В 1686 г. между Россией и Польшей был заключен договор о вечном мире, по которому, в частности, епархия Могилёвская (Белорусская) с мон-рями Виленским, Минским, Полоцким, Оршанским и др. объявлялась неприкосновенной. Однако в 1689 г. кор. Ян Собеский дал привилей на Могилёвскую кафедру тайному униату Гедеону (Одорскому). Паства потребовала, чтобы Гедеон отправился для хиротонии к Киевскому митрополиту, в Киеве Гедеон перешел в Православие и остался в городе. В документах 1687 и 1690 гг. как наместник Белорусской епархии упоминается слуцкий архим. Серапион (Полховский). Он получил привилей от короля в 1697 г. и 30 авг. 1698 г. был хиротонисан в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ). В 1699 г. по настоянию Полоцкого униатского архиепископа король объявил привилей недействительным, чтобы не способствовать распространению «схизмы». С 1712 г. Могилёвский епископ оставался единственным правосл. архиереем в Речи Посполитой. Могилёвская епархия сильно пострадала в годы Северной войны. 28 нояб. 1720 г. по настоянию царя Петра I кор. Август II выдал жалованную грамоту в защиту правосл. епархии в Речи Посполитой, правосл. мон-рей и церквей в ВКЛ. В этой грамоте упоминаются и защищаются властями следующие православные мон-ри: кафедральные мстиславский Троицкий и могилёвский Спасский, оршанский Кутеинский в честь Богоявления с принадлежащими ему монастырями , могилёвский Братский в честь Богоявления, Марков витебский во имя Святой Троицы с принадлежащими ему церквами , Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов , Мстиславский Тупичевский Свято-Духов, Мстиславский Онуфриевский при Натопе, Охорский (Вохорский) Преображенский, Селецкий, Шкловский, Горецкий, Гриевский, Терешковский, а также женские мон-ри: Кутеинский оршанский, Борколабовский в честь Вознесения Господня , Мазоловский Преображенский, Шкловский, Костюковский. Архиерейский дворец (дворец свт. Георгия Конисского) в Могилёве. 1762–1785 гг. Фотография. 2016 г. Архиерейский дворец (дворец свт. Георгия Конисского) в Могилёве.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

  Жировицкого Архимандрита Тихона   Рапорт.   Не будучи сторонником действующего аппарата церковной Власти в Польше, нижеподписавшийся, тем не менее, не считает возможным из соображений подхалимства или самосохранения уверять представителей упомянутой власти в том, что «на Шипке все спокойно» и тем вводить в заблуждение Высшие органы действующего аппарата влады , стоящие вдали от народного моря, начинающего волноваться уже совершенно недвусмысленно. Речь идет все о том же новом стиле. В дополнение к секретному моему рапорту на имя Вашего Преосвященства 24/VI за 67, настоящим почитаю долгом донести Вашему Преосвященству, как Члену Синода, на предмет высших соображений, что начиная с 5/VII с.г., т.е. за два дня до праздника Рождества Предтечи по ст[арому] ст[илю] в Жировицкий Монастырь начали стекаться богомольцы из самых отдаленных уездов епархий Гродненской, Полесской и Виленской, из б[ывшей] Минской губ[ернии]; прибыли и с Волыни. Силою вещей и обстоятельств состоялся торжественный праздник по ст[арому] ст[илю], причем у пришедших богомольцев наблюдался подъем духа необычайный и чрезвычайное религиозное воодушевление. Безразличных прежде белорусов было не узнать. Богомольцы собирались группами и с оживлением рассказывали друг другу, как по дороге их встречали полицейские и не советовали идти на богомолье в Жировицы, «ибо там уже празднуют по-польску», но люди не верили и шли к своей родной святыне, дабы убедиться во всем лично; другие заявляли, что они-де у себя в церкви, когда им было объявлено о н[овом] ст[иле], закричали: не хотим святковать по-Римски, будем святковать по-Иерусалимски, как святковали деды наши (Минск[ая] губ[ерния]); третьи сообщали, что когда ретивые полицианты возбраняли им работать в праздники по н[овому] ст[илю] – они протестовали и дело дошло до столкновения «вооруженных Голиафов с бедным Давидом, который имел лишь камень» – выражение крестьян Кобр[инского] у[езда]. Имеются совершенно верные сведения, что в с[елах] Белавичах, Буле и г. Косове – Пинской еп[архии] в день Иоанна по н[овому] ст[илю] в церквах совершали торжественные службы Троицы: «поп, дьяк и [неразб.]», ибо все люди, проклиная «попов», демонстративно шли на работу, говоря: «то польское свенто, а наше еще прейде» .

