Собор Святого Николая Чудотворца (Вршац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святого Николая Чудотворца в Вршаце — храм Сербской Православной Церкви в Южно-Банатском округе Сербии, в Воеводине, на границе с Румынией, имеет статус кафедрального собора города. Содержание История [ править править код ] Собор Святого Николая считается самым старым православным храмом в Вршаце. Он был построен 1783-1785 гг. в стиле неоклассического барокко. 21 октября 1785 года собор был освящен епископом Вршацким Викентием Поповичем. Над иконостасом церкви работали известные сербские живописцы и художники. Иконостас был выполнен Аксентием Марковичем из Нови-Сада в 1805 году, а иконы - Павлом Журковичем в 1805-1807 гг. В период с 1865 по 1868 год иконостас реставрировал немецкий живописец Ст. Г. Лауфер. Один из самых известных художников этого края Пайя (Павел) Йованович подарил храму две чрезвычайно ценные с художественной точки зрения картины - «Святой Николай, спасающий осужденных» и «Святая Ангелина». Капитальный ремонт собора производился несколько раз, в период с 1909 по 1910 год, и затем в 1945 и в 1968 годах. Самая старая метрическая книга датируется 1767 годом. Современное состояние [ править править код ] Последние ремонтные работы производились в период с 2003 по 2007 год, когда было заменено кровельное покрытие, покрашен фасад, во всем храме проведена электропроводка, устроены теплые полы, пол храма полностью вымощен гранитными плитами по проекту Миодрага Калишки. Отреставрирована и покрашена колокольня. Через дорогу от храма за кованой оградой находится еще одна достопримечательность города - величественное здание середины XVIII века в стиле барокко, Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске Резиденция банатских епископов построена епископом Йованом Гергиевичем между 1750 и 1757 гг. На первом этаже находится часовня, посвященная Святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Иконостас был написан между 1761 и 1765 гг. и является одним из редких сохранившихся иконостасов XVIII века. Здесь хранится ценная коллекция икон и портретов епископов Вршацкой епархии, а также большая библиотека. Коллекция икон, собранных в Банате, охватывает период трех столетий, где самыми ценными работами являются иконы иконописца Захария Зографа первой половины XVIII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

Там истинное наводнение как от иноверной, так еще вдвое от необузданной фанатичной пропаганды румынской. Прежние епископы весьма мало обращали внимание на этот великий недуг церковно-народный, оттого дела и пришли к такому печальному положению. По большей части та­мошние приходы замешены монахами, которые временно слу­жат и управляют. Монахи, какие бы они ни были, не мо­гут иметь в народе и пастырской деятельности такого влияния, какое, имеет и может иметь мирское духовенство. Приходы там небольшие, потому что сербский элемент все уменьшается, оттого они и не замещаются мирскими свя­щенниками. Но епископ и св. синод должны придти на помощь этой потребности и дать тем приходам мирских подготовленных священников при пособии народно-церков­ных фондов». Весник“ выражает в заключение надежду, что Георгий Летич все меры употребит к тому, чтобы спасти то, что еще можно спасти от чужеземного наводнения 31 . Монастыри Сербы, переселившиеся в пределы нынешней Венгрии, нашли здесь немало монастырей, существовавших издавна, достаточно благолепных и обеспеченных. Благочестивая ревность переселенцев заботилась о поддержании и сохра­нении этих старинных светочей христианской жизни и благочестия, возобновляла бывшие в развалинах и, по мере надобности, строила новые. По епархиям монастыри распре­делены очень неравномерно. Всего более монастырей в карловецкой архиепископии. Весьма живописная Фрушкая Гора, в Среме, между Дунаем и Савою, с северной и южной стороны своей, так сказать, усеяна сербскими мо­настырями (их здесь тринадцать). Всего же в пределах карловецкой митрополии 27 монастырей. Замечательнейшие из монастырей: 1) Крушедол, находится близ Карловцев, резиденции сербских митрополитов: основан в половине XV столетия митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Народные юбилейные торжества перенесены были, по случаю трагической кончины итальянского короля Гумберта 973 , на 6 декабря, день именин юбиляра 974 . В этот день председатель государственного совета воевода Божо Петрович, окружённый представителями государственных учреждений, сановниками и дипломатическим корпусом, произнёс в народном зале дворца речь князю, прося