Готы в Италии были разбиты основательно. Их господство в Италии с 552 г. кончилось. Папа Вигилий видел это и чувствовал твердость власти Юстиниана. Но он решил вернуться в родной Рим не прежде, чем добъется от Юстиниана льгот для благоустройства разоренной столицы Запада и потрясенной 20-летней войной Италии. Когда 13 августа 554 г. Юстиниан издал, наконец, эту конституцию для Италии под названием «Прагматическая Санкция», папа собрался в обратный путь. Ведь минуло уже 8 лет плена папы на Востоке! Он не увидел Рима, заболел в дороге и в Сиракузах 7 июня 555 г. скончался. Волнения и расколы на западе из-за V Вселенского Собора    Император Юстиниан понимал, что самый достойный кандидат на папство — это Пелагий. Он сидел в монастырском заключении и писал одно за другим письма против слабого, безвольного папы Вигилия и против V Вселенского собора вообще. Но... перспектива папства заставила его одуматься. A спокойное рассуждение привело к выводу, что в осуждении «трех глав» вовсе нет ужасов, которые рисовались из-за побочных соображений — опасений предательства Халкидонского собора и тяжести давления императорской власти.    Пелагий, сам редактировавший конститутум 553 г. и доказывавший еретичность учения Феодора Мопсуестийского, конечно, не мог не соглашаться с этим основным утверждением V Вселенского собора.    Анафема на личность уже умершего Феодора была вовсе не так чужда церковной практике.    Произведения Феодорита и Ивы на Халкидонском соборе не рассматривались, но эти два лица после произнесения ими анафемы на Нестория были торжественно признаны православными. V собор, не касаясь лиц и рассмотрев специально их сочинения, осудил, именно, только сочинения. Никаких несогласий между двумя соборами — IV и V — нет.    Пелагий принял V собор и поехал в 554 г. в Италию. Там встретили его с горячим возмущением. Так защищать Халкидонский собор и так изменить!    Но благоразумная и смиренная по обстоятельствам времени аристократия, монахи и многие клирики остались спокойными и пассивными. Пелагий прошел на выборах. Но масса епископов не пожелала присутствовать на посвящении Пелагия. Старые борцы Виктор Туннунский и Факунд Германийский — в письмах издевались над «некродиоктом». Но Пелагий опубликовал очень дипломатическое исповедание веры и никого из епископов не беспокоил требованием подписи под V собором. Он подписал этот собор как бы за всех, чтобы не будить страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

III. Apxuмahдpum тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431 г.1892, 1–2 (стр. 63–89), 5–6 (335–861).  Appendix: «Napaboлahы» ли? (Орфографический вопрос). 1892, 7–8 (стр. 18–37). В отдельных оттисках: выпуск третий, 181–255 стр. IV. Дehь и год мученической кончины св. евангелиста Марка. 1893, 7–8 (стр. 122–174); 11–12 (405–434). В отдельных оттисках: выпуск четвертый, 259–434 стр. 5 .  Несколько страниц из церковной истории Эфиопии . I. К вопросу о соединении абиссин о православною Церковию. (Речь, читанная на годичном акте Академии 16 февраля 1888 г.). 1888, 3–4 (стр. 450–469). II. Богословские споры в эфиопской Церкви. 1888, 7–8 (стр. 80–62); 11–12 (775–832). В отдельных ommuckax I-II bмecme 111 стр. За это исследование (в связи с исследованием «рассказы Диоскора о Халкидонском соборе» и «Описанием двух эфиопских рукописей, пожертвованных преосв. Анатолием в Библиотеку Спб. Дух. Академии») автору (8 февр. 1890 г.) присуждена Советом Академии полная Макарьевская премия. 6 .  Либерий, епископ римский, и сирмийские соборы . Четверть часа магистерского коллоквиума 8 октября 1890 года, дополненная и разъясненная (По поводу коллоквиума В. Н. Самуилова: «История арианства на латинском западе», 353–430 г.). 