Но Скотин был человек находчивый. Сперва ему удалось увильнуть от собора и добиться того, что была назначена императорская коммиссия для решения его спора с противниками его учения. Любивший такие упражнения Констанций назначил ареопаг из восьми сановников и соответственного количества писцов. Фотин явился сам, противники же выдвинули оратором епископа анкирского Василия, человека умеренных воззрений и одаренного блестящим красноречием. Это был тоже галат; должно быть, он жил довольно долго с Фотином в свите Маркелла. История Павла самосатского повторялась во всех подробностях: Фотин и Василий возобновляли единоборство, бывшее некогда между епископом антиохийским и пресвитером Малхионом 413 . Св. Епифаний имел в руках протокол этого диспута 414 , который позволил вполне выяснить заблуждения Фотина. Тогда собрался собор; сирмийский епископ получил от восточных епископов дополнительный приговор, осуждавший его, и был сослан императором. На его место поставили некоего Герминия, которого вызвали из Кизика и который разделял убеждения господствующей партии. В этих придунайских областях Восточные встретили двух старых друзей, Урзакия и Валента, которые отреклись от них под давлением необходимости, но теперь, не стесненные более в своих чувствах, поспешили присоединиться к общему течению. Готовилось отмщение за последние события; но нужно было соблюдать осторожность. Император Констанций завоевывал Запад; надеялись, что эта политическая победа поведет за собой полное церковное слияние. Но латиняне, как уже давно было известно, по некоторым вопросам упорно держались против Востока, и с этим приходилось считаться. Собор удовольствовался тем, что в четвертый раз провозгласил антиохийский символ, прибавив к нему 27 канонов догматического содержания, направленных против Маркелла и Фотина без упоминания о том, и о другом. Св. Иларий 415 , который, как и св. Афанасий, сохранил нам их текст, не находит против них возражений; и действительно, будь этот символ представлен другими людьми, на Западе им могли бы удовлетвориться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но что же это значит? Для ответа на этот вопрос лучше всего обратимся к самим подписям. Как это можно судить из актов разбойничьего собора 2034 , исключая Диоскора, всех явившихся в Ефес египетских епископов было 22 – 23 человека. Как голосовали 2035 , так и подписывались они 2036 в следующем порядке: Феопемт кавасский (Египет), Калосирий арсиноидский (Аркадия), Иоанн гефестский (Августамника I), Ираклид ираклийский (Аркадия), Исаак элеархийский (Египет) 2037 , Гемелл ерифрейский (Пентаполь), Аполлоний танейский (Августамника I), Геннадий ермопольский (Фиваида), Кир вавилонский (Августамника II), Афанасий бусирисский (Египет), Фотин тевхирский (Пентаполь), Феофил клеопатридский (Египет), Пасмий паральский (Египет), Сосий созусский (Пентаполь), Феодул фисилийский (Пентаполь), Феодор баркский (Пентаполь), Руф киринейский (Пентаполь), Зенон ринокурурский (Августамника I), Лукий зигрский (Мармарика), Авзоний севенитский (Египет), Исаак тавийский (Египет), Филокал загильский (Мармарика), Исаия Малого Ермополя (Египет). Распределив их по гражданским провинциям, мы получаем: 1) Египет с главным городом Александрией: Диоскор александрийский, Феопемт кавасский, Исаак элеархийский, Афанасий бусирисский, Феофил клеопатридский, Пасмий паральский, Авзоний севенитский, Исаак тавийский, Исаия Малого Ермополя; 2) Августамника с гражданским метрополем Пелузией: Иоанн гефестский, Аполлоний танийский, Зенон ринокурурский, Кир вавилонский; 3) Аркадия с главным городом Оксиринхом: Калосирий оксиринхский, Иркалид иркалийский; 4) Фиваида с главным городом Птолемаидой: Геннадий гермопольский; 5) Ливия верхняя или Пентаполь с главным городом Птолемаидой: Гемелл ерифрийский, Фотин тевхирский, Сосий созусский, Феодул фисилийский (Θησηλ), Феодор баркский, Руф киренский; 6) Ливия нижняя с главным городом Дарданией: Лукий зигрский, Филокал загильский. Распределение подписей епископов разбойничьего собора, по существовавшим тогда гражданским провинциям показывает явное отступление от императорской сакры, предписавшей явиться на собор в сопровождении десяти епископов-митрополитов и десяти епископов от своего диэцеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Кроме того, для поставления необходимо утверждение митрополита (см. Петр (Л’Юилье) , архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М. 2005. С. 82–91). 