В начале этой главы (1–22 ст.) содержится следующий рассказ о Виле: по смерти Астиага или Дария Мидянина воцарился Кир Персиянин, с которым Даниил находился в особенно близких отношениях или пользовался преимущественною его доверенностью (14:1, 2). У вавилонян был идол или статуя Вила. На жертву этому божеству ежедневно отпускалось артавас двенадцать лучшей пшеничной муки или семидала, сорок баранов и шесть мер вина. Царь ходил ежедневно на поклонение сему истукану (14:3–4). По обязанностям службы Даниил сопровождал своего государя в это капище и тут однажды Кир заметил Даниилу: почто не поклоняешися Вилу? Сей последний отвечал, что не может поклоняться мертвым или бездушным изображениям (14:5). В доказательство жизни или одушевленности Вила Кир указал на огромное количество жертв, ежедневно съедаемых будто бы Вилом. Но Даниил объявил царю, что Вил, снаружи медный, внутри наполнен глиной и никогда ничего не едал и не пивал (14:6, 7), давая чрез это уразуметь, что жертвы употребляются в пищу жрецами. Кир потребовал, чтобы жрецы доказали, что Вил, а не кто другой съедает поставляемую ему ежедневно трапезу и в случае успеха обещал казнить Даниила как богохульника (14:8, 9). Жрецы предложили царю, чтоб в их отсутствие он сам поставил Вилу трапезу, затворил и запечатал двери храма, а на утро освидетельствовал – останется ли что-нибудь из предложенного в жертву Вилу (14:10–13). Это предложение принято; царь поставил брашно Вилу, а Даниил в присутствии его одного усыпал пеплом пол в храме; затем двери были заперты и запечатаны (14:14). Ночью семьдесят жрецов сего храма с семействами своими вошли тайным или подземным ходом во храм; съели и выпили все поставленное перед Вилом (14:15). На утро царь с Даниилом пришли к дверям храма; печати нашли целыми; когда отворены были двери, то, взглянув на пустой или не имеющий брашна стол, Кир в благочестивом восторге воскликнул: велик еси Виле (14:16–18). Но Даниил несколько удержал царя на пороге храма; указал ему на пол, где отпечатлелись следы мужские, женские и детские, обнаружившие поступок жрецов (14:19–20). После сего жрецы принуждены были указать тайный ход, которым они обыкновенно входили в храм и поедали поставляемое перед Вилом. Тогда жрецы-лжецы были казнены, а медный Вил с его храмом отдан в распоряжение Даниила и был уничтожен (14:21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

