Елисей пришел в дом ее и молитвою воскресил ребенка. Раз во время голода один из сынов (учеников) пророческих, пришедших к Елисею, положил, по незнанию, в котел с похлебкой вредных плодов. Как только отведали похлебки, закричали: «Человек Божий! Смерть в котле». Елисей всыпал в котел муки, и похлебка стала безвредной. Некто принес Елисею двадцать ячменных хлебцев и зерна в шелухе. Елисей сказал слуге: «Отдай людям, пусть едят». Слуга сказал: «Что тут я дам сотне человек?» Елисей повторил: «Отдай! Господь говорит: насытятся и останется». Действительно, сто человек наелись, и еще осталось ( 4Цар. 4 ). Исцеление пророком Елисеем Неемана от проказы Военачальник царя сирийского, Нееман, был прокаженный. Узнав, что в Самарии есть пророк, который может снять проказу, Нееман сказал об этом своему царю. Царь послал Неемана к царю израильскому Иораму с письмом, в котором требовал, чтобы он снял с него проказу. Царь израильский, прочитав письмо, разодрал на себе одежды и сказал: «Разве я Бог, что он посылает ко мне снять с человека проказу? Видите, он ищет предлога начать со мной войну ». Но Елисей послал сказать царю: «Пусть сириец придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». Нееман поехал на колеснице и остановился у входа в дом Елисея. Елисей выслал к нему слугу сказать: «Пойди омойся семь раз в Иордане, и будешь чист». Нееман рассердился и сказал: «Я думал, что он выйдет, призовет Бога своего, возложит руку свою на больное место и снимет проказу. Реки дамасские разве не лучше всех вод израильских?» Сказав это, он оборотился и поехал назад в гневе. Но рабы сказали ему: «Отец наш! Если бы пророк сказал сделать тебе что-нибудь важное, неужели бы ты не сделал? А он тебе сказал только: омойся, и будешь чист». Нееман послушался совета, отправился к Иордану, окунулся в нем семь раз и очистился. Тогда он воротился к пророку Елисею и сказал: «Теперь я узнал, что нет другого Бога, кроме Бога Израилева. Прими дар от раба твоего». Елисей отказался от подарка. После этого Нееман просил у него позволение взять земли Израильской 436 для того, чтобы на ней построить жертвенник истинному Богу, и прощение в том, что ему приходится поклоняться в доме Риммона 437 , когда царь поклоняется там и опирается на его руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Если мы вслед за Иоанном Златоустом сравним этот эпизод с исцелением Неемана, военачальника царя Сирийского, о котором Иисус упоминал в одной из Своих речей ( Лк. 4:27 ), мы увидим, что пророк Елисей не захотел коснуться тела больного, но лишь послал к нему слугу, чем вызвал у Неемана немалую обиду. Реакция Неемана на нежелание пророка прикоснуться к нему описана в Библии в таких выражениях: И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе ( 4Цар. 5:10–12 ). Златоуст подчеркивает, что Иисус, в отличие от Елисея, «в доказательство, что Он исцеляет не как раб, а как Господь, – прикасается. Рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистой; между тем тело прокаженное от святой руки стало чисто» 109 . Своим поведением Иисус ниспровергает устоявшееся со времен Моисея представление о нечистоте, причем делает это сознательно и последовательно. В Ветхом Завете источником нечистоты считалось нечто внешнее по отношению к человеку, и он воспринимался как осквернившийся в том случае, если прикоснется к тому, что считается нечистым. Некоторые роды пищи считались нечистыми: если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся. Иисус, напротив, настаивал: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека ( Мк. 7:14 ). Эти слова, произнесенные в присутствии народа, Он затем разъяснил ученикам: Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк. 7:20–23 ). Как мы отметили, рассказ об исцелении прокаженного в версии Марка отличается от версии Матфея большей детализацией. Заслуживают внимания следующие слова: И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им ( Мк. 1:43–44 ). Здесь многое вызывает вопросы. По какой причине Иисус строго посмотрел на исцеленного? Был ли Он недоволен тем, в какой форме тот представил просьбу об исцелении (если хочешь, можешь…), или предвидел, что он ослушается Его приказания не разглашать о чуде? Чем было вызвано это приказание – желанием Иисуса скрыть от окружающих факт произошедшего исцеления или какими-либо соображениями, относящимися к дальнейшей судьбе исцеленного? Наконец, что означают слова во свидетельство им? Кто эти «они» и какого рода свидетельство для «них» требуется?