18. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. — С. 83-84. 19. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. 20. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. 21.  «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). 22. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. — С. 196-204. 23. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. 24. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000.  – С. 284-301. 25. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. 26. Иер. 17:10: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: «Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: «Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Читайте также: Человек в постиндустриальную эпоху: новая парадигма или последний акт? Идея прогресса в эпоху постмодерна Компьютерные технологии: суррогат против духа? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

18). Мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит; но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. «Св. Иоанн Богослов говорит, что рожденный от Бога не согрешает. Но тут же прибавляет: но хранит себя. И выходит, что он не согрешает, потому что блюдет себя. Не станет блюсти и согрешит. Свобода всегда остается за человеком. И он может пасть, как бы высоко ни стоял и как бы близко к Богу ни был поставлен» (свт. Феофан Затворник ). 19). Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. «Поскольку мир сей во зле лежит, то проходящий жизнь в этом мире безопасно совершит это, если сохранит истинно царский путь, убеленный добродетелью и нисколько не совращаемый пороком на распутья» (свт. Григорий Нисский . О жизни Моисея). 20–21). Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! Храните себя от идолов. Аминь. «Кто не видит Христа и не признает Его, тот является идолопоклонником, поскольку не знает истинного Бога. А то, что Он есть истинный Бог, Он показал не только тем, что имеет жизнь вечную, но и тем, что Он дает ее другим людям, которые веруют в Него. Это самое точное определение для отличия истинного Бога от других, ложных богов. Ибо ложен всякий бог, который не может даровать людям вечную жизнь. А этого не может сделать никто из тех, кто не победил смерти. Богочеловек Христос есть Единственный, Кто победил смерть Воскресением. Поэтому Он и есть истинный Бог и Жизнь вечная. Любой другой есть ложный бог. Признание, исповедание и проповедь о любом другом боге, кроме Христа, есть не что иное, как идолопоклонство. Да, идолопоклонство, – это поклонение любому идолу, вместо поклонения Единому истинному Богу, Господу Иисусу Христу. Идолопоклонство включает все, начиная от наиболее грубого северного культа и кончая самым высоким символизмом. В идолопоклонстве почитаются за богов не только камни, деревья, животные, планеты, скульптуры, но и люди, и герои, и духи (добра и зла), и открытия, и идеи, и страсти, и культуры, и политика, и наука, и философии, и искусства, и все, что противопоставляется по собственному желанию идолопоклонников истинному Богу и Господу Иисусу Христу. Поэтому святой Иоанн Богослов заканчивает свое чудесное благовествование словами: Дети! Храните себя от идолов " » (прп. Иустин Попович) . Второе послание апостола Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

1 Вероятно, имеется в виду грех. — Примеч. ред . 2 У св. Григория Богослова буквально: «смешение» (κρσις) и «растворение» (μξις). — Примеч. ред . 3 Речь идет о том, что плоть Христова образована в утробе Девы Марии Самим Богом Словом через наитие Святого Духа, а не посредством естественного зачатия. — Примеч. ред . 4 То есть поясом. — Примеч. ред . 5 Прп. Иустин Попович имеет в виду святоотеческое учение о причастности тварного мира Богу вследствие его сотворенности Богом Словом — Логосом (см. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»: 6 В этом смысл учения св. Иринея о «рекапитуляции» — возглавлении Христом человечества через краткое повторение Им основных моментов жизни человечества в целом и каждого человека в отдельности. — Примеч. ред . 7 «Под углом зрения Христа» (лат.). — Примеч. ред . 8 Скверну греха. — Примеч. ред . 9 Ср.: Евр.5– Примеч. ред . 10 В русском синод. переводе: Никто не отнимает ее [душу] у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. — Примеч. ред . 11 «Воанергес»: 12 Рамо (церковнослав.) — плечо. — Примеч. ред . 13 В день Воскресения Христова, на Пасху, мы таинственно приобщаемся к грядущему восьмому дню, ныне пребывающему в Церкви прикровенно, а после всеобщего Воскресения открывающемуся явным образом. Это «день» нетления и вечной жизни. Так как Бог смерти не сотворил, и начало тления вошло в мир через грехопадение Адама, то есть не по воле Божией, а по Его попущению, то, говоря о нетленном дне Воскресения, преподобный Иустин замечает: «Если есть день, который непосредственно сотворил Сам Господь, то этот день есть день Воскресения». — Примеч. ред . 14 «Hieron.»: 15 В греческом тексте PG. Т. 91. Col. 484А вместо τν τρων οσιν (φσεων) стоит τν τεροουσων, т. е. буквально «разносущных». — Примеч. ред. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3466...