ж) Пляска, пенье и музыка – любимая забава и Эльфов, и Вил, и Русалок. Эльфы всю ночь проводят в пляске, и только лучи солнца прогоняют их: Русалки также греются и пляшут на лунном свете. Кто увидит помятую кругами росистую траву, в Шотландии, Скандинавии, в северной Германии, обыкновенно говорит: здесь плясали Эльфы. Одна сербская песня так описывает хоровод Вил, Вук. 1, oj buшhio, вишнице! дигни горе гране, испод тебе виле дивно коло воде, пред нима Радиша бичем росу трессе, до две виле води, а mpemioj беседи. Празднества Эльфов всегда сопровождаются музыкой, столь необыкновенной, что она очаровывает всех. В южной Швеции есть предание об одной песне Эльфов, которую никто не может слышать, чтобы не плясать: даже тот, кто ее играет, до тех пор не может удержаться от пляски, пока не проиграет всю песню наизворот, т.е. с конца до начала. Впрочем, Эльфы любят слушать и песни людей, и щедро награждают певцов. – Сербская Вила также любит музыку, и в пении соревнует людям. Вот замечательное в этом отношении место, Вук. 2, Одна Милош поче да попева, а красну je песму започео од сви наши больи и cmapuju, како j’ koju држ’о kpaлiebuhy по чecmumoj по Mamieдohuju, како себе има задужбину; а Марку jy песма омилила, наслони се седлу на oблyчje, Марко спава, Милош nonujeba; зачула га вила Pabujojлa, па Милошу поче да отпева, Милош пева, вила му отпева, лепше грло у Милоша царско, jecme лепше него je у виле; расрди се вила Pabujojлa, пак одскочи у Мироч планину, запе лука и две беле стреле, jeдha уд’ри у грло Милоша, друга уд’ри у срце jyhaчko. Любят музыку и пляску и существа водные, и русское предание волнение моря и рек обьясняет пляской водяных божеств. Святитель Николай говорит Садке, явившись ему во сне (Др. р. ст. 341): Гой еси ты, Садко купец, богатый гость! а рви ты свои струны золоты, и бросай ты гусли звончаты, расплясался у тебя царь морской: а сине море всколебалося, а и быстры реки разливалися, топят много бусы, корабли, топят души напрасныя того народу православного.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Спафа – 1) название широкого прямого двулезвийного меча с крестообразной рукояткой, немного большего по размерам, чем римский гладиус (длина лезвия около 0,5 м). К концу VI в. такой меч принял саблевидную форму, стал называться спафий и вошел в состав вооружения византийских всадников, которые носили его на перевязи через плечо. К концу IX в. вновь принял форму обоюдоострого прямого меча длиной около 0,9 м, который входил в состав вооружения как иппотоксотов – конных стрелков из лука, так и пехотинцев, скутатов, псилов (конники носили его на перевязи, а пехотинцы – подвязав к поясу). Ср.: ксиф, ромфея, парамирий. Спафарий – дословно с греч. «меченосец», «мечник» (от спафа – меч, сабля); в поздней Римской империи телохранитель императора или какого-либо частного лица; в византийской армии – оруженосец архонта. С V в. – придворный чин; на протяжении VII-XI вв. – византийский титул между спафарокандидатом и ипатом. Спафарий варваров – должность наблюдателя за иностранцами, иногда с титулом протоспафария. Спафарисса – вельможная придворная дама, принадлежавшая к седьмой виле. Спафарокандидат – императорский сановник, который совмещал обязанности спафария (меченосца, телохранителя) и кандидата (охранника императора); титул ниже протоспафария, но выше спафария. Зафиксирован на моливдулах со второй половины VII в. Получил широкое распространение с середины IX в. и до XI в. Его носили многочисленные чиновники византийских провинций (эпархий) и фем, начиная с архонтов и заканчивая стратигами, а также служащие центрального аппарата (нотарии, асикриты). В VIII в. этот титул был еще ниже титула ипат. Спафарокандидатисса – вельможная придворная дама, принадлежавшая к шестой виле. Спафарокувикуларии – почетная императорская свита. Спафий – см.: спафа. Спафоваклиа – церемониальный атрибут царских протоспафариев в виде короткого копья с широким наконечником или мечевидного жезла (?). Спекий – одежда, возможно, вид туники, одевалась под сагий. Спектабиль – с лат. «высокородный»; сан в поздней Римской империи и ранней Византии. Титул С. носили викарии диоцезов, августалы и некоторые другие чиновники, которые были рангом ниже, чем иллюстрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 Начиная с 36-го стиха пророческое созерцание Даниила переносится от Антиоха ко временам антихриста, прообразом которого был Антиох. 21 Самаряне были потомки тех переселенцев из Вавилона, Сирии и Мессопотамии, которых Салманассар переселил в Самарию и окрестные города на место израильтян ( 4Цар.17:24–30 ). Так как эти иноплеменники предавались идолопоклоннству и в честь своих богов сожигали даже своих детей, то Господь послал на них львов, которые стали пожирать их. Это заставило царя послать к ним одного из переселенных жрецов, который поселился в Вефиле и стал учить их боятся Господа. Это учение жреца, хотя и не вполне совершенное, ввело между этими язычниками новый религиозный элемент, который был усилен присутствием среди их некоторой части израильтянин, оставшихся в стране своей ( 4Цар.17:32–41 ; 2Цар.30:6 ). Эти остатки Израильтян мало по малу смешались с прошлым языческим населением, которое постепенно отвлекалось от идолопоклонства и стало служить истинному Богу и почитать Закон Моисеев. Но слабые понятия их о Боге и познания об истинном богослужении смешались в умах их с суеверными понятиями язычества, и поэтому-то Зоровавель, Иисус и прочие начальники иудейские, желая сохранить во всей неприкосновенности чистоту своего богослужения отказались от них содействия. 22 Канонические книги следующие: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Чисел, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Судей и как ее прибавление Руфь, 8) 1 и 2 книги царств, как две части одной книги, 9) 3 и 4 книги царств, 10) 1 и 2 книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры и вторая его же, или Неемии, 12) Есфирь, 13) Иов, 14) Псалтирь, 15) Пртичи Соломона, 16) Екклисиаст, 17) Песнь песней, 18) Книга пр. Исаии, 19) Иеремии с прибавлениями, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) двенадцати пророков. Неканонические же книги следуюшие: 1) Товит, 2) Иудиф, 3) Книга премудрости Соломоновой, 4) Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 5) Послание Иеремиино, 6) вторая книга Ездры, 7) третья книга Ездры, 8) первая, вторая и третья маккавейские книги. К этому отделу относятся также и неканонические прибавления, присоединенные к книгам каноническим, именно: 1) молитва Манассии, помещенная в конце 2-й книги Паралипоменон, 2) места в книге Эсоир, неозначенные в нашей Библии счетом стихов, 3) история о Сусанне и история о Виле и змие, в 13 и 14 главах книги Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

