Из приведенных свидетельств оказывается, что Никон окончательно отказался от патриаршества и, в первое время, вовсе не думал возвращаться на патриаршую кафедру, почему и благословлял государя и освященный собор избрать немедленно на его место нового патриарха. К сожалению, царь не воспользовался вовремя указанным настроением Никона и опустил подходящий момент сразу и окончательно разрешить патриарший кризис немедленным избранием нового патриарха, а Никон, с своей сторону, стал потом колебаться в своем решении окончательно оставить патриаршество, стал уже уверять в том, что он от патриаршества не отрекался и даже стал заявлять притязания вновь занять патриаршую кафедру. В первый раз, после своего удаления с патриаршей кафедры, Никон выступила на общественную деятельность как ревнитель церковных порядков, которые без него грубо, будто бы, стали нарушаться. В марте 1659 года он обратился с особым посланием к государю, в котором заявляет, что «некто дерзну седалище великого архиерея всея Росии олюбодействовати незаконно и непреподобно и святые недели Ваий деяние действовати», т. е. Никон здесь указывал царю на то обстоятельство, что будто бы старинное у нас действо хождения на осляти в неделю Ваий, совершенное тогда крутицким митрополитом Питиримом, было незаконно, так как это действо, знаменующее торжественный вход Христа на осляти в Иерусалим, может совершать будто бы только один патриарх, а не простой архиерей, и потому государь поступил неправо, дозволив совершить это действо крутицкому митрополиту. Заявляя все это государю, Никон замечает, что он делает это «ни собою, ниже к возвращению зря, яко пес к своей блевотине—к любоначалию и власти, но жалея погибаемо добро и в книги (к книгам) обратившеся, помянули есмы негде писанное, яко не впадает добрая мысль в сердце человеку, кроме Божия смотрения». Когда 17 мая того же 1659 года был у Никона, по поручению государя, дьяк Дементий Башмаков, Никон между прочим говорил ему: «что власти его поставленники многие и им-де его, патриарха, почитать доведется,... что он, Никон, хотя и оста вил патриаршество своею волею и московским не зовется и николи зваться не будет, но патриаршества не оставил и благодать остается при нем», при чем указывал на сделанные им исцеления больных.

http://sedmitza.ru/lib/text/439660/

После мятежа, однажды, митрополиту Иосифу указали стороною на одного 70-летнего священника, говорившего у себя дома по-польски. Архипастырь попросил оставить этого старца в покое, указывая на то, что дни его не долги, а между тем и он когда-то оказал большую услугу тем, что сам принял православие и мирно ввел его в своем приходе. До наступления мятежа сам митрополит иногда объяснялся по-польски с некоторыми старцами бывших униатами, которые могли говорить по-русски с величайшим трудом, как учившиеся некогда только по-польски и во всю жизнь имевшие очень мало случаев говорить по-русски. Старожилы помнят также, что Иосиф, по старой привычке, говорил иногда и с своим отцом по-польски, но с матерью – не иначе, как по-малороссийски. Письма же к своим родителям Иосиф всегда писал по-русски, даже в то время, когда они жили в Илинцах и еще оставались в унии. Вообще, до мятежа, отношения между русскими и поляками, православными и латинянами были довольно близкие. Многие туземные русские священники, а также столоначальники Литовской духовной консистории и смотритель женского духовного училища, были женаты на истых польках и католичках. Семинарский врач и епархиальный архитектор были католики и поляки. Тем не менее православные, говорившие с поляками и дома по-польски, не считали себя поляками, к неудовольствию последних, а русскими, точно так же как не считают себя французами бельгийцы и жители некоторых кантонов Швейцарии, хотя те и другие говорят по-французски. После воссоединения поляки считали туземных русских изменниками, отступниками. 322 «Материалы для истории русской церкви», при «Чтении в Московском обществе истории и древностей», 1882 год, ноябрь–декабрь, стр. 311. 324 Сравн. об этом статью Сушкова в «Чтение в московском обществе истории», 1869 год, I, стр. 174. 325 А. В. Белецкий, «Иосиф, митрополит Литовский, как поборник русских интересов в Северо-Западном крае», в «Вил(енском) Кал(ендаре)?», 1886 год, стр. 218. 327 До того времени существовал в Литовской епархии только один женский второклассный монастырь в Гродне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

