О сложности ситуации того времени в наш век приходится только догадываться. По воспоминаниям очевидицы того времени монахини Сергии (Клименко, 1893–1994), подвизавшейся в последние годы в Пюхтицком женском монастыре, в те дни она спросила о происходившем на ее глазах церковном расколе своего духовника: надо ли подчиняться сергианской церкви. Старец, после долгого и напряжённого молчания – от силы душевного напряжения в его руках порвались чётки – сказал: «Да, нужно, – не следует идти в раскол». 443 Это был правильный и положительный ответ – но чётки оказались порваны... Между тем недовольство линией митрополита Сергия не ограничилось одним Ленинградом. Так, в Октябре 1927 г. выразил недовольство Декларацией от 29 Июля и другими действиями митрополита Сергия и отделился от него, введя самоуправление в Воткинской и частично в Вятской епархии, епископ Глазовский Виктор (Островидов). 444 В Декабре акт об отделении от митрополита Сергия подписали викарии Ленинградской епархии: епископ Гдовский Димитрий (Любимов) и епископ Нарвский Сергий (Дружинин). Ещё ранее в ряде ленинградских приходов имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя перестало поминаться за богослужениями. 445 В некоторых церковных кругах создалось впечатление, что своими действиями, в частности, принятием принципа регистрации Церковных управлений, общин и отдельных священнослужителей в государственных органах, перемещением архиереев и т.д. Митрополит Сергий и Синод при нём нарушили важнейшие определения Собора 1917–18 г.г. и превысили свои полномочия, принимая принципиальные решения по вопросам Церковной жизни без соборного на этот счет соизволения, а потому образуемый ими церковный центр лишился своей каноничности. Тут кое-кто вспомнил о Патриаршем постановлении от 1920 г. о самостоятельном управлении церковных округов и епархий в случае отсутствия канонического церковного центра, что и привело к ряду отделений от митрополита Сергия. В Январе 1928 года отделился управляющий Воронежской епархией епископ Козловский Алексей (Буй) с паствой, затем епископ Серпуховской Алексий (Готовцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1562 Архиепископ Евгений Казанцев, бивший архиепископ Ярославский, скончавшийся 27 июня 1871 г. на покое в Москов. Донском мон. 1563 Николай (Доброхотов) 3-го кур. Петерб. Д. А. (1827 г.), с 1837-рект. Спб. Д. А., еп. Тамб. с 1841 г. по 1857 г. (уволен на покой). 1564 Архимандрит Кирилл (Наумов) магистр XVII кур. Спб. Д. А. и с 1855 г. её инспектор, назначен, в 1857 г. епископ. Мелитопольским – начальн. духовной миссии в Иерусалиме – брат жены Ал. Петр. Булгакова, Елизаветы Николаевны († 1892). Сконч. в 1866 году. 1565 Иннокентий (Борисов) архиеп. Херсонский († 1857), – магистр 1-го курса Киевс. Д. А., в 30-х годах, т. е. во время пребывания преосв. Макария студентом Киевск. Д. А., её ректор: (Биограф. записка о пр. Иннокентии, составленная пр. Макарием, помещ. в Учен. Записк. II отд. Имп. Ак. Наук 1859 г., кн. V). 1566 Николай (Доброхотов) 3-го кур. Петерб. Д. А. (1827 г.), с 1837-рект. Спб. Д. А., еп. Тамб. с 1841 г. по 1857 г. (уволен на покой). 1567 Протоиерей Большего Зимн. дворца Иоанн Михайлович Наумов, († 1879), магистр 3-го курса Спб. Д. А. дядя жены брата преосв. Макария, Е.Н. Булгаковой. 1568 Граф Александр Петрович Толстой, об.-прокурор Св. Синода с 1 сент. 1856 г. по 2 марта 1862 г. 1569 Архимандрит Кирилл (Наумов) магистр XVII кур. Спб. Д. А. и с 1855 г. её инспектор, назначен, в 1857 г. епископ. Мелитопольским – начальн. духовной миссии в Иерусалиме – брат жены Ал. Петр. Булгакова, Елизаветы Николаевны († 1892). Сконч. в 1866 году. 1570 Архимандрит Феофан (Говоров) – товарищ преосв. Макария по Академии, а также преемник его по должности ректора в Спб. Д. А. и по епископ. кафедре в Тамбове. После епископ Владимирские, уволившийся па покой в 1866 г. Сконч. в 1894 г. 1573 Архимандрит Никанор (Бровковин), магистр XIX курса (1851) Саб. Д. А к. впоследствии архиеп. херсонский, сконч. в 1890 г. 1576 Архии. Викторин (Любимов), магистр ХХ-го курса СПБ. Дух. А. (1853) и с 1857 г. её инспектор, впоследствии епископ сначала Чебоксарский, затем Полоцкий и, наконец, Подольский, сконч.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

