Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Йованович; 1732, г. Сремски-Карловци, Сербия - 12.04.1805, Сомбор, там же), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии . Благодаря покровительству еп. Темишварского Викентия (Йовановича-Видака ; впосл. митрополит) получил духовное образование и вскоре стал настоятелем мон-ря Хопово . 2 нояб. 1783 г. был назначен епископом Горно-Карловацким (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). В янв. 1784 г. принял епархию от владыки Петра (Поповича), в марте торжественно вступил на кафедру. Однако И. не нашел поддержки у клира и мирян и в 1786 г. был перемещен в г. Нови-Сад. В 1787 и 1788 гг. И. дважды обращался к имп. Свящ. Римской империи Иосифу II с предложением поднять антитур. восстание в прилегающих к границам империи Габсбургов тур. областях Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии и Греции. 27 марта 1788 г. переправился в Сербию для проведения антитур. агитации среди единоверцев, что способствовало осознанию национального единства сербов на территориях как Османской империи, так и империи Габсбургов. Весной и осенью 1789 г. вновь совершил поездки по Сербии с агитационными целями, посетив свыше 200 сел. Его деятельность способствовала массовому участию серб. добровольцев в войне 1787-1791 гг., к-рую Россия и монархия Габсбургов вели против Османской империи. Разочаровавшись в политике взошедшего на австрийский престол Леопольда II, И. первым среди сербов того времени обратился к России: 26 июля 1790 г. он отправил из Вены послание имп. Екатерине II с просьбой о покровительстве серб. народу. И. выступал за освобождение балканских народов от османского гнета с помощью вооруженной борьбы и за создание на Балканах правосл. гос-ва при поддержке России. В результате австр. власти обвинили его в действиях антигос. характера. Во время Первого серб. восстания против турок (1804-1813) первым оказал повстанцам помощь оружием и деньгами, отправив им 2 купленные на собственные средства пушки и 12 тыс. форинтов.

http://pravenc.ru/text/469486.html

Один из них, Исаия Дякович, епископ Темешварский, был избран в архиепископа и митрополита, но уже не в патриарха, и утвержден 24-го мая 1708 года; местопребывание он имел в Крушедоле. Вскоре по своем избрании он отправился в Вену хлопотать о помощи для основания сербских народных школ и народной типографии, но среди этих хлопот умер там; подобно своему предшественнику, он был похоронен в Крушедоле. До избрания архиепископа управляли церковью Стефан Печанин, митрополит Сремский (выходец из турецких областей), и Христофор, епископ Сегединский; наконец, 26-го мая 1710 года был избран в митрополиты епископ Пакрачский Софроний Подгоричанин и управлял не более года; умер в Карловце 7-го января 1711 года. Только в мае 1713 года был созван новый собор в Карловце, на котором избран в митрополиты Будинский епископ Викентий Попович. По его просьбе, император Карл VI подтвердил вновь (2-го августа 1713 года) привилегии сербов; но так как некоторые из духовных, а равно и из мирян католиков, ни во что вменяя те привилегии, все-таки утесняли православных, нарушали права их, стесняли духовенство в исполнении своих обязанностей, запрещали строить церкви, заключали в тюрьмы священников и монахов, требовали десятин и исполнения квартирной повинности и т.п., то митрополит от имени всего народа, еще просил императора о защите. Тогда начиналась война с Турцией, и в виду этой войны, Карл VI в 1715 году вновь подтвердил вольности сербского народа. Война была чрезвычайно счастлива для австрийцев, благодаря военным талантам принца Евгения Савойского и одушевленному мужеству сербов; у турок были отняты все остававшиеся еще за ними земли в Банате и Среме; мало того, за Дунаем в августе 1717 года сдался Цесарцам Белград, а вслед за тем занята верхняя часть Сербии по реке Мораве и часть Валахии. По миру Пассаровицкому (1718 года) за Австрией остались сербские земли 72 ), и соединение австрийских сербов с задунайскими возбудило в них большие надежды. Белградский митрополит Моисей Петрович, еще при жизни Викентия, за несколько лет до смерти (в октябре 1725 года) потерявшего способность говорить, объявлен был митрополитом всех сербов по обе стороны Дуная 73 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первый