его принять за свои заслуги по поводу сорокалетнего славного княжения титул королевского высочества, с распространением епископы ставились печскими патриархами и подпадали под их власть. В половине 1694 г. император Леопольд I признал и подтвердил своим указом всех сербских епископов в Венгрии, коих предложил ему в своём прошении патриарх Арсений III. А дипломом от 4 марта 1695 г. император Леопольд дал патриарху Арсению III в пользование целый пожежский и сремский округ с тем, чтобы он основал свою резиденцию в одном из монастырей: Ореховице или Берднике. Но он не имел постоянной резиденции, а проживал в различных местах (Св. Андрее, Ковине, Сирче, Опове и Сечуе) и скончался в Вене 27 октября 1706 г. 1708 года народный конгресс избрал в митрополита сербского Исаию Дьяковича, а митрополичьей резиденцией назначен был монастырь Крушедол. При митрополите Викентие Поповиче (1713–1725) резиденция митрополита перенесена в Карловицы, где находится и ныне. По пожаревацкому миру от 10 июля 1718 г. под власть императора Карла VI подпали не только нижний Срем и Банат, но и Сербия до Моравы и Валахия до реки Алуты. Тогдашний митрополит белградский Моисей Петрович утверждён архиепископом и митрополитом в Сербии, а после смерти митрополита Карловицкого Викентия Поповича (23 октября 1725) избран был на конгрессе 7 февраля 1726 г. Моисей и в архиепископа и митрополита Карловицкого и белградского, а равно после его смерти (27 июля 1730 г.) и его преемник Викентий Иоаннович 22 марта 1731 г. После смерти Викентия Иоанновича 6 июня 1737 г. управлял митрополией, перешедший из Печи патриарх Арсений IV Иоаннович Шакабента, которого Мария Терезия от 21 октября 1741 г. признала патриархом и митрополитом над всем духовенством и народом сербским в её землях. Его преемники не носили титул патриарха. Только 1 мая 1848 г. сербская скупщина в Карловцах избрала архиепископа и митрополита Иосифа Раячича сербским патриархом, и 3 декабря 1849 г. император Франц Иосиф I утвердил это избрание. IX-й статьёй венгерского закона от 1868 г. достоинство сербского патриарха было подтверждено, и с того времени архиепископы Карловицкие и митрополиты сербские называются и сербскими патриархами. Привилегией императора Леопольда I от 4 марта

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

крыла при своей резиденции. Еп. Стефан (Авакумович) (1801-1822) ввел в епархии «Монашеские правила», к-рые согласовывались как с гос. предписаниями, так и с соответствующими указаниями 1733 г. митр. Карловацкого Викентия (Йовановича). Впосл. епархией управляли епископы Иосиф (Путник) в 1828-1830 гг., Максим (Мануилович) в 1833-1838 гг. Во время революции 1848 г. в епархии пострадали мн. храмы, восстановлением которых занимался еп. Пантелеимон ( Живкович; 1839-1851). При еп. Самуиле ( Маширевиче; впосл. патриарх Сербский) в 1853-1864 гг., согласно декрету имп. Франца Иосифа I от 24 дек. 1864 г., румын. церковные общины были выведены из юрисдикции Темишварской епархии и переданы Арадской епархии Трансильванской митрополии, а 15 общин со смешанным составом разделили по этническому принципу. Серб. общины, находившиеся на территории Арадской епархии, составили особый серб. Арадский протопресвитериат (благочиние), подчинявшийся Темишварской епархии. Но при этом Панчевский протопресвитериат (вместе с мон-рями Базиаш, Златица и Кусич) был переведен из Темишварской епархии в состав Вршацкой епархии, в к-рой после передачи румын. общин значительно уменьшилось число приходов. Т. о. территория Темишварской епархии стала простираться от г. Арад до г. Велики-Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия). Она была разделена на 4 протопресвитериата: Арадский, Кикиндский, Бечкерекский и Темишварский. Имп. рескриптом от 10 авг. 1868 г. было подтверждено вхождение Темишварской епархии в состав Карловацкой митрополии. Антоний (Нако; 1864-1872) стал 1-м епископом Темишварской епархии, в состав к-рой входили только серб. приходы. Во время управления еп. Георгия (Войновича; 1874-1881) продолжилось разделение смешанных румынско-сербских церковных общин по национальному признаку. Еп. Георгий ( Бранкович; впосл. патриарх Сербский), возглавлявший епархию в 1882-1890 гг., активно защищал интересы сербов перед властями Австро-Венгрии и заботился о просвещении паствы. После еп. Никанора (Поповича; 1891-1901) на кафедре епархии с 1904 по 1931 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Святой Григорий Нисский разделяет все христианское учение на две части: на нравственную часть и на точные догматы (ες τ ϑιον μρος α τν τν δογμτων ρβειαν – букв. на “акривию догматов”. – «Примеч. пер.»). Святой Иоанн Златоуст под догматами разумеет христианское вероучение, а Викентий Леринский вселенским догматом (catholicum dogma) именует вселенскую веру (universalis fides). На Вселенских Соборах слово «догмат» употреблялось в значении «истины христианского вероучения», и святые отцы на Соборах нарицают догматами свои определения о вере, тогда как все прочие решения и предписания именуют канонами, правилами. Это отчасти отражается и в том, что Церковь дает наименование догматика (δογματιν) тем богослужебным стихирам, которые содержат в себе вероучение о Пресвятой Богородице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о двух естествах в одном Лице Богочеловека. Таким образом, на языке Церкви догматами в строгом смысле этого слова называются только те богооткровенные истины, которые касаются веры, в отличие от богооткровенных истин нравственного, обрядового и канонического характера, но при этом никогда нельзя упускать из виду, что все они, в конце концов, составляют одно неделимое целое. § 3. Свойства догматов То, что догматы делает вечными Божественными истинами и характеризует их как таковые, суть их особые свойства: богооткровенность, церковность, общеобязательность и неизменность. а) Богооткровенность – это основное свойство, которое догматы делает догматами, ибо оно утверждает их Божественное происхождение. Согласно этому, догматы – это не только истины веры, но истины веры, открытые Самим Богом. Божественное происхождение делает их неопровержимо истинными, вечными, спасительными, непостижимыми, над-умными. Если бы Сам Бог не открыл догматы, до них никогда никакими усилиями не смогло бы дойти ни разумное человечество в целом, ни тем более разум отдельного человека. Следовательно, догматы суть предмет веры; они приемлются верой как над-разумные божественные истины, что и подчеркивает Церковь , начиная Символ веры со слова «Верую...».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Несомненно, святое соборное апостольское вселенское сознание Церкви особенно проявляет себя на Вселенских Соборах, в трудах умудренных Богом Отцов, в богослужебных книгах и в благочестивых обычаях и верованиях, основанных на древнем апостольском Предании. Хорошо при этом иметь перед собой правило Оригена : «Предметом веры должна быть только та истина, которая ни в чем не расходится с апостольским и церковным Преданием». О необходимости богомудрой осторожности в различении богооткровенных догматических истин Священного Писания и Священного Предания и «истин» апокрифических и подложных, а также чисто человеческих, необыкновенно мудро пишет церковный учитель Викентий Леринский: «Характерная особенность православных – та, что они хранят предания и заветы святых Отцов, осуждая непотребные нововведения, следуя слову апостола: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 )... Итак, как только покажется гниль какого-либо заблуждения... тотчас надобно собрать мнения предков... Но при этом необходимо собирать мнения тех Отцов, которые жили, учили и пребывали в вере и вселенской общности свято, мудро, непрерывно и удостоились с верой почить во Христе или блаженно умереть за Христа. Веровать им подобает, руководствуясь следующим правилом: “То, что все или многие единодушно принимают, содержат и передают открыто и постоянно, точно по какому-то предварительному взаимному согласию учителей, – это должно считать всецело достоверным и несомненным”. В том же самом своем весьма важном произведении, только в другом месте, этот учитель Церкви пишет: «В самой Вселенской Церкви необходимо так или иначе держаться того, во что всегда, во что везде и во что все веровали (quod semper, quod ubique, quod ab omnibus creditum est); ибо, в действительности, в прямом смысле только то и есть вселенское, что собою полностью объемлет всё, как это показывает и самое значение этого слова. А этому правилу мы будем верны только тогда, если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности – значит признавать за истину только ту веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре; следовать древности – значит ни в коем случае не отступать от учения, которого несомненно держались наши святые Отцы и предки; следовать, наконец, согласию – значит в самой древности принимать только те положения веры и определения, которых держались все или, по крайней мере, почти все пастыри и учители». § 10. Метод в догматике

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