На положение Церкви внутри страны неблагоприятное влияние оказывали политически неуравновешенные выступления духовных лиц, оказавшихся в эмиграции. Эти выступления решительно осуждались в «Декларации». В заключение в «Послании» говорится о неотложной необходимости подготовки Второго Поместного Собора. В «Декларации 1927 года» конкретизированы положения, которые уже были выдвинуты в документах, составленных Патриархом Тихоном за два последних года его Первосвятительского служения. В ней повторены также многие мысли, выраженные в «Памятной записке соловецких епископов». В «Декларации», однако, в отличие от « Памятной записки», отсутствует всякий критический элемент в оценке политики Советского правительства по отношению к Церкви. В целях укрепления пошатнувшейся церковной дисциплины Синод распорядился о возношении во всех храмах Московской Патриархии имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вслед за именем митрополита Петра. 21 октября Синод издал указ о возобновлении поминовения государственной власти с присовокуплением апостольских слов, обосновывающих молитву за власть: «Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». В конце 1927 года Синод начал увольнять на покой сосланных архиереев. Эта мера вызвала недовольство у части духовенства. Бурные споры, недоумения и возражения вызвала и сама Декларация. Группа архиереев во главе с митрополитом Иосифом (Петровых) пошла на отделение от Предстоятеля Церкви. Епископ Козловский Алексий (Буй), временный управляющий Воронежской епархией, епископ Глазовский Виктор (Островидов), управляющий Боткинской епархией, отделились от митрополита Сергия. Особенно тревожная ситуация складывалась в Ленинграде: викарные епископы Ленинградской епархии Гдовский Димитрий (Любимов) и Нарвский Сергий (Дружинин), часть пресвитеров и мирян, в том числе влиятельные в церковных кругах профессор-протоиерей Василий Верюжский, протоиерей Викторин Добронравов, протоиерей Сергий и Александр Тихомировы 26 декабря 1927 года заявили об отделении от митрополита Сергия.

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

На иконе подвижники благочестия XVII-XIX веков соседствуют с теми, кто жил уже совсем в другое время и засвидетельствовал свою веру перед лицом грозных испытаний. Более половины изображенных на иконе святых — это новомученики и исповедники ХХ века во главе с выпускником Киевской духовной академии 1874 года священномучеником Владимиром (Богоявленским). Среди новомучеников есть несколько преподавателей Киевских духовных школ. Это прежде всего священномученики Анатолий (Грисюк, он был профессором Киевской духовной академии) и Амвросий (Полянский, ректор Киевской духовной семинарии в 1906-1917 годах). Из выпускников Киевской духовной академии к лику новомучеников и исповедников причислены архиепископы Иоанн (Поммер), Митрофан (Краснопольский), Никодим (Кротков), епископы Василий (Преображенский), Макарий (Гневушев), Парфений (Брянских), Пимен (Белоликов), Сильвестр (Ольшевский), архимандрит Матфей (Померанцев), протоиереи Георгий Извеков, Димитрий Игнатенко, Леонтий Гримальский, Неофит Любимов, Петр Павлушков, Петр Чельцов, Сергий Правдолюбов, священник Виктор Элланский, мирянин Владимир Правдолюбов. Выпускником КДА был и недавно канонизированный Украинской Православной Церковью схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Житие на основе дела Выявление среди новомучеников и исповедников ХХ века выпускников Киевской духовной академии и Киевской духовной семинарии оказалось чрезвычайно непростой задачей. Дело в том, что при подготовке канонизаций новомучеников центральную роль играют, как правило, материалы следственных дел. Они позволяют реконструировать обстоятельства ареста, осуждения и смерти епископов, священников и православных мирян. Однако эти материалы содержат крайне скудную информацию об их образовании. Нередко в них вообще ничего не сказано о том, где и когда обучался тот или иной священник. Поэтому в житиях новомучеников и исповедников ХХ века порой нет ясных сведений о времени и месте их учебы. Встречаются в житиях и досадные фактологические ошибки. Вот лишь один характерный пример. В 2000 году в Соборе святых новомучеников и исповедников был прославлен священномученик Феок­тист Смельницкий. В его житии, размещенном на официальном сайте Карагандинской епархии, сказано, что он «окончил медицинский факультет Томского государственного университета и Киевскую духовную академию». Далее указано, что после окончания академии он стал профессором Киевской духовной академии, где преподавал «римское церковное право и патристику». На самом деле кафедры с таким наименованием в Киевской духовной академии никогда не было. В дореволюционных списках преподавателей и выпускников Киевской духовной академии имя Феоктиста Смельницкого не значится.

