7 Степанов Вл. (Русак). Свидетель обвинения//Собр. соч.: в 2 т. М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1998. Т. 1. С. 147. 9 Петров Π. Н. История родов русского дворянства: в 2 кн. М.: Современник, 1991. Кн. 1. С. 413. 18 Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и деятельность митрополита Филарета. Тула: Русский лексикон, 1994. С. 346. 19 Ответ Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского, Обществу любителей духовного просвещения, избравшему его своим попечителем//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1868. Кн. 2. С. 144. 26 Е. Л. Камаровская сама родилась в 1878 году. Она вспоминает дни своего детства, но иногда в ее рассказ вплетаются и более поздние события. 27 Повторяется почти всеми, но дело обстояло не совсем так. Отец умер не сразу, а когда девочке было 12 лет, но видел ее перед тем не слишком часто. 28 Еще одна неточность. Замуж она вышла в 23 года – возраст невесты, который по тому времени едва ли мог считаться слишком ранним. 29 Камаровский Сергей Леонидович (1876), старший брат Екатерины Леонидовны, однокашник патриарха Алексия I (Сергея Владимировича Симанского) по Лицею памяти цесаревича Николая и Московскому университету. 62 Юрьев С. А. Значение театра, его упадок и необходимость школы театрального искусства//Русская Мысль. 1883. 8. С. 172. 63 Любимов Б. Русская религиозно-философская мысль и театр//Путь Православия. 1993. 1. С. 183. 71 Лукьянов С. М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы//Собр. соч.: в 4 кн. Пг., 1916. Кн. 1. С. 107. 73 Любимов Б. Русская религиозно-философская мысль и театр//Путь Православия. 1993. 1. С. 181. 89 Житие Оптинского старца Варсонофия/сост. Виктор Афанасьев. Козельск: Издание Козельской Оптиной пустыни, 1995. С. 317–318. 90 И в перечне студентов L выпуска МДА (1891–1895) иеромонах Трифон записан, как «закончивший Поливановскую гимназию». 93 Леонтьев К. Н. Полное собр. соч. и писем: в 12 т. СПб.: Владимир Даль, 2003. Т. 6. Кн. 1. С. 236. 108 Андроник (Никольский), священномученик//Собр. соч.: в 2 т. Творения. Статьи и заметки. Тверь: Булат, 2004. Т. 1. С. 62–63.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 17 (30) Священномученик Неофит ( Любимов ) Священномученик Неофит родился 12 января 1846 года в селе Мордовские Липяги (местным населением называемом Таборы) Самарского уезда Самарской губернии в семье диакона Никольской церкви Порфирия Петровича, первым получившего фамилию Любимов, и его супруги Евдокии Герасимовны. По окончании Самарского духовного училища и Самарской духовной семинарии Неофит был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, где учился на казенный счет с 1870-го по 1874 год на церковно-практическом отделении. Окончил он академию со степенью кандидата богословия, написав работу, имевшую в значительной степени литературоведческий характер: «Влияние христианства на древнерусский богатырский эпос».  27 июля 1874 года Неофит Порфирьевич распоряжением обер-прокурора Святейшего Синода был назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Симбирскую духовную семинарию. Вместе с этими предметами ему было поручено из-за болезни одного из преподавателей читать лекции по догматике и нравственному богословию в старших классах семинарии. По приглашению начальника Симбирской военной гимназии он с 10 сентября 1874 года по 18 декабря 1878 года преподавал в этой гимназии русский язык и гражданскую историю. В Губернском училищном совете состоял в это время директор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов, с которым Неофит Порфирьевич тогда познакомился и сына которого, ставшего деспотом в советской России, он просил впоследствии о помиловании своего зятя, миссионера Николая Варжанского, бессудно и несправедливо приговоренного к смерти.  В Симбирске семью Ульяновых знали, как семью православную, посещавшую храм, прибегавшую к Таинствам, соблюдавшую церковные обряды, в которой дети исповедовались и причащались. У семьи был и свой духовник, священник Виктор Боголюбов, совершавший в доме Ульяновых церковные требы и служивший молебны, а в дни тезоименитства Ильи Николаевича, под день празднования пророка Илии, он служил в их доме всенощную, для чего специально приглашался хор.

