Воскресший Христос сидит одесную Отца и ходатайствует о нас. Но и в своем прославлении Он остается и не перестает быть человеком, подобным нам, как не был Он только человеком и не переставал быть Богом и Сыном Божьим «во дни плоти Своей». В этом «подобии» людям вся сила искупительного дела Христа. И при этом, ударение апостол делает не на родовом сходстве природы, но на живом отношении и подражании Господу Иисусу Христу. Христос умер за грехи наши, был погребен и воскрес на третий день, являлся Петру, Двенадцати и более, чем пятистам братьям, «из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» ( 1Кор.15:3–8 ). «А после всех явился и мне», – добавляет апостол. Очень выразительно, что ап. Павел прямо сопоставляет себя с прочими апостолами и подчеркивает, что и он видел Иисуса Христа, Господа Нашего ( 1Кор.9:1 ). Дамасское видение было не видением, но явлением Господа во славе и свете 569 . Оно имеет не менее реалистический характер, чем и вся униженная жизнь Господа на земле. Воскресение и вознесение Христа не разрывает связи с Ним. В восприятии и в изображении ап. Павла Христос один и тот же и «во дни плоти своей», и ныне, когда Он во славе. С этим единым образом, с живым Христом связано все благочестие назидаемых апостолом общин, средоточием которого является евхаристическая трапеза, совершаемая «в воспоминание» Христа и Его смерти (ср. 1Кор.11:23 и след.). В воскресении Христа апостол утверждает надежду на всеобщее воскресение мертвых ( 1Кор.15:12 и след.), – и в этом сопоставлении снова подчеркивается реальное человечество Христа, почему именно Он и является первенцем, начатком умирающих человеков, с которыми Он нерасторжимо связан. В средоточии проповеди ап. Павла стоит исторический образ Христа, жившего среди иудеев, обращавшегося на земле среди людей, из которых многие еще в живых, учившего, пострадавшего за грехи и от грехов человеческих, распятого, и погребенного, и восставшего во славе. Христос – первенец умерших, прообраз и пример для людей, с которыми надлежит сообразоваться и согласовать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Всем известны два факта: что Лука рассказывает историю пережитого Павлом на дамасской дороге не менее трех раз и что три описания события расходятся во всех отношениях. Иногда это несоответствие деталей, но иногда, – например, сведения о том, что же именно видели и слышали спутники Павла, – это существенные различия, которые проще всего объяснить тем обстоятельством, что Лука следовал эллинистическим условностям стиля, соответственно которым различные варианты повышали интерес к повествованию. В то же время удивительные повторения этой истории говорят нам нечто о мотивах Луки 1247 . Неважно, были Деяния Апостолов написаны специально для того, чтобы оправдать Павла, или нет, но кажется совершенно очевидным, что не только сам факт его обращения, но и то, как это произошло, имело для автора значение мощного свидетельства об истине христианской веры и мощной поддержкой для ее законности внутри Римской империи. Думаю, это занимало ум автора, когда он, очевидно, развивал и адаптировал предания о том, что произошло с Павлом, в свете других традиционных мотивов. Лука не выдумал эту историю от начала до конца или не пытался радикально изменить уже существовавший сюжет, но он выдвинул на первый план и актуализировал некоторые элементы рассказа ради определенных целей, в том числе ради того, чтобы пробудить воспоминания и ассоциации, касающиеся других преданий, и эти цели сыграли решающую роль. Определимся с самого начала: я собираюсь доказать, что эти факторы вместе с предпочтением, которое, естественно, надлежит отдать собственному изложению Павла, а не повествованиям Деяний Апостолов (которые, очевидно, содержат противоречия), что с самого начала позволит нам отказаться от Деяний Апостолов как шаблона или, тем более, прокрустова ложа, к чему необходимо подогнать и, быть может, оспаривать то, что говорит Павел в своих Посланиях. Для того, чтобы ясно это увидеть, нам нужно вначале расположить все три версии в последовательности: 9:3 И было в дороге: приближался он к Дамаску, и внезапно осиял его свет с неба. 4 И, упав на землю, он услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты меня гонишь? 5 И он сказал: кто ты, Владыка? А он: Я – Иисус, которого ты гонишь. 6 Но встань и войди в город, и будет тебе сказано, что надлежит тебе делать. 7 Люди же, сопутствующие ему, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. 8 Савл же встал с земли и с открытыми глазами ничего не видел. И ведя его за руку, ввели в Дамаск. 