http://patriarchia.ru/db/text/4347534.ht...

   Тем временем в Ростов направлен был Синодом епископ Иннокентий (Лятец). Он настаивал на незамедлительном отъезде митрополита Иосифа в Одессу, дабы не усугублять смуту в Ленинграде и не волновать ростовскую паству. Но митрополит Иосиф оставался непреклонен. 12 октября Синод снова рассматривал дело о замещении Ленинградской и Одесской кафедр и принял постановление: «Считать митр. Иосифа перемещенным на Одесскую кафедру и предложить ему не соблазняться легкой возможностью жить в Ростове, что производит смущение среди верующих как в Ленинграде, так и в Ростовском викариатстве; в порядке церковных послушания и дисциплины вступить в управление Одесской епархией, войти в надлежащие сношения с местной гражданской властью на предмет организации епархиального управления на началах, изложенных в указе Патриаршего Синода... Временно управляющему Ленинградской епархией преосвященному Петергофскому Николаю предложить без промедления объявить по епархии указ о перемещении преосвященного митр. Иосифа и о прекращении возношения его имени как Ленинградской епархии архиерея». Общее руководство церковной жизнью епархии Синод поручил самому митрополиту Сергию. Получив это постановление, митрополит Иосиф написал новое письмо митрополиту Сергию, в котором уже не просто отказывался подчиниться Синоду и выехать в Одессу, но и с негодованием обвинял митрополита Сергия в том, что он толкает Церковь Христову в пропасть раскола, и давал ему один «смелый и дерзкий совет: вместо того чтобы продолжать свою пагубную политику, вернуться в тюрьму, в Бутырки, заодно прихватив с собой и весь свой Синод». Узнав о перемещении своего митрополита, ленинградское духовенство, уже ранее смущенное «Декларацией», теперь особенно встревожилось. В Петрограде был очаг обновленчества, поэтому питерские священнослужители подозрительно относились ко всякого рода компромиссам и уступкам властям, опасаясь, что за уступками последует предательство. Но большинство пастырей проявили достаточно послушания и благоразумия и против митрополита Сергия не пошли. Однако недовольных оказалось тут больше, чем где бы то ни было. Осуждали «Декларацию» настоятель кафедрального собора Воскресения на Крови протоиерей Василий Верюжский, профессор протоиерей Феодор Андреев, протоиереи Викторин Добронравов, Сергий Тихомиров, Александр Тихомиров, священники Николай Прозоров, Никифор Стрельников, викарные епископы Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин). Квартира отца Феодора Андреева становится чем-то вроде пристанища недовольных священнослужителей, где в обстановке большой тревоги за судьбу Церкви обсуждаются последние события.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Григорий ( Лебедев Александр Алексеевич; 1878–1937), епископ. 2 декабря 1923 – хиротонисан во епископа Шлиссельбургского, викария Петроградской епархии, настоятель Александро-Невской Лавры; с декабря 1925 по июнь 1926 – временно управляющий Ленинградской епархией. 31 марта 1927 – арестован; 19 ноября освобожден; в конце 1927 – отказался поминать митрополита Сергия. В 1928 – ушел на покой. Проживал в городе Кашине Тверской области. 17 сентября 1937 – расстрелян. Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1877–1937), епископ. Принял монашеский постриг, миссионер в Пекинской духовной миссии. В 1923 – рукоположен во епископа Стародубского, управлял Черниговской и Глуховской епархией. В 1925 – выслан в Москву. Арестован вместе с митрополитом Петром. Выслан на 3 года в Туруханский край. В 1928 – встретился с митрополитом Сергием в Москве, отделился от него, сблизился с иосифлянами. В 1929 – арестован и приговорен к 3 годам концлагеря. Освобожден в 1933. В 1934 – вновь арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. В 1936 – арестован в Архангельске, отправлен в Карлаг. 