7). Проходя мимо нее, Бог «покрыл наготу» ее и вступил с ней в союз: Он «дал... на голову» ее «прекрасный венец», и слава ее «пронеслась по народам» (Иез 16. 8-14). Вместо верности облагодетельствовавшему ее Богу «дщерь Иерусалима» «стала блудить и расточала блудодейство... на всякого мимоходящего, отдаваясь ему». Все, что было подарено ей Богом - украшения, платья, пищу и елей,- она использовала для идолослужения и блудодейства, а рожденных Богу сыновей и дочерей она «приносила в жертву на снедение» идолам (Иез 16. 16-21). «Дщерь Иерусалима» отвергала подарки тех, с кем она блудила, потому Бог сравнивает ее с прелюбодейной женой, «принимающей вместо своего мужа чужих» (Иез 16. 31-32) - сыновей Египта, Ассура, Ханаана и Халдеи (Иез 16. 26-29). Иезекииль изрекает приговор неверной «дщери Иерусалима»: за все грехи Бог предаст неверную «кровавой ярости и ревности», ее дома «сожгут... огнем», а саму ее «побьют... камнями, и разрубят... мечами» (Иез 16. 38-42). В идолослужении «дщерь Иерусалима» уподобилась своим сродникам - матери Хеттеянке, отцу Аморрею, сестре Самарии и сестре Содоме, однако и их она смогла превзойти в нечестии (Иез 16. 44-52). Наказав нарушившую клятву верности «дщерь Иерусалима» и опозорив ее перед всеми окружающими народами, Бог вспомнит заключенный некогда союз с ней и восстановит с ней «вечный союз». Он простит ей все, что она делала, когда она вспомнит о своих преступлениях; несмотря на прощение и возобновление союза, впредь ей невозможно будет «и рта открыть от стыда» (Иез 16. 60-63). Предстоящие Израилю бедствия Иезекииль изображает с помощью загадки и притчи. Могучий орел прилетел на Ливан, «снял с кедра верхушку» и отнес «верхний из молодых побегов его» в один из торговых городов Ханаана. Затем он взял побег «от семени этой земли» и посадил его на поле рядом с источником воды; из этого семени выросла виноградная лоза с многочисленными отростками и ветвями. Когда появился др. могучий орел, лоза «потянулась к нему своими корнями», чтобы он поливал ее, хотя она была посажена на хорошем поле и имела все возможности для того, чтобы пускать побеги и приносить плоды.

http://pravenc.ru/text/293579.html

8. Виноград и тернии, смоквы и репейник - это символы добродетельных и дурных людей. " Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их " (Мф.7:16-20). О ком здесь говорит Господь? О растениях или о людях? Очевидно, о людях. Деревья являются лишь символами людей либо праведных, либо неправедных. 9. Виноградная лоза есть символ Христа, а ветви - символ Его последователей. Я есмь лоза, а вы ветви (Ин.15:5), говорил Господь ученикам Своим. Ствол бывает отчасти виден, а отчасти не виден. Так и Сын Божий деяниями Своими иногда известен, а подчас неизвестен. Ветви без ствола не могут ни расти, ни плода принести. Поэтому Господь и говорит: без Меня не можете делать ничего (там же). Добродетельные люди черпают из Христа животворящий сок, питаются Им и приносят добрый урожай, как добрый виноградник. А неправедные люди отсекают себя от Христа и остаются сухими и бесплодными, как обрубленные ветви. Поэтому первых будут беречь и лелеять, как плодоносящий виноградник, а вторых бросят в огонь, как бросают засохшие ветки. 10. Горчичное семя есть символ Царства Небесного в смысле его возрастания от малого к великому. Спаситель, предлагая народу притчу о Царстве Божием, говорит, что оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем и оно возросло и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лк.13:19). Значит, Царство Небесное в душе человеческой станет больше чего бы то ни было, что в душе растет. Ветвями своими оно достигнет небес, и ангелы Божьи опустятся на его ветви. 11. Пальма и кедр ливанский есть символы праведников. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане... они и в старости плодовиты, сочны и свежи (Пс.91:14-15). 12. Базилик и бессмертник (особенно базилик) - самые почитаемые растения у православных народов Балкан. Они есть символ души праведной, которая со старением и увяданием тела сильнее благоухает, потому что эти два цветущих растения обладают более приятным запахом, когда засыхают, чем когда они свежи. Базилик используют и при освящении воды. В этом случае он символ благодатного благоухания вышнего мира, который через силу Креста хранит воду от порчи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