1153 Так, как уже отмечалось выше, Фотин служил до своего возведения на сирмийскую кафедру диаконом в Анкире, а Герминий Сирмийский происходил из Кизика. 1155 Как уже было отмечено, по решению Сирмийского собора 351 г. с Сирмийской кафедры был низвержен Фотин. Другой пример попытки соборного низложения – осуждение Палладия Ратиарского и Секундиана Сингидунского Аквилейским собором. Следует также подчеркнуть, что соборное решение о низложении епископа не могло быть реализовано де-факто без поддержки светской власти. 1157 В 343 г. восточные епископы, прибывшие на Сердикский собор, упрекают своих противников в том, что они вызвали против них народное возмущение (civitatis nobis concentum seditionemque conflarunt – Hilar. Fr. III. 19). В главах I и II настоящей работы уже упоминались и другие подобные инциденты: мятеж в Сирмии при попытке сместить с кафедры Фотина и возмущение сирмийских клириков против Герминия. О церковном народе как об одном из участников церковно-политической борьбы в IV в. см. Pietri Ch. De la partitio. P. 312–313; Hanson R. P. C. Op. cit. P. 851; Brato R. Christianisierung. S. 316. 1158 Правило 10 (греч.) – 13. (лат.): Et hoc necessarium arbitror, ut diligentissime tractetis, ut si forte aut dives, aut scholasticus de foro aut de administratione fuerit postulatus episcopus, non prius ordinetur, nisi ante lectoris munere, et officio diaconi, et ministerio presbyteri per ordinem fuerit perfunctus, et per singulos gradus, si dignus fuerit promoveatur ad episcopatus honorem; О необходимости последовательного прохождения всех ступеней священства перед возведением на место епископа (pontificis locum) и о недопустимости рукоположения во епископа (ad sacerdotium) монахов (ex monachorum) и мирян (laicos) по решению народной сходки (populari coetu) писал к епископу Салоны Эзихию папа Зосим (417–418) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В. Болотовым и Т. Д. Барнсом, что Сирмийский собор 347(8) гг. является своеобразным историографическим мифом, или предположить, что в соборе участвовали местные иллирийские епископы, которых свт. Иларий считал еретиками. Наиболее подходящими кандидатурами на роль инициаторов созыва собора могли бы стать Урсакий и Валент, которых, в отличие от будущих омиусиан, святитель всегда считал неправо-мыслящими, однако, судя по всему, именно в это время оба епископа находились в Италии, о чем еще будет сказано ниже. Как бы то ни было, Фотин сохранил за собой кафедру, по свидетельству свт. Илария, из-за народного возмущения (per factionem populi); таким образом, становится очевидным, что Фотин пользовался поддержкой значительной части населения города, для которого была не безразлична судьба их епископа, а также, вероятно, и исход богословских споров, что свидетельствует о высоком уровне христианизации городского населения в эту эпоху. В 350 г. политическая ситуация в Империи кардинальным образом изменилась. Император Констант был убит узурпатором Магненцием. Почти одновременно с Магненцием в Сирмии войсками был выдвинут еще один узурпатор – Ветранион, однако по прибытии Констанция в Паннонию войско Ветраниона перешло на его сторону. Констанций сохранил Ветраниону жизнь и даже обеспечил ему безбедное существование за счет государственных средств. В 351 г. в битве при Мурсе войска Констанция одержали победу над Магненцием. Борьба продолжалась еще до 353 г., когда узурпатор был окончательно разбит, а Констанций стал единодержавным правителем Империи. 560 Во время своего пребывания в Сирмии в 351 г. император созвал собор, в котором приняли участие главным образом восточные епископы. Так, участниками Сирмийского собора 351 г., по свидетельству Сократа, были «из восточных» (των μèν νατολιχων): Марк Аретузский, Георгий Александрийский, Василий Анкирский, Панкратий Пелусийский, Ипатиан Гераклийский (Созомен ограничивается упоминанием только первых трех), к «западным» (των δè δυτιχων ) Сократ и Созомен причисляют Валента, а также Осия Кордубского, который в действительности не участвовал в Сирмийском соборе 351 г., а поставил свою подпись под второй сирмийской формулой 357 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Да, господин, так именно сказал пустынник. – «Так я, сказал владыка, должен изгнать демона, должен сказать: тебе, нечистый, говорю, выйди из этого создания? Ты хочешь, чтобы я бренный