После освобождения Сербии священник Богдан Попович построил рядом с монастырем школу, где учителями были некий Никола из Тетово, Сретен и монах Велько. После смерти священника Богдана Поповича в 1890 году до 1901 года монастырь обслуживали приходские священники из окрестных деревень. Монашеская жизнь была восстановлена в 1901 году, в монастыре проживали монахи иеромонах Иоаким, иеромонах Викентия, иеромонах Серафим и иеромонах Иаков. Во время Первой мировой войны монастырь сильно пострадал от болгар. В 1916 году настоятель монастыря иеромонах Лукиан был схвачен и интернирован в Болгарию, откуда вернулся в 1919 году. Скончался в монастыре Вета в 1932 году, где и был похоронен. Среди монахов, живших в монастыре после Первой мировой войны, значится имя игумена Даниила Синка. Он был русским эмигрантом, принял монашество в монастыре Суково в 1922 году. Вероятнее всего, он попал в Ветский монастырь в 1930 году. Вместе с ним в монастырь прибыли два послушника, впоследствии великие духовные деятели Сербской Церкви – игумен монастыря Студеница Юлиан и игумен румынского монастыря Доментиан. Во время Второй мировой войны вокруг монастыря была сформирована часть югославской армии, которой помогал игумен Данило. В качестве возмездия в мае 1942 года болгарская армия сожгла дотла монастырские жилые помещения и церковь, крыша которой была сожжена, так как в конаке, принадлежавшему Равногорскому движению, было обнаружено 70 винтовок и несколько ящиков с боеприпасами. Игумен Данило был арестован вместе с шестью другими монахами и доставлен в лагерь Красного Креста в Нише. После окончания войны вернулся в опустевший монастырь. С помощью людей ему удалось восстановить монастырь. Игумен Данило скончался в 1959 году и был похоронен в Ветском монастыре. После него настоятелем стал насельник монастыря иеромонах Яков Благоевич. При нем в 1972 году была начата реставрация монастырского комплекса. Современное состояние [ править править код ] Успенская церковь представляет собой скромное однонефное строение, расширенное полукруглой апсидой и предваряемого открытым притвором, и не принадлежащее ни к одному архитектурному стилю. Неф имеет бочкообразный свод, снаружи двускатная крыша покрыта черепицей. Здание построено из щебня, камня и кирпича. Интерьер храма лишенном каких-либо росписей. В монастырском дворе находятся два конака (жилые помещения) и колокольня.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Успе...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР I [серб. Петар Први] (Петрович-Негош; 8.09.1748, с. Негуши - 18.10.1830), свт. (пам. 18 окт.), митр. Черногорский (1784-1830). П. (мирское имя неизвестно) род. в семье Марко Дамьянова из династии Петровичей-Негошей , племянника митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша) , и Ангелины Мартинович. О детстве П. сведений не сохранилось. В 12-летнем возрасте был пострижен в монашество и поселен при пребывавшем на покое митр. Черногорском Савве (Петровиче-Негоше). Вместе с митр. Черногорским Василием (Петровичем-Негошем) в сер. 1765 г. прибыл в С.-Петербург для получения образования. Но после смерти митр. Черногорского Василия, в 1766 г. вернулся на родину. Во время повторного правления митр. Саввы, 24 июля 1775 г., в сане иеродиакона был направлен во главе делегации в Россию, но не получил в Вене паспорта и вернулся обратно. В кон. 1777 г. вновь направился в Россию. По дороге, в Вене, встретился с гр. Венцелем Кауницом, отвечавшим за внешнюю политику Свящ. Римской империи. П. был разочарован своим визитом в Россию, где полгода безуспешно просил о встрече с имп. Екатериной II и смог провести переговоры лишь с кн. Г. А. Потёмкиным. Свт. Петр I (Петрович-Негош). Икона. Ок. 1835 г. (Цетинский мон-рь, Черногория) Свт. Петр I (Петрович-Негош). Икона. Ок. 1835 г. (Цетинский мон-рь, Черногория) После смерти митр. Черногорского Арсения (Пламенаца, 1781-1784) П., имевший уже сан архимандрита, стал кандидатом на Черногорскую кафедру. Его избрание митрополитом завершило период анархии в Черногории, к-рый начался с воцарением лже-царя Степана Малого (1767-1773). По приглашению митр. Карловацкого Моисея (Путника) в авг. 1784 г. П. направился в г. Сремски-Карловци для хиротонии, но в дороге сломал правую руку и задержался в Вене. 13 окт. 1784 г. в соборном храме свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци он был провозглашен митрополитом Черногории, Скендерии и Приморья: в хиротонии кроме митр. Моисея участвовали епископы Бачский Иосиф (Йованович-Шакабента), Вршацкий Викентий (Попович) и Карловацкий Иоанн (Йованович) .