9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Второй раз мы читаем о крещении Савла в его выступлении перед иудеями в Иерусалиме. Говоря о том же событии, он несколько по-иному расставляет акценты, чем это сделал автор Деяний: Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:12–16 ). Автор Деяний, очевидно, описывает происходившее со слов Анании, тогда как Павел излагает свой собственный опыт. В речи Анании Павел отметил то, что считал главным: Бог предызбрал его, чтобы он стал апостолом, вот для чего необходимо было крещение. В раннехристианской Церкви крещению непременно предшествовало оглашение – научение истинам веры. Когда апостол Филипп пристал к колеснице евнуха царицы Эфиопской, он сначала «благовествовал ему об Иисусе», а потом крестил ( Деян. 8:35–38 ). В случае с Павлом, учитывая экстраординарный характер его обращения, Анания мог ограничиться лишь кратким наставлением, а мог и вообще оставить его на период после крещения. Несомненно, несколько дней, которые Савл провел с учениками в Дамаске, были для него временем, когда он слушал рассказы об Иисусе – те самые рассказы, которые впоследствии будут записаны и войдут в Евангелия. Пока они существуют лишь в устной традиции, передаваясь от одного ученика к другому, от одной общины к другой. И Савл, знавший об Иисусе только от Его врагов, теперь имеет счастливую возможность услышать о Нем от учеников. Можно представить, с каким вниманием он слушал эти рассказы, впитывая, как губка, сведения о Том, Чьим лютым гонителем он был еще несколько дней назад. Деяния апостольские ничего не сообщают об Анании, кроме того, что это был «один ученик» ( Деян. 9:10 ) и что он был «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске» ( Деян. 22:12 ). Что стоит за этими словами? Нигде более в Новом Завете – ни в Евангелиях, ни в других книгах – Анания не упоминается. Может сложиться впечатление, что его роль в раннехристианской общине свелась к крещению Павла. Между тем церковное Предание свидетельствует о том, что он был апостолом от семидесяти и епископом Дамасским, а жизнь закончил мучеником. 91 3. Павел и первохристианская община

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 8 Войны Давида с филистимлянами, моавитянами, сувским царем Адраазаром, дамасскими сириянами. Утверждение еврейского могущества в Идумее. 2Цар.8:1 .  После сего Давид поразил филистимлян и смирил их, и взял Давид Мефег-Гаамма из рук филистимлян. Предстоящая устроительная деятельность Давида в области религиозной и общественной жизни народа требовала полной безопасности государства извне. Мефег-Гаамма – то же, что Геф ( 1Пар.18:1 ). См. пр. к ( 1Цар.6:17 ). 2Цар.8:3 .  И поразил Давид Адраазара, сына Реховова, царя Сувского, когда тот шел, чтоб восстановить свое владычество при реке [Евфрате]; Местоположение Сувского царства относят к северо-востоку от Дамаска, между реками Оронтом и Евфратом. 2Цар.8:7 .  И взял Давид золотые щиты, которые были у рабов Адраазара, и принес их в Иерусалим. [Их взял потом Сусаким, царь Египетский, во время нашествия своего на Иерусалим, во дни Ровоама, сына Соломонова.] См. ( 2Пар.12:1–11 ). 2Цар.8:9 .  И услышал Фой, царь Имафа, что Давид поразил все войско Адраазарово, Имаф – при реке Оронте, впадающей в Средиземное море вблизи северных границ Палестины. 2Цар.8:13 .  И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч сирийцев в долине Соленой. Параллельное этому место в ( 1Пар.18:12 ) читается так: «И Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян на долине Соляной восемнадцать тысяч». Означенное обстоятельство, а также то, что в предшествовавших стихах ничего не говорится о поражении восемнадцати тысяч сирийцев (4–5 стихи сообщают иные цифры), заставляют нас предполагать, что ( 2Цар.8:13 ) относится не к предшествовавшим, а к следующему – 14 стиху и что вместо сирийцев следует здесь читать Идумеян. «И сделал Давид себе имя», т.е. прославился. 2Цар.8:16 .  Иоав же, сын Саруи, был начальником войска; и Иосафат, сын Ахилуда, – дееписателем; Иоав, Азаил и Авесса были племянниками Давида от его сестры Саруи. «Иосафат ... был дееписателем». «Замечательные события, наполнявшие царствование Давида, множество лиц, на которые должно было быть обращено внимание царя, множество дел, требовавших наблюдения и решения, – требовали записей и породили особую государственную должность – должность дееписателя, летописца и секретаря государя» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.9:13 .  