Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2002 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2002 г. (Виленской и Литовской епархии), в Вильнюсе (Литва). Основан на рубеже XVI-XVII вв. членами виленского православного Свято-Духовского братства , первоначально существовавшего при виленском во имя Св. Троицы мон-ре . По распоряжению принявшего Брестскую унию митр. Ипатия Потея в окт. 1599 г. был закрыт принадлежавший братству придел Троицкого храма. Ок. 1600 г. братчики перешли в возведенную в Вильно в 1597 г. ц. в честь Сошествия Св. Духа. Хотя королевский указ 1596 г. запрещал строительство правосл. церквей, Свято-Духовский храм был возведен на земле и на средства правосл. дворянок Феодоры и Анны Волович, занимавших высокое общественное положение (Феодора была замужем за брестским воеводой, Анна - за смоленским). Не позднее 1605 г. при Свято-Духовском храме сложилась муж. обитель с небольшим жен. отделением. К авг. 1609 г. храм являлся единственной правосл. церковью в Вильно, остальные были переданы униатам. Под опеку В. м. перешли братские типография и школа, в к-рых трудились насельники мон-ря, в т. ч. Леонтий (Карпович), ставший одним из первых настоятелей обители, Мелетий (Смотрицкий) и др. С самого начала существования В. м. страдал от нападений со стороны униатов - насельников Троицкого мон-ря. В. м. являлся ставропигиальным, подчинялся К-польскому Патриарху. К обители перешли права ставропигии, данные виленскому братству посетившим Вильно в 1588 г. К-польским Патриархом Иеремией II . Мон-рь существовал за счет денежных сборов и вкладов, поступавших от членов братства. В 1616 г. кн. Б. М. Огинский пожаловал мон-рю 2 дома в Вильно с хозяйственными постройками, затем двор в мест. Евье Трокского у. (ныне г. Вевис, Литва) с постройками, садами, огородами, землями и крестьянами, а также 6 озер.

