«Овернские пассионы» (Passion de Auvergne) из Национальной б-ки Франции (исполнялись в 1452) родственны «Пассионам» из б-ки Гарвардского ун-та (ркп. кон. XV в.). К числу изолированных относят бургундские «Пассионы из Семюра» (ркп. 1488 г. предположительно возникла в результате переработки версии нач. XV в.), а также «Пассионы из Арраса» Эсташа Маркаде (1-я пол. XV в.). Наиболее важное и влиятельное семейство франц. пассионов образуют многочисленные адаптации мистерии «Рождество, Страсти и Воскресение нашего Спасителя Иисуса Христа» (La nativité, la passion et la résurrection de nostre Saulveur Jhesu-Crist), сочиненной ок. 1450 г. органистом и учителем пения собора Парижской Богоматери Арнулем Гребаном (самая ранняя сохранившаяся ркп. 1458 г.; возможно, в 1452 автор продал сочинение в Абвиль). Пьеса исполнялась в течение 4 дней; в общей сложности в ней участвовали 224 персонажа; моделью прежде всего в композиционном отношении послужили «Пассионы» Маркаде. Первый день начинался с Пролога, в к-ром рассказывалось о сотворении мира и истории жизни Адама и Евы; Милосердие и Справедливость рассуждали о том, кто может быть избран Спасителем человечества; далее сюжет развивался до сцены разговора 12-летнего Иисуса с учителями, в которой автор не упустил случая продемонстрировать свою образованность (28 сент. 1456 Гребан получил степень бакалавра теологии). Во 2-й день изображались события от явления Иоанна Крестителя до отречения ап. Петра, 3-й был посвящен Страстям и погребению Иисуса Христа, в 4-й разыгрывались сцены от Воскресения до Второго пришествия. Попыткой превзойти по грандиозности мистерию Страстей стала созданная Гребаном совместно с братом Симоном для герцога Рене Доброго мистерия о Деяниях апостолов (Mystère des Actes des Apôtres, 1465; объем - ок. 60 тыс. строк, задействовано ок. 500 персонажей). События пьесы разворачиваются не только в Иерусалиме и в Риме, но и в далеких экзотических странах: Армении, Индии, Эфиопии, в скифских землях. Известно 2 исполнения этой пьесы, рассчитанной на 9 дней (Бурж, 1536; Париж, 1541).

http://pravenc.ru/text/2110590.html

в 1636 г. Крупнейшая в К. больница, госпиталь св. Варфоломея (Отель-Дьё), находилась под управлением соборного капитула; соборные каноники также принимали участие в управлении др. городскими больницами (Шарите, основана в 1682; Сен-Жозеф для неизлечимых больных - в 1697). В больнице Шарите трудились братья милосердия св. Иоанна Божиего, в Отель-Дьё - сестры-госпитальерки св. Августина, позднее Парижские сестры милосердия (в 1767-1773, после передачи госпиталю доходов упраздненного аббатства Манглиё, построено новое здание). К 1776 г. в госпиталях и приютах К. было 1149 мест для больных, стариков и брошенных младенцев; больницы были в важнейших городах Оверни (Амбер, Иссуар, Рьом и Тьер). Епископы К. поощряли благотворительную деятельность духовенства, создание бесплатных школ. По инициативе соборного каноника Клода Лаборьё неск. жительниц К. основали приют Доброго Пастыря для раскаявшихся проституток (1674); позднее в него стали принимать девочек для обучения чтению, письму и рукоделию. В 1725 г. приют был передан членам жен. конгрегации св. Иосифа; они превратили его в пансионат с общежитием для бедных девушек, после этого приют Доброго Пастыря действовал как образовательное учреждение. Больницы и др. благотворительные учреждения пользовались поддержкой еп. Жана Батиста Массийона (1717-1742), основавшего приют для престарелых священников. По его инициативе при кафедральном соборе была создана 1-я в К. публичная б-ка, которой епископ передал собственное книжное собрание. Благодаря сдержанной позиции еп. Ж. Б. Массийона долгое время удавалось предотвратить конфликты, связанные с распространением янсенизма; центром овернских янсенистов считался коллеж в Рьоме, которым управляли ораторианцы. В 50-х гг. XVIII в. решение еп. Франсуа Мари де ла Гарле (1743-1776) запретить преподавание теологии в коллеже вызвало протесты ораторианцев, как и требование ко всему духовенству диоцеза подтвердить согласие с положениями папской буллы «Unigenitus» . В поддержку ораторианцев выступили жившие в Рьоме кармелитки и госпитальерки, а также чиновники президиального суда; каноники ц.