1891, 3–4 (стр. 304–315), 5–6 (434–459), 7–8 (61–78), 9–10 (266–282), 11–12 (386–394). Экскурс первый: Сардика или Сердика? Орфографический вопрос. 1891, 5–6 (стр. 511–517). Экскурс второй: Реабилитация четырех документов 343 года. 1891, 7–8 (стр. 79–109). В отдельных оттисках все вместе: Выпуск первый (rлabы I-X), 119 стр. 7 .  Михайлов день . Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд). 1892, 11–12 (стр. 593–644). В отдельных оттисках 56 стр. 8 . Следы древних месяцесловов поместных церквей. 1893, 1–2 (стр. 177–210). В отдельных оттисках: Appendix к этюду «Михайлов день», 59–94 стр. 9 .  Из истории Церкви сиро-персидской . Глaba I. Cynyprah. Значение этого имени. 1899, 1 (стр. 95–112). Экскурс А. Sephakan-Waspurakan (uз исторической географии Армении). 1899, 1 (стр. 112–121).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

II. Каноны Вселенских соборов ( Καννες τν ερν οκουμενικν συνδων 195 . Православная церковь принимает и признает семь Вселенских соборов, состоявшихся в период с 325 по 787 год. Из этих семи соборов, бывших по поводу различных ересей, появлявшихся в церкви, следующие шесть оставили нам каноны, именно: Никейский первый, Константинопольский первый, Ефесский, Халкидонский, Трулльский и Никейский второй. Константинопольский II и Константинопольский III соборы не издали никаких канонов, и для того, чтобы пополнить этот пробел, отцы III Константинопольского собора были приглашены вторично в Константинополь, где, собравшись в 691–692 г. в той же самой царской палате ( Τρολλον), в которой заседали в первый раз, вместе с некоторыми другими епископами, и издали каноны. Согласно цели этого собора, каноны его называются канонами или Шестого собора, или Пято-Шестого, т. е. Пятого и Шестого Вселенского, или Трульского собора. 1 . Никейский I Вселенский первый собор 196 . Этот собор был созван по поводу ереси александрийского пресвитера Ария. Чтобы показать ложность учения Ария, которое пробрело было многих последователей и грозило общею заразою, православные епископы решили созвать всеобщий собор, на котором голосом Вселенской Церкви было бы утверждено православное учение против лжеучения Ария. Император Константин Великий отозвался на желание православных епископов, и собор был созван в 325 году в Никее, главном городе Вифинии. На нем собралось 318 отцов церкви, между которыми наиболее выдающимися были: Александр, епископ Александрийский, Евстафий, епископ Антиохийский и Макарий, епископ Иерусалимский; представителями римского епископа Сильвестра были два нарочные легата, пресвитеры Виктор и Викентий. Участвовали также известные своею святостью епископы: Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунский, Пафнутий Фиваидский, Осия Кордубский и др. Со стороны ариан было около 20 епископов. Вместе с епископами на соборе было и несколько пресвитеров и диаконов, причем среди последних выдавался глубоким богословским знанием и красноречием молодой архидиакон Александрийской церкви, Афанасий. Первое торжественное заседание собора было 20 мая 325 г., и соборные заседания продолжались до 25 августа того же года. Председательствовал Евстафий, епископ Антиохийский, а в его отсутствие Александр, епископ Александрийский. Почетным председателем был император. После обсуждения главного вопроса, в заседании собора 19 июня изложен был символ православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Агафоник, Принкипс и др., мучч. Силимврийские. 22 авг. Мучч. Солунские: Александр. 9 ноября. ДомнИн.10 окт. Зинон и Зина, мучч. Филадельфийские. 22 июня. Мучч. Халкидонские: 305–313.                  Солохон, Памфамир и Памфалон, воины. 17 мая. Севириан. 22 авг. Максим, Феодот и Асклиада, мучч. Фракийские. 