6 Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии…, сс. 30–33. 7 Поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 561). 8 Психология: словарь/Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990. С. 21. 9 Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С. 60. 10 Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С. 58. 11 То есть, относительно заповедей 5–10, 12 Архимандрит Платон (Игумнов) . Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Сс. 32, 38. 13 Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; научный редактор Е. А. Коротков. – М. Центр, 2002. Сс. 194–195 14 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 35. 15 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 78. 16 Платон (Игумнов) , архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 80. 17 «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет. 3:9 ) и «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Мф. 5:25-27 ). 18 Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии… С. 24 и далее. 19 Там же, с. 47. 20 То есть, различные народы. 21 Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Издательство «Совершенство», 1988. С. 122

http://azbyka.ru/pedagogicheskoe-dokazat...

II) О крещении младенцев. В Церкви Христовой крещение младенцев совершается с глубокой древности. Св. Дионисий Ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян.17:34 ), в своей книге «О церковной иерархии» пишет: «Божественным наставникам нашим угодно было допустить до крещения и младенцев... Думаю, что ничего нет странного в том, что младенец допускается до крещения» (гл. 7, § 11). Знаменитый учитель Церкви Ориген (ум. в 270 г.), как бы подкрепляя это свидетельство и придавая ему уже научную ценность, говорит: « Церковь получила от апостолов предание крестить детей» (см. в Сбор. бес. Кальн., стр. 112). Следуя этому апостольскому преданию, св. Церковь засвидетельствовала необходимость крещения младенцев в своих соборных определениях, напр., карфагенском (252 г.) и до сих пор учит, что крестить детей необходимо. Такое учение ее имеет твердые основания в слове Божием, которое свидетельствует, а) что только через крещение люди облекаются в спасительную благодать Божию я становятся членами Церкви Христовой. По словам ап. Павла, без крещения нельая облечься во Христа ( Гал. 3:27 ), так как только через крещение человек прививается к Христу, как дикая маслина к доброй маслине ( Рим. 11:17 ), становится членомъ Его тела – Церкви святой ( 1Кор. 12:18 ) и получает право пользоваться благодатными дарами. «Крестившиеся во Христа Иисуса,– говорит апостол,–в смерть Его крестились»… а «если соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим. 6:3,5 ). Ввиду этого обетование о крещении дано всем людям, не исключая и детей. «Покайтесь, – говорил ап. Петр евреям, пришедшим на праздник 50-цы, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Св. Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:38–39 ). Согласно с этим и поступали апостолы. Так, ап. Петр тогда же крестил около трех тысяч человек (– 41 ст.), в числе которых, несомненно, были и дети, потому что в противном случае дееписатель, по своему обыкновению, оговорил бы это (см. напр. Лк. 2:43 ), да трудно и допустить, чтобы на таком празднике не было детей. Ап. Павел крестил иногда целыми семействами, напр., «домашних» Лидии и «всех домашних» темничного стража, весь дом начальника синагоги Криспа ( Деян. 16:15, 33; 18:8 ), дом Стефанов ( 1Кор. 1:16 ), где, вероятно, были и дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

     В сегодняшнем апостольском чтении обращает на себя внимание двукратное упоминание апостолом Павлом святых семейств. Предлагая заключительные наставления коринфянам в конце своего Послания, Павел говорит: «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся» (1 Кор.16:15–16). И далее: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19). Стефана и его семью апостол именует «начатком Ахаии». Ахаией в древности называлась либо область на севере Пелопоннеса, южного полуострова Балканского полуострова, либо вся Греция. Очевидно, Стефан со своим семейством не только были крещены первыми в Греции, но именно от них вера распространялась и далее по всей территории страны. Возможно, Стефан носил епископский сан и в его доме проходили христианские молитвенные собрания. Акила и Прискилла – также очень значимые имена в новозаветной истории. Эта супружеская пара непрестанно проповедовала Евангелие, устраивала богослужения в своем доме, принимала живое участие в нуждах Церкви. Они помогали в благовестии самому Павлу и не раз рисковали жизнью за него. Апостол неоднократно с любовью упоминал о них в своих письмах (см. Рим. 16:4; 2 Тим. 4:19). Выражение «с домашнею их церковью» указывает как на детей и ближайших родственников Акилы и Прискиллы, так и на всех тех, кто молился в их доме. Как прекрасно, что из множества христиан Павел выделяет два этих семейства. Очевидно, на таких «домашних церквях» держалась Церковь целого города и даже страны. Надо сказать, история христианства сохранила память о многих подобных семьях, имеющих большое значение в жизни Церкви. Например, семья святителя Василия Великого, где было десять детей, шестеро из которых прославлены как святые. Это сам Василий, его братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще один брат Навкратий и сестры Макрина и Феозва. К лику святых причислены также отец и мать святителя – Василий и Емилия, а также бабка Макрина. В подобном окружении вырос и святитель Григорий Богослов. Его святые родственники: отец-епископ Григорий Назианский, мать Нонна, брат Кесарий Назианзин и сестра Горгония.