и грешный изрек пустое слово? Брат Фотин! Ты имеешь нужду в великих молитвах, в молитвах святых!» Таким образом, заключает Фотин свой рассказ, я сверх ожидания потерпел неудачу и ушел со стыдом» 983 . Рассказанный факт с другой стороны делает ясный намек и вообще на значение и влияние Постника в качестве высшего Иерарха на Востоке. До нас не дошло никаких известий о его церковной деятельности, о различных мерах, которыми было ознаменовано его правление. Весьма возможно, что меры эти, если и предпринимались, то были немногочисленны и неважны. Да и трудно было найти исполнителей и помощников для осуществления каких либо планов в среде, которая окружала Иоанна. Достаточно сказать, что патриарх антиохийский Григорий, приехавший в Константинополь оправдываться в гнусном, взведенном на него преступлении, сразу же приобрел благоволение не только сената и знати, но и всего высшего духовенства и даже родственников патриарха богатыми подарками, которые, конечно, предрешали дело в его пользу; и Постник, не принявший в общение Григория до расследования дела, со своею неподкупностью стоял одиноким 984 . Но не будучи видным церковным организатором, Иоанн был влиятельным руководителем и воспитателем своей паствы. До нас не сохранилось памятников его проповеднической деятельности, однако несомненно, что эта первая обязанность пастыря высоко ставилась Иоанном 985 . Но, главным образом, должна была оставить по себе след в воззрениях его паствы самая жизнь его, с одной стороны, как молчаливый, но живой протест против безобразий распущенного общества, а с другой – как пример для подражания или, по крайней мере, как предмет для благоговейного преклонения. Кроме вышеупомянутого факта, об этом последнем достаточно ясно говорят отношения к Иоанну императора Маврикия, прекрасно характеризуемый рассказом Феофилакта Симокаты о том, что император после смерти патриарха перенес во дворец оставшееся от него убогое имущество, состоявшее из обветшавшего плаща, ковра и деревянной кровати, как незаменимую драгоценность, великим постом для отдыха употреблял жесткое ложе подвижника, надеясь чрез это сподобиться даров благодати, которые отличали последнего 986 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Феодора Студита Память 11 ноября В Константинополе проживал некогда богатый и благородный человек по имени Фотин 7231 , женатый на одной благородной женщине, по имени Феоктиста. Оба они были благочестивы и боялись Бога. От них и родился блаженный Феодор. Родители, просветив его святым крещением, воспитывали его в добрых правилах и отдали в книжное обучение. С воцарением нечестивого царя Константина Копронима 7232 , стала распространяться иконоборческая ересь и было воздвигнуто сильное гонение на православных. Вследствие сего, Фотин, отказавшись от занимаемой им важной государственной должности и посоветовавшись со своею супругою, раздал все имение и, отрекшись от мира, посвятил себя, вместе с Феоктистою, иноческой жизни, в которой они ревностно подвизались до самой кончины. Блаженный же Феодор, обучившись Еллинской премудрости, сделался выдающимся оратором и превосходным философом и препирался со злочестивыми еретиками о православной вере. Он настолько был сведущ в Божественном Писании и догматах, что еретики никогда не могли противостоять ему. По смерти злочестивого царя Константина Копронима, на престол вступил сын его Лев 7233 , также иконоборец, но он царствовал недолго и вскоре умер. После него на престол вступила супруга его Ирина вместе со своим сыном Константином 7234 . Нося имя, означающее «мир» 7235 , она и на самом деле водворила в Церкви мир и прекратила иконоборческую смуту. Она собрала множество преподобных отцов и вместе с святейшим патриархом Тарасием созвала в Никее 7 седьмой вселенский собор, на котором, отвергнув нечестивое учение еретиков, снова установила, как то было прежде, почитание божественных икон и поклонение им 7236 . Собравшихся на собор отцов было более трехсот; в числе их присутствовал и преподобный Платон , который первоначально подвизался на горе Олимпе 7237 . Он был блаженному Феодору дядей – по матери; в нем жил Дух Божий и, как человек, начитанный в Божественных Писаниях и искусный вития, он был полезен для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Около 345 г. между Афанасием Александрийским и Маркеллом произошел разрыв из-за того, что Фотин, ученик Маркелла, был признан