Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Василий (Димитриевич), еп. Будимский. Портрет. Неизв. худож. XVIII в. Василий (Димитриевич), еп. Будимский. Портрет. Неизв. худож. XVIII в. [серб. Bacuлuje] (Димитриевич) (?, Нови-Сад, Сербия - 7.12.1748, Сентендре, Венгрия), еп. Будимский. До избрания на кафедру был протосинкеллом у Белградско-Карловацких митрополитов Викентия (Поповича) и Моисея (Петровича), во время отсутствия к-рых выполнял их обязанности. По поручению митр. Моисея организовал ведение метрических книг во всех приходах Белградско-Карловацкой митрополии . Избран епископом Будимским в 1728 г., 26 июня его избрание было одобрено австр. имп. Карлом. Хиротония во епископа состоялась 30 янв. 1729 г., грамота о посвящении была издана 12 марта 1729 г. Помимо управления Будимской епархией помогал митр. Викентию (Йовановичу) . 10 окт. 1732 г. В. был назначен управляющим объединенной Будимско-Мохачской епархии. Провел реорганизацию епархиального управления, успешно противостоял пропаганде католицизма и унии. В. поддерживал развитие церковного искусства, был благотворителем мн. мон-рей, в Крушедоле воздвиг зимнюю трапезную, помогал обителям, расположенным в Пече и Студенице. Освятил новопостроенные в Сентендре храмы: Збешский, Преображенский и Оповачский. По его поручению в украшении соборов принимали участие зографские мастера. Лит.: Давидов Д. Портрети будимских епископа//Enapxuja Будимска. 2001. 9-10. С. 15. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/150703.html

23). Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. «Отец послал в мир Сына, дабы Сын явил миру Отца. Ни Сына не знали бы без Отца, ни Отца не знали бы без Сына. Как ни света не знали бы, если бы он не исходил от солнца, ни солнца, если бы свет не являл его» (свт. Николай Сербский ). «Не существует Бога без Троичности Божества. Кто не признает Христа Богом, тот нечестивец и безбожник… Связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней» (прп. Иустин Попович) . 24). Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. «От начала Евангелие Христово есть Евангелие Святой Троицы. Человек становится христианином, если принимает это Евангелие и остается христианином, если живет по нему. И посредством Евангелия в человеке пребывает и живет Святая Троица. Она одна дарует человеку силы жить по-евангельски. И что есть жизнь христианина? Постоянное личное единение его с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. И это достигается с помощью Божественных таинств и святых добродетелей» (прп. Иустин Попович) . 25). Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. «Так выполняется каждое основное обещание Господа Иисуса Христа и Его Евангелия. Потому что все то, чем был Христос, все то, чему Он учил и что делал, имело одну цель, – дать всем людям и утвердить в них уверенность в вечной жизни» (прп. Иустин Попович) . 26). Это я написал вам об обольщающих вас. «Иоанн называет обольщающими не только еретиков, которые своим извращенным учением стремятся отвратить нас от веры, но и тех, кто вынуждает незрелые умы отказаться от обетования вечной жизни, соблазняя их мирскими благами или угрожая гонениями» (св. Беда). 27). Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. «Дела Авеля, – это дела любви, злые дела Каина, – дела ненависти к брату. Он не только ненавидит своего брата, он еще и завидует его добрым делам» (св. Беда). «Наш мир руководится двумя началами и источниками: Богом и дьяволом. Все хорошее в человеческом мире имеет началом и источником Бога, и все плохое имеет началом и источником дьявола. В конечном счете, всякое добро происходит от Бога и всякое зло, – от дьявола» (прп. Иустин Попович) . 13). Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Апостол имеет в виду здесь «мир как общество тех, кто любит мир. Неудивительно, что любящие мир не способны любить братьев, не принадлежащих мирским привязанностям, чье единственное устремление, – небеса. Для грешников религия, – это мерзость» (св. Беда). «Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро и хочет его уничтожить. Единственное желание зла, – чтобы не было добра… Поэтому не дивитесь, что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло, как способ жизни и логику зла он провозгласил способом мышления и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское» (прп. Иустин Попович) . 14). Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. «Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства, преображает их из временных в вечные, потому что исходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь, – это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога» (прп. Иустин Попович) , «Не любящий, как сам пребывает в смерти, так и всякое дело его, хотя бы имело наружный вид добродетели, есть мертво и бесплодно и слово, как кимвал, бездушно» (свт. Филарет Московский ). 15). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. «Ненавидящий брата своего, есть человекоубийца именно, потому что сердцем желает убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Очевидна истина. Все Божественные и человеческие слова о вере во Христа, как Бога и Спасителя показывают человеческому роду и личность, и дело Богочеловека, которые отчетливо видны в Его Евангелии, Его Церкви, в жизни Его святых. Нет извинения людям за их неверие во Христа ( Ин.15:22 ). И тот, кто верит во Христа, верит всем своим сердцем, и переживает, как самую великую реальность все Божественные и человеческие свидетельства о Иисусе, как Боге и Единственном Спасителе людей. Да, требуется одна прямая личная встреча с Господом Иисусом Христом и после того, как человек уверует в Него, он живет Им и опытно знает Его. К человеку, который живет верой в Господа Иисуса Христа, приходит самое убедительное и всесильное свидетельство о Иисусе, как о Боге и Спасителе и ни одна сила не может его лишить этого свидетельства» (прп. Иустин Попович) . 11–12). Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. «Все Евангелие жизни заключается в этих словах и в этом свидетельстве содержатся сжато все свидетельства. Доказательство того, что Иисус есть Бог и Спаситель, заключается в том, что Он попрал, уничтожил смерть и даровал человеческому роду вечную жизнь… Итак, до тех пор, пока человек не верит в Господа Иисуса, он мертв для всего, что составляет праведную жизнь. Однако с того момента, как человек уверует в Него, он воскресает из мертвых и чувствует Божественную радость жизни. Чтобы человек ощутил ее, он должен стать живой частичкой Церкви и питаться Богочеловеком. Вне Господа, вне Церкви все смерть, все мертво. Вне Его и Церкви находится царство смерти, греха и дьявола. Если веришь в Христа Бога, то ты жив, если не веришь, – мертв» (прп. Иустин Попович) . 13). Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. «Очень важно знать, что верить во Христа значит иметь жизнь вечную. Это первое и самое основное знание каждого христианина. От этого знания происходит неизменяемость в вере и постоянство, возникает исповедническая вера и готовность на всякую жертву за Христа, терпение и радостное свидетельство о Христе» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

