Глава 27 О выкупе посвященного Иегове; случаи, когда выкуп невозможен; десятина Иегове с земли Лев.27:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.27:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, Лев.27:3 .  то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; Лев.27:4 .  если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей; Лев.27:5 .  от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей; Лев.27:6 .  а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра; Лев.27:7 .  от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей. В параллель выкупу проданного ( Лев.25 ), закон разрешает и нормирует выкуп посвященного Иегове – не в силу обязательства закона, а по вольному усердию или обету, в силу свободного движения религиозного чувства. Посвятивший, по этому побуждению, Иегове свою личность или личность другого, отдавал тем самым жизнь посвященного Иегове; взамен жизни Иегова разрешает давать выкуп в пользу святилища. Размер выкупа видоизменяется в зависимости от пола и возраста: для мужчин: а) в зрелом возрасте от 20 до 60 л. – 50 сиклей священных (не народных, меньших священного на 1/7 серебра; б) от 5 до 20 л. – 20 с; в) от 1 месяца до 5 л. – 5 сиклей; г) свыше 50 л. – 15 с. Женского пола лица во всех указанных возрастах ценятся ниже: а) 30 сикл.; б) 10 сикл.; в) 3 сикл.; г) 10 сиклей. Очевидно, в каждом случае ценилась неодинаковая работоспособность посвященного святилищу лица, от него требовалась физическая работа для святилища: рубка дров, ношение воды и под. Лев.27:8 .  Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник. Если бы указанная оценка оказалась слишком высокою для бедняка, то священник делал ему особую оценку: сообразно с состоянием его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Великую субботу 26 апреля 2008 года. 02 апреля 2010 г. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Братья и сестры! Сегодня – Великая Суббота, и мы вспоминаем телесное погребение и сошествие во ад Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Шесть дней назад, в первый день недели, Господь входил в Иерусалим как победоносный Царь Израильский. При всеобщем ликовании, с необычайным торжеством входил в Свой град Царь мира, несущий Своему народу спасение. И вот, то, ради чего Он пришел в Иерусалим – совершилось. Совершилось! – с такими словами предал дух Своему Отцу Божественный Страдалец 1 . Что же совершилось? В Иерусалиме в эти дни, вместо ожидаемого царства правды и мира, торжествовала вражда и ненависть, ложь и измена. Христа предал один из ближайших учеников; другие ученики, оставив Его, бежали 2 ; под крики народной толпы Иисус Назорей, Царь Иудейский 3 , как последний раб и злодей приговорен к мучительной и позорной казни на кресте, и лишь немногие самые близкие люди остались с Ним до конца и оказали последние почести почившему Праведнику. Его бездушное и неподвижное тело снято с креста, помазано благовониями, погребено и запечатано в гробе 4 . Для ослепленных завистью и злобой врагов Христа, да и для Его растерянных и недоумевающих учеников, еще не облекшихся силою свыше 5 , то, что совершилось, выглядело горьким поражением и бесславной гибелью «галилейского пророка». Однако иначе судила Премудрость Божия, безумная в очах «сыновей века сего». Именно так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою 6 . Господь, торжественно вошедший в священный град Иерусалим, увенчал Свое служение блистательной победой: Своей смертью Он поразил нашу смерть; приняв на Себя тяготевшее над нами проклятие, Он снял это проклятие с рода человеческого 7 . Бесценная дидрахма, на которой начертан поистине царский образ, образ Бога невидимого 8 , уплачена за избавление двух народов, иудеев и язычников 9 . Искупление проданного под грех человечества совершилось 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Глава 35. Иисус в Вифании. Торжественный въезд в Иерусалим. Осуждение бесплодной смоковницы. Изгнание торговцев и меновщиков из храма Иисус в Вифании у Лазаря Продолжая Свое путешествие, Иисус, за шесть дней до Пасхи ( Ин. 12, 1 ), прибыл в Вифанию, в дом воскрешенного Им Лазаря. В тот год пасха совершалась в пятницу, следовательно, Иисус прибыл в Вифанию в субботу. Иисусу предложен был ужин, за которым Лазарь возлежал с Ним и Апостолами, а Марфа служила; сестра же ее Мария взяла фунт драгоценного нардового мира, помазала им ноги Иисуса и отерла их волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием. Помазание Марией ног Иисуса миром; ропот Иуды Тогда Иуда Искариот, хранитель денежного ящика, в который опускались пожертвования на содержание Иисуса с Апостолами и на раздачу нищим, сказал: «Лучше было бы продать это миро за триста динариев и раздать нищим, чем так непроизводительно тратить его». Сказал же это он, как объясняет Евангелист Иоанн, не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор; если бы это миро было продано за триста динариев, то деньги для раздачи нищим поступили бы к нему, и он имел бы возможность украсть их, если не все, то хотя бы часть; об этом-то он и жалел теперь. Нищих всегда имеете с собою , – сказал Иисус, – а Меня не всегда ( Ин. 12, 8 ), оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего ( Ин. 12, 7 ). Смысл этого изречения, по мнению епископа Михаила, таков: «Не напрасно, как ты, Иуда, думаешь, и не без цели она помазала Меня теперь; она помазала в предведении и в предзнаменование того дня, когда предательство твое сведет Меня в гроб, и Я буду помазан, как мертвец» (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 3. С. 366). Пока Иисус оставался в Вифании, в доме Лазаря, многие из сопровождавших Его от Иерихона успели дойти до Иерусалима и рассказать там, что Иисус идет в Иерусалим на праздник пасхи и остановился на время в Вифании. Услышав эту весть, многие из врагов Иисуса (иудеев) пришли в Вифанию не только наблюдать за действиями Иисуса, но и посмотреть на воскрешенного Им Лазаря. О воскрешении Лазаря все говорили, все стремились увидеть его как несомненное доказательство совершенного над ним необычайного чуда; число уверовавших в Иисуса постоянно росло; даже многие из принадлежавших к враждебной Ему партии иудеев уверовали в Него. Это возмущало первосвященников и фарисеев, и они решили убить и Лазаря, чтобы он не мог более свидетельствовать о всемогуществе Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Вход Господень в Иерусалим Приближались дни крестных страданий Иисуса, а окружавшие Его друзья ждали славы, власти, богатств, надеялись на порабощение Христом всего человечества. Вот сейчас, — думали они, — Он объявит себя земным царем и никто не сможет противиться Ему. Перед Своими страданиями Господь повелевает ученикам привести осленка. На него еще никто не садился. Иисус воссел на спину животного, покрытую одеждами учеников, И шествие двинулось к Иерусалиму ( Лк.19:29-35 ). Христа сопровождали ученики и внимающий Ему народ. Процессия приблизилась к перевалу; дорога достигла самого высокого места, и на горизонте открылся вид на великий город. — Иерусалим, Иерусалим, «…о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! — воскликнул Иисус. — Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, …и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего», — обливаясь слезами, говорил Он ( Лк.19:42-44 ). И действительно, в 70-м году по Рождеству Христову, когда еще были живы распинатели Спасителя, евреи восстали против римского владычества. Римские полководцы, отец и сын Тит и Веспассиан, окружили столицу. Люди остались без воды и пищи. Историк Иосиф Флавий повествует, что были съедены все собаки, коты, крысы и мыши. Матери поедали детей своих. И когда полностью изнуренная осадой столица была захвачена римлянами, около миллиона евреев, собравшихся из окрестностей, было убито. Оставшихся в живых превратили в рабов и продавали по цене тридцать юношей за один сребреник, тогда как Искупитель рода человеческого был продан за тридцать сребреников. Завоеватели разрушили храм и весь город. В знак проклятия они прошли по Иерусалиму сохой. Город был переименован на Еллеа Капитолина. Оставшимся в живых под страхом смерти запрещалось входить в него. Только на Пасху за большие деньги их пропускали к сохранившейся стене храма, где разрешалось рыдать об утраченной святыне и свободе.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Глава 50 (1) Так говорит Иегова: «Где то разводное письмо матери вашей, Которым Я отпустил ее 347 ? Или, кому из моих ростовщиков Я предал вас 348 ? Да, за преступления свои проданы вы, И за нечестие ваше Отвергнута матерь ваша. (2) Отчего, когда Я приходил, – и не было никого? Я звал – и никто не отозвался 349 ? Неужели слишком коротка 350 рука Моя, чтобы освободить, Или нет во Мне силы, чтобы исторгнуть? Вот прещением Моим Я осушу море, Обращу реки в пустыню; Сгниёт рыба их без воды, И погибнет от сухости. (3) Я одену небеса мраком, И власяницу положу в покров им 351 . (4) «Господь Иегова дал Мне язык научения, Чтобы я умел утешить 352 утомлённого словом; Возбуждает каждое утро, Будит мне ухо, Чтобы я слушал, как учащиеся. (5) Господь Иегова открыл мне ухо 353 , – И я не противлюсь, Назад не отступил. (6) Хребет свой Я дал бичующим, И ланиты свои – рвущим волосы 354 . Лида своего не закрываю От заушения и оплывания. (7) И Господь Иегова помогает Мне; Потому