1Ин. 2:12 .  Пишу вам, чадца, яко оставляются вам греси имене Его ради. ( Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.) Не существует более страшной силы, чем грех , потому что только он порождает смерть. И что страшнее смерти? Несомненно, только создатель греха и смерти. И кто может властвовать над этой трехглавой химерой? Никто другой, кроме того, кто не имеет греха. И таких нет в человеческом роде, кроме Одного – Богочеловека Христа, Который сказал о Себе: «Кто от вас обличает Мя о гресе? Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне?» ( Ин. 8:46 ). Но и сам дьявол не имеет никакого обвинения против Него: «Ктому не много глаголю с вами. Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» ( Ин. 14:30 ). И это значит, что Христос является первым и единственным Человеком, Который во всем Своем существе не имеет ни «семени», ни «жала» греха, ни «следов» греховных сил. И поэтому, как Таковой, Он (Богочеловек) имеет власть над грехом: «но да увесте (узнаете), яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи» ( Мк. 2:10 ). И действительно, Он «изначала» простил человеческие грехи Своими Богочеловеческими делами на земле: Своим Рождеством, Своим Крещением, Своим учением, Своими чудесами, Своим Преображением, Своими страданиями, Своей крестной смертью, Своим Воскресением, и, наконец, Своим Вознесением. И это Он сделал по Своему неизреченному человеколюбию, которое достигает своей вершины в крестной смерти и Воскресении. Что Он имеет право и может прощать грехи людей, подтверждает Его добровольная смерть и Воскресение, которым Он победил всесильный грех и смерть. Подтверждением того, что Он действительно прощает грехи, является Закхей, который получил силу обновить себя ( Лк. 19:1–10 ). Равным образом Мария Магдалина, Савл, Кифа. И с сошествием Святого Духа на Церковь и посредством ее у нас есть бесчисленные примеры этого оставления грехов. Потому святой Иоанн Богослов пишет: «Пишу вам, чадца, яко оставляются вам греси имене Его ради». 1Ин. 2:13 .  Пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго. Пишу вам, юношы, яко победисте лукаваго. Пишу вам, дети, яко познасте Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:20 .  И вы помазание имате от Святаго, и весте вся. ( Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.) «Весте вся», и Бога и сатану, и Христа и антихриста, и добро и зло, и жизнь и смерть, и правду и ложь. Для нас решены все главнейшие вопросы. В нас нет лжи, сомнений, колебаний. Вы весте все пути, которые ведут к Богу и которые ведут к дьяволу . От кого знаете? От Святаго. Потому что только со Святым (т.е. со Христом) все становится понятным. «Помазание имате от Святаго», и это значит освящение всего человеческого существа, и органов познания, понимания, души и сердца. Человек наполняет себя святостью «Святого» и тогда приходит в правое истинное познание Святого Бога, и с Его помощью приобретает и все другое необходимое для человеческой сущности. Только жительствуя, только живя со «Святым» и «во Святом», человек удостаивается (как мы выше говорили) истинного знания о всех необходимых составляющих его бытия. Из всего этого можем заключить, что только святые суть истинные знатоки мира и человека, истины, правды и жизни, Бога и дьявола, и всех его коварных изобретений; «да не обидими будем от сатаны: не неразумеваем бо умышлений его» ( 2Кор. 2:11 ), как нам открыл святой Апостол Павел. И святость соблюдает святых, которые, зная зло и все соблазны, не бывают ими побеждены. Они до последней капли и подробности знают тайну блага и тайну зла, таинство истины и таинство лжи. Они с величайшей точностью и четкостью знают, что не существует никакой связи и «причастия» (в смысле единства) между светом и тьмой, Богом и дьяволом , истиной и ложью, благом и злом. Поэтому святой тайнозритель благовествует: 1Ин. 2:21 .  Не писах вам, яко не весте истины, но яко весте ю, и яко всяка лжа от истины несть. ( Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.) 1Ин. 2:22 .  Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. ( Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:24 .  Вы убо еже слышасте исперва, в вас да пребывает: и аще в вас пребудет еже исперва слышасте, и вы в Сыне и Отце пребудете. ( Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.) От начала Евангелие Христово есть Евангелие Святой Троицы и о Святой Троице. Человек становится христианином, если принимает это Евангелие, и остается христианином, если живет по нему и оно пребывает в нем. И посредством Евангелия в человеке пребывает и живет только Святая Троица. Она одна дарует человеку силы жить по-евангельски. И что есть жизнь христианина? Постоянное личное единение (дословно – «причастие») его с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. И это достигается с помощью Божественных таинств и святых добродетелей. «Вотроичение», «троицетворение» – это бесконечная борьба христианина. И эта борьба является успешной, когда итог ее – достижение главной цели человеческого существования, вечной жизни. Так выполняется каждое основное обещание Господа Иисуса Христа и Его Евангелия. Потому что все то, чем был Христос, все то, чему Он учил и что делал, имело одну цель – дать всем людям и утвердить в них уверенность в вечной жизни. 