15 сент. Ардалион, муч. из лицедеев. 14 апр. Роман муч. 10 ноября. Ок. 315.       Ермил и Стратоник, мучч. в Мисии. 15 янв. Ок. 316.       Евстафий воин, муч. Анкирский. 28 июля. 319.            Феодор Стратилат, великомуч. в Ираклее Понт. 8 февр. 320.            Гордий, муч. Кесарийский в Каппад. 3 янв. Феоген, священномуч. Парийский. 2 янв. Сорок пять муч. Никопольских. 10 июля. Мучч. Севастийские: Севириан. 9 сент. Сорок воинов. 9 марта. Феодот, священномуч. Керинийский. 2 марта. Фока вертоградарь, муч. Синопский. 22 сент. 322.             Василий, еп. Амасийскиии, муч. Никомид., и св. дева Глафира. 26 апреля. Авив, муч. Едесский. 15 ноября. 308–323.       Иулиан пресв., муч. Анкирский при Ликинии. 13 сент. Селевк. Макровий и Гордиан, муч. Галатские. 13 сент. Аммун диакон и 40 дев постниц, мучч. Ираклийские. 1 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские. 10 мая. Акакий, муч. Милитский. 28 июля. Мучч. Севастийские: Власий еп., два отрока и 7 жен. 11 февр. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. 13 дек. Илия, Зотик, Лукиан и Валериан, мучч. в Томах. 13 сент. Дорофей, Агриппа, Виктор и Феодул мучч. 18 февр. 324.            Филогоний, еп. Антиох. 20 дек. 325.            Митрофан, патриарх Цареградский. 4 июня. Григорий, еп. Армении Вел. 30 сент. Никейский собор 1-й. 29 мая. 326.            Царица Елена. 21 мая. Ипатий, священномуч., еп. Гангрский. 31 марта. 327.             Иона, Варахисий и другие, муч. Персидские. 28 марта. 330.             Обновление Царьграда. 11 мая. Ахиллий, еп. Лариссы. 15 мая. Силвестр, папа Римский. 2 янв. 335.             Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 13 сент. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 14      сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Мн. жертвы Г. имп. Диоклетиана почитаются Церковью в дружинах. Таковы, напр., еп. Ианнуарий Лаодикийский с диаконами Прокулом, Сиссием и Фавстом и др. (пам. 21 апр.), пресвитеры Трофим и Фал Лаодикийские (пам. 16 марта), Милитинские мученики (пам. 7 нояб.), мч. Феодот и 7 дев Анкирских (пам. 18 мая, 6 нояб.), мц. Феодулия, мученики Елладий, Макарий и Евагрий Аназарвские (пам. 5 февр.); Маврикий Апамейский и 70 воинов (пам. 22 февр.), Исаакий, Аполлос и Кодрат Испанские (пам. 21 апр.), мученицы Валерия, Кириакия и Мария Кесарийские (пам. 7 июня), дева Лукия Римская с дружиной (пам. 6 июля), мученики Виктор, Сосфен и вмц. Евфимия Халкидонские (пам. 16 сент.), мученицы Капитолина и Еротиида Кесарие-Каппадокийские (пам. 27 окт.) и мн. др. Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр. Икона 1-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр. Икона 1-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Весной 303 г. в Армении и Сирии вспыхнули мятежи. Диоклетиан обвинил в этом христиан, и вскоре последовали один за другим новые эдикты: один предписывал заключать в тюрьму предстоятелей общин, другой - освобождать согласившихся принести жертву, подвергая пыткам отказавшихся. В кон. 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала. Однако вскоре имп. Диоклетиан тяжело заболел и власть фактически оказалась в руках Галерия. Весной 304 г. был издан 4-й эдикт, повторявший отчаянные меры имп. Деция. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. От применения этого эдикта по всей империи, за исключением Галлии и Британии, пострадало множество верующих. 1 мая 305 г. Диоклетиан сложил с себя власть, заставив поступить так же Максимиана Геркулия. С этого момента Г. фактически прекратилось на Западе, во владениях ставшего августом Констанция Хлора и его наследника Константина Великого. Не возобновлялись преследования христиан и др. правителями Запада - Флавием Севером, Максимианом Геркулием и Максенцием. Имп. Галерий (293-311)

