Олелько Владимирович и сын его Симеон, князья киевские, пользовались в Литве и Южной Руси большим уважением. Многие русские и литовские князья после смерти Витовта, и потом в другой раз после смерти Сигизмунда Кейстутовича, предлагали Олелька на литовский великокняжеский престол: но поляки устранили его в оба раза. В правление Казимира, Литва также хотела отделиться от Польши и возвесть на свой престол сына Александрова, Симеона, князя киевского: но и он не был в этом деле счастливее своего отца. Слуцкие князья были благотворителями православной церкви. Дочь Симеона Михайловича, Александра, была замужем за князем Константином Ивановичем Острожским. (Stadnickiego, Bracia Wladislawa Iagelly, p. 154). Сын Симеона, Юрий, женат был на дочери князя Николая Радзивила, канцлера литовского и воеводы виленского, Елене, и умер в 1542 году. Из сыновей Юрия, Симеон был одним из мужей знаменитой Гальшки Острожской; другой, Юрий, дожил до смерти Сигизмунда Августа и был в числе избирателей короля Генриха Анжуйского. Дочь этого Юрия и Екатерины Кишки, София, последняя отрасль князей слуцких, жившая у своего дяди Иеронима Ходкевича, как богатая невеста, была предметом спора между Радзивилами и Ходкевичами, и досталась Янушу Радзивилу, сыну Христофора, внуку Николая Рыжего. 235 По смерти ее в возрасте 25 лет, в 1612 или 1617 году, в дом Радзивилов перешли все имения слуцких князей. 236 В Слуцке были монастыри Св. Троицы и Ильинский (Минск. акты, 16). Время основания Троицкого монастыря неизвестно, но в XV веке он уже часто упоминается в актах (А. 3. Р. I, 56, 94, 98, 99). В 1489 году полоцкий архиепископ Иона, избранный на киевскую митрополию, посылал в Царьград, за благословением к патриарху, слуцкого архимандрита Иосифа (Вилен. Археогр. Сб. I, 2). Впоследствии этот Иосиф (Болгаринович) был епископом смоленским и, наконец, митрополитом: но имя его не с уважением вспоминается в истории западнорусской церкви. Другой архимандрит слуцкий, Иосиф, присутствовал на виленском соборе 1509 г. 237 В XVI веке упоминаются в Слуцке церкви: Успенская соборная, Никольская, Рождества Богородицы и Иоанна Крестителя (Собр. Минск, грам. 25, 29, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Получив указ Святейшего Синода, от 31 минувшего марта за 2292, о назначении викария Литовской епархии Евсевия епископом Подольским и Брацлавским, я ныне же поставил в обязанность сему преосвященному, прежде отправления его к новому назначению, все находящиеся у него дела управления, а также суммы и имущество Пожайского монастыря и архиерейского Ковенского дома передать впредь до назначения ему преемника: то, что находится в Пожайском монастыре, наместнику оного игумену Никодиму, а то, что находится при Ковенском архиерейском доме, протоиерею тамошнего собора благочинному Захарию Суханову; о суммах же сделать предписанный расчёт с консисторией. С тем вместе синодальный указ передан мною в консисторию для исполнения по оному соответственно прописанному выше моему распоряжению. Долгом поставляю донести о сём Святейшему Синоду. Святейшему Правительствующему Синоду, от 14 апреля за 1119, с донесением об освящении пещерной церкви Виленского Святодухова монастыря Вследствие разрешения, данного мне Святейшим Правительствующим Синодом в указе, от 18 декабря прошлого 1850 года за 12743, в подалтарном склепе Церкви Святодухова Виленского монастыря устроена новая церковь во имя св. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, и пещерная сия церковь освящена мною в нынешний 14 день апреля, то есть в день, в который церковь празднует память сих святых. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 17 апреля за 1136, с уведомлением об освящении Благовещенской церкви, предназначенной для войск, квартирующих в Вильно С давнего времени существовала в Вильно Православная церковь военного ведомства, устроенная из Римско-католического костёла Св. Троицы. Эта небольшая церковь , с течением времени, пришла в совершенное запустение, и только в последние годы восстановлена инженерным ведомством военных поселений. Здешнее окружное инженерное управление уведомило меня, от 10 минувшего марта, о полученном предписании департамента военных поселений от 24 февраля, что Государь Император , по всеподданнейшему докладу о присвоении особого причта сказанной церкви, предназначенной для войск, квартирующих в Вильно, Высочайше отозваться соизволил, что отправление богослужений в сей церкви может быть возложено на священно и церковнослужителей Святодухова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

