Все политические нации югославской программы (а также политические нации Советского Союза) были созданы католическим колониализмом или под османской оккупацией, позже были легализованы коммунистической югославской политикой, и сегодня служат инструментом евроатлантического и исламского империализма. Поэтому стратегической ошибкой Русской Православной Церкви является присвоение или принятие названия Украинская Православная Церковь, вместо термина Русская. Этим узаконена советская модель создания социалистических политических наций, которые по самой своей природе являются средством деконструкции государства и народа. Коммунистическая диалектская племенная «Македонская Православная Церковь» Во Второй мировой войне нацистская Германия оккупировала Королевство Югославия, а Болгария, в составе Вермахта, оккупировала юго-восточную часть Королевства Югославии – Вардарскую Сербию. Оккупационное правительство одну часть сербского духовенства ликвидировало а другую часть изгнало, как, например, митрополита Скопского Иосифа (Цвийовича) и епископа Злетово-Струмицкого Викентия (Проданова). Болгарская православная церковь установила на оккупированной территории администрацию с болгарскими епископами и духовенством. Западная часть Вардарской Македонии была оккупирована войсками фашистской Италии и присоединена к Итальянской Албании. После освобождения от нацистской оккупации была образована Социалистическая Югославия, а в её составе Социалистическая Республика Македония. В октябре 1944 года Синод Сербской Православной Церкви принял решение о возвращении изгнанных епископов и священников в свои епархии и приходы, но коммунистическое правительство не допустило возвращения сербского духовенства и народа, так же как и в той же программе преследования сербского народа не допускалось возвращение сербского населения и духовенства в Косово и Метохию после преследований со стороны гитлеровских оккупантов и албанской армии Вермахта. Это было началом коммунистических преследований церкви в СР Македонии и начало работы коммунистического правительства по формированию так называемой «Македонской православной церкви» Социалистической Республики Македонии. Такой системой Социалистическая Югославия создала социалистические республики и, в соответствии с границами республик, создала новые нации и религиозные «церковные» общины.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/di...

В целом можно сказать, что Сербской Церкви в венгерской оккупационной зоне удалось сохранить свою административную структуру. За время венгерской оккупации Бачская епархия придерживалась постановлений центральных административных органов СПЦ. Владыка Ириней поддерживал постоянные контакты с Белградом и принимал активное участие в работе центральных органов церковного управления. На территории болгарской оккупационной зоны, в Южной и Восточной Сербии, части Косово и Вардарской Македонии, оказались три епархии СПЦ: Битольско-Охридская, Скопская и Злетовско-Струмичская. Болгарские оккупационные власти не осуществляли открытого террора в отношении сербского духовенства, но согласно специальному приказу все священники СПЦ, не местные уроженцы и просербски настроенные, должны были покинуть оккупированную территорию в течение 48 часов. Были изгнаны сербские архиереи: митрополит Скопский Иосиф (Цвиевич) и епископ Злетовско-Струмичский Викентий (Проданов) 22 . Только Скопскую епархию покинули 45 священников и 11 монахов 23 . Многие священнослужители не имели возможности вывезти свое имущество, которое оккупационными властями было объявлено бесхозным 24 . Болгарские власти провели новое административное деление и изменили название епархий. Скопская епархия получила название Скопско-Велешской, Злетовско-Струмичская — Струмичско-Драмской. Вся территория была разделена на большое количество архиерейских наместничеств и парохий. На место изгнанного сербского духовенства из Болгарии было прислано 280 священников и необходимое количество административных служащих. Болгарские священнослужители присылались в командировку на 4–5 месяцев, после чего возвращались к местам своего постоянного служения, а вместо них присылались новые. Для привлечения болгарского духовенства на оккупированные территории были предусмотрены различные льготы. Болгарское духовенство получало от своего правительства “бесхозные” земельные участки и имущество 25 . Одновременно с этим осуществлялось искоренение всего, что напоминало о Сербской Церкви и сербском историческом прошлом оккупированных территорий. Не редкостью были открытые грабежи церковного имущества. Материальный урон, нанесенный таким образом церквям и монастырям в одной только Охридско-Битольской епархии, по данным Священного Синода, составил 756200 долларов 26 . В общей сложности из трех епархий в Македонии и Южной Сербии было изгнано 86 приходских священников; 11 священников было убито 27 . Административная структура Сербской Церкви на территории болгарской оккупационной зоны фактически была упразднена.