http://fond.ru/kalendar/1033/neofit/

Иосифа; не запрещать во время богослужений моление о заключенных архиереях; прекратить возношение молитв за гражданскую власть. В нач. декабря, еще до получения ответа от митр. Сергия, после совещаний было подготовлено 3 обращения в его адрес. Одно было составлено бывш. проф. Военно-юридической академии С. С. Абрамовичем-Барановским от имени ученых АН и профессуры вузов Ленинграда. Вторым было " послание 6 архиереев " , которое подписали, очевидно, викарии Ленинградской епархии Кингисеппский архиеп. Гавриил (Воеводин) , Гдовский еп. Димитрий (Любимов) , Копорский еп. Сергий (Дружинин) , Колпинский еп. Серафим (Протопопов) , Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) и проживавший в Ленинграде Ижевский еп. Стефан (Бех) . Прот. Ф. Андреев составил послание от имени группы священников и мирян, которые, как говорилось в обращении, повиновались распоряжениям гражданской власти, хотя " не надеялись иметь более тесных правовых отношений к неверующей власти и не искали их " . Прот. Ф. Андреев предупреждал, что, в случае если митр. Сергий в ближайший срок не откажется от своих «канонически-неправильных деяний», ленинградские священнослужители прекратят с ним молитвенно-каноническое общение. Видимо, в таком же резком тоне были составлены и 2 др. послания (их тексты не сохранились). Разрыв с митрополитом Сергием 12 декабря делегация представителей ленинградского духовенства и мирян, в которую вошли еп. Димитрий (Любимов) , прот. Викторин Добронравов , миряне И. М. Андреевский и С. А. Алексеев (Аскольдов) , передала митр. Сергию в его резиденции в Москве три протестных послания. Митр. Сергий принял делегатов и вступил с ними в дискуссию; он отверг все требования о перемене церковного курса. 14 декабря заместитель патриаршего местоблюстителя вручил одному из членов делегации свой развернутый ответ на обращение прот. В. Верюжского. Митр. Сергий заявил, что отказаться от принятого церковного курса было бы «не только безрассудно, но и преступно», а в отношении болезненного вопроса о перемещении архиереев призвал архиереев и паству «пожертвовать своими личными чувствами во имя блага общецерковного».

http://drevo-info.ru/articles/13675318.h...

Он показал мне пример семейной любви, хотя в любой семье бывают трудности, трещины (как и в церковной жизни). Когда я уходил в армию, он написал мне письмо, которое поддерживало меня на протяжении всей службы. А за два месяца до смерти, предчувствуя скорый уход, сказал мне: «Я знаю, тебе будет тяжело, когда я умру, но помни, что ты сделал для меня все». Это, конечно, не так, и с годами чувство вины по отношению к родителям чувствуешь все больше. Но они показали мне пример любви, поддерживали, когда я взрослел, входил в жизнь, за что я им благодарен. От отца же у меня любовь к природе и животным — как только мы переехали в отдельную квартиру, в доме появились кошки. Я, правда, стал собачником, но это уже вопрос вкуса, а любовь к животным или есть, или ее нет. Ну и, конечно, именно благодаря отцу я полюбил литературу и театр. Он много читал мне вслух не только свои, но и чужие переводы, я участвовал в его редакторской работе как подчитчик, видел его скрупулезную работу над словом. И эти уроки мне как завлиту Малого театра до сих пор помогают — научил меня отец чувствовать слово во всех нюансах. Но вот способности к иностранным языкам я от него не унаследовал. Хотя меня в детстве учили трем языкам — немецкому, французскому и английскому, — давались они мне трудно. Может быть, потому, что нет у меня музыкального слуха, нелегко мне уловить интонацию, правильно выстроить фразу. Как-то еще в школьные годы я перевел на пробу один рассказ Джека Лондона, показал отцу — он не восхитился, а мне тоже такой длительный трудоемкий процесс удовольствия не доставил, понял я, что не мое это дело. Школа, в которой учился Николай Любимов — В той же третьей книге есть удивительные главы о церковном пении. — Отец не просто любил церковное пение, но почти профессионально разбирался в нем. Сколько раз на всенощной или на литургии я шепотом спрашивал его, чье песнопение сейчас исполняет хор, и он всегда точно называл либо распев, либо композитора. Пока у него были силы, он ходил по разным московским храмам не только помолиться, но и послушать конкретный хор. Любил он храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке, снесенный во времена хрущевских гонений храм Преображения на Преображенке, где служил еще митрополит Николай (Ярушевич) , а регентовал Герман Агафонников, Елоховский собор, где с общей любви к церковному пению началась дружба отца с известным регентом Виктором Степановичем Комаровым.

http://pravmir.ru/nikolay-lyubimov-u-men...