http://pravenc.ru/text/2580350.html

госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 5.346 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 65 (челобит. 1721 г. архим. Иринарха о возврате м-рю 154 руб., излишне собранн. с крестьян в казну), 301 (ссылка сюда в 1721 г. архим. Рождеств. Владим. м-ря Гедеона), 704 (доношение 1721 г. старосты села Санникова, вотчины м-ря, о снятии с 11 двор. вытного тягла), 722 (дело 1721 г. о взятом из м-ря фонаре); 768 (архим. Иринарх, поповичев сын, предложен в кандидаты на Иркут. архиер. кафедру); II, ч. 1, 80 (в 1722 г. имел подворье в Москве, в Кремле, у Спасских ворот), 878 (в 1722 г найдено в библиотеке старинное на пергаменте евангелие, переданное в синодальную библиот.), 889 (архим. Иринарх не возведен во еписк. Иркут. по болезни), прилож., DXC, LII (письмо 1722 г. св. Синоду Макарова с препровожд. старин. евангелия), ч. 2, 567 (м-рю принадлежало село Рукино); III, 1723 г., 161 (тоже дер. Петренина), 168 (тоже село Кобаново), 278 (дело о посылке служителя м-ря Серебрякова для подачи в Синод о переписке монахов и монахинь), 283 (дело о ссылке в м-рь певчего Мих. Корноухова); IV, 1724 г., 336 (сюда прислан на пропитание солдат Бархатов), 532 (м-рю принадлежало село Тутаново); VI, 1726 г., 56 (назначение архим. Иринарха на чреду священнослуж в Спб.), 154 (дело об определении в м-рь боцманмата Флорова), 536 (иеромон. Викентий перемещен в Тр.-Сергиев м-рь); VII, 1727 г., 325 (архим. Иринарх был на коронации Имп. Петра II, в 1728 г.); VIII, 1728 г., 52 (прошение церковника Исаакиев. собора Вас. Кропгленцова об уволнении его в м-рь), 126 (обветшание монастыр. подворья в Москве), 550 (дело об иеродиаконе м-ря Митрофане), 598 (в м-ре был заточен сторож денежного двора Гр. Ефимов), прилож., IX, 4 (грам. 1649 г. о возведении игум. Афанасия в архимандр. и о предоставлении ему права при священнослужении), XLI, 1 (о том же); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 659 и 660 (межев. книга 1692 г. вотчин м-ря), 1390 (межевая книга 1666 г. вотчин м-ря в Жданском стане), 1406 (межев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1946 году начались попытки вывода Белградского богословского факультета из состава Белградского университета. Священный Синод СПЦ во главе с митрополитом Скопленским Иосифом решительно воспротивился этому процессу. Однако 15 февраля 1952 года правительство Народной Республики Сербии по предложению министра-председателя Совета по образованию, науке и культуре М. Митровича приняло решение об упразднении Белградского богословского факультета как государственного учебного заведения, и уже на следующий день университетский совет образовал комиссию по ликвидации факультета. СПЦ приложила все усилия к тому, чтобы факультет остался в составе университета, но эти старания не увенчались успехом. Все заботы о материальном обеспечении легли на Церковь. Но тяжелое материальное положение Белградского богословского факультета не повлияло на количество желающих учиться: в 1952/53 учебном году на факультете обучалось 240 студентов, из них 129 составляли вновь поступившие. В 1997/98 учебном году на факультете училось 432 студента, из них 84 студентки и 187 первокурсников. В настоящее время Белградский богословский факультет имеет кафедры: Священного Писания Ветхого Завета, Священного Писания Нового Завета, философии, энциклопедии теологии, истории религии, общей истории Церкви, истории СПЦ, патрологии, догматики, литургики, педагогики и методики преподавания, агиологии, христианской антропологии, пастырской психологии, гомилетики и пастырского богословия, церковного права, русского, английского и немецкого языков, церковного пения и основ музыки. Факультет закончило большое число епископов, преподавателей высших и средних богословских учебных заведений СПЦ. Здесь учились студенты из России, Чехии, Словакии, Болгарии, Греции, Албании, Венгрии, Германии и других стран. Из наиболее известных преподавателей, сотрудников и студентов Белградского богословского факультета можно назвать: библеистов Димитрия Стефановича и Милоша Ерделяна, литургиста Лазара Мирковича, византологов архим. Филарета (Гранича) и Драгутина Анастасиевича, догматистов архимандрита Иустина (Поповича) и Стояна Гошевича, археолога Душана Глумаца, философа Борислава Лоренца , канониста С. В. Троицкого , психолога Радмила Вучича, лингвиста Боголюба Чирковича, историков Радослава Груича, Викентия Фрадинского , Душана Кашича, акад. еп. Шумадийского Савву (Вуковича) , еп. Афанасия (Евтича) , еп. Будимского Даниила (Крстича) , еп. Иоанна (Максимовича) , Н. М. Зёрнова, проф. Оксфордского университета Николая Афанасьева , профессоров Богословского института св. Сергия в Париже В. В. Зеньковского и епископа Антония (Бартошевича) , академика Димитрия Богдановича, архимандрита Киприана (Керна) .

http://drevo-info.ru/articles/11633.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010