в Свержно (Нов. Свержене) - имении Радзивиллов, ею управляли василиане. По булле папы Бенедикта XIV от 5 апр. 1753 г. униаты получили принадлежавшую иезуитам Виленскую коллегию для воспитания образованных клириков как из черного, так и из белого духовенства. Образцом для виленской школы послужил основанный ранее Львовский алюмнат. После запрета ордена иезуитов в 1773 г. управление Виленским алюмнатом целиком перешло к василианам. До закрытия Виленского алюмната в 1799 г. 20 мест в этом учебном заведении распределялись следующим образом: 4 места были отданы василианам, 16 - учащимся из белого духовенства. Алюмнаты решили проблему подготовки униат. клириков. Развивались униат. церковные братства, к-рые переходили на лат. организационные модели. Полномочия братчиков ограничивались опекой над братским храмом, организацией взаимопомощи и благотворительной деятельности. К сер. XVIII в. окончательно сложилось самосознание униат. Церкви. Считая себя представителями вост. церковной традиции («греческой религии»), униаты все больше ориентировались на лат. образцы, были лояльны к Речи Посполитой, воспитывали в своей среде «русский» (белорус.) патриотизм, с осторожностью (часто враждебно) относились к Православию. Во 2-й пол. XVIII в. во главе униат. Церкви стояли Флориан Гребницкий (1748-1762), Филипп (Фелициан) Володкович (1762-1778), Лев Шептицкий (1778-1779), Иасон Смогоржевский (1780-1788), Феодосий Ростоцкий (1788-1805). Униат. Церковь, в особенности К. е., пострадала во время крупнейшего крестьянско-казацкого восстания 1768 г. (Колиивщины), начавшегося на юге Киевского воеводства и вскоре захватившего Киевщину, Брацлавщину, Подолию, Волынь. В восстании ярко проявилась враждебность населения к греко-католикам. Так, при взятии Умани были перебиты не только поляки и евреи, но и ученики местной василианской коллегии. Одним из центров восстания стал правосл. Матронинский (Мотронинский) во имя Св. Троицы мон-рь , настоятель к-рого игум. Мелхиседек (Значко-Яворский) являлся наместником на Правобережье правосл.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Управляет Николаевским Лебединским монастырем игуменья. Ржищевский Преображенский монастырь в Киевском уезде. В 80 верстах от Киева, в м. Ржищеве находится заштатный общежительный Преображенский монастырь. До 1852 года он был мужским общежительным с весьма немногочисленной братией и с весьма скудными средствами существования, а в этом году переименован в женский. Основав этот монастырь в начале XVII века владельцами Ржищевского имения Варонигами для «поддержания православия святого» – как говорится в некоторых из монастырских бумаг. Вскоре, однако, он был разорен «неприятелями креста», а когда в Ржищеве основан был католический монастырь, то православный доведен был до убожества. Только в XIX столетии монастырь стал принимать лучший вид, всегда, однако, считаясь самым убогим из монастырей епархии. В нем две церкви: соборная каменная во имя Преображения Господня, посторонняя в 1849 г., и теплая деревянная о двух престолах: Св. вмчц. Екатерины в Св. вмчц. Варвары. Управляет игуменья. Чигиринский Троицкий монастырь в Чигиринском уезде. Этот заштатный необщежительный монастырь находится в 2 верстах от своего уездн. г. Чигирина и расположен на реке Тясмине. Существовал он, как мужской, еще в 1627 г., а в женский обращен в 1735 году. Среди монастыря – главный соборный храм, посвященный