Вениамин (? –1895) — иеродиакон, регент хора монахов Александро–Невской лавры — 89 Вениамин (Петухов Виктор Фортунатович) (1818–1888) — архимандрит, наместник Чудова монастыря в Москве (с 1859 г.); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) и настоятель Покровского миссионерского монастыря (с 1872 г.); учредитель братств Марии (1871–1882) и Петра (1872–1888); член Московской Духовной консистории (с 1884 г.) — 247, 274, 289, 290 Вениаминов Гавриил Иванович (1825–1880) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1847); протоиерей церкви московского Новодевичьего монастыря; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); сын московского митрополита Иннокентия — 98, 138, 166, 229, 243, 246, 255, 288, 290 Вениаминова Екатерина Ивановна — жена Г. И. Вениаминова — 98, 243, 288 Вера, дочь П. П. Заркевича — 123 Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) — художник — 197, 205 Вестли Прасковья Николаевна, знакомая отца Николая — 172, 249 Вечтомов Владимир Николаевич — выпускник Казанской Духовной академии (1870); законоучитель Благовещенской Духовной семинарии (1870–1872), смотритель Иркутского Духовного училища (с 1873 г.); кафедральный протоиерей и благочинный в Сан–Франциско (с 1877 г.); с 1880 г. в Вятском епархиальном ведомстве, позже — протоиерей в Елабуге (с 1889 г.) — 188, 197 Вещун — см. Вящунов Виктор, настоятель Сретенского монастыря в Москве — 286 Виктор, отец — Виктор Покровский (1840–1900) — иеромонах Покровского миссионерского монастыря в Москве; секретарь Совета Миссионерского общества -250, 264, 269, 275 Викторин, преосвященный — Викторин (Любимов Виктор Дмитриевич) (1821–1882) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1853), магистр (1855); инспектор Смоленской Духовной семинарии (с 1855 г.); архимандрит (с 1857 г.), настоятель костромского Богородицкого (с 1858 г.) и тифлисского Спасо–Преображенского (с 1860 г.) монастырей; ректор Костромской и Тифлисской Духовных семинарий (1858–1868); епископ Чебоксарский (с 1868 г.), Полоцкий (с 1874 г.) и Камско–Подольский (с 1882 г.) — 290

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Сошников Нестор Михайлович. Родился во Владикавказе. Псаломщик церкви Корпусного городка Харбина. Через некоторое время рукоположен во диакона к Свято-Сергиевской церкви на станции Имяньпо КВЖД. По болезни ушел за штат. Вероятно был приписан к Успенской церкви Харбина с 1926 г. Скончался 08.02.1938 г. Похоронен на Успенском кладбище Харбина. Диакон Николай Алмазов Николай. Диакон при управлении главного полевого священника Квантунской армии во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Диакон Николай Животков Николай Кузьмич. Служил псаломщиком-регентом в поселке Драгоценка Трехречья в 1930–1940 гг., затем рукоположен в сан диакона. Диакон Николай Чжан Николай. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Заведующий свечным заводом Православной духовной миссии в Пекине в 1950-х гг. Диакон Нила Милютин Нила. Член Пекинской духовной миссии с 1902 г. Диакон Петр Любимов Петр Павлович. Сын протоиерея Павла Любимова. В 1945 г. арестован в Харбине и переправлен в СССР. Диакон Пинна Ду Пинна. Албазинец. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Диакон Порфирий Петров Порфирий Николаевич. Родился около 1868 г. Служил в Благовещенске. Был направлен в Харбин. Служил в Свято-Николаевском соборе в 1906–1923 гг. Скончался 29.05.1931 г. Похоронен на Успенском кладбище. Диакон Сергий Павлов Сергей. Возможно, был за штатом. Пел в Свято-Николаевском соборе Харбина. Имел красивый голос, бас. Священнослужитель старшего поколения. Диакон Сергий Павлов Сергей Павлович. Служил на ст. Имяньпо (1938 г.) КВЖД, затем в Харбине. Рукоположен в сан диакона из певчих. Диакон Сергий Собянин Сергий Георгиевич. Родился около 1875 г. Прибыл в Китай из Пермской губернии. Служил в Свято-Серафимовской церкви г. Маньчжурия в 1925–1928 гг. Скончался 16–17.11.1931 г. Диакон Стефан Мартынчик Стефан Антонович. Служил на ст. Пограничная КВЖД в 1915–1924 гг. Диакон Фалалей Мао Фалалей. Учился в миссионерской школе при Пекинской духовной миссии в 1948–1950 гг. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Скончался в тюрьме в 1968 г. Схимонах Иоанн

