Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышло в свет новое жизнеописание архимандрита Василия (Пронина) 12.08.2011 Мукачевская епархия наименовала 2011 год годом архимандрита Василия (Пронина) . В связи с юбилеем 100-летия со дня рождения известного духовника, ученого и подвижника благочестия, историка, ученого и богослова Православной Церкви на Закарпатье в ΧΧ веке архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911 - 05.01.1997), запланирован ряд церковных культурно-просветительских мероприятий. В рамках празднования и памяти по случаю 100-летия со дня рождения отца Василия (Пронина) запланировано и издание книг и публикаций научных статей о архимандрите Василии в научных вестниках Украины и заграницы. Накануне Пасхи Христовой в городе Ужгороде в издательстве «Карпаты» увидел свет отдельное жизнеописание отца Василия, сообщает пресс-служба епархии. Книга под названием «Хватит ли мне этой жизни на покаяние?» рассказывает о жизни и церковном служении отца Василия. Автором-составителем книги является кандидат богословия МДА, протодьякон Александр Монич. Подавляющее большинство материала, содержащегося в книге, особенно фотографии, архивное личное дело отца Василия публикуются впервые. Это и епархиальное архивное дело отца Василия и оригинал 3-х листов с его переписки со святителем Иоанном (Максимовичем) и мысли из личного дневника, много воспоминаний, историй и писем и тому подобное. Рецензентами научно-популярного издания стали доктор исторических наук, профессор УжГУ Д. Данилюк и кандидат исторических наук, доцент УжГУ Ю. Данилец. Предисловие к книге написал архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор. Издание очерка осуществлено при поддержке настоятельницы Мукачевского Свято-Николаевского монастыря, игуменьи Епистимии (Щербан) и по благословению владыки Феодора. Книга в твердом переплете объемом 157 глянцевых страниц насыщена мощным фотоматериалом, который составляет более 150 фотографий в которых живо освещается жизнь подвижника. Приводятся многочисленные воспоминания очевидцев отца Василия, добавляется по годам список источников и литературы, которые написаны о Пронине и Прониным. В издании использованы фотоматериалы из личных архивов архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора, Филиппова А.И., игуменьи Епистимии (Щербан), игумена Викентия (Вакарова), протоиерея Василия Юрина, протодиакона Александра Монича, монахини Ирины (Томишинець), Ю. Данильца, В. Пагире, М. Поповича и сестер Мукачевского монастыря. Впервые краткая презентация книги состоялась на втором Закарпатском книжном форуме «Книга-Фест-2011», проходившем 19-20 мая в Ужгороде. Готовится официальная презентация книги. Очерк будет полезным всем интересующимся аскетической жизнью Православной Церкви на Закарпатье, студентам, ученым, богословам, священнослужителям и верующим людям. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.08.2011 12:46:03

http://drevo-info.ru/news/11229.html

Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!» 47 . 2 Мученичество святого Поликарпа, епископа Смирнского//Писания мужей апостольских.Рига, 1994. С. 381. 4 Μουστα κης Β. Πατε ρες τς " Εκκλησι ας// Θρησκευτικ κα η θικ ε γκυκλοπαιδει α. Афины, 1966. Т. 10. С. 124. 8 Эти знаки суть: 1) православное учение, 2) святость жизни, 3) удостоверение Церкви, 4) древность. 13 Μιτσο πουλος Ν. ερ Παρα δοσις// Θρησκευτικη κα η θικ ε γκυκλοπαιδει α. Т. 10. С. 24. 18 Amahacuje Црква, и Ebxapucmuja по светом Upuhejy//Теолошки погледи. 1972. 1. 21 Викентий Леринский, преподобный.О вероизложениях вообще, или Об общем характере православной догматики. Цит.по: Всеволод (Филипьев), инок. Путь святых отцов. Патрология. Джорданвилль, 2006. С. 226–227. 23 Истины ради следует указать, что Соборы в целом пользуются разными дефинициями, хотя смысл их всех тот же, что и приведенной выше. Так, II Вселенский Собор в своем 1-м каноне определяет: «Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры 318 отцев, бывших на Соборе в Никее, что в Вифании, но да пребывает оный непреложен...» ( Καρμι ρη Ι. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημει α τς ο ρθοδο ξου καθολικς " Εκκλησι ας. I, 132). III Вселенский Собор в своем 7-м каноне пишет: «По прочтении сего (т. е. Никейского Символа веры и изменений Харисия, Филадельфийского пресвитера), святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся...» (Там жe.I, 155). IV Вселенский Собор в Халкидоне (после вступительных текстов и чтения Символа веры I и II Вселенских Соборов): «От святых отцов, на каждом Соборе, доныне изложенные правила соблюдать признали мы справедливым...» (Там жe.I, 175). V-VI Собор в своем 38-м каноне говорит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее...» (Там же. I, 232); 84-й канон: «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем...» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

То, что Церковь воистину является хранительницей Священного Предания во веки веков, боговдохновенно свидетельствует и преподобный Викентий Леринский, толкуя слова апостола: «O Тимофее, предание сохрани» ( 1Тим. 6: 20 ). Кто есть сегодня Тимофей, вопрошает святой отец, если не Кафолическая Церковь вообще или не целокупный Собор предстоятелей в частности? «Что такое предание? – То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что ты выдумал; дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи; дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. «Храни, – говорит, – преданное», то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золотом и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманно – медь; не хочу золота по виду, давай его натурой» 25 . Держась этого принципа, Церковь смогла сохранить свое предание неповрежденным сквозь века. Она через святых отцов и Вселенские Соборы, от первого до последнего, в одну лишь всеценность верует, ее исповедует, защищает, благовествует и бдительно хранит: Богочеловека Иисуса Христа, Который и есть главное Предание, Всепредание Православной Церкви.   При этом Церковь не только страж и хранитель Священного Предания, но и единственный орган передачи его человеку. Поскольку вне тела Церкви возможно изучение и восхищение содержанием Священного Предания, как и Священного Писания, но без Божественной благодати, которая в Церкви и через Церковь изливается, невозможно воспринять их спасительного воздействия. Такие тесные и нерушимые взаимоотношения и единство Церкви и предания ни в коем случае не означают, что предание представляет собою как бы нечто окаменелое, безжизненное и неподвижное, ревниво охраняемое Церковью подобно археологическому музею – вся многовековая действительность и жизнь Церкви являют собой обратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Со всем тем трудно, лучше сказать – невозможно обозначить границу преданию, то есть соответствующим образом определить предание, поскольку предание не просто некая теория или собрание логических заключений, но жизнь, притом жизнь богочеловеческого тела Церкви. И все же нам представляется, что определение преподобного Викентия Леринского «quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est» («во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все») было и остается наиболее удачным. Толкуя это свое положение, сам святой отец продолжает: «Следовать всеобщности значит признавать истинной ту только веру, которую исповедует вся Церковь по всей земле; следовать древности значит ни в каком случае не отступать от того учения, которого неизменно держались наши святые отцы и предки; следовать, наконец, согласию значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или по крайней мере почти все пастыри и учителя» 21 . О том, что этому принципу следовали все святые отцы, свидетельствуют они сами в своих сочинениях, где часто ссылаются на предание апостолов, на предание Церкви, на согласность с более ранними отцами, подчеркивая всегда и везде единство предания, единство веры, а через это – единство Церкви в качестве носителя и хранителя Православия и истинного предания. Говоря вообще, слова святителя Василия Великого : «Посему, что говорили отцы наши, то говорим и мы» 22 , – могут быть усвоены любому святому отцу. Отсюда происходит и священный обычай Вселенских Соборов все догматические решения и определения начинать классическим: «Следуя святым отцам...» 