10). В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. «Святой апостол Христов открыл нам, что причиной смерти Иисусовой было умилостивление, великое милосердие к нам великого Бога, Который есть любовь, Его снисхождение и всепрощение. Не крови Сына Своего требовал Он для утоления гнева Своего на грешное человечество, а Кровь Христова пролилась, потому что умилосердился, умилостивился над нами Бог . Не для того нужна была жертва, чтобы умилостивился Бог, а страшная жертва принесена Христом, потому что Бог умилосердился, смилостивился над нами» (свт. Лука Крымский ). 11). Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. «Мы должники любви Христовой, которой мы не заслуживаем и ради нее мы должны любить друг друга. Это новая любовь и новая заповедь о любви. Новая, потому что любит человека несмотря на то, что он грешен. Новая, потому что не убивает грешника по причине греха, но убивает грех и спасает грешника. Потому она стала первой обязанностью христиан, что выполняя ее, мы продолжаем Богочеловеческое дело спасения людей, спасаем себя и других или точнее, спасаемся через других. Спасение состоит в продолжении любви Христовой через людей, верующих в Него» (прп. Иустин Попович) . 12). Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас. «Любовь вводит Бога в душу и она всегда живет Им, и таким образом, видит Бога, Который иначе невидим… Невидимый Бог через любовь становится воплощенным, видимым. Любовь переносит любящего в любимого, воплощает одного в другом. Их жизни становятся одной, их души, – одной, их сердца, – одним. Они чувствуют себя одним, хотя и остаются двумя раздельными личностями. Это действует для всех членов Церкви. Об этом написано: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и… все у них было общее ( Деян.4:32 ) (прп. Иустин Попович) . 13). Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

11). Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. «Разве общение с еретиком в том только нехорошо, чтобы принимать его в дом и приветствовать? Это плохо не само по себе, но по своим злым последствиям, ибо слово их, как гангрена. Когда гангрена проникает в тело, то против нее нет никакого врачевания, кроме отсечения, ибо она переходит с одного члена в другой и так заражает все тело. Таковы и еретические слова. Апостол потому и повелевает избегать их, чтобы они не проникли в ум, как гангрена» (свт. Димитрий Ростовский . Поучения, 2:52). 12–13). Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь. «В мире Иоанн объединяет глав Церквей, которые сестры в вере и дочери Бога в крещении» (св. Иларий Арльский). «Некоторые на основании этих слов думают утверждать, что послание сие писано не к женщине, а к Церкви. С тем, кто так думает, я нисколько не спорю» (блж. Феофилакт). Третье послание апостола Иоанна Первая глава 1). Старец, – возлюбленному Гаию, которого я люблю в истине. «В истине любит тот, кто любит в Господе» (блж. Феофилакт). Святой апостол «пишет о новозаветной любви, которая в то же время стала его личным опытом, о божественной любви, которая претворилась в человеческое чувство, в человеческий опыт, человеческое естество» (прп. Иустин Попович) . 2). Возлюбленный, молюсь, чтобы ты во всем преуспевал и здравствовал, как преуспевает душа твоя. «Чтобы здравствовал, – то есть, пребывал в благом труде» (св. Иларий Арльский). «Преуспевает душа в жизни по Евангелию» (блж. Феофилакт). «Христианин во всем преуспевает Богом, растет силой Божией. Он никогда не самодостаточен, не замкнут на себе, но всегда во всем своем просит помощи Божией. Он во всем вдохновляем благодатью Божией; и в любви, и в молитве, и в посте, и в кротости, и в правде, и в терпении и во всякой добродетели. Только так и преуспевает душа его и телесное здравие. Ибо и для него необходима помощь Божия. Евангелие утверждает ту истину, что все болезни и души и тела произошли от греха, а человеческая природа освобождается от греха Спасителем» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

14). И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. " По воле Его, – то есть, кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан. В этом случае он говорит подобно святому Иакову: просите и не получаете, потому что просите не на добро« ( Иак.4:3 ) (блж. Феофилакт). 15). А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. «Когда мы знаем, что Он слушает нас, – знаем это из опыта. Богоугодные наши молитвы являются самым замечательным и самым твердым нашим убеждением! Тут уже нет места колебаниям, сомнениям, нерешительности… Это евангельское правило: соблюдай волю Божию, чтобы и Он исполнил твою волю. Если хочешь того, что хочет Бог для тебя и для других, тогда несомненно Бог исполнит каждое желание твоей молитвы. Живешь ли ты согласно Евангелию? – Если да, то Господь исполнит каждое прошение твое» (прп. Иустин Попович) . 16). Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. «Если увидишь преткновение брата своего не к смерти, не уничижай его, чтоб не впасть в руки врагов своих» (прп. Исайя Отшельник). «Грех смертный, – который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а помучает или засоряет душу. коль скоро совесть обличает, кайся скорее и разрушительная сила греха сим пресечется. И нет греха, который бы мог противостоять действию искреннего покаяния» (свт. Феофан Затворник ). «Грех к смерти есть только тот, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда… Те, которые помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: пути злопомнящих в смерть» ( Притч.12:26 ) (блж. Феофилакт). 17). Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. «Мы можем узнать, что есть неправда, только когда узнаем, что есть правда. Что же есть правда? – Это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть служение правды ( 2Кор.3:9 ). Кто не служит Христу, тот служит неправде. Как каждая неправда есть грех, так и каждый грех есть неправда» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

19). Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли и через то открылось, что не все наши. «Как телу, растущему и продолжающему жить, некоторые вещества принадлежат только временно и по времени, даже во множестве отделяются от него, не препятствуя тем его возрастанию и совершенству, так возрастанию и совершенству тела Церкви не препятствуют, хотя бы и многочисленны были, люди, которые вышли от нас, но не были наши» (свт. Филарет Московский ). «Отсюда очевидно, что противники Господу и антихристы, – это все те, кто отошел от любви и от единства вселенской Церкви» (свт. Киприан Карфагенский ). В церковном теле Христовом «есть люди, подобные злым опухолям; когда такие опухоли удалят, тело исцеляется. Так же и отпадение этих злых людей от Церкви есть благо для нее» (св. Беда). 20). Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. " Знаете все… – и Бога и сатану, и Христа и антихриста, и добро и зло, и жизнь и смерть, и правду и ложь. Для нас решены все главнейшие вопросы. В нас нет лжи, сомнений, колебаний. Вы знаете все пути, которые ведут к Богу и которые ведут к дьяволу . От кого знаете? От Святого. Потому что только со Святым (т. е. со Христом) все становится понятным. Имеете помазание от Святого и это значит освящение всего человеческого существа, и органов познания, понимания, души и сердца. Человек наполняет себя святостью Святого и тогда приходит в истинное познание Бога» (прп. Иустин Попович) . 21). Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но, потому что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. «Святые с величайшей точностью и четкостью знают, что не существует никакой связи и «причастия» (в смысле единства) между светом и тьмой, Богом и дьяволом , истиной и ложью, благом и злом» (прп. Иустин Попович) . 22). Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. «Ложь непризнания Христа настолько ужасна и омерзительна, что все прочее по сравнению с ней маловажно… Эта ложь присуща иудеям, которые утверждают, что Иисус не есть Христос. Однако и еретики, неверно учащие о Христе, не признают, что Иисус есть Христос, поскольку исповедуют учение не божественной истины, а собственного тщеславия» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