я не стыжусь, Потому держу лице свое, как кремень, И знаю, что не останусь в бесславии. (8) Близок тот, кто оправдает Меня: Кто думает состязаться со Мною, – Станем вместе; Кто хочет судиться со Мною, – Пусть приблизится ко Мне. (9) Вот Господь Иегова поможет Мне: Кто тот, который бы указал вину во Мне?.... Вот все они, как одежда, истлеют, Моль истребит их. (10) Кто из вас боится Иеговы, Пусть слушается гласа раба Его; Кто ходит во мраке, И нет света у него, – Пусть положится на имя Иеговы, И утвердится в Боге своём. (11) Вот все вы, возжигающие огонь, Опоясанные стрелами огненными, Падите в пламень огня вашего, И среди огненных стрел, раскалённых вами 355 . От руки Моей будет это вам, В страдании сляжете. XLI 347 По закону ( Втор. 24, 1, 3 ) муж, разводящийся с женою, должен был вручить ей свое свидетельство о разводе, после которого связь между супругами прерывалась навсегда. Вопросительный тон этой метафоры, представляющей здесь Иегову в брачном союзе с народом своим, показывает, что развода между ними не произошло, но что народ, вопреки воле Иеговы, удаляется от него грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Это – жизнь в Церкви. А жизнь самой Церкви немыслима без храма и совершаемого в нем Богослужения – без обще-церковной молитвы и таинств. Если частую молитву каждого отдельного верующего Св. Отцы называют «дыханием души», то общественное Богослужение, совершаемое всем собором верующих, есть как бы дыхание всего церковного организма – всего Тела Церкви. Как дыхание необходимо для всех членов обыкновенного телесного организма, ибо оно оживляет их через кровь, которая постоянно очищается получаемым ею из воздуха кислородом, так постоянное участие в Богослужении совершенно необходимо  для всех членов Тела Христова – Церкви, ибо оно точно также  духовно оживляет  их чрез получаемую путем церковной молитвы и тайнодействий благодать Святого Духа. Кто не участвует в Богослужении, тот духовно умирает, отпадая от Церкви, как отмирает и отсекается от телесного организма тот член, в котором прекращается кровообращение, как отсекается засохшая ветвь от лозы, по образному сравнению Господа ( Иоан. 15, 6 ). С этой точки зрения, вполне понятно, почему в древности лица, пропустившие подряд три воскресных литургии, отлучались от Церкви. Но, конечно, подлинное оцерковление жизни, которое необходимо для спасения, не состоит в одном внешнем посещении Богослужений и формальном принятии церковных таинств. «Оцерковить» свою жизнь это значит – сделать себя живым членом Церкви, сознательно участвующим в общей жизни Церкви, как Тела Христова, как единого цельного духовного организма, и строить всю свою жизнь в полном согласии с таким сознанием. Образец такой подлинно-оцерковленной жизни мы находим в основанной св. Апостолами первой христианской общине в Иерусалиме. Вот какими чертами описывает эту жизнь книга Деяний Апостольских: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... были вместе и имели все общее... каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа»   ( Деян. 2, 42–47 )...  «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их»  ( Деян. 4, 32–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть О социализме и Царстве Божием 20.12.2018 4053 Время на чтение 10 минут Со времен «перестройки» и до наших дней льется нескончаемый поток помоев на социализм. Причем - как на советский социализм, так и на социализм вообще. И в этом потоке заглавную роль играют наши православные христиане. «Сатанизм», «вавилонская башня», «крысятник», «православие и коммунизм несовместимы», «слово «социализм» придумал масон Пьер Леру» - такая вот дешевка слышится со всех сторон. И многие серьезно думают, что топча социализм, они тем самым защищают православие. Поэтому возникает необходимость оправдать социализм перед лицом веры. И заодно обобщить те мнения, которые высказывают православные защитники социализма. И начать, конечно, надо с Нового Завета - этой безусловной основе христианства. I. В самом начале Деяния апостольские свидетельствуют, что Христос перед Вознесением давал повеления апостолам, « в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием » (Деян.1,3). Запомним - о Царстве Божием. После же Пятидесятницы, которая была через десять дней по вознесении, и в которой все апостолы получили Духа Святого, Петр произнес пламенную проповедь о Христе, и в результате крестилось около трех тысяч человек. И все они, « пребывая в преломлении хлеба и в молитвах » (Деян.1,42) тут же образовали коммуну: « Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого » (Деян.2,44-45). Евхаристия и общность имуществ - вот основы этого нового общества верующих. И чтобы не было соблазна подумать, что это - проходная тема, автор Деяний (евангелист Лука) продолжает ее в 4-й главе: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4,32-35). Св. Иоанн Златоуст так комментирует этот фрагмент:

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Глава 52. Спасение Сиона. Мир с врагами. Возвращение народа из плена. Слава Спасителя 1–3. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены. (Востани, востани, Сионе, облецыся во славу в крепость твою, Сионе, и ты облецыся во славу твою. Иерусалиме граде святый, ктому не приложит пройти сквозе тя необрезанный и нечистый. Истряси прах и востани, сяди, Иерусалиме, совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сионя. Яко сия глаголет Господь: туне продани бысте, и не серебром избавитеся). Пророк прежде предсказал, что Сион, как вдова, оставленная Богом, пребудет одиноким и, в безутешной скорби, повергнется на землю (гл.3:25). Теперь, утешая, внушает ему мужество. Восстань, Сион, и облекись в силу твою, – как облекается исполин-боец в полное вооружение и доспехи; облекись в славу, – как облекается царь в свои одежды, принадлежащие его великому званию и сану, – ты должен восстать, ибо ты город святой, был таким и опять будешь. Сквозь тебя уже не будет проходить необрезанный и нечистый – никакой язычник-враг, злой и обагренный кровью избитых им граждан святого Сиона. – Отряси с себя прах, ибо прах есть знак проклятия и скорби, а ты спасен, благословен и должен иметь на голове своей цветоносный венок – знак твоей живейшей и вечной радости (гл.51:11; гл.35:10). Совлецы узу выи твоея – стащи с усилием с шеи своей тяжелую цепь, которая обременяла тебя, как самого опасного и вместе с тем презренного раба (у которого, обыкновенно, цепь была не только на ногах и руках, но и на шее). Все это ты должен будешь сделать, потому что будешь избавлен Господом из плена и не как раб, а как сын. Ты был продан туне или отдан даром, по воле Бога, и будешь избавлен также даром, а не за серебро, (как иногда выкупали владельцы своих рабов, ср.гл.45:13; 55:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Д.В. Дементьев Великий Понедельник «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усумнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:18–22 ). Плоды достойны покаяния принесем Христу. Из стихиры дня Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В богослужении Великого Понедельника Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы жить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать сребренников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб – и, восстав из него Собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною Плотию». Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Иссохшая смоковница, по словам Евангелия, была для апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Глава 45 Иосиф открывается братьям и успокаивает их Быт.45:1 . Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. Сильные чувства и ощущения, наполнявшие душу Иосифа и долго им сдерживаемые, теперь должны были выразиться вовне, соответственным их природе образом – открытием братьям. При этом акте или обнаружении братской любви своей, Иосиф, естественно, не желал иметь свидетелями своих египетских сослуживцев и подчиненных (ср. свидание Иакова с Рахилью, особенно Быт. 29:6–7 и замечания наши к ним) и удалил их, не желая, может быть, и делать их свидетелями преступления своих братьев. Быт.45:2 . И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. Тем не менее слух о прибытии к Иосифу братьев его распространился во дворце фараона (ср. ст. 16). Быт.45:3 . И сказал Иосиф братьям своим: я – Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. Открываясь братьям, Иосиф говорит кратко: «я – Иосиф». Но, зная или наблюдая, какое поразительное впечатление производит на них это открытие, он спешит сгладить силу этого впечатления вопросом о здоровье отца – вопросом, который он уже раньше предлагал ( Быт. 43:27 ) братьям, но который снова теперь предлагает, чтобы самому себе еще раз услышать приятную весть о дорогом отце, а братьям дать доказательство истинно сыновних чувств своих к Иакову, вместе и братских – в отношении к ним. Последние он затем (ст. 14–15) проявляет с той интенсивностью, какая свойственна жителям Востока вообще. Но братья, пока еще более пораженные, чем обрадованные, в глубоком изумлении молчат: верховный правитель Египта, пред которым они все время трепетали, объявляется их братом, и этот брат их некогда был ими не только оскорбляем, но и постыдно продан в рабство. Быт.45:4 . И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010