— И чтобы живым, здравым и невредимым доставить мне этого разбойника! Слышишь, братец? — Так точно, слышу, ваше высокоблагородие. — Ступай! А тебе что надо здесь, Виктор? — неожиданно заметив сына, спросил Алексей Васильевич. — Папа, голубчик, родной, милый, возьми ты меня с собою, я тоже хочу ловить Иванку. Ради Бога, возьми, — взмолился чуть ли не со слезами Виля. — Да ведь рано тебе, клоп ты этакий, в наших экспедициях участвовать, — засмеялся ротмистр, ущипнув румяную щеку сына, — ведь револьвера тебе я и в руки не дам!.. — Я «монтекристо» возьму, папочка, мое «монтекристо», оно безопасно вполне. И с нашими стражниками засяду в секрете. — А шальная пуля? — уже серьезно и тревожно напомнил отец. — Ведь Иванка Баранок не из тех, кто даром станет отдавать свою свободу. Вспомни это, мой мальчик. — Но я не встану, не выйду из засады, папочка, пока ты мне сам не позволишь, — продолжал просить молящим голосом Виля, — я при Михайле Скоргуче неотлучно находиться буду… Он не пустит меня в опасное место, ты же знаешь!.. Михайло Скоргуч — пожилой стражник, отслуживший уже вторую службу на Н-ском посту, был кем-то вроде дядьки при юном Виле Левадове, когда тот приезжал из корпуса на каникулы домой, и ему-то уже, во всяком случае, ротмистр Левадов мог вполне спокойно доверить сына. После недолгих колебаний позвали Скоргуча и поручили его попечению и заботам юного добровольца Вилю. Мать было запротестовала против такого решения и воли отца, отказывалась отпускать в опасное, по ее мнению, предприятие мальчика, но сам Левадов успокоил жену. — Ничего, Оленька, не случится с нашим героем. К тому же он у нас будущий военный; пускай же приучается с малолетства на практике к нашей службе. А что касается опасности, то будь спокойна, Михайло его в обиду не даст, и наш Виля будет как у Христа за пазухой у него под крылышком. Скрепя сердце Ольга Владимировна дала свое согласие, и Виля, задыхающийся от восторга, важно промаршировал перед гостями в теплом тулупчике, в высоких сапогах, с «монтекристо» через плечо, вызывая возгласы удивления со стороны дам и барышень. Он уже и сейчас чувствовал себя настоящим героем.

http://pravmir.ru/ya-poprosil-byi-u-papy...

— Что ж, по-твоему, касатик, так уж скоро и добудут они Иванку? — не то удивленно, не то с любопытством осведомилась старуха. — Понятно, добудут, — еще более убежденно произнес Виля. — Ну, ну..! — произнесла старуха и добавила, помолчав с минуту: — Удачи вам изловить удальца Иванку, а только не верится мне что-то, касатик, чтобы дался он вам так в руки живым. Слыхала я и от сына, и по пути от других добрых людей наслышана, что смелости да ловкости не занимать стать у этого самого Иванки. Ну, прощай, касатик, живи здоровенек, еще, может, повидаемся с тобой на посту у моего Николая, — и, отвесив низкий поклон Виле, старуха заковыляла, опираясь на палку, тяжелой старческой походкой. — Бабушка! Не туда идешь! Бери налево, — видя, что она меняет направление и идет совсем в противоположную от казарм сторону, крикнул Виля, забывший совершенно то обстоятельство, что в засаде должно прежде всего соблюдать полную тишину. — Чего кричишь-то, Вилинька? Аль случилось что? — обратился к нему подоспевший в эту минуту Скоргуч, только что выкуривший на дне канавы свою любимую трубку… Но мальчик не успел ответить ни слова солдату. В тот же миг раздался выстрел, за ним другой, третий… Еще и еще… И тотчас же всюду замелькали огоньки потайных фонарей. При свете их засуетились, забегали стражники… Поднялась суета. Послышались крики: «Держи!.. Лови!.. Не упускай!.. Вон впереди… Прицеливайся… Стреляй в ноги… не выпускай… Пали, ребята!» С противоположного конца уже несся конный отряд стражников. С ними был и сам ротмистр Левадов. — Стреляй, братцы! — скомандовал Алексей Васильевич. Снова прогремел залп, и даль ответила ему раскатистым эхом. Но и эти выстрелы остались без результата. Хитрый и ловкий Иванка успел скрыться под видом древней старухи, сумев провести неопытного Вилю, рыдавшего сейчас от досады, отчаяния и стыда. Ровно в двенадцать, как всегда, Левадовы зажигали елку. Молодежь была весела и оживлена по-прежнему — и барышни, и молодые люди. Один только Виля мучился и страдал нестерпимо. Острая досада и злость на самого себя решительно не давали покоя бедному мальчику. «Герой, нечего сказать, какой выискался, — казнил себя мысленно юный кадетик, — выдумал тоже Иванку ловить, а сам важного и опасного контрабандиста от старой бабы отличить не умеет. Да, и отца подвел, и сам осрамился навеки».

