В переводе 70, славяно-русской Библии и в Вульгате книга пророка Даниила имеет некоторые дополнительные повествования, отсутствующие в еврейском тексте. Эти неканонические места следующие: молитва Азарии и песнь трех отроков в печи вавилонской (3, 24–90); история Сусанны (13 гл.) и повествование об идоле Виле, драконе и шестидневном пребывании Даниила во рву львином (14 гл.) Песнь трех отроков (3, 24–90) По содержанию этот отдел разделяется на две части: в первой излагается молитва Азарии (стт. 24–45), во второй -песнь трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила (стт. 52–90). В покаянной молитве Азарии оплакиваются грехи еврейского народа, в наказании его пленом признается правосудие Божие и выражается надежда на спасение. В хвалебно-благодарственной песне отроков прославляется Господь за все дела Его в мире и за спасение их из огненной печи. Этот отдел 3 главы считается неканоническим, ибо его нет на еврейском языке, но есть основания думать, что отдел этот был первоначально написан на еврейско-арамейском языке, так как он имеется в греческих переводах, например, Феодотиона (2 в. н.э.). Кроме того, неканонический отдел логически тесно связан с каноническим текстом главы. Отцы Церкви придавали песни трех отроков высокий авторитет (напр. И.Златоуст, бл. Феодорит и др.), а Православная Церковь употребляет песнь отроков за богослужением: на ее основании составлена 7 и 8 песни утренних канонов. 15 паремия на Литургии в Великую Субботу читается вместе с неканоническим прибавлением. В великопостной будничной службе библейские песни на каноне -песнь трех отроков. Относительно подлинности событий, описанных в 13 и 14 главах, мнения толковников расходятся. Однако надо иметь ввиду, что в богослужебных текстах используются фрагменты этих неканонических мест (служба 17/30 декабря – неделя праотец), что говорит о доверии, которое Церковь оказывает этим повествованиям. 2-й троп. 1-й песни канона говорит о «спасении целомудренным Даниилом целомудренной Сусанны к посрамлению лютых старцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В сир. Пешитте заметна тенденция расположить книги в хронологическом порядке: Книга Иова стоит сразу после Пятикнижия, т. к. ее авторство приписывается Моисею; книги Хроник (1-2 Пар) расположены после книг Самуила и Царей (1-4 Цар), а псалмы следуют сразу за книгами Хроник, т. к. автором псалмов считается царь Давид, о к-ром рассказывается в этих книгах. Последовательность расположения книг НЗ в разных традициях также может различаться. В греч. рукописях преобладает такой порядок, когда за Евангелиями и Деяниями следуют Соборные послания, а затем Послания ап. Павла. Эта последовательность отражена в славяно-рус. Б. и в нек-рых научных изданиях греч. НЗ. В большинстве рукописей Вульгаты за Евангелиями и Деяниями следуют Послания ап. Павла, затем Соборные послания и Откровение ап. Иоанна Богослова. На эту традицию ориентированы все церковные переводы на зап. языки; она отражена в нек-рых изданиях греч. НЗ и в Пешитте. Объем книг Библейские книги могут различаться по своему объему. В частности, нек-рые книги, вошедшие в состав LXX, расширены за счет дополнительных глав. Греч. версия Книги пророка Иеремии короче евр. на 15%; греч. версии книг Иисуса Навина и Притч содержат пропуски и дополнения; греч. книги 1-4 Цар содержат добавления. Особенно важные из них касаются: 1) 7 отрывков в Книге Есфири, 2) Молитвы Манассии в конце 2-й Книги Паралипоменон, 3) песни 3 отроков в Книге пророка Даниила (3 гл.), 4) рассказа о Сусанне (там же, гл. 13), 5) истории о Виле и драконе (там же, гл. 14). Наименования книг Большинство книг во всех библейских традициях имеют одинаковые или сходные названия. В ряде случаев это обусловлено тем, что их наименование зафиксировано в самом Писании, напр. Песнь Песней, Притчи Соломона. Пророческие книги обозначаются по имени пророка. При этом в наименованиях отдельных книг существуют различия: в евр. традиции по начальному слову названы книги Торы (Пятикнижия; евр.  ,        и  ) и Плач Иеремии (  ), в то время как в LXX они названы по основному содержанию.