10 сентября 1937 – расстрелян в Караганде. Димитрий (Любимов Димитрий Гаврилович; 1857– 1935), архиепископ. С 1886 – священник в дворцовой церкви св. Пантелеимона в Ораниенбауме. В 1895–1898 – настоятель церкви Михаила Архистратига в Ораниенбауме. В 1898 – назначен в Покровскую церковь в Большой Коломне в Петербурге. В 1922–1925 – в ссылке. 30 декабря 1925 – хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии. 26 декабря 1927 – подписал вместе с епископом Сергием (Дружининым) акт отхода от митрополита Сергия. 28 февраля 1928 – назначен митрополитом Иосифом временно управляющим Ленинградской епархией, возведен им в сан архиепископа. 29 ноября 1929 – арестован; приговорен к высшей мере наказания с заменой на 10 лет тюремного заключения. 17 мая 1935 – скончался в тюрьме Ярославля. Добронравов Викторин Михайлович (1889–1937), протоиерей. С 1919 – настоятель церкви Св. Николая Чудотворца на Петровском острове. 19 сентября 1930 – арестован по делу Ленинградского «филиала» ИПЦ. 8 октября 1931 – приговорен к 10 годам. Отправлен в Сиблаг. В апреле 1937 – освобожден досрочно. Поселился на хуторе Гнездышко Окуловского района, где совершал тайные богослужения. 6 августа 1937 – арестован по делу «контрреволюционной монархической организации». 28 декабря 1937 – расстрелян в Боровичах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

До сих пор я думаю, что всё-таки оправдание есть, конечно, но застенчивость и стеснительность далеко не всегда являются добродетелью. Иногда это надо преодолевать и говорить человеку то, что ты на самом деле чувствуешь. Даже лауреату Нобелевской премии иногда бывает это важнее, чем дебютанту. Потом – тоже узловая станция. Родители взяли меня на похороны Пастернака. Я думаю, что я – один из последних свидетелей этих похорон. Потом еще, конечно, точки, связанные с московскими храмами. Первый храм – это храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке, где меня крестили, где отец входил в близкий круг настоятеля, был едва ли не председателем так называемой двадцатки. Мы стояли обычно службу в алтаре. Так что мое детское восприятие, кроме самого раннего детства, – это пребывание в алтаре, где я в свои семь-восемь лет отстаивал всенощную. Справка о крещении Бориса Любимова Опять же всё относительно: в 1990-х годах настоятелем этого храма был старейший тогда по возрасту священник города Москвы отец Василий Серебренников, он скончался в 1996 году в возрасте под девяносто лет. А я помню, как он пришел в этот храм в 1955 году вторым священником, и во время богослужения он запнулся, отец Александр сделал ему какое-то кроткое замечание. Какой же я старый, если я помню одни из первых шагов старейшего священника города Москвы! Потом этот храм Преображения Господня в Сокольниках, хотя мы бывали и в Николе в Хамовниках, и в Патриаршем соборе в Елохове. Когда мы переехали на «Аэропорт», конечно, «Сокол» был рядом, так что туда тоже ходили. А начиная с 1961 года – это храм Иоанна Предтечи на Пресне. Я помню тогдашнего настоятеля храма, одного из старейших тогда священников Москвы, отца Дмитрия Делекторского, дивного регента Германа Николаевича Агафонникова, ставшего другом моего отца. Туда пришел молодой священник отец Георгий Бреев в 1967 году, в 1972-м мы с ним познакомились. Он с молоденькой матушкой Наталией у нас был дома, а потом мы у них были. И опять узловая станция. К этому опять же можно относиться как к случайному совпадению, хотя Федор Степун писал, что случай – это атеистический псевдоним чуда. 14 мая 1972 года утром я причащался в храме Николы в Кузнецах, это еще одно место, очень важное для меня, где настоятелем тогда был отец Всеволод Шпиллер, который стал моим духовным отцом, а вечером мы были у отца Георгия и матушки Натальи Михайловны, она тогда пела в Елохове, тоже у друга моего отца, замечательного регента. Как я любил яковов (диаконов), так отец мой любил регентов, у него было три друга регента: Герман Николаевич Агафонников, Виктор Степанович Комаров (тогда старейший регент Москвы) и в Киеве гениальный регент Михаил Петрович Гайдай во Владимирском соборе, просто великий дирижер.

