Викторин. Викторин, африканец по рождению, преподавал риторику в Риме при императоре Констанции, в чрезвычайно преклонном возрасте обратился к вере в Христа. Написал книги против Ария — в диалектическом стиле и очень неясным языком, который могут понять только ученые. Известны также его комментарии к Посланиям Апостолов. Тит. Тит, епископ Бостры, в годы правления императоров Юлиана и Иовиана писал пламенные книги против манихеев и некоторые другие работы. Умер во времена Валента. Дамас. Дамас, епископ Римский, обладал замечательным талантом стихосложения и опубликовал много коротких произведений героического характера. Умер почти в восьмидесятилетнем возрасте в царствование императора Феодосия. Аполлинарий. Аполлинарий, епископ Лаодикии в Сирии, сын пресвитера, в юности посвятил себя прилежному изучению грамматики. Позднее сочинил огромное количество книг о Священном Писании. Умер при императоре Феодосии. Сохранилось тридцать его книг против Порфирия, которые считаются лучшими среди его работ. Григорий из Эльвиры. Григорий, епископ города Эльвиры в Бетике, продолжал писать до самого преклонного возраста, сочинил различные трактаты на посредственном языке и одну превосходную книгу «О вере». Говорят, он еще жив. Пакиан. Пакиан, епископ Барселоны в Пиренейских горах, владел чистым слогом, стал известным благодаря своей жизни и своим речам. Писал небольшие произведения, среди которых «Олень», «Против новациан». Умер в годы правления императора Феодосия в очень преклонном возрасте. Фотин. Фотин из Галлогреции, последователь Маркелла, посвящен в сан епископа города Сирмий. Предпринял попытку представить ересь эбионитов и затем, будучи отлучен от церкви императором Валентинианом, написал много книг, среди которых наиболее выделяются труды «Против язычников» и «К Валентиниану». Фебадий. Фебадий, епископ Агена в Галлии, опубликовал сочинение «Против ариан». Говорят, есть другие его книги, которые я еще не читал. Он жив, но уже немощен из-за возраста. Дидим. Дидим из Александрии, ослепший в юном возрасте и потому не получивший даже начальных знаний, проявил такие удивительные способности, что изучил в совершенстве диалектику и даже геометрию, науки, для которых особенно необходимо зрение. Он написал много книг, вызывающих восхищение: комментарии ко всем псалмам, к Евангелиям от Матфея и Иоанна, «О доктринах», также две книги «Против ариан» и одну книгу «О Святом Духе», которую я перевел на латинский язык, восемнадцать томов об Исайе, три адресованные мне книги комментариев к Осии, пять книг «О Захарии», написанные по моей просьбе, а также коммен- тарии к Иову и много других произведений, одно лишь перечисление которых составит целую книгу. Он жив и уже оставил позади свой восемьдесят третий год.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

1. Св. мученик Маврикий и 70 воинов . В правление царя Максимиана было великое гонение на христиан. В сирийском городе Апамия Маврикий был начальником местного гарнизона. Язычники обвинили его перед царем как христианина и сеятеля христианской веры среди воинов. Царь прибыл самолично и начал расследование. Вместе с Маврикием перед царем предстали и 70 воинов-христиан, среди которых был и сын Маврикия – Фотин. Ни царские ласки, ни угрозы не смогли поколебать этих отважных ратников. На царские угрозы они ответили: «О царь, нет страха в благоразумной и могучей душе любящих Господа!» Когда по повелению царя с них сняли воинские пояса и одеяния, они сказали: «Бог облечет нас одеждами и поясами нетленными и вечной славой!» Когда царь упрекал их, что презрели они воинскую честь, данную им от него, они ответили: «Честь твоя – это бесчестье, потому что забыл ты Бога, давшего тебе царскую власть!» Тогда царь приказал обезглавить перед глазами Маврикия его сына Фотина, чтобы устрашить этим отца и всех прочих. Но Маврикий сказал: «Исполнил ты наше желание, о мучитель, и послал перед нами Фотина, воина Христова». Тогда царь приговорил их к самой бесчеловечной смерти: их отвели в некое