Царь естественно удивился столь странной просьбе со стороны своей царицы, жизнь которой была дороже жизни всех подданных в его государстве, и он выразил свое удивление нетерпеливым жестом, а Есфирь продолжала: «ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя». Еще более озадаченный этим, Ксеркс спросил: «кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так?» Тогда Есфирь, устремляя свой прекрасный, но грозный теперь взгляд на пировавшего у нее Амана и уже трепетавшего в своей преступной совести, сказала царю: «враг и неприятель – этот злобный Аман!» Злополучный царедворец «затрепетал пред царем и царицей». Царь тотчас же, в чрезвычайном гневе, встал с пира и отправился в сад при дворце, а Аман остался умолять о жизни своей царицу Есфирь, и жалко пресмыкался пред нею, так как видел, что «определена ему злая участь от царя». Но когда Аман так пресмыкался пред Есфирью, и даже, забывшись в своем горе, припал к лежанке, на которой находилась Есфирь, то в этот самый момент вошел и сам Ксеркс, и не понимая в чем дело, но видя возбужденное состояние Есфири и Амана, грозно закричал: «даже и насиловать царицу хочет в доме у меня!» Этим судьба Амана была решена. Немедленно же был издан приказ о взятии Амана под стражу, и в знак его виновности – ему накрыли лицо. Многие придворные обрадовались такому падению гордого и грозного царедворца, и сказали царю, что около дома Амана приготовлена для кого-то виселица, вышиной в пятьдесят локтей. Тогда царь дал приказ: повесить его на ней. «И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея». И тогда только утих гнев царя. Но с уничтожением главного врага иудеев, нужно было спешить и с отменой сделанного под его влиянием кровожадного постановления. Есфирь обратилась к царю с просьбою, чтобы он принял меры к отвращению бедствия от ее народа, и царь, вполне довольный ею и тем, что избавился от столь злобного и гордого царедворца, немедленно издал новый указ, который и разослан был опять по областям не только в отмену прежнего указа, но даже и с предоставлением иудеям права силою противиться исполнению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Здесь вступают в действие законы открытости, доверия и связанности общим делом и общей ответственностью. Не стоит забывать и о другом. Когда Господь говорит: Нехорошо быть человеку одному ( Быт. 2: 18 ), мы понимаем, о чем идет речь. Но, не стоит упускать из виду и того, что если человек не останется один на один с Богом, ничего по-настоящему важного с ним не случится, ничего существенного не произойдет. Такое одиночество сродни настоящей, глубокой молитве, сродни высокому вдохновению творца – ученого, поэта, художника или композитора. Без истинного и глубокого одиночества ничего доброго не родится. Настоящее, глубокое одиночество христианина нужно уметь хранить. Это – наш дар Господу. В тишине и одиночестве необходимо услышать голос Божий, расслышать, как стучит твое сердце. В книге Деяний святых Апостолов о членах первохристианской общины говорится так: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4: 32–35 ). В этой же новозаветной книге повествуется, как некто Анания и его жена Сапфира принесли к ногам Апостолов лишь часть из вырученных от проданного имения средств, а некоторую часть попытались утаить. Казалось бы, что ужасного они совершили? За что так сурово покарал их Дух Святой? 24 Дело вот в чем: они могли вообще ничего не приносить, никаких даров. От них, в сущности, и не требовалось ничего, кроме чистосердечия. Понятно, что если человек приходит туда, где все друг другу открыты, то воспользоваться подобной доверчивостью не составит труда, стоит только прикинуться «своим». Именно этим и занимались Анания и Сапфира. На самом деле они руководствовались единственным принципом: «Свое пусть останется при нас, а тем временем мы воспользуемся вашим!» Святой апостол Петр так охарактеризовал этот страшный грех предательства: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5: 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Первые христиане обыкновенно не ходили в театры, потому что в них тогда язычники играли худые игры, пели худые песни и др. Христиан спрашивали, почему они не ходят в театры. Они отвечали: «зачем нам смотреть и слушать то, что делать грешно?». 