http://pravoslavie.ru/106131.html

Апостол Павел показывает, что человек не принадлежит тому, кто совершил над ним Таинство, и превозносит благовестие перед совершением Таинства, потому что благовестие объединяет, а крестят волей-неволей разные люди. «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя» (ст. 14–15). Видимо, древние коринфяне доходили и до такого мнения. Апостол Павел благодарит Бога за то, что своими руками крестил всего лишь нескольких человек: он проповедовал, а Таинства совершали бывшие с ним священники или епископы. «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю» (ст. 16). Этим апостол показывает, что не придает значения тому, кто конкретно совершает Таинства. Повторю: важно то, что крещены мы во имя Господа Иисуса Христа. «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (ст. 17). Итак, не важно, кто крестил, и даже — кто благовествовал, важно, что благовествовали. Разумеется, и апостол Павел, и святой Аполлос, и святой апостол Петр, называемый здесь Кифой, проповедовали одно и то же Евангелие. И мы с дерзновением утверждаем, что, несмотря на свою немощь, проповедуем то же Евангелие, что и святые отцы со святыми апостолами, разве только по своей духовной и умственной немощи в этой проповеди погрешаем. Вы же должны обращаться к незамутненному источнику, и, перечитывая святых отцов, а в первую очередь Священное Писание, исправлять погрешности ваших наставников, кто бы они ни были: я, или другой какой-нибудь священник, или епископ, или патриарх, или человек, совершающий чудеса или обладающий даром прозорливости. Над всеми нами, как некое духовное небо, усыпанное звездами, находится Священное Предание, которое содержит учение тех или иных святых отцов, проповедующих, впрочем, одно и то же. Вот чему мы должны следовать. Конечно, и у святых отцов есть некоторые разногласия. Для подобных случаев Церковь избрала такой подход: когда мы видим у святых отцов разногласия по некоторым важным вопросам, тогда должны следовать мнению большинства из них. Таков критерий, позволяющий нам определить, что в святоотеческих писаниях является человеческим — принадлежащим людям святым, духовным, но тем не менее способным ошибиться, а что является тем самым апостольским Преданием, которое передается через века и живет в Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