болото, обнажили, привязали к деревьям, намазали медом и оставили на съедение комарам, осам и шершням. В страшных мучениях предали они свои души Богу лишь на десятый день и преставились, чтобы вечно радоваться со святыми Ангелами на небесах. Христиане тайно взяли их тела и честно погребли. Эти храбрые Христовы воины пострадали около 305 года. От корня благого – лоза благородная, Фотин молодой – жертва Богу угодная! Ему при отце отрубили главу, И крови струя обагрила траву. Маврикий, полн мужества, боль подавил, Не дрогнул, единой слезы не пролил: – Ты Сам мне, о Боже, его даровал, И чем бы я лучшим за дар твой воздал? Пошли мне такую же смерть, как Фотину, Ты, в жертву обрекший Единого Сына! Маврикий, ратник славный небесного Царя, Жизнь положил ты на земле свою не зря: Из рук тиранов подношений не приял,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   Но довольно, думаю, говорить о них. Оставив их, я перейду по порядку к следующему, дабы не оставить без внимания ничего, случившагося в мире, в области разделений, споров, разногласий и расколов; ибо хотя они и не уклоняются вполне от веры и нравственности, однако же все отделившееся и сделавшееся известным в жизни по возможности не будет оставлено нами без внимания. Против Фотиниан. Ересь пятьдесят первая, а по общему порядку семдесят первая Глава 1   Фотин, от котораго произошли фотиниане, сделался известным в то же время и был епископом святой кафолической Церкви; но превознесшись великою гордостию, он превзошел неистовством всех бывших до него и заходил в мыслях своих о Сыне Божием далее Павла Самосатскаго, изрыгая неосновательныя хульныя речи. Пришел он из Сирмии. Эти плевелы он распространял в мире и жив еще и до сих пор. Извержен он западным Сардикийским собором за хулу, которую изрыгал.    Он утверждает, что Христос не существовал от вечности, но получил начало здесь от Марии; с тех пор, говорит, как сошел на Него Дух Святый, Он и родился от Духа Святаго. А о Духе Святом этот дерзкий выдумщик и измеритель необъяснимых небесных предметов думает, что Он — Христов. Этот Фотин был говорлив и остер на язык и произнесением речей и находчивостию в слове мог обольщать многих. Часто он многими был обличаем даже и после своей защитительной речи, сказанной на Сардикийском соборе, когда он призван был епископами дать отчет в распространенном им зловерии. Он упросил императора Констанция, как напрасно изверженный, чтобы опять назначили ему судей, пред которыми он мог бы доказать, что неправильно извержен. Посему император в то время послал судей и слушателей приготовляемой им защиты — Фалассия, Датиана, Кереалия, Тавра, Маркеллина, Евантия, Олимпия и Леонтия; Василию Анкирскому поручено предлагать ему вопросы и опровергать то, что тот будет защищать и утверждать. Фотин вел не малую беседу с Василием, но подобно дурной женщине, которая для прикрасы натерла лицо, он во время беседы приводил изречения, несостоятельныя по отношению к истинному смыслу, но которыя он намеренно извращал в пользу своей мысли. Посредством вкрадчивости своего голоса и посредством находчивости в построении речи он языком своим расположил в свою пользу слушателей и с похвальбой объявил, этот храбрец, что он представит сотню свидетельств в пользу своего мнения. Но многие долго спорили против него, как мы нашли в записях беседы его с Василием, которыя велено было составить скорописцам Анисию, диакону Василия, Калликрату, письмоводителю префекта Руфина, Олимпию, Никите и Василию, ведшим памятныя записи, Евтихию и Феодулу, нотариям Василия. Один список их, запечатанный, послан был императору Констанцию, а другой остался на соборе, бывшем под председательством Василия; третий, также запечатанный, взят светскими чиновниками; в них заключается нечистое учение Фотина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