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

Все книги Нового Завета мы принимаем и считаем каноническими, как они вообще принимаются. (Прочие же книги церковь хотя и читает для образцов жизни и для образования правил, как говорит Иероним, но не употребляет их для доказательства каких-нибудь учений. Таковые книги суть следующие: 3 и 4 книги Ездры, Товита, Юдифь, окончание книги Эсфирь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, книга пророка Варуха, песнь трех отроков и история о Сусанне (из книги пророка Даниила), о Виле, драконе (тоже), молитва Манассии (из 2 книги Паралипоменон), а также 1 и 2 книги Маккавейские. (V . У методистов есть, кроме того, что очерчено скобками) VII. О Ветхом Завете Ветхий Завет не противоречит Новому, потому что, как в Ветхом так и в Новом Завете человеку предлагается Христом, – который есть един ходатай Бога и человеков, будучи сам Богом и человеком, – вечная жизнь. Посему тех, которые утверждают, что праотцы уповали только на преходящие обетования, не следует никоим образом слушать. Хотя закон, данный чрез Моисея от Бога, необязателен для христиан в отношении к церемониям и обрядам, и хотя гражданские предписания его не составляют необходимости для каждого государства; но ни один христианин несвободен от обязанности повиноваться тем предписаниям закона, кои называются нравственными. (VI. Сходен с епископальным членом) VIII. О трех символах Три символа Никейский, Афанасиев и так называемый всеми Апостольский должны быть приемлемы и мы должны веровать им, потому что учение, содержимое ими, мы можем доказать несомненными свидетельствами Св. Писания. (У методистов нет члена о символах) IX. О первородном грехе Первородный грех состоит не в подражании только Адаму, как пустословят пелагиане, но есть недостаток и повреждение природы каждого человека, которое естественно возникает в поколении Адама: вследствие чего человек весьма далеко уклонился от первоначальной праведности и сам по своей собственной воле удобопреклонен ко злу, (так что плоть постоянно похотствует против духа, а потому каждый человек, рождающийся в сей мир, подлежит гневу Божию и осуждению. Это повреждение остается даже и в возрожденных, по каковой причине похоть плоти (по-гречески φρνιμα σαρκς), – под именем коей одни разумеют мудрование, другие – чувственность, третьи – страсть, четвертые – плотское пожелание, – не покоряется закону Божию. И хотя для верующих и крещенных нет более осуждения, однако же апостол исповедует, что оное пожелание имеет в себе естество греха).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Вторая половина последней седмины приходится на первые 3 1/2 года апостольской проповеди, призвавшей всех быть участниками Нового Завета. После этого должно было наступить окончательное запустение ветхозаветного святилища, завершённое римлянами в 70 г. по Р.Х. Об этом запустении, с указанием на пророчество Даниила, говорят евангелисты-синоптики: Мф.24:15 ; Мк.13:14 ; Лк.21:20 . Неканонические места в книге пророка Даниила В переводе Семидесяти, славяно-русской Библии и в Вульгате, книга пророка Даниила имеет некоторые дополнительные повествования, по сравнению с еврейским текстом, которые составляют неканоническую часть книги. К ним относятся молитва Азарии и песнь трёх отроков – Анании, Азарии и Мисаила – в печи вавилонской) (3:24–90); история Сусанны (13 гл.) и повествование об идоле Виле, драконе и шестидневном пребывании Даниила во рву львином (14 гл.). А. Песнь трёх отроков (3:24–90) По содержанию этот отдел разделяется на две части: в первой излагается молитва Азарии (стт.25–45), во второй – песнь трёх отроков – Анании, Азарии и Мисаила (стт.52–90). В покаянной молитве Азарии оплакиваются грехи еврейского народа, в наказании его пленом признаётся правосудие Божие и выражается надежда на спасение Господом от бедствий (стт.24–45). В хвалебно-благодарственной песне отроков – Анании, Азарии и Мисаила, прославляется Господь за все дела Его в мире и за спасение их в огненной печи (стт.52–90). Между молитвой Азарии и песнью трёх отроков имеется краткое историческое замечание о том, что в то время, когда царские слуги продолжали всё более и более усиливать пламя, в раскаленную печь к трем отрокам сошел ангел Божий и охладил пламя (стт.46–51). Молитвы Азарии и песни трёх отроков нет в еврейско-масоретском тексте Библии, поэтому 3:24–90 и считаются неканоническими; но есть основания думать, что и этот отдел первоначально был написан на еврейско-арамейском языке, так как он имеется в греческих переводах; в частности, в переводе Феодотиона, составленном во 2 в. по Р.