http://pravmir.ru/boris-lyubimov-tri-gla...

Глазовское Котельническое Уржумское Яранское Павел (Борисовский), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Флавиан (Сорокин), еп. Авраамий (Дернов), еп. (ссылк.) Нектарий (Трезвинский), еп. (закл.) Донская и НОВОЧЕРКАССКАЯ Викариатства: Аксайское Каменское Усть-Медведицкое Димитрий (Добросердов), архиеп. Захария (Лобов), еп. (ссылк.) Вдовствующая Иов (Рогожин), еп. (закл.) ЕНИСЕЙСКАЯ и Красноярская Викариатство: Минусинское Амфилохий (Скворцев), еп. (закл.) Димитрий (Вологодский), еп. ИЖЕВСКАЯ и Воткинская Викариатство: Малмыжское Виктор (Островидов), еп. Георгий (Анисимов), еп. ИРКУТСКАЯ и Верхоленская Викариатства: Киренское Нижнеудинское Гурий (Степанов), архиеп. (ссылк.) Ираклий (Попов), еп. Вдовствующая КАЗАНСКАЯ и Свияжская Викариатства: Мамадышское Спасское Чебоксарское Чистопольское Кирилл (Смирнов), митр. (ссылк.) Андроник (Богословский), еп. Варсонофий (Лузин), еп. (ссылк.?) Афанасий (Малинин), еп. Иоасаф (Удалов), еп. (ссылк.) КАЛУЖСКАЯ и Боровская Викариатства: Малоярославецкое Масальское Феофан (Туляков), еп. (ссылк.) Иоасаф (Шишковский-Дрылев­ский), еп. (ссылк.) Герман (Вейнберг), еп. КОСТРОМСКАЯ и Галичская Викариатство: Кинешемское Севастиан (Вести), архиеп. Вдовствующая Краснодарская и Кубанская Викариатство: Майкопское Иннокентий (Летяев), еп. (ссылк.) Варлаам (Лазаренко), еп. (закл.) КРУТИЦКАЯ Петр (Полянский), митр. (закл.) КУРСКАЯ и Обоянская Викариатства: Белгородское Дмитровское Новооскольское Рыльское Иувеналий (Масловский), еп. (закл.) Никон (Пурлевский), еп. (ссылк.) Иоасаф (Жевахов), еп. (закл.) Серафим (Игнатенко), еп. (неопред.) Алексий (Готовцев), еп. ЛЕНИНГРАДСКАЯ и Гдовская Викариатства: Выборгское Детскосельское Гдовское Колпинское Копорское Кронштадтское Ладожское Лужское Нарвское Петергофское Шлиссельбургское и Лодейнопольское Ямбургское (Кенги­сепп­ское) Иосиф (Петровых), митр. (удалён из еп., ссылк.) Вдовствующая Вдовствующая Димитрий (Любимов), еп. Серафим (Протопопов), еп. Сергий (Дружинин), еп. Венедикт (Плотников), еп. (ссылк.) Иннокентий (Тихонов), еп. (закл.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Большой размах приобрело иосифлянство в Вятской и Ижевской епархиях, где было сильно влияние Глазовского еп. Виктора (Островидова) . К викторианскому движению присоединились епископы Яранский Нектарий (Трезвинский) и Котельнический Иларион (Бельский) , а затем и Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . Викториане были особенно сильны в Вятке , Ижевске , Воткинске , Глазове , Котельниче и окружавших их сельских местностях. Их движение распространилось на Казанскую епархию , отдельные иосифлянские приходы существовали в Уральской обл., Башкирии, Среднем Поволжье. На Европейском Севере иосифлянство наиболее заметно проявилось в Великоустюжской епархии , где активно действовал Никольский еп. Николай (Афонин) . В Архангельской епархии часть приходов увлек за собой к иосифлянам Каргопольский еп. Василий (Докторов) . Еп. Димитрий (Любимов) окормлял немногочисленные иосифлянские приходы в Новгородской и Псковской епархиях, а также в Витебской и Гомельской епархиях - в Белоруссии. В Москве иосифлянство не было особенно влиятельным: митр. Иосифа здесь поминали лишь в 7 храмах. В Московской епархии к иосифлянам перешли отдельные храмы в Коломне , Волоколамске , Клину , Загорске (Сергиев Посад), Звенигороде , но признанным центром иосифлянства стал Серпухов . Поставленный епископами Димитрием (Любимовым) и Сергием (Дружининым) на Серпуховскую кафедру Максим (Жижиленко) окормлял иосифлянские приходы не только в Московской , но и в других епархиях. Центром