За немногими исключениями епископами в Галлии становились галло-римляне, а не франки. «Из 447 известных нам галльских епископов германские имена носят 68 (такие имена, говорившие о варварском благородстве их носителей, ради моды давались и галло-римлянам – двоюродного деда Григория Турского звали Гундульфом. – В.Ц.), то есть 1/7… На юге почти не было епископов-германцев: в Нарбоне на 153 епископа приходится 6 германских имен… Но в провинциях Реймса и Трира германские имена составляют уже треть от общего числа, а в Майнце и Кельне – половину. Тем не менее большая часть северного епископата по-прежнему приезжала с юга… Около 560–570 гг. намечается перелом. В Трире первый епископ с германским именем Магнерия появился между 561 и 585 гг. В Бордо, незадолго до 574 г., после династии прелатов из сенаторского рода Понтия Леонтия, занимавшей кафедру долее полувека, король Гунтрамн выдвигает своего родственника Бертехрамна» 921 . Лишь немногие франки, даже из знати, были грамотными, не говоря уж об образовании, подобающем епископу. Более того, далеко не все они были христианами, примеру Хлодвига последовало, конечно, большинство народа, но не сразу. Первым из франкских королей, запретившим языческий культ в своих владениях, был сын Хлодвига Хильдеберт I, и этот его акт относится к середине 6 в. Среди епископов Галлии преобладали выходцы из сенаторского сословия, поскольку лишь в семьях хотя и униженной, но сохранившей значительную часть своих состояний и не утратившей римских культурных традиций галло-римской аристократии дети и юноши получали основательное образование – классическое и христианское. Самым знаменитым из галльских епископов 6 столетия был святой Григорий Турский , чья «История франков» наряду с другими его сочинениями составляет ресурс большей части надежных сведений по политической и церковной истории Королевства Меровингов, которые у нас имеются. Григорий Флоренций, до пострига носивший крещальное имя Георгий, родился 30 ноября 538 или 539 г. в овернском городе Клермоне в знатной семье галло-римского происхождения: его отец Флоренций и мать Арментария происходили из сенаторских родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Книга 5 (год 258–313). I. год 258–275 Святитель Дионисий Александрийский В то время, когда гонение Деция обагряло Империю кровью христиан, многие благовестники оставили Рим и отправились в Галлию сеять там доброе семя Евангельское. 444 Со времен апостольских, как уже было сказано, Евангелие возвещалось в этой стране, в последствии названной Францией. Её первые апостолы пришли с Востока и особенно там процветала Церковь Лионская. В южных провинциях, имевших более частые сношения с Италией и с Востоком, Церкви были многочисленнее. Провинции же центральные и северные были почти языческими, а потому апостолы третьего столетия туда и направились. Их было много; они составляли семь обществ и во главе каждого находился епископ. Эти семь епископов были: Гациан, основавший Церковь Турскую, Трофим, восстановивший Арльскую, где благовествовал другой Трофим, ученик апостола Павла; Павел первой епископ Нарбонский, Сатурнин Тулузский, Дионисий Парижский, Стремоний Овернский и Марциал Лиможский. Согласно древнейшим преданиям, эти благовестники были посланы в Галлию епископом Римским св. Фабианом. Преемник его св. Стефан послал еще других и вскоре вся страна усеяна была цветущими Церквами. Язычество удалилось в селения, где великим проповедником был, век спустя, Мартин Турский. Гонение опустошило эти новые Церкви; но как повсюду кровь мучеников стала семенем новых христиан и Церковь Французская находилась в цветущем положении, когда отец Константина Великого , Констанций Хлор избавил ее от гонителей. Сатурнин Тулузский и Дионисий Парижский претерпели мученичество в то же время, как св. Киприан в Карфагене, Никифор в Антиохии, а св. Марин в Кесарии Палестинской. В то самое время святитель Александрии Дионисий принужден был скрываться; по возвращении же на свою кафедру он продолжал заниматься общим благом Церкви. Мы упомянули первые его послания епископам Римским Стефану и Сиксту о крещении еретиков. После смерти последнего он писал о том же двум пресвитерам Римским, Филимону и Дионисию, избранному на место Сикста. 