Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон» ( Быт. 39, 6–15 ). Видишь ли, как женщина насильно влекла его, даже не хотевшего, к ложу? Но у него ум утвержден был в воздержании, совершенно ничем не побеждаемый. Он был еще юноша, едва достигший семнадцати лет, когда борода только еще начинает пробиваться, когда удовольствия являются в полной своей силе, когда движения плоти бывают наиболее пылки, и похоти, так сказать, упрямы и несклонны на внушение разума; ибо всегда почти юношеский возраст любит неудержимо отдаваться плотским стремлениям и не легко выносить узду воздержания. Но непоколебим был дивный Иосиф, не оставив юношеской распущенности без водительства и не убоявшись того, что был чужестранец и слуга, так как тем и другим сделан был и, сильно, был продан братьям Измаильтянам. Когда же он оказался выше гнуснейшего удовольствия и влечений к распутству, тогда женщина прибегает к клевете и обращает вину на юношу: его, неуступавшего ее требованиям, обзывает оскорбителем (ее чести). И вот вследствие сего юноша стал узником; но спасен был Божественною благодатью и в награду за воздержание тотчас получил начальствование над всею страною Египетскою. Итак, хотя и с трудами сопряжено это дело хотя и тяжелые подвиги предлежат стремящимся к похвалам воздержания, однако невелика в этом важность для решившего быть всецело боголюбивым: он непременно будет иметь и равносильную похвалу и соответствующее воздаяние. Поэтому и божественный Давид удивляется достохвальнейшему юноше за претерпение сего, говоря: «в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» ( Пс.104, 17–18 ). Железом, думаю, называет твердую и несокрушимую силу подвигов, посредством которых можно подавить грехи и избежать всякой нечистоты, и достигнуть святой и чистейшей жизни, разумею – жизни евангельской и во Христе, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Не свидетельствуют ли, по крайней мере, Деяния Апостолов об указанном нами под пунктом «б» виде общения имуществ в Иерусалиме, т.е. если не все, то во всяком случае люди богатые, вступая в церковь , не должны ли были обязательно излишек своего имущества представить церкви в пользу бедных? Для разрешения этого вопроса особенно важное значение имеет место в Деян.5:1–11 . Здесь мы видим, что строгая кара постигла Ананию и его жену за ложь: для чего ты допустил сатане вложит в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу... Что это вы согласились искусить Духа Господня? Не за то собственно, что супруги принесли церкви не всю цену проданного, но за свою ложь пред Духом Святым, за искушение Духа Святаго понесли они в урок другим строгое, но справедливое наказание. Это видно из прямых слов ап. Петра, ст. Деян.5:4 : чем ты владел, не твое ли было и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Здесь с ясностью, не допускающею никакого пере толкования, говорится, что Анания имел полное право не продавать своего имения, а удержать при себе, как свою собственность и, продавши имение, мог свободно распорядиться вырученными деньгами – пожертвовать церкви все сполна или ничего не пожертвовать или отдать только известную часть их в пользу церкви. Можно было сделать так или иначе, но только прямо, открыто, честно, не кривя душей, не выдавая части приобретенных от продажи денег за всю цену проданного. За нарушение этой честности, могшее подать гибельный соблазн другим членам церкви, за лицемерную благотворительность, столь противную духу христианства, и наказаны были Анания и Сапфира. Итак, рассмотренное нами теперь место исключает даже и под пунктом б) вид общения имуществ в церкви Иерусалимской; потому что оно прямо удостоверяет нас, что в этом общении не было места ни принуждению, ни безусловному обязательству жертвовать обществу всем своим достоянием, или определенною частью его, но только действовала свободно-честная благотворительность членов общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Эти места следующие: 1) Деян.2:24 : все верующие были вместе и имели (εχον) все общее. Смысл этих слов не выражает ничего