http://pravenc.ru/text/158674.html

—371— К внешним достоинствам книги должны быть отнесены её серьёзный, ясный, точный богословский язык, спокойный, строгий и по местам возвышенный стиль; затем – тщательная обработка издания, даже чёткий и красивый шрифт. От всей души желаем достопочтенному автору успешно и легко преодолевать неизбежные трудности в предпринятом им серьёзном деле. Н. Заозерский В Редакцию Богословского Вестника поступили следующие новые книги и брошюры: Александр Введенский . Условие допустимости веры в смысл жизни С-Пб. 1896 г. Виталий Эйнгорн. Книги Киевской и Львовской печати в Москве в третью четверть XVII в. М. 1894. Он же. Речи, произнесённые Иоанникием Галятовским в Москве в 1670 году. М. 1895 г. Наша мать природа. Москва 1896 г. Свящ. В. Металлов. Очерк истории православного церковного пения в России. Издание 2-е. Исправленное и дополненное. М. 1896. Православный Палестинский Сборник. Вып. 45-й Изд. Имп. Прав. Палест. Общества. Хождение священноинока Варсонофия ко Святому граду Иерусалиму в 1456, 1461–62 гг. – Под ред. С. С Долгова. М. 1896. Православный Палестинский Сборник. Вып. 48-й Изд. Импер. Прав. Палест. Общества. – Хождение Архимандрита Агрефенья обетели Пресвятыя Богородица. – Под ред. Архим. Леонида. СПБ. 1896. Пресвитер Н. Д. Извеков Высокопреосвященный Алексий, Архиепископ Литовский и Виленский Москва 1896 г. Отчёт управления по свечной операции Подольской епархии за 1895 год, – Каменец-Подольск 1896 г. Календарь Подольской епархии на 1897 год. Кам.-Под. 1896 г. Митрофан, свт., еп. Текст изустной духовной св. Митрофана, еп. Воронежского//Богословский вестник 1897. Т. 1. 2. С. 1–20 (4-я пагин.) —1— 1 л. Вступительная часть. Буди имя пребезначальныя, всетворящия 425 , единосущныя Святыя Троицы Бога Отца, Сына и Святаго Духа благословенно и препрославленно от всея видимыя и невидимыя твари во веки. Аминь. Безмерным благоволением и неизреченною благостию Всетворца нашего Бога по образу и по подобию Его сотворенный и созданный в бытность вечную человек 426 уже не уничтожится 427 никако и никогда же; ему же долг по всякому образу благородием своим душевным знати славити Бога, зрети к Нему, уповати на Него и о всем 428 , по учительству Святаго Апостола Павла, благодарити, яко вся сотвори Он 1Фес.5:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на Небесах». Видя, что никакие мучения не могут заставить святого Евстафия отречься от христианства, Ольгерд осудил его на казнь. Святой мученик, несмотря на то, что его ноги были раздроблены, укрепляемый помощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь явному чуду. 13 декабря 1347 года святой Евстафий был мучим и повешен на том же дубе, что и его родственники святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников. Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна. На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев, святитель Алексий, митрополит Московский († 1378: память 12 февраля), обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею (1354–1355, 1362–1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что Патриарх очень скоро исполнил просьбу русских, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал Преподобному Сергию Радонежскому († 1392; память 25 сентября) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия. Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   В последние годы своего святительства Иннокентий прославился самым живым архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на воинов. Во время бомбардировки Одессы 10 апреля 1854 года мужественный архипастырь спокойно совершал Божественную литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость в жителях. После бедственного поражения нашей армии при Альме жители города Симферополя, пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты явился среди них архипастырь и в соборном храме разразился словом укоризны за малодушие. Слово было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали. Из Симферополя Иннокентий отправился в окровавленный и опаленный Севастополь: служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за веру и отечество.    Усиленные труды и тревоги надломили здоровье доблестного архипастыря; кончина его последовала мгновенно, 26 мая 1857 года, в день Пресвятой Троицы.    Макарий, митрополит Московский. Уроженец Курской епархии, сын священника, с ранних лет сирота, Михаил (мирское имя Макария) Булгаков в первое время школьного учения казался хилым, болезненным и даже несколько тупым мальчиком, но в этом так мало обещавшем отроке таились великие силы. Брошенный одним из его товарищей камень разбил оболочку его черепа, и жизнь его поистине чудесно обновилась: прошли детские болезни, открылись прекрасные дарования, и он быстро пошел вперед. Высшее духовное образование он получил в Киеве, под руководством знаменитого ректора Димитрия Муретова (скончался в сане Херсонского архиепископа в 1883 году), и здесь вместе с обетом монашества дал самому себе обет всю жизнь посвятить на пользу просвещения и все, что будет заработано учеными трудами, обращать на его же пользу. В Киеве же началась его учебная служба, которая затем с великой честью продолжилась в Санкт-Петербурге, где он удостоен был высшей ученой степени и епископского сана.    