год после открытия школы здесь обучались уже 20 человек, в том числе три диакона изучали грамматику латинскую, а из монашествующих 11 частию проходили грамматику, частию чтение по латыни и по-славянски. В числе учеников были люди от 24 до 40 лет. Другим замечательным делом Викентиева управления было восстановление православного Хорватского (в Марче) епископства в 1737 году. Австрийское правительство согласилось, наконец, утвердить избранного им на этот престол Симеона Филиповича ввиду предстоявшей войны с турками и нужды в сербских Граничарах; сам униатский епископ Феофил Пашич, ов mores notorie scandalosos 79 ), был таким слабым противником православному епископу, что римский нунций в Вене почел за лучшее сослать его под надзор в один из Львовских монастырей. Викентий скончался в Белграде 6-го июня 1737 г., в самый разгар войны с турками. Императорские полководцы проникли в Старую Сербию и Албанию и распространили там воззвание к христианским народам, приглашавшее их на борьбу с турками; патриарху Печскому Арсению IV Иоанновичу казалось возможным освободить народ свой от ига турок, признать покровительство императора и иметь в своем округе, кроме духовной, и светскую власть, с правом присутствия и голоса на имперском сейме 80 ). И вот он поднял свой народ, но вследствие неудач австрийского оружия, должен был сам, с избежавшими турецкого оружия, искать спасения в бегстве вслед за отступавшею австрийскою армией н принял, после Викентия, управление церковью. С ним вместе пришли в Белград и три епископа – митрополит Нишский и Белоцерквенский Георгий Попович (с 1745 г., епископ Темешварский † 1757 г.), епископ Рашский и Новобазарский Евфимий Дамианович (в 1739 г., епископ Вершацкий; скончался в том же году), и митрополит Ушицкий и Ахильский Алексий Андревич (с 1741 г. епископ Зринопольский н Костайничский; † 1749). Из знатных сербов перешел тогда в Австрию потомок древнего царского рода Афанасий Рашкович, и под турецкою властью владевший, на ленном праве, четвертою частью земель так называемого Старого Влаха 81 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕЛЕНА ДЕЧАНСКАЯ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Елена Дечанская (серб. Jeлeha Дечанска; + ок. 1350), преподобная Память 21 мая (Серб., Греч.) По преданию, она была сестрой короля Стефана Дечанского , но источники XIV - первой половины XVIII века ничего не говорят о сестре Стефана с таким именем, но содержат сведения о дочери Елене, которая изображена на фресках дечанского собора . Впервые Елена Дечанская названа сестрой короля в «Троношском родослове», сочинении сер. XVIII в. (не ранее 1746), послужившем источником многих легендарных сведений. В нем рассказывается о ее помощи при освобождении монастыря Дечаны от осады отряда Татархана. После поражения в 1691 году в войне с Османской империей и отступления за Дунай войск Священной лиги отряд Татархана в 1692 году осадил монастырь, по словам летописца, " была погибель роду сербскому и народу православному " . Но чудесный огонь вырвался из гробниц св. Стефана и Елены Дечанских и убил осквернителей храма. Мощи прп. Елены Дечанской Почитание св. Елены сложилось в монастыре Дечаны, где в настоящее время находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся ее мощи. На саркофаге сохранились следы вскрытия, однако сведения об освидетельствовании мощей и их местонахождении отсутствуют . Судя по упоминаниям о поклонении мощам прп. Елены Дечанской сербских иерархов митр. Белградского Викентия (Стефановича) в 1753 году и митр. Валевского Феодосия (Стефановича-Поповича) в 1757 году, ее почитание возникло во 2-й четверти XVIII в. . Английские путешественники 1860-х годов свидетельствуют, что местные жители ожидали исцелений от гробницы прп. Елены Дечанской . В начале XIX века в Дечанах было изготовлено три ковчега для хранения крестов и мощей (один из них был расписан, вероятно, Симеоном Лазовичем, 2-й - его сыном Алексием), на которых были изображены св. Стефан Дечанский и Елена Дечанская, именуемая «святой царицей» . В середине - конце XIX века Елена Дечанская неоднократно изображалась вместе со Стефаном Дечанским на гравюрах с видом Дечанского монастыря, в XIX веке ее изображение было включено в состав дечанского иконостаса. Она также изображена в церкви с. Горни-Матеевац под Нишем.

