Неискусные не должны принимать на себя звания учителей и толковать слово Божие 17 (30) сентября (Из слов от Патерика о гневе и о покаянии) Случается, что грамотные из вас, и особенно немалое время пожившие в городах и наслушавшиеся разных начетчиков, возвращаясь домой, принимают на себя звание учителей, собирают вокруг себя простецов, начинают читать им от Божественного, и слово Св. Писания толкуют, как только им вздумается, с полною уверенностью, что они делают доброе дело. Что читают они Божественное – это с их стороны подлинно доброе дело, а что толкуют они Божественные словеса по-своему, – это добрым делом назвать нельзя, потому что часто от их произвольного толкования начинают ходить по миру суеверия, предрассудки и заблуждения, самые гибельные. Хуже же всего то, что, когда подобным учителям станут доказывать, что то или другое место Писания растолковано ими не так, как должно, они в своем заблуждении почти никогда не сознаются и все будут думать, что они правы. Это упорство нередко доводит их до того, что они совсем отделяются от Церкви и становятся раскольниками и, погибая сами, ведут за собой в погибель и многих других. Сознайся же они в своем заблуждении, Господь тотчас простил бы их, и Церковь сейчас же бы приняла их в свое общение. Два инока, читая Евангелие, дошли в нем до места, которое имеет иносказательный смысл. Недолго думая, они истолковали это место по-своему, толкование приложили к жизни и впали в тяжкий грех, за который архиереем своим были отлучены от Церкви. Вместо раскаяния иноки стали роптать на него. «Мы поступили по Евангелию и ради Царствия Небесного, а он отлучил нас от Церкви; принесем жалобу архиепископу Иерусалима». Принесли; однако и сей отлучил их. Иноки не раскаялись и пошли к архиепископу в Антиохию. Увы! и сей подтвердил отлучение. Что делать? Пошли в Рим. И тут не легче. «Отлучены вы до меня, отлучаю и я вас», – сказал им архиепископ Римский. Надобно бы, кажется, после сего сознаться согрешившим, но нет. «Пристрастно все судили нас, – сказали они, – пойдем к Епифанию, архиепископу Кипрскому; он не смотрит на лица и праведно судит». Пошли, но и тут неуспех. Епифаний не только не оправдал их, но даже и в город их не пустил. Тут только, наконец, к счастью, иноки сознали свое заблуждение. «Ну что мы оправдываемся, – рассудили они, – ведь не без правды же все нас отлучили. Согрешили мы!» – Что же? О, как велико милосердие Божие к кающимся грешникам! Едва сознали они свой грех, св. Епифанию уже возвестил Господь, что они прощены. Епифаний призвал их, объявил им прощение и принял в общение с Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Обновление храмов рукотворенных должно напоминать нам об обновлении храма души нашей 13 (26) сентября (Память обновления храма Святого Христа и Бога нашего Воскресения. Пролог Сент. 13) Сегодня св. Церковь воспоминает освящение храма в честь Воскресения Христова, созданного равноапостольным царем Константином и матерью его Еленою в Иерусалиме, на том месте, где пострадал и умер наш Спаситель. Вот что сообщает нам церковное предание об этом событии. Известно, что, по Вознесении Господа на небо, место, на котором совершилось наше спасение, было часто оскверняемо людьми христоненавистными. Один из таковых, именно римский император Адриан, повелел засыпать Гроб Господень землею и камнями; на Голгофе устроил идольское капище; над Гробом Иисуса Христа поставил идола; где был храм Соломонов, тоже воздвиг капище, и таким образом всячески старался истребить память Спасителя преимущественно на месте, где была принесена искупительная Жертва, и чрез это уничтожить веру христианскую. Но Промысл Божий не допустил этого. Для распространения веры Христовой и для очищения и обновления святых мест Он воздвиг благочестивых царей Константина и Елену и вложил им в сердце очистить все святые места от скверн бесовских, обновить св. град Иерусалим и на месте страдания Спасителя построить величественный храм. Мать Константина, св. Елена, прибывши в Иерусалим, разорила все идольские капища, открыла Крест и Гроб Господень и, на месте обретения оных, заложила храм в честь Воскресения Христова. Так как храм был огромный и постройка его продолжалась долгое время, то св. Елене не пришлось дожить до окончания его. Дождался его окончания уже сын её, равноапостольный царь Константин. Когда храм был завершен, Константин повелел собраться в Иерусалим епископам со всех стран своей обширной империи, а также и из стран, сопредельных с Иерусалимом, и освятить новоустроенный храм. И храм был освящен, при великом стечении народа, в 13-й день сентября месяца; святые отцы, бывшие при освящении его, единодушно положили ежегодно всюду воспоминать в церквях событие освящения по подобию того, как и Соломон в Ветхом Завете узаконил во все лета праздновать день освящения устроенного им, при жизни его, первого храма Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Ириней Лионский, священномученик (140/160 – 202) – ученик Поликарпа Смирнского, собеседника ап. Иоанна Богослова. Великий пастырь, богослов и мученик, Ириней был подлинным святым: перефразируя его слова о единстве Евхаристии и учени Церкви, его учение поверяется по его жизни, по мученической кончине: (как О. Клеман говорил, что мученик становиться Евхаристией, «я веру только тем свидетелям, которые дали пререзать себе глотку» по Паскалю). Родом Ириней Лионский происходил из Малой Азии. В 177 или 178 году, будучи пресвитером Церкви Лиона, Ириней был послан членами Церкви этого города к епископу Римскому Елевферию в качестве посредника при обсуждении вопроса о монтанизме. Вскоре Ириней возвращается в Лион. Здесь умирает еп. Пофин (иначе: Потин или Фотин), — он становится мучеником. Ириней наследует его кафедру, становится епископом Лионским. Папа Виктор (189—199) хотел отлучить от церковного общения епископов Азии по причине их традиции празднования Пасхи 14 Нисана, а не в воскресный день. Св. Ириней вступает в переписку с Виктором в качестве миротворца, что ему и удается. Большой заслугой Св. Иринея также считается его миссионерская деятельность и борьба с гностицизмом. Преемником его по борьбе с этими еретиками был его ученик св. Ипполит Римский. Св. Ириней Лионский мученически погиб при гонении имп. императора Септимия Севера (ок. 202 г.). Его называют основателем богословия. Значение Иринея Лионского нельзя переоценить. Мансуров пишет о месте лионского мученика в Предании: «Коренные вопросы христианства, поставленные великим спором с гностиками, вопросы о монтанизме и о Пасхе решены были Вселенской Церковью при его содействии. Его слово к концу II века приобрело в Церкви решающее значение. Сказанное им о гностиках повторилось уже как бесспорное учение Церкви его младшими современниками — начиная с Тертуллиана, святого Ипполита, святого Киприана.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/iri...