Х. с еврейского текста. Кроме того, неканонический отдел логически тесно связан с каноническим текстом главы: в стт.91–92 подтверждается упоминаемое только в рассматриваемом неканоническом отделе (ст.49) явление в печи ангела – «четвёртого мужа, подобного сыну Божию». Отцы Церкви придавали песни трёх отроков высокий авторитет (напр., И.Златоуст, бл.Феодорит и др.), а Православная Церковь употребляет песнь отроков за богослужением. Первая половина её: покаянная молитва Азарии и начало песни отроков (стт.26–56) послужила основанием для 7-й песни утренних канонов, а вторая половина – хвалебная песнь всех отроков (стт.57–88) явилась основанием для 8-й песни. 15-я паремия на Литургии в Великую субботу читается вместе с неканоническим прибавлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Вторая половина последней седмицы приходится на первые 3,5 года апостольской проповеди, призывавшей всех быть участниками Нового Завета. После этого должно было наступить окончательное запустение ветхозаветного святилища, завершенное рим ляпами в 70 г. по Р.Х. Об этом запустении, с указанием на пророчество Даниила, говорят евангелисты синоптики: Мф.24:15 ; Мк.13:14 ; Лк.21:20 . Неканонические места книги пророка Даниила В переводе Семидесяти, славянорусской Библии и Вульгате книга пророка Даниила имеет некоторые дополнительные повествования, отсутствующие в еврейском тексте. Эти неканонические места следующие: молитва Азарии и песнь трех отроков в печи вавилонской (3:24–90); история Сусанны (13 глава) и повествовавание об идоле Виле, драконе и шестидневном пребывании Даниила во рву львином (14 глава). Песнь трех отроков (3:24–90) По содержанию этот отдел разделяется на две части: в Первой излагается молитва Азарии (стихи 24–45), во второй – песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила (стихи 52–90). В покаянной молитве Азарии оплакиваются грехи еврейского народа, в наказании его пленом признается правосудие Божие и выражается надежда на спасение. В хвалебной благодарственной песне отроков прославляется Господь за все дела Его в мире и за спасение их из огненной печи. Этот отдел третьей главы считается неканоническим, ибо его нет на еврейском языке; но есть основания думать, что отдел этот был первоначально написан на еврейско-арамейском языке, так как он имеется в греческих переводах, например, Феодотиона (II в. н.э.). Кроме того, неканонический отдел логически тесно связан с каноническим текстом главы. Отцы Церкви придавали песни трех отроков высокий авторитет (например, Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит и другие, а Православная Церковь употребляет песнь отроков за богослужением: на ее основании составленаы 7-я и 8-я песни утренних канонов. 15-я паримия на Литургии в Великую Субботу читается вместе с неканоническим прибавлением. В великопостной будничной службе библейские песни на каноне – песнь трех отроков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

И весь народ отвечал: «аминь, аминь!», поднимая вверх руки свои, – и покланялись и повергались пред Господом лицем до земли. Громко и внятно, от рассвета до полудня читал Ездра, – и уши всего народа были приклонены к книге Закона. Между тем левиты (духовно-служители) поясняли слова Закона, и народ понимал прочитанное. Семь дней к ряду продолжалось это чтение. Затем Ездра, Неемия и другие просвещенные люди учредили в Иерусалиме и в других местах школы, называвшиеся впоследствии синагогами, где Закон и Пророки читались и объяснялись в дни субботные. Пользовались в особенности большими праздниками, привлекавшими в Иерусалим евреев отовсюду, чтобы познакомить их с содержанием священных письмен. Евреи называли Ездру вторым Моисеем. Тогда же, во дни Ездры и Неемии, под руководством нескольких ученых и праведным мужей «великой синагоги», как назвало их народное предание, собраны были все части священного Писания в одно целое, подразделенное на Закон (Тора, по-еврейски), Пророки (Небиим) и, прочие Писания (Кетубим). Только книги, вошедшие в состав этой ветхозаветной Библии, признавались богодухновенными, и как состав этой Библии, так и самый текст (т. е. все заключающиеся в ней слова) строго охранялись от всякой примеси. От пророка Малахии до Иоанна Крестителя, к которому относятся заключительные слова книги Малахии, в течение 400 лет не появлялось в Израильском народе ни одного пророка 23 . В этот то темный период времени, в восполнение отсутствия пророческих писаний, появилось несколько книг и отрывков назидательного содержания, под следующими названиями: Вторая книга Ездры, книга Товита, книга Иудифи, книга премудрости Соломона, книга премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха, Три книги Маккавейские и третья книга Ездры. Сюда же относятся некоторые вставки в книгу Есфири, рассказы о сне Мардохея, о Сусанне и Данииле, о Виле и драконе, прибавленные к книге пророка Даниила (главы 13 и 14, начало 1 и конец 10 главы), молитва трех мучеников, брошенных в печь, прибавленная к третьей главе книги пророка Даниила (стихи 24–90) и молитва Манассии, приложенная ко второй книге Паралипоменон 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