1Ин. 2:25 .  И сие есть обетование, еже Сам обеща нам, живот вечный. ( Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.) 1Ин. 2:26–27 .  Сия писах вам о льстящих вас. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем. ( Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.) Человек, который живет в истине, удостаивается дарования защититься и сохраниться от всех искушений, какие выступают против него. Истина сама по себе защищает человека, который, живя в ней, превращает ее в свою природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:29 .  Аще весте, яко Праведник есть, разумейте, яко всяк творяй правду, от Него родися. ( Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.) Праведность есть в праведнике. Правдолюбие есть в правдолюбце. Только праведный имеет праведность и знает праведность. И всю праведность, Божественную праведность, все-праведность имеет и знает Праведный Бог , Всеправедный Господь Иисус Христос. Кто в Нем пребывает, тот пребывает в праведности; и опять, в ком Он пребывает, пребывает ради святой праведности. И человек показывает свою праведность, потому что от Правдолюбца проистекает праведность и правдолюбие, как от солнца свет и от цветка благоухание. Праведность имеет, праведность знает тот, кто с Единым Праведным и ради святых добродетелей сродняется и рождается от Него духовно. Поэтому и каждый праведник подобен Ему, Всеправедному, ведь «творяй правду, праведник есть, якоже Он праведен есть». ( «Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен». – 1Ин. 3:7 .) Глава третья 1Ин. 3:1 .  Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и будем. Сего ради мир не знает нас, зане не позна Его. ( Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.) Любовь Богочеловека Христа есть исключительный, единственный вид любви. Любовь – это прежде всего Божественная, совершенная, но и вочеловеченная, очевидная (т.е. доступная для зрения), видимая реальность: видите. Эта любовь видится, наблюдается, слышится, описывается. Сущность ее состоит в следующем: Бог Отец посредством Своего Единородного Сына даровал нам силы стать, наречься «чадами Божьими». Однако мы, являясь грешниками, становимся чадами дьявола, творя дела отца нашего (ср. Ин. 8:41–48 ). Иными словами, нам даровано «Богоусыновление». Ради этого нашего усыновления в Боге действует Сын Божий, Господь Иисус Христос. Он есть по естеству Сын Божий, Который стал Сыном человеческим, чтобы мы стали чадами Божьими по благодати. Сила, которой Он это делает, – это главным образом и в первую очередь Божественная любовь, святая любовь, благодатная любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:3 .  И о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. ( А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.) Мерило нашего познания Христа просто и ясно, меркой и проверкой является «соблюдение заповедей Христа». Если человек исполняет заповеди Христовы, значит, он признает Христа Богом и Спасителем. Человеческое знание о Христе растет с творческой благодатью исполнения заповедей Христа. Каждое исполнение заповеди увеличивает знание человека о Христе. Христос лучше знает того, кто достойнее исполняет Его заповеди. И тот совершеннее знает Христа, кто совершеннее исполняет Его заповеди. Таковыми являются святые. Христос «не знает» того, кто не исполняет Его заповедей (ср. «Аминь глаголю вам, не вем вас» ( Мф. 25:12 ). Дорога к истине для всех опытна. И вера может быть получена только личным опытом. Без исполнения заповедей Христа Христос не может быть познан. 1Ин. 2:4 .  Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть ( Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины) И кто утверждает, что познал Христа, но не соблюдает заповедей Его, ложно это утверждает и «лжец есть». Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко, и одинаково – как образованный, так и неграмотный, мудрый и неуч, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Святой Иоанн Богослов благовествует: «Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть». Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают «творцы слова, а не точию (только) слышатели, прельщающе себе самех» ( Иак. 1:22 ). 1Ин. 2:5 .  А иже аще соблюдает слово Его поистинне, в сем любы Божия совершенна есть. О сем разумеем, яко в Нем есмы. ( А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 2:9–11 .  Глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. Любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть. А ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. ( Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.) Что есть тьма? – Грех, любой грех . Чем больше грех, тем больше тьма. Чем его меньше, тем и тьма меньше. Когда человек находится во тьме? – Когда живет во грехе. И когда человек находится во свете? – Когда живет по Евангелию Христа, с Евангельскими Его добродетелями. Каждая из них является проводником «истинного света» от Господа в человеческую душу. Чем больше добродетель, тем больше проводник истинного света. Евангельская любовь к людям исполняет человека истинным светом, которым просвещает человеческие существа и раскрывает в них богоподобных братий его. Он видит просвещенными все пути, какими человеческая душа соединяется с Богом. И прежде всего он видит путь, каким его душа соединяется с Богом, путь, который ведет к Нему. Он тогда знает Богоподобную цель и задачи своего существования и выполняет их с помощью своей евангельской жизни. Он знает, что человеческая сущность из этого мира через евангельские добродетели устремляется в Богоподобный мир, из этой жизни в Богоподобную жизнь, которая выше смерти, которая вечна. Человек, не верующий в Господа Иисуса Христа, в этот истинный свет, не знает, куда идет, не знает действительной цели и задачи своей жизни на земле, не видит и не знает истинной цели и задачи других людей, потому что не имеет истинного света, который единственный освещает все человеческие существа до глубины, до осуществления Божественной цели человеческого существования. Также и мир, который не верит в Господа, слеп и не знает, куда идет. Ради примера: зависть – это тьма. Человек кого-то ненавидит и считает ненавистным, потому что не видит в нем Божьего создания, не воспринимает его как «богоподобную сущность», не находит пути в своей душе, потому что не имеет истинного света, который освещает сущность им ненавидимого брата и который показывает вечную и бессмертную сторону его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Ин. 3:10 .  Сего ради явлена суть чада Божия и чада дьяволя. Всяк не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего. ( Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.) Правдой и любовью узнаются чада Божия. И «чада дьявола» познаются от неправды, ненависти, от греха и беззакония. В действительности в мире существует две семьи – одна Божия и другая дьявольская. Каждый человек должен принадлежать к одной из них. Если он правдив, то принадлежит Богу, если он грехолюбив, то принадлежит дьяволу ; «несть от Бога» не только тот, кто подвизается во зле, но и тот, кто «не творит правды», не только тот, кто ненавидит брата своего, но и «кто не любит брата своего». Это эсхатологическая евангельская Богочеловеческая мерка, которая безусловно показывает, к какому из двух семейств принадлежит человек: к Божьему или к дьявольскому. Правда и любовь. Правда (правдивость) как совокупность всех евангельских добродетелей, любовь же как Божественная сила осуществляет их и является характерной чертой «чад Божиих», «сынов Божиих» в этом мире. Для них (этих добродетелей) и в них живут дети Божии и через них обретают покой. Неправда и ненависть – это характерные черты чад дьявола в этом мире. Для них и в них живут они и через них обретают покой. Человеческая сущность вступает в семью Божию, в Царство Божие, только если ее праведность «превосходит праведность книжников и фарисеев» ( Мф. 5:20 ), и это значит, что она Божия, Богочеловеческая, а не человеческая, «гуманистическая», праведность «homo», только человека. 1Ин. 3:11 .  Яко се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга. ( Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга.) Для святого Иоанна Богослова заповедь исперва, небесная заповедь – это взаимная любовь. Эта любовь показывает, что человек от Бога, и что люди от Бога по происхождению и в обновленном духовном рождении. Может быть, существует человеколюбие (филантропия), которое не знает действительного, онтологического, истинного происхождения человека? Тогда оно (это человеколюбие) неразумно, поскольку во тьме разыскивает происхождение свое от животных, стихий и вещей этого мира. Человеколюбие и действительная любовь ведет человеческое чувство и разум к Богу. Человек себя и брата, которого он любит, видит «в Боге» и «с Богом» и обнаруживает, что его происхождение и происхождение его брата идет от Бога, в Боге и с Богом. Поэтому и заповедь о любви, заповедь исперва – это всезаповедь во Христе Иисусе. По своей природе любовь разумна, Божественна, и человек по природе разумен и Богоподобен. И эта Божественная, разумная, богочеловеческая любовь для него есть нечто естественное, близкое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010