К 1 янв. 2004 г. в епархии действовали 2 мон-ря: вильнюсский Свято-Духов (муж., основан на рубеже XVI-XVII вв.) и вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины (жен., основан в 1864). В XIX - нач. XX в. на территории епархии существовали: виленский во имя Св. Троицы (муж., основан во 2-й пол. XIV в., в нач. XVII в. передан униатам, возобновлен как православный в 1845, упразднен в 1915), Сурдегский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (муж., основан в 1550, упразднен в 1915), Пожайский в честь Успения Божией Матери (муж., преобразован в 1839 в православный из католического, упразднен в 1915), Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в 1839 преобразован в православный из униатского, упразднен в 1872, возрожден в 1901 как жен., упразднен в 1923), Анталептский в честь Рождества Пресв. Богородицы (жен., основан в 1893, упразден в 1948). Ист.: Труды съезда представителей Зап.-рус. правосл. братств. Вильна, 1909; Вестн. Виленского Св.-Духовского братства. 1907-1916; Слово Литовской правосл. епархии. 1923-1939; Акты свт. Тихона. С. 917; Уния в документах. Минск, 1997. Лит.: Извеков Н. Д. Ист. очерк состояния правосл. Церкви в Литовской епархии за время 1839-1889 гг. М., 1899; Добрянский Ф. Н. Старая и новая Вильна. Вильна, 1903; На память о высокопреосв. Ювеналии, архиеп. Литовском и Виленском. Вильна, 1904; Миловидов А. И. Церк.-строительное дело в Сев.-Зап. крае при гр. М. Н. Муравьёве. Вильна, 1913; Бочков Д. О централизации церк. ист.-археол. учреждений. Минск, 1915; Sapoka D. A. Lietuvos istorija. Kaunas, 1936; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Минск, 1990; Laukaityte R. Lietuvos staciatikiu baznycia 1918-1940, mm.: Kova del cerkviu//Lituanistika. Vilnius, 2001. Nr. 2. Г. П. Шлевис Памятники церковного искусства Вильнюса Архитектура Особенности церковного строительства Вильнюса обусловлены историей средневек. Литовского гос-ва, к-рому присущи многонациональность и многоконфессиональность. Отчетливо прослеживается взаимодействие различных художественных культур: визант., соседних слав. народов (белорус., польск., рус.), большую роль играла теснейшая связь с Зап. Европой, особенно после принятия католичества в качестве гос. религии. Существовавшие на протяжении столетий конфессии (Православие, католицизм, униатство) получали приоритет в разные исторические периоды, святыни Вильнюса (храмы, мон-ри, иконы) неоднократно переходили от одной конфессии к др. Город страдал от разрушительных пожаров, после к-рых приходилось заново отстраивать многие, в т. ч. и церковные, здания. Все эти факторы вызывали неоднократные изменения в облике как правосл., так и католич. храмов Вильнюса.

