6). Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; «Тьмой он называет грехи, ереси и вражду. Одно исповедание веры недостаточно для спасения, если нет также добрых дел, но и праведные дела бесполезны без веры и простоты любви. Ведь тот, кто в чем-либо подпадает под власть тьмы, не может иметь общения с Тем, Кто не имеет никакого порока» (св. Беда). «Кто живет во грехе, в живой тьме, не знает куда идет. Каждый грех втягивает человека в царство греха, – смерть. И каждая тьма втягивает в царство тьмы, – ад. И в царстве смерти и тьмы один царь и господин, – дьявол» (прп. Иустин Попович) . 7). Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. «Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей… И если мы по добродетели и ведению находимся в Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете» (прп. Максим Исповедник ). «Кровь Богочеловека Христа, которая изливается непрестанно, очищает от всякого греха и все объединяет, все сочленяет в Его Богочеловеческое тело, тело Церкви. Его Пресвятая Кровь нас очищает, омывает и руководит к святости, к истине, к правде, к любви. И человеческая сущность просвещается, озаряется неописуемой чистотой и блаженством» (прп. Иустин Попович) . 8). Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас. «Значит, если ты исповедуешь себя грешником, есть в тебе истина, а она есть и свет, ты уже начал просвещаться, потому что есть у тебя исповедание грехов» (блж. Августин). Эти слова апостола касаются «малозначительных грехов, в которых и праведник семь раз в день падает и встает ( Притч.24:16 ), покаяние за них не должно никогда прекращаться. Мы подвергаемся им с такой легкостью, что несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их» (прп. Иоанн Кассиан ). «Вот так говорят святые апостолы, а сектанты в гордости духовной считают себя спасенными и чистыми» (свт. Лука Крымский ). «Поэтому никто пусть вас не обманывает, возлюбленные: наихудший род греха, – не сознавать греха» (св. Кесарий Арльский).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Бог исполнял молитвы святых, которые соблюдали и исполняли заповеди Божии и когда они жили здесь, на земле и сейчас, когда они находятся на небе» (прп. Иустин Попович) . 23). А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. Апостол «непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности… Стало быть, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас и следовательно, не все равно, как верить. У него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе! Любовь идет от Бога и ведет к Богу, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его, стало быть и веровать, вера есть источник любви» (свт. Феофан Затворник ). 24). И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. «Он со Своей благодатной силой присутствует в каждой заповеди. «Господь сокрыт в Своих заповедях», – говорит святой Марк Подвижник . Господь помогает каждому борющемуся в соблюдении заповедей Его. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам. Это значит, что христианин никогда не один, но он, – сожитель и соработник Трисвятого Бога» (прп. Иустин Попович) . Четвертая глава 1). Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. «Если будем исполнять (это) апостольское наставление, мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или предложен нам какой-либо догмат, очищено ли это Божественным, Небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия» (прп. Иоанн Кассиан ). «Бывают и ныне (чудесные) знамения, как слышим. И неудивительно; ибо благодать Духа, как тогда действовала, так и ныне действует неоскудно. Однако ж не следует без разбора верить всему разносимому молвой; ибо, многим еретикам и нарушителям заповедей Божественных, как древле, так и ныне попускалось и попускается творить похожие на знамения дивности. Так что не следует таковыми увлекаться, но надлежит испытывать, истинные ли они ученики Господни, по тем признакам, кои предал нам Господь» (прп. Феодор Студит ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Задаваясь вопросом, почему Зоровавель получил лично ему адресованное откровение Божие в тот же день, когда пророк вел свою беседу со священниками и внушал им отклонить предложение самарян, Rothstein говорит, что отрицательный ответ иереев лица, предлагавшие свои услуги в построении храма, должны были услышать от правителя иудеи, Зоровавеля, которому, поэтому, и грозила опасность сделаться жертвой интриг оскорбленных отказом самарян. Чтобы ободрить Зоровавеля, пророк и возвещает ему от имени Божия: «в тот день, говорит Господь Саваоф (когда потрясу Я небо и землю; 21 ст.), Я возьму тебя, Зоровавель сын Салафиилев; раб Мой, говорит Господь и буду держать тебя, как печать; ибо Я избрал тебя, говорит Господь» (28 