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

На состоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводе Чешско-Моравской епархии СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви. С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешения на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 г., а Белградской семинарии Св. Саввы — в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первое послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. С 1946 г. начал издаваться маленький карманный календарь, с 1949 г. — газета для приходского духовенства «Вестник». Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 г. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал к числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей, ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквами, ослабевшими за время Второй мировой войны. При нем же была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражным периодическим изданием СПЦ. С 1957 г. снова стал выходить журнал Богословского факультета «Богословие». В 1958 г. был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 г. Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Архиерейского Синода. 13 сентября 1958 г. новым предстоятелем СПЦ был избран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший престол Сербских Патриархов более тридцати лет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешение на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 году, а Белградской семинарии Св. Саввы в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первые послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. C 1946 начал издаваться маленький карманный календарь. С 1949 г. издавалась газета для приходского духовенства «Вестник». Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 года. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал в числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировой войны. При Патриархе Викентии была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражной периодическим изданием СПЦ. C 1957 года снова стал выходить журнал Богословского факультета « Богословие». В 1958 году был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 године Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Священного Архиерейского Синода. Спустя два месяца после его смерти, 13 сентября 1958 г., новым предстоятелем Сербской Церкви бып выбран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший трон Сербских Патриархов более тридцати лет.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

В 1922 г. Синод Сербской Церкви одобрил предложение проф. Белградского ун-та прот. Лазаря Мирковича о создании МСПЦ и в 1923 г. инициировал сбор сведений о предметах церковного искусства, хранящихся в серб. храмах и мон-рях. В 1927 г. Синод разрешил каждой епархии Сербской Церкви создать свой церковный музей и издал «Правило» для их организации. В 1936 г. патриарх Сербский Варнава (Настич) вновь поднял вопрос о формировании центрального музея Сербской Церкви и др. церковно-просветительских орг-ций. Для подготовки открытия музея пригласили прот. Радослава Груича , к-рый начал поиск предметов церковного искусства в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в соседних странах. В 1937 г. Груич и Миркович на выделенные Сербской Патриархией средства объехали Румынию и Венгрию для регистрации памятников серб. искусства. В том же году Сербская Патриархия арендовала на 50 лет дом (конак) кнг. Любицы в Белграде для размещения в нем буд. музея. В нач. 1940 г. в связи с планировавшимся в окт. того же года открытием музея были приобретены витрины для экспонатов. Но по причине предвоенных событий в июне 1940 г. лица, занимавшиеся созданием музея, были освобождены от своих обязанностей. В 1942 г. Груич вновь был назначен управляющим музеем, в 1948 г. на этой должности его сменил проф. С. С. Душанич (оставался на ней до 1990 г.). Благодаря Груичу после окончания войны, в апр. 1946 г., в музей были переданы предметы церковного искусства, эвакуированные во время военных действий из храмов и мон-рей Сербской Православной Церкви в Загреб (11 вагонов). В мае 1946 г. Мин-во финансов Югославии расторгло договор с Сербской Церковью об аренде Дома кнг. Любицы, поэтому все предметы к концу года были перевезены в здание Сербской Патриархии. 14 июня 1954 г. при участии патриарха Сербского Викентия (Проданова) состоялось торжественное открытие музея в здании Сербской Патриархии. С 1990 по 2005 г. управляющим музеем был проф. С. Милеуснич , затем - М. Илич (до 2010) и В. Радованович (по наст. время). В 2011-2013 гг. были проведены реконструкция музея, реставрация, съемка и оцифровка многих его экспонатов. Помимо постоянной экспозиции в музее регулярно проводятся выставки.

