1730 Этими областями были: воеводства – Киевское, Виленское, Минское и Новогрудское, кроме того, к той же категории православных надлежит причислить и те остатки православной паствы, которые населяли прежде бывшие православными епархии: Холмскую, Владимиро-Брестскую и Луцкую. 1731 В октябре 1685 г. новоизбранный митрополит Киевский Гедеон князь Святополк-Четвертинский прибыл в Москву и был 8 ноября посвящен в этот сан Московским патриархом Иоакимом. Арх. ю.-з. России, ч. I. т. V. стр. 102 и след. 1732 См. например, прошение Петру Великому от всех монастырей Литовских и Белорусских у Бантыша-Каменского, Ист. изв. об унии, стр. 148. Там же помещена и грамота Петра Великого польскому королю относительно притеснений и насилий, чинимых православным (стр. 150). 1734 Универсал короля Августа II от 17 октября 1711 г. о лишении сана Кирилла Шумлянского вследствие рукоположения его в Киеве, причем король ссылается на послание папы Климента XI. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. IV стр. 340. 1735 Supplem. ad hist. Rus. monun. LXXXII, стр. 226. Перевод на рус. язык помещен в Вест. юго-зап. и зап. Росс. июль 1862 г. Отд. I, 3. 1736 Этот проект, на польском языке, с переводом на французский, помещ. в Документ. объясняющ. ист. зап. рус. края, стр. 342 и след. 1740 Вилен. Акты, т. IV, стр. 188, т. VII, стр. 269, 285 (пунк. 30), т. XIII, стр. 191, 198; т. XXIII, стр. 204. Вил. Арх. Сб. т. 90, стр. 131. Витеб. Стар. т. V стр. 235. 1741 Для русско-униатской церкви был введен праздник «Божьего Тела», установлен праздник в честь Иосафата Кунцевича (16 сент.), уничтожено употребление теплоты и губы при литургии, введено стрижение и голение бороды, по примеру латинских ксендзов и т. д.; см. некоторые подробности в Свод. галиц. рус. летоп. Петрушевича, (с 1700–1772 г. стр. 85, и у Чистовича, Очер. ист. зап. рус. цер. ч. II, стр. 378. О печатании униатских служебников требников и других книг митрополитом Львом Кишкой в Супрасльской типографии, см. Вил. Арх. Сб. т. IX, стр. 391, а также страницы 308, 310, 316, 317, 393, 406. В 1747 году президент униатской консистории Лисянский по всей Белоруссии предписал всем униатским священникам обрить бороды и остричь волосы для отличия от православных священников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

771 Монастыри подсудные Виленскому Святодуховскому . Святодуховскому монастырю подчинены были 17 мужских и 2 женских монастыря (в том числе женский Благовещенский в Вильне). 772 По потом многие из них захвачены были униатами, так что к половине XVIII века в православии осталось только 10 монастырей. В Виленском, и Новогрудском воеводствах . – Голдовский, в повете Лидском. В 1718 г. голдовские базилиане завладели православным Голдовским монастырем, захватили все принадлежавшие ему имения и документы, а монахов избивши полуживых и измученных выгнали из монастыря. В 1747 г. старший виленский Богданович протестовал против отнятия Голдовского монастыря и обращения его на унию: но несмотря на то монастырь остался за базилианами. (Вестн. Зап. Росс. 1867 г. кн. I, отд. I, стр. 28). Сурдегский Святодухов, в местечке Сурдегах, вильлкомирского уезда. Существовал еще до унии; в первой половине XVII века владелицей местечка, Ставецкой-Городевской, отдан под власть и дозор Виленского Святодуховского Монастыря. (Акт. Вил. ком. VIII 57). Друйский Благовещенский, в местечке Друи, браславского (ново-александровского) уезда. Основан иждивением тамошних мещан по дозволению князей Сапег, которые дали землю под построение и снабдили монастырь угодьями. Князь Богдан Матвеевич Огинский и супруга его Раина Ивановна, урожденная Воловичева, основали православные монастыри Евейский и Кронский. – Евейский Успенский, в м. Евье (в 35 верстах от Вильны) основан в 1619 г. при двух находившихся там церквах Успения пресв. Богородицы и Вознесения Христова. В монастыре, при самом основании его, заведена была типография, в которой печатались книги богослужебные и вообще духовного содержания. В 1619 г. в евейской типографии напечатана славянская грамматика Смотрицкого, с гербом Огинских. 