Положение Е. И. стало особенно трудным, когда к 1512 г. наметилось новое обострение русско-литов. отношений. Наиболее подробный рассказ о последнем периоде ее жизни сохранился в хронике историографа ордена бернардинцев Я. Коморовского. По его словам, в 1512 г. Е. И. встретилась в Бельске с возвращавшимися в Москву рус. послами и сообщила им о желании вернуться в Россию. Она намеревалась приехать в Браслав, куда Василий III должен был прислать войско для защиты Е. И., ее казны и владений. Собравшись в Браслав, Е. И. предложила бернардинцам прислать ей казну, хранившуюся в 14 сундуках в мон-ре бернардинцев в Вильно. О планах Е. И. стало известно королю от ее приближенных, бернардинцам было приказано не отдавать казну. По сведениям, поступившим в Москву, первые сановники гос-ва, воеводы виленский и трокский, вместе с главой двора Е. И. Яновичем задержали Е. И. после службы в виленском Успенском соборе и насильно отвезли ее в Троки. Затем Е. И. была отправлена в одно из своих владений - Бирштаны. В 1512 г. кор. Сигизмунд I начал жаловать людей и земли во владениях Е. И., предписывая ей офиц. закрепить их собственность. Вел. кн. Василий III резко протестовал против таких действий по отношению к сестре, но король все отрицал. В ответе он утверждал, что паны только просили Е. И. не ездить в Браслав, заботясь о ее безопасности. Вероятно, одним из следствий протеста стало то, что Е. И. все же получила возможность в нач. 1513 г. поехать в Браслав. Осенью 1512 г. началась новая русско-литов. война, и тогда в Вильно было принято решение избавиться от Е. И. По сведениям, поступившим в Москву, в Браслав был послан человек с «лютым зельем», к-рое приближенные дали ей «в меду испити». Коморовский также сообщает, что Е. И. отравили. Она была похоронена в виленском Успенском соборе, ее отпевал Киевский митр. Иосиф (Солтан) . В соборе сохранялась икона Божией Матери, к-рой вел. кн. Иоанн III благословил дочь, затем образ был перенесен в виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь . На позолоченном окладе помещено изображение женщины в кокошнике, возможно, это портрет Е. И.

http://pravenc.ru/text/189757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ Иннокентий (Беляев), архиеп. Картлинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) Иннокентий (Беляев), архиеп. Картлинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) (Беляев Иван Васильевич; 23.09.1862, Владимирская губ.- 9.09.1913, С.-Петербург), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Род. в семье священника, окончил ДУ, Владимирскую ДС, в 1885 г.- КазДА со степенью канд. богословия. Нек-рое время был домашним учителем детей в семье буд. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) . 16 авг. 1885 г. назначен преподавателем рус. словесности и лит-ры в жен. епархиальное училище г. Тобольска, затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую жен. гимназию, в 1887 г.- инспектором классов. После кончины супруги и детей в марте 1895 г. Беляев был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского, 26 марта рукоположен во иерея, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской ДС и настоятелем виленского во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религ. народных чтений. В 1898 г. И. выпустил капитальный труд «О пострижении в монашество», за к-рый Совет КазДА в 1899 г. присудил ему ученую степень магистра богословия. 1 авг. 1899 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга И. был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. 27 авг. 1900 г. освятил 2-этажное здание харьковского уч-ща для глухонемых, произнес «теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих», благословил учредителя уч-ща свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отд-ние попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