Анания отвечал: Го­с­по­ди! я слы­шал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Тво­им в Иерусалиме; Деян.9:14 .  и здесь имеет от первосвящен­ников власть вязать всех, при­зыва­ю­щих имя Твое. С детскою простотою Анания высказывает свое удивление, а может быть, и опасение, что он посылается к человеку, о коем известно, как о злейшем враге христиан, и который шел и в Дамаск на погибель верующим. Об этом Анания «слышал от многих», т.е. или от путешествовавших на Иерусалимские праздники иудеев, или от рассеявшихся от его гонений христиан иерусалимских. «Святым твоим...», т.е. христианам, как они назывались по особенному освящению их во Христе и Св. Духом. «И здесь имеет... власть...» Откуда так скоро Анания имел сведения о полномочиях Савла от Синедриона? Вероятно, от иерусалимских христиан, которые поспешили дать все эти сведения дамасским христианам для предостережения. Новость и свежесть этих известий вполне объясняет и удивление, и опасения Анании. Деян.9:15 .  Но Го­с­по­дь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избран­ный сосуд, чтобы воз­вещать имя Мое перед­ народами и царями и сынами Израилевыми. «Избранный сосуд...» – образная речь, где Павел представляется как бы живым сосудом, в котором Господь заключит Имя Свое и Павел пронесет Его потом, т.е. преподаст, исповедует, проповедует – «народам, царям и сынам Израилевым». Замечательно, что на первом месте здесь указываются «народы», т.е. языческие – язычники – в противоположение «сынам Израилевым», т.е. евреям. Этим указывается особенное предназначение Павла, как апостола языков. Деян.9:16 .  И Я по­кажу ему, сколько он должен по­страдать за имя Мое. «И Я покажу ему», Εγ γρ υποδεξω αυτ, слав.: «Аз бо скажу ему» – Смысл и связь здесь таковы: «иди и не бойся, что последователи Мои пострадают от него, ибо Я покажу ему, или на нем, сколько ему самому подобает пострадать за имя Мое». Здесь, таким образом, новое успокоение и поощрение недоумевающего Анании. Деян.9:17 .  Анания по­шел и вошел в дом и, воз­ложив на него руки, сказал: брат Савл! Го­с­по­дь Иисус, явив­шийся тебе на пути, которым ты шел, по­слал меня, чтобы ты про­зрел и исполнил­ся Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.9:25 .  Уче­ники же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. «Ученики же...», т.е. христиане дамасские... «спустили его по стене», т.е. города, о чем рассказывает и сам Павел 2Кор.11:32 . Деян.9:26 .  Савл при­был в Иерусалим и старал­ся при­стать к уче­никам; но все боялись его, не веря, что он уче­ник. «Савл прибыл в Иерусалим...» Παραγενμενος δ ο Σαλος... – точнее слав.: «пришед же Савл..». Прибыв же в Иерусалим, Савл старался... По словам самого апостола ( Гал.1:18 ), это было уже три года спустя после его обращения (у дееписателя – «довольно времени» – Деян.9:23 ), включая в это время и пребывание в Аравии. О самом пребывании в Иерусалиме Павел сообщает краткие сведения ( Гал.1:18–24 ). Сюда ходил он затем, чтобы повидать Петра, у коего пробыл около 15 дней. Других апостолов он не видел, только еще Иакова, брата Господня. Из Иерусалима отправился в страны Сирии и Киликии. Дееписатель дополняет рассказ Павла ценными подробностями. Так, у него узнаем, что Павел, по прибытии в Иерусалим, «старался пристать к ученикам», т.е. Христовым, христианам, но эти, из боязни и недоверия к нему, сторонились от него. Им казалось маловероятным, чтобы такой жестокий гонитель Церкви вдруг стал рабом Христовым, и склонны были подозревать здесь простую хитрость или шпионство со стороны Савла. Конец этим подозрениям положил Варнава, пользовавшийся большим уважением первохристианского общества ( Деян.4:36–37 ), который и ввел Савла в общество апостолов и учеников Господних. Церковное предание говорит, что он и прежде был знаком с Савлом, вместе воспитывались они в школе Гамалиила, и даже после того, как Варнава сделался учеником Господа (одним из LXX), видались друг с другом и препирались о Христе, но Савл оставался упорен до события с ним на пути в Дамаске (Чет.-Мин. 11 июня). Деян.9:27 .  