18. Авва Антоний говорил: «Кузнец, взяв кусок железа, сначала смотрит, что ему делать: косу, меч или топор. Так и мы сначала должны поразмыслить, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться». 19. Он же говорил: «Покорность с воздержанием покоряет зверей». 20. Сказал некто блаженному Арсению: «От чего мы, при всем нашем образовании и мудрости, никаких добродетелей не имеем, а эти простолюдины и египтяне имеют столь великие добродетели?» Авва Арсений отвечал ему: «Мы от учености «мира сего» ничего не имеем, а эти простолюдины и египтяне приобрели добродетели от своих трудов». 21. Спрашивал некогда авва Арсений одного египетского старца о своих помыслах. Другой брат, увидя его, сказал: «Авва Арсений, как ты, столько сведующий в учении греческом и римском, спрашиваешь о своих помыслах у этого простолюдина?» Арсений отвечал ему: «Римское и греческое учение я знаю, но азбуки этого простолюдина еще не выучил». 22. Он же говорил: «Если взыщем Бога, Он явится нам, и если станем удерживать Его, пребудет с нами». 23. Авва Даниил сказывал об авве Арсении, что он всю ночь проводил в бдении и, когда перед рассветом природа побуждала его заснуть, говорил сну: «Иди, злой раб» – и, заснув на некоторое время сидя, тотчас вставал. 24. Рассказывали старцы, что однажды прислано было в скит несколько мелких смокв, и их, как ничего не стоящие, не послали к авве Арсению, чтобы он не обиделся. Старец, услышав об этом, не пошел в церковь и сказал: «Вы отлучили меня, лишив благословения, которое Бог послал братиям и которого я не удостоился получить». Все, услышав об этом, получили пользу от смирения старца. После того пресвитер пошел, отнес ему смокв и с радостию привел его в церковь. 25. Они же сказывали, что авва Арсений не более одного раза в год переменял воду, в которой размачивал ветви, только иногда подливал новой воды. А из ветвей вил он веревку и плел корзины до шестого часа. Старцы убеждали его, говоря: «Для чего не переменяешь воды на ветвях, она уже дурно пахнет». Арсений отвечал им: «За благовония и масти, которыми наслаждался я в миру, надобно мне терпеть это зловоние».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

18, 10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, и каждый из древних праведников имел ангела». Св. Нил, ученик свт. Иоанна Златоуста, говорит: «Знай, что свв. ангелы возбуждают нас к молитве и стоят с нами на ней, радуясь и вместе молясь о нас» («Добротолюбие» в русском переводе, т. 2, стр. 233). в)  Хранение и служение свв. ангелов спасению рода человеческого подтверждается, кроме того, многочисленными примерами из жизни святых. Вот несколько таких примеров: Св. Антоний Великий, будучи в пустыне, однажды впал в уныние и молил Господа указать ему: как спастись? И вот, он видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; потом опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был ангел Господень, который и сказал Антонию: «И ты делай так, и спасешься». Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать, и спасся. Св. Иоанн Лествичник о себе свидетельствует: «Когда я жаждал большего успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел» (Лествица, степень 27). В Патерике упоминается, что один пустынник, страдавший от сильной боли в желудке, исцелен был ангелом. Пришедши к больному и узнавши причину его страдания, ангел-хранитель перстом своим, как бы ножом, разрезал болезненное место, очистил накопившийся там гной, потом рукой загладил рану, и этим действием исцелил пустынника и возвратил ему телесное здравие. Самый разительный пример попечительности свв. ангелов о людях, вверенных хранению их, представляется в истории юного Товии, составляющей главное содержание священной книги Товита. Из приведенных здесь немногих примеров видим, что свв. ангелы наблюдают за людьми и имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей. В притче Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре говорится: бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле (Лк. 16, 22). Эти слова Господни дают нам основание верить, что служение ангелов хранителей наших простирается и на последние минуты нашей жизни и за пределы настоящей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