более, как то, что христиане все были проникнуты столь возвышенным чувством любви, что никто из них не считал своего имущества своею исключительною собственностью, напротив только даром, уделенным Богом для того, чтобы помогать ближним, делить с ними все свое достояние. Это толкование приведенного места ни мало не искусственно, но вполне правильно. Слово: «εχον– имели» конечно значит владеть (habere, possidere), но в тоже время употребляется иногда в Новом Завете в смысле – считать чем, полагать, думать, как например, Мк.11:32 : все полагали, что Иоанн (παντες εχον τν ωννην) точно был пророк; или Флп.2:29 : и таких имейте в уважении (ντμος χετε), т.е. признавайте достоуважаемыми. Истинный смысл слов Деян.2:44 совершенно выясняется параллельным ему местом той же книги Деян.4:32 : никто ничего из имения своего не называл (λεγεν) своим, но все у них было общее. Здесь слово: «λεγεν– называл», прямо указывает на внутреннее, свободное расположение христиан в деле взаимной помощи их друг другу личным достоянием, но отнюдь не выражает безусловной обязанности одного жертвовать своим имуществом в пользу другого. 2) Деян.2:45 : продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Здесь не говорится ни того, что все христиане обязательно продавали все свое имение, ни того, что всю цену проданного должны были отдать обществу, ни, наконец, того, что приобретенное от продажи разделялось между всеми, но лишь указывается, что ревнители благочестия вырученное от продажи своих имений (всего или части их) разделяли между нуждающимися, смотря по их нуждам. Братская любовь христиан в Иерусалимском обществе была так сильна и действенна, что в виду нужд неимущих братьев, побуждала лиц, владевших состоянием, продавать свои имения и вырученные деньги приносить апостолам для раздачи братьям, не имеющим собственных средств жизни. 3) Деян.4:34 : все, которые (σοι) владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Итак, к Тебе простираю руки мои и, смиренно преклоняю колена сердца моего, умоляя, чтобы не только ноги мои, но и руки и главу, Ты соблаговолил омыть усердно и чисто. Много, много бо согрешил я против Тебя мыслью, словом, делом и небрежением; омой же меня, Иисусе, от всякой скверны моих прегрешений, очисти меня от всякой нечистоты плоти и духа, дабы вполне очищенный я мог иметь участие с Тобою в вечном блаженстве, которое Ты обетовал даровать всем Твоим возлюбленным, претерпевающим с Тобою в искушениях. Открой же разум сердца моего к ясному восприятию сладчайшей проповеди Твоих уст, произнесенной на вечери; ибо это слова пламеннейшего человеколюбия, сладчайшего утешение и высочайшего разума. Напиши новую заповедь в сердце моем, чтобы искренним человеколюбием горела душа моя. Подкрепи меня во всякой тесноте, и на место мирской радости ислолни сладчайшего радования Духа Святого. Дай мне истинный мир сердца, которого не может дать мир; дай Духа Утешителя, которого не видит и не знает мир. Приди, Господи Иисусе, и благоволи сделать у меня обитание, дабы Ты во мне, и я в Тебе одинаково обитали воедино. Аминь. Книга вторая. Размышление о страданиях Христа, по писанию четырех евангелистов Глава 1. О продании Иисуса вероломным Иудой предателем Благословляю и благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, высшая благость и вечное величие, что Ты неправедно продан был за столь низкую и ничтожную цену, ибо продан был за тридцать сребренников собственным учеником. Хвалю и славословлю Тебя за Твою кротчайшую терпимость к вероломному ученику, ибо Ты не подвигся против него, и не только не объявил громко, но даже и не показал другим его нечестия, после такого дела не отлучил его от должности и священного общения, хотя и предвидел, что он спешил предать Тебя. О, кротчайший Господи Иисусе Христе! Каково Твое терпение и мое нетерпение! Горе мне, что я так мало могу терпеть от брата моего, если что он скажет или сделает против меня. Ты без укора содержал ученика Твоего Иуду в такое время, когда он продавал Тебя и уже был Твой будущий предатель; я же немедленно гневаюсь и за малую