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Др. историки, напротив, считали, что Понтий, осознавая необходимость реформ, стремился укрепить монашескую дисциплину и упрочить структуру К. к. (см.: Leclercq J., Bredero A. H., Zerbi P. Encore sur Pons de Cluny et Pierre le Vénérable//Aevum. Mil., 1974. Vol. 48. Fasc. 1/2. P. 134-149). После отречения Понтия в апр. 1122 г. его преемником стал Гуго II, бывш. клаустральный приор (custos ordinis) Марсиньи, но он скоропостижно скончался (9 июля). На должность настоятеля был избран Петр Достопочтенный (Пьер Морис де Монбуассье), к-рого считают «последним великим аббатом» Клюни. Петр происходил из знатного овернского рода, в качестве облата был отдан в мон-рь Сосийанж и в 1109 г. принес монашеские обеты. Позднее он был учителем и клаустральным приором в Везле, с 1120 г.- приором монастыря Домен близ Гренобля. После избрания аббатом Клюни (22 авг. 1122) Петр получил посвящение от Анзерика, архиеп. Безансона. Современники отмечали его образованность (Петр был ценителем античной лит-ры и церковной книжности, руководил переводом Корана на латынь) и глубокую религиозность; личным примером он привлек к монашеской жизни мн. родственников. Даже в конфликтных ситуациях Петр стремился сохранить мир. По его указанию в Клюни были перенесены останки аббата Понтия; во время ожесточенных споров об учении Петра Абеляра аббат предоставил ему убежище в Клюни. В то же время Петр Достопочтенный получил известность как христ. полемист: сохранились его трактаты против иудеев, мусульман и секты петробрусиан. Поддерживая дружественные отношения с аббатом Сугерием и мн. франц. прелатами, Петр Достопочтенный заручился также поддержкой англ. кор. Генриха I и кор. Кастилии Альфонсо VIII, к-рый передал клюнийцам крупный мон-рь Сан-Педро-де-Карденья (1142). В то же время клюнийцы вступили в соперничество с цистерцианцами , к-рых возглавлял св. Бернард Клервоский. Несмотря на дружественные отношения Петра и Бернарда, цистерцианцы и представители др. новых орденов расходились во взглядах со «старым» бенедиктинским монашеством по ряду вопросов, в т.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Одилоне стал клюнийским приоратом и, т. о., был интегрирован в К. к. Тем не менее к 937 г. в конгрегацию входили уже 17 обителей. Считается, что среди первых подчиненных мон-рей было аббатство Сувиньи (между 915 и 920 овернский сеньор Аймард подарил Клюни виллу Сувиньи с ц. св. Петра, но нет сведений, существовала ли там монашеская община). Усилиями св. Одона клюнийское влияние проникло в Италию. Это было связано с деятельностью Альберика II, пришедшего к власти в Риме в результате переворота и принявшего титул «принцепс и сенатор всех римлян». Альберик II был заинтересован в восстановлении дисциплины в римских мон-рях (cultor monasteriorum - Il «Chronicon» del Benedetto, monaco di S. Andrea del Soratte/Ed. G. Zucchetti. R., 1920. P. 167). В 936 г. по приглашению папы Льва VII аббат Одон посетил Рим; ему было поручено реформировать находившийся в упадке монастырь при базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). После успешного восстановления дисциплины в этой обители св. Одон приступил к реорганизации древних