http://pravenc.ru/text/166129.html

Все чудесные события, окружавшие Успение Пресвятой Богородицы, святой Иоанн Дамаскин возводит к древнейшему преданию Иерусалимской Церкви. В слове II на праздник Успения Божьей Матери он говорит, что император Маркиан и императрица Пульхерия просили Иерусалимского епископа Ювеналия и отцов Халкидонского IV Вселенского Собора сообщить им сведения относительно честного Успения Приснодевы. Епископ изложил следующее: «хотя о событиях при Успении Богородицы нигде не написано в Боговдохновенных книгах; однако же мы знаем по древнему и вернейшему преданию, что ко времени этого блаженного Успения собрались в Иерусалим все святые и Апостолы, проповедовавшие в разных странах мира Евангелие, быв восхищены в одно мгновение по воздуху. Здесь представилось очам их ангельское зрелище и слышалось божественное пение вышних сил: так с небесной славой Она предала святую душу в руки Божьи. Богоприемное тело Её, с пением Ангелов и Апостолов, было погребено в Гефсимании; и на этом месте целые три дня Ангелы непрестанно пели. Когда же прекратилось это пение, Апостолы, присутствовавшие там, открыли гроб, потому что один из них, именно Фома, не бывший при погребении и пришедший на третий день, желал поклониться Богоприемному телу. Но священнейшего тела не нашли: лежали только плащаницы, и от них исходило неизреченное благоухание – и опять закрыли гроб. Поражённые удивлением к такому таинственному событию, Апостолы решили между собою, что Слово Божье и Господь славы, благоизволивший восприять плоть и человечество в единство Своей ипостаси и сохранившей девство Матери Своей, – и по исшествии Её восхотел, прежде всеобщего воскресения, почтить чистое тело Её нетлением и преложением. Были тогда с Апостолами и святейший и первый Ефесский епископ Тимофей и Дионисий Ареопагит , а также блаженный Иерофей, как об этом пишет сам Дионисий». Святой Андрей Критский указывает на многие обстоятельства Успения Богородицы, как на события, известные в Церкви: например на собрание Апостолов и Ангелов; на погребение в Гефсимании; на преложении на небо тела Богоматери. Устное местное предание говорит, что когда Апостол Фома вышел из погребального вертепа Матери Божьей, то, для утешения его в скорби, Она благоволила ниспослать ему с неба пояс от своей ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

625 Evagr. Η. Ε. II. 5 (52. 217); Zach. Mit. Chr. III. 56; Pleroph. X. (2224); V. E. c. 30 (47. 10). 639 Deob. Th. 26. 1023; V. E. (49. 12) ошибочно датирует основание монастыря Текоа этим временем. 645 Непризнанный преемник Салофакиола как халкидонского патриарха Иоанн Талайя также был тавеннисиотом из Канопа (Zach. Mit. Chr. V. 6; Liberatus, с. 16; Severus, Hist. Patr. 183). Оттуда же вышел и Павел, поставленный халкидонским патриархом в 537 году и низложенный через три года (Liberatus, с. 23; Hist. Patr. 202). Летописец Виктор Тоннунский (Victor of Топпипа), отказавшийся от осуждения «Трех глав», вместе с какимито другими лицами был выслан сюда Юстинианом около 560 года (P. L. 68, 961 ff.). См. van Cauwenbergh, op. cit. pp. 1539. 665 V. Th. (C. S.) p. 237. 710; (Th. P.) c. 7; V. S. c. 29 (114. 68). V. S. c. 14 (97. 19–21) свидетельствует о том, что Феодосии еще не основал собственного монастыря, когда Савве в 478 году было указано место его лавры. Описание древностей монастыря преподобного Феодосия дано в работе Е. Weigand, " Das Theodosiosklöster», опубликованной в В. Z. 23 (1914), pp. 167216. 666 Место рождения святого Саввы Муталаска обычно отождествляется с современным Таласом. V. S. сс. 12. 