Афанасием еретиком 421 , Маркелл же ни разу публично Фотина не анафематсвовал 422 – видимо, потому, что в какой-то мере сочувствовал его теориям (точно определить вероисповедание Фотина невозможно, т. к. от него не осталось ни одного письменного свидетельства, однако можно сделать предположение, что Фотин развил раннее богословие Маркелла в сторону динамизма (адопционизма) 423 , в то время как для того, чтобы доказать принадлежность самого Маркелла к этой ереси, недостаточно письменных доказательств). Афанасий мог не вполне понимать вероисповедание Маркелла из-за различия в употреблении терминов, ведь для Афанасия всегда характерно употребление слова «сущность» там, где Маркелл написал бы «ипостась». Кроме того, хотя Афанасий сам не использовал язык «трех ипостасей», но, в отличие от Маркелла, он не считал, что этот язык заведомо неверен, т. е. допускал православное его истолкование 424 . Далее до самой смерти Маркелла нам ничего о нем не известно. Умер Маркелл Анкирский в 374 г. (Епифаний написал около 376 г., что «он умер немного более, или немного менее двух лет назад» 425 ). Однако нам известно достаточно много о дальнейшей полемике вокруг его вероисповедания. Избранный епископом Кесарии Каппадокийской в 370 г. Василий Великий еще при жизни Маркелла попытался объединить не во всем согласных между собой православных на Западе и на Востоке и привлечь к ним подобосущников и колеблющихся; для этого ему понадобилось полное признание всеми Маркелла еретиком. Особенно важно было такое признание получить от Афанасия Александрийского , что Василий и попросил у него сделать в приведенном выше письме, т. к. считал, что только это может примирить с Церковью тех на Востоке, кто ни в коем случае не хотел согласиться с отрицанием Маркеллом трех ипостасей. Само взаимопонимание православных на Востоке и на Западе, по мнению Василия Великого , должно было основываться не только на признании единосущия (в терминологии Маркелла – одноипостасности), но и на исповедании трех единосущных ипостасей Троицы. Но именно этого исповедания ν Маркелла не было, и поэтому требовалось его осудить. Как бы то ни было, Афанасий Великий оставил письмо Василия без ответа 426 . Видимо, узнав о планах Василия, на них отреагировал верный богословию Маркелла анкирский клир во главе с диаконом Евгением; от его лица было написано апологетическое письмо Афанасию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

1. Антропоморфиты Египетской Пустыни Иоанн Кассиан в своем десятом «Собеседовании» рассказывает о некоем Серапионе, монахе высокой жизни: antiquissimae districtionis atque in actuali disciplina per omnia consummatus [древней строгости в воздержании и в деятельной жизни, во всём совершенный]. Однако по неосторожности он впал в заблуждение «антропоморфизма». В общине разразился скандал. Прилагали великие усилия, чтобы вернуть Серапиона на путь истинный. По–видимому, основной спор разгорелся вокруг определенного метода духовного делания, но кроме того затрагивались и экзегетические вопросы. В это время в монастыре находился некий Фотин, каппадокийский дьякон, человек большой учености. Его возражения Серапиону строились на вопросе о значении слов Писания: человек был создан по образу и подобию Божию. Фотин красноречиво и убедительно объяснял, что все «начальники церквей» на Востоке понимают эту фразу «духовно» — non secundum humilem litterae sonum, sed spiritaliter [не в простом буквальном, а в духовном смысле]. В конце концов Серапион согласился прекратить неверное духовное делание. Но новый путь не принес ему радости. Когда, как говорит Кассиан, «из сердца его исчез тот образ божества антропоморфитов, который он привык представлять себе в молитве», Серапион впал в тоску и смятение. В глубоком отчаянии, простершись на земле, плача и рыдая, он восклицал: «Отняли у меня Бога моего; кого теперь держаться, не имею, или кому покланяться и молиться, уже не знаю» — tulerunt a me Deum meum, et quem nunc teneam non habeo vel quem adorem aut interpellem jam nescio (Coll. X, 3; pp. 288–289 Petschenig). Наши сведения о спорах в пустыне между «оригенистами» и так называемыми «антропоморфитами» скудны и односторонни. Они исходят в основном из оригенистского лагеря. Сам Кассиан в своем описании монашеского Египта весьма тенденциозен. В своих великих трудах — «Установлениях» и «Собеседованиях» — он всецело на стороне «оригенистского» (или «евагрианского») духовного учения. Упоминания «антропоморфитов» у Сократа (Hist.