Когда они после обедни пошли в келью его и сели за стол, – он вместо соленоватой воды, которую пил ежедневно, вливая в неё одну каплю деревянного масла, поставил воду болотную, потому что лучшей не было, и против обычая своего влил в неё несколько капель елея, дабы гости не подумали, что он великий постник; сверх того предложил три соленые маслины и корзинку с поджаренным горохом и с плодами. Гости взяли только по пяти горошин, по две сливы и по одной смокве, потому что в пустыне почиталось преступлением есть больше. Вот какой обед был у аввы Серена! Кассиан назвал его роскошным (t. II. р. 433). Сей Вифлеемский инок во время пребывания своего в нитрийском скиту был свидетелем вразумления пустынника Серапиона. Этот простосердечный авва жил свято, но вместе с многими неучеными собратиями, недавно переставшими кланяться идолам, представлял себе Бога в виде человека, и когда молился ему, воображал его с головою, руками и ногами. В сем заблуждении утверждали его худо понятые слова священного Писания: сотворим человека по образу и по подобию нашему. Из сих слов он заключал, что каков человек, таков и Бог , и что у Него кроме души есть тело. Духовный отец его Пафнутий долго вразумлял его; но все объяснения его были тщетны. Серапион думал, что учение духовника его о Боге, как существе бестелесном, духовном и беспредельном, есть учение новое, противное древнему преданию и общему смыслу людей. Между тем в скит прибыл из Каппадокии учёнейший диакон Фотин, дабы соутешиться верою и праведным житием пустынников. Пафнутий упросил его поговорить в собрании всех скитников о том, как все церкви на востоке разумеют и изъясняют слова: сотворим человека по образу и по подобию нашему. Фотин, не обинуясь, исповедал, что все восточные епископы сознают Бога, как существо духовное и ничем не ограниченное, и учат, что по образу и подобию Его сотворена только душа человека, и подтвердил все это многими свидетельствами св. Писания. Он говорил так ясно, просто и убедительно, что добрый старец Серапион сознал своё заблуждение, раскаялся в нём, и принял истину, которую исповедовали все христиане. А Кассиан сердечно обрадовался тому, что Бог не попустил святому старцу, служившему образцом добродетели в пустыне, умереть в заблуждении и озарил его светом истины (t. II; р. 423).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Преп. Феодор Студит принадлежал к числу самых замечательных деятелей Православия в VIII и IX веках. Студитом он назван по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело был обязан преп. Феодору своим образцовым благоустройством и процветанием, историческим значением для монашества и выдающимися заслугами перед Православной Церковью . Во время преп. Феодора течение исторических событий в православной Византии выдвинуло для обсуждения и практического решения ряд жгучих принципиальных вопросов, которые тесно переплетались с существенными сторонами церковной жизни и неизбежно должны были так или иначе влиять на судьбу византийско-восточной ортодоксии. Преп. Феодор Студит был, можно сказать, единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убежденным вдохновителем современного ему общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов, самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку под воздействием политически вольнодумного, светско-либерального иконоборчества. Своей разнообразной и плодотворной церковно-общественной деятельностью этот святой отец дал содержание целой исторической эпохе (в VIII–IX веках), обозрение которой в некоторых деталях вызывает глубокий научный интерес. Глава первая. Юность преподобного Феодора и первоначальная его деятельность в Саккудионском монастыре Преп. Феодор Студит родился в 759 году в Константинополе, в богатой и знатной семье. Его отец Фотин занимал должность царского казначея при дворе византийского императора Константина V Копронима (741–775). 1 Фотин находился в родстве и дружбе со многими членами столичной аристократии и пользовался всеобщим уважением за добросовестное исполнение обязанностей, за просвещенность и твердость религиозных убеждений. 2 Мать преп. Феодора, Феоктиста, также происходившая из видной византийской фамилии, была сестрой известного византийского подвижника Платона, игумена обители Символов на вифино-мизийской (в Малой Азии) горе Олимпе. Искренняя вера и горячая любовь к Богу, безукоризненная чистота нравов, наклонность к аскетизму, строгое и ревностное исполнение религиозных обязанностей, любовь к своим и чужим, добросовестное следование долгу – вот некоторые из свойств Феоктисты, выделявшие ее среди женщин современной ей Византии. В своей семье Феоктиста пользовалась большим авторитетом и оказала в высшей степени благотворное влияние на старшего своего сына Феодора. Признательный сын по смерти Феоктисты произнес в честь ее красноречивое, проникнутое искренней любовью похвальное слово, в котором ярко охарактеризовал нравственный облик матери и ее выдающуюся моральную деятельность. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Кажется, та и другая неправильность объясняется одним и тем же. В 343 году постановления сердикского собора не могли получить широкого доступа на восток уже потому, что восточные епископы – можно ckaзamь in corpore – были против сердикского собора и распространяли свои филиппопольские постановления, намеренно надписав их именем сердикского собора. Когда в апреле 344 г. делегаты истинного сердикского собора прибыли с его постановлениями в Антиохию, то Стефан антиохийский встретил их крайне враждебно. И конечно не делегаты восточных, в раздражении удалившиеся с Медиоланского I собора в 345 г., позаботились ознакомить восток с деяниями истинного сердикского собора. – Но в 347 г. отцы Медиоланского II собора извещали восточных о низложении Фотина. Возможно, что при этом на восток отправлены были и самые деяния собора, по западному обычаю 62 начинавшиеся точнейшею дamoю: «Rufino em Eusebio, un. cc.,coss.». He было бы нисколько удивительно, если бы в деяниях этого собора шла речь и о сердикских nocmahobлehuяx: libellus Ypcakuя и Валента, подтверждавший правоту сердикского собора, подавал повод упомянуть об этом последнем и сам по себе заслуживал того, чтобы о нем своевременно довести до сведения восточных. – В этом (вероятном) составе послание, Медиоланского II собора проникло на восток и явилось там первоисточником сведений об истинном сердикском соборе, которому затем ошибочно приписали и деяние против Фотина и дату Медиоланского II собора 63 .  VII. Сирмийский собор Какого же характера был тот сирмийский собор, о котором говорит св. Иларий? а) Проще всего было бы предположение, что это был собор православных западных епископов, которые и известили восточных об осуждении Фотина. Но с таким составом собор сирмийский является почти бесцельным. Ясно, что собор Медиоланский II был собор многочисленный, своего poдa concilium plenarium зanaдhыx, которому всего естественнее было и на восток писать от имени всех западных. Произнесенное этим собором низложение Фотина в подтверждении со стороны какого-либо другого собора не нуждалось, и самый собор в Сирмии был излишен: или Фотин был расположен преклониться пред каноническим судом западных – и тогда он подчинился бы приговору Медиоланского II собора, или же, напротив, на епископа сирмийского невозможно было подействовать средствами чисто нравственного порядка – и тогда, раз Фотин решился игнорировать приговор медиоланских отцов, новый собор в Сирмии заранее обречен был на неудачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Читавшие это сочинение Диодора, Иоанн, еп. Дары 1330 , и несторианский митрополит Ебед Иезу 1331 не оставили нам о содержании его никаких известий. Другую группу христологических произведений Диодора с присущим им догматико-полемическим оттенком составляют сочинения, направленные против еретиков Фотина, Малхиона, Савеллия, Маркелла Анкирского и мелхиседекитов. Ни одно из этих сочинений до нас не сохранилось. Мы имеем лишь о существовании их исторические свидетельства. О первых четырёх сочинениях сохраняют свидетельство блаж. Феодорит и несторианские источники 1332 , о последнем ( κατ Μελχισεδεκιτν) 1333 Свида в своём лексиконе. Заглавия этих сочинений показывают, что христологическая проблема раскрывалась в них с новой стороны и новыми приёмами сравнительно с сочинениями против Аполлинария. Фотин, Малхион, Савеллий, Маркелл и мелхиседекиты 1334 своим учением затрагивали Божественную природу явившегося в мир Иисуса Христа, заподозривали её полноту и последними выводами своей христологии одинаково имели: Иисус Христос – простой человек, пророк. Причём, если Малхион, Фотин и мелхиседекиты для всех откровенно и просто заявляли такие евионистические тенденции, то Маркелл и Савеллий шли к ним путём своеобразных спекуляций экономически-тринитарного монотеизма, которому нельзя было отказать в известном изяществе и стройности построений. Христология их стояла в тесной связи с триадологией. Бог у них, Сам в Себе διαρετος μονς 1335 , постепенно открывает или расширяет Себя в мире в разных случайно-исторических, сменяющих друг друга πρσωπα (=вид, маска) 1336 . Новый Завет характеризуется у них расширением Божественной монады в вочеловечении Логоса 1337 . Причём лишь только δναμει, νεργεα Бог определяет воплотившегося Логоса и делает пребывание его на земле временным, эпизодичным. По истечении определённого времени Логос должен оставить принятую плоть и, как сила Божия, слиться с пребывающим вечно самим Собой нераздельным Божеством 1338 . Не трудно видеть, что, как савеллианство, так и маркеллианство οκονομα превращали ες τν νθρωπον καινν.