773 Теми же благотворителями в 1629 г. основан Кронский Троицкий монастырь, в м. Кроне, трокского уезда. В 1634–1637 гг. настоятелем монастыря был игумен Митрофан Зеневич, продавший знатное имение монастыря Стравник Друцкой Соколинской Раецкой и навлекший за то гнев на себя м. Петра Могилы . (Акты, Вил. ком. XI, 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1563 Этот монастырь, имея в описываемую эпоху настоятелем Иоиля Труцевича, распространял свою просветительную деятельность на целый край, и, между прочим, в своей типографии печатал богослужебные и ценные богословские книги. Здесь кстати заметить, что идея о воссоединении с Россией, появившаяся в западной Руси в XVII в. и осуществившаяся во второй половине этого века, нашла своих ревнителей в среде духовенства и монашества. В описываемую эпоху одним из видных представителей этого стремления в Белоруссии был Кутеинский игумен и братчик Иоиль Труцевич, который в издаваемых Кутеинским монастырем молитвенных сборниках (см. напр. «Брашно духовное», 1639 г.) помещал молитвы за православного Московского царя, за Московского патриарха, за русскую державу и воинство. 1564 Историко-юридич. материалы, Сазонова, вып. X, стр. 481, кор. грам. Кононовичу-Горбацкому на сан епископа; также вып. XIII, стр. 333, где ошибочно обозначен Горбацкий униатским епископом. Жудро, Ист. Могилев. брат., стр. 63, прим. 3. 1565 «Дидаскалия», напечатана в Кутеинском монастыре в 1637 г. О соборе в Могилеве в 1637 г., см. Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., II, стр. 234. 1566 См. письмо митроп. Сильвестра братству, Вилен. Арх. Сб., т. II, 52. О действиях епископа Сильвестра Коссова на пользу православия в Полоцке, см. любопытные документы в Витеб. Старине Сапунова, V, ч. I, стр. 147 96), 149 98 и 99), 189 104). 1567 Собр. Минских грамот, 89 и 121. О нападениях в 1666 г. евреев в Слуцке на православное духовенство, см. Вил. Арх. Сб., VII, 102. См. также 148, 228. Об убийстве евреями настоятеля Кобринского монастыря Бальцевича, см. Вилен. Акт., III, стр. 76. О дерзостях евреев, см. Вил. Акт., V, стр. 54 и 222; т. XV, 204 и 241; т. XXIII, стр. 15 и 193. 1569 Собр. Минск. грам., 123, а также Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. 101. Грамота короля Владислава IV подтверждена в 1744 г. королем Августом III. 1570 Рус. Ист. Биб., т. IV, «Диариуш» Берестейского игумена Афанасия Филипповича, 1646 года, стр. 86. Бантыш-Каменский, Ист. изв. об унии, стр. 119. Чистович, Ист. зап. рус. цер., II, 248.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В эти тяжкие годы Могилевское братство получало поощрительные и утешительные письма от некоторых братств, как например от Виленского братства, так и от некоторых архипастырей православной церкви. Так, в 1620 году братство получило от пребывавшего некогда в России и пользовавшегося гостеприимством братства Пелагонского митрополита Иеремии послание, в котором он прямо писал: «добрый есть бег ваш», и поощрял братчиков мужаться и крепиться до конца, а лиц, нападающих на православных, называл не христианами. 117 А. Папков. 2 Как тяжко жилось в то время православным, усматривается, между прочим, из акта конфедерации, заключенной православным и протестантским дворянством в г. Вильне, в 1599 году. Акт составлен для взаимного пособия между православными и евангеликами против утеснения католиков. Перечислив все обиды, которые терпело от католиков духовенство других исповеданий, дворяне в этом акте указывали «уже, по большей части, наши церкви, монастыри, храмы, соборы, иные постыдным разграблением, великим мучительством, пролитием крови, человекоубийством и неслыханным поруганием не только над живыми, но и над мертвыми, завладены, разорены и опустошены; другие – под предлогом декретов, неправедно издаваемых Римским духовенством, отняты»; см. Опис. Киево-Соф. соб. 1825 года, прибавл., стр. 68 и след. См. также «пункты» Великого братства от 1599 г. о разных обидах, претерпеваемых православными от католиков и униатов; в Акт Зап. России, т. IV, 138. 