http://bogoslov.ru/article/6192400

По свидетельству Сильвестра (Косова) , в 1616-1617 гг. Смотрицкий исполнял обязанности ректора Киево-Братской школы (см. в ст. Киево-Братский в честь Богоявления мужской монастырь ), где преподавал латинский язык. В 1618 или в 1619 г. Смотрицкий принял монашеский постриг с именем Мелетий в виленском Свято-Духовом мон-ре. В «Обороне Оправдания...» (1621) он писал, что «почти что с детских лет» симпатизировал монахам. (К. Студинский в неопубликованной работе «305-лimmя cмepmi Meлemiя Смотрицького» на основании латиноязычной глоссы на одном из экземпляров «Треноса...» предположил, что причиной пострижения был разрыв с невестой Алисией Гулевичевной, дочерью волынского правосл. шляхтича,- ЦДIAYЛ. Ф. 362. Оп. 1. Д. 60. С. 2.) В Свято-Духовой обители М. был нек-рое время послушником архим. Леонтия (Карповича). Он имел возможность посещать униат. виленский во имя Святой Троицы монастырь , встречался и беседовал с лидерами униатов. В окт. 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV возглавил в Киеве хиротонию М. во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. На Полоцкую кафедру изначально был определен архим. Леонтий (Карпович), но из-за его болезни, а затем и скорой смерти архиепископом Полоцким стал М. После хиротонии М. вернулся в Вильно (вероятно, в кон. окт. 1620) и был избран архимандритом Свято-Духова мон-ря. На похоронах своего наставника Леонтия (Карповича) М. прочитал пламенную проповедь, напечатанную на «простой мове» с посвящением Киевскому митр. Иову (Борецкому) (Казанье на честный погреб пречестного и превелебного мужа, господина и отца Леонтия Карповича. Вильно, 1620) и на польск. языке (1621). Это единственная опубликованная проповедь М. Характеризуя благочестие и подвижническую жизнь архим. Леонтия, автор делает акцент на деятельности почившего в защиту Православия, обличает унию. Леонтий (Карпович) изображен как деятель, труд к-рого был посвящен общему благу. Сочинение М. оказало влияние на проповеди архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/2562844.html

31 дек. 1844 г. по просьбе Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) получил назначение на должность ректора и профессора богословских наук Литовской ДС. Согласно характеристике архиеп. Иосифа, «едва ли бы еще можно было найти другого архимандрита из великорусских, столь соответственного здешним обстоятельствам. Смею уверить, что он будет украшением Церкви, на каковом месте ни был поставлен» ( Иосиф (Семашко). 1883. Т. 2. С. 290). В связи с переездом семинарии из жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в виленский во имя Святой Троицы монастырь с 18 апр. 1845 г. Е. был членом строительного комитета по перемещению ДС. В семинарии преподавал догматическое богословие. С 29 нояб. 1845 г. цензор проповедей, с 20 дек. духовный цензор, с 11 нояб. 1846 г. член епархиального попечительства, с 11 дек.- комитета Литовской ДС для собрания этнографических сведений о России. В июле 1845 г. инспектировал Борунское уездно-приходское уч-ще, в июле 1846 г.- Супрасльское, Кобринское, Жировицкое и Виленское духовные уч-ща. 27 июня 1845 г. назначен настоятелем обращенной в 3-й класс виленской Троицкой обители с предоставлением Е. степени настоятеля 2-классного мон-ря. По инициативе Е. Троицкая ц. была приспособлена для зимних богослужений, в 1852 г. он пожертвовал в монастырь утварь. 2 июля 1845 г. освятил придел святых Константина и Елены в соборе виленского в честь Сошествия Св. Духа мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ). С 19 июля 1846 г. благочинный мон-рей Виленской и Ковенской губерний. 4 дек. 1848 г. назначен настоятелем Пожайского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в связи с предстоящей хиротонией. По ходатайству Е. Киевский митр. Филарет прислал из ризницы Киево-Печерской лавры 11 архиерейских облачений для обители, был пожертвован ряд икон, устроена больница для военных на 100 коек в период эпидемии холеры. 10 дек. 1848 г. по ходатайству Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) Святейший Синод назначил Е. епископом Ковенским, викарием Литовской епархии.