670 с. 9. Следует ли нам противостоять искушению усматривать здесь указание на полковое (войсковое) священство? Каждая часть (numerus) имела своего священника и дьякона Soz. Η. £1.8. Senator в греческих папирусах транслитерируется как σιντωρ. См. Jones, Later Roman Empire, с. xvii, pp. 6323 и п. 55. 681 с. 37. После того как в 467 году Косма стал митрополитом Скифопольским, место хранителя Святого Креста занял его брат Хрисипп, который исполнял обязанности хранителя в течение двенадцати лет, то есть до смерти Анастасия. 682 с. 35 (53. 7–9). См. Beauvery, " La route romaine de Jerusalem ä Jerichó, Revue Biblique LXIV. 1 (1957), pp. 72101. 694 P. E. F. Quarterly Statement, Oct. 1932, pp. 2002; также Barrois в R. В. XXXIX. 2 (April 1930), pp. 2725. 697 См. в Триоди в Субботу Сырную на «Господи воззвах» (Κριε κκραξα) стихира: «[Придите вси вернии, преподобных отец лики воепоим,] Антониа верховнаго, светлаго Евфимия, и когождо, и вся вкупе…» (…ντνιον τν κορυφαον, τν φαεινν Εθμιον, και εκαστον και πντας μο…); Утреня Субботы, седален после второго стихословия: «Антониа купно и Евфимиа, вси со всеми прочими богоносными отцы…» (ντνιον μο και Εθμιον πντες, συν πασι τοις λοιπος θεοφροις πατρσιν…); после Третьей песни канона седален: «Антониа кроткое и чистое, Евфимиа великое и чудное…» (Αντωνου τ προν кой καθαρν, Ευθυμου τ μγα κα θαυμαστν…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

PL21: Руфин Аквилейский ; Пелагий Британец PL22–30: Иероним Стридонский (т. 27: «Хроника» с продолжением Проспера Аквитанского; в т. 30 включены тексты папы Мартина V) PL31: Флавий Луций Декстер (подложное сочинение 16 в.); Орозий; Лепорий PL32–47: Аврелий Августин ; также, помимо его сочинений, в т. 41 помещены: пресвитер Авит; Лукиан (пресвитер Кафар Гамалы); Анастасий–библиотекарь; Север с Менорки; в т. 42: Кводвультдей; Секунд (манихей); Орозий; Алкуин; в т. 44: одно письмо Проспера Аквитанского; в т. 45: ряд текстов Проспера Аквитанского; в т. 46: Поссидий (епископ Каламы) PL48: Марий Меркатор PL49: Иоанн Кассиан PL50: Иоанн Кассиан ; Пахомий; Вигилий (диакон); Фастидий (епископ); Целестин I (папа Римский); Антонин Гонорат (епископ Константины); Сикст III (папа Римский); Викентий Лиринский ; Евхерий Лионский; Иларий Арелатский PL51: Проспер Аквитанский; Идаций (епископ Аквэфлавийский); Марцеллин Комит PL52: Пётр Хрисолог ; Валериан (епископ Кемелийский); Никита (епископ Аквилейский) PL53: Сальвиан Массилийский; Арнобий Младший; Клавдиан Мамерт; Патрик Ирландский ; Капреол Карфагенский; Урбан (пресвитер); Евстафий (переводчик «Шестодне- ва» Василия Кесарийского ) PL 54–55: Лев I (папа Римский) PL56: Анонимные сочинения по каноническому праву PL 57: Максим Туринский PL58: Иларий (папа Римский); Симплиций (папа Римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риез- ский); Феликс III (папа Римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов» PL59: Геласий I (папа Римский); Авит Вьенский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций PL60: Пруденций; Драконций PL61: Павлин Ноланский ; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор PL62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа Римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа Римский); акты Халкидонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Италии, Испании и Африке, подвластных императору Максимиану Геркулию, а также на Востоке, во владениях Диоклетиана и Галерия, церковные книги сжигались, храмы стирались с лица земли. Были случаи, когда сами клирики передавали местным властям церковные ценности и священные книги. Другие, подобно епископу Мензурию Карфагенскому, подменяли богослужебные книги еретическими и отдавали последние властям. Были и мученики, отказавшиеся выдавать что-либо, как Феликс Тубизский в