Варнава же, взяв его, при­шел к Апостолам и рас­ска­за­л им, как на пути он видел Го­с­по­да, и что говорил ему Го­с­по­дь, и как он в Дамаске смело про­поведовал во имя Иисуса. «Взяв его, привел к Апостолам...» – приняв его, привел к «Апостолам» неопределенное выражение, позволяющее разуметь здесь только двух апостолов, Петра и Иакова, коих упоминает Павел ( Гал.1:19 ). Почему Савл не виделся с другими апостолами? Может быть, потому, что в то время их не оказалось в Иерусалиме, они были на проповеди по разным городам и весям. Из дальнейших повествований дееписателя о Петре ( Деян.9:32 и д., Деян.10 , Деян.12:17 ) видно, что и верховные апостолы не постоянно пребыли в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еже видети путь Египта, то есть, дабы ты узнал, как несправедливо ты поступал, когда обращался в Египет и искал там помощи, презирая Бога спасающего (тебя). Итак, Езекия, когда во время его царствования Ассириянин осадил Иерусалим, не искал помощи Египтян. Напротив, Осия, сын Илы, царствовавший в Израиле, сделал это. В четвертой книге Царств так написано: И успе Ахаз со отцы своими, и погребен бысть со отцы своими во граде Давидове. И воцарися Езекиа сын его вместо его. В лето второенадесять Ахаза царя Иудина, царствова Осиа сын илы в Самарии над Израилем девять лет. И сотвори лукавое пред очима Господнима, обаче неякоже царие Израилевы, иже беша прежде его. И взыде нань Саламанассар царь Ассирийск. И бысть ему Осиа раб и даваше ему дань. И обрете царь Ассирийск во Осии неправду, занеже посла послы к Сигору царю Египетску и не принесе дани Манаю царю Ассирийску лета того. И осади его царь Ассирийский, и связа его в храмине темничней, и взыде в Самарию, и воева ю три лета. ( 4Цар.16:20, 17:1–5 ). Надобно знать, что Ахаз, отец Езекии, когда воевал против него царь Дамасский, купил помощь Египтян деньгами, чем сильно оскорбил Бога. Поэтому говорит: наведу на тя язву, еже видети путь Египта; но еще мало, и престанет гнев, ярость же Моя на совет их. Ибо, как я сказал, они погибли от божественного гнева. Замыслившие же овладеть самым Иерусалимом не достигли своей цели и замысел оказался неосуществимым для них, потому что Бог их предположения обратил в совершенно противоположное. Падут они, говорит, от постигшего их божественного гнева. И Израильтяне не будут иметь нужды ни в каком усилии для этого. Они защитят себя не стрелами луков, не силою рук, не воинским искусством, напротив, победят рукою Бога, поражающего и истребляющего гордый народ, как именно и случилось пострадать Мадианитянам. Ибо соединенными силами войска и целого народа они опустошили почти всю страну иудейскую и, наведя на них нестерпимый ужас, принуждали их удаляться из городов и сел и проводить ночи в чрезмерном страхе на вершинах гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Елисей не хочет допустить такой постановки вопроса об исцелении. Военачальник Сирийский должен был узнать, что для пророка ничто и сан его, и цари Израиля и Сирии; что пророку Иеговы, – Царя мира, – дорога только слава и честь, воздаваемая Господу Богу, и что пред Господом должен смириться верою в Него пришедший искать исцеления. Поэтому, то и самое исцеление его немедленно, – без всякого страха ожидания, – не достигло бы духовной цели, не произвело бы никакого нравственного влияния на исцеленного, которому казалось бы, что это исцеление было обязательно для пророка вследствие приказания царя Израиля и требования царя Сирии. Такое быстрое исполнение его желания конечно, не давая ему времени вдуматься в чудо исцеления, не заставило бы его так глубоко и искренне признать Иегову истинным Богом и исповедать Его с таким чувством, как он Его исповедал после путешествия на Иордан и после возвращения его с Иордана в Самарию, т.е. после двух дней ожидания и после двух дней обратного пути с радостным и благодарным сердцем. Выслушав пред домом Елисея слова высланного пророком слуги, Нееман, смущенный и раздраженный кажущимся невниманием к нему пророка, говорить слугам своим: «Разве Авана и Фарфар 945 не лучше всех вод Израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе» (ст. 12). Надо прибавить, что воды Иордана мутны, а реки Дамасского оазиса очень светлы и чисты. Но в то время, когда отуманенный гневом Нееман не знает что делать, что предпринять, – подходят к нему приближенные его и очень основательно замечают ему, что пророк не возложил на него ничего неудобоисполнимого; что если бы пророк сказал ему что либо важное, то не сделал ли бы он? а тем более, когда он сказал только: омойся, и будешь чист. Тогда Нееман решается, хотя без веры, отправиться на Иордан. До Иордана от Самарии, – считая по прямому пути от нынешнего Наблуса на Дамаск, на брод, называемый ныне Джиф-эль-Меджамиа, – считается около 33 миль, – путь, который трудно совершить в одни сутки 946 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Елисей, объявляя эту милость Божию о спасении Самарии, будит в сердце царя язычника веру в милосердие истинного Бога, Бога завета, Иеговы, настоящего Царя народа обетования. Но и в эту минуту, когда сердце