513 О возможном монтанизме лионского мученика Алкивиада см.: Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments. P. 223–224. 515 Ириней Лионский (ок. 130–202 гг.) – христианский теолог и писатель. Возможно, происходил из Малой Азии, был учеником Поликарпа Смирнского . После мученической смерти Потина стал еписокпом Лиона, где, как считается, и был казнен в 202 г. Основной литературный труд Иринея – «Обличение и опровержение лжеименного знания». Подробнее о нем см.: Федченков С. А. Святой Ириней Лионский . СПб., 2010; Osborn О. Irenaeus of Lyons. Cambridge, 2001; Irenaeus. Life, Scripture, Legacy/Ed. S. Parvis, P. Foster. Minneapolis, 2012. 516 Этот сборник мученичеств, составленный Евсевием, утрачен; сохранилось лишь его сочинение «О Палестинских мучениках» (см.: Carriker A. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden, 2003. P. 250–255). 517 «Хроника» Евсевия-Иеронима относит преследования в Лионе к 167 г. (Hier. Chron., 236), но сам Евсевий пишет, что это произошло в семнадцатый год царствования Антонина Вера (Марка Аврелия). Современные исследователи полагают, что гонения произошли если не в 177 г., то около этого времени. (См.: Barnes Т. D. Eusebius and the Date of the Martyrdoms//Les martyrs de Lyon. P. 137–143; Dehandschutter B. A Community of Martyrs: Religious Identity and the Case of the Martyrs of Lyons and Vienne//More than a Memory. The Discourse of Martyrdom and the Construction of Christian Identity in the History of Christianity/Ed. J. Leemans. Leuven, 2005. P. 6–8.) 518 Их имена приводит Григорий Турский : Веттий Эпагаф, Захария, Махарий, Алкипиад (Alcipiadis), Сильвий, Прим, Альпий, Витал, Комминий, Октобер, Филомин, Гемин, Юлия, Альбина, Грата, Эмилия, Постумиана, Помпея, Родоны, Библида, Кварта, Матерна, Элпенипса, Стамас, Санкт, Матур, Александр, Понтик, Бландина, Аресций, Фотин, Корнелий, Зотим, Тит, Зотик, Юлий, Эмилия, Гамниты, Помпея, Алюмна, Мамилия, Юста, Трифимы, Антиония, Фотин епископ (Mir., I, 48). (Подробнее см.: Quentin H. La liste des martyrs de Lyon de l’an 177. P. 113–138.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если в «Апологии» Палладия, созданной по конкретному поводу, главным объектом критики является никейская доктрина, а если точнее, то богословие свт. Амвросия Медиоланского , папы Дамаса 1061 и некое «сирмийское богохульство», 1062 то «Богословские фрагменты» и «Толкование на Евангелие от Луки» дают нам намного более полную картину. В роли главных противников истинной веры в «Богословских фрагментах» выступают «те, кто называют себя православными», т.е. никейцы, а также македониане. При этом последние, по мнению автора, оказываются ближе к истине, чем первые. И «православные», и македониане утверждают, что нет никаких различий между Богом Отцом и Богом Сыном, однако расходятся в своем пневматологическом учении. «Православные» приравнивают во всем Святого Духа к Отцу и Сыну, македониане же, как и сам автор, исповедуют, что Святой Дух был сотворен Отцом через Сына. 1063 Подобного рода схема, представляющая македониан в качестве промежуточного звена между «истинными христианами» и «теми, кто называют себя православными», грешит явным упрощением. Автор проводит знак равенства между македонианским учением о подобии Бога Сына Богу Отцу во всем (его разделял, как мы помним, и Герминий) и никейским учением о равенстве Божественных Лиц. 1064 Подобного рода заявление позволяет утверждать, что в трактовке формулы «подобен во всем» поздние иллирийские «ариане» явно были согласны с Урсакием и Валентом, косвенно отвергая учение Герминия. Кроме «называющих себя православными» и македониан в «Богословских фрагментах» в качестве еретиков упоминаются также и фотиниане, которые порицаются за утверждение, что «Иисус Христос существует в силу того, что рожден от Марии, а до того Он не существовал», интерпретируя, таким образом, имя «Иисус Христос» как принадлежащее только человечеству или плоти. 