http://pravmir.ru/ya-poprosil-byi-u-papy...

Памятник флотоводцу Василию Головнину открыт на Митрофаниевском кладбище июля 2017 Церемония открытия памятного знака вице-адмиралу Василию Головнину на Митрофаниевском кладбище состоялась 11 июля, в день его преставления. Установка памятника была организована центром " Помним всех поименно " при участии сторонников этого доброго дела. Присутствовали представители генконсульства Японии в Санкт-Петербурге, автор проекта воссоздания храма на Митрофаниевском кладбище архитектор Рафаэль Даянов, руководитель епархиального паломнического отдела Владимир Дервенев, архитектор митрополии Дмитрий Борунов и другие. Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин отслужил литию с возглашением вечной памяти рабу Божию Василию и сродникам его. Отец Владимир отметил, что сохранение исторической памяти и преемства поколений важны в жизни государства и общества. " Мы стоим на месте разрушенного в годы гонений на веру Митрофаниевского кладбища с находившимися на нем храмами, - сказал он. - Важно, что ныне возвращаются из небытия имена тех, кто был похоронен здесь, и есть намерение воссоздать храм " .  Интерес собравшихся вызвал представленный проект росписи храма святителя Митрофана Воронежского , созданный выпускницей СПбХПА имени Александра Штиглица Екатериной Красновой. Есть надежда, что проект будет реализован и храмы Митрофаниевского кладбище возродятся. Василий Головнин (1776-1831) - мореплаватель и мемуарист, вице-адмирал, руководитель двух кругосветных экспедиций, член Санкт-Петербургской академии наук. Его именем названы вулкан, поселок и порт на Кунашире, пролив между Курильскими островами, гора на Камчатке, залив, лагуна и город Головин (ранее - Головнин) на Аляске, а также ряд других объектов. Памятники установлены в Старожилове Рязанской области и в столице Республики Вануату - городе Порт-Виле. В 1992 году в России выпущена почтовая марка, посвященная вице-адмиралу. ИА " Вода живая " , 11.07.17 Поделиться 7 августа 2020 25 октября 2019 14 сентября 2019 28 июля 2019 6 октября 2018 20 февраля 2024 3 января 2024 6 декабря 2023 27 ноября 2023 18 ноября 2023 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