Non est imaginum structura pictorum inventio, sed Ecclesiae catholicae probata legislatio et traditio 57 . Любили древние христиане римские изображать в своих усыпальницах пророка Иону, прообразовавшего собой смерть и воскресение Христа, пророка Даниила во рву львином и трех еврейских отроков в пещи вавилонской. О пророке Ионе, как о прообразе Христа, я уже сказал свое слово 58 . А о Данииле и отроках веду особую речь. Даниил во рву львином изображен на стенах усыпальниц и на саркофагах больше нагой, стоящий между двумя львами и молящийся с распростертыми, в виде креста, руками 59 . Львы не коснулись его. Из рва он вышел живой. Таким из гроба вышел и Христос 60 . На спасение Даниила от смерти во рву и трех отроков от пещного огня св. Киприан, во время гонения на христиан, указывал как на свидетельство о могуществе человеколюбца Господа, давшего этим знаменитым праведникам запас сил для перенесения мучений и освободившего от врагов для прославления своего имени 61 . Св. Ефрем в своем 43-м гимне воспел Иону, Даниила и трех отроков как прообразы воскресения тел из могил 62 . А св. Иоанн Златоуст 63 и Августин 64 историю трех еврейских отроков приравнивают к истории христианской Церкви, сначала гонимой властями мира сего, а потом торжествующей и покорившей врагов своих. Из евангельских притчей изображение виноградной лозы с гроздами видится во многих катакомбах, начиная с первого века христианского, именно в катакомбах Домитиллы I века 65 , св. Иануария II века на кладбище Претекстата, у дороги Латинской, св. Каллиста III века, св. Констанцы и на саркофаге Юния Басса IV века. Смотря тут на рисунки этой раскидистой лозы, трепетно и сладко вспоминаешь слова Господа: «Я есмь истинная лоза, а Отец мой виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую приносящую плод очищает, дабы более плода принесла. Будьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, ежели не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот много приносит плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь и горят» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

„Я есмь виноградная лоза, говорит Спаситель, а Отец Мой виноградарь... Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит плод мног, ибо без Меня не можете делать ничего”. ( Иоан. 15:1, 4–5 ). Единение со Христом верующих в Него лиц осуществляется в глубоком проникновении сознания Его учением, воли – Его настроением и в реальном общении с Ним всего их существа: достигший такого единения со Христом подлинно един дух с Ним. – Вполне понятно: указанное единение со Христом, будучи завершением нашего спасения, служит в то же время поставленной нашей воле целью, в постоянном осуществлении которой должна состоять вся наша жизнь: во все дни нашей жизни, мы, по слову апостола, должны соделывать наше спасение... Не своим только силам предоставлен нашим Искупителем человек в достижении своего назначения: условием единения со Христом служить единение всех верующих между собою. „Да будут – слова первосвященнической молитвы Господней – все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне, да будут совершены во едино“ ( Иоан. 17:21–24 ). Верующие во Христа составляют из себя, таким образом, одно целое. Это и понятно: стремясь к единению со Христом, христианин не может считать чуждыми себе тех лиц, которые живут тем же самым стремлением; верующие, значить, прежде всего объединены единством веры. Но этого мало: Христос идет нам навстречу в деле спасения, и если Он мне оказывает в нем помощь, могу ли я думать, что Он лишить её других верующих в Него и ищущих Его?!.. Так верующие во Христа объединяются в Нем в одно целое: „Он мир наш, говорить Апостол, разрушивший преграду, разделявшую небо и землю, а на земле иудеев и эллинов. И тех и других примирил Он с Богом „посредством Креста, убив вражду на нем, благовествовав мир дальним и близким: потому что чрез Него и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном духе“ ( Ефес. 2 глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