празднику Живоначальной Троицы. При нем трехъярусная колокольня. Вторая церковь –трапезная, в честь Преображения Господня, с приделами в честь Успения Божией Матери и Всех Святых. Управляется игуменьей. Ковенская губерния Мужских обителей 2, женских 1. Мужские обители Пожайский Успенский монастырь в Ковенском уезде. При селе Пожайце, в 8 верстах от г. Ковно, вблизи старого Виленского тракта, на правом берегу р. Немана расположен необщительный Пожайский монастырь. Холмистая местность, живописные берега Немана, покрытые то густым хвойным лесом, то зеленым лощинами, придают особенную красоту этому месту. Здесь прежде был католический Камальдульский монастырь. В польском мятеже 1881 года пожайские камальдулы принимали деятельное участие. Монастырь в 1831 году стал убежищем и сборным пунктом восставших; отсюда они двинулись против правительственных войск к г. Ковно. Поэтому, после усмирения мятежа 1831 года, последовало 5 февраля 1882 года Высочайшее повеление о закрытии Пожайского Камальдульского монастыря и о передаче его в ведение православного духовенства. В том же году здесь был основан второклассный православный монастырь, возведенный в 1842 г. на степень первого класса. Значение монастыря поднялось с 1848 года, со времени учреждения в Литовской епархии Ковенского викариатства; местопребывание ковенскому епископу назначено было в Пожайском монастыре, и ковенские епископы считаются настоятелям этого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) 14 авг. 1829 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мценского Петропавловского монастыря, через 10 дней - ректором и профессором богословия Орловской ДС. 11 нояб. 1829 г. определен присутствующим в консисторию, в июне 1830 г.- ревизором Ливенских уездного и приходского духовных училищ, 10 февр. 1831 г.- членом тюремного комитета. 2 июля 1833 г. И. назначен ректором и профессором богословия МДС и настоятелем Заиконоспасского московского мон-ря . По дороге в Москву И. последний раз встретился с матерью, к-рая благословила сына иконой со словами: «Помни, что ты сам был сирота, будь покровителем и помощником сирот». 11 нояб. 1834 г. в соборе Чудова московского мон-ря И. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского свт. Филарета (Дроздова) . Хиротонию совершил Московский митрополит в сослужении экзарха Грузии еп. Евгения (Баженова) , еп. Иерофея (Фаворского), еп. Калужского Николая (Соколова) и епископов на покое Аарона (Нарциссова) и Дионисия (Цветаева). Викарий занимался рассмотрением консисторских дел, содержания проповедей, курсовых сочинений академистов, обозревал епархию, во время отсутствия свт. Филарета, к-рый называл его своей «правой рукой», исполнял обязанности первоприсутствующего в Московской синодальной конторе. В Москве проявился интерес И. к рус. истории, о к-рой он любил беседовать с И. М. Снегирёвым . 9 мая 1837 г. И. освятил закладку главного памятника на Бородинском поле и произнес особое Слово, «наполнившее сердца всех присутствовавших великими воспоминаниями о событии незабвенного 1812 года» (О памятнике на Бородинском поле. 1887. С. 198). 5 июля (июня?) 1837 г. И. возглавил Полоцкую и Виленскую епархию. Проживал в Марковом витебском во имя Святой Троицы мон-ре . Содействовал укреплению положения Православия в католическом по преимуществу крае, где в то время под рук. митр. Иосифа (Семашко) происходило воссоединение униатов с правосл. Церковью, в 1838 г. организовывал совместные богослужения с новоприсоединенным униат. духовенством, несмотря на опасения прибывшего в Витебск митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) . 6 апр. 1840 г. И. был назначен епископом Могилёвским и Мстиславским, 5 июня 1841 г. возведен в сан архиепископа. В белорусских епархиях И. добился назначения денежного оклада причту воссоединенных церквей, увеличения содержания обителям и служащим епархиального и духовно-учебного ведомств, занимался обеспечением бедных храмов книгами, облачениями и утварью.