монастырей при римских базиликах св. Лаврентия, св. Агнессы и, возможно, св. Петра. В мон-ре Фарфа , аббат к-рого был убит, а братия разделилась и совершала бесчинства, ввести клюнийские «обычаи» не удалось. Монахам, присланным из Рима, пришлось бежать, спасая свою жизнь. Только через 10 лет благодаря вмешательству Альберика II, прибывшего в Фарфу с войском, удалось подчинить мон-рь аббату-клюнийцу Дагиберту (Дагоберту) из Кум, но и он спустя 5 лет был отравлен. Усилиями св. Одона были реформированы 3 мон-ря на горе Соратте (св. Сильвестра, св. Андрея и св. Стефана). От правителя Альберика св. Одон получил титул архимандрита всех рим. мон-рей. Во время его 2-го визита в Италию (938) рим. мон-рь св. Эразма на Целии был передан аббатству Субиако, принявшему клюнийские «обычаи» в 998 г. В Павии, в мон-ре св. Петра (Сан-Пьетро-ин-Чьель-д " Оро), св. Одон познакомился с Иоанном Салернским (впосл. он составит Житие св. Одона); во время 3-го визита в Италию он назначил Иоанна приором мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Практика причащать мирян у престола, нужно думать, существовала на Востоке до IV в., т. е. до того времени, пока алтарь не стали отделять от церкви. Евсевий, епископ Кесарии Палестинской (Ц. Ист. кн. 10, гл. 4), первый говорит о преградах в описании построенного в Тире епископом Павлином храма, и эти преграды Евсевий именует деревянными сетями. С этого времени на Востоке постепенно утвердился обычай отделять алтарь от среднего храма. А вместе с устройством алтарей последовало правило о невхождении туда мирян для причащения. Правило девятнадцатое Лаодикийского собора 364 г. Исключение в этом отношении было сделано лишь для императора. Впоследствии Трульский собор подтвердил эту привилегию царской особы (69 пр.). Что касается Западной Церкви, то здесь мы можем проследить следующую практику. Тогда как на Востоке стали отделять перегородкою алтарь от храма, на Западе престол и клироса начали устраивать довольно высоко, и мирянам посещать эту часть храма запрещалось. Так было во времена св. Амвросия (+397), (Феодорита Ц. ист. IV, 18. Созомена , VII, 27). С этого-то возвышенного места и подавалось причастие верующим. Бл. Иероним (+419) в разговоре против Люцифериана говорит: «Епископ евхаристию с возвышенного места преподает людям» (Дмитриевский, §64, 71 стр.). Ко времени Толедского собора (663 г.) в Испанской церкви у престола причащались исключительно священники и диаконы. Низшие клирики причащались во внутренностях хора, а народ – вне хора (пр. 17). В Римской церкви 2 все верующие причащались на своих местах. Предстоятель раздавал им хлеб, а диакон вино и, таким образом, во время причащения не было никакого шума в собраниях. В некоторых местах Запада верующие подходили получать Св. Дары к решетке, которая отделяла алтарь от остальной части церкви. На это, нам кажется, указывают следующие слова бл. Августина: «Те, которые чувствуют, что я знаю их грехи, пусть не подходят для того, чтобы не быть изгнанными от решетки» (Chardon, 257 стр). Совершенно иной обычай относительно места причащения утвердился у галлов. Именно второй Турский собор (567 г.), запретивший народу причащаться на клиросе певчих, открыл мирянам и даже женщинам, по древнему обычаю, святая святых, т. е. алтарь, для молитвы и причащения (Martigny, 167 стр.). Этот самый обычай ясно выступает у Григория Турского в его десятой книге истории Франции, когда он приводит рассказ об отлучении Котэном, епископом Овернским, некоего Евлария. Григорий Турский повествует: «Когда Евларий приблизился к престолу, епископ ему сказал: «Молва обвиняет тебя в отцеубийстве. Я о нем не знаю и потому представляю суд над тобою Богу и св. Иулианию”. (Chardon, 257 стр.). 