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Скоро он впал в несчастье: имение его стало понемногу уменьшаться, а жена – таять от болезни. Что еще сказать? В течение одного года доходы его так сократились, что он не имел уже ничего и не мог даже заработать на жизнь. Тогда, поразмыслив, он сказал жене; «Согрешил я перед Богом и святым его, не уйдя из этого постоялого дворца, как был о том извещен. И знаю, что за это постигли нас бедствия, которые мы терпим. Подчинимся теперь видению, которое я видел, и перенесем нашу харчевню с этого места, чтобы нам спастись». Тогда, перенеся хижину, он устроил на том месте бревенчатую часовню, в которой ежедневно молился и просил помощи у святого мученика. Несчастья его наконец прошли, и, принявшись за работу, он вскоре возвратил себе более, нежели потерял. Это произошло в нашей области. А еще, для удержания гордости злых людей, не умолчу о том, что, как, говорят, сказал во время правления короля Хлотаря некто Платон, придя в Павлиакенский монастырь. Там есть церковь , в которой находятся реликвии этого святого. За то, что он не получил от аббата какого-то разрешения, он сказал: «Из этой церкви я сделаю дворец короля, а одна из его частей будет отведена под содержание его коней». И когда он, в ярости выйдя оттуда, собрался ехать к королю, то, схваченный лихорадкой, на третий день испустил дух. Он стремительно сошел в преисподнюю, оставив дом Божий посвященным святому, в чье имя он и был ранее освящен. Глава 48. О 48-ми мучениках, пострадавших в Лугдуне Вот имена сорока восьми мучеников, о которых известно, что пострадали они в Лионе: Веттий Эпагат, Захария, Махарий, Алкипиад, Сильвий, Прим, Альпий, Виталий, Коммин, Октобер, Филомин, Гемин, Юлия, Альбина, Грата, Эмелия, Постумиана, Помпея, Родона, Библий, Кварта, Матерна, Элпенипса, Стамас. Брошены зверям: Санкт и Матур, Александр, Понтик, Бландина. Скончались в темнице: Ареский, Фотин, Корнелий, Зотим, Тит, Зотик, Юлий, Эмелия, Гамнита, Помпея, Алумна, Мамилия, Иуста, Трифима, Антония и блаженный епископ Фотин. Прах их святых тел, преданных огню, нечестивый судия повелел выбросить в Родан. Но после исполнения приказания, когда христиане пребывали в великой печали по причине гибели мощей, святые явились верующим мужам целыми и неповрежденными на том месте, где были сожжены. Обратившись к мужам, они сказали им: «Наши мощи обретены в этом месте, потому что никто из нас не погиб. От этого места мы были восхищены в место упокоения, которое нам обещал Царь небес Христос, за Имя Которого мы пострадали». Когда те мужи поведали о сем остальным христианам, те возблагодарили Бога, и, укрепившись в вере и собрав прах святых, устроили на том месте в память святых церковь удивительной величины. И погребли мощи святых под алтарем, где они постоянно свидетельствуют чудесами о своем пребывании с Богом. То место, на котором они были замучены, называется Атанак, поэтому и те мученики зовутся Атанакскими. Глава 49. О гробницах святых Иринея, Епиподия, Александра

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

546 Об учении Фотина и его значении в развитии латинской богословской традиции постникейского периода см. Williams D. H. Monarchianism and Photinus of Sirmium as Persistent Heretical Face of the Fourth Century. Harvard Theological Review. 2006. 99: 2. P. 187–206; Simonetti M. Studi sull’arianesimo. R. 1965. P. 135–159; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R. 1975. P. 202–206; Speller L. A. New Light on the Photinians: the Evidence of Ambrosiaster. Journal of Theological Studies. 1983. Vol. 34. Pt. 1. P. 99–113; Hanson R. P. C. Op. cit. P. 235–238. Созомен кратко резюмирует учение Фотина следующим образом: «Фотин говорил, что Бог есть один, Вседержитель, сотворивший все Своим Словом, а предвечного рождения и бытия Сына не допускал, утверждая, что Христос получил бытие от Марии» (Sozom. Hist. eccl. IV. 6). Сходным образом учение Фотина характеризует и свят. Епифаний Кипрский : «Слово, говорит, было в Отце, но Сын не был. И еще: одожди Господь от Господа ( Быт. 19, 24 ), т.е. Слово, сущее во Отце; и еще: видх грядущего на облацх, яко Сына человеческого ( Дан 7. 18 ). Это, по его словам, сказал пророк, предвозвещая, что тогда, как Сын, Он не существовал, но что Христос, родившийся от Духа Святого и Марии, должен был быть назван Сыном после рождения от Марии и явления во плоти» (Epiphan. Panarion. 71. 