445 Из этих посланы не видно, чтобы Дионисий Александрийский принял какое-либо решение по сему вопросу, он только не похвалял Стефана, хотевшего отделиться от тех, кто будет неодинакового с ним мнения, признает, что крещение еретическое всегда отвергалось во многих Церквах, и упоминает о Соборах в Иконии и Синнаде, его осуждавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Небольшие капитулы действовали при мн. городских и даже сельских храмах. Начало новой эпохи в истории монашества в Оверни связано с расцветом Клюнийской конгрегации. Настоятель Клюни св. Одилон (994-1049) принадлежал к знатному семейству Меркёр из В. Оверни; аббат Петр Достопочтенный (1122-1156) происходил из овернского рода Монбуассье и возглавлял приорат Сосийанж, где он дал монашеские обеты. Аббат Одон (926-942) руководил восстановлением монашеской дисциплины в мон-ре Сент-Алир. Важнейшими клюнийскими обителями в еп-стве К. были Сувиньи и Сосийанж. Между 915 и 920 гг. некий Аймард, к-рый считается предком королевского рода Бурбонов, подарил мон-рю Клюни поместье и угодья в Сувиньи; вскоре здесь была основана дочерняя обитель. При раскопках обнаружены остатки скромной однонефной церкви, построенной между 954 и 960 гг. В средние века приорат Сувиньи был местом паломничества к мощам клюнийских аббатов Майоля (954-994) и Одилона. В 1063 г. кард. Петр Дамиани освятил монастырскую церковь, по его указанию были открыты мощи св. Одилона; при перенесении мощей св. Майоля (1095) присутствовал папа Римский Урбан II. В 1095 г. или немного ранее гр. Оверни Роберт II и его сын Гийом VI передали мон-рю Клюни аббатство Моза. Одним из крупнейших в диоцезе был мон-рь Ла-Шез-Дьё, ставший центром особой бенедиктинской конгрегации. Основатель монастыря св. Роберт из Тюрланда († 1067) изучал бенедиктинский устав в аббатстве Монте-Кассино ; вернувшись в Овернь, при поддержке еп. Ренкона он основал обитель, где устав соблюдался строже, чем в Клюни (1043). Вскоре аббатство было принято под защиту Папского престола и франц. королей (1052); в 1070 г. Роберт из Тюрланда был причислен к лику святых. В XI в. аббатству Ла-Шез-Дьё принадлежали 7 крупных приоратов, 6 «келий» (до 6 монахов в каждой) и 36 малых приоратов (в них проживали до 3 монахов), в т. ч. жен. мон-рь Лаводьё. Из-за попыток соборных каноников вмешиваться в избрание настоятеля аббат Сегуин добился от папы Григория VII иммунитета от епископской юрисдикции (1080); т. о., аббатство получило широкую автономию. В конгрегацию Ла-Шез-Дьё входили более 250 монастырей, в т. ч. в Италии и в Испании; крупнейшими были Лаводьё и Сен-Нектер в Оверни, Сен-Пьер-де-Брантом в Перигоре, св. Баудилия в Ниме, св. Никазия (Сен-Никез) в Реймсе, св. Теодарда в Монтобане, св. Сикста (Сан-Систо) в Пьяченце. До 1436 г. в состав конгрегации входил мон-рь св. Иоанна в Бургосе, основанный Аделельмом († 1097), аббатом Ла-Шез-Дьё, к-рый позднее почитался как св. покровитель Бургоса.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Между тем, у францисканцев он мог найти гораздо более вдохновляющий на компаративистские штудии материал. Дело в том, что св. Бонавентурой, в частности, не только обсуждалась возможность видения сущности Божией, но и было развито своего рода учение об «энергиях»… Лосский, пусть и с некоторыми оговорками, противопоставил спасение и познание Бога, чего не делали ни Климент Александрийский , ни Августин и за ними весь Запад. Тем самым русский богослов осложнил себе уяснение специфических форм, которые принимала идея обожения в Западной Церкви во времена Бонавентуры. В первой половине XIII века там активно обсуждались следующие вопросы: 1) познается ли в благодатном видении (visio beata) сам