http://pravenc.ru/text/187365.html

Пытаясь сохранить у себя древнюю икону Божией Матери, православные в 1608 г. временно перенесли ее вместе с др. церковными драгоценностями и реликвиями из Пречистенской в ц. свт. Николая, построенную в 1514 г. кн. Константином Острожским в честь победы под Оршей. Никольская ц. в 1609 г. также стала униатской, и В. и. была возвращена на место своего первоначального пребывания - в Пречистенский собор. В 1610 г. собор горел, в 1612 г. восстановлен, но митрополичья кафедра в 1613 г. была перемещена из него в Свято-Троицкую ц. виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , перешедшего к униатам еще в 1609 г. О нахождении В. и. в Троицкой ц. в XVII в. свидетельствует завещание 1652 г. Алексия Дубовича, архим. Троицкого мон-ря, согласно к-рому в мон-рь делался вклад в 100 злотых ежегодного дохода для совершения в Троицкой ц. перед В. и. каждую субботу акафиста (возможно, перенесение В. и. совершилось позднее и было вызвано запустением Пречистенской ц., о чем свидетельствуют надпись 1748 на иконе, а также упоминание об этом событии в архивных документах Троицкого мон-ря за 1775). Во время русско-польск. войны (1654-1667) царем Алексеем Михайловичем была предпринята еще одна попытка возвращения В. и. из Вильно в Москву: рус. войска заняли Вильно в 1655 г., а в 1657 и 1658 гг. кн. Михаил Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски В. и., оказавшиеся безуспешными (нек-рые исследователи XIX в. ошибочно полагали, что кн. Шаховской искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери ). Как показало проведенное рус. администрацией Вильно в 1658 г. следствие, икона была вывезена виленским мещанином Юрием Селедчиком из Вильно по р. Вилии на лодке-витине в Крулевец (Кёнигсберг) и спрятана там униатскими монахами. После 1661 г. она была возвращена в Вильно. В. и. временно покидала Вильно и в годы Северной войны (1700-1721) - вместе со своим драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого мон-ря в дек. 1701 г. в жировицкий Успенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/158626.html

Хотел он тогда же отвечать Государю, как сие было, но Государь не хотел его тогда слушать и, за царскою своею трапезою, велел о том написать; посему излагаете ныне истинное слово. Приехал он до Вильны с великим трудом и, как услышали о нем Король и его бояре, то велели поставить его честно, в доме Пречистой, в старой митрополии. Сам Митрополит Виленский пришел к нему со всем Собором, и на другой день пришли к нему бояре королевские, спрашивая его о Султане Турецком и о иных Государях, чрез земли которых проехал, и до них ли только едет, или дальше до Москвы? Митрополит открыл им всю истину, и Король велел явиться к нему, со всеми граматами. У него же были две граматы Турецкого Султана, писание и повеление его великое (вероятно фирман.) В одной грамате писал он ко всем воеводам, чрез земли коих должен был идти Митрополит, чтобы поберегли его, как вернаго человека и приятеля Вселенскаго Патриарха. Другая грамата была особенная к Королю, чтобы поберег и отпустил до Москвы Митрополита. Король принял его с честью и удержал у себя ту грамату, которая была на его имя, а другую возвратил. Тут же Митрополит показал Королю и грамату Патриаршую к Митрополиту Виленскому, к Епископам и всем православным Христианам; Король, прочитав ее, велел Митрополиту идти на свое подворье и там успокоиться, обещая его отпустить по грамате Султана и Патриарха, хотя у них было в обычае исстари, не отпускать никого к Московскому Государю, если