43. Что значит не осуждать других Некто монах провел всю свою жизнь в монастыре в лености и небрежности о своем спасении: но когда стал умирать, то умирал радостно, подобно великому праведнику. Братия, пришедшие проститься с ним, удивлялись и спросили умирающего: «почему он так хорошо умирает?». «Правда, жил я нехорошо», отвечал он братии, «но со времени вступления в монашество, я никого не осудил, никому не сделал зла; и как захворал я, то ангелы принесли рукописание моих грехов и при голосе Самого Господа с неба: ты никого не осуждал, и Я тебя не осуждаю! уничтожили его в моих глазах. И мне теперь не страшно идти, к небесному Судии Богу». (Пролог 22 мар.). 44. Наказание за ложь У первенствующих христиан все было общее, и никто ничего из своего имения не называл своим. Деньги, выручаемые за продажу имений и домов, христиане отдавали сполна апостолам, а они давали каждому то, в чем он имел нужду. Но некто Анания, продав имение, с ведома своей жены Сапфиры, утаил некоторую часть цены, а остальную принес и положил к ногам апостолов. Тогда ап. Петр сказал ему: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Когда она еще не была продана, разве она не твоя была? И когда уже была продана, разве цена ее не в твоих руках была? Как тебе пришло на мысль такое дело? Ты солгал не человекам, а Богу!» Услышав это, Анания пал бездыханен. Его вынесли и похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Ап. Петр спросил также и ее: «скажи мне, за столько ли вы продали землю?» Она отвечала: «да, за столько». Тогда Петр сказал: «вы согласились искушать Духа Господня, но вот входят в двери погребавшие мужа твоего, и тебя вынесут». Сапфира упала у ног его и испустила дух. Юноши вынесли и похоронили ее подле мужа. (Кн. Деян. апост.). 45. Большой грех – сквернословие

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

А как называется грех, когда кто доносит на другого без нужды, например, один ученик доносит учителю на другого? Грехом ябедничества. Примером неисполнения 9-й заповеди могут служить: 1) Иезавель, жена царя израильского Ахава. Она заметила, что муж ее очень огорчается тем, что не может прибрести в свою собственность понравившейся ему сад, так как он был родовым наследием одного Еврея (Навуфея.) велела начальникам осудить Еврея в придуманной ею хуле на Бога и в оскорблении государя и за то побить его камнями. Но лишь Ахав взошел в новоприобретенный сад, как явился пророк и сказал ему: «как псы лизали кровь Навуфея, так полижут и твою. Иезавель же совсем съедят». Так все исполнилось. (Чит. ветхоз. Ист. о царе Ахаве.) 2) Из первых христиан Анания и жена его Сапфира. У первенствующих христиан все было общее и никто ничего из имения своего не называл своим. Деньги, выручаемые за продажу имений и домов, христиане отдавали сполна апостолам, а они каждому давали то, в чем он имел нужду. Но некто Анания, продав имение, с ведома жены своей Сапфиры, утаил некоторую часть цены, а остальную принес и положил к ногам апостолов. Тогда Петр сказал ему: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Когда она еще не была продана, разве она не твоя была? И когда уже была продана, разве цена ее не в твоих руках была? Как тебе пришло на мысль такое дело? Ты солгал не человекам, а Богу.» Услыхав это, Анания пал бездыханен. Его вынесли и похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Ап. Петр спросил также и ее: «Скажи мне, за столько ли вы продали землю?» она отвечала: «Да, за столько». Тогда Петр сказал. «Вы согласились искушать Духа Господня, но вот входят в двери погребавшие мужа твоего и тебя вынесут». Сапфира упала у ног его и испустила дух. Юноши вынесли и похоронили ее подле мужа. Примером того, как спасительно не осуждать других, служит следующий случай. некто монах всю жизнь свою в монастыре провел в лености и небрежении о своем спасении; но когда стал умирать, то умирал радостно, подобно великому праведнику. Братия, пришедшие проститься с ним, удивлялись и спросили умирающего; «Почему он так хорошо умирает?» «Правда жил я не хорошо, – отвечал он братии, – но со времени вступления в монашество, я никого не осудил, никому не сделал зла; и как захворал я, то ангелы принесли рукописание моих грехов и при голосе Самого Господа с неба: «Ты никого не осуждал, и Я тебя не осуждаю,» уничтожили его в моих глазах. И мне теперь не страшно идти к небесному Судии Богу». ( Чит. Пролог 22 мар.