http://pravenc.ru/text/389649.html

Свято-Троицкий мон-рь стоит на месте мученической кончины виленских святых, к-рое вел. кн. Ольгерд подарил христ. общине, выстроившей при содействии вел. кнг. Иулиании в 1347-1350 гг. деревянную церковь во имя Св. Троицы, куда перенесли мощи мучеников. В 1514 г. польск. кор. Сигизмунд I разрешил кн. К. И. Острожскому построить в Вильно 2 каменные церкви, в т. ч. и Свято-Троицкую. В XVII в. уже на территории захваченного униатами мон-ря (1609) к зданию церкви были пристроены часовни - с юж. стороны во имя Воздвижения Св. Креста (1622), с сев.- ап. Луки (1628) и семейная усыпальница Яна Тышкевича. После разрушительных пожаров (1706, 1748, 1749) церковь была отстроена униатами по проекту архит. Глаубица в стиле позднего барокко. Это 3-апсидный, 3-нефный прямоугольный в плане храм зального типа. В целом архитектурный ансамбль Свято-Троицкого мон-ря сложился в XVII-XVIII вв., но строительные работы продолжались до 20-х гг. XIX в. Входные ворота (1749, архит. Глаубиц) со стороны ул. Аушрос-Варту - пример литов. позднего барокко: извилистые горизонтали карнизов, стен, сложные ритмы пилястр и арок создают динамичный силуэт. В 1839-1915 гг. мон-рь принадлежал православным. Успенский (Пречистенский) собор, один из древнейших, был построен в 1-й пол. XIV в. киевскими зодчими по образцу Софийского храма в Киеве. В 1348 г. Владимирский еп. Алексий (буд. митрополит всея Руси) по приглашению вел. кн. Ольгерда освятил этот храм. По остаткам фундамента и позднейшим описаниям можно судить, что план церкви был близок к квадрату, здание имело купол, колокольня стояла отдельно, по сторонам собора был разбит сад. Высота древнего храма неизвестна, в юго-вост. углу совр. здания сохранилась башня с внутренним ходом под крышу, на наружной ее стороне видны фрагменты прежнего архитектурного декора. От 3 угловых башен остались лишь основания, на к-рых впосл. воздвигли новые башни, наподобие сохранившихся. Престолы храма были посвящены Богородичным праздникам: Рождеству, Введению во храм, Благовещению и Успению (главный престол) и дали название церкви - Пречистенская. С избранием в 1415 г. митрополита для Зап. Руси вел. кн. Витовт провозгласил собор кафедральным митрополичьим. 15 февр. 1495 г. здесь проходила встреча дочери рус. вел. кн. Иоанна III, вел. кнг. Елены Иоанновны, буд. супруги вел. кн. литовского Александра Ягеллончика. Молебствия совершал сщмч. архим. Макарий, в том же году возведенный в сан митрополита Киевского. В 1513 г. Елена Иоанновна была погребена здесь, над гробницей установлена привезенная ею в приданое чудотворная Виленская «Одигитрия» икона Божией Матери , позднее находившаяся в Свято-Троицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/158622.html

В 1617 г., когда был утвержден униатский василианский орден (см. Василиане ), униатское монашество освободилось от власти епархиальных архиереев и составило единую корпорацию, во главе к-рой стоял протоархимандрит. К сер. XVII в. В. м. стал центром ордена василиан, обитель направляла братию в др. мон-ри, одновременно сохраняя за собой освободившиеся штатные должности. В насельниках В. м. числилось более 100 чел. Из настоятелей и монахов В. м. ставились униатские епископы: Рутский в 1613 г. занял митрополичью кафедру; Кунцевич в 1618 г. был поставлен на Полоцкую архиепископию; после убийства Кунцевича Полоцкую кафедру в 1624 г. занял Антоний Селява, также бывш. настоятель В. м., с 1641 г. он являлся Киевским митрополитом; в 1625 г. из настоятелей В. м. на Смоленскую кафедру был поставлен Лев Кревза и т. д. Мон-рь владел крупной недвижимостью и землями, полученными в качестве пожертвований от дворян и купцов. Среди жертвователей был и Рутский, отписавший мон-рю родовое имение в Новогрудском воеводстве. При В. м. существовал жен. мон-рь, к к-рому в 1609 г. был приписан Брацлавский мон-рь. В XVII-XVIII вв. в В. м. были возведены каменные колокольня и св. врата. К Троицкому храму пристроены 3 часовни: в честь Воздвижения Креста Господня, Благовещения Богородицы и во имя ап. Луки. После пожаров 1706, 1748, 1749 гг. мон-рь в 1760 г. был восстановлен по проекту архит. И. К. Глаубица: к келейному корпусу был пристроен 3-этажный флигель, капитально реконструирована Троицкая ц. К сер. XIX в. храм по своему внешнему виду и внутреннему убранству напоминал католич. костел с главным престолом и 6 алтарями, перед престолом находился переносной иконостас. Святые врата мон-ря. Фотография. 60-е гг. XX в. Святые врата мон-ря. Фотография. 60-е гг. XX в. В результате 3-го раздела Польши (1795) Вильна стала губернским городом Российской империи. После ревизии, проведенной в 1836 г., власти предполагали закрыть В. м. Однако еп. Иосиф (Семашко) 18 февр. 1837 г. подал записку в Мин-во внутренних дел России, в к-рой писал о том, что «виленский базилианский монастырь мог бы быть впоследствии орудием восстановления здесь древнего Православия».