Бог; 2) каким образом в благодатном видении Бог соединяется с человеческим сознанием; 3) каким образом в благодатном видении Бог выполняет функции содержания, или предмета опыта. Точка зрения блаженного Августина воспринималась как утверждающая возможность непосредственного познания сущности Божией 1549 , а высказывания Иоанна Златоуста , (Псевдо-) Дионисия и преп. Иоанна Дамаскина – как относящиеся к восприятию Богоявлений, или Теофаний. В 1241 году парижский епископ Гильом Овернский, поддержанный группой богословов, официально осудил тезис, согласно которому «божественная сущность сама по себе не может быть видима ни человеком, ни ангелом». Эта утверждение гораздо более радикально и бескомпромиссно, чем паламитское учение о Нетварном Свете 1550 … Речь отныне могла идти не о том, можно ли видеть Бога, а только о том, как это возможно: «pro frmo tenendum es, – говорит Бонавентура, – quod... [Deus]... videbitur... in gloria in sua subsantia. Nec licet huius contrarium sentire et dicere. Nam hic es unus de decem articulis, reprobatis ab universitate magisrorum Parisiensium» – «Необходимо твердо держаться того, что… [Бог] видим… во славе в своей субстанции. Непозволительно думать и говорить противное этому. Именно таково одно из десяти положений, осужденных корпорацией парижских магистров» 1551 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПАРИЖСКИЙ [Иоанн Кидор; лат. Johannes Parisiensis; франц. Jean de Paris, Jean Quidort] († 22.09.1306, Бордо), доминиканец, средневек. богослов, политический писатель и полемист. Жизнь Биография И. П. плохо документирована, датировка основных событий его жизни приблизительна. О дате рождения И. П. мнения исследователей разделились: нижней границей принято считать 1250 или 1253 г. ( Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. N. Y., 1955. P. 413-414), а верхней - 1269 г. ( Bacic A. Ex primordiis scholae Thomisticae. R., 1929. P. 92). И. П. изучал богословие в Парижском ун-те, где слушал лекции Пьера де Тарантеза (впосл. папа Римский Иннокентий V ) и попал под заметное влияние средневек. богословов Эгидия Римского и Петра Овернского . В 1280 г. И. П. уже был членом ордена доминиканцев и имел степень магистра свободных искусств (magister arti). Вероятно, в нач. 80-х гг. XIII в. (в 1284, согласно Martin. 1975) он получил степень бакалавра теологии. В это же время И. П. выступил в защиту учения Фомы Аквинского в ходе разгоревшегося после его смерти (1274) «спора Исправлений», в 1283 г. И. П. написал трактат «Correctorium corruptorii (Circa)» (Исправление искажения (Circa); традиционно название дополняется первым словом трактата, чтобы отличить от одноименных сочинений того же периода). В 1292-1294 гг. читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского и к 1296 г. подготовил к ним обстоятельный комментарий: «Commentarium in libros I-IV Sententiarum» (Комментарий на 4 книги «Сентенций»; существует также др. датировка этого сочинения - 1282-1286 (см.: Martin. 1975; Heiman. 2003)). Недоброжелатели И. П., стремясь ослабить его позиции в Парижском ун-те и отстранить от преподавания, способствовали тому, что 16 тезисов, извлеченные из этого трактата и касавшиеся рассуждений о Евхаристии , были подвергнуты критике магистром доминиканского ордена. В написанном в ответ на замечания оппонентов соч. «Apologeticum» (Апология, ок. 1296-1299) И. П. показал несостоятельность выдвинутых против него обвинений. В 1295-1299 гг. он принял участие в диспуте о единстве «бытия» и «сущности» и написал трактат «De unitate esse et essentiae» (О единстве бытия и сущности), в к-ром развивались идеи, высказанные впервые в «Комментарии...». По предположению Ф. Пельстера, с 1299 по 1300 г. И. П. преподавал в Оксфордском ун-те ( Pelster Fr. Die Quaestio Heinrichs von Harclay über die zweite Ankunft Christi und die Erwartung des baldigen Weltendes zu Anfang des XIV. Jh.//Archivio italiano per la storia della pietà. 1951. Vol. 1. P. 29. N 4).