http://drevo-info.ru/articles/13674782.h...

Храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, жители Вршаца называют «Мала црква» или «Алексина црква». Он был построен во времена епископа Йована Георгиевича в 1761-1768 гг. и освящен в 1775 году епископом Викентием Поповичем. Этот храм представляет собой особую художественную ценность – над его оформлением трудились многие известные художники. Иконостас был выполнен Арсением Теодоровичем в период с 1792 по 1809 год. Искусствоведы считают, что иконы над северной дверью, на которых изображены страдания Христа и рождение Пресвятой Богородицы, относятся к лучшим произведениям Теодоровича. В ризнице храма хранятся два Евангелия, имеющих большое историческое значение. Адрес: ive Jovanovia, Вршац, Сербия Подробнее... Собор Вознесения Господня (Вршац) [ править править код ] Румынская православная община Вршаца была основана в 1909 году, до этого православные румыны города относились к приходу села Мало-Средиште. В 1912 г. трудами протоиерея Траяна Опри и директора румынского банка доктора Петра Цепеняги для нужд общины построен храм. Также в строительстве храма участвовали 80 ктиторов. Церковь построена в стиле эклектика и расписана художником Виргилом Симионеску, работы по дереву выполнили братья Нистор и Иосиф Босиок. Адрес: 18 12, Вршац, Сербия Подробнее... Церковь Всех Святых (Вршац) [ править править код ] Строительство храма в честь Всех Святых на православном кладбище в Вршаце началось в 1836 году, в следующем году построенный храм освятил епископ Вршацкий Иосиф (Раячич). Храм однонефный с колокольней, построен в стиле барочного классицизма. Особенность архитектуры этого храма состоит в том, что в восточной части, где расположен алтарь, он заканчивается плоской стеной, а не обычной, полукруглой. С приездом русской эмиграции епископ Гаврило (Змеянович), а затем епископ Иларион (Радонич) передали храм в пользование духовенству Русской Православной Церкви Заграницей. Храм Всех Святых является кладбищенской церковью. Прихода не имеет. Адрес: Vršac, Сербия Проезд: Храм находится на пересечении улиц Змaj Jobuha и Jeлeha Bapjaшku.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(храмы)

Православное понимание предания не статично, но динамично; не есть некое мертвящее усвоение прошлого, но опыт Духа Святаго в современности. Ибо «Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки» ( Евр. 13: 8 ). Предание, как мы уже поняли, это сама Церковь , а Церковь – живой Богочеловеческий организм, развивающийся непрерывно, не изменяя при этом ничего по своей сущности и содержанию. Тот же преподобный Викентий, который, как видим, всем своим существом стоит за предание, одновременно подчеркивает идею живого развития и совершенствования Церкви. Согласно его воззрениям, прогресс позволителен и необходим. «Только преспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не переменою веры. Преспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам по себе; а перемена в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть, и превращается в другое» 26 . Необходимо с течением времени развиваться и возрастать в зрелости, в познании и мудрости как обществу, так и индивидам, при этом, однако, всегда укорененным в той же мысли, в той же вере, в том же предании Церкви. Это отношение к преданию определил и письменно изложил отец Иустин в начале своей «Догматики», поставив эпиграфом слова преподобного Иоанна Дамаскина : «Я не буду ничего говорить от себя, а лишь вкратце изложу то, что изрекли Божии и мудрые человеки» 28 . Для преподобного Иоанна Дамаскина этот метод и принцип значил не простое механическое повторение лишь готовых фраз и выражений, а переданную и согласную преданию верность истине, изложенной в сочинениях более ранних отцов Церкви, этих воистину Божиих мудрых людей, однако верность, не означающую словесное повторение, но органический рост и развитие. Также и у отца Иустина верность преданию не состоит только в цитировании из богатой святоотеческой ризницы, в которую он не просто «заглядывал», но, как настоящий ризничий, отлично знал цену ее сокровищам, а, в первую очередь, в органическом духовном сращивании с