1065 В этой критике фотинианства, если сопоставить ее с критикой Палладием христологии свт. Амвросия, скорее всего, присутствует скрытый выпад против омоусиан. В «Толковании на Евангелие от Луки» Фотин также упоминается, но на этот раз вместе с Павлом Самосатским и Эвионом 1066 : «Да устыдится Павел, Фотин и Эвион, потому, что Тот, Которого зачала и родила Мария, не есть человек, получивший бытие от Марии, сын человеческий, но наречется Сыном Всевышнего». 1067 В «Толковании» содержится в подобном же духе выдержанное порицание Маркиона за то, что он учил о призрачности тела Христова. 1068 Таким образом, можно прийти к выводу, что, в отличие от «Богословских фрагментов» и, в особенности, от «Апологии» Палладия, упоминания доктрин еретиков в «Толковании на Евангелие от Луки» имеют иллюстративный и даже, если так можно выразиться, «академический» и риторический характер. Речь здесь идет не о полемике с оппонентами, в настоящий момент представляющими угрозу для того богословского течения, сторонником которого и был автор этого сочинения. 1069 3.2.2. Проблема преемственности омийской традиции в Иллирике

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces.P. 271; Meslin M. Les Ariens. 67. 268). Примечательно, что свт. Епифаний называет председателем собора, который он, впрочем, путает с Сердикским собором западных епископов, Василия Анкирского (Epiphan. Panarion. 71. 1). 571 Вряд ли можно признать основательными утверждение Г. К. Бреннеке о том, что Герминий был другом Урсакия и Валента (Brennecke H. C. Hilarius.S. 96), а также мнение Р. П. К. Хэнсона, что Герминий был настроен в это время антиникейски (Hanson R. P. C. Op. cit. P. 325). В источниках отсутствуют свидетельства как подтверждающие, так и опровергающие подобные предположения. 572 Epiphan. Panarion. 71. 1: «Он (Фотин) упросил императора Констанция, как напрасно изверженный, чтобы опять назначили ему судей, перед которыми он мог бы доказать, что неправильно извержен». 573 Socrat. Hist. eccl. II. 30.: «Итак, по воле василевса назначен был день, собрались находившиеся там епископы и немалое число сенаторов , которым присутствовать на диспуте приказал василевс. При них Фотину противостоял тогдашний предстоятель Анкирской церкви Василий, и скорописцы записывали слова их. Велика была словесная борьба между ними, но наконец Фотин остался побежденным и подвергнут осуждению. Ср. Sozom. Hist. eccl. IV. 6: «Когда в назначенный день собрались епископы и, по повелению василевса, явились судии, которые при дворе превосходили в то время всех своими познаниями и достоинством; тогда состязание с Фотином принял на себя анкирский епископ Василий. После продолжительной борьбы посредством вопросов и ответов с той и другой стороны, между тем как скорописцы записывали слова обоих, Василий одержал верх». Из слова Созомена становится ясно, что сенаторы выступали в роли арбитров и именно им предстояло определить, насколько аргументирована была позиция противоборствующих сторон. Таким образом, благодаря действиям императора процедура соборного обсуждения фактически соединялась со светским судом, а сам собор превратился в мероприятие общегосударственной важности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Очевидно, при оценке такой доктрины всякий критерий, взятый отъинуду, всякое требование от нее установившегося и всеми принятого, будет невыгодно для нее. И Василий В. отвергал ее как факт в ряду других современных ей фактов, с её формою и частными положениями; Афанасий В. снисходительно щадил ее в виду её основной тенденции и «целовал намерение» Маркелла. Затратив весь запас богословских терминов — до πρσωπον включительно — на выражение единства Божества, он остался без средств, когда ему пришлось говорить о различии, о бытии Слова, и он мог только повторять: «διος, ν κα υπρχων», в пояснение к таинственному «δυνμει», пугавшему его противников. Однако, в ту пору многие из православных еще остерегались выражения: «τρεις υποστσεις». Он отказался от защиты учения о совечности Сына Отцу, но этот пункт затушевывал неточным употреблением слов «Сын» и «рождение»  и незаметно переходил к речи о вечности Слова. На запрос о конечности царства Христова, Маркелл говорил о том, что Λγος вечно, всегда