7 Значение Афона в русском православном обществе было весьма велико и началось с давних времен. Так, например известно послание прота и иноков Афонской горы к великому князю Василию Васильевичу о правоверии восточной Церкви и суемудрии западной, по случаю флорентийского собора; см. Летоп. занят. Археогр. Ком., 1864 г., вып. 3, прилож. стр. 29 и 34. 8 См. отзыв об епископах в объявлении, изданном по-польски Львовским братством в 1600 году (Лет. Льв. брат., Журн. Мин. Нар. Просв., 1848 г., т. 62, под 1600 год.). «Производя соблазн», говорится в объявлении, «между нами, овцами Христовыми, и прилагая грехи ко грехам, со своими домашними приятелями роскошествуют в имениях церковных, святой церкви не приносят ни малейшей пользы, все неудобоносимые тяжести возлагают на простой народ, а сами не хотят перстом коснуться их». Действительно, высшее униатское духовенство, митрополит и епископы, заняв православный епархии, спешили, опираясь на помощь правительственной власти, захватить в свои руки имения православных архиепископских кафедр и лучшие православные монастыри и церкви. См. описание епископских имений: Вил. Арх. Сб. т. I, 59, 73, 76; Вил. Акт. IX, стр. 3; Арх. ю.-з. Рос. I, стр. 371; Акт. ю.-з. Рос. I, 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Прем. 14:16 . «По повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество.» Дан. 14:3 . «Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер.» Дан. 14:6 . «Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» Напротив, при правильном христианском чествовании св. икон честь и поклонение относится не к вещи, но через изображение возносится к самому лицу изображенному: Исх. 30:8 . «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.» Чествующие идолов и кумиров входят в общение с бесами: 1Кор. 10:19 . «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?» 1Кор. 10:20 . «Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.» А чествующие св. иконы входят в общение с истинным Господом Богом: Исх. 30:6 . «И поставь его (жертвенник) пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. Ср.: 3Цар. 9:3 .» в) Чествование св. икон Всякий православный христианин верует и исповедует, что Един Бог, в Троице славимый, и никакой славы или поклонения чужому богу-идолу он не признает, потому несправедливо упрекают сектанты православных за поклонение истинному Единому Богу через священные изображения в идолопоклонстве. Если бы человек состоял из одного духа, был бестелесным, то в Богопоклонении он не нуждался бы в видимых предметах, но так как он облечен плотью, то, естественно, для возбуждения молитвенного настроения необходимы и видимые предметы, влияющие через тело на душу. Поклоняясь телом перед видимыми священными изображениями, душа православного христианина мысленно возносится к Первообразу. Иконы же суть только изображения Истинного Бога в том виде, в каком Он являл Себя людям ( Ин. 1:18; 14:9 ). Св. икона есть правильное изображение истинного Бога, святых ангелов, святых людей. Обязанность наша употреблять и чествовать св. иконы Бога указана в словах Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