http://pravenc.ru/text/2564318.html

На территори оккупированной Сербии нашли прибежище многие представители сербского духовенства. Помимо высланных из болгарской оккупационной зоны митрополита Скопского Иосифа (Цвиевича) и епископа Злетовско-Струмицкого Викентия (Проданова), в Сербии оказались спасшимися от усташского террора из НГХ епископы Зворницко-Тузланский Нектарий (Круль) и Захолмско-Герцеговинский Николай (Йоканович), а также высланный венгерскими властями из Словакии епископ Мукачевско-Прешевский Владимир (Раич) и прибывший из Загреба митрополит Загребский Досифей (Васич). Все архиереи были приняты и размещены в Белграде и других местах. Первоначально здание Сербской Патриархии было превращено немцами в казарму. Мебель, библиотека, деньги и драгоценности были расхищены, церковные архивы подверглись частичному уничтожению. Однако 10 октября 1941 г. здание было возвращено Патриархии. Гестапо осуществляло контроль за работой Священного Синода, протоколы заседаний которого доставлялись тайной полиции. Вместе с тем существовала практика проведения Синодом отдельных заседаний, после которых немцам предоставлялись другие По желанию немцев правительство генерала Недича назначило специального цензора, в обязанности которого входило просматривать почту центральных и епархиальных церковных властей в Белграде. При этом известен только один случай, когда была задержана, конфискована и уничтожена Немецкая цензура контролировала публикации в церковной прессе. Из синодальных постановлений, рождественских и пасхальных посланий вычеркивалась неугодная титулатура архиереев. Случалось, что сами послания тоже редактировались, но Синод никак на это не Немецкие власти не разрешили публиковать ответ Священного Синода на нападки государственных деятелей НГХ на Сербскую Церковь. Аналогичным образом не было разрешено доставить сообщение Священного Синода о положении СПЦ на территории НГХ братским Православным Несмотря на все трудности, осенью 1941 г. возобновилось издание официального печатного органа «Вестник СПЦ», а также календаря «Церковь», хотя и в значительно уменьшенном Финансирование Церкви осуществлялось согласно довоенным законам: часть средств поступала от приходов и по другим церковным каналам, а часть из государственной казны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

После начала второй мировой войны выступил инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей», к-рый был передан военному командованию Сербии. Участвовал в акциях помощи беженцам, заключенным лагерей. Особое внимание уделял спасению серб. святынь из мест военных действий. 13-14 апр. 1942 г. перенес мощи св. кн. Лазаря из мон-ря Врдник, св. царя Уроша (см. Стефан Урош V ) из мон-ря Язак и св. кн. Стефана Штиляновича из мон-ря Шишатовац в соборную церковь Белграда, чем спас их от уничтожения. По окончании войны по предложению Г. была создана комиссия из представителей церковных и гос. властей по регистрации и возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из серб. церквей и мон-рей на территории Независимого государства Хорватия и перенесенных в Загреб. В результате работы комиссии в апр. 1946 г. в Белград прибыли 11 вагонов с изъятыми в годы войны церковными предметами. Нек-рые из предметов были возвращены в церкви, где они находились до войны, часть предметов, в т. ч. собрание рукописей XV-XIX вв., была передана в Музей сербов в Хорватии (Загреб), к-рый в 1964 г. вошел в состав Исторического музея. Большинство возвращенных предметов было размещено в здании Патриархии. В кон. 1944 г. суд чести Белградского ун-та потребовал от Г. отчета о его деятельности во время нем. оккупации и 3 апр. 1945 г. принял решение об увольнении его из ун-та. В сент. 1945 г. Народный комитет 1-го района Белграда лишил Г. избирательного голоса, Гос. комиссия по расследованию преступлений оккупантов и их сообщников завела на Г. досье, в к-ром фигурировало 24 материала с общим обвинением в пособничестве «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в сфере культуры». В последние годы жизни Г. работал в музее СПЦ и Патриаршей б-ке, иногда сотрудничал с Сербской АН, Археологическим ин-том. 1 июня 1955 г. Сербский Патриарх Викентий (Проданов) в сослужении 10 епископов, 12 священников и 2 диаконов совершил отпевание Г. Первоначально он был похоронен на Новом кладбище в Белграде. 11 нояб. 1992 г. останки Г. и его супруги Милицы были перезахоронены в мон-ре Гргетег.