А время это и есть тот первый месяц у евреев, в который празднуется Пасха, прежде прообразовательная, а теперь истинная. Время это есть время сотворения мира. Ибо тогда Бог сказал: да прорастит земля зелень... дерево... приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ). И теперь, как видишь, всякая трава уже дает семя. И как тогда Бог, сотворивши солнце и луну, установил для них равноденственное течение, так точно за несколько до сего дней было время равноденствия. Потом сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). Что относится к образу, это человек удержал; а что к подобию, это преслушанием своим исказил. Итак, в то же самое время, в которое он утратит это, последовало и исправление. Когда сотворенный человек за преслушание изгнан был из рая, в то же время уверовавший введен в него за послушание. Итак, спасение совершилось в то время, в которое произошло отпадение; т.е. когда цветы показались и время пения настало ( Песн.2:12 ). 11 . Сад был местом погребения, в котором насаждены были виноградные лозы. А Иисус говорит: Я есмь... лоза ( Ин.15:1 ). Итак, Он насажден был на земле, чтобы искоренить проклятие, навлеченное Адамом . Земля осуждена была произращать терние и волчцы; из земли произошла лоза, чтобы исполнилось написанное: истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес ( Пс.84:12 ). Что же будет говорить погребаемый в саду? Набрал мирры Моей с ароматами моими ( Песн.5:1 ), и потом: мирра и алой со всякими лучшими ароматами ( Песн.4:14 ). Вещи эти суть признаки погребения; и в Евангелии сказано: пришли женщины, неся приготовленные ароматы ( Лк.24:1 ). Пришел также и Никодим... и принес состав из смирны и алоя ( Ин.19:39 ). Потом написано: поел сотов Моих с медом Моим ( Песн.5:1 ): вкушал горькое во время страдания и сладкое по воскресении. Воскресши, взошел Он, когда затворены были двери: ученики не верили, ибо подумали, что видят духа ( Лк.24:39 ). На это Он сказал: осяжите Меня и рассмотрите ( Лк.24:39 ), вложите персты в раны от гвоздей, как испытывал Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Аминь. Слово в Неделю 1ю по Пятидесятнице, Всех Святых 26 июня 1986 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В этот воскресный день, когда мы снова празднуем Воскресение Господа Иисуса Христа, совершаем еще память Всех Святых. Эта память связана с предшествующим праздником Святой Троицы и с днем Святого Духа. В лице Всех Святых мы видим результат действия верующих, угодивших Богу содействием Святого Духа, Святая Церковь выбирает некоторых, особенно выдающихся, которых прославляет как святых. Вернемся к празднику Святой Троицы. Трогательный народный обряд существует в этот праздничный день – украшать храм березками, приносить ветви березок в свой дом, украшать там святые иконы и вообще все наше жилище. Это символично, потому что березка – это живой организм. Это жизнь, которая указывает нам на Присносущную Жизнь Божию, на приснодышащую благодать Святого Духа. Вот почему мы украшаем свои дома березками. Это жизнь Новая, возрастающая, растущая. Это народный обычай. Народ правильно понял, что значит благодать Святого Духа и что соответствует ей, потому придерживается этого обычая. Знаменательно, что и Сам Господь наш Иисус Христос в своих словах, обращенных к Апостолам, приводил примеры из жизни растений: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь», и далее Он говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Видите, в этом растении, виноградной лозе, заключается пример духовной жизни. Еще есть в послании святого Апостола Павла к Римлянам ( Рим.11:17 ) пример с растением маслиной. Для того чтобы показать, как возникает духовная жизнь, святой Апостол Павел пишет: «Ты, дикая маслина, – обращается он к тем, кто только что уверовал, – привился к настоящей маслине и стал общником корня и сока маслины». Обратим наше внимание еще больше на мир растений, он многому учит. Он, весь мир растений, взятый в целом, является символом множества святых. Одна земля, а много растений: есть там и маленькие травки, есть и цветы, есть и кустарники и деревья; растут рядом, но они различные. Одна земля их питает, а как они разнообразны! Точно так: один Пресвятой Дух, но от Его благодати рождается множество святых, которые различны по своему характеру, по роду занятия, по жизни, но одинаковы по своему благочестию и по своей благодати, по одухотворенности Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Братья послушали Рувима. Когда Иосиф подошел, они схватили его, сняли разноцветную одежду и бросили в глубокий ров, в котором не было воды, а сами сели обедать. В это время проезжал караван купцов. Братья, по совету Иуды, продали им Иосифа за 20 сребреников. Это произошло в отсутствие Рувима. Когда он вернулся и не нашел во рву Иосифа, то разорвал одежды свои и воскликнул: «отрока нет, что мне делать?» Чтобы скрыть свое преступление, братья взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «мы нашли эту одежду, не Иосифова ли она?» Иаков узнал одежду. «Верно, хищный зверь растерзал Иосифа», с горестью воскликнул он и долго оплакивал своего любимого сына. Сребреник немного меньше, чем наш рубль. 