23 . Говоря об этом, протоиерей Георгий Флоровский пишет, что «действительно, Церковь всегда подчеркивает неизменность веры с самого начала, из поколения в поколение. Мы веруем в то же, во что и апостолы, – это самый верный признак истинной веры» 24 . В единстве Церкви Христовой, которая всегда была, есть и будет «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3: 15 ), Ей предана от Господа чрез апостолов и их преемников вся сокровищница веры жизни. Хранительницей Священного Предания, равно и Священного Писания , является, таким образом, единственно Церковь в целокупности своей, но не некая Поместная Церковь и еще менее лишь епископ ее, подобно тому как на Западе епископ Рима возвеличен и поставлен высшим хранителем веры. Дабы сохранила доверенное ей благо через крестоносную историю свою, Церковь часто бывала залита кровью своих святых мучеников и исповедников, начиная с первых веков вплоть до сегодняшнего дня, потому к ней можно отнести слова богомудрого святого владыки Николая (Велимировича): «Вся кровию омыта и вся славою увита». Предание, будучи апостольским, отеческим и церковным, живет, сохраняется и может быть сохранено единственно лишь в таковой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Все, что им остается – либо замалчивать проблему, либо по-протестантски учить, что Священное Предание для нас не важно и Святые Отцы безнадежно устарели по сравнению с нами, «такими умными и прогрессивными», либо утверждать, что традиционное церковное учение о творении мира и человека и о появлении смерти в тварном мире – это несущественная мелочь, которая не относится к догматам и которой поэтому можно пренебречь ради такой «великой цели», как дружба с миром. Но ни один из этих вариантов не найдет основания в Божественном Откровении, выраженном в Писании и Предании Православной Церкви. Завершить статью хотелось бы словами преподобного Иустина (Поповича) : «Та теология, которая свою антропологию основывает на теории «научной» эволюции, есть не что иное, как contradictio in adjecto (противоречие в определении). На самом деле это теология без Бога и антропология без человека» Примечания: 1 Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С.32-33 2 Прп. Ефрем Сирин. Творения T.VI.. М., 1995. С. 211. 3 Свт. Василий Великий. Творения Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Сс. 137-138. 4 Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т.1. СПб., 1893. С.61. 5 Св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. С.14. 6 Прп. Иустин (Попович). На богочеловеческом пути. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1999. С.188. Читайте также: А.Кондрашов vs С. Худиев: об эволюции, абортах и демократии Еще раз о происхождении от обезьяны «Происхождение человека от обезьян» — предмет науки или веры? Креационизм или эволюция? Эволюция без истерики, или Может ли православный произойти от обезьяны? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tupik-pravoslavnogo-ev...

6. В связи с переводом насельниц Веверицкого женского монастыря в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Унгенского уезда в Богородице-Рождественский Речульский женский монастырь того же уезда преобразовать вышеозначенный монастырь в мужской. Настоятелем мужского Веверицкого монастыря в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Унгенском уезде назначить игумена Матфея (Поповича). 7. Настоятельницей Свято-Успенского Таборского женского монастыря в Орхейском уезде назначить монахиню Антонию (Лисник) с возложением наперсного креста по должности в связи с прошением монахини Елисаветы (Алексей) об освобождении ее от несения послушания настоятельницы обители. 