http://pravenc.ru/text/471424.html

435. См. обретения Урсина в Бурже (G. с.79), Валерия в Сен–Лизье (с. 83), Маллоза и Виктора в Биртене (G. m., 62). 436. См. о Лиминии Овернском (G. с., 35), о Патрокле в Труа (G. гл., 63). 437. спутники гробниц святых. 438. «Polyandre de S.Pierre I’Estrier». 439. G. С. 72. 440. Заключаем это из выражений Григория: apud Agustidunensim urbem… duo ex incolis loci., a domibus vestris abscedite… alter vero, qui in loco remansit. G. C. 441. у города Агустидуненса… двое из местных жителей… уйдите из ваших домов… другой же, который остался на месте. 442. Еп. Аполлинарий, сестра и жена которого строят церковь, занимал Овернскую кафедру в 515–516 годах. Greg. Tur. Hist. Fr. III, 2. 443. «Qui haec coeperunt ad effectum perducere non possunt». 444. Те, которые начали это, не могут довести до конца. 445. G. С., с. 34 и 35. 446. «Ех marmore Phario». Ibid. 447. Ср. Le Blant. Les sarcophages d " Arles. 448. Леблан (Inscriptions n. 563) сообщает надпись, виденную в XVII в. Рюинаром в капелле церкви св Иллидия: «hie requiescunt corpora sanctorum, quorum nomina Deus scit». 449. здесь покоятся тела святых, имена которых знает Бог. 450. Haberi in ео divinum aliquid. G. С. 35. 451. Sed credo, earn aromatibus fuisse conditam. G. C., c. 34. 452. Но я полагаю, что она была пропитана благовониями. 453. Клара? В рукописи liber de ecclesiis Clarom (10 в.?), изд. Савароном, II 10: in ecclesia sancti Venerandi altare sancti luliani, — altare sanctae Mariae, ubi Sanctus Venerandus et sanctus Linguinus et sanctus Nepotianus et sanctus Avitus et san eta Clara et alii sex milia ducentorum in corpore quiescunt, quorum nomina Deus scit. Цит. по изд. Krusch, S.R.M. 1/2, p. 768, n. 7. 454. в церкви святого Венеранда алтарь святого Юлиана, — алтарь святой Марии, где покоятся святой Венеранд, святой Лингвин, святой Непоциан, святой Авит, святая Клара и тела других шести тысяч известных людей, имена которых знает Бог. 455. G. С. 35. 456. славный достоинствами резьбы. 457. памяти святой Галлы. 458. Ibidem. 459. Болландисты (по имени иезуита И. Болланда (1596–1665)) —ученые, в течение нескольких столетий осуществлявшие грандиозное критическое издание житий святых.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Ситуация изменилась в Западной Церкви с началом второго тысячелетия. С одной стороны, схоластическое богословие унаследовало от древней Церкви образ мира как книги Божьей и даже стало более широко его использовать (Иоанн Скот Эриугена , Алан Лилльский , Гильом Овернский, Бонавентура , Раймонд Луллий и др.). Но с другой стороны, популярность данного образа могла быть связана не столько со стремлением к богопознанию (хотя для некоторых, в том числе Бонавентуры, это было так), сколько с возрастанием в то время в Европе интереса к натурфилософии. Данный интерес привел христиан к трудам Аристотеля, которые стали из-за этого с кон. XII – по кон. XIII вв. активно переводиться на латынь . С помощью Фомы Аквинского рецепция Стагирита Западной Церковью завершилась, был найден некий консенсус между христианским богословием и философией Аристотеля, но ценой этого стало резкое разделение богословской и философской сфер , причем к последней стало также относиться и естественное богопознание. И популярный тогда образ «книги мира», и концепция «двух книг» вполне согласовывались с таким разделением, если Библией занимаются только богословы, а «книгой природы» – только философы. Авторитет Библии оставался еще непререкаемым, но и авторитет «книги природы» и философии, ее изучающей, стал быстро расти и вскоре практически сравнялся с первым. Показательно, что меньше, чем через 100 лет после Аквината, в известном споре свт. Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским, обучавшимся в католическом монастыре, Варлаам практически уравнивал знания о Боге, полученные из Св. Писания и из внешних наук , с чем свт. Григорий, верный церковной традиции, никак не мог согласиться . С началом эпохи Возрождения авторитет натурфилософии еще более вырос, и некоторые даже стали говорить о б ольших познавательных достоинствах «книги природы» по сравнению с Библией. Впервые об этом высказался испанский магистр искусств, медицины и теологии Раймунд де Сабунде (или Себундский) в своем труде «Книга творений, или Природы, или Книга о Человеке, ради которого существуют иные творения», написанном в 1436 г.