поиск:   разделы   рассылка Максим Коновалов, Павел Коробов Батька оказался поперек папы. Александру Лукашенко не удастся устроить встречу глав РПЦ и Ватикана Источник:  Коммерсант Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который прибыл в минувшие выходные с пастырским визитом в Белоруссию, дал понять, что не поддерживает инициативу президента республики Александра Лукашенко, который объявил о своем намерении устроить личную встречу главы РПЦ и папы римского Бенедикта XVI. Как сообщили " Ъ " в Московской патриархии, патриарх " не нуждается в посредничестве светских сил " . Основной интригой визита патриарха стала инициатива белорусского президента по организации встречи папы римского и главы РПЦ. Господин Лукашенко в апреле этого года фактически предложил стать посредником в подготовке встречи глав двух церквей, между которыми остаются натянутые отношения. Господин Лукашенко, движимый, по его словам, стремлением " наладить межконфессиональный диалог между католиками и православными " , сообщил о своей идее перед визитом в Ватикан, где он встречался с папой римским. Причем в качестве места исторической встречи президент Белоруссии предложил территорию своей страны. Бенедикт XVI, по словам господина Лукашенко, к этому отнесся положительно. " Господь, возможно, откроет эту дверь, и мы в скором времени встретимся " , – передал слова папы Александр Лукашенко. Известно, что в 2010 году папа римский собирается с визитом в Белоруссию. Реализация амбиционного плана, по мнению аналитиков, могла бы укрепить политический вес белорусского батьки. " РПЦ – это составная часть российской властной вертикали, и там ни шагу не сделают без санкции этой вертикали " , – уверен белорусский аналитик Виктор Мартинович. Господин Мартинович добавил, что " весь эффект от этой встречи Лукашенко постарался бы использовать в качестве пиар-ресурса на предстоящих в 2011 году в Белоруссии президентских выборах " . В Минске с нетерпением ожидали ответа главы РПЦ на предложение белорусского батьки. Однако пресс-служба администрации главы государства не сообщает, обсуждался ли этот вопрос во время визита патриарха Кирилла, в том числе на его встрече с президентом Белоруссии. Известно, что в ходе аудиенции за закрытыми дверями белорусский президент высказался за то, чтобы строить " государственную идеологию на фундаменте христианских ценностей " , отметив необходимость взаимодействия православия с государством по укреплению моральных устоев общества. Как сообщает пресс-служба Александра Лукашенко, глава государства на этом не остановился и выступил вообще против отделения церкви от государства: " Я не совсем понимаю, как можно такой огромный институт, как церковь, отделить от государства " .