29 . Итак, из рассмотрения времён и всего нами сказанного можно видеть древность пророческих писаний и божественность нашего учения, – что не ново это учение, и не баснословны и не ложны наши верования, как думают некоторые, но самые древние и истинные. Ибо Фалл упоминает о Виде царе ассирийском и Кроне Титане, говоря, что Вил вместе с титанами воевал против Зевса и сторонников его, так называемых богов, и что побеждённый там Гиг, который тогда царствовал в стране, прежде называвшейся Актою, теперь же Аттикою, бежал в Тартисс. Не считаю нужным распространяться о происхождении названий прочих стран и городов, особенно для тебя, хорошо знающего историю. Итак, ясно, что Моисей древнее всех писателей (и не он один, но и многие после него бывшие пророки), древнее и Крона, Вила и троянской войны. Ибо, по истории Фалла, Вил существовал за 322 года до троянской войны. А Моисей почти на 900 или на 1000 лет был древнее завоевания Трои, – как мы показали выше. Но так как Крон и Вил были современники, то многие не знают – кто Крон, и кто Вил. Некоторые почитают Крона, называя его Видом и Валом, особенно живущие в восточных странах, не различая Крона и Вила. У римлян же он называется Сатурном, и они сами не знают, кто он – Крон ли или Вил. Олимпиады начали праздноваться с Ифита, как говорят, а по некоторым – с Лима, который назывался также Илием. Какой же порядок имеет число лет и олимпиад, я выше сказал. Думаю, что, сколько возможно, обстоятельно показаны мною древность наших событий и число всех лет. И если есть у меня ошибка, например, лет 50 или 100 если даже 200, однако не на тысячи или десятки тысяч лет, как это случилось с ложными счислениями Платона, Аполлония и других. Что же мы, быть может, не знаем точно числа всех лет, – это потому, что в священных книгах не написаны промежуточные месяцы и дни. Кроме того, о тех временах, о которых мы сказали, согласное говорит и Бероз, философ халдейский, который передал эллинам халдейские писания: он сходно с Моисеем повествует о потопе и о многих других событиях и отчасти согласен с пророками Иеремией и Даниилом, а именно то, что о событиях иудейских при Вавилонском царе, которого он называет Набопалассаром, у евреев называют Навуходоносором.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

29. Итак, из рассмотрения времен и всего нами сказанного, можно видеть древность пророческих писаний и божественность нашего учения, – что не ново это учение, и не баснословны и не ложны наши верования, как думают некоторые, но самые древние и истинные. Ибо Фалл упоминает о Виле царе ассирийском и Кроне Титане, говоря, что Вил вместе с титанами воевал против Зевса и сторонников его, так называемых богов, и что побежденный там Гиг, который тогда царствовал в стране прежде называвшеюся Актою, теперь же Аттикою, бежал в Тартисс. Не считаю нужным распространяться о происхождении названий прочих стран и городов, особенно для тебя, хорошо знающего историю. Итак, ясно, что Моисей древнее всех писателей (и не он один, но и многие, после него бывшие пророки), древнее и Крона, Вила и троянской войны. Ибо по истории Фалла, Вил существовал за 322 года до троянской войны. А Моисей почти на 900 или на 1000 лет был древнее завоевания Трои, – как мы показали выше. Но так как Крон и Вил были современники, то многие не знают – кто Крон, и кто Вил. Некоторые почитают Крона, называя его Вилом и Валом, особенно живущие в восточных странах, не различая Крона и Вила. У римлян же он называется Сатурном, и они сами не знают, кто он Крон ли или Вил, Олимпиады начали праздноваться с Ифита, как говорят, а по некоторым с Лима, который назывался также Илием. Какой же порядок имеет число лет и олимпиад, я выше сказал. Думаю, что, сколько возможно, обстоятельно показаны мною древность наших событий и число всех лет. И если есть у меня ошибка, например, лет 50 или 100 если даже 200, однако, не на тысячи или десятки тысяч лет как это случилось с ложными счислениями Платона, Аполлония и других. Что же мы, быть может, не знаем точно числа всех лет, – это потому, что в священных книгах не написаны промежуточные месяцы и дни. Кроме того о тех временах, о которых мы сказали, согласное говорит и Бероз, философ халдейский, который передал эллинам халдейские писания: он сходно с Моисеем повествует о потопе и о многих других событиях и отчасти согласен с пророками Иеремию и Даниилом, а именно – то, что о событиях иудейских при Вавилонском царе, которого он называет Набопалассаром, у евреев называют Навуходоносором. Он также упоминает о храме в Иерусалиме, что он был разрушен халдейским царем, и что во второй год царствования Кира положены основания храма, а во второй год царствования Дария храм был окончен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohi...