обиду, и к отмщению за себя или извинению себя измышляю различные побуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Стих 15: И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? — Несчастный Иуда! Он хочет ценой Учителя вознаградить тот ущерб, который, по его убеждению, он потерпел через пролитие драгоценной мази. И однако он не требует определенной платы (summam), чтобы предательство не показалось как–нибудь совершенным из–за большой прибыли, но продавая как бы дешевое имущество, он оставил на волю покупающих дать столько, сколько им будет угодно. Стих 16 : Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. — Иосиф был продан не за двадцать золотых монет, как многие полагают согласно Семидесяти толковникам, а за двадцать серебряных монет, как говорит еврейская истина (т. е. еврейский текст). Да и в самом деле, раб не мог быть продан дороже, чем Господин. Стих 17: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? — Первый день опресноков это — четырнадцатый день первого месяца, когда закалывается агнец, бывает полнолуние и оставляется закваска. А среди тех учеников, которые приступили к Иисусу с вопросом: Где велишь нам приготовить Тебе пасху, я полагаю, был и Иуда предатель. Стих 18: Он сказал: пойдите в город к такому–то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. — Новозаветное Писание сохраняет обычай Ветхого завета. Часто мы читаем: Он сказал ему, на месте оном и оном, что по–еврейски выражается словами: pheloni elmoni ( ), и при этом не называется имя ни лиц, ни мест. И найдете там некоего, носящего сосуд с водою. Имена этих лиц опущены для того, чтобы всем, которые собираются совершить Пасху, была предоставлена полная свобода отпраздновать. Стих 19: Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. — У другого евангелиста написано, что они нашли большую комнату, устланную и чистую, и там приготовили Ему . Мне же кажется, что под пиршественной комнатой разумеется закон духовный, который, выходя из тесных пределов буквы, принимает Спасителя в возвышенном месте; о том же самом свидетельствует и апостол Павел , когда говорит, что то, что прежде он почитал для себя приобретением, теперь, чтобы приготовить Господу достойный прием, он презрел, как ни к чему непригодную суету .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Всякий грех и греховность является причиной человеческого падения. А эгоцентризм – это самая страшная причина гибели. Грешащий человек по необходимости изолирует самого себя, ибо, по апостолу Петру, «кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет. 2, 19 ). Человек, «проданный греху» ( Рим. 7, 14 ), признает лишь себя и сам становится центром всего. Чем более человек пленяется грехом, тем больше во всем его бытии становится пропасть между временем и вечностью. Что же касается его внешнего мира, то проданный греху человек ощущает огромную брешь между собой и своими ближними, между собой и остальным бытием. Пропасть между ним и остальным миром, если не сказать между остальным творением, становится бездонной и непроходимой, потому что он видит лишь одного себя и ничего больше ни выше, ни вокруг себя. Всё для него, и лишь он сам подобен самозваному богу или, скорее, своенравному диаволу. Это следствие, потому что диавол недугует тем же недугом, он стал и остался навеки диаволом и сатаною. Всеблагой Богочеловек и Спаситель мира Христос, взявший на Себя всемирный грех , омыл Своей любовью проказу индивидуализма и повсюду научил «любить друг друга» (ср.: Ин. 13, 34 ). Также и возлюбленные Богом апостолы и ученики Его учили тому же: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор. 10, 24 ), «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим. 15, 2 ), «Носите бремена друг друга» ( Гал. 6, 2 ) – в знак единства и общения. Таким же образом Он восстановил в сознании и чувстве человека единство между человеком и Богом, между здешним и тамошним. Грех разорвал единство человеческого ощущения личности и мира. Потому и борьба верующих с грехом – это борьба против той силы, которая разбивает вдребезги в человеке ощущение единства между человеком и Богом, между временем и вечностью и в целом разрушает чувство всеобщего единства, чувство всеединства. Бог сотворил человека боговидным и через уподобление Себе передал ему часть Своих Божественных свойств. Потому естественно и логично, что в человеке живет ощущение и сознание Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