ст.). Отказав Rothstein’y в правильности его взгляда на смысл пророческого иносказания, г. Попович естественно, отвергает и то, что говорит названный исследователь в объяснение мотивов, побудивших Аггея выступить со своей речью пред Зоровавелем. – В оправдание своего несогласия с Romhsmein’oм г. Попович приводит на этот раз, между прочим, следующие соображения. Во-первых, он не допускает, чтобы вражда самарян «могла сосредоточиться на одном только Зоровавеле» 300 , который поэтому и нуждался в особенном ободрении пророка. Но Rothstein, по изложению его взгляда Поповичем же, вовсе и не утверждает, что свои враждебный чувства самаряне должны были проявить только к Зоровавелю, он говорит прежде всего к Зоровавелю. И опасения «правителя Иудеи» были в этом случае вполне основательны, так что, действительно‚ явля- —173— лась необходимость укрепить, ободрить его. Ведь в тот век интриг и фаворизма самаряне легко могли овладеть вниманием персидских владык, под властью которых находилась, между прочим, и Палестина, и внушить им мысль, что иудеи – народ «мятежный и вредный для царей» ( Ездр.4:15 ). А это, в свою очередь, должно было рождать и рождало в сознании повелителей Персии вопрос: «к чему допускать размножение вредного, в ущерб царям» (22 ст.)? Должно прекратить рост вредного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кай не сразу узнал Герду, ведь ледяное сердце не так-то просто расплавить. Но помните: чудо совершается совсем просто! И слеза Герды оказалась сильнее, чем все чары ада. «Горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела: – Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы Младенца Христа. Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами». Чары рассеялись, и всё изменилось: «Радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева». Но теперь слово «ВЕЧНОСТЬ» означало не вечную смерть, а вечную жизнь, спасение. Когда дети вернулись домой, их ждала бабушка, которая, согласно бдительной советской цензуре, читала какую-то книгу. Но Андерсен точно знал, что читать она могла только Книгу книг – Евангелие. Сказочник даже уточняет, какой фрагмент был перед ее глазами – слова Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!» Умалиться, как дитя Преподобный Иустин (Попович): «Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал» Сам Господь наследование Вечной жизни прямо связывает с подражанием детям: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 2–4). Преподобный Иустин (Попович) в толковании к этим словам Спасителя писал: «Дети – это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, то мы давно уже пришли бы в Божие Царство. Но не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники и буквоеды. Если бы не было детей, то нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы… Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал». Рационализму и фарисейству противопоставляется простота и вера.

http://pravoslavie.ru/89379.html

«Мы истинно любим Бога, если ради заповедей Его ограничиваем себя в наших наслаждениях» (свт. Григорий Двоеслов) . «Тремя способами мы пребываем в Нем, – через посредство веры, через посредство надежды, через посредство любви. В нас пребывает Бог через терпение и смирение» (св. Иларий Арльский). 6). Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. «Совершенная любовь, говорит апостол, доказывается делами» (блж. Феофилакт). «Потому, если мы во Христе… и если Он есть путь нашего спасения; – то, следуя за Христом по спасительным стезям, будем подражать и добродетелям Христовым» (свт. Киприан Карфагенский ). Это достигается через соблюдение Его заповедей, которые «не были бы для нас обременительны и освободили бы нас от всех опасностей, если бы мы не любили ничего другого, кроме того, что Он приказывает любить» (свт. Лев Великий ). 7). Возлюбленные! Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. «Заповедь любви есть заповедь древняя, поскольку была дарована от начала и одновременно новая, поскольку, как только была изгнана тьма, она зародила в нас тоску по новому свету» (св. Беда). «Заповедь или лучше, все-заповедь для христиан, – это слово Христа, Евангелие Его. Оно одно дает человеку силу достичь чего угодно. Это слово не является мертвым, не заключается только в книгах, но это слово «жизнедательное " … Это поток живой веры и передается от одного к другому. Поэтому она, – древняя заповедь, ибо остается такой, какой ее передал Сам Христос, и никто ничего не прибавил и не убавил от нее. Она течет и разливается, как сила Божия от одного поколения верующих в другое, до скончания рода человеческого» (прп. Иустин Попович) . 8). Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас; потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. «Истинный свет вселяется в человека верой в Богочеловека и человек вновь рождается в жизнь с Богом с помощью Божественных сил, которые находятся в святых добродетелях: в любви, молитве, посте, смирении, радости. Посредством каждой из перечисленных добродетелей истинный свет разливается по всей человеческой сущности и свет этот окружает человека и его окружающих» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