соцарствует Богу и Отцу, Его же царствию не будет конца. Пред запросом о временности воплощения Маркелл оказывался в безвыходном положении; но Сердикский собор имел полное основание видеть в этом пункте не «догмат» Маркелла, а один из тех проблематических вопросов (ζητματα), которые он ставит в своем сочинении. Неудивительно, что современники колебались в окончательном суждении о системе, столь необычной. Поэтому же Маркелл и не оставил по себе последователей в точном смысле этого слова: его ученики в 375 признали κ τς ουσας, μοοσιον и предвечное рождение Сына-Слова, и анафематствовали тех, которые признают Сына «растяжением и энергиею Отца и не признают Слово Сыном». Почему маркеллиане после этого не соединились окончательно с кафолической церковью — не понятно. Фотин, еп. сирмийский. Учение Фотина (Φωτεινς, в κθεσις μακρστιχος иронически названного Σκοτεινς), еп. сирмийского, было в сущности совсем противоположно учению Маркелла, но сильно повредило делу последнего своим появлением. Фотин был Маркелла и диаконом анкирским, и хотя развил свое учение будучи уже епископом сирмийским, но противники Маркелла неблаговидные стороны учения ученика приписали самому учителю. Об учении Фотина известно немного (главный источник — εκθεσις μακρστιχος 344 г. и сирмийская I формула 351); однако связь его с маркеллианизмом несомненна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

431 Фотин, епископ Сирмии (ок. 340 г.), объявлял Христа человеком, которого отличает от других только его чудесное рождение и полнота благодати, дарованная ему за его нравственное совершенство. Фотин был низложен Сирмийским Собором 351 г. 432 1Кор. 11, 19 . Винцент (Викентий) Лиринский так объяснял эту мысль св. Павла: «Надлежит быть ересям, – говорит он, – чтобы обнаружились среди нас люди испытанные. Он как бы говорит: ересиархи потому не сразу по воле Божией изничтожаются, чтобы стало ясно, насколько каждый крепок, верен и утвержден в православной вере. И правда, когда вскипит что-то новое, сразу же видны тяжелые зерна и легковесная мякина, и легко тогда выметается с тока то, что не могло остаться на току, не имея веса». 433 Августин называет две опасности, которым он подвергался, если бы ограничился чтением только книг неоплатоников: 1) он мог отойти от христианской веры; 2) поверить, что философия могла дать душе то же, что и Писание. 434 О влиянии ап. Павла Гарнак писал: «Маркион после апостольских отцов; Ириней, Климент и Ориген после апологетов; Августин после греческих отцов; великие реформаторы средних веков в лоне средневековой Церкви от Агобарда до Весселя; Лютер после схоластиков; янсенизм после Тридентского Собора – во всех этих людях действовал и вел к реформации Павел» (История догматов, 1, 136). 440 «Создал» – один из опорных текстов для ариан. Августин относил «создал» к человеческой природе и понимал «в начале путей Твоих» как свидетельство о человеческой природе Христа, через которую люди приблизились к Богу. 455 О происхождении и юности Симплициана (умер ок. 400 – 401) ничего не известно. Он был духовным отцом Амвросия и преемником его по епископству. Августин познакомился с ним в 386 г. Амвросий характеризовал его как человека острого ума, умело изобличавшего «философские учения, уклонявшиеся от истины» («Письма»). 456 Солиньяк, автор последнего комментария к Августину, толковал эти слова так: «Один жил в воздержании, другой в браке». 465 Викторин, знаменитый оратор и учитель риторики. Родился ок. 300 г. в проконсульской Африке, ок. 340 г. переселился в Рим. Горячий последователь Плотина, перевел на латинский язык несколько его сочинений и «Isagoge» Порфирия. Христианство принял ок. 355 г. Статуя ему была поставлена на форуме Трояна.