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закон вечной справедливости остается вечным и неизменяемым, но душа человеческая, искренно молящаяся за врагов своих, сама светлеет высшим светом любви Божией. «Господи! не вмени им греха сего!» восклицает побиваемый каменьями, как Захария, христианский мученик Стефан; и в этой молитве об убийцах своих его светлая душа еще более светлеет, озаряемая светом Божиим, и приближается к недосягаемому человеком вечному светочу, воссиявшему нам ( 2Nemp. I, 19 ), который глаголал в страшные минуты распятия Его: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят»! (Луки XXIII, 34). Иоаса, как мы видим, постигает Божие наказание: на него нападают Сирийцы; грабят его сокровища; он сам, тяжко больной, откупившись от их нашествия, чувствует, что окружен заговорщиками, и затворяется в Иерусалимской крепости Милло; но и здесь он убит на постели своей слугами своими, и «не похоронили его в царских гробницах» ( 2Nap. XXIV, 25 ). Сорок лет царствовал Иоас (4 Ц. XII, 1), воцарившись семи лет отроду в седьмой год царствования во Израиле Ииуя; так что дни его рождения совпадают с днями переворота, совершенного во Израиле. Через 23 года по его воцарении (4 Ц. XIII, 1) умер в Израильском царстве Ииуй, и воцарился сын его Иоахаз, который «делал неугодное в очах Господних». Как мы видели выше, Азаил, царь Сирии Дамасской, взял большую дань с Иоаса, царя Иудеи, и он же, а после него Венадад (II), сын его, беспрестанно тревожили царство Израильское. Ииуй, как сказано в 4 Ц. X, 31–32, «не старался ходить в законе Господа Бога Израилева от всего сердца... и не отступал от грехов Иеровоама 1054 ... в те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом». И об Иохазе (id. XIII, 2 – 3), как и об отце его, сказано, что он не отступал от грехов Иеровоама... «и возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила царя Сирийского, и в руку Венадада, сына Азаилова, во все дни». Id ст. 4. «И помолился Иоахаз лицу Господню и услышал его Господь, потому что видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский». 5. «И дал Господь Израильтянам избавителя и вышли они из-под руки Сириян»...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И возвратился Ангел Господень во второй раз, и коснулся его, и сказал: «Встань, и ешь, и пей, ибо долгий пред тобою путь». И встал он, и поел, и напился; и прошел, укрепившись тою пищей, сорок дней и сорок ночей до горы Хорива. И вошел он там в пещеру, и остановился в ней. И вот, было слово Господа к нему, и сказал ему Господь: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним; и вот, Господь пройдет; и ветер великий и сильный, раскалывающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; и после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; (и после землетрясения огонь, но не в огне Господь;) и после огня звук легкого дуновения, и там Господь». И бысть, яко услыша Илия, покры лице свое милотию своею, и изыде, и ста близ пещеры. И рече Господь к нему: иди и возвратися в путь твой, и пойдеши в путь пустыни Дамасковы, и помажеши Елиссея, сына Асафатова, вместо тебе пророка. И было, когда услышал это Илия, закрыл он лицо своё милотью своею, и вышел, и стал у пещеры. И сказал Господь ему: «Иди и возвращайся на путь свой; и придешь на путь пустыни Дамасской, и помажешь Елисея, сына Сафатова, в пророка вместо себя».    3 Цар 19:3–9, 11–13, 15–16 На литии стихиры самогласны, глас 2: Стихиры на литии самогласные, глас 2 Иже Светом Твоим всю вселенную освятив,/на горе высоце преобразился еси, Блаже,/показав учеником Твоим силу Твою,/яко мир избавляеши от преступления./Темже вопием Ти:/Милосерде Господи, спаси души наша. Светом Своим всю вселенную освятивший,/на горе высокой преобразился Ты, Благой,/показав ученикам Своим могущество Свое,/ибо Ты мир избавляешь от преступления./Потому мы взываем Тебе:/«Милосердный Господи, спаси души наши!» Иже на горе Фаворстей преображся во славе, Христе Боже,/и показав учеником Твоим славу Твоего Божества,/озари и нас светом Твоего разумения/и настави на стезю заповедей Твоих,/яко един Благ и Человеколюбец. На горе Фавор преобразившийся во славе, Христе Боже,/и показавший ученикам Твоим славу Твоего Божества,/озари и нас светом Твоего познания/и направь на путь заповедей Твоих,/как единый Благой и Человеколюбец!