И кои суть плоть, те, как утратившие Духа Божия, питаются собственною плотию. Это же говорит и святый в псалмах: внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя ( Пс. 26:2 ). Ибо съедается не дух, который бестелесен, а плоть, доступная для укушения диких зверей. И тогда Сын или всякая плоть, которая увидит спасение Божие, скажет, что Искупитель и Спаситель его есть тот, кто боролся с Иаковом или был помощником силы Иаковлевой, чтобы, побежденный при страдании, благословлял распинателей: Отче, отпусти им: неведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). Глава L. Ст. 1. Так говорит Господь: где разводное письмо матери вашей, с которым Я отпустил ее? Или кто заимодавец Мой, которому Я продал вас? Вот вы проданы за беззакония ваши, и за преступления ваши Я отпустил мать вашу. Ибо Я пришел, и не было мужа; Я звал и никто не слушал. LXX : Так говорит Господь: какое разводное письмо матери вашей, с которым Я отпустил ее? Или какому заимодавцу и истязателю Моему Я продал вас? Вот за грехи ваши вы проданы и за беззакония ваши Я отпустил мать вату, ибо Я пришел, и не было человека, Я звал, и никто не слушал. После призвания язычников и царей и князей, питателей и кормилиц, и плена у того, кто прежде был сильным и крепким и добыча которого распределена апостолам, и после безумия демонов, насыщавшихся собственною плотию и упивавшихся своею кровию; когда вся плоть узнала, что Искупителем и сильным был сам Бог Израилев: говорит народу иудейскому о Сионе, который прежде говорил: оставил меня Господь, и Господь забыл меня . Вы думаете, что вследствие Моей жестокости оставлена мать ваша, земной Иерусалим, и что по жестокосердию Я дал ей разводное письмо, и не знаете того, что было в действительности, – что она сама отступила от Меня. Ибо когда Я говорил ей: перестаньте поступать беззаконно, научитесь делать добро, она не захотела слушать, но отвернулась от Меня. Поэтому Я сказал сыновьям ее: горе им, ибо они отступили от Меня, уличены поступавшие нечестиво в отношении ко Мне, – и ей [сказал]: научит тебя отступление твое и злоба твоя вразумит тебя, и ты узнаешь, какое зло для тебя в том, что ты оставила Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После того как бросили его в колодезь, сели есть братья мои. 2. Ибо я два дня и две ночи не вкушал, сожалея об Иосифе; и Иуда не ел с ними, а находился при колодце, так как боялся, чтобы Симеон и Гад, вскочив, не убили его. 3. И видя меня, также не ядущего, они поставили меня стеречь его, пока он не был продан. 4. Пробыл же он в колодце три дня и три ночи, и таким образом продан был голодный. 5. И Рувим, услышав, что сделано в его отсутствие, раздрав одежды свои, рыдал, говоря: «Как увижу я лицо Иакова, отца моего?» 6. И взяв серебро, побежал за купцами и никого не нашел; ибо они, оставив большую дорогу, отправились чрез троглодитов кратчайшим путем. 7. Был же Рувим опечален и не ел хлеба в тот день; подошедши же Дан, сказал ему: 8. «Не плачь и не печалься! Ибо мы нашли, что нам сказать отцу нашему. 9. Заколем ножом козла из коз, и замараем хитон Иосифа, и пошлем его Иакову, говоря: „Узнай, хитон ли это сына твоего?“; и сделали так. 10. Ибо хитон они сняли с Иосифа, чтобы продать его, и надели на него одежду рабскую. 11. Взял же Симеон хитон и не желал отдавать его; ибо он хотел мечом изрубить его, гневаясь, что не убил его. 12. Встав же, все мы сказали ему: „Если ты не отдашь, то мы скажем, что ты один совершил зло то во Израиле“. 13. И таким образом он отдал его им; и они сделали, как сказал Дан. Глава 5 И ныне, дети мои, я заповедую вам хранить заповеди Господни, и творить милость для ближнего, и иметь сострадание ко всем, не только между людьми, но и между бессловесными животными. 