с ним не находятся в мире. Митрополит Евгрипский отвечал им: «что он человек малый и странный, и что его сила промежду двух Государей? и как может пособить столь великим делам? ибо, если не сбудется слово королевское, или не будет хотения Государя Московскаго к миру, то из сего произойдет смута и печаль и срам ему великий; сие есть дело державных, а не страннаго человека.» Они же отвечали Митрополиту: «что это ему возможно, потому что Король и все паны знают, что и прежде был он в Москве, и жаловал его Государь, и ныне не ослушается его слова, как приятеля Вселенскаго Патриарха, и если дело сие устроить, то и они во всем его послушают, во всех своих странах.» Митрополит просил у них немного времени для размышления, и потом, спустя три дня, призвали его в другую церковь Святой Троицы, где живет Митрополит, и опять сошлись в алтарь совещаться о том же деле, потому что в церкви был народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Церковь во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. XVI в. Фотография. 2006 г. Церковь во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. XVI в. Фотография. 2006 г. К кон. XVIII в. в Гродно не сохранилось ни одного правосл. прихода. Верными Православию на гродненских землях оставались мон-ри: заблудовский в честь Успения Пресв. Богородицы, бельский во имя свт. Николая Чудотворца, дрогичинские в честь Св. Троицы и Спасо-Преображенский, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, к-рый с 1783 г. управлял ими, как и всеми правосл. жителями Речи Посполитой, посредством своего наместника - Слуцкого архимандрита. В нач. 1785 г. между Россией и Польшей было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен бывш. Слуцкий архим. Виктор (Садковский), епископская хиротония к-рого состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе; одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита. Кон. XVIII - кон. XIX в. В 1795 г., согласно условиям 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно и Волковыск с прилегающими землями вошли в состав Российской империи, в 1799 г. стали частью Минской и Литовской епархии. В образованной в 1801 г. Гродненской губ. православными были только 3 церкви и брестский мон-рь во имя прп. Симеона Столпника, в то же время в губернии действовало 559 костелов (Гродненские ЕВ. 1906. 6. С. 69). В 1807 г. запустевший гродненский фарный костел после перестройки был освящен как правосл. Софийский собор, к-рый стал кафедральным. В 1833 г. правосл. паства Гродненской губ. в связи с изменением границ епархий вошла в состав Минской и Гродненской, в 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. В 1840 г. учреждено Брестское викориатство Литовской епархии, с 1848 г. местопребыванием викарного епископа стал гродненский Борисоглебский мон-рь. В 1828 г. по указу имп. Николая I униат. диоцезы в Российской империи были объединены в 2 епархии - Литовскую и Белорусскую. В состав Литовского диоцеза вошли Гродненская и Виленская губернии, Белостокская обл. и часть смежных земель. Епархиальное управление и епископская кафедра находились в Жировицком мон-ре. Здесь же помещалась униат. ДС, в ведении к-рой находилось неск. униат. ДУ. В XVIII в., особенно после Замойского Собора 1720 г., униат. Церковь на белорус. землях (в первую очередь базилианские мон-ри) подверглась активной латинизации и полонизации, в униат. богослужении были сильны элементы католич. обряда, духовенство говорило по-польски, обучение в белорус. униат. и католич. приходских школах велось тоже на польск. языке.