К числу неканонических в славяно-рус. Б. относятся книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2 Ездры (греч. 1 Езд) и 3 Ездры (лат. 4 Езд), Послание Иеремии, Варуха и 3 Маккавейские. Неканоническими считаются и нек-рые части книг, вошедшие в канон ВЗ, это Молитва Манассии в конце 2-й Книги Паралипоменон и нек-рые части Книги Есфири (7 отрывков, к-рые в слав. и рус. Б. даны без нумерации стихов), последний псалом, не вошедший в число 150, и отрывки из Книги пророка Даниила (песнь вавилонских отроков - 3. 24-90; история о Сусанне - Дан 13; история о Виле и драконе - Дан 14). В христ. традиции принято деление ветхозаветных книг по характеру их содержания на 4 части: 1) законоположительные (Пятикнижие, рассказывающее о сотворении мира и человека, о первых временах истории, ветхозаветных патриархах, законодателе Моисее, к-рый вывел Израиль из егип. рабства, странствиях евреев по пустыне; о религ., нравственных и правовых законах, к-рые Моисей вновь повторил перед вступлением в землю обетованную); 2) исторические (Нав, Суд, Руфь, 1-4 Цар, 1, 2 Пар, 1 Езд, Неем, 2 Езд (1-3 Макк и 3 Езд, принадлежащие последнему периоду ветхозаветной истории, поставлены в славяно-рус. Б. на последнее место); повествуют о переселении Израиля в Ханаан, войнах с соседними народами, о периоде правления судей и установления монархии, расцвете и упадке Израильского царства, царях и пророках этого времени, о гибели Сев. царства, разрушении Иерусалима и начале вавилонского плена); 3) учительные (Тов, Иудифь, Есф, Иов, Пс, Притч, Сир, написанные библейскими мудрецами, касались различных сторон человеческой жизни: любви, дружбы, молитвы, труда, познания, страдания, смерти); 4) пророческие (Ис, Иер, Плач, Посл Иер, Вар, Иез, Дан, 12 малых Пророков, содержащие проповедь пророков, направленную против религ. и нравственного искажений идеи Завета, обрядоверия и предсказывающие наступление мессианского Царства Божия). Согласно библейскому тексту, Пятикнижие написал сам прор.

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

Канонические и неканонические книги. В ветхозаветной части православных изданий Священного Писания принято выделять канонические и неканонические книги. В русских изданиях к неканоническим относятся одиннадцать книг: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги и неканонические вставки: Молитва Манисии, царя иудейского ( 2Пар.36:24 ), 151 псалом, песнь трех отроков в книге Даниила ( Дан.3:24–90 ), повествование о Сусанне ( Дан.13 ), история о Виле и Драконе ( Дан.14 ) и сирийское окончание книги Иова ( Иов.42:18 ). Если сравнить издания разных поместных православных церквей, то можно заметить разницу в списках неканонических книг Ветхого Завета. Так, в греческой Библии обычно отсутствует 3-я книга Ездры, хотя первые две имеются. Зато там есть 4 Маккавейская, которой нет в русской Библии. Название канонические книг указывает, что эти книги богодухновенны. Статус неканонических книг в Библии определить труднее. Из названия видно, что они небогодухновенны. Обычно о них говорится, что хотя они и «написаны благочестивыми мужами, но небогодухновенны и потому не могут служить во всем своем содержании неизменным правилом веры и нравственности и определениями Церкви не внесены в список священных богодухновенных книг» 138 . В то же время они признаются стоящими выше всех прочих небогодухновенных книг. Неканонические книги, во-первых, ценны как неисчерпаемый источник премудрости. Именно поэтому множество ветхозаветных паремий, читаемых за богослужением, взяты из неканонических книг Премудрости. Во-вторых, неканонические книги Премудрости содержат такие высокие нравственные критерии взаимоотношения человека с Богом и ближним, что они могут быть поставлены на один уровень с евангельскими заповедями (например, Сир.7:31–39; 8:1–22 ). Кроме этого, Православная Церковь в определении своего вероучения нередко опирается на неканонические книги Ветхого Завета наряду с каноническими. Например, вопрос о поминовении усопших напрямую зависит от текста неканонических книг ( 2Мак.12:43 ; Тов.4:16 ; Сир.7:36; 38:23 ), или утверждение о сотворении