http://pravenc.ru/text/674896.html

1534 Собр. др. акт. и грам. г. Вильны, Ковна, Трок, ч. II, 42. Вместо церкви Св. Троицы, оставленной за униатами, король предоставил православным еще три церкви: Воскресения Христова, св. Иоанна и св. Юрия на предместье, т. е. участки этих церквей; см. Макарий, Ист. рус. цер., XI, 439. 1535 «W szkoach te Kijowskich у Wileskich nieunitów po graecku у polacinie uczy pozwolamy tak jednak, eby humaniora tylko non ultra dialecticam et logicam uczyli». См. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 694; тоже у Макария, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513. 1536 Игумен Самуил должен был выдерживать жестокие нападения на Св.-Духовский монастырь и на православных со стороны настоятеля униатского монастыря Дубовича и фанатиков-монахов; см. подробности в Вилен. Акт. VIII, стр. 121–126. 1537 Макарий, Истор. рус. цер., т. XI, стр. 510. О Митрофане Дементьяновиче, см. Вил. Арх. Сб., II, 40 и Вил. Акт., стр. 117. 1538 Впрочем, надо заметить, что большинство книг братской библиотеки было увезено Мелетием Смотрицким, который перейдя в унию, не возвратил братству этих книг; Макарий, И. Р. Ц., XI, 379. 1539 Полное заглавие этой книжки: «Эхо жалости на голос рыдающего по неоплаканной смерти патрона своего, отзывающееся в конгрегации студентов св. Константина и Елены, при церкви Св. Духа»; Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513. Кроме студенческого придела в братском Виленском монастыре был особый предел и для торговцев г. Вильны, во имя св. Иоанна Евангелиста, ibid., стр. 515. 1540 Акт. юж. и зап. России, т. II, 58. О состоянии Виленской брат. школы за время ректорства Иосифа Бобриновича, см. Харламповича, «К ист. зап. рус. прав.» 41–43. 1541 См. также запись земельных угодий в пользу православной Церкви и отдачу этих угодий под защиту и в распоряжение Виленского Св. Духова монастыря, сделанную помещиком Василием Пришихотским, в 1635 году, в Акт. Вил. Ком., т. II, стр. 67. 1542 Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 513–517. Завещание Азарича весьма любопытно. Вил. Акт, т. IV, стр. 470, см. также и стр. 476.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По семейному преданию, семья А.А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского моря, примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отделения. На фабрике Лютера М.А. Ридигер работал вплоть до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботящиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали монастыри: Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской, Пюхтицкий Успения Божией Матери женский , Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители и миряне Эстонской Церкви посещали обители, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Сергиев женский монастырь во имя Святой Троицы, виленский Свято-Духовский мужской монастырь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском Преображенском монастыре , находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей - преподобных Сергия и Германа. В начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения (РСДХ) в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами которого были протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н.А. Бердяев, А.В. Карташев, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, привлекала православную молодежь, желавшую найти в трудных условиях эмиграции твердое религиозное основание для самостоятельной жизни. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) позднее писал, что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом на все, что происходило в это время с Церковью в России. Церковь для русских изгнанников перестала быть чем-то внешним, напоминающим лишь прошлое. Церковь становилась смыслом и целью всего, центром бытия.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Сигизмунд III разрешил клиросам управлять церковным имуществом в отсутствие епископа. С другой стороны, вводились и подтверждались ограничительные меры: в 1577 г. Стефан Баторий запретил строить в Вильно правосл. храмы и школы без разрешения Виленского католич. епископа (на практике запрет не выполнялся); в 1596 г. Сигизмунд III Ваза подтвердил этот запрет. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Вильнюсе. 1597 г. Фотография. 2013 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Вильнюсе. 1597 г. Фотография. 2013 г. Во 2-й пол. XVI в. территория Л. входила в состав Киевской митрополичьей епархии. Вильно был центром ее Литовско-Белорусской части, имевшей в то время большее значение, чем собственно Киевская часть, и охватывавшей территорию Виленского, Трокского, Новогрудского и Минского воеводств, а также Жямайтии. Особая роль в адм. управлении этой части епархии принадлежала митрополичьим наместникам (протопопам) и кафедральным (соборным) клиросам. Виленский протопоп имел особые полномочия, в т. ч. осуществлял надзор за богослужением в церквах Вильно. Также в этой части епархии были активны церковные братства. Интерьер церкви Св. Духа. Фотография. 