б) Грозное вразумление за грех названия ближнего именем диавола. Один человек, именитый по званию, и добродетельный по жизни, по имени Стефан, имел дурную привычку браниться нечистым словом. Раз пришел он откуда то домой, усталый и расстроенный, и с гневом крикнул своему рабу: «эй ты, дьявол , разуй меня». И вот, лишь только произнес он эти нехорошие слова, как сапоги сами собою стали с великою силою сниматься, так что затрещали не только голенищи, по и самые кости Стефановы. Стефан начал громко кричать. На его голос сбежались домашние, и тут-то стало всем понятно, что тот, чьим именем назвал Стефан своего раба, сам явился к его услугам и сорвал с него сапоги. Сознал и Стефан свой грех и с ужасом взывал бесу: «иди прочь от меня, злой слуга! Не тебя я звал, а раба моего, купленного»... В самом деле, как не быть около сквернослова бесу. Как не удаляться от него св. ангелу-хранителю, когда он постоян- но оскорбляет его? Св. Тихон задонский учит: «ни чем так не грешит человек, как языком, когда его не управляет по надлежащему. Окаянен и безумен, кто не хранит своего языка». (См. «Троиц. лист.» 88; сн. «Пастырский собеседник», 3 и 4, 1888 г., сентябрь, стр. 33 – 36). 5. Ложь а) Библейские тексты о лжи. Ложь запрещается: не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга (Лев, XIX, 11). – (Посему), отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (ЕФ. IV, 25). – Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его ( Koл. III, 9 ). Бог ненавидит ложь: мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему ( Npumч. XII, 22 ). Диавол есть отец лжи: (ибо) нет в нем (т. е. диаволе) истины; когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи ( Uoah. VII, 44 ). Для чего ты (Анания) допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? говорит ап. Петр Анании, который за эту ложь был наказан смертию. ( Дeяh. I, 3 ). Наказание за ложь: и не войдет в него (т. е. в небо) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Апок. ХХИ, 27). – Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнен и серою (Апок. XXI, 8). – Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти. Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда ( Npumч. XXI, 6, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Но кто пренебрегает христианством , не ценит Его благодатных учреждений, тот не может любить Иисуса Христа от сердца и быть благодарным к Его благодеяниям. “ Кто не со Мною , — говорит Христос, — тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Матф.12:30) Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным! ” (Мф.10:33). Следовательно, человек игнорирующий Евангелие заслуживает величайшего наказания, потому что он грешит против своего высочайшего Благодетеля. 3. Грешат против истины. Жить в заблуждении, страдать предрассудками — противно человеческому разуму. Истина есть цель, к которой стремится ум. Она есть высшее благо человека. Кто препятствует ее распространению, помрачает ее свет, тот препятствует благу людей и грешит против самого себя. а) Иисус Христос есть свет мира . Его Евангелие содержит божественную истину. Оно совершенно согласно с лучшими стремлениями ума, с возвышеннейшими требованиями нашего сердца, и служит превосходнейшим средством к просвещению духа в познании истины. Чем больше мы знакомимся с его содержанием, тем яснее представляются нам наши важнейшие и святейшие обязанности. б) Можно ли пренебрегать Христианством, не помрачая его света в себе и в других, не погрешая против самой истины? Это пренебрежение к христианству во все времена препятствовало познанию истины и ее влиянию на религиозное образование людей, поэтому оно греховно и достойно наказания. 4. Лишаются своего спасения и наказывают сами себя. а) Кто против Евангелия, тот губит самого себя: “ и тот, кто упадет на этот камень, разобьется ” (ст.44). б) A кому противится Господь, тот должен погибнуть: “ а на кого он упадет, того раздавит ” (ст.45). II. Апостольское чтение Зачало (166): Святого Апостола Павла 1е Послание к Коринфянам 16:13–24 13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. 15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом, и крестил ли еще кого, не знаю». Святый Павел благодарит Бога за то, что, по устроению промысла Его, он никого из Коринфян не крестил, кроме весьма немногих, им названных, и тем устранил от себя повод для других, думать, будто сообщенное чрез Него крещение дает им право именоваться Павловыми. Видно, такие случаи были, что некоторые назывались именами своих крестителей, или приставали к стороне своих крестителей. Яко ни единого от вас крестих. Пиша к Коринфянам, говорит Апостол, что он никого из них, Коринфян, не крестил, точию Криспа и Гаия. Крисп был начальник синагоги в Коринфе ( Деян.18:8 ), а Гай был коринфянин, странноприимец Павла и других верующих во Христа ( Рим.16:23 ). Да не кто речет, яко в мое имя крестих. Чтобы не сказал кто, что я крестил в мое имя, и чтобы это не послужило для кого – либо поводом называться моим именем, и говорить: я Павлов. Крестих же и Стефанинов дом. О Стефаниновом доме упомянул Апостол и под конец послания своего, как о доме, оказывающем благотворения святым, то есть, верующим во Христа ( 1Кор.16:15 ). «А крестил ли кого еще, не знаю». Апостол упомянул о тех немногих лицах, которых он крестил в Коринфе. Но могли быть в Коринфе крещенные им в других местах: об этих он не знал, когда писал это к Коринфянам. Не посла бо мене Христос крестити, но благовестити, не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов. «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». Апостольскому званию преимущественно принадлежало дело Евангельской проповеди, которая требует особенного высшего дара, хотя апостольство совмещает в себе и дар преподавать таинства. Поэтому Апостолы говорили: не угодно есть нам оставлшим слово Божие, служити трапезам ( Деян.6:2 ). Дело крещения преимущественно принадлежало сотрудникам апостольским: каждый пресвитер или священник получает благодать совершать таинство крещения или возрождать верующих в Иисуса Христа в жизнь духовную посредством крещения во имя Святые Троицы, по заповеди Господа Иисуса Христа ( Мф.28:19 ). Апостолу Павлу это служение проповеди предуказано было Господом чрез Ананию, которому в видении Господь, повелевая идти к Павлу для совершения над ним крещения, сказал: Иди, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми, и сынами Израилевыми ( Деян.9:15 ). Поэтому и апостол