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Я жил некогда без закона, продолжает Апостол: но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер ( Рим. 7:9 ). Мало того, заповедь не только не освободила Савла от силы греха, не только показала, что он нравственно мертв и бессилен, но она-то и обольстила его и умертвила, сделала грех его, дотоле несознаваемый, сознательным и личным, крайне грешным, и убедила его, что он раб греха и продан греху. Заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти. Потому что грех, взяв повод от заповеди (так как она-то и указала на запрещенный плод), обольстил меня и умертвил ею. Закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра. Но грех потому, что посредством доброго причинят мне смерть (беря от закона лишь повод к своему содеянию), становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху (я и закон различествуем по своей природе: отсюда-то, как черное пятно тем заметнее и резче, чем больше света, так и грех тем смертоноснее и глубже, чем строже внешнее исполнение закона ( Рим. 7:10–14 ). Таким образом, закон Моисеев, как нравственный закон, может и должен быть рассматриваем в смысле только откровенного истолкования и выражения естественной нравственной потребности человека, истолкования того, что должен человек, сообразно со своей совестью, со своей природой мыслить, что чувствовать и чего хотеть. Но раскрывая иудеям их естественную нравственную потребность, закон Моисеев не мог дать в то же время силы к осуществлению этой потребности. Руководимые Моисеевым законом иудеи могли совершать известные внешние действия, согласные с требованиями духа любви и правды, но не могли получить самого этого духа вполне; ибо закон Моисеев не был орудием благодати собственно христианской, которая оправдывает и освящает человека и тем делает его способным к истинной добродетели. Все добрые дела иудеев вытекали главным образом из страха наказаний и угроз, но не были следствием нормального внутреннего настроения человека, от которого исключительно зависит достоинство добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

С Богом в бедах и страданиях и в самом аде добро; без Бога и самый рай и небо ничтоже есть. Ибо где Бог, там и царствие Божие, рай, небо и все блаженство. Ибо Бог есть Сокровище и Источник утешения, радости, веселья и всякого истинного блаженства, и без Него не может быть истинного утешения, истинной радости и веселья, истинной жизни и блаженства. Когда об этом хорошенько рассудишь, не будешь скучать, что удалился ты от отечества и дома, но везде будешь иметь утешение. 4) Помни, что святые Божии изгнаны были. Святой Иосиф завистью братьев своих изгнан был: «в рабы продан был Иосиф, стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс.104:17–18 ). Давид изгнан был Саулом ( 1Цар.19:1–2 и след.) и сыном своим Авессаломом ( 2Цар. 15 ), и скитался по чужим странам, и во всяком бедствии и злострадании был. Даниил и трое отроков с прочими в Вавилоне пленены были от Иерусалима ( Дан. 1 ). В новой благодати апостолы, мученики, святители и прочие святые различные изгнания претерпели. То же и ныне бывает. Мир, как море волнами, свирепостью своею изгоняет и отвергает от себя святых, как мертвых ему (миру), но живых Богу. И ты, изгнанный, соучастник в скорби с ними, и лучше тебе с ними скорби терпеть, нежели с неблагодарным и злым миром веселиться, ибо с ними же утешение восприимешь во царствии небесном. Вот скоро избавление придет, «и отрет Бог всякую слезу с очей наших» ( Откр.7:17 ). Помни и то, что Сам Сын Божий и Господь наш к нам, изгнанным из рая и странным и плененным, по Своему изволению пришел и благоволил с нами, бедными, бедствовать, и со странными странствовать, и с проданными под грех был продан, предан, связан, веден на суд и смерть, и умереть (ради нас) благоволил. Рассуждай об этом – и получишь утешение. 