По окончании учебной службы святитель Макарий занимал преемственно кафедры Тамбовскую, Харьковскую и Виленскую и, наконец, был возведен на кафедру Московского митрополита, но никогда не оставлял ученых трудов и как бы нарочно был перемещаем в такие именно места, где ему было удобнее собирать сведения для главного ученого труда его – «История Русской Церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Город Расейняй, ул. Витауто Диджиоио (Витаутаса Великого) 10. Свято-Троицкая церковь , 1870 года. Каменная, окружена с трех сторон парком, паперть примыкает к тратуару улицы. После революции в ней служил о. Симион Григорьевич Онуфриенко, выходец из крестьян, до назначения на должность священника работавший в школе и в 1910 году награжденный серебряной медалью за труды по народному образованию. В 1932 году он награжден митрополитом Виленским и Литовским Елевферием(1869–1940) наперстным крестом (8).Во время Второй мировой войны церковь осталась неразрушенной, служба в ней продолжалась – крестили детей, венчали молодых и отпевали покойников. В конце 90-х годов прошлого века был произведен наружный ремонт церкви: сделана побелка стен, обновлена крыша и купола. В храме Пресвятой Живоначальной Троицы города Расейняй в настоящее время священником служит о. Николай Мурашов. На автостраде Вильнюс-Паневежис пять указателей напоминают о дороге на Рагува. И даже при бездорожье стоит приехать к этому красивому, каменному, компактному храму Рождества Богородицы освещенному в 1875 году, одному из главных достопримечательностей городка из «одной улицы». Несколько прихожан с любовью присматривают за ним и по праздникам здесь совершается Божественная Литургия.Немного странно, что в толстом фолианте на 1128 стр., обширной монографии «Raguva»,uздahhoй в 2001 году под эгидой Министерства культуры Литвы,и где представлены статьи 68 авторов на все темы, церкви Рождества Богородицы уделена лишь одна страница ,с небольшим рисунком. (26) В поселке Рудамина, церковь во имя св. Николая, 1874 года, расположена на православном кладбище. Храм деревянный, уютный и ухоженный. Несколько раз, в разные годы проезжая мимо, всегда видел его свеже выкрашенным. Печально, но один раз в будничный день повстречалась пожилая пара, ухаживающая за могилой с православным крестом, в нескольких метрах от церкви. На вопрос о названии храма, женщина развела беспомощно руки: «Не знаю», и только мужщина подумав, ее поправил: «Никольская».Во время Второй мировой войны, в период окупации края немцами,в поселке каменную церковь Преображения Господня 1876 года постройки, неизвестные подожгли. И этот храм, как немой укор всем, медленно превращается в руины, а " святые отцы говорили, что над каждым церковным престолом стоит Ангел-хранитель и будет так стоять до Второго пришествия, даже если храм осквернен или разрушен. " (13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕВЗА (Кревза-Бейда (Жевуский)) Лев (Лаврентий; † ок. 1639, Смоленск?), униат. еп. Смоленский и Черниговский, писатель-полемист. К. происходил из Подляшья (совр. Польша), род. в рус. дворянской семье герба Кшивда. Его предки владели с. Жевуски (Жевушки?) близ совр. Константынува (свидетельства с 1541). Одна из ветвей семьи основала сел. Бейда (Бейды) вблизи с. Морды. Род Жевуских (Жевуские-Бейды, упоминаются с 50-х гг. XVI в.) известен также как Кревзы (Kreuza). О происхождении последнего прозвища сообщил униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский в письме к вице-канцлеру П. Сапеге от 26 нояб. 1623 г.: дед К. имел прозвище Криуша, оно закрепилось за его потомками, во время учебы К. в Риме прозвище было латинизировано. Дата рождения К. неизвестна, ко времени своей смерти в 1639 г. он достиг «крайней старости». Первые документальные свидетельства о К. относятся к нач. 1603 г.- когда он прибыл для обучения в Рим, К. отмечен в числе слушателей Греческого коллегиума. Предположительно на рубеже XVI и XVII вв. К. перешел из Православия в унию. Он оставил обучение в 1609 или 1613 г. по состоянию здоровья. О своей учебе К. вспоминал в соч. «Obrona iednoci cerkiewney, abo Dowody ktorymi si pokazuie, i grecka Cerkiew z lacinsk ma by ziednoczona» (Защита церковной унии, или Доводы, показывающие, что греческая Церковь должна быть объединена с латинской): вместе с др. рус. студентами он дал клятву твердо держаться своей веры (не принимать римо-католицизма). Вернувшись в Речь Посполиту (вероятно в 1613), К. принял монашеский постриг с именем Лев в виленском во имя Св. Троицы монастыре (с 1609 в унии), присоединился к василианам , помогал митр. Рутскому и архим. Иосафату Кунцевичу в устройстве новоучрежденного ордена св. Василия Великого. К. принимал участие в работе первых капитулов василиан (Новогрудок, 1617 г.; Лавришево, 1621 г.; Рута, 1623 г.; Жировицы, 1629 г.; Вильно, 1636 г.), на к-рых были заложены организационные основы ордена. В 1617 г. К. стал архимандритом Свято-Троицкого мон-ря и ректором Виленской униатской семинарии. В том же году опубликовал соч. «Obrona iednoci cerkiewney...», к-рое наряду с произведениями Ипатия Потея и Рутского было призвано укреплять позиции унии. (Сочинение было написано после объявленного в 1616, но не состоявшегося публичного диспута униатов с православными. На собрание пришло немало жителей Вильно, которым из-за бойкота диспута со стороны православных пришлось слушать только униатов. В книге К. были подробно изложены аргументы униат. стороны.) О деятельности К. до 1624 г. сведений мало. Известно, что он путешествовал по Смоленщине и Черниговщине, вероятно пропагандируя унию.