2014 г. Интерьер церкви Св. Духа. Фотография. 2014 г. В 1584 г. в Вильно при виленском во имя Святой Троицы мужском монастыре образовалось православное братство, ставшее важным центром правосл. просвещения и книгопечатания. В 1588 г. оно получило от К-польского патриарха Иеремии II Траноса статус ставропигии и некоторые права по управлению Церковью (сообщать патриарху о недостойном поведении епископов и митрополита, участвовать в их избрании, распоряжаться делами монастырей, церквей, «шпиталей»). После заключения Брестской унии в 1596 г. правосл. братство возглавило борьбу против ее экспансии на землях Л. и Белоруссии. Из-за преследований со стороны униат. митр. Ипатия Потея часть братчиков недалеко от Троицкого монастыря, на землях православных шляхтянок из рода Воловичей, построила ц. Сошествия Св. Духа на апостолов и в нач.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было, и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отд-ния до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям А., «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботившиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали мон-ри: Псково-Печерский Успения Божией Матери муж., Пюхтицкий Успения Божией Матери жен., Иверская жен. община в Нарве. Многие священнослужители Эстонской Церкви и миряне посещали обители, расположенные в епархиях зап. части бывш. Российской империи: рижский Сергиев жен. мон-рь во имя Св. Троицы, виленский Свято-Духовский (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа) муж. мон-рь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском в честь Преображения Господня мон-ре, находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей преподобных Сергия и Германа. В нач. 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религ. кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами к-рого были прот. Сергий Булгаков, иером. Иоанн (Шаховской), Н. А. Бердяев, А. В. Карташёв, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский, Б. П. Вышеславцев, С. Л. Франк, привлекала правосл. молодежь, желавшую найти в трудных условиях эмиграции твердое религ. основание для самостоятельной жизни. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиеп. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) позднее писал, что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом на все, что происходило в это время с Церковью в России.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

После издания С. Кутшебой и Я. Фиялеком памятных записей из рукописи, принадлежавшей Э. Чиолеку, главе виленского капитула на рубеже XV–XVI вв., можно считать установленным фактом, что толчком для подобной попытки явилось заграничное путешествие одного из молодых представителей служилой литовской знати, Александра Солтана, сына земского подскарбия Великого княжества Литовского Александра Юрьевича . Во время путешествия в 1467–1469 гг. Александр Солтан наряду с другими европейскими дворами посетил двор папы Павла II в Риме. Здесь, согласно памятной записи, сделанной Э. Чиолеком, он был принят в унию самим папой, при этом в отличие от практики, существовавшей в Восточной Европе, папа не потребовал от него повторного крещения, ограничившись его торжественным отречением от «заблуждений греков» и обещанием повиновения и верности Римской Церкви. После этого папа лично причастил его. Аналогичного акта отречения оказалось в дальнейшем достаточно, чтобы Александр Солтан был принят в члены ордена рыцарей «Гроба Господня» в Иерусалиме . По примеру Александра Солтана его младший брат Иван принес, по-видимому, личную клятву папе Сиксту IV . Время этого события позволяет установить сохранившийся в том же сборнике Э. Чиолека текст пожалования Сикста IV от 19 ноября 1471 г. владельцу Почапова Ивану Александровичу . Папа этим документом предоставлял пресвитеру, которого Иван Александрович изберет своим духовником, право отпускать все грехи. Обращение к Риму двух молодых представителей литовской знати могло бы и не иметь серьезных последствий, но принятие Александра Солтана в члены католической общины Вильно натолкнулось на серьезные препятствия. Когда, следуя прежней практике, литовский аристократ повторил клятву отречения от «заблуждений греков», этого, к его удивлению, оказалось недостаточно. В вильно отнеслись с явным недоверием к его сообщению, что папа принял его в лоно Церкви без повторного крещения, и потребовали письменного свидетельства, которого тот не имел. Солтан не только не был принят в члены общины, но и подвергся публичным нападкам с амвона, когда его, в частности, назвали собакой . По компетентной оценке современного теолога, такое поведение католического духовенства в Вильно полностью противоречило официальной позиции католической Церкви, признавшей на Флорентийском Соборе действенность разных формул крещения, лишь бы они совершались во имя Святой Троицы .

http://sedmitza.ru/lib/text/442964/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010