастается в ветви (уходя в них всей своей силой): так и человек. Логос, являясь как бы каким садовым ножом, отсекает размножающиеся на человеке наросты, принуждая его своими чувствами не в страсти вдаваться, а плод приносить. Но упреки, обращенные к грешникам, имеют ту же самую спасительную цель; потому что Логос сообразуется в них с особенностями каждого человека; то кнут употребляет он при этом, то узду. Весьма ясно потому сказано устами Моисея: Не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили (Исх. 20:20). Прекрасно оттого и слово Платона, говорящего из опыта так: «Всем наказываемым поистине оказывается через то великое благодеяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Об отношении Премудрости к творению мира, о ее соучастии в творении мира. В Притч. 8, 30 сама премудрость говорит: " ...я была при Нем (т. е. при Боге) художницей " во время творения мира. В Прем. 7, 21 она также названа " художницею всего " . Прем. 9, 9: " С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими " , здесь говорится о соучастии Премудрости в творении. О соучастии премудрости в деле Промысла. Прем. 7, 26-27: " Она... чистое зеркало действия Божия... Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе все обновляет " , т. е. здесь премудрости усваивается свойство всемогущества — " может все " . В десятой главе книги премудростей говорится, что Премудрость вывела народ из Египта. Основные интуиции Ветхого Завета в учении о премудрости. Совершенно очевидно, что свойства Премудрости в Ветхом Завете идентичны с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личностность бытия, единство с Богом, происхождение от Бога через рождение, предвечность бытия, соучастие в творении, соучастие в Божественном Промысле, всемогущество. Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости. Например, Сир. 24, премудрость о себе говорит: " Я как виноградная лоза, произращающая благодать " . Господь в Новом Завете: " Аз есмь виноградная лоза, а вы ветви " . Премудрость говорит: " Приступите ко мне " . Господь в Новом Завете — " Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные " ... Некоторым противоречием в учении о премудрости может быть следующий стих в славянском переводе Ветхого Завета. В Притч. 8, 22 сказано так: " Господь — создал мя в начала путей Своих в дела Своя " . Слово " создал " как бы указывает на тварность премудрости. Слово " создал " стоит в Септуагинте, но в еврейском, массаретском тексте стоит глагол, который правильно переводится на русский язык как " уготовал " или " имел " , не содержащий в себе значения творения из ничего. Поэтому в синодальном переводе слово " создал " заменено на " имел " , что больше соответствует смыслу Писания.

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

Об этом и говорит последний стих третьей главы Послания апостола Иакова: Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир . Плод правды — это истинное знание о Боге. У тех людей, которые этот плод имеют, он возрастает. Это значит — имейте веру в Бога, признавайте Его власть над собой, подчиняйте этой власти других людей и тогда увидите, как будет меняться ваша собственная жизнь и жизнь вокруг вас. Беседа седьмая Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3, 12). О чем эти слова апостола Иакова? Он говорит о том, чтобы те из нас, кто надеется на князей, на сына человеческого (Пс. 145, 3), не забывали, что какое бы высокое положение человек ни занимал, он все равно остается только человеком. А Писание говорит нам, что всякий человек ложь (Пс. 115, 2). И псалмопевец восклицает: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Значит, любой человек — это еще и врата погибели: ведь в людях нет спасения. Итак, если мы, надеясь на людей, хотим правильно выстроить свою жизнь — семейную, гражданскую, государственную, общественную — мы неизбежно придем в тупик, ибо всякий человек ложь . Если мы пойдем за грешником, чем окончится наше путешествие? В Евангелии сказано: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Мы должны идти только за Господом! У апостола Петра сказано: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Когда мы идем за Господом — признаем Его власть над собою, подчиняемся Ему как Сыну Божию — наша жизнь меняется в лучшую сторону! А когда мы ждем спасения от людей — это все равно, что ждать маслин от смоковницы. Какая маслина может быть от смоковницы? И может ли приносить смоквы виноградная лоза? Она будет виноград давать! Мичурин скрещивал яблони с грушами и, говорят, чуть ли не арбузы с яблоками... Но человеческие фантазии ни к чему хорошему не приводят! Я недавно побывал в Тамбовской епархии, где в свое время служил, и расспрашивал местных жителей: " Ну, что тут Мичурин наделал? " — " Да все сорта погубил! До революции такие хорошие сорта были, а он все смешал и непонятно что получилось! "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Осмотрев всю землю, они пришли в долину Есхол, недалеко от Хеврона, срезали там огромную виноградную ветвь, которая была так тяжела, что ее несли на шесте два человека, также взяли гранатов и смокв и вернулись в стан. Виноград, растущий в этой долине, и сейчас отличается особыми размерами – ягоды его величиной со сливу, гроздь весит до 5 килограммов, а вино из него славится уникальным ароматом. В 1819 году в Елбеке (Сирия) выросла виноградная лоза весом девятнадцать фунтов, и ее несли четверо рабочих на шесте, чередуясь по двое, почти как в эпизоде, который описан в Книге Чисел. По толкованию преподобного Ефрема Сирина , «грозд, который несли двое на жерди, и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что Пророки и Апостолы как