http://pravenc.ru/text/2458995.html

Поэтому на королевскую грамоту, данную на настоящем виленском сейме, следует смотреть не как на свидетельство благоволения короля Сигизмунда Августа собственно к православным, но как на акт его веротерпимости по отношению ко всем исповеданиям христианским — акт, которым желал король уравнять по гражданским правам всех дворян великого княжества Литовского, какого бы исповедания христианского они ни держались: римского, православного или протестантского. Следует присовокупить, что это же самое постановление виленского сейма Сигизмунд Август подтвердил с некоторыми новыми разъяснениями и на гродненском сейме 1 июля 1568 г. , объявив, что впредь оно не должно нуждаться в новых подтверждениях, а должно сохранять свою силу навсегда . Хотя многих из православных панов увлекло тогда протестантство, но все же еще оставались между ними и приверженные к вере отцов, и усердные к православным храмам и обителям. Князь Януш Козмич Жеславский вместе с материю своею княгинею Анастасиею Гольшанскою, исполняя волю покойного родителя, подарил (12 июня 1556 г.) своему «дворецкому» монастырю во имя Пресвятой Троицы три села со всеми землями и угодьями, данями и доходами, монастырь этот упоминается теперь в первый раз. Князь Константин (Василий) Константинович Острожский, воевода киевский, дал (12 января 1560 г.) Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю по просьбе игумена и братии островок Обрубный на верхнем конце Чарторыя, два озера, Петриково и Плоское, и сеножати, которыми монастырь будто бы владел и прежде. Князь Иван Федорович Чарторыйский, справца воеводства Киевского, вместе с наместником киевского воеводы Федором Тишею отдали земельные владения находившегося тогда в запустении Кирилловского монастыря пяти попам замковой Николаевской церкви в Киеве, и король утвердил (23 июня 1565 г.) это даяние. В Слуцке упоминаются два новых монастыря, прежде неизвестные: монастырь святого пророка Илии (1556) и монастырь Николаевский Мороцкий (1558), одолженные своим существованием, вероятно, благочестию слуцких православных князей или граждан .

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

К. К. был учредителем мон-рей. В числе других он основал муж. мон-ри в Чернчицах под Луцком и в Любартове (1604), Дубовецкий жен. мон-рь под Дубно (1592). Магнат возобновил Спасский мон-рь близ Дубно, который в 1592 г. получил общежитийный устав, расширил обитель в Дермани. В его владениях находилось ок. 20 правосл. мон-рей. К наиболее значимым кроме вышеперечисленных относились мон-ри Спаса в Дорогобуже и св. Михаила близ Степани. Последний известен с 70-х гг. XVI в., когда князь наделил его десятиной от доходов замка в Степани и земельными владениями; в эти же годы богатые вклады были даны в мон-ри Спасский в Дорогобуже и Воздвижения Креста Господня в Дубно. Магнат жертвовал средства на обители, находившиеся вне его владений: киевский Златоверхий во имя арх. Михаила , св. Онуфрия во Львове и Кирилловский Свято-Троицкий в Киеве, Киево-Печерский мон-рь (см. Киево-Печерская лавра ), где был похоронен его отец. К. К. построил большое число храмов в своих имениях. Только в основанном им Константинове он воздвиг 6 церквей, в т. ч. 2 каменные (Троицкую и Успенскую). Магнат заботился также о храмах, находившихся вне его имений, в первую очередь о киевских. При нек-рых храмах К. К. открыл больницы, напр., при правосл. ц. Св. Троицы в Остроге, при католич. костеле в Дятлове. В обширных имениях К. К. действовали не только правосл. церкви, но и католич. костелы (князь восстановил костел в Остроге), кальвинист. и социнианские кирхи, мечети и синагоги. К. К. помогал правосл. братствам , в первую очередь ставропигиальным Львовскому и Виленскому . В 1586 г. по просьбе К. К. и Ф. И. Скумина-Тышкевича кор. Стефан Баторий утвердил устав Львовского братства, в 1592 г. кор. Сигизмунд III издал обширную жалованную грамоту для Львовского братства и мон-ря св. Онуфрия. К. К. ходатайствовал перед королем в связи с жалобой львовских братчиков на притеснения со стороны властей Львова в 1599-1603 гг. В течение неск. лет магнат был посредником между Львовским братством и Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) , способствовал их примирению в июне 1595 г. Киевский воевода содействовал поездкам представителей Львовского братства в Россию за милостыней. В меньшей степени К. К. занимался делами Виленского братства, в 1604 г. он передал имение Словенско под Вильно для строительства новой каменной братской ц. Св. Духа. Князь участвовал в основании церковного братства в принадлежащем ему Тарнополе (1593).