5) Скажет кто: «От отца я и матери, от братии, сродников и друзей любезных удаляюсь!» Правда, прискорбно от любимых удаляться. Но от Бога удалиться нигде не можешь, а Он вместо отца и матери верным, или даже более отца и матери Тот, Кто говорит тебе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис.49:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Предвозвещено было, что за тридцать сребреников Господь будет продан: и поставиша плату за Меня тридцать сребреников ( Зах.11:12 ). И было так. Продан был от предателя за тридцать сребреников Господь наш Иисус Христос ( Мф.26:15 ). Писано было о Христе: поражу пастыря, и разыдутся овцы стада ( Зах.13:7 ). И было так. Предан и взят был Христос, и рассеялись овцы Его – апостолы. Тогда все ученики Его, оставив Его, бежали ( Мф.26:56 ). Воспел царствующий пророк, провидя совет беззаконных на Иисуса Христа: зачем мятутся народы; восстают цари земли, и князья совещаются вместе на Господа и на Христа Его ( Пс.2 )? И было так. Собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника Каиафы и совещались, чтобы взять Иисуса хитростию и убить ( Мф.26:3 ). Князи людские и Пилат судили и осудили на смерть Иисуса Христа. Царь Ирод надругался над Ним и возвратил Его к Пилату. Возопили иудеи: возьми, возьми, распни Его ( Мк.15:13 ). Предвозвещено было, что ложные будут свидетели на Христа: восстали на Меня свидетели неправедные; чего Я не знаю, о том допрашивают Меня ( Пс.34:11 ). И было так. Первосвященники и старейшины искали лжесвидетельства против Иисуса, и пришли два лжесвидетеля ( Мф.26:59–60 ). Писано было о Христе: плечи Мои Я дал на раны и ланиты Мои на заушение; лица Моего не закрывал от поругания и оплеваний ( Ис.50:6 ). И было так. Биен, ранен, заушен и оплеван был Иисус Христос, Господь наш. Писано было о Христе: и нет в Нем ни вида, ни славы, и Он презрен и умален пред людьми, муж скорбей, изведавший болезни ( Ис.53:2, 3 ). Так и было. Всякое зверское бесчеловечие и злобу совершили на Нем враги Его; Он был показан Пилатом иудеем, как зрелище ужасное: се Человек, вида человеческого не имеющий ( Ин.19:5 ). Предвозвещено было о Христе: как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис.53:7 ). Так и исполнилось. Не отверзал Иисус Христос уст Своих пред врагами Своими. Не отверзал в дому Каиафы на беззаконном сонмище иудейском; Иисус же молчал ( Мф.26:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Мф.26:6-7. Иисусу же бывшу в Вифании, в дому Симона прокаженнаго, приступи к Нему жена, сткляницу мира имущи многоценнаго, и возливаше на главу Его возлежаща.Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.    Было три жены, помазавших Господа миром. Первая упоминается у Луки (7, 37); она была грешница, сделала это около средины проповеди Спасителя в доме Симона фарисея, когда и соблазнился один только фарисей; в награду за это Спаситель даровал ей отпущение грехов. Вторая упоминается у Иоанна (12, 3) это была Мария, сестра Лазаря, женщина благочестивой жизни; она сделала это за шесть дней до законной Пасхи в собственном доме и, притом, принесла миро в благодарность за воскрешение брата, потому ей и не обещается награды; тогда также роптал один только Иуда. Третья — та, о которой одинаково повествуют Марк (14, 3) и Матфей в этом месте: она за два дня до Пасхи пришла в дом Симона прокаженного. Евангелисты для отличия от фарисея дали ему прозвание от проказы, желая вместе с тем показать, что Спаситель не гнушался его телесной нечистотой ради чистоты его души. Женщина эта возлила миро на голову Иисуса Христа, а не на ноги, как те; тогда вознегодовали и ученики; ей обещается проповедать память об этом по вселенной. Таким образом, очевидно различие между всеми тремя. Эта последняя, как прокаженная душой, видя, что Симон прокаженный, исцелен, твердо верила, что и сама она получит исцеление. Алавастр (сткляница) — это род сосуда для хранения мира. Марк (14, 3) присоединил и сорт мира: «народного пистикиа многоценна», — называя пистикием, т.е. цельным и известным по чистоте, или это было какое-либо название мира. Говорит также, что она разбила сосуд, конечно, для скорости, так как он был узкий. Мф.26:8-9. Видевше же ученицы Его негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия (бысть); можаше бо сие миро продано быти на мнозе и датися нищым.Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.    