http://pravmir.ru/chto-poetsya-na-preobr...

«…И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам не потеряет награды своей» (Мф. 10:42). Юноши, Хоронившие Ананию (5:6-10). Погребение мертвых было поручаемо юношам. Как быстро, с какой готовностью они исполнили свое дело. В отличие от языческого отношения к погребению, где оно считалось чуть ли не самым главным делом в жизни человека, христиане поручают предание земле останков человека юношам. И мы видим, с какой простотой и легкостью свершается это погребение. «И встав юноши приготовили его к погребению, и, вынесши, похоронили». Еще одна черта детской, Богу преданной простоты первых христиан. Никаких условностей, никакой искусственности, усложненности жизни… В этой простоте легче идти к Богу и любить Его и всё предавать Ему, до последней йоты. Служители Темницы (5:22-27). Слуги этой «области темной» правдиво свидетельствуют о совершенном освобождении апостолов из Иерусалимской темницы (ст. 23). «Первосвященники, начальник, стражи и прочие первосвященники» поставлены в тупик. «Недоумевают, что бы это значило» (ст. 24). Дело тьмы есть закрывание глаз души. Зло действует во тьме – в неведении того, что делает, и что заставляет делать людей. Любящим Бога всё содействует ко благу. А глядя на дерзости демонов, удивляешься великому их бессмыслию, и всех вольных и невольных проводников их зла. Не каждый ли грешник нераскаявшийся подобен темничному слуге? В нем есть и слепое подчинение начальнику темницы» (диаволу) и человекоугодие, человекобоязнь (стих 26) столь решительно противоположная апостольской свободе духа (стих 29). Тюремщики заперты в своем неведении, в своей тьме. А содержимые в тюрьме могут быть свободны.  Апостол Павел, Первые христиане из язычников, главы 9-12 Спутники Дамасской Дороги (9 гл.). Дамасского путника мы знаем, это Савл, будущий просветитель мира. Но кто его спутники? Имена их нам не открыты. Это, несомненно, иудеи, подобные Савлу, ненавидящие Имя Иисусово. Но что с ними сталось после обращения их начальника, Савла? Когда происходило это посещение Савла Спасителем, на пути в Дамаск, люди «шедшие с ним стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя» (9:7). А после, когда Савл «встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел», они «повели его за руку и привели в Дамаск».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1902...

и оставил тут отрочища своего. а сам пошел по пустыне на разстоянии дневного пути. и пришел и сел под смерчем [[Это не малорослый кустарник с весьма длинными зелеными иглами, вместо листьев торчащими к верху. Он обильно ростет в пустыне, пролегающей между Иудеею и Синаем. Тут я видел его в 1850 году. Прим. переводч.]]. и молил, чтобы душа его не жила, и сказал: довольно теперь! возьми же душу мою от меня, Господи. ибо я не лучше отцов моих. и почил и заснул тут под кустом. и вот некто прикоснулся к нему и сказал ему: встань, ешь и пей. и посмотрел Илия: и вот у головы его опреснок ячменный, и кувшинец в водою. и встал он, и ел и пил. и поворотившись заснул. и возвратился, ангел Господень в другой раз. и коснулся его и сказал ему: встань. ешь. ибо далек твой путь. и встал и ел и пил. и подкрепленный сею пищею шел сорок дней и сорок ночей до горы Хорива. и вошел там в пещеру и ночевал тут. и вот слово Господа к нему. и сказал ему Господь: выдь и стань на горе пред Господом. и вот Господь пройдет. а пред лицем Господа – буря великая и сильная. разрушающая горы и сокрушающая утесы. но не в буре Господь. и после бури – землетрясение. но не в землетрясении Господь. и после землетрясения огонь. но не в огне Господь. и после огня шум веяния тонкаго. и тут Господь. И было: когда Илия услышал сие, прикрыл лице свое милотию своею. и вышел и стал пред пещерою. и вот Господь! и сказал ему: зачем ты здесь Илия? и сказал Илия: ревнуя поревновал я за Господа вседержителя. ибо оставили завет твой сыны Израиля. жертвенники твои разрушили. а пророков твоих умертвили мечем. и остался я одинехонек. и моей души ищут чтобы взять ее. и сказал Господь ему: поди и возвратись путем своим. потом пойдешь пустынным путем Дамасским. и помажешь Елиссея, сына Сафатова, в пророка вместо себя. В навечерие Успения Пресвятые Богородицы и в прочие праздники Ея Бытия чтение. (Гл. 28, 10–18.) Отправился Иаков от колодязя клятвеннаго. и пошел в Харран. и остановился на некоем месте, чтобы переночевать тут. ибо зашло солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И разгневался Нееман, и удалился, и сказал: “Вот, ято думал, что он выйдет ко мне, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на прокаженное место, и сведет это с плоти моей. Не лучше ли Авана и Фарфар, реки Дамасские, чем Иордан и чем все воды Израильские? Не пойти ли мне омыться в них и очиститься?” И повернулся, и удалился в гневе. И приступиша отроцы его и реша к нему: господи, аще бы велие слово глаголал к тебе пророк, не бы ли сотворил, якоже рече к тебе: измыйся и очистишися? И сниде Нееман, и погрузися во Иордане седмижды, по глаголу человека Божия, и обратися плоть его к нему, яко отрочате мала, и очистися. И подошли отроки его и сказали ему: “Отец наш, если бы какое важное слово сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, что он сказал тебе только: “Омойся, и очистись”. И сошел Нееман, и погрузился в Иордан семь раз, по слову человека Божия; и изменилась плоть его на нем, став как у малого ребенка, и он очистился. 4 Цар 5:9–14 После 6 паримии чтец читает: Тропарь, глас 6: Грешником и мытарем/за множество милости Твоея/явился еси, Спасе наш. Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Тропарь, глас 6 Грешникам и мытарям/явился Ты, Спаситель наш,/по множеству милости Твоей, –/ибо где мог бы свет Твой воссиять,/кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Хор поет тот же тропарь. Стих 1: Господь воцарися, в лепоту облечеся,/облечеся Господь в силу и препоясася,/ибо утверди вселенную, яже не подвижится./Готов престол Твой оттоле,/от века Ты еси. Чтец: Господь воцарился, благолепием облёкся,/облёкся Господь силою, и опоясался,/ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./С тех пор готов престол Твой, Ты – от века. Пс 92:1-2 Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять,/кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Стих 2: Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя./Возмут реки сотрения своя от гласов вод многих. Чтец: Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои,/поднимут реки течения свои от шума вод многих. Пс 92:3

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Иез.16:31 .  Когда ты стро­ила себе блудилища при начале всякой дороги и делала себе воз­выше­ния на всякой площади, ты была не как блудница, по­тому что отвергала подарки, В блуде (идолопоклонстве) Иерусалима то было на взгляд пророка хуже всего, что он совершался не из-за средств существования, следовательно, не мог быть оправдан голодом, этим единственным оправданием наемных блудниц, а совершался из-за любви к этому делу, следовательно, всецело по нравственной испорченности. Иез.16:32 .  но как пре­любо­дейная жена, при­нима­ю­щая вместо своего мужа чужих. Прелюбодеяние тяжелее грех , чем блуд и даже проституция. Иез.16:33 .  Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любо­вникам тво­им и подкупала их, чтобы они со всех сторон при­ходили к тебе блудить с тобою. Под «подарками» (слав. «наем», евр. букв.: «приданное») разумеются как жертвы идолам, так и подати соседним народам или дары им для задабривания их, вроде Ахазовых даров Дамасскому царю. Настоящее иносказание пророка передано прямой речью у Ос 8.9 . Иез.16:34 .  У тебя в блудодеяниях тво­их было про­тивное тому, что бывает с женщинами: не за тобою гонялись, но ты давала подарки, а тебе не давали подарков; и по­тому ты по­ступала в про­тивность другим. Оканчивается описание грехов Иерусалима, превосходящих грехи других народов. Иез.16:35 .  Посему выслушай, блудница, слово Го­с­по­дне! Обращение «блудница» в такой связи потрясающе. Иез.16:36 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что ты так сыпала деньги твои, и в блудодеяниях тво­их раскрываема была нагота твоя перед­ любо­вниками тво­ими и перед­ всеми мерзкими идолами тво­ими, и за кровь сыновей тво­их, которых ты отдавала им, – Дает пред изображением суда Божия над блудницей как бы краткий свод преступлений ее. «Деньги» букв. «медь», что может свидетельствовать о том, что у евреев тогда были уже и медные деньги; но о них в других местах нигде не упоминается. – «За кровь сыновей твоих». Из частных преступлений Иерусалима называется одно – человеческие жертвы идолам, как тягчайшее и как оправдывающее описываемую далее смертную кару блуднице.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.47:17 .  