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. «Второе письмо» («Отзыв») митрополита Казанского Кирилла [Смирнова] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 28–30(7) октября (10–12 ноября) 1929 2. Енисейск 2. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя β Патриархии. Париж, 1933 Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Патриаршего Синода Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Долгом почитаем известить Преосвященных Архипастырей, пастырей и всех верных чад Св. Православной Патриаршей Церкви Российской о появлении в самое последнее время в нашей многострадальной Церкви новой смуты, нового раскола. Бывший Глазовский епископ Виктор [Островидов], назначенный для управления Свердловской (Екатеринбургской) епархией, раздираемой смутами и от обновленцев, и от григорьевщины, не имеющей к тому же и правящего архиерея, забыв монашеское послушание и данные им пред рукоположением во епископа обеты, не только отказался исполнить возложенное на него послушание и данное ему назначение, но и, вопреки церковным канонам, отделился от нас, порвал чрез то связь с Матерью Св. Православной Церковью и Её законною иерархиею, – дерзает совершать рукоположения клириков для приходов иных епархий без согласия и сношения с епископами тех епархий. Своими деяниями епископ Виктор не только вносит дезорганизацию в жизнь нашей Церкви, но и рассылаемыми и распространяемыми повсюду посланиями сеет смуту, лживо обвиняя митрополита Сергия и Временный Патриарший Синод в отпадении от Православия, разрушении Церкви и в нарушении церковных ка- нонов, за изданное нами 16(29) июля 1927 г. Воззвание, или Обращение. Запрещённый за свои деяния в священнослужении епископ Виктор продолжает служение и самочинное управление Вятской епархией. Вслед за этим викарий Ленинградской епархии – епископ Гдовский Димитрий [Любимов] и заштатный епископ Копорский Сергий [Дружинин], руководствуясь какими-то беспредметными предчувствиями и туманными подозрениями и не имея к тому решительно никаких оснований, заявили 13(26) декабря 1927 г., что они порывают молитвенное общение с Заместителем Патриаршего Место- блюстителя, митрополитом Сергием, обвиняя последнего и Патриарший Синод в том, что якобы они посланием своим от 16(29) июля 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Об этом случае тогда говорил весь город Боровск. Преосвященный Викторин занимался составлением тем для проповедей. Он же редактировал перевод творений Иоанна Златоуста . Труды: О превосходстве христианства пред мухаммеданством. – Казань, 1882. Понятие о женщине и быт ее у мухаммедан и христиан. – Казань, 1875. Слово о пособии голодающим самарцам. – 1874. Соображения о способах к успешному привлечению некрещеных инородцев к вере Христовой. – 1847. Слово в день Благовещения и в Великий Пяток о том, что Иисус Христос есть истинный Бог наш. – СПб., 1858. Азбука по новому способу обучать детей грамоте. – СПб., 1867, 1871, 1881. Улучшение быта православного духовенства в России//Христианское чтение. – 1864, ч. 1; 1871, ч. 1. Письма к преосвященному Иеремии (академическая библиотека А 11/308; А 1/2 8 1 ). Влияние Церкви на развитие частной и общественной благотворительности в России (курсовое сочинение). Истинный друг духовного юноши//Христианское чтение. – СПб., 1858. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 131. Здравомыслов К. Я. Подольские архипастыри. – С. 84–90. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1408, 1409. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 410. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 74–75, XXI. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 291, 498. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 410. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 629. Самарские епархиальные ведомости. – 1874, 2. – С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