http://pravenc.ru/text/168161.html

В этом монастыре ныне имеются три ЦЕРКВИ: 1) соборная Живоначальной Троицы холодная, по которой и монастырь именуется Троицким, строенная в 1681 году, а в 1756 году Архимандритом Илией Веприцким возобновлённая; 2) над святыми воротами во имя Всех Святых, холодная же, построенная в 1715 году; 3) во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы тёплая, построенная в 1724 году; 4) с западной стороны соборной церкви над папертью – КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами; 5) сверх того, около монастыря – ОГРАДА деревянная, с четырьмя воротами и наугольными довольно возвышенными башнями. В этом монастыре Настоятельство было прежде Архимандричье и Игуменское, а по состоянию духовных Штатов находится Строительское. Прибавление Селецкий Спасский монастырь Девичий. Находился в бывшем Польском Королевстве, а основан Преп. Евфросинией, Княжной Полоцкой, он то же что и Полоцкий Спасский (см. Четьи Минеи, Май 23. Селецкий Троицкий монастырь Мужской, находился в Минской Епархии в Воеводстве Минском же и был приписан к Виленскому Святодухову монастырю, а потом обращён в Униатский. Селижаров Троицкий монастырь Мужской 3-классный, Тверской Губернии и Епархии, находиться в Осташковском уезде, при соединении рек Волги и Селижаровки от которой и название своё получил. Как этот монастырь прежде сего был в Ржевском уезде, то и именовался Ржева Владимирова Троицкий Селижаров (монастырь). Монастырь этот принадлежал к Синодальной области, а потом был в ведении Преосвященных Епархиальных. Крестьян имелось за ним 2.785 душ, по штатам же положен в 3 классе степенью 70. Настоятельство в нём издавна Игуменское; ибо Гурий, Игумен Селижарова монастыря поставлен первым Архиепископом в Казань при Царе Иоанне Васильевиче; потом в 1680 году упоминается тут Игумен же Евфимий. Князь Волоцкий Фёдор Борисович, в 1513 году скончавшийся, дал вкладом в этот монастырь свою вотчину в Горыншинской волости Хрестци да Голенково с угодьями, с лесом и с бортью (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В «Литовских епархиальных ведомостях» сохранилось подробное описание торжества освящения места для строительства храма. В воскресный день, 22 апреля 1862 г., после Божественной литургии и молебного пения преподобному Симеону Столпнику, совершенных протоиереем Василием Серно-Соловьевичем, Брестским благочинным, в сослужении протоиерея Военной госпитальной церкви, пяти священников из окрестных деревень и местного диакона и при стечении множества народа по положенному чину совершилась закладка. После прибытия крестного хода из крепости было совершено водосвятное молебствие. Протоиерей Василий Серно-Соловьевич произнес проповедь и окропил святой водой камень, который стал краеугольным в созидаемом храме. На нем была положена металлическая дощечка с надписью: " Повелением Императора Николая I, в царствование Императора Александра II, заложена церковь на Кобринском форштадте Брест-Литовской крепости, во имя святого Симеона Столпника, лета от Р. Х. 1862 апреля в 22 день... " . Кроме того, было положено несколько русских монет 1861 г. и пергаментный лист с надписью: " Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, положено основание и совершено освящение местности храма сего во имя святого Симеона Столпника, лета от Р. Х. 1862 в 22 день апреля, на память святого Феодора Сикеота, в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра II, по благословению Святого Правительствующего Синода члена, Высокопреосвященнейшего Иосифа, митрополита Литовскаго и Виленскаго " . Через три года строительство каменного собора было завершено. 14 марта 1865 г., после Божественной Литургии, в присутствии членов церковного комитета и при многочисленном стечении народа протоиерей Василий СерноСоловьевич совершил молебное пение, затем освящение и поднятие на колокольню стопудового колокола, купленного им в Москве в 1864 г. на сумму, отпущенную казной. 8 ноября 1865 г. было совершено освящение храма. Накануне из крепости в новую церковь прошел крестный ход, с которым были внесены мощи преподобномученика Афанасия. Военный парад и многочисленный люд разных сословий, несмотря на грязь и сырую погоду, сопровождали процессию. Другой военный парад с музыкой и множество народа встретили крестный ход, и в новом соборе было совершено всенощное бдение. На следующий день епископ Брестский и Гродненский Игнатий (Железовский), с благословения митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), совершил освящение храма и Литургию в сослужении двадцати четырех священников. На службе пел хор учеников местной прогимназии.

http://sobory.ru/article/?object=11051

При соборе Пречистенском, как видно из того же завещания, существовала особая «каплица», или придельная церковь, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы фамилии Солтанов, служившая для них усыпальницею и, может быть, основанная еще при митрополите Иосифе Солтане, принадлежавшем к их фамилии: в этой каплице ежедневно совершалась ранняя литургия . Самый собор Пречистенский поправлен и перекрыт в 1555 г. виленскими бурмистрами и радцами, испросившими на то благословение от митрополита Макария . Виленский Свято-Троицкий монастырь, доселе очень бедный и не имевший никаких фундушей ни от кого, получил первый значительный фундуш от князя Матфея Никитича Головчинского, который, желая быть погребенным в этом монастыре, записал на него два своих имения-фольварка: Свинтыники (в 1536 г.) и Пурвиники (в 1539 г.), находившиеся в Ковенском повете . В Новогрудке в первый раз упоминается в 1554 г. Свято-Троицкий монастырь, который подскарбий Иван Андреевич Солтан называл своим и на который завещал он десятину с одного своего имения . В местечке Жировицах, неподалеку от Слонима, принадлежавшем к епархии митрополита, другой подскарбий Солтан, по имени Александр, может быть брат Ивана Андреевича , основал в 1549 г. Жировицкий Успенский монастырь по случаю явления на этом месте чудотворной иконы Богородицы, доселе находящейся в обители . В местечке Соломеречье, неподалеку от Минска и, следовательно, также митрополичьей епархии, князь Иван Васильевич соломерецкий с своею супругою основал Покровский Соломерецкий монастырь, на который в 1540 г. сын князя Василий Иванович записал несколько людей с освобождением их от своего суда и пошлин . В местечке Сурдегах, ныне Ковенской губернии, находившемся в пределах той же епархии, в котором еще в 1510 г. построена была православная приходская церковь помещиком Богданом Шиш-Ставецким, а в 1530 г. построена и другая церковь во имя Пресвятой Троицы по случаю явления здесь над одним ключом чудотворной иконы Божией Матери, основан в 1550 г. Сурдегский Свято-Духовский монастырь местною владелицею Анною Шишанкою-Ставецкою .

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010