ними и врастании в этот мистический организм, называющийся Церковью – «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3: 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Вршац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вршаце — храм Сербской Православной Церкви в Южно-Банатском округе Сербии (Воеводина) на границе с Румынией, построен в XVIII веке. Содержание История [ править править код ] Храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, жители Вршаца называют «Мала црква» или «Алексина црква». Он был построен во времена епископа Йована Георгиевича в 1761-1768 гг. и освящен в 1775 году епископом Викентием Поповичем. Этот храм представляет собой особую художественную ценность - над его оформлением трудились многие известные художники. Иконостас был выполнен Арсением Теодоровичем в период с 1792 по 1809 год. Искусствоведы считают, что иконы над северной дверью, на которых изображены страдания Христа и рождение Пресвятой Богородицы, относятся к лучшим произведениям Теодоровича и являются исключительным примером редкого для сербской живописи композиционного кругового обзора. Росписи стен во время реставрации храма в 1946 году выполнил художник Карел Ноправник. Святыни [ править править код ] В ризнице храма хранятся два Евангелия, имеющих большое историческое значение. Первое Евангелие было напечатано в Москве в 1762 году и подарено Алексием Николичем, второе Евангелие было подарено храму епископом Йованом Георгиевичем. Самая старая метрическая книга датируется 1767 годом. Престольные праздники [ править править код ] Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Как добраться [ править править код ] Адрес: ive Jovanovia, Вршац, Сербия Проезд: Вршац - небольшой город в границе с Румынией, расположен в 80 километрах от Белграда. Из Белграда в Вршац можно добраться на автобусе или автомобиле. Ежедневно до Вршаца отправляются несколько автобусных рейсов (актуальное расписание и стоимость билетов нужно уточнять на автостанции). Также в Сербии можно арендовать авто. Паломнику [ править править код ] Другие достопримечательности Вршаца: старинный собор Святого Николая Чудотворца (Саборна Црква) и Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске Собор Вознесения Господня Румынской Православной Церкви, монастырь Месич в одноименном селе близ Вршаца. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

По епархиям монастыри распределены очень неравномерно. Всего более монастырей в Карловицкой архиепископии. Весьма живописная Фрушкая Гора, в Среме, между Дунаем и Савою, с северной и южной стороны своей, так сказать, усеяна сербскими монастырями (их здесь тринадцать). Всего же в пределах Карловицкой митрополии 24 монастыря, по крайней мере в «Српск. Сионе», 1893, 31, стр. 486 поименованы 24 монастыря Карловицкой митрополии, из которых каждый обязан ежегодно давать в определенных размерах пособие на содержание монашеской школы в Хопове. Замечательнейшие из монастырей: 1) Крушедол, находится близ Карловцев, резиденции сербских митрополитов; основан, в половине XV столетия, митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ Печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла). Митрополит Стефан Стратимирович в 1827 г. богато украсил этот монастырь масляною живописью. В нём находятся части мощей св. Максима и праведной Ангелины – матери его, уцелевших от пожара. Здесь погребены сербские патриархи: Арсений III Черноевич и Арсений IV Иоаннович; здесь же похоронена княгиня Любица, мать сербского князя Михаила Обреновича. При монастыре хранятся все древности, перенесенные сербскими патриархами из древней патриаршей столицы – Ипека (Печи, в Старой Сербии). Довольно большая монастырская библиотека состоит преимущественно из древних книг и рукописей. Особенно замечательны четыре митры от времен св. Максима, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом и два рукописных Евангелия от 1514 года в богатом переплете. Этот монастырь, как выше было сказано, служил некоторое время и резиденцией митрополита (и ныне находится под его непосредственным ведением), и в нём собирались конгрессы для избрания митрополита-патриарха. Местоположение монастыря превосходно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