Павел говорит о себе: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать», в том смысле, что преимущественным делом его служения была Евангельская проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В кн. Деяний мы встречаем и примеры крещения всего дома, когда крестился глава семейства. Так Лидия, чтущая, Бога, «крестилась», а вместе с нею «и домашние ея» 125 . «Темничный страж крестился сам и все домашние его» 126 . Корнилий сотник крестился со всем домом своим 127 . Ап Павел, «крестил Стефанов дом» 128 . В свое приветствие к Филимону ап. Павел включает и «домашнюю его церковь », которая имела и детей (ст 2). В послании к Коринфянам ап. Павел- приветствует Акиллу и Прискиллу «с домашнею их церковью» 129 . Верующих Римлян ап. Павел просит «приветствовать Прискиллу и Акиллу и домашнюю их церковь » 130 . В послании к Колоссянам ап. Павел просит приветствовать «братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его» 131 . Мы видим, как много было домашних церквей и невозможно допустить чтобы все они были без детей. А если были дети, то они были и крещены, как это видно из слов апостола: «Если кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» 132 . И с этою проповедью «он ходил по домам и всенародно учил 133 «отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем» 134 . Вера главы семейства признавалась освящением семьи, так что члены ее, как дети, так и взрослые, если не встречалось препятствий, принимали крещение. Крещение детей заменяет обрезание детей, которое было печатью вступления их с завет с Иеговой. Завет с Авраамом был запечатлен и на детях обрезанием. Крещение заменило обрезание в том смысле, что через него верующие вступают в новый завет с Богом через Христа. Точно также и воскресный день заменил субботу. Суббота и обрезание отменены были для язычников положительною заповедью апостолов, а замена их крещением и воскресным днем введены практикой их, т. е. самым делом Апостолы и верующие не могли не ввести того, что установлено и заповедано Самим Христом. «Жена добродетельная есть дар Божий, дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч.19:14 ). «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо, и получил благодать от Господа» (18:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Видишь ли душу, которая выше всей земли? Всякого человека он хотел представить таким – и, со своей стороны, всех представил. Подлинно, как бы сам родив всю вселенную, он беспокоился, трудился, старался всех ввести в Царство, исцеляя, увещевая, обещая, молясь, упрашивая, устрашая бесов, прогоняя развращающих, своим присутствием, посланиями, словами, делами, через учеников и сам лично поднимая падающих, укрепляя стоящих, восстанавливая поверженных, врачуя сокрушенных, возбуждая беспечных, страшно вопия против врагов, грозно взирая на противников; подобно какому-нибудь военачальнику или отличному врачу, он сам был и оруженосцем, и щитоносцем, и защитником, и помощником, сам был всем для войска; и не только о духовных потребностях, но и о телесных обнаруживал великое попечение, великую заботливость. Послушай, как он пишет об одной женщине к целому народу: «Представляю вам,– говорит, – Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас» ( Рим.16:1–2 ). И еще: «вы знаете семейство Стефаново: ...и вы подчиняйтесь 5 таковым»; и еще: «почитайте таковых» ( 1Кор.16:15–16, 18 ). Любви святых свойственно помогать и в этих нуждах. Так и Елисей не духовную только пользу оказал принявшей его женщине, но старался вознаградить ее и вещественными благами; поэтому и говорил: «Не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?» ( 4Цар.4:13 ). Что же удивительного, если Павел употреблял ходатайство в посланиях и, призывая кого-нибудь к себе, не считал недостойным и того, чтобы позаботиться о нужном для них на пути и упомянуть об этом в послании? Так в Послании к Титу он говорит: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка» ( Тит.3:13 ). Если же он, делая поручения, так тщательно заботился, то тем более сделал бы все, когда бы видел находящихся в опасности. Посмотри, как он в Послании к Филимону заботится об Онисиме, как мудро, как ревностно пишет о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Далее апостол Павел показывает, что христианин не принадлежит человеку, который совершил над ним таинство (очевидно, коринфяне придавали большое значение тому, кто кого крестил). Крещение – это просто дверь в Церковь. Не так важно то, кто открыл эту дверь, как то, что ты в нее вошел. «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1Кор.1,14-17) – пишет святой апостол. Крестить - дело нетрудное. В экстренном случае крестить может и мирянин. А вот привести человека ко Крещению гораздо труднее. Многие богословы и проповедники даже превозносят благовестие над таинствами. Таинства совершает Бог, и от человека здесь требуется немногое – правильная вера, и молитва предстоятеля и общины, совершенная по установленному Церковью чину. Благовестие же, хоть происходит не без силы Божией, все же требует большего усилия человека. К проповеди необходимо долго и скурпулезно готовиться, много читать, постоянно упражняться в служении слова. Если есть проповедь, но нет таинств, то полноценной церковной жизни быть не может. Но так же и отсутствие проповеди при наличии таинств означает некую ущербность церковной жизни. Бывает, в большом и богатом селе есть и храм, и батюшка, и таинства – а проповеди нет. Результат – в храме в воскресенье стоят 10 старушек, все остальные равнодушны к вере, или расходятся по сектам. Итак, братья и сестры, будем ценить уникальное чудо церковного единства, подаренное нам. Разномыслие во второстепенных, недогматических вопросах неизбежно, но и здесь, в этих спорах, мы должны оставаться христианами. Также будем помнить слова апостола Павла: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать». Совершители таинств найдутся всегда, а проповедников у нас крайне мало. На сегодняшний день служение слова у нас крайне востребовано, и Церковь нуждается в благовестниках. Пусть это будет пищей для размышления всем тем, кому возраст и образование позволяют заняться проповедью и катехизацией. Господь не оставит без награды всякого, желающего послужить Ему делом и словом. Было бы только наше желание и решимость прославить Его святое имя, достойное славы и хвалы и в сем веке, и в будущем.

http://pravoslavie.ru/105447.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010