§14. Вилы и вил Среди божеств женского рода упоминаются вилы. Христолюбец обличал верующих «в вилы их же числом Г.Ф. сестрениц, глаголють невегласии, то все мняте богинями и тако покладывають им требы, и куры им режуть» 156 . Под этими вилами можно разуметь вил-духов, по верованию сербов, населяющих леса и горы и во многом аналогичных с нашими русалками. В «Слове Григория» сообщается, что елинны кланялись Вилу; идола этого Вила пророк Даниил погубил в Вавилоне 157 . Есть особое сказание об уничтожении пророком Даниилом Вила и сокрушении им змия. У Архангельского помещен текст этого сказания 158 . В Слове рассказывается, что Кир сделал Даниила своим наперстником. Однажды, когда царь кланялся Вилу, Даниил не делал этого и на вопрос царя, почему он не кланяется, стл приводить обычные доказательства ложности идолопоклонства. Потом Даниил предложил словом сокрушить Вила, что и исполнил. Тогда его повели к другому богу – к змию, жившему в пещере. Даниил связал свои одежды, обмазал их смолой и маслом и бросил в пасть змию, и тот погиб. Потом Даниил бросили в ров львиный, но ему приносил пищу Аввакум пророк, и Даниил остался цел и невредим. – Можно думать, что в «Слове Св. Григория» Вил поставлен вместо Ваала, хотя Даниил Ваала не сокрушал. Предполагаем, что Вил попал в число славянских божеств вследствие чисто внешнего созвучия с словом вила. Подтверждением такого взгляда служит следующее место из слов св. Григория: еллины совершали требокладение грому, молнии и Вилу, богу вавилонскому, которого разбил Даниил пророк, «тем же богом требоу кладоуть и творять и словеньскый язык, вилам, и мокоши, диве, пероуону», 159 и проч. Ход мыслей здесь таков: эллины кланялись грому, молнии, Вилу – богу вавилонскому; славяне кланяются тем же богам-вилам и мокоши и проч. Памятники, упоминающие о вилах ничего не сообщают, что разумеется под этим словом. Переводчик Хронографа Георгия Амартола отождествлял вил с сиренами. Старо-чешские и старо-польские памятники показывают, что у западных славян с вилами соединялось представление о чем-то дурном, позорном 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо по истории Фалла, Вил существовал за 322 года до троянской войны. А Моисей почти на 900 или на 1000 лет был древнее завоевания Трои, — как мы показали выше. Но так как Крон и Вил были современники, то многие не знают — кто Крон, и кто Вил. Некоторые почитают Крона, называя его Видом и Валом, особенно живущие в восточных странах, не различая Крона и Вила. У римлян же он называется Сатурном, и они сами не знают, кто он — Крон ли или Вил. Олимпиады начали праздноваться с Ифита, как говорят, а по некоторым — с Лима, который назывался также Илием. Какой же порядок имеет число лет и олимпиад, я выше сказал. Думаю, что, сколько возможно, обстоятельно показаны мною древность наших событий и число всех лет. И если есть у меня ошибка, например, лет 50 или 100 если даже 200, однако, не на тысячи или десятки тысяч лет как это случилось с ложными счислениями Платона, Аполлония и других. Что же мы, быть может, не знаем точно числа всех лет, — это потому, что в священных книгах не написаны промежуточные месяцы и дни. Кроме того о тех временах, о которых мы сказали, согласное говорит и Бероз, философ халдейский, который передал эллинам халдейские писания: он сходно с Моисеем повествует о потопе и о многих других событиях и отчасти согласен с пророками Иеремиею и Даниилом, а именно то, что о событиях иудейских при Вавилонском царе, которого он называет Набопалассаром, у евреев называют Навуходоносором. Он также упоминает о храме в Иерусалиме, что он был разрушен халдейским царем, и что во второй год царствования Кира положены основания храма, а во второй год царствования Дария храм был окончен. 30.  Эллины же не имеют истинной истории, во–первых потому, что они в недавнее время познакомились с письменами: в этом они сами признаются говоря, что письмена изобретены — одни халдейцами, другие египтянами, иные же финикиями; во–вторых, они заблуждались и заблуждаются в том, что упоминают не о Боге, но о суетных и безполезных делах. Так они с честью помнят Гомера, Гезиода и прочих поэтов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Глава 46 1–2. Низвержение вавилонских божеств. 