По-чешски vila сумасшедший, vilny сладострастный, распутный; по-польски wila – сумасшедший, глупец 161 . Акад. А. Веселовский слово «вила» производит от индо-европейского корня uel гибнуть, по-литовски welis – покойник. По латышскому верованию – вели – это предки. По мнению Веселовского, вилы эти и маны и девы судьбы, как рожаницы. Не ограничиваясь таким толкованием, Веселовский приводит другое соображение: у римлян в начале весны был праздник в честь ман – dies violae. Dies violae не остались ли в образе вил? «В виле я вижу сложный образ, в котором римская Viola слилась с древним вела-вила» 162 . Но каким образом из латинского Viola – фиалка могло возникнуть у славян верование в вил, мифологических существ, обитающих в горах, воздухе и воде? Веселовский этого не объясняет. Не подлежит сомнению, что южно-славянские вилы соответствуют русским русалкам 163 . По верованию словаков, вилы – души невест, умерших во время помолвки. В Польше вилы признаются душами красивых девушек, которым за грехи суждено вечно носиться между небом и землею 164 .   §15. Купало Купало, или Купалы было название народного праздника 23-го июня, канун памяти Иоанна Предтечи. В Ипатьевской летописи читаем: Литва же изгнаша Ездов накануне Ивана дня, на самая Купалы 165 . В договорах и актах литовских князей 1350 и 1396 гг. поставлены даты: «писана (грамота) во вторник перед купалы св. Ивана», «до Ивана дне до купал» 166 . Из этого видно, что слова – Купала, Купалья (множ. чис.) употреблялись для обозначения дня 23 июня, кануна праздника Рождества Иоанна Предтечи, или 24 июня, самого праздника. В древне-русских памятника Купало не упоминается. Первые упоминания о Купале, как о божестве русских язычников, относятся в половине XVII века: именно в Синопсисе и Густынской летописи 167 . Купальское празднество сопровождалось буйным весельем в ночь на 24 июня: народ плясал под музыку и песни; прыгали чрез пылающие костры, а на заре умывались и купались в реке. Самое празднество не было посвящено в честь бога Купалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5:18); Святой Дух (Деян. 5:3-4). Иеговисты: Иисус Христос — Сын был первоначальным существом, сотворенным Богом-Иеговой (Лэт Год Би Тру. С. 32). Библия: Христос — Сын есть вечный несотворенный Бог (Ис. 9:6; 44:6. Ин. 8:58. Евр. 1:8. 1 Ин. 5:20. 1 Тим. 3:16. Откр. 1:17-18). Иеговисты: Иисус Христос был воплощением архистратига Михаила. Христос возобновил имя " Михаил " , когда взошел на небо (Ю Вил Би Дан. С. 316; Нью Хэбенс Энд. С. 30). Библия: Нигде на страницах ее не сказано, что Михаил стал Христом. Наоборот, Библия делает четкое различие между ангелами и возвышенным положением Христа (Евр. 1:5-6; 13-14). Иеговисты: Христос воскрес из гроба как дух. Иегова позволил Ему материализоваться в другое тело, в котором Он и явится ученикам (Ю Вил Би Дан, Он Эре. С. 143). Библия: Иисус Христос восстал в том же теле, которое было положено во гроб, что объясняют следы распятия, пустой гроб, погребальные пелены (Лк. 24:39. Ин. 20:1-9; 20-27). Иеговисты: Святой Дух не есть личность, а безличная активная сила Бога (Лет Год Би Тру. Изд. 2-е. С. 108; Вотчтауэр. 1952. С. 24). Библия: Святой Дух есть вечная личность, обладающая всей сущностью Бога (Мф. 12:32. Ин. 14:16-17. Деян. 5:3-4). Говоря об имени Божием, подумаем, что за именем Иегова стоит. У дубравы Мамре Авраам побежал навстречу Иегове. Не смущаясь присутствием трех ангелов, поклонившись до земли, он сказал: " Владыка! Если я обрел благоволение... не пройди мимо... и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом " (Быт. 18:1-15). И Бог (не Отец) насладился хорошей пищей. Пока Иегова не встретился с Моисеем у горящего куста, не было дано объяснения еврейскому слову ЙАХВЕХ: " Бог сказал Моисею: Я есмь " (Ис. 3:14). Еврейская идиома Иегова, переведенная как Сущий, означает Дающий Жизнь. На протяжении всей Библии Иегова описывается как " Вечный " , " Отец вечности " или " Жизнь Вечная " . Почему Бог представил Себя словосочетанием: " Я есмь " ? Форма инфинитива глагола " Я есмь " — это " быть " . " Быть " выражает вечное существование (=Иегова).