мира из ничего (ex nihilo, 2Мак.7:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Образцом тенденциозности может служить перевод 11 гл. Содержащееся в ней пророчество о 70 седьминах автор относит ко временам Антиоха Епифана и сообразно с этим изменяет числа подлинника: вместо 7 и 62 седьмин, имеющих пройти от издания указа о восстановлении Иерусалима до Христа, он поставил 77 и 62, дающие в сумме 139, – число, указывающее начало царствования Антиоха Епифана по Селевкидовой эре. Совершенно иным характером отличается перевод 4–6 гл. Уклонение их греческого александрийского текста от арамейского подобно тому, как если бы дело шло не о различных чтениях, а о двух совершенно самостоятельных рассказах. Переводчик распоряжается текстом этих глав с неограниченной свободой: он то расширяет его ( Дан.4:7–9, 16, 24, 28, 30, 34 ; Дан.5:4, 6, 30 ; Дан.6:18, 20 и т. п.), то сокращает ( Дан.4:3–7, 11–13 ; Дан.5:1–3, 10–11 ; Дан.6:8 ). Господствующий здесь произвол невероятен: без всякого права переводчик то истолковывает текст, то перефразирует, то сокращает. Почти ни один стих греческого текста не соответствует масоретскому, во многих случаях от оригинала остается слово, два (Bludau. Die alexandrinische Ubersetzung des Buches Daniel und ihr Verhaltnisszum massoretischen Text. Freiburg. 1897.). Отвержение древнею церковью александрийского перевода книги пророка Даниила было причиною того, что он вышел из употребления в последующее время и едва не затерялся. Он был найден в конце 18 ст. и издан в Риме в 1772 г. по рукописи 9 в. Другой особенностью александрийского перевода кн. пророка Даниила является существование в нем лишних против еврейского текста добавлений. Это ст. 24–90 третьей главы ( Дан 3.24–90 ), история Сусанны, изложенная в 13 гл., и рассказы 14 гл. о Виле и драконе. (О них см. в соответствующих местах). Литература: Архиепископ Феодор (Бухарев). Святой пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и св. книги. М. 1864. – О книге святого пророка Даниила. Прибавл. к твор. Святых Отец. 1871, 1 –146 с. – Смирнов. Святой пророк Даниил и его книга. Ряз. 1879 г. – Разумовский. Святой пророк Даниил. Спб. 1891. – Лесоцкий. Святой пророк Даниил. Киев. 1897 – А. Рождественский . Откровение Даниилу о семидесяти седьминах. Спб. 1896 г. – П. Юнгеров . Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Вып. второй. С. 87–110. Казань. 1907. У него же перечислена и выдающаяся иностранная литература о кн. пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

от Матф. гл. 24, ст. 15); так действительно и совершилось все это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом. первым после царей Набонида и Валтасара. о пире Валтасара, о погибели его и падении царства Вавилонского находится в книге прор. Дан,, гл. 5. о чудесном спасении Даниила во рву львином находится в книге прор. Даниила, гл. 6. главный город Мидии и летняя резиденция персидских, а впоследствии парфянских царей. Город был очень древний, славился своим укрепленным замком и необыкновенною роскошью. или Бел — (финикийский Ваал) названия главного Вавилонского бога солнца. о Виле и драконе находится в 14 гл., ст. 3–23; сказание это относится к неканоническим местам книги. о 6-ти дневном пребывании Даниила во рву львином находится в 14 гл. кн. пророка, ст. 28–42. царь Персидский, сын Кира (529–522 г.), отличался жестокостью. гора в колене Ефремовом, на северной стороне города Сихема. свидетельству Евангелиста Матфея, при смерти Господа нашего Иисуса Христа «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. гл. 27:52–53). царица Елена принесла мощи прор. Даниила в Царьград и положила их близ церкви св. Романа. Их видели русские паломники Антоний в 1200 г., Стефан новгородец в 1342 г., дьяк Александр в XIV веке и иеродиакон Зосима в 1420 г. Гроб его доселе показывают в Сузах, столице Персидского царства; он чтится даже и язычниками. успех, подвиг. Память преподобного Даниила Исповедника Кадикс на юге Испании, близ Гибралтара. Лакапен — Византийский император с 917–944 г. Kohcmahmuh VII — Византийский император с 912–959 г., царствовавший одновременно с Романом. или Христодул был патриархом Иерусалимским с 947 по 967 г. Житие и страдание святого мученика Севастиана и дружины его ныне Нарбонна — цветущий, торговый город древних Галлов, впоследствии (в начале 2-го века) ставший римской колонией, в юго-восточной Галлии при реке Атаке; ныне довольно незначительный город Франции, недалеко от Лионского залива, на канале того же имени, соединяющем Средиземное море с Атлантическим океаном. ( < < back 1)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010