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу». Впоследствии это стали истолковывать так, что император имеет архиерейское достоинство. И сейчас так толкуют наши монархисты, опираясь, например, на воззвание отцов Халкидонского Собора: «Ты священник и император! Ты воздвиг Церковь , учитель веры!» или на послание восточных епископов к имп. Аркадию: «Ты поставлен Богом над нами епископами, над Тобой не стоит никто... и поэтому Ты имеешь право делать то, что Ты хочешь». Но такая трактовка не верна исторически, именно потому, что это тексты 4–5 веков, а священническое и царское достоинство впервые соединил только имп. Лев 3 Исавр († 741 г.), концепция же 8-го Таинства появилась ещё позже. Тем не менее, став императорской, Восточная Церковь просто обязана была отгородить алтарь от «простого народа» сначала (в 4 веке) решетками и перилами, а затем и каменными оградами. Закончился этот процесс отделения алтаря от верующих формированием иконостаса. В Риме же дальше решёток дело не пошло. Отношение к императору там было куда более сдержанным. Никогда не забывалось, что он всего лишь мирянин. Амвросий Медиоланский мог позволить себе не допустить к причастию самого Феодосия Великого. А в Галльской Церкви верующие причащались на самом престоле ещё в конце 6 века! Это следует из рассказа еп. Григория Турского о том, как еп. Котэн Овернский не допустил к причастию некоего Евлалия: «Когда же наступило время причащаться и Евлалий подошел к престолу , епископ сказал ему...» и т.д. («История франков», кн. 10). Каким же образом принимали причастие в 4–5 веках ? Что пишут по этому поводу Отцы Церкви? свт. Кирилл Иерусалимский : «Приступая к причастию, подходи не с простертыми дланями рук, но левую руку сделав престолом правой и, согнувши ладонь, прими Тело Христово». свт. Иоанн Златоуст : «Пусть каждый соблюдает в чистоте руку свою, уста и язык, которые послужили преддверием при вшествии Христа» (27-я беседа на 1 Кор.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАНДИН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 2 , С. 97 опубликовано: 24 июля 2008г. АМАНДИН [лат. Amandinus], св. Овернский (пам. зап. 7 нояб.). Подробных сведений о его жизни не сохранилось. А. был учеником св. Сидония Аполлинария (V в.), по др. данным - Австремония (III-IV вв.). В X в. его мощи были помещены в храме св. Сатурнина в Клермоне (ист. обл. Овернь) рядом с мощами св. Сидония. Ист.: ActaSS. Feb. T. 2. P. 4; Nov. T. 3. P. 321. Лит.: Rouzi é s U. Amandin//DHGE. T. 2. Col. 947. Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Амандин, святой Овернский (пам. зап. 7 нояб.) См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) АВГУЛ (haч.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/114260.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНОН [лат. Berno; франц. Bernon] (ок. 850-927, Клюни, Франция), св. (пам. зап. 13 янв.), аббат-бенедиктинец. Род. в семье знатного бургундца, принял постриг в мон-ре Сен-Мартен в Отёне, откуда был послан в мон-рь Бом-ле-Муан. Ок. 890 г. основал мон-рь Жиньи, в 910 г. при содействии гр. Овернского и герц. Аквитанского Гильома Благочестивого - мон-рь Клюни. В его ведении также находились мон-ри Бом-ле-Муан, Сен-Лотен с владениями Шаван и Клеменюи, Деольс (Бур-Дьё), Сен-Мартен в Марсе, Этис (Мутье-ан-Брес) в Маконне и Сувиньи, отданный Клюни в 921 г. Незадолго до смерти Б. разделил мон-ри на 2 части, оставив управление ими св. Одо и своему родственнику Ги. Б. похоронен в ц. Сен-Пьер, недалеко от мон-ря Сен-Бенуа. Ист.: ActaSS. Ian. T.1. P. 824; ActaSS Bened. Saec. X. P. 67. Лит.: Heurtebize B. Bernon//DHGE. T. 7. Col. 858-859; Marrier M. Bibliotheca Cluniacensis. Matiscone, 1915. P. 1; Pidoux P.-A. Saints de Franche-Comté. Lons-le-Saulnier, 1908. T. 2. P. 315. В. Г. Озеран Рубрики: Ключевые слова: АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)