И будет граница от моря до Гацар-Енон, граница с Дамаском, и далее на севере область Емаф; и вот северный край. Заключается описание северной границы указанием на ее общее протяжение от з. к в. и определяется пограничная с этой стороны иноземная область, чтобы она не причислялась к св. земле. «Гацар-Енон» ­­ Иез.47.17 , и Чис 34.9 по значению слова «двор источников» или «истоков» (LXX: «от двора Енанова») и контексту естественно искать у истоков Иордана, следовательно, приблиз. ­­ нынеш. Банъян или соседний Ел-гадр. Это самый восточный край северной границы, тогда как море (Средиземное) западный. Все к северу от этой линии уже языческие пределы – именно Дамасская и Емафская область. Букв. «и будет граница от моря, до Гацар-Енона – граница Дамаска и север к северу (Сменд: «от Дамаска граница описывает дугу к северу») и граница Емафа и край (ет – меат, член вин. ет при этом слове предлагают читать зот – сей, вот) северный». LXX: «сии пределы от моря: от двора Енанова (а за погр. чертой от м. и Е. -) пределы Дамасковы, и яже к северу (­ и еще более северная страна), и предел Емафов, и предел северск» (и более северные страны). Иез.47:18 .  Черту восточного края ведите между Авраном и Дамаском, между Галаадом и землею Израильскою, по Иордану, от северного края до восточного моря; это восточный край. Букв.: «и восточный край от (местности) между (мибен – от между) Хавраном и между Дамаском (с одной стороны) и между Галаадом – и между землей Израилевой (с другой стороны) Иордан от границы (указанной северной; но члена нет) до моря восточного (Мертвого, ­­ Иоил. 2.20 ; Зах 14.8 ) отделите (тамоду) и это край восточный». Таким образом, восточная граница, начинаясь от восточного края северной границы, шла по Иордану до Мертвого Моря, чем все Заиорданье исключалось из территории св. земли будущего (см. предв. зам.). LXX: «Иордан делит (составляет границу, гевул) к (до) морю на востоки фиников», επι ην – θαλασσαν, την προς ανατολας Φοινικωνος, (до моря, которое на восток от города Финикона); по блаж. Иерониму LXX читали тамоду как тамарот (финики); если это чтение верное, то здесь указывалось в первоначальном тексте должно быть в качестве южного края восточной границы та самая Тамара, которая в ст. 19 является исходным пунктом южн. границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иерем.5:14), и Михей: аз испол­нен силы Духа Господня (3:8). Они сами поспешали прежде всего всем объявить, что сердца пророков вдохновлены благо­датию Св. Духа.   12. И будет в посрамление тебе : он, говорит, посрамлен ради идолов, на которых возлагал надежду, почему прибав­ляется: хотя и явится Моав, и будет до утомления подвизаться на высотах, и придет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет , так что сознают, что ни от кого нет помощи, только от Того, кто хранил Иерусалим и разрушил его.   13-14. Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же так говорит Господь: чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством . Некогда пророк сказал о других бедствиях, теперь же возвещает и об этом: после трех лет обесчестится слава Моава, и остаток будет очень малый и незначительный . В русском переводе этих слов нет. В русском переводе этих слов нет. В русском переводе этих слов нет. 19. Глава 17.   1. Видение седьмое. Пророчество о Дамаске .   2-3. Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин . И приводятся причины этого: не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею; с ними будет то же, что со славою сынов Израиля . Отсюда ясно, что Господь наказывает его, не как мятеж­ника, но щадя и промышляя. И придет к святилищу своему помолиться , говорит пророк, но ничто не поможет (16:12), но не говорит: не могут. Каким же образом? Те, ко­торые прежде говорили против пророчества пустое, каким обра­зом могли оказать помощь, когда сами лишены ее? Пророк го­ворит то, что имело произойти с евреями, что все они оста­вят города.   4. И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим : так как одни будут убиты вне, другие будут осаждены в городах, а остальные дойдут до крайнего бедствия, так что не сможет помочь ни жрец, ни пророк, ни кто-либо иной. Таким образом ясно, что значит: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим : не сможет помочь ему ни множество, ни телесная сила, ни иное подобное, и оста­нутся весьма немногие, как колосья на полях, после жатвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010