3–4). Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей истине, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что мои дети ходят в истине. «В истине ходит тот, кто ходит по простоте евангельской. Под словом ходить нужно разуметь не передвижение стоп… но стройное и целомудренное преуспеяние в душевных стремлениях» (блж. Феофилакт). «Как ты ходишь в истине, – то есть, без всякого лукавства в труде и слове и размышлении, но и все заповеди ты Божии ты исполняешь превосходно» (св. Иларий Арльский). По словам прп. Ефрема Сирина , этим примером апостол учит «не завидовать успеху братий своих» (В подражание Притчам). «Душа преуспевает, когда человек живет по истине, ходит в истине. А это он делает, когда живет Господом Христом, ибо в Нем вся Истина и Он есть сама Истина» (прп. Иустин Попович) . 5–6). Возлюбленный! Ты верно поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников, которые засвидетельствовали о твоей любви перед Церковью. Ты хорошо сделаешь, если отпустишь их, как достойно Бога. «Они засвидетельствовали о тебе, то есть, похвалили тебя перед Церковью. Ты привел множество странников. Так поступаешь, как должно ради Бога, то есть, согласно заповеди Божией» (св. Иларий Арльский). «Истина живет любовью и свидетельствует о себе любовью. В том заключается сущность веры евангельской. Христова истина успешнее всего проповедуется любовью. Любовь, – лучший миссионер. Она найдет путь и в самую черствую душу для истины Христовой. Верховное правило в соборной жизни Церкви: все делать достойно Бога. Всякая мысль члена Церкви должна быть достойна Христа, Бога и Господа, также и каждое чувство и каждое дело. Гостеприимство, оказанное достойно Бога будет во спасение души и хозяину и гостю» (прп. Иустин Попович) . 7). Ибо они ради имени Его вышли, ничего не взяв от язычников. «Люди делаются странниками ради имени Господня по двум причинам: либо отвергшись себя, чтобы проповедовать Его имя; либо будучи изгнаны ближними с родной земли за веру и исповедание святого имени (Божьего)» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

5–6). Они от мира, потому и говорят по-мирски и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. «Апостол говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают; ибо подобное стремится к подобному; они от мира и говорят мирское, то есть, учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, то есть развратные, – развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно» (блж. Феофилакт). 7). Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. «Любовь делает человека трепещущим Божественными силами, которые его преображают, возрождают в новую сущность, в новое восприятие, в новую жизнь. Так что в нем все мысли, все чувства и все дела становятся от Бога. И он знает Бога новым, реальным и убедительным путем… Если человек не родится от Бога любовью, он не может знать Бога. Тот же, кто не знает Бога, обычно и не признает Его» (прп. Иустин Попович) . 8). Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. «По изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени» (свт. Григорий Богослов ). «Бог есть любовь и что сделано без любви, то не благоугодно Ему. Итак, братия, ничего не будем предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем столько стараться, как о сем, любовь, – непобедимое оружие против диавола» (прп. Ефрем Сирин ). 9). Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. «В том доказана любовь Христа к нам, что Он умер за нас. В чем доказана была любовь Отца к нам? В том, что Он Сына Своего послал умереть за нас» (блж. Августин). «Чтобы мы получили жизнь через Него, – значит, чтобы мы жили со Христом и ради Христа. И когда мы живем Им? Когда живем согласно Его Евангелию, Его Церкви. Ведь в Церкви не только Его Евангелие, но и Сам Он, удивительный Богочеловек со всеми Своими совершенствами, силами и добродетелями. Церковь есть вечноживое Тело Богочеловека Христа… Таково великое благовествование святого Иоанна, которое осуществляется в Церкви во всех членах Ее от начала до сего дня, поскольку все живут Им и в Нем. Это непрекращающийся опыт Богожизни. В нее вступают посредством священных таинств, в ней пребывают посредством святых добродетелей» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010