царя начинает раскрываться надежде и вместе с тем вере, один из приближенных к царю сановников высказывает явное неверие в Господа и всемогущество Его. «Если бы, говорит он, – Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?» Елисей отвечает ему на эти слова сокрытым пророчеством о смерти его за его неверие и за то, что он колеблет веру царя и других присутствующих. При этом замечательно, что самое исполнение пророчества, которое увидит сановник, будет причиною его смерти. «И сказал Елисей: вот увидишь глазами своими, но есть этого не будешь» (VII, 2). В это время вот что происходило в стане Сирийском: В стихе 6 этой главы мы читаем, что «Сирийцам послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого». При этом указано, что «Господь сделал то, что стану послышался»... этот шум. Страх внезапного нападения подсказал им и – очень впрочем правдоподобное по политическим обстоятельствам того времени – объяснение появления войска для освобождения Самарии: «И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. В это время 970 царствовала в Египте династия Бубастидов, всегда враждебная Иудее, но с самого начала царствования Иеровоама I покровительствовавшая ему и дружественная царству Израильскому. Резиденция царей этой династии, тяготевших к Ассирии, была в нижнем (северном) Египте, и потому сношения их с Палестиной могли быть часты. Во время событий, о которых мы говорим, царем в Бубастисе, или Пи-Басте 971 , был Такелат II, и к нему на помощь вероятно приходили Ассирияне (как указывает Бругш) против Эфиопов. Но тем не менее царство Бубастидов начинает при нем распадаться на мелкие владения в нижнем Египте. С другой стороны Хета, или Хеттеи, всегда составляли союз мелких царьков к северу от Целе-Сирии. Хотя покоренные Ассириянами, они долго сохраняли свою национальность и устройство, платя дань сильнейшему государству. Мы думаем, что именно это положение вещей и изображено в 6 стихе главы VII четвертой кн. Царств, в котором Сирийцы говорят о многих царях Хеттейских и Египетских, которые – как все мелкие владетели – по всей вероятности с охотою продавали свои услуги могущему уплатить известную сумму за нанятое войско. Поэтому страх Дамасских Сирийцев, осадивших Самарию, имел основание, и ими овладевает паника; «и встали, и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя» (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Елисей приказал все, что принесено, раздать присутствующим. Слуга его заметил: «как же это раздать ста человекам?» Елисей сказал: «раздай всем; пусть едят. Потому что Господь говорит: все они насытятся, и еще останется». И действительно, сто человек были сыты, и остались остатки. В Сирийском царстве был знаменитый военачальник, по имени Нееман. Он впал в проказу и не мог излечиться. Однажды служанка, из пленниц Израильских, сказала жене Неемановой: «ах, и если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, тот очистил бы его от проказы». Слова эти пересказаны были Нееману, а потом доведены до сведения царя. Царь Сирийский дозволил Нееману отправиться в Самарию и с ним послал письмо к царю Израильскому. В письме было сказано: «с этим письмом я посылаю к тебе Неемана, раба моего, чтобы ты снял с него проказу». Царь Израильский, прочитавши письмо, разодрал на себе одежду и сказал: «разве я могу умерщвлять и оживлять, как Бог, что он посылает ко мне с требованием снять с человека проказу! Замечаете ли, что он ищет предлога (к войне) против меня?» Услышал об этом Елисей и послал сказать царю: «для чего ты разодрал на себе одежду? пусть он придет ко мне и узнает, что есть пророк у Израиля». И пришел Нееман с конями и колесницами, и остановился перед дверьми дома Елисеева. Елисей выслал к нему посла сказать: «поди, и окунись семь раз в Иордане и будет тело твое, как прежде; ты очистишься». Нееман чрезвычайно рассердился, пошел прочь и сказал: «вот я думал, он выйдет ко мне, станет призывать имя Господа Бога своего, и коснется рукою своею до пораженных частей тела и очистит проказу. Авана и Фаррар, реки Дамасския, не лучше ли всех вод Израильских? разве я не мог бы в них выкупаться, если бы надеялся очиститься?» И пошел обратно с гневом. Но слуги его подошли к нему и стали говорить: «отец наш! ежели бы пророк велел тебе сделать что-нибудь очень трудное, неужели бы ты не сделал? а он тебе сказал только: окунись, и очистишься». Нееман послушался благоразумного совета: отправился на Иордан, окунулся в реке семь раз, и тело его сделалось совершенно чистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010