http://pravenc.ru/text/168207.html

1945. Бр. 9. С. 85-86). После возвращения Патриарха Гавриила в Югославию И. по собственному прошению 20 нояб. 1946 г. был освобожден от должности администратора. В пасхальном послании 1946 г. И. вместе с епископами Бачским Иринеем (Чиричем), Тимокским Емилианом (Пиперковичем) и Нишским Иоанном (Иличем) критиковал принятые коммунистическими властями законы, исключившие вероучение из школьных программ и упразднившие юридическую силу церковного брака, и высказался против проведения антирелиг. кампании (ГлСПЦ. 1946. Бр. 4. С. 50). Лидер Югославии И. Броз Тито негативно относился к деятельности И., представители властей неоднократно советовали серб. иерархам отправить его на покой. В 1948 г., по сведениям Посольства США в Белграде, власти пытались обвинить И. в шпионаже, до судебного процесса дело не дошло, но 2 недели владыка провел под строгим домашним арестом. 22 июня 1950 г. состоялось открытие Архиерейского Собора СПЦ, созванного после смерти Патриарха Гавриила для избрания нового предстоятеля. И. должен был быть председателем и возможным кандидатом на Патриарший престол. Но вместе с митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) И. был срочно вызван в окружной суд Белграда якобы для участия в качестве свидетелей в судебном процессе над прот. Миливоем Црвчанином. Заседание не состоялось из-за неявки обвиняемого, а И. из здания суда был увезен сотрудниками органов серб. гос. безопасности в неизвестном направлении. По запросу Синода 24 июня председатель Комиссии по религиозным вопросам ответил, что Белградский суд выдвинул против И. обвинение и он находится в мон-ре Жича. 29 июня члены Архиерейского Собора выразили сожаление по поводу ареста И. и отсутствия информации о его местопребывании и назначили временным администратором Скопской епархии еп. Злетовско-Струмицкого Викентия (Проданова) , который 1 июля был избран Патриархом Сербским. Новый Патриарх неоднократно просил власти освободить И.: во время личной встречи с Тито 25 сент. 1950 г., в специальных синодальных посланиях в окт. 1950 г. и от 9 июня 1951 г., во время встречи в нояб. того же года с министром внутренних дел А. Ранковичем. Из монастыря Жича 6 янв. 1951 г. И. был перевезен в монастырь Любостиня и 20 нояб. 1951 г. освобожден. Документы о судебном процессе над ним не сохранились. Власти не позволили ему вернуться на Скопскую кафедру, и он был назначен администратором Жичской епархии, которой управлял 18 месяцев. В кон. 1952 г. по состоянию здоровья он был перевезен в белградскую больницу. С 9 мая 1953 г. И. жил во Введенском жен. мон-ре в Белграде, где скончался и 5 июля 1957 г. был похоронен. В память об И. при построенной им церкви в родном с. Дрежник открыт музей.