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Антропоморфиты египетской пустыни. Часть первая Впервые: The Anthropomorphites in the Egyptian Desert//Akten des XI Internationalen Byzantinistenkongresses, München 1958. Manchen, 1960, SS. 154–159. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works IV, рр. 89–96, 289. Иоанн Кассиан в своем десятом «Собеседовании» рассказывает о некоем Серапионе, монахе высокой жизни: antiquissimae districtionis atque in actuali disciplina per omnia consummatus [древней строгости в воздержании и в деятельной жизни, во всём совершенный]. Однако, по неосторожности он впал в заблуждение «антропоморфизма». В общине разразился скандал. Прилагали великие усилия, чтобы вернуть Серапиона на путь истинный. По-видимому, основной спор разгорелся вокруг определенного метода духовного делания, но кроме того затрагивались и экзегетические вопросы. В это время в монастыре находился некий Фотин, каппадокийский диакон, человек большой учености. Его возражения Серапиону строились на вопросе о значении слов Писания: человек был создан по образу и подобию Божию. Фотин красноречиво и убедительно объяснял, что все «начальники церквей» на Востоке понимают эту фразу «духовно» – non secundum humilem litterae sonum, sed spiritaliter [не в простом, буквальном, а в духовном смысле]. В конце концов, Серапион согласился прекратить неверное духовное делание. Но новый путь не принес ему радости. Когда, как говорит Кассиан, «из сердца его исчез тот образ божества антропоморфитов, который он привык представлять себе в молитве», Серапион впал в тоску и смятение. В глубоком отчаянии, простершись на земле, плача и рыдая, он восклицал: «Отняли у меня Бога моего; кого теперь держаться, не имею, или кому поклоняться и молиться, уже не знаю» – tulerunt а me Deum meum, et quem nunc teneam non habeo vel quem adorem aut interpellem jam nescio (Coll. Х, 3; рр. 288–289 Petschenig) 344 . Что означает этот поразительный рассказ? Что представляло собой «антропоморфитское» делание, которым увлекся бедный Серапион? В чем причина его горя и смятения?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Маркелл Анкирский – византийский богослов, епископ Анкирский, участник Анкирского и Никейского соборов. Сторонник Афанасия Великого в арианском споре. Был своими противниками изгнан из собственной епархии в 336 году. Почти сорок лет после этого духовенство Анкиры сохраняло верность ему, своему прежнему епископу. Афанасий и епископы западной части Римской империи поддерживали в эти годы Маркелла, тогда как на востоке часть епископов считала его еретиком. Его немногочисленные последователи были известны как маркеллиане. Собор был созван по желанию императоров Константа (младший сын Константина Великого ) и Констанция II (сына Константина Великого , приверженца ереси ариан), на границе Восточной и Западной Римских империй.  Местом Собора избран был город западной части империи, но близкий к её востоку, как бы серединный. Может быть, потому он и назывался по-славянски Средец, по-римски – Serdica, ныне это София – столица Болгарии. На собор съехались 170 епископов: 94 западных и 76 восточных. Решения Собора посвящены вопросам церковного управления. Собором были приняты 20 правил, вошедших в Православной Церкви в общий свод церковного права. Правила были составлены на двух языках: латинском и греческом. Фотин Сермийский, епископ. Утверждал, что Слово Божие не имеет личного бытия и не родилось от Отца прежде всех веков, а Христос – простой человек, одушевлённый только Словом Божиим. Фотин был осуждён не только православными епископами на соборах: Антиохийском (341), Медиоланских (346 и 348), но и арианами на Сирмийском соборе (351). Умер в ссылке в 375 году. Миланский (Медиоланский) церковный собор был созван в Медиолане (Милан) римским императором Констанцием II для разрешения спора между арианами и ортодоксальными христианами. В 341 г. в Антиохии состоялся собор по случаю освящения золотой базилики, состоявший из 97 отцов. С этого собора начинается новый период в истории арианства, борьба с Никейским символом переходит в область догматическую, делаются многочисленные попытки замены Никейского «Символа Веры» новым. Участниками Собора были предложены несколько вариантов (формул).

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010