15. К 1Пет.1:3 : Без Воскресения Христова из мертвых ни мысль наша не переживает нашу смерть, ни чувство, ни ум, ни душа, ни вера, ни любовь, ни надежда, ни что-либо иное человеческое – все умирает, прекращается, исчезает. Только Господь Иисус Христос возродил нас Своим Воскресением «из мертвых к упованию живому» ( 1Пет.1:3 ): к упованию, побеждающему смерть, переживающему 7 смерть, входящему в бессмертие, самому обретающему бессмертие Единым Бессмертным. Так только Его Воскресением возрождена и мысль, и душа наша, и вера, и любовь, и все наше, ибо все сие приобщилось, совоплотилось Воскресшему, совоскресло с Ним: так и только так мы, и наше, преодолеваем смерть и все смертное, переживаем смерть и становимся бессмертными всем, что наше, всем – кроме греха. 16. К 1Ин.3:14 : Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства, преображает их из смертных в бессмертные, из временных в вечные. Почему? Потому что любовь и исходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь – это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога. Поэтому апостол любви ясно и решительно благовествует: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» ( 1Ин.3:14 ). Любовь – это, в действительности, воскресение души из мертвых, восстание от смерти. Не имеющий любви всем существом находится в безысходной темнице смерти без окон, без дверей, без каких-либо просветов – вся его душа и мысль, и чувство заключены в смерти. Отсюда превыше всего необходима деятельная любовь. Без Нее нет воскресения души. 17. Грех и зло. Где нет ни греха, ни добродетели, здесь все дозволено, ибо все по ту сторону добра и зла. Значит – в сфере Божественного или демонского. Если и это не признает человек, то он в сфере неопределенного: кругом сплошные иксы и неопределенные уравнения. Грех – это грех для совести; у кого нет совести, как для того может существовать грех ? Зло – это зло для Бога и перед Богом; кто не имеет Бога, для того не существует зла – все дозволено? Разве не так? Грех не признается, когда не признается Бог. И зло тогда не признается. Тогда человек задыхается в каком-то свинцовом релятивизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

16). Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. «Святой Иоанн для удобнейшего обозрения воюющих на нас похотей указует три главных их отряда. Это, во-первых, похоть плоти, которая, собственно, есть беспорядочное желание плотских, чувственных удовольствий в противоположность воздержанию, трезвости, целомудрию; во-вторых, похоть очей, не удерживаемое желание несытых глаз, которое предметами видимого мира хочет не пользоваться благоразумно, а жадно наслаждаться или завладеть, – любостяжание, любовь к суетным украшениям, страсть к зрелищам; в-третьих, гордость житейская, желание превозносить себя над другими, а других видеть ниже себя» (свт. Филарет Московский ). 17). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. " Мир проходит, а суд непреложен. Помни об этом, чтобы не согрешить; а если согрешил, спеши покаяться» (прп. Ефрем Сирин ). «Увлекает нас за собой поток временных вещей, но при этом потоке как бы выросло дерево, – Господь наш Иисус Христос . Он принял плоть, умер, воскрес, взошел на небеса. Он как бы согласился быть при потоке временного. Увлекает тебя стремглав этот поток? Держись за дерево. Закружила тебя любовь к миру? Держись за Христа. Ради тебя Он стал временным, чтобы ты стал вечным, ибо Он так стал временным, что при этом остался вечным… Сколь велика разница между двумя людьми в темнице, если один из них обвиняемый, а другой, – посетитель! Иногда человек приходит к своему другу навестить его и тогда, кажется, оба в темнице, но между ними большая разница. Одного держит здесь вина, другого приводит сюда человеколюбие. Так и в нашей смертности; нас держит здесь вина, а Христос пришел по милосердию; Он вошел к узнику искупителем, а не обвинителем» (блж. Августин). 18). Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. " Последнее время. Поскольку послание направлено ко всякому человеку, а предел жизни не для всех один, собственная же кончина никому не известна, то апостол напоминает каждому о его кончине, чтобы каждый чувствовал, что наступает последнее время его жизни, и непрестанно был трезвен и чтобы таким образом все христиане всегда проводили жизнь непорочную и совершали дела чистые» (блж. Феофилакт). «Антихристом является всякий, кто хочет вместо истины Христовой положить свою псевдоистину, вместо любви Христовой, – свою псевдолюбовь, вместо блага Христова, – свое псевдоблаго» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

17). Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. «Любовь не только изгоняет всякий грех из нас, но и дает нам свободу не бояться страшного Суда. Да, мы находимся в мире зла и греха, но не боимся ни зла, ни греха, потому что живем во Христе. Он тот, Кто в нас и для нас побеждает всякое зло… Жизнь Господа, – образец для нашей жизни в этом мире. Хотя святой Иоанн Богослов написал это уже после Вознесения Спасителя на небо, он использует настоящее время: как Он есть. Здесь святой нам открывает великое таинство, что Господь наш Иисус Христос пребывает непрерывно в этом мире с Церковью. Он пребывает и с каждым членом Церкви на протяжении всех веков. Он оставил нам всего Себя в Церкви и постоянно дает Себя, особенно посредством священного таинства Евхаристии и через святые добродетели. Он дает нам всего Себя, чтобы могли и мы жить в этом мире согласно тому, как Он жил» прп. Иустин Попович) . 18). В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. «Страх бывает двояким, один, – чистым, другой, – нечистым… тот страх, который будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние. (И апостол говорит здесь), что боящийся Бога, как Судью, вследствие загрязненной совести, не совершенен в любви» (прп. Максим Исповедник ). «Никто не может любить Бога от всего сердца, не очистив и не смягчив его прежде действием страха Божия. Так что страх есть принадлежность праведных, только еще очищаемых, в коих качествует средняя мера любви, а совершенная любовь есть принадлежность уже очищенных, в коих нет страха» (блж. Диадох Фотики йский ). 19). Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. «Он возлюбил нас той любовью, какой любит Самого Себя. Самым ясным доказательством Его любви к нам является то, что Он жертвой Сына Своего освободил нас от скорбей ада и вместо них даровал нам счастье Своего Царства» (прп. Никодим Святогорец ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

17). Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурей; им приготовлен мрак вечной тьмы. «Это источники безводные, – то есть, старые цистерны, в которые скот падает и не находит питья, но умирает» (св. Иларий Арльский). Некоторые «по заблуждению включают в область неизменного устроения нашего спасения и то, что привзошло в благочестивую жизнь христиан или по потребностям времени, или по ненамеренным ошибкам, или наконец, по намеренному злоупотреблению, не замеченному и не предотвращенному в свое время. Такие люди походят на тех, которые находясь при дороге прямой, запутались в прилипчивую траву и вертятся на одном месте, воображая, что делают важное для себя и для других дело, и тяжесть ненужных уз и сопряженных с тем неприятностей считая ценными в очах Божиих подвигами веры и благочестия. Эти люди только образ благочестия имеют, силы же его отвергаются; это безводные облака, гонимые бурей, хоть издали и кажутся несущими благотворное орошение. Заграждая самим себе путь, сами себя томя голодом и жаждой, изобретая не питающую пищу и не напояющую воду, они лишают себя чрез то истинно животворных сил и питательных соков, – стоят и чахнут» (свт. Феофан Затворник . Созерцание и Размышление). 18). Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Здесь «апостол опять начинает говорить о (древних еретиках) нечистых гностиках… Они по суетности произносят речи надутые, привлекая плотской похотью в разврат тех, которые совершенно избегли его или если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу» (блж. Феофилакт). 19). Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. «В действительности существует лишь одна свобода, – святая свобода. Это та Христова свобода, которой Он нас освободил от греха, от зла, от дьявола. Она связывает с Богом Единым и Истинным. Все другие свободы неистинны, призрачны, ложны, т. е. на самом деле, все они, – рабство, каторга» (прп. Иустин Попович . Подвижнические главы, 2:36). «Кто кем побежден, тот тому и раб, – так что, братия мои, кто порабощен хоть одной страсти, даже самой малой, тот явно обладается ей и не может повиноваться заповеди Господней, ее запрещающей. Ибо как возможно, чтобы слушался Христа тот, кто имеет над собой другого господина?» (прп Симеон Новый Богослов . Слово 50:1). Итак, «если поработились мы плотским страстям, то явно, не порабощены Святому и бесстрастному Духу; потому что никто не может служить двум господам» ( Мф.6:24 ) (прп. Макарий Египетский . Послание, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010