22 января 1928 год – Епископ Воронежский Алексий (Буй) написал послание об отмежевании от митрополита Сергия и подчинении только местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру. Через несколько дней одно за другим последовали постановления митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода о запрете в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности епископов Димитрия (Любимова), Сергия (Дружинина), а затем и Алексия (Буя). В январе 1928 г . епископ Виктор (Островидов) продолжал, несмотря на запрещение в священнослужении, управлять Вятской епархией. В это время он составил и распространил несколько посланий к пастырям, где осуждал деятельность митрополита Сергия. 4 апреля 1928 г . епископ Виктор (Островидов) был арестован в г. Глазове и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 18 мая он был осужден на три года лагеря и сослан на Соловки, где участвовал в тайных богослужениях последователей митрополита Иосифа (Петровых). В январе 1928 г . епископ Димитрий (Любимов) объявил митрополита Сергия безблагодатным и потребовал немедленного разрыва молитвенного общения с ним. В ответ заместитель местоблюстителя патриаршего престола и Синод приняли постановление о запрещении в священнослужении ленинградских епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). Постановление было зачитано в Никольском Богоявленском соборе епископом Николаем (Ярушевичем). С этого времени Московская Патриархия стала считать неподчинившихся священнослужителей раскольниками. Решение ленинградских викариев отойти от митрополита Сергия было принято самостоятельно, тем не менее, до его официального провозглашения митрополит Иосиф благословил готовившийся отход. Во второй половине декабря он писал епископу Димитрию: «Дорогой владыко! Узнав от м. Агафангела о принятом Вами решении, нахожу (после ознакомления со всеми материалами), что другого выхода нет. Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, помочь вам более существенно лишен возможности…» Сам же митрополит Иосиф оставался в молитвенно-каноническом общении с заместителем местоблюстителя патриаршего престола до февраля 1928 г . 7 января митрополит Иосиф в письме в Ленинград вновь одобрил действия своих викариев: «…Для осуждения и обезвреживания последних действий митрополита Сергия (Страгородского), противных духу и благу Св. Христовой Церкви, у нас, по нынешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений…»

http://pravoslavie.ru/5334.html

В 1800 году императором Павлом было узаконено единоверие. Светская власть была уполномочена увещевать раскольников к принятию единоверия, и только в случае отказа дозволялось производить обыски, конфискацию богослужебных предметов и запечатывание моленных. При переходе в единоверие староверам разрешалось переделывать молельни в православные церкви. Первые единоверческие приходы в Инфляндии появились в царствование Николая I – в Креславке (1839) и в Динабурге (1851). Единоверческие священники, как правило, посвящались в сан из старообрядческих наставников, при переходе их в единоверие. Миссионерская деятельность была направлена также на создание сети церковно-приходских школ и школ грамоты. Периодом интенсивной миссионерской работы в крае следует назвать 1870-е годы. До 1904 года Режица была местом пребывания епархиального миссионера Витебской губернии. Как подвижники-миссионеры в крае были известны епископ Викторин (Любимов) и иеромонах Мелитон. Почти все единоверческие храмы региона были возведены на частные пожертвования. Основными деятелями единоверия в Режицком уезде были состоятельные купцы И.Алейников, Л.Масленников, Г.Сеньков, Ю.Чернецов. В новых условиях экономической жизни ради эффективного предпринимательства приходилось жертвовать верой и укладом жизни. В течение 1874-1878 годов Тискады неоднократно посещал епископ Викторин, беседовал со старообрядцами. Судьбоносной стала Светлая неделя 1876 года, когда состоялась пятичасовая беседа миссионеров с наставниками в присутствии нескольких сотен народу. В Духов день 1877 года на земле, подаренной крестьянином Широким, было вымерено место для церкви. Осенью состоялась закладка храма. Строительство велось на средства Л.И.Масленникова и Г.З. Сенькова. Строительством руководил иеромонах Мелитон. К весне 1878 года церковь была почти готова, начались службы по старинным книгам. Освящение состоялось 5 июня 1878 года. Интерьер храма был украшен старинными иконами, привезенными из Московской единоверческой церкви. Дорогие иконы пожертвовали обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев и управляющий канцелярией В.К.Саблер.

http://sobory.ru/article/?object=07889

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010