http://pravenc.ru/text/158622.html

Память о свт. Тихоне в Ельце//Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10). В 1779 г. святитель в последний раз побывал на Каменной горе, благословил каждую инокиню и указал место строительства соборного храма. С 1775 по 1795 г. число сестер, проживавших на месте сгоревшей обители, возросло с 5 до 41. Инокини занимались шитьем, вышиванием золотом, серебром и жемчугом, изготовлением восковых свечей, вязанием, плетением. К 1805 г. в 40 кельях проживало ок. 60 сестер. В 1815 г. М. Солнцева по настоянию еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина) была пострижена в рясофор с именем Маргарита. При возобновлении Е. м. по штату полагалось проживание в мон-ре игумении, казначеи и 15 монахинь, служение 2 священников и 2 причетников (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 10). Фактически же в 1823 г., после офиц. открытия, в монастыре находилось 117 насельниц в 46 кельях. С 26 марта 1823 г. настоятельницей стала бывш. игум. орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Глафира (Таранова; † 1839), главной помощницей - престарелая начальница Знаменской общины инокиня Маргарита (Солнцева), в том же году постриженная в мантию с именем Олимпиада. С 1837 г. Е. м. возглавляла бывш. монахиня севского во имя Святой Троицы монастыря Павлина (Толстая; † 1870), при к-рой число сестер возросло до 200. С февр. 1867 г. Е. м. возглавляла игум. Клеопатра (Головачёва; † 1890), благочинным впервые стал настоятель елецкого Троицкого мон-ря архим. Флорентий. В 1879 г. игум. Клеопатра была награждена золотым крестом. Когда она потеряла зрение, еп. Орловский и Севский Мисаил (Крылов) назначил ей в помощь совет из 4 старших монахинь для управления обителью. С 21 нояб. 1889 г. Е. м. управляла игум. Валерия (Тарновская; † 1900), при к-рой к 1894 г. проживало 310 насельниц. С 1900 г. Е. м. возглавляла игум. Рафаила (Бредихина), с 1914 г. до закрытия - игум. Антония (Криворотова; † после 1929). В Е. м. почитались старица мон. Олимпиада (Солнцева), а также ученица свт. Тихона Задонского затворница Мелания Памфиловна Пахомова (в монашестве Миропия; † 11 июня 1836), находившаяся на Каменной горе с осени 1778 г. Др. подвижница, схим. Магдалина (Иванова; 1827 - 1 апр. 1869), исполняла послушание письмоводителя и собирала сведения о жизни затворницы Мелании. Известна переписка схим. Магдалины с духовным отцом свт. Феофаном Затворником , называвшим ее «огненной монахиней». Среди почитаемых сестер - поступившая в Е. м. в 1881 г. буд. игум. Моисея (Лялина), настоятельница виленского Магдалининского мон-ря (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь ). Е. м. пользовался покровительством многих Воронежских и Орловских архипастырей и Елецких викариев, в т. ч. святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, подвижников благочестия затворника Илариона Троекуровского, свящ. Иоанна Жданова , старцев Иоанна Каменева, блж. Иоанна (Быкова), затворника Сезеновского, старицы Дарии (Кутуковой) , схим. Митрофана (Голощапова) и др.

http://pravenc.ru/text/189787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРСАК Рафаил (Корсак), униат. митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XVIII в. (Львовская галерея искусств) Рафаил (Корсак), униат. митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XVIII в. (Львовская галерея искусств) Рафаил (мирское имя Николай; ок. 1600, Вильно (по др. данным, Новогрудок) - 28.08.1640, Рим), униат. митр. Киевский и Галицкий. Происходил из белорус. шляхетского рода Корсаков-Бобыницких. Род. в семье, исповедовавшей кальвинизм; в раннем детстве лишился родителей и воспитывался Иосифом Вельямином Рутским (униат. митрополит Киевский с 1613), к-рый состоял в родстве с Корсаками. Начальное образование получил в иезуитских коллегиях в Замостье (Замосце) и Несвиже, затем обучался в папской миссионерской коллегии в г. Браунсберг (ныне Бранево Варминьско-Мазурского воеводства, Польша) и в иезуитской коллегии в Праге. Во время учебы в иезуитской коллегии в Несвиже принял католицизм лат. обряда, однако под влиянием Рутского перешел в визант. обряд. В 1620 г. вступил в новициат ордена василиан в Бытенском мон-ре (ныне дер. Бытень Ивацевичского р-на Брестской обл., Белоруссия), где вскоре принял монашеский постриг с именем Рафаил. В том же году направлен в Рим в папскую Греческую коллегию св. Афанасия, во время учебы там был рукоположен во пресвитера (1624). По возвращении в Речь Посполитую митр. Иосиф Рутский назначил К. настоятелем виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря и протоархимандритом ( генеральным настоятелем ) ордена василиан. 6 сент. 1626 г. на синоде униат. духовенства, проходившем в Спасском мон-ре г. Кобрина, состоялось рукоположение К. во епископа Галицкого, к-рое возглавил митр. И. Рутский. Однако польский кор. Сигизмунд III Ваза отказался утвердить назначение К. коадъютором Киевской митрополии из-за слишком молодого возраста. Лишь после особого обращения в Рим митр. И. Рутского 9 марта 1631 г. папа Римский Урбан VIII утвердил К. в качестве коадъютора униат. Киевской митрополии. В 1630 г. К. принял активное участие в деле обращения в унию Львовского епископа Армянской Апостольской Церкви Николая Торосовича и образования Львовского епископства Армянской католической Церкви . 19 апр. 1632 г. К., сохранив титул епископа Галицкого, занял кафедру Пинского и Туровского еп-ства, которая оказалась вакантной, т. к. под давлением польск. властей ее покинул греч. правосл. еп. Авраамий (Лецида), переехавший из Пинска во Львов. Как протоархимандрит ордена василиан К. вел тяжбы в судах за возвращение имения Тыкоцин перешедшему в унию супрасльскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы мужскому монастырю .