усташами и в 1942 г. увезены в Загреб; нек-рые реликвии были уничтожены, несколько было возвращено в К., но большинство попало в музеи, напр. в Музей СПЦ в Белграде. В К. была богатая б-ка и, возможно, скрипторий, но известно лишь о переписанных здесь 2 помянниках. В б-ке хранились Евангелие свт. Максима (1514), Евангелие в серебряном окладе (1543), Жития святых (1533) и 7 богослужебных печатных книг, подаренных в 1651 г. рус. царем Алексеем Михайловичем,- всего, согласно описи нач. ХХ в., 88 книг, большинство из них сейчас хранится в Музее СПЦ ( С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914; Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 145-146). После второй мировой войны К. был возобновлен как жен. мон-рь. В 1959-1963 гг. в нем под надзором органов гос. безопасности находился Варнава (Настич) , еп. Хвостанский. В 1969 г. в К. жили игумения, 3 монахини и 4 послушницы, в 1996 г.- 3 монахини и игумения. В нач. XXI в. К. стал муж. мон-рем. В 2009 г. в честь своего 500-летия мон-рь был награжден орденом СПЦ св. Саввы 1-й степени. Из братии К. вышли мн. иерархи СПЦ: патриарх Сербский Самуил(Маширевич ; 1864-1870), еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович (; 1939-1941), еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич ; 1938-1941) и др. После того как в 1706 г. в храме К. перезахоронили прах патриарха Арсения III (Черноевича) , а в 1708 г. похоронили митр. Крушедольского Исаию (Джаковича), он превратился в серб. национальный некрополь. Здесь похоронены патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , митрополиты Карловацкие Иоанн (Джорджевич) и Викентий (Попович) , Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) , еп. Горно-Карловацкий Петр (Йованович) , серб. кор. Милан Обренович, а также общественные деятели. Лит.: Л. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931; Д. Путеви српског барока. Београд, 1971; он же. Крушедол. Нови Сад, 2008; С. Фреске XVI в. у цркви манастира Крушедола. Београд, 2000; Штрасер П. Ктитори и приложници манастира Крушедол. Сремски Карловци; Београд, 2000; В. Манастир Крушедол. Нови Сад, 2007; М. Манастир Крушедол. Београд, 2008. 2 С., Ж. Царска лавра манастир Крушедол у Срему, 1509-2009. Београд, 2009. О. А. Кузеванов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462077.html

Отец Викентий преподавал у нас историю Церкви. Так он просто жил ею: рассказывал о Первом Вселенском Соборе, словно сам был его участником! И в Швейцарии я снова общался с русскими: помню отца Петра Парфёнова, царского офицера, владыку Антония (Бартошевича) и его брата Леонтия, они учились у нас, в Сербии, а потом были епископами Зарубежной Церкви. Владыка Антоний, когда видел меня, всегда шутил, вспоминая слова митрополита Иосифа из Закарпатья, сказанные между двумя войнами: «Мы – дураки сербы, и вы – сумасшедшие русские». Потом в Риме я встретился с Александром Солженицыным, его в то время выслали из страны, и подарил ему крестик с Афона со словами: «Александру-крестоносцу афонский крест». Потом он мне рассказал, что этот крест имел особую силу. Наш духовный отец архимандрит Иустин (Попович) исповедовался у митрополита Антония (Храповицкого), потом у отца Виталия Тарасьева в русской церкви Святой Троицы. Отец Виталий был в Белграде самым любимым священником и среди русских, и среди сербов. — Владыка, на Ваш взгляд, в чём истоки столь сильной любви Сербии и России? — Одна Церковь – одна душа. А страдания только помогают сблизиться нам, славянам, понять друг друга. Церковь Божия, словно печь, опаляя огнем Божиим, возрождает и исцеляет души. И дай Бог, чтобы расширялся и укреплялся дух всеправославный. Фотографии А.М.Лидова, Л.Гачевой, А.Никифоровой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 июля, 2019 14 июня, 2019 9 апреля, 2021 30 октября, 2020 30 июня, 2020 1 января, 2020 17 сентября, 2019 3 сентября, 2019 11 августа, 2019 2 июля, 2019 14 июня, 2019 9 апреля, 2021 30 октября, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/dve-sestry-rodnye-serb...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010