http://pravenc.ru/text/578557.html

6 . Игумен Белемендского монастыря, что близ города Триполи, предполагает открыть в нем училище, и просит у нас 10000 пиастров на жалованье учителю. 7 . В Сидон Базили послал 2400 пиастров на содержание тамошнего православного училища. 8 . Католические сестры милосердия Св. Винченца Павла содержат в Бейруте и на Ливане десять школ для туземных девочек. Кстати излагаю свои сведения об этом Винченце (Викентие) и об основанной им общине сестер милосердия. Викентий Павел родился в 1676 году близ Дакса, во Франции, и в детстве пас скот бедного отца своего; когда же вырос, учился богословию в Тулузе и рукоположен был в сан священника в 1600 г. Будучи морем из Марселя в Нарбонн (1606 г.), он взят был в плен тунисскими пиратами и продан в рабство некоему савоярду, принявшему магометанскую веру, но обратил его ко Христу, и с ним воротился во Францию. Отсюда в 1608 году он сопровождал авиньонского легата в Рим, где папа дал ему поручение к французскому королю Генриху IV. С этой поры Викентий постоянно жил во Франции и здесь учреждал братства милосердия, посещал во всем этом государстве больных, попавших в тюрьмы и сосланных на галеры, употребляя все усилия к улучшению быта их. Людовик XIII, восхищенный добротою и успехами его, поставил его главным милостынераздавателем на галерах в 1619 г. Этот святой муж в 1626 году основал общину отцов миссионеров, призванных учить люд деревенский и в семинариях готовить хороших священников. В 1684 году им основана достохвальная община сестер милосердия для служения больным бедного сословия. В этой общине ныне состоят 6000 сестер. Оне размещены по всему свету. Я видел их в Александрии, Бейруте, Смирне, Константинополе. Отец Викентий, учредивший еще два благотворительные заведения, как то воспитательный дом для незаконнорожденных детей (1648 г.), больницу для 80-ти стариков (1658 г.) и больницу для бедных в столице (1656 г.), умер в 1660 году. 27, Суббота. Сегодня я на австрийском пароходе приехал в Константинополь по выдержании четырехдневного карантина в Смирне и остановился в доме некоего грека близ нашей там почтовой конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Преосвященный Пимен б[ывший] Балтский 699 назначен Дмитровским, викарием Святейшего патриарха по г. Москве. Прошу Ваших святительских молитв и благословения для себя и присных. Вашего Преосвященства послушник священник П. Соколовский. На докладе ослушании 2-х литургий Святейший начертал Резолюцию: «Читал». Д. 28. Л. 48–48 об. Подлинник. Автограф. 25. 4 июня 1958 г. 700 Муч[еника] Василиска Благословите, Преосвященнейший Владыка! Я полностью присоединяюсь к мысли представить неоконченные дела Высокопреосвященнейшему митрополиту Николаю. Но у меня никаких материалов, кроме доклада Преосвященного Алексия о Елеосвящении 701 , не имеется. Мне кажется, что вопрос о месяцеслове Русских святых и службах новым святым Российским тоже как-то следовало бы закруглить, по крайней мере передачей самих материалов томужде Высокопреосвященнейшему Владыке. Ваш доклад, особенно во второй части, по вопросу о чине архиерейского отпевания, особенно важно приложить к экземпляру самого Чина и рецензии Николая Дмитриевича и весь этот материал передать Владыке. От всей души желаем Вашему Преосвященству доброго здравия. Просим Ваших св[ятых] молитв и Архипастырского благословения. Послушник Вашего Преосвященства свящ[енник] П. Соколовский. Д. 59. Л. 66. Подлинник. Автограф. 26. Около 17 апреля 1960 г. 702 Христос Воскресе! Дорогой Владыко, благословите! Всем сердцем поздравляю Ваше Преосвященство со Светоносным и всеспасительным праздником Воскресения Христова. Умертвивший смерть Богочеловек Господь наш Иисус Христос да дарует Вам силы творить Его Святую волю. Примите пасхальное приветствие от Тамары Ивановны и чад наших. Испрашиваем Ваших архипастырских молитв о нас, грешных. Вашего Преосвященства послушник свящ[енник] П. Соколовский. Пасха Христова. 1960 г. Д. 59. Л. 66. Подлинник. Автограф. 679 Викентий (Проданов Витомир; 1890 – 1958), Патриарх Сербский (с 1950 г.). 5–29 октября 1956 г. посетил с официальным визитом Москву, Ленинград и Киев. В 1957 г. принимал в Белграде делегацию во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010