  ГЛАВА 13   Царь Астиаг приложился к отцам своим, и Кир, Персиянин, принял царство его. И Даниил жил вместе с царем и был славнее всех друзей его (ст. 1, 2). Даниил написал нам историю о Виле. Не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день? (ст. 6) Увы, вот какое доказательство и признак божества: он много ест и пьет! Даниил не возразил: разве это Бог, скажи мне? — потому что царь был слаб, но одержал полную победу. Он не сказал: я говорю тебе о Боге, сотворившем небо и землю; а ты мне представляешь ненасытное чрево; это совершенно не свойственно Богу; Бог не алчет и не утомляется. Но пророк хочет победить не рассуждениями, а делами. Сам царь назначил наказание. Почему Вил ест не пред глазами присутствующих, а ночью? Как жрецы не сообразили, что они будут обличены чрез собственную их хитрость? Когда устрояет Бог, тогда ничему не удивляйся. И царь повелел умертвить , говорит пророк (ст. 22). Что он говорит еще о змие? Неужели кто-либо покланяется зверю? И его он умертвил. Видишь ли, как были безрассудны, как слабы цари персидские? Принужден был предать (ст. 30). За что он предал его, после столь блистательной победы? Ангел Господень сказал Аввакуму , говорится, отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу (ст. 34). Посмотри на чудо. Разве невозможно было принести ему пищу из другого какого-нибудь места, а не из Иудеи? Так угодно было пророку, чтобы не поступать так же, как при евнухе, и не терпеть голода, считая пищу оскверненною. Как он узнал Аввакума? По сходству речи. Аввакум должен был сделаться вестником величайшего чуда для тех, которые находились в Иудее. Как человек не устрашился зверей? Он ел, а они постились. Пусть они не касались тела праведника; но почему воздерживались от пищи? Как бы какой-нибудь намордник или узда удерживала их.   БЕСЕДА   сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Ин.5:19)   1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5 . Кад су се арапска племена вером у народ, постала су убрзо светска сила. У два похода су Палестину, Египат, Триполис, па остатак североафричких (Картагу) и у Европи Ту поплаву зауставио „француски (732. Карло Мартел). На истоку су отишли до реке Инда. Цариград су опседали два пута, при VII и почетком VIII века, оба пута без успеха. У свима тим и под муслиманском али скрхано, а у неким га сасвим нестало. Кад се код Арапа стишао ратни полет, почела се и код култура. Неговали су разне науке, као математику, лекарство, и др. Та култура прешла на покорене народе и напредак био верски фатализам много спутавао све снаге арапског народа. XI. код Словена а) Словенске у време – стара вера словенска 1 . Словени су примили у VIII и IX веку. Они су у то време живели углавном у истим пределима у и данас живе. Но су ишла на западу и северу у Немачке. То нам сведоче, до данас одржани, словенски називи места, вода, брегова и породица у немачким су словенска заузимала целу и северне Словене су били на томе простору зовемо Западним Словенима. Они су имали три државе: Моравску, Чешку и Панонску. су имали посебну државу, Руси су живели под кнежевима. Словени, Хрвати, Срби и Бугари, имали су више или самосталне државе у где су и сада. 2 . споменици о Словенима пре врло су оскудни. Зато не знамо много ни о вери. Знамо да им вера, као и код других индоевропских народа, била природних сила. Словени су у смени природних човеку или годе или не годе, видели борбу сила: добре и зле (бози и беси). На томе почива вера у доброга бога и злога бога. Од доброга живот, сунце, дан, лето, дажд, а од злога зима, мраз, болест и смрт. Добри бог, им изгледа ипак имао код разних словенских народа разне називе као: Сварог има сина сунце, месец и звезду Даницу), Даждбог, Перун итд. Зли се звао црни бог, бес, чрт. И и други под собом врло много сила, добрих и злих, стално утичу на живот природе и на живот. Добра сила или или Златна Баба, Весна или Лада. Зла сила Морана или За младости над човеком Весна, а под старост се Морана. Уз та виша божанства веровали су Словени у виле бродарице и видарице помажу Заштитник словенског дома дед или старешина дома под праг. У му био намештен кип.

http://azbyka.ru/otechnik/serbian/pregle...

Да и напрасно стали бы мы искать таковой; ведь, у нас есть апокриф, где упоминается царица Александра. Обращение царицы Александры Георгием в глазах книжника (греческого и русского), а потом и в глазах певца духовных стихов могло быть приравнено к обращению царевны в легенде о драконе, и поэтическая в своём источнике и по своему характеру сказка о Георгии и драконе получала клерикальную окраску. Подробно об этом я говорю ниже, а теперь пока указываю на эти факты, как на доказательство возможности влияния легенды о мучениях. Вернее говоря, так как легенда о мучениях Георгия и легенда о Георгии и о драконе развивались независимо одна от другой, то влияние легенды о мучениях на русской почве было в том смысле, что певцы духовных стихов могли известное им из церковного богослужения имя Александры, память которой празднуется в день св. Георгия, 23 апреля 920 , имя, говорю, известное ещё и по житию св. Георгия, – могли, повторяю, передавать в вышеприведённых формах в стихе о Георгии и драконе. Страницы 83–85 и 134 у Веселовского во II в. «Разысканий» посвящены остроумным догадкам насчёт имени «Елисавета» в духовном стихе. «Объединение, пишет покойный, св. Елисаветы с Георгием объясняется как согласием их символического атрибута – змея, так и совместностью их празднования». Но тут же интересное замечание: «в первом отношении св. Маргарита-Марина отвечала тем же условиям объединения... Марину-Маргариту мы встретим в целом ряде народных воспоминаний; Елисавета в них не отложилась: свидетельство меньшей, сравнительно, древности её чествования» 921 . Древность здесь не при чём, а, очевидно, совершенно недостаточными были данные для объединения, указанные Веселовским, и объединения не было. Поэтому я нисколько не был удивлён, когда прочитал у Веселовского на стр. 134-й уже указанное мною выше место: «легенд и стихов о чуде Георгия с именем Елисаветы на Западе я не знаю... Так или иначе, нам известно пока одно лишь русское песенное предание, сохранившее в легенде о Георгии имя Елизаветы» 922 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010