http://pravenc.ru/text/2458743.html

После ухода на покой по болезни игум. Веры в нач. 1918 г. сестры, избравшие своей начальницей мон. Нину (Баташёву), решили вернуться в Вильну. Патриарх Московский и всея России св. Тихон помог им получить пропуски для проезда в Литву, в мае 1918 г. ок. 20 виленских сестер прибыли в Вильну и начали восстанавливать обитель на ул. Росса. Указом Литовской консистории 6 мая 1918 г. мон. Нина (Баташёва) была назначена управляющей мон-рем, 8 сент. 1921 г. архиеп. Литовским Елевферием (Богоявленским) возведена в сан игумении. В 1919 г., когда Виленский край был оккупирован польск. войсками, решением властей инокини были выселены из В. м. и размещены в больничном корпусе Виленской ДС, к-рый располагался на территории расформированного во время первой мировой войны виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Монахиням был передан Троицкий храм, богослужения в к-ром совершались насельниками Свято-Духова (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) мон-ря. В 1924 г. В. м. вошел в состав неканонически провозглашенной Польской автокефальной православной Церкви . Игум. Нину неоднократно командировали на Волынь в Святогорский Зимненский и Корецкий мон-ри для проведения ревизий и для временного управления этими мон-рями. По благословению Варшавского митр. Дионисия (Валединского) насельница В. м. мон. Евгения (Баташёва) была назначена настоятельницей Зимненского мон-ря, а мон. Феофания (Павлюк-Задворная) - Корецкого мон-ря. В 1933 г. Варшавский митр. Дионисий наградил игум. Нину наперсным крестом с украшениями. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. В 1937 г. в связи с закрытием Троицкого храма и семинарии В. м. переехал на ул. Лянку, к приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского (построена в 1898). Инокини устроили кельи в крыльях отремонтированного храма, выкопали колодец, посадили фруктовый сад, разбили цветники.

http://pravenc.ru/text/158672.html

Большой каменный двухбашенный храм был построен изначально в 1703-1710 годах как церковь св. Иосафата при этом василианском монастыре. Этот храм построил настоятель Иосиф Петкевич при содействии вышеупомянутого литовского кухмистра Николая Тризны. В 1710 году церковь была освящена в честь униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, убитого во время восстания в Витебске в 1623 году. В 1775 году наследник вымершего униатского рода Трызна литовский казначей Антоний Тизенгауз отобрал у василиан Бытенский монастырь и передал его католикам. Вероятно, в это время собор был переосвящён во имя Святой Троицы. По приказу А. Тизенгауза около 1775 г. были возведены также колокольня и ворота в стиле виленского барокко. С вхождением Бытени в состав Российской Империи, после раздела Речи Посполитой, положение монастыря еще больше осложнилось. В 1839 г. уния была ликвидирована, монастырь стал православным, и церковь была переосвящена во имя Апостолов Петра и Павла. В монастыре находилось 25 монахов и 8 послушников. Сюда же интернировали на перевоспитание непокорных униатских священников. В описи монастыря, принадлежавшего Литовской епархии, Слонимского уезда, Гродненской губернии от 6 июля 1839 г. на польском языке с описанием церковных, монастырских и усадебных построек, деревень и др. сказано, что «соборный храм с трех сторон был обнесен кирпичной стеной без штукатурки, а с четвертой стороны был закрыт монастырем». В 1845 г. обитель была упразденена, братия перешла в Жировичский монастырь, а храм стал приходским. Официальное закрытие монастыря последовало лишь в 1875 г. По сведения на 1899 г., прихонами церкви являлись жители соседних деревень - 4353 мужчин и 4323 женщин. В годы Первой Мировой войны церковь была частично разрушена - фасад с башнями обрушен полностью, боковой фасад частично. К 1929 году (когда эта территория находилась в составе Польши) храм был частично восстановлен и введен в эксплуатацию. Во время Великой Отечественной войны храм вновь был разрушен и после её окончания его остатки были окончательно снесены.