Сев. Африке). Среди наиболее известных и почитаемых мучеников времени Гонений императора Диоклетиана — Маркеллин с дружиной , Маркелл, папа Римский, с дружиной , великомученица Анастасия Узорешительница , великомученик Георгий Победоносец , мученики Андрей Стратилат , Иоанн Воин , Косма и Дамиан Бессребреники , Кирик и Иулитта Тарсийские , Кир и Иоанн Египетские с дружиной , архидиакон Евпл Катанский , великомученик Пантелеимон Никомидийский , мученик Феодот Корчемник , мученик Мокий Византийский пользовавшийся известностью в Константинополе; Севастиан Римский , культ которого приобрел большое значение в Западной Европе в средние века. Многочисленные жертвы Гонений императора Диоклетиана почитаются Церковью в дружинах. Таковы, например, епископ Ианнуарий Лаодикийский с диаконами Прокулом, Сиссием и Фавстом и др. , пресвитеры Трофим и Фал Лаодикийские , Милитинские мученики , мученик Феодот и 7 дев Анкирских , мученица Феодулия , мученики Елладий, Макарий и Евагрий Аназарвские ; Маврикий Апамейский и 70 воинов , Исаакий, Аполлос и Кодрат Испанские , мученицы Валерия, Кириакия и Мария Кесарийские , дева Лукия Римская с дружиной , мученики Виктор, Сосфен и великомученица Евфимия Халкидонские , мученицы Капитолина и Еротиида Кесарие-Каппадокийски и мн. др. Весной 303 г. в Армении и Сирии вспыхнули мятежи. Диоклетиан обвинил в этом христиан, и вскоре последовали один за другим новые эдикты: один предписывал заключать в тюрьму предстоятелей общин, другой — освобождать согласившихся принести жертву, подвергая пыткам отказавшихся. В кон. 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала. Однако вскоре имп. Диоклетиан тяжело заболел и власть фактически оказалась в руках Галерия.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу». Впоследствии это стали истолковывать так, что император имеет архиерейское достоинство. И сейчас так толкуют наши монархисты, опираясь, например, на воззвание отцов Халкидонского Собора: «Ты священник и император! Ты воздвиг Церковь , учитель веры!» или на послание восточных епископов к имп. Аркадию: «Ты поставлен Богом над нами епископами, над Тобой не стоит никто... и поэтому Ты имеешь право делать то, что Ты хочешь». Но такая трактовка не верна исторически, именно потому, что это тексты 4–5 веков, а священническое и царское достоинство впервые соединил только имп. Лев 3 Исавр († 741 г.), концепция же 8-го Таинства появилась ещё позже. Тем не менее, став императорской, Восточная Церковь просто обязана была отгородить алтарь от «простого народа» сначала (в 4 веке) решетками и перилами, а затем и каменными оградами. Закончился этот процесс отделения алтаря от верующих формированием иконостаса. В Риме же дальше решёток дело не пошло. Отношение к императору там было куда более сдержанным. Никогда не забывалось, что он всего лишь мирянин. Амвросий Медиоланский мог позволить себе не допустить к причастию самого Феодосия Великого. А в Галльской Церкви верующие причащались на самом престоле ещё в конце 6 века! Это следует из рассказа еп. Григория Турского о том, как еп. Котэн Овернский не допустил к причастию некоего Евлалия: «Когда же наступило время причащаться и Евлалий подошел к престолу , епископ сказал ему...» и т.д. («История франков», кн. 10). Каким же образом принимали причастие в 4–5 веках ? Что пишут по этому поводу Отцы Церкви? свт. Кирилл Иерусалимский : «Приступая к причастию, подходи не с простертыми дланями рук, но левую руку сделав престолом правой и, согнувши ладонь, прими Тело Христово». свт. Иоанн Златоуст : «Пусть каждый соблюдает в чистоте руку свою, уста и язык, которые послужили преддверием при вшествии Христа» (27-я беседа на 1 Кор.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010