http://religare.ru/2_68517.html

С. А. Федченков Заключение Не все произведения Иринея дошли до нас. Сравнительно немного сохранилось положительных сведений о нем в других историических источниках. Однако общий облик св. отца выясняется с достаточной определенностью. Это был человек глубокого ума. Уроженец Малой Азии, он получил вместе с тем довольно хорошее светское и превосходное христианское образование. Природные способности его, благодаря этому, достигли гармонического развития и, подкрепленные знанием светской и духовной литературы, проявились во всем блеске и широте в эпоху его церковно-общественной деятельности. При разрешении всех вопросов он умел находить среднюю точку зрения, чуждую крайностей, примирявшую представителей различных течений и потому оказывавшуюся наиболее жизненной. Так было в пасхальных спорах, в движении по поводу раскола монтанистов, в начале переписки св. отца с Флорином и т. п. Поэтому-то и выражается Евсевий об Иринее, что он оправдал в жизни свое имя, будучи всегда и везде «миротворцем». 2091 Благодаря своему уму, св. отец еще во II в. отчетливо различил временное в религии от вечного, внешнее – от внутреннего, обряды – от догматов, что не было ясным даже для таких современников его, как римский папа Виктор (в пасхальных спорах 90-х гг.). Но особенно блестяще обнаружил Ириней свои природные способности и применил к делу разнообразные знания в борьбе с гностиками. Он поражал ересь с логической беспощадностью на основании разума, ссылался на светских поэтов и философов, почитаемых у валентиниан, опровергал данными из Св. Писания, Читая Contra haereses, приходится удивляться мастерству его обличения, когда умелой постановкой вопросов и опровержениями св. отец лишал противников возможности найти себе какое-либо оправдание. Детство и юность Иринея протекли под руководством Поликарпа и других «пресвитеров асийских». Их влияние на св. отца сказалось в той всецелой преданности православию, какая красною нитью проходит через всю его деятельность и творения. Это был поистине «ревнитель завета Христова», 2092 понимаемого в духе Церкви. Вне Церкви, по его учению, не может быть истины. На церковное Предание неоднократно ссылается он в Contra haereses, «Доказательстве апостольской проповеди», письмах к Виктору и Флорину. Ратуя за чистоту православия, пишет «Обличение и опровержение лжеименного знания», полемизирует с Флорином, выступает по вопросу о монтанистах, против Власта, говорит обличительные проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Статистика Лопухин Александр Павлович Александр Павлович Лопухин родился 10 октября 1852 года в семье священника Саратовской епархии. В 1878 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и как знаток английского языка был направлен псаломщиком для служения в русской посольской церкви в Нью-Йорке. Вскоре после отъезда в «Церковном вестнике» были напечатаны «Путевые заметки русского псаломщика». Неся послушание в Америке, Александр Павлович сотрудничал в американском журнале «The Oriental Church Magazine», издававшемся при церкви. Через два года он вернулся на родину. По возвращении Александр Павлович издал «Жизнь за океаном: очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в США», «Религия в Америке», «Римский католицизм в Америке: исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Америки». Это сочинение было представлено им на соискание степени магистра богословия. В 1883 году Александр Павлович занял кафедру сравнительного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в 1885 году, после выхода в отставку профессора А.И. Предтеченского, перешел на кафедру древней истории, которую занимал до конца жизни. Александр Павлович сделал очень много для русского духовного просвещения. В 1886—1887 годах он издал и напечатал перевод произведений бывшего капеллана королевы Виктории Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», «Жизнь и труды св. Апостола Павла». В переводе Лопухина были изданы также труды Фомы Кемпийского, Г. Ульгорна и других. По отзыву современника, «в свои переводы, всегда высоколитературные, Лопухин вносил освещение событий с точки зрения православного богослова». Им был издан перевод полного собрания Творений святого Иоанна Златоуста, первые шесть томов этого издания вышли под его редакцией. С 1886 года, в течение шестнадцати лет, Александр Павлович вел в «Церковном вестнике» отдел заграничной летописи, а в 1892 году он был избран редактором «Христианского чтения», а затем и редактором «Церковного вестника».