8. Освободить монахиню Даниилу (Мереуце) от несения послушания настоятельницы Свято-Георгиевского Сурученского женского монастыря Кишиневского уезда в связи с переводом на послушание в семинарию-лицей Единецко-Бричанской епархии. Настоятельницей Свято-Георгиевского Сурученского женского монастыря Кишиневского уезда назначить монахиню Епистимию (Гончаренко) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ Рапорт архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о назначении наместника Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Верхотурье Екатеринбургской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумена Филиппа (Ельшина) наместником Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Верхотурье Екатеринбургской области. СЛУШАЛИ Прошение епископа Курганского и Шадринского Михаила о преобразовании Никольского прихода в селе Боровское Курганской области в женский монастырь Похвалы Божией Матери. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Никольского прихода в селе Боровское Курганской области в женский монастырь Похвалы Божией Матери. Имели суждение по докладу Преосвященного Анатолия, епископа Магаданского и Синегорского, о положении дел в Магаданской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященного Анатолия, епископа Магаданского и Синегорского, освободить от управления епархией в связи с необоснованным долгосрочным отсутствием на кафедре, что привело к расстройству духовной жизни Магаданской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429472/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА ДЕЧАНСКАЯ [серб. Jeлeha Дечанска], серб. прп. (пам. серб. 21 мая). Ее почитание сложилось в мон-ре Дечаны , где в наст. время находится саркофаг, в к-ром, по преданию, покоятся ее мощи. Согласно преданию, она была сестрой кор. св. Стефана Дечанского , но источники XIV - 1-й пол. XVIII в. ничего не говорят о сестре Стефана с таким именем, но содержат сведения о дочери Елене, к-рая изображена на фресках дечанского собора ( Б., М. 2005. С. 61, 328, 445). Впервые Е. Д. сестрой короля названа в «Троношском родослове», сочинении сер. XVIII в. (не ранее 1746), послужившем источником мн. легендарных сведений. В нем рассказывается о ее помощи при освобождении мон-ря Дечаны от осады отряда Татархана. После поражения в 1691 г. в войне с Османской империей и отступления за Дунай войск Свящ. лиги отряд Татархана в 1692 г. осадил мон-рь, по словам летописца, «была погибель роду сербскому и народу православному». Но чудесный огонь вырвался из гробниц св. Стефана и Е. Д. и убил осквернителей храма. Совр. исследователи считают возникновение почитания Е. Д. «интересной попыткой» братии мон-ря объяснить причины завоевания и последующего освобождения обители (Там же. С. 61). На саркофаге, в к-ром предположительно лежат мощи святой, сохранились следы вскрытия, однако об освидетельствовании мощей и их местонахождении сведения отсутствуют ( Д. Српски владарски гроб у веку. Београд, 1992. С. 104-105; Б., М. 2005. С. 61). Судя по упоминаниям о поклонении мощам Е. Д. сербских иерархов митр. Белградского Викентия (Стефановича) в 1753 г. и митр. Валевского Феодосия (Стефановича-Поповича) в 1757 г., ее почитание возникло во 2-й четв. XVIII в. ( Записи. 2. 3052. 5. 8116). Англ. путешественники 60-х гг. XIX в. свидетельствуют, что местные жители ожидали исцелений от гробницы Е. Д. ( Б., М. 2005. С. 61). В нач. XIX в. в Дечанах было изготовлено 3 ковчега для хранения крестов и мощей (один из них был расписан, вероятно, Симеоном Лазовичем, 2-й - его сыном Алексием), на к-рых были изображены св. Стефан Дечанский и Е. Д., именуемая «святой царицей» ( Р. Сликарска заоставштина Симеона и Aлekcuja у Републичког завода за заштину споменика културе. Београд, 1992. Бр. 24. С. 250; Б., М. 2005. С. 61). В сер.- кон. XIX в. Е. Д. неоднократно изображалась вместе со св. Стефаном Дечанским на гравюрах с видом Дечанского мон-ря, в XIX в. ее изображение было включено в состав дечанского иконостаса. Она также изображена в церкви с. Горни-Матеевац под Нишем.