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Здесь кроется еще один исторический анекдот, который неожиданно переносит нас в эпоху вавилонского пленения. В одной из последних глав библейской книги пророка Даниила есть весьма примечательная история об идоле Виле: «Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер. Царь чтил его и ходил каждый день поклоняться ему; Даниил же поклонялся Богу своему. И сказал ему царь: почему ты не поклоняешься Вилу? Он отвечал: потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но [поклоняюсь] живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующему над всякою плотью. Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» (Дан 14. 3—6). Далее рассказывается о разоблачении жрецов: они утверждали, что идол за ночь съедает все приношения, а на самом деле съедали все сами вместе с домочадцами. Заметим, что имя этого идола совпадает с инициалами вождя всех времен и народов, а бытовавшие в советское время цитаты-лозунги типа «Ленин и теперь живее всех живых» или «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить» давили на подсознание советского человека своей идиотической противоречивостью. В наше время ультрасовременные открытия и технологии порождают в умах материалистов новые иллюзии и тщетные надежды. Так, в этом году исполнилось десять лет с момента официально объявленного осуществления клонирования. «Десять с лишним лет назад,— пишет некий журнал,— из организма шестилетней овечки достали клетку, откуда извлекли ядро, содержащее генетический материал в виде ДНК. Биоматериал поместили в оплодотворенную яйцеклетку, из которой предварительно удалили собственное ядро. Выдержав зародыш в термостате, аккуратно «подсадили» его в матку животного. Эксперимент был поставлен одновременно еще более чем на двухстах яйцеклетках, но лишь в одном случае он увенчался успехом. Овечку, сначала носившую кодовый номер 6LL3, назвали Долли, в честь певицы Долли Партон. Это была просьба ветеринара, помогавшего принимать роды. Долли появилась на свет 5 июля 1996 года, но из-за сложностей, связанных с процедурой подтверждения факта клонирования, о ее рождении объявили лишь 27 февраля 1997 года. В считаные часы маленькая овечка стала суперзвездой».

http://pravoslavie.ru/36696.html

31 О Львовском Братстве смот. Ж. М. Н. П. 1849 г. Апрель, отд. II. стр. 14–19; также Пам. Комм. Т. III. отд. 1. грам. 1, 2, 3, 7, и друг.; – о Виленском; Собр. Вил. грам. Ч. П. 3 и 4. 32 Что Братства действительно были вызваны этими обстоятельствами, доказательством служит, между прочим, следующее. – В 1621 году, во время сильного разлива Унии, в западной России был собор или, как говорится в сохранившемся до нас соборном акте, «советование о благочестии» где православные рассуждали о средствах к поддержанию Веры православной и где между этими средствами постановлено было – «учреждать Братства» «Пусть не будет стыда», говорить собор, «слушать меньших и от них научаться Не следовать же тому безбожному папскому правилу, за которое всеблаженнейший патриарх Александрийский Мелетий порицает папу и его служителей. Ибо двор римский осмелился установить такое правило, что хотя бы папа тому людей влёк за собою в ад, никто не должен сказать ему, стой, что ты делаешь! Если же архиереи и другие настоятели любовно допустят делать себе замечания и будут исполнять все предписанное; то отцы в сынах и сыны в отцах пребывать будут, и таким образом последует согласие и приверженность к ним народа» Пам. Киев. Ком. Т, I. отд. 1 стр. 224–251). А как естественно было жителям юго-западной России составлять между собою союзы против угнетений Поляков, это видно из следующего обстоятельства: по введении Унии, Виленское духовенство, лишившись своих пастырей, гонимое и преследуемое, 30 мая 1599 года, заключило даже с протестантами, также угнетаемыми, союз – защищать друг друга на сеймах, в трибуналах и пред королем, избрав церковных попечителей, и в случае нужды постановило иметь общие синоды. Акт этот подписан 168 лицами, в числе коих было 17 сенаторов Греческого и 12 протестантского вероисповедания (см. Пам. книжка Вилен. губерн. за 1852 г. Ч. II. стр. 68). 