http://lib.cerkov.ru/authors/315

Так учит нас слово церковное о том, что ближние наши, которым мы помогаем, отворяют нам райские двери, и, вместе с этим, для подтверждения истины приводит и некоторые слова Господа о милосердии. Но не одними приведенными в слове церковном, словами учит нас Спаситель об отверзении нам врат райских нашею помощью ближним несчастным. Он еще говорит: блажены милостивии, яко тии помилованы будут (Мф. 5, 7). И еще: иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое... аминь глаголю вам, не погубит мзды своей ( Марк. 9, 41 ). Так учит Господь, а также и Его святый Апостол. Хвалится милость на суде ( Иак. 2, 13 ), говорит св. апостол Иаков. Теперь обратимся к примеру. В Кесарии жил один римский сотник, по имени Корнилий. Он, хотя был и язычник, но в то же время был благочестив и творил много милостыни. Однажды утром он увидел Ангела Божия, который сказал ему: «Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память Богу. Итак, пошли людей в Иоппию, и призови Симона, который прозывается Петром и живет в доме Симона кожевника, близ моря. От него услышишь слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Корнилий тотчас же послал в Иоппию двух слуг и одного воина, чтобы пригласить к себе Апостола Петра. По их приглашению, Петр последовал за ними в Кесарию и возвестил Корнилию, что единственное средство для спасения есть вера во Христа. Корнилий принял к сердцу слова Апостола и вскоре был крещен со всем домом своим ( Деян.10 ). Итак, значит, истина несомненная, что ближние наши, которых мы любим и особенно те из них, которым мы помогаем, при их несчастиях и в их нуждах, отворяют нам райские двери и соделывают нас наследниками Царствия Божия. Но что же, однако, из всего этого должно следовать для нас? Конечно, то, что если хотим блаженствовать там, в обителях Отца Небесного, мы должны помнить и исполнять то, что говорит нам, в заключение, и еще слово Божие. Оно же говорит: вдову оправдай, сиру суди, нищему дай, сироту защити, нагого одень, о сокрушенном и немощном попекись, хромому не посмейся, защити безрукого, а слепого к видению света Моего припусти. Старого и молодого между стенами твоими покрой, мертвые где обрящеши, назнаменав, отдай гробу, и дам тебе первое сидение в воскресение Мое ( 3Езд. 2:20–23 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Читать прозу поэта – всегда немного приключение, а в данном случае – еще и путешествие. Три текста, помещенные рядом, встык, как кусочки мозаики, обретают новые грани смыслов, а общая картина дает множество тем для обсуждения. В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Ольги Седаковой «Три путешествия».  В вечере приняли участие Ксения Голубович, Мара Маланова, Виктория Файбышенко и Ольга Балла.   Книгу Ольги Седаковой «Три путешествия» составляют три эссе, написанные в разное время, два из них – «Путешествие в Брянск» (1981) и «Путешествие в Тарту и обратно» (1993) – уже издавались, а третье « Opus insertum» (2009) ранее выходило лишь в журнальном варианте. Проза поэта всегда немного похожа на головоломку, на ящичек с секретом, слова в этих текстах всегда стоят чуть теснее, и каждое из них – больше своего словарного значения. Читать такую прозу – всегда немного приключение, а в данном случае – еще и путешествие. Три текста, помещенные рядом, встык, как кусочки мозаики, обретают новые грани смыслов, а общая картина дает множество тем для обсуждения. О путешествии Один римский старик на площади Венеции как-то доверительно сообщил мне: «Мы все здесь туристы». «И Вы?» – спросила я, слыша и с трудом понимая его римский диалект. «Да, я родился в Риме, и мой отец родился в Риме, и дед, и прадед. Но все равно я турист. Мы все здесь туристы. Потом Господь позовет: «Домой, домой!» (“A casa! A casa!” – он изобразил, как итальянские матери из окон зовут детей со двора). Тогда и пойдем домой. А пока путешествуем». И назидательно добавил: «А путешественникам нужно жить дружно». «Дети, домой!», об этом вечернем крике, который всегда прерывал наши самые интересные занятия, есть чудесная песня Моцарта. Но пока не позвали, продолжим наше путешествие. Ольга Седакова История и география Ведущая вечера Ксения Голубович отметила, что записки путешественника – особый жанр, сочетающий легкость изложения с глубиной: Ольга Седакова и Ксения Голубович  – В прозрачной воде, глубина может быть очень большая, но камушки при этом будут видны. В нашем разговоре хочется сохранить равновесие между тяжелым и легким, между обязательным, строго прочувствованным, продуманным и одновременно совершенно необязательным и прихотливым. Я, как ведущая, попыталась сформулировать две темы, два возможных русла нашей беседы.

http://pravmir.ru/tri-puteshestviya-olgi...