http://bogoslov.ru/article/5505535

(1342, Анси, Савойя - 16.09.1394, Авиньон; до избрания папой - Роберт Женевский), антипапа авиньонской линии (с 20 сент. 1378), 1-й из антипап во время схизмы в католической Церкви (кон. XIV - нач. XV в.). Пятый сын Амадея III, гр. Женевского († 1367), и Марии (Матильды), гр. Овернской и Булонской († 1396). Находился в родственных связях с представителями правящих династий Европы, в т. ч. с франц. Валуа и нем. Люксембургами. При крещении получил имя в честь деда по материнской линии Роберта VII Великого, гр. Овернского и Булонского. Родители с детства готовили его, младшего из сыновей, к церковной карьере. В возрасте 8 лет он вошел в число приближенных дяди по материнской линии кард. Ги Булонского, по его протекции впосл. получил ряд церковных бенефициев. Вероятно, изучал каноническое право в Париже; был каноником кафедрального собора Нотр-Дам. В 1360 г. в качестве бенефиция получил от папы Иннокентия VI должность апостольского протонотария, а через год - должности канцлера епископства Амьен, архидиакона Асторги, декана и настоятеля ц. св. Мартина Турского в Лере (еп-ство Тур) и ц. св. Варфоломея в Бетюне (епископство Аррас). 3 нояб. 1361 г. Иннокентий VI утвердил его назначение на епископскую кафедру Теруана; Ги Булонскому пришлось выплатить значительную денежную сумму, чтобы получить папскую диспенсацию из-за юного возраста племянника. Роберт Женевский назначил викарием Жана де Мюроля, вероятно, своего товарища по учебе в Париже. Поручив ему управление диоцезом, Роберт Женевский прибыл к папскому двору в Авиньон. Благодаря успехам при папском дворе и влиянию родственников стал епископом Камбре (11 окт. 1368), но и после этого оставался в Авиньоне, доверив управление диоцезом викарию. В 1370 г., после смерти Урбана V , папой был избран Пьер Роже де Бофор, принявший имя Григорий XI . Новый понтифик тоже покровительствовал Роберту Женевскому. На консистории 30 мая 1371 г. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Двенадцати апостолов. Вскоре после этого Роберту пришлось на время покинуть курию: в период с 1367 по 1370 г. скончались его отец и 2 старших брата, вследствие чего Роберт неожиданно оказался 2-м по порядку претендентом на фамильное наследство. Уладив необходимые формальности (он унаследовал от отца нек-рые земли в Женевском графстве), Роберт вернулся в Авиньон.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

   Говоря о церковных службах IV-V вв. нельзя не упомянуть о так называемых литаниях (λιτανεια). Это были торжественные процессии, крестные ходы из одного храма в другое, или на городскую площадь, или за город, имевшие место при перенесении мощей или других останков мученика, в памяти мучеников к местам их страданий или к церквам их из главной церкви, а также по случаю общественных бедствий. Начало им положено еще в III в.; но в тогдашнее, тяжелое для христиан, время эти процессии ограничивались случаями перенесения мученических останков и совершалось б.ч. ночью. Только в IV в. они получили широкое применение и стали открытыми и более торжественными. «Несколько дней перед этим», говорит св. Златоуст, (с. 166) «по случаю сильных дождей были литании и моления, и весь наш город, как поток, устремился в апостольские места; мы умоляли, призывая св. Петра и блаженного Андрея, эту двоицу апостолов, а также Павла и Тимофея». Василий В. говорит о литаниях, как учреждении новом, но полезном: «не было при нем», те. при Григории Чудотворце († 270 г.), епископе неокесарийском, пишет он неокесарийцам, и «литаний, какие вы совершаете ныне; и не в обвинение ваше говорю, п.