2). Следует отметить, что в настоящий момент достаточно сложно восстановить в полной мере богословскую систему Фотина, поскольку, как и в случае с другими ересиархами-монархианами, его учение излагается оппонентами в упрощенном виде и зачастую, приравнивается к учению других, более древних или, наоборот, более поздних еретиков. Доктрина Фотина отождествлялась зачастую восточными епископами с доктриной его учителя Маркелла Анкирского. Так, Антиохийский собор 344 г. осудил одновременно и Фотина (именуемого отцами собора Скотином (Skoteinoà), в этом проявляется игра слов: Фотин – «светлый», Скотин – «темный») и его учителя за то, что они «под мнимым предлогом установить единоначалие, подобно иудеям, отвергают предвечное бытие, Божество и нескончаемое царство Христа», не проводя различий между их доктринами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Быв от природы красноречив, Несторий считал себя образованным, а на самом деле не имел никакой учености, да и не хотел изучать книги древних толкователей. Ослепленный своим даром слова, он не показывал внимания к древним, но предпочитал всем самого себя. Во-первых, он не знал, что в древних списках соборного послания Иоанна написано было: «всякий дух, который отделяет Иисуса от Бога, «от Бога несть»«, и что хотевшие отделить божество от человека по домостроительству, из древних списков изгладили сие изречение. От того-то еще древние толкователи заметили это самое, т. е. что некоторые, намереваясь отделить Бога от человека, исказили послание Иоанна. Между тем, человечество и божество в Христе соединены, так что он – уже не два, а одно. Основываясь на этом, древние не сомневались называть Марию Богородицей. Например, и Евсевий Памфил в третьей книге «О жизни Константина» слово в слово говорит так: «Еммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас, и местом плотского его рождения, по свидетельству евреев, был именно Вифлеем. Посему благочестивейшая царица Елена всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы». А Ориген , в первом томе своих толкований на послание Апостола к Римлянам, объявил, почему она называется Богородицей, и подробно исследовал этот предмет. Итак, очевидно, что Несторий не знал сочинений древних и восстал, как сказано, против одного имени. Но что он не называл Христа простым человеком, как Фотин или Павел Самосатский, это показывают и изданные им беседы, в которых он нигде не уничтожает ипостаси Бога-Слова, но везде исповедует Его ипостасным и сущным, и не отнимает у Него бытия, как делали Фотин и Павел Самосатский, или как осмелились утверждать манихеи и последователи Монтана. Таковыми-то нахожу я мысли Нестория, прочитав его сочинения и сообразив положения его приверженцев. Между тем, пустословие Нестория возбудило во вселенной немалое волнение. Глава 33 В самом деле, прошло немного времени – и царский указ повелевал епископам отовсюду съезжаться в Эфес 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Священномученик Виктор Киранов: Путь ко спасению проходит нормально Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное… 30 июля, 2014 Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное… В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирениии враждующих. Священномученик Виктор родился 8 марта 1881 года в селе Мануиловка Бердянского уезда Таврической губернии в семье священника Михаила Киранова; его предки были болгарами, спасаясь от турок, они приехали в Россию в 1830 году. Родоначальник семьи Кирановых, священник Протасий, скончавшийся в 1773 году в Турции и много претерпевший от гонителей-турок, завещал своим сыновьям, чтобы они, несмотря на тяжелое положение православных в Болгарии, не уклонялись от священства, если будут призываемы к рукоположению. Виктор Михайлович окончил Таврическую Духовную семинарию и в 1903 году, избрав светскую карьеру, поступил в Юрьевский университет, однако через год все же оставил университет и по назначению епископа Таврического Николая (Зиорова) стал служить псаломщиком в Свято-Троицком храме в селе Новопрокофьевка Бердянского уезда. Виктор Михайлович женился на девице Антонине, выпускнице Симферопольского женского духовного училища, дочери священника Петра Троицкого. 30 октября 1905 года епископ Таврический Алексий (Молчанов) рукоположил Виктора Михайловича во священника к Покровской церкви села Большая Благовещенка Днепровского уезда. В 1906 году отец Виктор был назначен законоучителем в Нововасильевскую земскую школу. В начале двадцатых годов он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Вознесенского собора в Бердянске, а после его закрытия в 1928 году – настоятелем Покровской церкви и благочинным Бердянского округа. Покровская церковь в те годы была единственной в городе, и протоиерей Виктор дал в ней приют всем тем священникам, которые остались без приходов, но хотели служить Господу. Он завел кассу для поддержки малоимущего духовенства, откуда регулярно выдавались небольшие суммы денег, что спасало от голода семьи преследуемого духовенства.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vi...