http://sobory.ru/article/?object=57524

Кроме того, в Потеевских изданиях и ватиканском списке все подписи произвольно помещены в самом начале грамоты вслед за ее заглавием, чем осязательно разрывается состав грамоты, а в списке Музея пропаганды подписи находятся в конце грамоты, как и естественно. Наконец, в этом последнем списке подписи изложены в таком виде, как действительно могли подписаться подписавшиеся, например: «Мисаил, священный епископ Смоленский, елект на митрополию Киевскаго престола и всея России. Иоанн архимандрит лавры Печерской в обители св. богоносных отец Антония и Феодосия. Макарий, архимандрит виленский обители Св. Животворящия Троицы. Иоанн Хоткевич, наместник витебский, в войсках гетман наивышшый. Якуб, наивышшый писарь литовский...» А в обоих потеевских изданиях и ватиканском списке грамоты к подписям сделаны пышные добавления, например: «Пречестный в Бозе отец, освященный епископ Смоленский Мисаил, выбранный елект на митрополию и пр. Честный в законе отец Иоанн, архимандрит славныя лавры... и пр. Достойный и в благочестии сияющий, честный отец Макарий архимандрит... Благородный и великонарочитый в палате Иван Хоткевич... Благоразумный в законе Божием пан Якуб, наивышшый писарь...» и пр. Потей при издании грамоты, вероятно, намеренно поместил подписи в начале ее и с такими пышными добавлениями, чтобы сильнее подействовать на православных читателей. Двое из подписавшихся под грамотою, Якуб, писарь литовский, и Иван Солтан, прибавили каждый в конце своей подписи слова: «Послуживый в послании сем», откуда и заключают, что они были составителями грамоты и даже послами с нею к папе Сиксту IV. Между бумагами новогрудского магистрата находится протокол, составленный в 1739 г. королевскими комиссарами, в котором они свидетельствуют, что им представлены были некоторые документы, принадлежавшие новогрудской Борисоглебской соборной церкви и монастырю, и в том числе: 1) запись 6988 (1480) г., данная означенной соборной церкви новогрудским войтом Макаром Кудричем на имя Смоленского владыки Мисаила (а не Михаила — такого Смоленского владыки тогда вовсе не было), и 2) запись 6988 г., данная той же церкви мещанином Волочком на имя того же Смоленского владыки (архимандр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