http://pravenc.ru/text/158630.html

Пойдя на небольшие уступки, митрополит сумел сохранить автономию церковной организации перед лицом городской общины. В начале управления митрополией И. столкнулся с недовольством соборного духовенства Вильно своим положением. В 90-х гг. XV в. виленские священники жаловались вел. кн. Александру на митр. сщмч. Макария I , к-рый повысил налоги со священников в архиерейскую казну, стал взимать в свою пользу ряд пошлин, ранее поступавших священникам, и сделал наместником в Вильно архимандрита виленского во имя Св. Троицы мон-ря, хотя ранее наместники назначались из соборного духовенства. Эти нововведения вел. князь отменил. В 1511 г. виленские священники обратились к митрополиту с новыми пожеланиями. Они настаивали на своем праве распоряжаться имуществом собора, заявляли, что они должны называться капитулом и им должны принадлежать книги и печать. Предложения содержали ряд резких выпадов против «отцов-законников» (монахов Свято-Троицкого монастыря), которые должны отдать имущество, принадлежавшее собору и др. храмам. Священники добивались, чтобы монахи «под претекстом наместництва» не пытались подчинить соборное духовенство и не вмешивались в дела, находившиеся в его ведении. На грамоте нет резолюции, и неизвестно, как реагировал И. на эти предложения. Однако утвердившаяся в дальнейшем практика назначать наместниками протопопов - лиц, стоявших во главе соборного духовенства, показывает, что с пожеланиями этой части духовенства считались. Следует отметить и то, что грамоту, определявшую особый статус Супрасльского мон-ря, И. выдал совместно с клиросом. Особую проблему для митрополита составляло положение православных на территории Галицкой епархии . Здесь правосл. мещане в городах не допускались ни в магистрат, ни в цехи, их правоспособность ограничивалась, они были стеснены в возможности совершать церковные обряды. На этой территории отсутствовали подчиненные митрополиту органы церковного управления. Грамотой 1509 г. кор. Сигизмунд I предоставил Львовскому католич. епископу право назначать наместников, к-рые управляли бы правосл.

http://pravenc.ru/text/673649.html

Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря и являлся его главным храмом. Построен в стиле украинского барокко на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. К концу XVII в. в связи с почитанием чудотворной иконы Ильинской Богоматери число братии и паломников увеличилось, и Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при Лазаре (Барановиче) архиепископе Черниговском по проекту виленского архитектора И. Баптиста-Зауера к западу от Ильинской церкви заложен собор во имя Св. Троицы. Однако строительство не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа выступил ктитором собора. Он выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет, а 8 мая 1688 года гетман Мазепа издает Универсал, которым закрепляет для обеспечения строительства собора все мельницы на реке Рети. Собор был освящён 20 июля 1695 года, и ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери. В пятиглавом храме было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Архитектор собора - талантливый вильнюсский зодчий Иоганн-Баптист Зауэр (Иван Баптист). На соборе была выгравирована надпись, что собор возведен " коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского " . В 1805 году эта надпись была стерта. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи. В XVII в. собор был расписан, однако почти вся роспись, кроме центрального купола, уничтожена пожарами. В XVIII в. были произведены новые барочные росписи, позднее также поврежденные, а в конце XIX в. обновленные. Главной художественной доминантой интерьера был огромный пятиярусный барочный иконостас, но до нашего времени он не сохранился. Существующий сейчас сделан в первые послевоенный года в упрощенной форме. В подвале, размещенным под собором, находятся пять больших помещений, разделенные стенами-сводами. Со второй половины XVIII ст. здесь хоронили черниговских архиереев, из которых самым выдающимся является преосвященнейший Филарет (Гумилевский). В одной из камер семейный склеп графов Милорадовичей. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская церковь и кельи, вскоре восстановленные.