ВИКТОР Николаевич Никифоров († в июле 1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Васильевич Элланский (1874-1937), прот., сщмч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Краснов († 1918), крестьянин, мч., (пам. 29 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВИКТОР Матвеевич Матвеев (1871-1937), мч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВИССАРИОН Мефодиевич Селинин († 1.05.1918), сщмч. (пам. 18 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Павлович Четверин (1874 – 1918), сщмч. (пам. 20 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ВЛАДИМИР Холодковский (ноябрь 1895 , Каменский завод Камышовского уезда Пермской губернии (ныне в черте г. Каменска-Уральского Свердловской области) – 13 августа 1937, Челябинская область), священник, священномученик (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот.

http://pravenc.ru/rubrics/122344_8.html

Виктор подал прошение об отчислении его из университета, не указывая подлинных причин своего ухода. Последовало увольнение без прав, присвояемых окончившим полный курс 38 . Необходимые вещи были уложены в корзину. К концу апреля все было готово. Оставалось только выждать такого момента, когда можно будет незаметно покинуть дом. А теперь за письма; надо всех успокоить и предупредить. И прежде всего любимого брата Павла. «Уезжай спокойно в плавание на лето, – пишет Виктор в Кронштадт брату. – За тебя буду возносить горячие молитвы, братом твоим к Престолу Славы Господа Бога нашего. Помни в сердце своем великую милость о. Иоанна, будь кроток и ласков с родителями и помяни мое слово, удачи обретешь ты на службе. Тебе много дано, с тебя и много взыщется. Храни в сердце своем Господа и с Ним не страшись ничего. Горячо любящий тебя твой брат Витя. 23 апреля 1910 года». Затем письмо домашним, в котором извещает их, что он покидает дом и ровно через два года приедет повидаться с родными. Это письмо было оставлено на столе. Матери же написал особо и в самый день отъезда опустил письмо в почтовый ящик на Варшавском вокзале. Собираясь к поездке, в одну из апрельских ночей Виктор видит сон. Напали на него снова черные собаки и старались помещать ему дойти до черного города (монастыря). Они злобно бросались на него с визгом и лаем. Виктор победил их. И хотя собаки кусали, но безболезненно и бескровно. Он свободно достиг желаемого города 39 . Победа, действительно, совершилась. Теперь уже ничто земное не могло удержать его. 28 апреля ночным поездом Виктор покинул родной дом, а на следующий день под колокольный звон вошел в Николо-Столпенскую пустынь и был принят в число послушников. Жизнь В Николо-Столпенской Пустыне (1910–1912 гг.) Жизнь в монастыре началась с прохождения ионического «искуса». Новому послушнику было поручено все монастырское письмоводство, монастырские архивы и библиотека, а по храму – должность продавца свечей. Послушания свои Виктор проходил с усердием. Делалось все легко. Но не обошлось и без искушений. Как новоначальный инок, причем стремившийся к выполнению иноческого идеала, Виктор боялся всякого рода диавольских ухищрений и потому все случающееся с ним он открывал игумену. Открывал он и бываемые ему видения и откровения. Простец-игумен не всегда вмещал его видения и часто поругивал его за это, приговаривая: «Ну, ну, совсем святой стал! Как бы тебе с этими видениями в бездну не попасть... Оставь их. Это диавольская прелесть. Грешники мы с тобой. Плакать надо и душу свою очищать».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010