ч. желал бы, чтоб все вы жили в слезах и непрестанном покаянии». Об Тпифании, епископе Тичинском (Ticiensis, в Италии) IV в., рассказывает его жизнеописатель Еннодий (V в.), что он «установил (censuit) при всяком поветрии (aeris errore) совершать процессии (procendendum)». Император Феодосий Вел. пред войною с Евгением устроил литанию чрез город : во власянице с священниками и народом он обошел все молитвенные места, лежал ниц пред гробами мучеников и апостолов, прося у святых помощи себе. То же делали имп. Феодосий Мл. и Мартиан. Греческий писатель Марк Диакон (V в.) в жизнеописании св. Порфирия, еп. Газского († 420), рассказывает о литии по случаю бездождия: взявши знамение (signo) честнаго креста, которое нам предшествовало, мы вышли с гимнами к древней церкви, находящейся на запад от города. Сам Порфирий следовал (шел сзади), неся св. евангелие и имея кругом себя благочестивый клир»; далее автор указывает и количество молитв на этой литии у разных храмов. Часто упоминаются и литии в честь мучеников. Так Сидоний Аполлинарий, еп. Овернский (Arvernorum, в Гaллuu)V в. говорит о «предрассветное процессии» ко гробу муч. Иуста. Ритуальных подробностей о таких литаниях сохранилось мало. Созомен о процессии при перенесении останков мученика Мелетия в Антиохию замечает, что она совершалась при «попеременном пении псалмов». Бл. Августин говорит, что в процессии при перенесении останков св. Стефана епископ шел в середине народа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Бордо, незадолго до 574 года, после династии прелатов из сенаторского рода Понтия Леонтия, занимавшей кафедру долее полувека, король Гунтрамн выдвигает своего родственника Бертехрамна» . Лишь немногие франки, даже из знати, были грамотными, не говоря уж об образовании, подобающем епископу. Более того, далеко не все они были христианами: примеру Хлодвига последовало большинство его народа, но не сразу. Первым из франкских королей, запретившим языческий культ в своих владениях, был сын Хлодвига Хильдеберт I, и этот его акт относится к середине VI века. Среди епископов Галлии преобладали выходцы из сенаторского сословия, поскольку лишь в семьях хотя и униженной, но сохранившей значительную часть своих состояний и не утратившей римских культурных традиций галло-римской аристократии дети и юноши получали основательное образование – классическое и христианское. Святитель Григорий Турский Святитель Григорий Турский Самым знаменитым из галльских епископов VI столетия был святой Григорий Турский, чья «История франков», наряду с другими его сочинениями, составляет ресурс надежных сведений по политической и церковной истории королевства Меровингов до конца этого века, которые у нас имеются. Григорий Флоренций, до пострига носивший имя Георгий, родился 30 ноября 538 или 539 года в овернском городе Клермон в знатной семье галло-римского происхождения: его отец Флоренций и мать Арментария происходили из сенаторских родов. Среди его предков по отцовской и материнской линиям было много епископов, в том числе 13 его предшественников по кафедре – епископов города Тура. Бабка святителя по отцу, Леокадия, по словам его агиографа аббата Одо, жившего на рубеже IX и X столетий, «происходила из рода Вектия Эпагата, который, согласно рассказу Евсевия в 5-й книге “Истории”, претерпел мученичество и умер в Лионе с иными христианами того времени, даже более славно, чем они» . Один из его двоюродных дедов по матери, сын сенатора из Женевы Флоренция, был герцогом с германским именем Гундульф, которое вовсе не обозначало, что он имел франкское или бургундское происхождение.

http://pravoslavie.ru/91718.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010