http://sobory.ru/article/?object=05569

Из актов видно, что городские и уездные жители Козлова вынуждены были обратиться к Царю с просьбой о том, чтобы Троицкий монастырь к другим монастырям не приписывать. Эта просьба была уважена, и грамотой Царя Петра Алексеевича не велено приписывать его к другим монастырям 12 мая 1682 г. В 1682 г. Настоятели Троицкого монастыря, до этого управляемого Игумнами, возведены были на степень Архимандритов. Около 1686 г. братии в монастыре насчитывалось человек пятьдесят и более, а с мирскими наемными работниками около ста человек. Архимандрит Дорофей после того, как по милости Царской увеличены были владения монастыря, мог уже приступить к созданию каменной церкви во имя Живоначальной Троицы, о которой замыслил еще Игумен Кирилл, и получил от Царя Алексея Михайловича 50 пудов железа. Архимандрит Дорофей обращался было также с просьбой в казну о пожаловании ему на покрытие соборной церкви железа или денег на его покупку в 1683 г., но его просьба, кажется, не была исполнена, потому что крыша на соборнрй церкви до конца 18 в. Была деревянная. Строительство Храма Живоначальной Троицы был окончено в 1687 г. и по благословению Преосвященного Питирима Епископа Тамбовского, был освящен 3 апреля. В новоустроенный храм Преосвященный Питирим, 19 августа 1692 года, положил от себя образ Живоначальной Троицы в окладе, венцы и гривны золотые; его келейник, старец Василий, дал вклад в обитель Виленский образ Богоматери. Обе эти Иконы стояли за левым клиросом у столба в киоте. В 1697 г. в монастыре был значительный пожар. «В прошлом, Государь, 207 году, так пишет в прошении на имя Государя Петра Архимандрит Корнилий с братией, волей Божьей погорели у нас в монастыре многие кельи ночной порой со всяким строением без остатка, и от того, Государь, пожара вблизости на церквях кровля очадела, и над святыми воротами и на стене на всех башнях верхи развалились, и от той ветхости ныне церкви Божии во время дождя текут сквозь, а кровли, Государь, на церкви Божии взять негде, да у нас же, Государь, в монастыре припасено кирпичей многое число лежит на земле, и от дождей портится, а монастырская, Государь, ограда кирпичная в половине не в отделке, извести на ту ограду взять негде, потому, что городской лес весь и наша монастырская роща и всякое дровяное заповедано».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