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ведя войну с узурпатором Магненцием, Констанций оказал­ся в Сирмии, епископ которой Фотин обвинялся в ереси как на Востоке, так и на Западе. В прошлом он был диаконом, в своих богословских воззрениях он оказался последователем Анкирского епископа Маркелла, но, доводя до крайности савеллианские черты в триадологии учителя, Фотин разошелся и с ним и стал отрицать «предвечное рождение и бытие Сына... утверждая, что Христос получил бытие от Марии» 192 . Для рассмотрения этого уче­ния Констанций созвал в Сирмии в 351 г. собор, на который были приглашены Осия Кордубский, незадолго перед тем отправлен­ный в изгнание, Василий Анкирский, Марк Аретузский, Валент Мурсийский и другие епископы – никейцы и ариане. Относи­тельно еретического учения Фотина участники собора были еди­нодушны: его низложили как приверженца монархианских ересей Савелия и Павла Самосатского, но Констанций решил восполь­зоваться случаем, чтобы побудить участников собора к состав­лению нового символа, который бы объединил православный Запад и арианствующий Восток. На Сирмийском соборе составлена была на греческом и латин­ском языке тринитарная формула с явно выраженным субординационистским акцентом. Более того, произошло отступление от Никейского символа: собор анафематствовал исповедовавших единосущие или подобосущие Сына Отцу, воспрещая само упо­требление понятия «сущность» как на греческом языке «усиа», так и на латинском substantia, между которыми есть некий зазор – латинский термин в большей мере носит оттенок вещественно­сти и материальности, от которого свободнее греческое философ­ское понятие «усиа». Сирмийский собор анафематствовал и тех, кто исповедовал, что Сын равночестен, а не подчинен Отцу. Осия Кордубский, в ту пору уже достигший преклонных лет, не хотел подписывать составленный в Сирмии символ, но, как пишет Сократ, «когда подвергли старца побоям и пыткам» он «согла­сился и подписал изданные тогда исповедания» 193 . 22 мая 352 г. скончался защитник святителя Афанасия епископ Римский Юлий, на его место был избран Ливерий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

b) Диспут показал в Фотине истого ученика Маркелла как аа) по формальному принципу, так и бб) по материальному. аа) С формальной стороны Фотин столь же мало, как и Маркелл, расположен был преклоняться пред наличными учено-богословскими авторитетами своего времени, напротив даже и при бeccnophoм consensus ux воззрений требовал на все буквально ясных оснований в текстах св. писания. бб) С материальной стороны Фотин, опять согласно с Маркеллом, исходил из того предположения, что только « Λγος» есть первичное, непроизводное определение Христа по божеству Его, и понятие о Нем как «Сыне» приурочивал к Его вочеловечению. Предвечного рождения Сына Божия не допускали ни ученик, ни учитель, и тем самым лишили и bcexcommilimones Bacuлuя анкирского повода к поленике против никейского символа. Но они взяли свою львиную долю здесь с другого конца. Нужно было утвердить истину, что Христос есть Сын от вечности, как Сын Божий, а не только как Сын человеческий, и выразить эту истину словом, взятым из св. писания. И b Profimemur enim ckaзaho: U Единородного Его Сына, Бога от Бога, света от света, перворожденного всея твари. Последние слова принадлежат апостолу Павлу 167 и возражать против них – понятно – не мог никто – тем более, что в смысле догматического термина они уже приняты были в высоко авторитетном для сирмийского собора символе Лукиана. Но конечно по причинам весьма серьезным никейский вселенский собор не внес в свой символ этих слов, уже читавшихся в символе кесарийской церкви: если одни усматривали в апостольском изречении именно ту истину, что Христос (по божеству) рожден предвечно, прежде всей твари, – догмат, который сирмийский собор и должен был защищать против Фотина, – то другие обращали внимание только на слова: всея твари и хотели видеть в них подтверждение своего мнения, что Сам Сын есть только начаток созданий Божиих. И так как слов: « рожденна, не сотворенна» не было b Profimemur (kak не было их и в антиохийской 4-й формуле); то – доказывает св. Иларий – член веры о Единородном в этом послании имел довольно двусмысленный характер 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010