бы пронесли на себе Еммануила. В другом же смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двух разбойников» . И действительно, эта гроздь была залогом будущего овладения Землей обетованной, и Тело Христово – эта истинная виноградная Лоза ( Ин. 15, 1 ) – для причастников является залогом вступления в Вечное Царство. Но из этого следует суровое напоминание нам, христианам: ведь почти все евреи, кроме детей, погибли в пустыне и не вошли в Ханаан, так и мы, если не станем кротостью и смирением подобны детям, рискуем навсегда остаться в страшной пустыне греха. Люди, вернувшись к Моисею и ко всему народу, принесли им плоды земли и сказали: «…Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие… Амалик живет на южной части земли… земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис. 13, 28–29; 30, 33–34 ). Действительно, от этого времени археологи обнаружили множество укрепленных городов с «циклопической кладкой», стоявших чуть ли не на каждом холме: примером являются раскопанные стены Иерихона. Интересно, что, согласно археологическим данным, в конце эпохи средней бронзы (XVI век до Р.Х.) города находились на пике своего развития и могут быть описаны как самые большие укрепления за всю историю Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста – Логос воплотился, Слово пришло в сад плоти Своей. И что? – набрал мирры моей с ароматами моими . Только воплотился, а уже принесли с далекого востока Младенцу мирры, скляницу страданий Его во плоти. «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» ( Евр. 5:8 ). А потом эту скляницу разбили. Мария разбила, помазала Его на страдания, комната благоуханием мирра нардового исполнилась. Скляницу разбили, тело ко кресту пригвоздили, плоть Его преломили. Вселенная ароматом спасения исполнилась. Но не только набрал Он мирры страданий и смерти во плоти, но и поел сотов моих с медом моим . Это, когда воскресши во плоти Своей, явился ученикам и ел сотового меда перед ними ( Лк. 24:42–43 ), вкусил сладость воскресения. В саду плоти Своей – говорит божественный Логос – Я напился вина моего с молоком моим . Это так толкует св. Афанасий Великий : «Тело было смертно, но оно соединилось с благоуханием всесвятаго Слова. И хотя Он, как человек, позволял телу своему вкушать млеко, но сообщал ему и вино Своего совершенства. Ибо Он, как телом Своим вкушал млеко, так в теле же творил дела Божества» В плоти Своей превечное Слово пило молоко человеческой немощи и вино божественных совершенств. Таков Жених, пришедший в сад свой – таково превечное Слово, пришедшее в пречистую плоть Свою. Таково боговоплощение. 7:12–14 Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: (это) сберегла я для тебя, мой возлюбленный! Приди, – взывает плоть человеческая – Возлюбленный мой, Логос божественный, Слово превечное, выйдем в поле этого мира, побудем в селах и городах, где живут люди. Поутру , ибо кончается ветхозаветная ночь, новый день начинается, пойдем , Слово превечное, в виноградники пречистой плоти Твоей. Посмотрим, распустилась ли истинная виноградная Лоза ( Ин. 15:1 ), раскрылись ли почки Ее нового евангельского учения, расцвели ли гранатовые яблоки дел любви. Там, я – плоть Твоя, окажу ласки Мои Тебе , Слово превечное, и дам Тебе сосца Моя. Во плоти Своей усладился любовью твари Своей Творец – о, тайна непостижимая! «Ибо вшедши (Слово. – Г.Ф.) в собственный сад, то есть в творение, Он воспринял для Себя плоть от Девы и стал человеком. Тело было смертно, но оно соединилось с благоуханием всесвятаго Слова» (св. Афанасий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости. Например, Сир. 24, премудрость о себе говорит: «Я как виноградная лоза, произращающая благодать». Господь в Новом Завете: «Аз есмь виноградная лоза, а вы ветви». Премудрость говорит: «Приступите ко мне». Господь в Новом Завете — «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные»… Некоторым противоречием в учении о премудрости может быть следующий стих в славянском переводе Ветхого Завета. В Притч. 8, 22 сказано так: «Господь — создал мя в начала путей Своих в дела Своя». Слово «создал» как бы указывает на тварность премудрости. Слово «создал» стоит в Септуагинте, но в еврейском, массаретском тексте стоит глагол, который правильно переводится на русский язык как «уготовал» или «имел», не содержащий в себе значения творения из ничего. Поэтому в синодальном переводе слово «создал» заменено на «имел», что больше соответствует смыслу Писания. Следующее наименование Сына Божия в Ветхом Завете — Слово. Оно встречается в Псалмах. Пс. 32, 6: «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его все воинство их». Пс. 106, 20: «Послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их». В Новом Завете у святого евангелиста Иоанна Богослова Слово является наименованием Второго Лица Пресвятой Троицы. На Сына, Его отличие от Отца указывают также ветхозаветные мессианские пророчества. Пс. 2, 7: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Пс. 109, 1, 3: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня … из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». В этих стихах указывается, с одной стороны, на личностное отличие Отца и. Сына, а, с другой стороны, и на образ происхождения Сына от Отца — через рождение. 4.1.3. Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына Быт. 1, 2: «Дух Божий носился над водою». Слово «носился» в русском переводе не соответствует смыслу еврейского текста, поскольку еврейское слово, которое здесь употреблено, означает не просто перемещение в пространстве. Буквально оно означает «согревать», «оживотворять».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010