10 По определению Собора от 7 декабря 1917 г. «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», правление делами Российской Православной Церкви «принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом», «Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита, как постоянного члена, шести иерархов, избираемых Поместным Собором на три года, и пяти иерархов вызываемых в особо установленном порядке по очереди на один год». «В состав Высшего Церковного Совета входят: Патриарх-Председатель и пятнадцать членов: три иерарха из Состава Священного Синода, по его избранию, и по избранию Всероссийского Поместного Собора: один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян». «Вместе с избранием членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета Всероссийский Церковный Собор избирает и их заместителей» (См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений: В 4 вып.: Прил. к “Деяниям» 2-е. М.: Собор. Совет, 1918 [Репринт: М., 1994]. С. 7–11). 11 По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. митрополит Кирилл (Смирнов) был назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, митрополит Агафангел (Преображенский) – вторым. В апреле 1925 г. митрополит Кирилл находился в ссылке в Зырянском крае (Коми (Зырян) АО), а митрополит Агафангел – в Нарымском крае (Томская губ.). 15 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов/Из поучений аввы Агафона. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Репринт. М., 1993. С. 33. 17 Виленские мученики – Антоний, Иоанн и Евстафий, убитые в городе Вильно в 1347 г. при правлении Великого князя Литовского Ольгерда. Через 27 лет после кончины Виленские мученики по инициативе Патриарха Константинопольского Филофея были причислены к лику святых. На месте казни мучеников была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, в которую и поместили их тела. В XVI в. их мощи были перенесены в Свято-Духов монастырь в Вильно и помещены в предалтарной пещере; в 1826 г. они были открыты для поклонения. В 1915 г., при наступлении немцев в ходе Первой мировой войны, мощи Виленских мучеников при участии архиепископа Литовского и Виленского Тихона были перевезены в Москву, в Донской монастырь. Там их застала Октябрьская революция, и святые мощи опять стали жертвой гонений на христианство . Мощи были «арестованы» и в 1920 г. помещены в музей атеизма. 13 июля 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь, где и находятся в настоящий момент, дата их возвращения – 13 июля – с тех пор ежегодно отмечается в этом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Опоцкий Василий Алексеевич; 14.03.1831, Псковская губ.- 7.12.1905, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье протоиерея Псковской епархии. После окончания Псковской ДС (1851) в нояб. 1852 г. был направлен в С.-Петербургское земледельческое уч-ще для изучения сельского хозяйства. 29 окт. 1855 г. рукоположен во священника и служил в церкви с. Сторожня Новоржевского у. Псковской губ. В 1857 г., овдовев, поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1861 г. со степенью канд. богословия, вскоре был удостоен степени магистра богословия. 14 сент. 1861 г. пострижен в монашество. 7 мая 1862 г. назначен инспектором Виленского ДУ, 9 окт. 1865 г. переведен на ту же должность в Минскую ДС. 21 апр. 1869 г. возведен в сан архимандрита. 20 июля 1881 г. назначен ректором Литовской ДС и 2 сент. 1881 г.- настоятелем виленского во имя Св. Троицы мон-ря . 30 марта 1885 г. А. был назначен, 15 мая - хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. 17 нояб. 1891 г. перемещен на Сарапульское вик-ство Вятской епархии, 15 мая 1893 г.- на Чебоксарское вик-ство Казанской епархии. В 1896 г. определением Святейшего Синода А. был утвержден председателем Казанского епархиального училищного совета. В 1897 г. «во внимание к его проповедническим трудам и просвещенному содействию богословской науке» избран почетным членом КазДА. 27 июня 1897 г. назначен епископом Туркестанским и Ташкентским, участвовал в 3-м Всероссийском миссионерском съезде в Казани (см. Миссионерские съезды в России ). 9 нояб. 1897 г. по болезни был уволен на покой, однако 11 июля 1898 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 20 янв. 1901 г. перемещен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. 29 окт. 1905 г. исполнилось 50 лет служения А. в священном сане, к-рое по желанию юбиляра праздновалось скромно. Погребен 11 дек. 1905 г. у юж. стены Воскресенского собора Петрозаводска. Заупокойную литургию и отпевание совершал его родной брат, член Святейшего Синода архиеп. Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) .

http://pravenc.ru/text/114852.html

Свято-Духовский мужской монастырь (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Духовский мужской монастырь (Вильнюс) Свято-Духовский монастырь — православный мужской монастырь, расположен в Старом городе Вильнюса. Монастырские стены вплотную примыкают к римо-католическому костелу святой Терезы. Содержание История [ править править код ] Храм на месте казни Виленских мучеников [ править править код ] После казни в 1347 году мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в дубовой роще на окраине Вильны (ныне Вильнюс), где казнили преступников, эта земля стала чтиться православными. Через два года, христиане, пользуясь покровительством второй жены великого князя Литовского Ольгерда, Иулиании, выпросили себе для молитвы горку - место казни святых. Здесь была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Ее престол, по преданию, расположился на месте дуба, на котором пострадали за исповедание Пресвятой Троицы Виленские мученики. В эту церковь перенесли и их обнаруженные нетленными чудотворные мощи. Троицкий монастырь и православное братство в борьбе с унией [ править править код ] На 1585 год эта церковь являлась храмом православного Троицкого монастыря, при котором в то время возникло, а к 1588 году окончательно оформилось братство Живоначальной Троицы для сохранения Православия. Знаменательным событием в жизни братства явился приезд в Вильну в июле 1588 года патриарха Константинопольского Иеремии, который утвердил " сие угодное Богу Братство " и выдал ему грамоту, в которой предписывал иметь в братском доме школу для преподавания греческого, латинского и русского языков, а также типографию для печатания книг Священного Писания. Многие состоятельные члены Братства дарили ему дома и угодья, что давало возможность приглашать в школу лучших в Западном крае учителей и построить собственный храм. К концу 1594 года стали появляться тревожные слухи о подготовке унии с римо-католицизмом и вести об измене Православию некоторых иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства, особенно ревностный школьный проповедник Стефан Зизаний который раскрывал тайные замыслы инициаторов унии, забили тревогу. В 1596 году Зизаний был " отлучен от Церкви " епископами вставшими на путь унии. На Брестском Соборе того года все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против унии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010