приписана к Тихвинскому Большому мон. Из акта избрания 1695 г. священника в Тихвин. посадские старосты видно, что здесь уже не было монахов, а здесь был поп Иван Григорьев с причетниками. В 1860 г. восстановлена по ходатайству старца Андрея Шапошникова, в схиме Амфилохия, на счет капитала 42.856 р., присужденного пустыни за отошедшую прежде от нее землю. “Свято-Троицкая Реконская пустынь”, составил С….. С.... Петр И….., Спб., 1862 г.; “Надгробный венок схимонаху отцу Амфилохию, подвизавшемуся 50 лет в Св. Тр. Рекон. пуст.”, Спб., 1870 г.; “Опис. Св. Троиц. Рекон. пуст. и очерк жизни странника Андр. Ив. Шапошникова, в схиме отца Амфилохия, Спб., 1870 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 670; “Ист. стат. опис. Тихвин. Боль. мон.”, 133; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.”, прилож., 35; “Сенат. ведом.”, 1860 г, 27; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 8 (восстановл.); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 118, 79; “Акты истор.”, V, 244 (Выбор 1695 г. священника в посадские старосты). 502. Троицкий , мужской, 3-го класса, в губ. гор. Вильне. На месте м-ря в 1342 г. были умерщвлены придворные вел. кн. Ольгерда Куклей, Михлей и Нежило, принявшие христианство под именами Антония, Иоанна и Евстафия. Ольгерд в угождение большинству подданных своих, обратившихся в христианство, подарил им это место, на котором они построили в 1347 – 1350 гг. церковь во имя св. Троицы, а вскоре и перенесли сюда нетленные мощи св. мучеников из церкви св. Николая, где они были погребены. Тогда же при церкви образовался монастырь, около которого сплотились все христиане, учредив братство. В Ипатиевской летописи под 1490 г. записано: „Посвящен бысть Макарий, архимандрит святой Троицы Виленский, на митрополию Киевскую, от патриарха Нифона. Егда же идяше до Киева на стол свой, усечен бысть от татар над рекою Припетю, в селе Стриголовах; мощи его и доселе лежат нетленны во святой Софии». В 1609 г. м-м овладели униаты; во время занятия Вильны русскими войсками в 1655 – 1661 гг., святые мощи угодников Божиих перенесены в Духов м-рь, где покоятся и до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иоанна Воина был перестроен и освящен во имя свт. Димитрия Ростовского (повторно отремонтирован в 1865, при настоятельнице игум. Назарете (Курош; 1863-1875), вероятно тогда же был расписан). В 1783 г. в холодной церкви заменили иконостас. В 1804 г., при игум. Евстолии (Латмилинской; 1799-1825), в нижнем храме устроен и 17 июня освящен придел во имя вмц. Варвары (в 1828, при настоятельнице игум. Аполлинарии (Молевой; 1825-1848), придел был реконструирован «монастырской казной и пособием доброхотных дателей»). К 1877 г. собор имел верхний холодный храм Рождества св. Иоанна Предтечи с приделами в трапезе свт. Димитрия Ростовского (южным) и свт. Льва Катанского (северным) и нижний теплый Трехсвятительский с приделами в трапезе: северным - в честь Виленской иконы Божией Матери (устроен между 1840 и 1877) и южным - во имя вмц. Варвары. 25 мая 1909 г. в И. П. м. был заложен новый соборный храм, главный престол к-рого предполагалось освятить во имя св. Иоанна Предтечи, а боковые - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя прп. Серафима Саровского. К юго-западу от колокольни находились каменный келейный корпус (1810) и 2-этажный каменный сестринский корпус (ок. 1852-1856). Во время пожара 1900 г. юго-зап. келейный корпус сгорел, в 1904 г. был отстроен по новому проекту архит. В. Н. Курицына, причем угловая часть надстроена 2-м этажом. В корпусе размещались живописная, ризная, вышивальная, золотошвейная, швейная мастерские. Сохранилась выполненная по заказу Е. Д. Булдаковой шитая икона Св. Троицы (1804; собрание Вологодского музея-заповедника). В XIX в. были известны «искусная в личном шитье мастерица» инокиня Екатерина (Воробьёва), мон. Августа (Сурначёва). Шитая золотом риза с изображением св. Иоанна Предтечи работы мон. Ангелины была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 г. в С.-Петербурге. Одним из известных монастырских промыслов было также вязание платков и шарфов из гагачьего пуха. В кон. XIX в. И. П. м. находились больница, богадельня, странноприимный дом, хлебопекарня, красильня, столярная, сапожная и кузнечная мастерские, 2 кирпичных завода.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИШКА Лев (мирское имя Лука; ок. 1668, г. Ковель, ныне Волынской обл., Украина - 19.11.1728, с. Купичев, ныне Турийского р-на Волынской обл., Украина), греко-католич. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси. Род. в обедневшей семье западнорусских шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Кишек (герб Домброва). В 1683 г. поступил в новициат Троицкого мон-ря греко-католического ордена василиан в с. Бытень (ныне деревня Ивацевичского р-на Брестской обл., Белоруссия), где принес монашеские обеты. В 1687 г. отправлен на обучение в Греческую коллегию св. Афанасия в Риме. В 1693 г. он окончил папскую Урбанианскую коллегию в Риме, получил степень д-ра теологии и был рукоположен во пресвитера. В 1694 г. вернулся во Владимир-Волынский, где стал преподавать риторику в василианском училище при Успенском соборе. В 1696 г. вступил в братию василианского виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря ; в 1697 г. избран настоятелем. В том же году на конгрегации василиан в Бытенском мон-ре К. инициировал судебную тяжбу ордена с Полоцким архиеп. Маркианом Белозором и Пинским еп. Антонием Жолкевским, к-рые на основании привилеев, ранее полученных от польск. короля, претендовали на управление Виленским мон-рем и его доходами. 26 авг. 1698 г. конгрегация василиан в Бытене избрала К. секретарем ордена. С 1699 г. являлся настоятелем полоцкого Бельчицкого во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря , участвовал в конфликте с полоцкими иезуитами, к-рые пытались переводить униатов в лат. обряд и требовали от учеников василианского уч-ща при Софийском соборе г. Полоцка перейти в местную иезуитскую коллегию. К. отправил неск. писем в Рим, прося защитить полоцких униатов от гонений со стороны иезуитов, после чего конфликты прекратились. Митр. Л. Кишка. Гравюра из кн.: Батюшков П. И. Белоруссия и Литва. СПб., 1890 г. Митр. Л. Кишка. Гравюра из кн.: Батюшков П. И. Белоруссия и Литва. СПб., 1890 г.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