20 сребреников равны 17 руб. 20 коп. Имена 12-ти сыновей Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Нефеалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин. 18. Иосиф в Египте Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу, по имени Потифару. Господь был с Иосифом, и он имел успех во всех делах. Заметив это, Потифар сделал его управителем своего дома. Спустя немного времени, Иосиф по клевете злой жены Потифара был посажен в темницу. Но Господь и здесь не оставил Иосифа. Начальник темницы полюбил его и доверил ему наблюдение за всеми узниками. В ту же темницу, куда был заключен Иосиф, фараон, царь египетский, посадил двух своих царедворцев – виночерпия и хлебодара. Однажды Иосиф пришел к ним, и, видя их смущенными, спросил: «отчего у вас сегодня печальные лица?» Они отвечали: «нам виделись в эту ночь сны, а истолковать их некому». – «Истолкования даются от Бога», заметил Иосиф и попросил их рассказать сны. «Мне снилось», говорил виночерпий, «что предо мною виноградная лоза и на ней три ветви. Лоза расцвела, на ней выросли и созрели ягоды, а я выжал их в чашу и подал фараону». – «Три ветви», объяснил Иосиф виночерпию, «означают три дня. Чрез три дня фараон возвратит тебе должность твою, и ты по-прежнему будешь подавать чашу фараону. Вспомни же тогда обо мне и выведи меня из темницы». Затем рассказал свой сон хлебодар. «Я видел», сказал он, «будто я несу на голове три корзины; в верхней были хлебы для царя фараона, и птицы прилетали и клевали их». Иосиф сказал хлебодару: «три корзины – это три дня; чрез три дня фараон снимет с тебя голову и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать твое тело».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В горнице их легко могли взять вместе с Ним. Не исключено, что Иуда сначала удостоверился, что дом опустел, и лишь потом повел стражу в глухой сад за Кедроном, где Учитель часто уединялся с Двенадцатью. По пути Христос продолжал беседовать с учениками. Он объяснял им смысл таинства Чаши, которое слило причастников в единое целое. «Я — истинная виноградная лоза, — говорил Господь, — и Отец Мой — виноградарь. Всякую ветвь на Мне, не приносящую плода, Он удаляет, и всякую, приносящую плод, — очищает, чтобы больший плод приносила... Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не пребывает на лозе, так не можете и вы, если во Мне не пребываете. Я — лоза, вы — ветви» 1 . Иисус говорил о Духе — Заступнике(от греч. ι κτης) и Утешителе , Чья сила преобразит апостолов, когда Сына Человеческого не будет с ними. «Еще многое имею вам сказать, но теперь вам не под силу. Когда придет Он — Дух Истины, Он введет вас во всю истину». Церкви предстоит, как и Христу, пройти через крещение скорбью и испить чашу страданий. Но разлука будет временной. Ученики не должны унывать, расставаясь с Христом. Он вернется к ним. «Истинно, истинно говорю вам: вы будете плакать и рыдать, а мир будет радоваться. Вы печальны будете, но печаль ваша в радость обратится. Женщина, когда рождает, печаль имеет, потому что пришел час ее. Когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем». Посланцы Мессии избраны для великого служения, и Он приведет их в Царство Отца. «Сам Отец любит вас, потому что вы Меня возлюбили и уверовали, что Я от Бога исшел; исшел от Отца и пришел в мир. Снова оставляю мир и иду к Отцу». Им показалось, что они начинают прозревать.  — Вот теперь Ты открыто говоришь и притчи никакой не говоришь. Теперь мы знаем, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто Тебя вопрошал . Поэтому веруем, что Ты от Бога исшел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Возле другого надгробия IV-ro столетия, из острова Сардинии, тавро бегущей лошади состоит из монограммы имени Христа. Колесницы, запряженные двумя или четырьмя конями, с пальмами у головы, управляемые юношами с венками и пальмами в руках, являются во фресках катакомб 162 и возле эпитафий; в этом следует видеть воспоминание ристаний цирка, очень любимых римлянами времен империи. Το же самое символическое значение, т. е. стремление к цели спасения, мог иметь заяц, бегущий иногда рядом с лошадью, к монограмме Христа или к голубю с оливковой веткой в клюве, изображение, встречающееся на гробницах, лампах и