http://pravenc.ru/text/189753.html

Мнение о том, что вне Церкви не может быть никаких таинств высказывали, помимо св. Киприана, прп. Феодор Студит , прп. Никодим Святогорец , святитель Игнатий (Брянчанинов) , священномученик Онуфрий (Гагалюк) , преподобный Иустин (Попович) . А признавали существование таинств у еретиков, помимо св. Стефана, такие святые отцы как блж. Августин , прп. Викентий Лиринский , свт. Тарасий Константинопольский 40 , блж. Феофилакт Болгарский 41 , свт. Филарет Московский 42 , свт. Николай Японский 43 . Следует упомянуть решение Иерусалимского собора 1672 года: «…мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь , когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают». Однако все святые отцы, как признававшие, так и не признававшие действенность таинств, совершаемых вне Церкви, были согласны в том, что еретики (равно как и раскольники) не могут спастись. Приведу в качестве подтверждения высказывания двух самых ярких представителей каждой из точек зрения о действенности либо недейственности таинств еретиков. Святой Киприан пишет: «Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви… находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя» 44 . Блаженный Августин пишет: «подобные люди могут иметь таинство крещения, которое, когда приходят они к кафолической Церкви, никоим образом не следует в них порицать или преподавать его им, как будто они его не имеют. Однако мы при этом утверждаем, что не следует им твёрдо надеяться на своё спасение, раз мы не отвергаем того, что, по нашему признанию, они получают; напротив, они должны познать необходимость для себя войти в общение единства посредством уз любви, без которой они могут иметь всё что угодно, хотя бы и святое и почётное само по себе, и притом сами быть ничем, сделавшись тем менее достойными награды вечной жизни, чем менее хорошо пользовались они теми дарами, которые получили в этой преходящей жизни» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Попович» найдены статьи: ВАСИЛИЙ (Попович; 1860-1938), митр. Баня-Лукский. ВИКЕНТИЙ (Попович, по прозвищу Хаджилавич; 2-я пол. XVII в. - 1725), митр. Карловацкий ДИОНИСИЙ (Попович Димитрий; † 1815), митр. Белградский ДИОНИСИЙ (Попович (Папазоглу, Пападопулос), 1750 - 1828), митр. Будимский ЕВФИМИЙ (Попович; нач. XVIII в.), митр. Будимский Сербской Православной Церкви ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Попович.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКЕНТИЙ (Попович, по прозвищу Хаджилавич; 2-я пол. XVII в., Янево, Косово - 23.10.1725, Карловцы, ныне Сремски-Карловци, Сербия), митр. Карловацкий. Пострижен в монашество в Пече. Вместе с Патриархом Арсением III (Черноевичем) в 1690 г. бежал от турок под защиту Австрии, поселился в Сентендре (совр. Венгрия). 7 янв. 1708 г. избран епископом Будимской епархии . 6 мая 1713 г. на Церковно-народном Соборе в Карловцах благодаря поддержке Патриарха Арсения IV был выбран главой Карловацкой митрополии , входившей в состав Печской Патриархии. Согласно принятому на Соборе решению, все Карловацкие митрополиты имели титул и архиепископа Белградского, поэтому В. именовался митрополитом и архиепископом. Несмотря на противодействие австр. властей, вел переговоры с митр. Моисеем (Петровичем) об объединении Карловацкой и Белградской митрополий, что произошло только в 1726 г. 30 окт. 1714 г. от имени серб. народа, живущего под австро-венг. властью, потребовал, хотя и безуспешно, предоставления серб. депутатам «места и голоса» в гос. собрании. Оказывал щедрую помощь Печской Патриархии и мн. мон-рям, обеспечивая их церковной утварью, книгами и пр. В Крушедоле на свои средства построил трапезную, в Велика-Ремете - келлии. Похоронен в мон-ре Крушедол. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у 18 в.//ГлИДНС. 1931. Т. 4; Д. Срби у Будиму от 1690 до 1740 г. Београд, 1952. С. 228-229; он же. Срби у Bojboдuhu. Нови Сад, 1959. 2. С. 84, 85, 363; Ucmopuja српског народа. Београд. 1983. 3. Т. 1. С. 539, 541-542; Ucmopuja. 2. С. 31, 32; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1992. С. 124. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/158476.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010