http://pravenc.ru/text/2057084.html

В числе присутствовавших на Киевском Соборе 1628 г. упоминаются настоятели еще четырех монастырей: Почаевского (Иоанн Железо), Тригорского, Бережанского и Творовского. Новых монастырей во дни митрополита Иова возникло пять. В 1622 г. королевский дворянин Константин Долмат, основавший четыре года тому назад Чеперский монастырь, пожелал учредить еще новый монастырь. Для чего, пожертвовав два свои имения – Дятелович и Люменец в Пинском уезде, просил киево-печерского архимандрита Елисея Плетенецкого устроить на эти средства в первом из названных имений общежительный монастырь при церкви Преображения Господня, с тем чтобы он навсегда оставался в послушании Константинопольскому патриарху и в зависимости от Киево-Пёчерской лавры: воля жертвователя тогда же была исполнена. В 1626 г. князь Богдан Богданович Соломерецкий задумал было основать общежительный Свято-Духовский монастырь на 25 человек в имении своем Борколабове, в Оршанском повете, назначил на содержание монастыря кроме земель в самом Борколабове три села: Костянку, Вороновку и Стайки с землями и крестьянами – и желал подчинить этот монастырь Мелетию Смотрицкому как Полоцкому архиепископу и архимандриту виленского Свято-Духова монастыря, а также и всему виленскому Свято-Духовскому братству. Но по обстоятельствам времени и вскоре последовавшей кончине князя Богдана Богдановича намерение его об основании монастыря теперь не осуществилось, а было исполнено, как увидим, уже впоследствии его наследниками. Около 1626 г. основатель Евейского монастыря князь Богдан Огинский, подкоморий троцкий, с женою своею Анною – Раиною положил начало общежительному монастырю в имении своем Кронах (Ковенского повета), соорудил в нем каменную церковь во имя Пресвятой Троицы и, умирая, завещал на покупку местности для монастыря две тысячи коп литовских грошей. И в 1628 г. кронский архимандрит, как мы упоминали, уже присутствовал на Киевском Соборе. А в следующем году жена покойного князя Богдана Огинского передала монастырю два имения свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Избрание святителя Ионы митрополитам вполне благожелательной было встречено в западнорусских епархиях. В 1449 году король Казимир IV прислал митрополиту Ионе «жалованье и поминки» и приглашение посетить Литву. Святитель Иона прибыл в великое княжество Литовское в 1451 году. В Вильне он встретился с Казимиром IV и получил от него грамоту, засвидетельствованную князем Киевским Александром Владимировичем, бывшим великим князем Литовским Свидригайло, вельможами великого княжества Литовского и даже католическим епископом Виленским. В грамоте говорилось: «Всякое дело благое и всякий совершенный дар исходят свыше – от Божественного изволения. Во имя Пресвятой, Животворящей, Нераздельной Троицы, желая утвердить по чести и справедливости прежде бывшее, как бывало при отце нашем, короле Владиславе и дяде нашем великом князе Витовте, и иных предках наших, мы, Казимир, Божиею милостию король польский и великий князь Литовский, по совещанию с братом нашим, великим князем Василием Васильевичем, и с нашими князьями и панами, и с нашею радою полюбили себе отцом митрополитом Иону, прежде бывшего епископа Муромского и Рязанского, и дали ему престол митрополии Киевской и всея Руси, как бывало прежде по установлению и обычаю русского христианства. А он имеет править свою митрополичью честь и долг по-старому, как правили прежде бывшие митрополиты по добрым обычаям предков наших и своего христианства. Посему князья наши, и епископы, и бояре, архимандриты и игумены, священники, диаконы и иноки, и весь причт церковный, и весь народ христианства русского, имейте его, отца нашего Иону, за митрополита, чтите его и будьте ему послушны в делах духовных, как чтили и слушались прежде бывших митрополитов». Святитель Иона, по примеру своих предшественников, поставил своего наместника для заведования делами в Киеве, Вильно, Гродно и во всех западнорусских городах и селах, входивших в епархию самого митрополита. В дальнейшем митрополит святой Иона неоднократно посещал Западную Русь, в частности Киев, совершал там рукоположения.  

http://bogoslov.ru/article/4060465

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010