колечных камнях. IV. Сравнение праведного с сосудом, встречающееся в ветхом и новом Завете 163 , побудило христиан изображать вазы, различных форм, возле надгробных надписей, символически выражая этим, что погребенный был сосуд, избранный Христом, заключающий его слово; так назван в одной эпитафии 164 умерший, по имени Дионисий 165 . Фигура вазы имеет иногда и другое значение; она могла, в некоторых случаях, указывать род ремесла при жизни погребенного или быть намеком на небесное пиршество, ожидающее верующего после смерти. Последнее предположение подтверждается изображением христианки, по имени VICENTIA, возле ее надгробия; она подымает правой рукой кубок, с выражением радости и восторга на лице, а левой прижимает к груди вазу без ручек – praeferi culum – употребляемую у древних римлян при жертвоприношениях. На памятниках Италии, равно как и Галлии, возле вазы, представлен, иногда, голубь, и тут видно намерение символически выразить сосудом тело 166 , заключенное в могиле, а птицей – душу. Эта поэтическая мысль полнее передана на одной из гробниц катакомбы Претекстаты следующим образом: голубь, вышедший из вазы, сидит на краю ее, расправляя свои крылья, готовый подняться к небу. Два голубя возле сосуда пополняют, иногда, эпитафию супругов. Вазы в катакомбах представлялись также с цветами или с виноградной лозой 167 . Эта последняя составляла один из главных христианских символов, вследствие сравнений означенного растения, его зелени и плодов со Спасителем, верующими, церковью и народом избранным, часто встречающихся в священном писании, как, например, «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец мой – виноградарь» ( Ин.15:1 ). «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во мне. Я есмь лоза а вы ветви» ( Ин. 15:4, 5 ). «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее. Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей» ( Пс. 79:9, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот и говори потом, кто мудрее. 5 марта 2006 Подходит мужчина. – Можно вам задать богословский вопрос? – Пожалуйста. Открывает Библию. Листает, внимательно всматривается. – Вот, – говорит, – читаем у апостола Павла: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф. 5, 12 ). А вопрос такой: что это они такое делают?.. 6 марта 2006 Читаю вечером Псалтирь. Псалом 127: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Труды плод своих снеси. Блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя, яко лоза плодовита, во странах дому твоего. Сынове твои, яко новосаждена маслина, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек, бояйся Господа» . Какие прекрасные обещания праведнику! Жена его, как плодовитая виноградная лоза, дети его, как побеги маслины, наполняют дом, окружают стол. И подумал: как грустно, что это лишь поэтическое преувеличение. В реальности часто бывает, что праведный не имеет детей или болеет он сам или близкие (жена, дети). И молятся, и трудятся, а ничего не выходит. Так всю жизнь и страдают. А неверующий человек все имеет. И здоровье, и потомство, и т.д. Как же это понять? А не является ли эта мысль, отраженная в псалме, не духовным законом, как мы часто представляем (раз так написано в Св. Писании, значит, так и есть), а просто отражением представлений того времени?.. Разве не с таким излишне оптимистичным и поэтому однобоким взглядом полемизирует книга Иова? Вот, он был праведником, а страдал. Жизнь глубже, серьезней и трагичней представлений, что, если ты живешь праведно, все у тебя будет замечательно. А если так, значит, не надо бояться говорить о том, что Библия – это не запись «под диктовку» Божию каких-то правил и законов духовной жизни. Библия – это и документ своего времени. И в нее много вошло от человеческого понимания того или иного вопроса. Не идеального понимания, несовершенного… Типичный пример – про «кроткого» царя Давида. Я очень не люблю это место в Библии и с радостью соглашусь, если ученые объявят это «поэтическим преувеличением», «поздней вставкой» или чем-то подобным: «И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее… А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим» ( 2 Цар. 12, 29,31 ). Но, скорее всего, это подлинная историческая зарисовка, и она говорит о том, что Давид действовал, как и любой ближневосточный царь его времени. Ему нужно было устрашить врагов, и он это делал жестоким и беспощадным образом.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010