33 Мейер, в его Institutions Judicaires (Amsterdam 1822, Т. V.pag. 205), пишет: Магдебургский суд, начиная с XII века, приобрел большую знаменитость, и потому, с его решениями сообразовались суды в Польше, Богемии, Швеции и Пруссии. Магдебургекое право было дано королем Болеславом первоначально для Кракова в 1257 году, с дозволением переносить дела на рассмотрение в Магдебург (Собрание Виленск. грам. приложен. IV. стр. XLII). О городах, пользовавшихся в областях Литовского княжества Магдебургским правом, можно читать у Чацкого (Ч. I. стр. 284); грамотами 1387 и 1432 года Виленским обывателям православного исповедания наравне с римско-католиками предоставлено было Магдебургское ила Немецкое право (см. Собр. Вил. Грамм. Ч. 1. 3 и 4), подтвержденное Сигизмундом III в 1607 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

279 Собр. Вил. грам. Ч. I. 63. стр. 119; Ч. II. 8. стр. 17; 40. стр. 107; Минское соборное госпитальное Братство построило в 1601 г. хлебную мельницу для дохода Братству, на содержание госпиталя (Собр. Мин. грам. и акт. 42. стр. 67). 286 Устав Львовск. Братства – Пам. Киев. Ком. Т. III гр. I; Уст. Братст. Берестейского. Чтен. в Импер. Общ. 1848 г. 6. стр. 58. 288 Пам. Киев. Ком. Т. II. отд. I. стр 39, 46; Могил. Вед. За 1845 год. 40; Ж. М. Н. П. 1850 г. Июнь. отд. II. стр. 132. 295 См. Ж. М. Н. П. 1849 г. Апрель . отд. II. стр. 14, 15 и 16, Пам. Киев. Ком. Т. III. отд. I. грам. I, II, III, IV и далее: Собр. Вил. грам. Ч. II. 3 298 «Несть вам благодатию Божиею», писали Виленские братия к братиям Львовским в 1619 году, от 21 Января, «попечение вящшее, над еже по евангельским Христа Бога нашего заповедем ходити; несть и прилежание усерднейшее, над еже спасенную пречестныя Матере нашея восточной святой Церкви догматов и преданий целость неподвижну сохранити. О сею двою днем и и нощию поучаетеся; о сею гоними терпите, худими утешаетеся, укоряеми благословляете. От сею двою вас, по Апостолу, ни меч, ни огнь, ни настоящая, ни грядущая разлучити не могут; хранити бо заповеди Господни и творити повеления Его, есть Христа в себе царствующа имети и ему соцарствовати; лишити же ся сих, Христа есть лишитися. Тожде двое заповеди, глаголем, Христа Бога нашего евангелъские и Церкви Его святой догматы и предания, и нам равностоин, якоже предрекохом, с вами в супруг ига Христова выя наша слякшим, на ниве, яже Церковь Его святая есть, подарованней нам от Него сил дающим, рало вспять зрения, за неуправленное, нетерпящее радостно тягнути, и тощне бразды ее бедами, досажденьми и теснотами по Христе изглубяти во вине есть. В нею же сладостне похвалени, не мниш не смысл не похвалитеся, за хвалу, ей же вы предводителе есте, мы споспешницы истинна Христова правителя» (Акты относящиеся к истории юго-западной России. Т. IV. стр. 215). 300 На некоторые из этих средств указывают в своих грамотах и патриархи, и именно, как на средства употреблявшиеся со стороны Братств к поддержанию Веры православной. Патриарх Иерусалимский Феофан писал в 1620 году к Львовскому Братству: «яко вы верни суще рабы господина своего, виноград его раскопываемый от противных, не токмо оплотом наказаний училищных и изображения книг художеством типографским ограждати, но и делателями во иночестве общежительными, ничто же своих си, но яже ближних ищущими обогащати, попечение прилежное и единодушное имате. . . . Сия убо мы уведевше о вас и Богу благодарение возсылающе, духом зело радуемся и ваше тщание и усердие похваляем» (Акт. Зап. России. Т. IV. 21. стр. 508).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010