3–7. И вытекающие отсюда назидания: а) ко всему «остатку» дома Израилева, 8–11. б) к «отступникам» из числа их, 12–13. в) к людям «жестоковыйным». Две следующих главы кн. пророка Исаии (46–47 гл.) говорят об одном и том же предмете – об исполнении грозного суда Божия над Вавилоном, причем в первом из них говорится о суде над религиозным (46 г.), а во второй – над политическим состоянием Вавилона (47). Вся эта речь пророка, кроме своего прямого, чисто исторического значения, имеет и эмблематический характер: в лице Вавилона, как главного центра древнего язычества, произносится праведный суд Божий над всем язычеством вообще, с его грубым идолопоклонством и его растленной культурой. Само собою понятно, что все эти откровения дают пророку самый благодарный материал для соответствующих религиозно-нравственных уроков его современникам. Ис.46:1 . Пал Вил, низвергся Невó; истуканы их – на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Ис.46:2 . Низверглись, пали вместе; не могли защитить носив­ших, и сами по­шли в плен. «Пал Вил, низвергся Нево... Ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Низверглись... не могли защитить носивших, и сами пошли в плен». Высокохудожественная, драматическая картина, поразительная по своей исторической точности! Самая речь об этом является вполне логичной и понятной после известия о победах Кира, так как одним из следствий этих побед был и сильный удар, нанесенный им вавилонскому идолопоклонству. В позднейший вавилонский период, к которому относится данное видение прор. Исаии, Вел (Вил), или по LXX Bil (Бил, Бел)) и Небо (Нево) были двумя главными божествами Вавилона, как о том свидетельствуют памятники той эпохи. Из семи царей последней династии, в состав имен трех входит имя Небо (Небукаднецар 57 . Набополоссар и др.), а в состав двух – имя Вел (Вил), или его синоним – Меродах (напр., Белкудурзцур, Валтасар и пр.). Имена этих же самых божеств находим мы и на знаменитом цилиндре Кира. Бел – имя древнейшего вавилонского бога, одного из первой триады (Ану, Бел и Еа), впоследствии отождествлено было с позднейшим ассирийском божеством Меродахом, или Мардуком и в форме Бел – Меродах почитался непосредственным покровителем Вавилона. В честь его в Вавилоне сооружен был особый храм в форме пирамиды, который Страбон называет «гробницей Вила» и который, по вычислениям Опперта, имел до 189 метров вышины, т. е. превосходил даже пирамиду Хеопса. На этом месте находятся современные развалины холма Эль-Бабиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

50:2. Вил и Меродах. Титул «Бел» (Вил) принадлежал верховному божеству аккадского пантеона, во главе которого до начала 2-го тыс. до н. э. стоял Энлиль (покровитель Ниппура). Возвышение Вавилона, ставшего главным городом Месопотамии, привело к тому, что этот титул перешел к Мардуку (Меродаху), его богу-покровителю. Свидетельства подобной преемственности богов и выдающейся роли Мардука можно увидеть в вавилонской поэме «Энума элиш» и в преамбуле к кодексу Хаммурапи. Имя «Вил-Меродах» далее закрепляется в Ассирии и в Нововавилонском царстве, а его праздник Нового года являет собой торжество обновленного плодородия и жизни (см. коммент. к Ис. 46:1 ). Даже персидский царь Кир рассматривал свое восшествие на престол и победу над Вавилоном как результат помощи Вил-Меродаха. Связь богов северо-западного семитского пантеона с Вилом удостоверяется именем Ваал, которое переводится как «господин». 50:9. Сборище великих народов от земли северной. В этом отрывке сквозит ирония, которая восходит к более раннему пророчеству Иеремии (1:14,15) о бедствии, которое угрожает Иерусалиму с севера, со стороны Вавилона. А здесь предсказывается падение Вавилона, который, в свою очередь, будет разрушен союзными силами с севера. Фактически это осуществилось в виде союза между Мидией и Персией, который сформировался за двадцать лет царствования Кира. 50:19. География. Возвращение пленников в Израиль должно было привести к возобновлению трудовой деятельности в области скотоводства и земледелия, а также к восстановлению плодородия почвы по обетованию завета. Васан и Кармил известны своими пастбищами, земля Ефрема – виноградниками и полями, а Галаад славился и пашнями, и тучными пастбищами. Эти географические названия полностью охватывают территорию Северного царства Израиль. 50:21. Merathaim ( в русском переводе отсутствует). Использованное по отношению к Вавилону слово Merathaim созвучно аккадскому понятию marratum, обозначающему заболоченную местность в Южной Месопотамии, где дельта Тигра и Евфрата сливается с солеными водами Персидского залива. Другое значение этого аккадского слова – «горький», что как нельзя лучше подходит для пророчества о судьбе народа, с которым связана горькая судьба Израиля, а ныне самого столкнувшегося с бедствиями и «горечью».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010