иосифлянства продолжала оставаться Ленинградская епархия . По уточненным данным, там открыто поддержали еп. Димитрия (Любимова) 67 приходов, в т. ч. 21 в Ленинграде (ок. 20% городских храмов). Иосифлянам принадлежали храмы в Петергофе , в поселках Стрельна и Вырица , Феодоровский собор в Детском Селе , Зеленецкий Троицкий и Староладожский Успенский монастыри, а также Макариевская пустынь под Любанью. Согласно архивным документам, сторонников иосифлянства среди духовенства Ленинградской епархии могло быть до 500 чел. (не более 25% всех священнослужителей епархии). В целом по стране численность иосифлянского духовенства, как белого, так и черного, составила ок. 3,5 тыс. чел., а количество иосифлянских храмов - от 2,4 до 2,7 тыс. (до 11,5% приходов Патриаршей Церкви).

http://drevo-info.ru/articles/13675318.h...

Вып. 3. М., 1898. 82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. М., 1899. 83. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. М., 1899. 84. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. М., 1900. 85. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 7. М., 1900. 86. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 8. М., 1901. 87. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?/Письма еп. Феофана. 5-е изд. М., 1904. 88. Внутренняя жизнь: Слова епископа Феофана. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1893. 89. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 1. М., 1883; 3-е изд. М., 1895. 90. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1884. 91. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1888; 3-е изд. М., 1900. 92. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1889. 93. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1890; 3-е изд. М., 1900. 94. Писание мужей апостольских/ Ерм . Пастырь; Пер. прот. Петра Преображенского . 2-е изд. СПб., 1895. 95. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 3-е изд. Ч. 1, 2. СПб., 1897. 96. Глинский патерик/Схиархим. Иоанн Маслов . М., 1997. 97. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных огцев. М., 1845. 98. Древний патерик: Изложенный по главам. М., 1874. 99. Жизнь пустынных отцев/Творение пресвитера Руфина. ТСЛ, 1898. 100. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893. 101. Лавсаик/Сост. Палладий, еп. Еленопапьский. СПб., 1850. 102. Луг духовный/Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. 103. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. М., 1898. 104. Московский патерик/Сост. Е. Поселянин. М.: Изд. Московского дворянства, 1912. 105. Оптинский патерик. Б-ка Московской Духовной Академии. (Машинопись. Инв. 123611). 106. Отечник/Еп. Игнатий (Брянчанинов) . 4-е изд. СПб., 1903. 107. Отечник проповедника/Сост. иг. Марк (Лозинский) . ТСЛ, 1996. 108. Палестинский патерик/И. Помяловский. Вып. 3. СПб., 1893. 109. Патерик Волыно-Почаевский/Сост. прот. А. Хойнацкий . М., 1883. 110. Практическая симфония/Сост. Г. Дьяченко . М., 1912. 111. Духовный мир/Сост. Г. Дьяченко . М., 1900. 112. Пролог в поучениях/Прот. В. Гурьев . М., 1912. 113. Соловецкий патерик. М., 1895. 114. Троицкие цветки с луга духовного/Сост. архим. Кронид (Любимов). ТСЛ, 1997. 115. Троицкий патерик. ТСЛ, 1896. Репринт. 116. Цветник духовный. 5-е изд.: В 2 ч. М., 1903. 117. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках/Блаж. Феодорит, еп. Кирский. СПб., 1853. 118. Святого отца нашего, Григория Двоеслова , епископа Римского. Собеседования о жизни италийских отцев и бессмертии души. Казань, 1853. 119. Тверской патерик/Краткие сведения о Тверских местночтимых святых. Казань, 1907. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010