Негодовали, но в себе, как сказал Марк (Мк. 14:4, 5), который присоединил и то, что они говорили: «можаше бо сие продано быти вящше трех сот пенязь», Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Здесь не было закона совне: явление образовалось само собою, внутреннею силою своею, притом – под влиянием известных обстоятельств. Никто никого не обязывал к такому отречению от своего в пользу общего, все делалось по расположению души и сердца. Поэтому, когда один из христиан, некто Ананий, с женою своею Сапфирою, продал поле и часть вырученных за него денег утаил у себя, а другую только часть принес в церковь и положил к ногам Апостолов: то Петр сказал ему: «Анания, зачем ты попустил сатане исполнить сердце твое, чтобы солгать Духу Святому, утаивши от цены за проданное тобою поле? Что было у тебя, не твое ли то было, и не в твоей ли власти состояло проданное? Для чего же ты поступил так лукаво? Не человекам солгал ты, а Богу». Св. Апостол прямо говорит, что Анания волен был распорядиться своим имуществом, как ему угодно было, и не в том состояло его преступление, что он не принес всего в церковь , но в том, что он решился обмануть Апостолов и всех верующих, и тем, с одной стороны, обнаружил скупость с лукавством, с другой – поругался над Духом Святым, думая, то есть, обмануть Самого Бога. За то он пал тут же и умер. Той же участи подверглась и жена его за ту же самую вину, потому что она повторила ложь мужа своего. Что вы согласились искусить Духа Святого? сказал ей тот же Апостол Петр, и слова эти были для нее приговором смерти ( Деян. 5:1–10 ). Все это показывает, что между так называемым коммунизмом и общением первенствующих христиан между собою нет ничего в сущности сходного. Христианское учение о братстве верующих ведет только к тому, что каждый христианин должен быть готов на всякую возможную помощь ближнему своему, но никак не исключает права собственности, напротив, в законном употреблении этой собственности поставляет многие высокие добродетели. Прибавим к этому, что если бы христианские правила жизни до того проникли жизнь общественную, что всякая частная и гражданская деятельность вытекала бы из этих правил и служила их осуществлением, то не понадобилась бы никакая теория коммунизма для общественного благополучия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Этот «негатив» естественно превращался в свою противоположность именно через Искупление – центральное событие земной жизни Христа. Невыносимые страдания Иова, экзистенциальные муки Ионы, которого «обошли воды до души его», предзнаменовали горькую тайну Голгофы. Уже в таком раннем памятнике, каковы Деяния апостольские, эфиопский вельможа, читая 53-ю главу пророка Исаии, – «В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его» – обращается к апостолу Филиппу с вопросом: «о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?» ( Деян. 8:34 ). Иисуса часто называли «пророком, или одним из пророков», а также «сыном Давида», «сыном Авраама», принимали за воскресшего Иоанна Крестителя, наконец, Он Сам Себя называл «Сыном Человеческим». Все ветхозаветные образы, начиная от самых древних, от убитого Авеля, двоятся между современниками их возникновения и грядущим Мессией, которого ожидал еврейский народ. Все праведники невидимо содержат в себе одного Праведника: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» ( Деян. 7:52 ). В эпоху ранних апологетов, в кратком, но поэтически наиболее сильном виде этот подход был представлен у автора II в. св. Мелитона Сардского. «В начале человеколюбивое Слово Отца сошло на землю, ради людей и жило с ними, и отдалило злых от праведных, и призвало праведных стать избранным народом. С иными Оно было убито, с иными Оно было на чужбине, с иными спасалось бегством, с иными было перепиливаемо, с иными находилось на корабле, с иными было предано на бичевание, с иными было искушаемо, с иными было продано, с иными терпело голод и жажду. Итак, от начала Слово страдало со всеми праведными и всегда было с ними: с Авелем умерщвлялось, с Ноем было в потопе водном, с Авраамом странствовало, с Исааком приносилось в жертву, с Иаковом было на чужбине, с Иосифом было продано, с Моисеем же спасалось бегством, и с Иисусом Навином сражалось, с Давидом спасалось бегством, с Исайей перепиливалось и в Теле Своем оно пребывало с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010