http://pravenc.ru/text/78190.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Калюпан, затворник Оверньский, (†575 или 576, память 3 марта) Святой Калюпан (Calupan), или Калюппан (Caluppan), или Калюппа (Caluppa) был затворником, обитавшим в гроте, расположенного неподалеку от монастыря Меале (Meallet, по-латински – Meletense), что около Клермона Овернского (Clermont-d’Auvergne). Согласно св. Григорию Турскому , он был священником, рукоположенным святым Авитом, епископом Клермонтским. Прославился великим даром чудотворения. Св. Григорий в своей Истории франков датирует его кончину 576 годом, а в Житии отцов приводятся даты 528–578 как годы его жизни. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но как ни страшно, а долг архиерея властно повелевает – не молчать. В пастырской совести грозно звучит слово Господне: Если страж… видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предупрежден, – то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража (Иез. 33, 6). Тем громче, тем строже взывает к нам в совести нашей это слово ныне, когда мы, пастыри, собрались во имя Господа на Всероссийский Церковный Собор, чтобы вместе с боголюбивыми чадами, верными Матери Церкви, обсудить: что нам делать в наступившую тяжкую годину бедствий для Церкви и для родной земли? Страшный меч, о коем говорит пророк, можно сказать, уже висит над нами на волоске. Не думайте, что я говорю о мече Вильгельма: правда, этот враг грозит нам игом хуже татарского, грозит, может быть, не на одно столетие; может быть, вместо возвещенной свободы будет тяготеть над нами тевтонское рабство; вместо Орды наши правители будут, может быть, ездить на поклонение в Берлин; покинутые благородными союзниками за нашу измену, мы будем одиноко пресмыкаться у ног кровожадного Вильгельма и его преемников, – но не об этом мече, не об этом враге говорю я сейчас. Еще не погасла надежда на безмерную милость Божию: может быть, наше войско еще отрезвится, опомнится и с Божией помощью, по молитвам Матери Божией и заступников наших небесных, отразит этого врага. Но у нас есть внутренний враг, верный союзник Вильгельма, но много страшнее его: это – так называемый дух времени. Он уже пленяет нашу Церковь; он отравляет народную душу ядом всяких бессмысленных политических мечтаний; он вытравляет в войсках любовь к Отечеству; он вырывает из народного сердца его святую веру; под его влиянием у Церкви уже отняты школы; намечается отмена преподавания Закона Божия; под видом свободы исповеданий свободно пускаются волки во двор овчий; незаметно изгоняется из официального языка слово «Бог»; клевещут на служителей алтаря, будто они только «нервируют» солдат; распространяются сказки о фантастических богатствах Церкви; отнимается возможность в наших церковных типографиях печатать даже священное Христово Евангелие, которого верующие ищут с немалым трудом и в столицах, и в городах и не находят в продаже – воистину настает глад слышания слова Божия, – зато вместо него в тех типографиях враги Церкви беспрепятственно печатают миллионами экземпляров, явно издеваясь над Церковью, богохульное лжеевангелие безбожника графа Льва Толстого; наконец, на лепты, собираемые в церквах по копеечкам на свечи и елей пред святынями, издается возмущающий православных листок, пытающийся духовно отравить самих пастырей, которые обязаны его выписывать, а недавно тот же листок открыл особый отдел для народа, где стоит слово «народ» рядом с словом «Бог», кощунственно объединяя их общим определением: «Бог и народ, – говорит он, – это наши единственные святые святыни, других и не может быть» – и в то же время срывая корону с Креста Господня .

http://pravoslavie.ru/3108.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010