2. Ибо за это благословил меня Господь; и когда все братья мои были больными, я пребывал здоровым; ибо знает Господь намерение каждого. 3. Имейте милость во внутренностях ваших; ибо если что сделает (кто-либо) ближнему своему, так и Господь сотворит с ним. 4. Ибо и сыновья братьев моих были больными и умерли из-за Иосифа, так как не сотворили милости во внутренностях своих; мои же сыновья сохранены здоровыми, как вы знаете. 5. И когда я был в земле Ханаанской, в приморье я ловил добычу Иакову, отцу моему, и когда многие утонули в море, я невредимым остался. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Рубрики Коллекции Страшная история Анании и Сапфиры: лишает ли Бог жизни за грехи? 13 мин., 09.02.2016 Поделиться Есть в Новом Завете история, которая вызывает страх и смятение у каждого, кто о ней знает. Это гибель Анании и Сапфиры — супругов, которые попытались обмануть Духа Святого, за что тут же были наказаны мгновенной смертью. И, наверное, более всего здесь шокирует радикальная непохожесть такого Божьего действия на все, что рассказывает нам о Боге Евангелие. История Анании и Сапфиры В четвертой и пятой главах Деяний святых апостолов рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и передаче всех средств на общие нужды. Но Анания, член первохристианской иерусалимской общины, и его жена Сапфира решили обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств: Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

http://foma.ru/strashnaya-istoriya-anani...

Книга деяния Святых Апостолов так повествует об этой жизни. Они, т.е. первые христиане, постоянно пребывали в учении Апостолов, общении, преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 2:42 ). У многочисленного общества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим. Ибо все было у них общее. Не было между ними никого бедного. Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:32–35 ), – в пище, одежде и т.п. Само собою понятно, что, когда число христиан было не так велико, Апостолы сами могли распоряжаться и раздачею материальных средств неимущим; но когда оно увеличилось, то, при обязанностях проповедования учения Христова и совершения Таинств, Апостолам стало трудно распоряжаться церковным имуществом. Тут явился ропот, что некоторые из бедных людей 1 как бы оставляются в небрежении, и вот тогда Апостолы, высказав: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах, т. е. об удовлетворении нуждающихся в жизненных потребностях, пришли к убеждению, что необходимо для сего выбрать особых мужей. И так, братие, предложили Апостолы собранию верующих, выберите из среды себя семь человек, изведанных, т.е. известных по своей честности, усердию о благе общественном и благоразумию, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слову. И одобрено было сие предложение всем собранием, повествует далее книга Деяний, и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и др. И их поставили пред Апостолами и, еще помолившись, возложили на них руки т. е. чрез молитву и рукоположение низвели на избранных благодать Святой Духа в помощь в их служении ( Деян. 6 ). Избранные сии были наименованы Диаконами, с греческого служителями, помощниками. Так повествуется об избрании Святого Стефана на диаконское служение в церкви. Впоследствии времени диаконы получили право участвовать в совершении Богослужения и Таинств, а также и в деле проповеди . Святой Стефан, как первый между семью диаконами, назван Архидиаконом, что значит с греческого перводиакон. Такому светильнику, каков был Стефан, муж, особенно исполненный веры и Духа Святого, как замечает Святой повествователь Лука, мало было светить при одних трапезах. И Господу Богу было угодно воззвать его на высший свещник проповедования слова Божия и чудотворения. Стефан, как повествуется, проповедывал и делал великия чудеса и знамения в народе ( Деян. 6 ). Это важное обстоятельство поставило его в ряду с Апостолами и особенно прославило.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010