«Арт-хаус по мотивам жития Святителя», Виктор Саулкин, «Русская народная линия» 04.04.2013 17:11:06 Виктор Саулкин Фильм А.Прошкина «Орда» и историческая правда Николай Васильевич Гоголь писал: «Не мое дело говорить о Боге. Мне следовало говорить не о Боге, а о том, что вокруг нас, что должен изображать писатель, но так, чтобы каждому самому захотелось бы заговорить о Боге...» Гоголь определил задачу каждого художника-христианина. Писатель, живописец, режиссер не обязаны говорить о Боге в книгах, фильмах, писать на холстах купола храмов. Главное, чтобы после их произведений людям хотелось о Боге думать и говорить. После демонстрации фильма «Чудо» известного режиссера Александра Прошкина, снятого по сценарию Юрия Арабова, многие зрители выходили из зала в подавленном состоянии. Некоторые даже называли его «православным фильмом ужасов». В основу фильма было положено знаменитое «Зоино стояние», или «Самарское чудо», о котором хорошо было известно всем православным. В свое время из уст в уста передавали свидетельства о чуде, явленном в Самаре в 1956 год. В советское время нельзя было кинематографистам говорить о Боге. Но даже Римский папа назвал в те годы самыми христианскими фильмами советские ленты «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Отец солдата». И сегодня все, кто смотрят эти картины, всегда испытывают чувство нравственного очищения. Никаких спецэффектов, черно-белое кино, а душа как будто омыта живой водой. И вот наступило время, когда о явленных чудесах Божиих снимают художественные фильмы. А многие люди после просмотра выходят из зала кинотеатра оглушенными и подавленными! Общее впечатление большинства зрителей от фильма «Чудо» - мрачное настроение, тяжесть на душе. Фильм стал не свидетельством о чуде Божием, а очередным мрачно-гротескным обличением советской жизни в 50-е годы. Многие зрители искренне возмущены явным искажением реального события, появлением Хрущева, странным образом малодушного священника, к тому же домашнего тирана, обилием пошлости и грязи в фильме. Но сценарист и режиссер оправдывают свои фантазии правом на художественный вымысел и творческой задачей, которую сами себе поставили. Они утверждают, что фильм не о чуде, а о реакции людей на это чудо и беспросветной жизни в безбожном обществе. Но ведь картина построена на реальных событиях, которые произошли в разгар хрущевских гонений на Церковь. Православные знают, что икону из рук Зои принял известный всей России молитвенник - старец Серафим (Тяпочкин).

http://radonezh.ru/monitoring/art-khaus-...

В МДА состоялась студенческая конференция по библеистике 26 декабря 2008 г. 14:19 25 декабря 2008 года по благословению ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения в МДА была проведена конференция с участием студентов — библеистов. Цель конференции — привлечение студентов академии к научной деятельности, обучение их научной мысли, оттачивание ими навыков по представлению своих научных работ вниманию общественности. В конференции, помимо студентов библейского отделения МДА, приняли участие заведующий кафедрой доцент протоиерей Леонид Грилихес, секретарь кафедры священник Александр Тимофеев, студенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Санкт-Петербургской духовной академии. Доклад Д. Серова (II курс МДА) « " Царство Божие " и Церковь: разграничение понятий» был посвящен анализу и сопоставлению данных понятий в Священном Писании, творениях святых отцов, трудах западных протестантских ученых и современном богословии. В ходе исследования докладчик пришел к выводу, что, тогда как в западном протестантском богословии эти понятия часто разделяются и даже противопоставляются, в православном сознании они соединены теснейшим образом, и Царство Божие мыслится как общее понятие, отчасти реализуемое в Церкви. Священник Виктор Зайцев (II курс МДА) представил доклад, посвященный особенностям экзегезы святого Ипполита Римского на примере толкования на книгу Притч Соломоновых. Святой Ипполит Римский был одним из наиболее плодовитых ранних экзегетов. На примере толкования фрагмента Притч. 30, 18-22 докладчик показал использование автором аллегорического и типологического методов толкования, не исключающих при этом и буквального смысла. О. Виктор отметил главенство экклезиологической темы, смелость толкования, основу на опыте Церкви и некоторые другие черты экзегезы святого Ипполита. О. Пирогову (III курс МДА) в докладе «Проповеднические и анагогические методы экзегезы в комментариях св. Иоанна Златоуста на послание ап. Павла к Римлянам» удалось подвергнуть критике мнение о святителе Иоанне как о приверженце исключительно буквального метода толкования, подтвердив свою мысль рядом выдержек из творений святителя. Докладчик показал, что Иоанн Златоуст использовал и типологический метод, и феорию (созерцание), и анагогию (использование переносного смысла текста), но лишь в той мере, в какой это способствовало духовной пользе слушателей его проповедей.

http://patriarchia.ru/db/text/515977.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010