Виленский Свято-Троицкий монастырь. Свято-Троицкая третьеклассная (с 1845 г.) необщежительная обитель находится в самом городе Вильне, близ Острых ворот, на довольно возвышенной плоскости, которая в монастырской хронике известна под именем Троицкой горы, Во времена язычества в Литве здесь стоял дуб, на котором вешали осужденных преступников, но потом это место (в 1347 г.) было освящено мученической кровью виленских Свв. Антония, Иоанна и Евстафия. Спустя два года после их мученической кончины за веру Христову, великий князь литовский Ольгерд женился на дочери тверского князя Александра Михайловича Ульяне. Двор великой княгини сделался вновь средоточием и опорой православия. Пользуясь покровительством новой великой княгини, православные христиане, которых в это время в Вильне было довольно значительное число, выпросили у Ольгерда взгорье, на котором пострадали Иоанн, Антоний и Евстафий. Ольгерд охотно исполнил просьбу христиан, так как язычники, считая эту местность оскверненной христианской кровью, не хотели здесь селиться. С этого времени христиане стали собираться на эту гору для молитв. При содействии великой княгини здесь была построена деревянная церковь во имя Св. Троицы, престол которой, по приданию был устроен там, где стоял дуб, на котором пострадали великие мученики. Когда и кем основан при этой церкви монастырь, нет положительных известий. Но в XV в. несомненно он уже существовал, и из него вышли многие замечательные пастыри церкви, как, например, киевский митрополит Макарий I (сконч. 1497 г.), возведенный в этот сан из архимандритов Виленского Свято-Троицкого монастыря, Uoha II и др. К концу XV в. деревянная церковь пришла в ветхость, разрушилась и в силу указа преемника Ягеллы Казимира (1440–1492 г.), воспрещавшего православным строить новые и возобновлять старые церкви, без особого на то королевского разрешения, стояла в развалинах до времен Сигизмунда I. Во время войны этого короля с московским князем Василием Иоанновичем князь Константин Острожский; отправляясь в поход против неприятеля, дал обет построить в Вильне две каменные церкви, если ему удастся одолеть неприятельские войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010