Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39579.html

3) Софроний Подгоричанин, бывший епископ пакрачский. Избран 27 мая 1710 г., умер 19 сентября (по Мушицк., и кажется вернее, 7 января) 1711 г. 4) Викентий Попович, бывший епископ будимский или офенский. Избран 6 мая 1713 г., умер 23 (у Мушицк. – по одним 24, по другим 9) октября 1725 г. В 1724 г. была перенесена архиепископская кафедра из монастыря Крушедол в отнятый австрийцами у турок в 1717 г. нынешний престольный город сербского княжества Белград (Раича IV, 196, в Arkiv’e Сакцинского IV, 185). 5) Моисей Петрович, бывший митрополит белградский. Избран 6 марта 1727 г., умер 27 июля 1730 г. В самом начале его правления в 1727 г. австрийское правительство, желая принудить православных сербских епископов принять унию с Римом, отняло у них право собирать десятину с своих пасомых и отдало эту последнюю, католическим и униатским епископам (архим. Арсений ibid. стрр. 239 и 230). Архиепископ этот известен тем, что положил основание школьному делу между австрийскими сербами, основав школу в Белграде, учитель для которой был вызван из Москвы (некий Максим Суворов). Священникам сербским, которые дотоле одевались как и все миряне, он предписал носить рясу и вообще назначил для них форму (у Н. Попова ibid. стр. 283) 348 . 6) Викентий Иоаннович, бывший епископ арадский. Избран 7 марта 1731 г., умер 6 июня 1737 г. В 1733 г. он устроил в Карловце сремском гимназию для образования сербского юношенства, при чем некоторые из учителей были вызваны из нашего Киева (Эммануил Козачинский, сделанный префектом гимназии, магистр Иван Миницкий и другие), а также латинские школы в городах Карловце, Белграде, Осеке и Дале (у Чanлobuчa Slavonien II, 232, у Н. Попова  ibid. стр. 283, у архим. Apcehuя ibid. стр. 231). 7) Арсений Иоаннович Шакебент или Шакабент, бывший пекский патриарх, бежавший из Турции в Австрию в 1737 г. Согласно желанию народа, был назначен правительством в архиепископы, с удержанием лично титла патриарха, 1 октября 1741 г. (Раича IV, 212 fin. sqq); умер 7 февраля (у Мушицк. 6 января) 1748 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

чел., в т. ч. православных - 638 тыс. (67,9%), мусульман - 283 тыс. (30%). В межвоенный период территория совр. М. была одной из наименее развитых частей королевства, в ней преобладало аграрное хозяйство и действовало всего 50 промышленных предприятий. Экономические причины вынудили мн. крестьян переселиться в города или уехать за границу. После принятия в мае 1919 г. на II Совещании правосл. епископов КСХС решения об объединении всех православных епархий, оказавшихся на территории этого гос-ва, правительство КСХС и К-польская Патриархия 18 марта 1920 г. заключили договор о передаче этих епархий из юрисдикции К-поля в подчинение СПЦ. 19 марта 1920 г. Синод К-польского Патриархата одобрил передачу СПЦ нескольких епархий, в т. ч. Скопской, Велесско-Дебарской, Пелагонийской, Преспанско-Охридской, Полеанско-Дойранской и Струмицкой, что подтвердил томос К-польского патриарха Мелетия IV от 19 февр. 1922 г. В Вардарской М. были сформированы 4 епархии: Скопскую возглавляли Варнава (Росич; 1920-1930) и Иосиф (Цвийович ; 1930-1957); Охридскую - еп. Николай (Велимирович ; 1920-1931; впосл. епископ Жичский); Битольскую - еп. Иосиф (Цвийович; 1920-1930); Злетовско-Струмицкую - еп. Серафим (Йованович; 1920-1928), Вениамин (Таушанович ; 1928-1934), Симеон (Попович; 1934-1939) и Викентий (Проданов ; 1939-1941; впосл. патриарх Сербский). В 1931 г. Охридская и Битольская епархии были объединены в Охридско-Битольскую; ее возглавляли епископы Николай (Велимирович; 1931-1936), Платон (Йованович; 1938-1939) и Викентий (Проданов; временно управлял в 1939-1941). Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г. Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г. Существенное влияние на возрождение Православия в Вардарской М. в межвоенное время оказали священнослужители и миряне из России, поселившиеся здесь после революции 1917 г. Большие рус. колонии возникли в Скопье и Битоле. СПЦ предоставляла рус. священникам храмы для служения. В македон. монастырях проживало более 100 рус. монашествующих, в т. ч. 35 монахов из Валаамского мон-ря, которые в 1926 г. поселились в мон-ре Лешок под Тетово, а через 2 года разошлись группами по 2-3 человека по др. обителям. Центром рус. жен. монашества в М. стал монастырь в честь Пресв. Богородицы в г. Кичево, где с 1937 по 1945 г. проживали ок. 30 рус. монахинь. При Скопском еп. Варнаве настоятели всех епархиальных мон-рей были русскими.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

Похоронив мужа, из-за преследований со стороны турок, княгиня Елена вскоре бежала «на немецкие земли», но, узнав, что мощи блаженного Стефана обретены нетленными (произошло это около 1544 г.) вернулась и прибыла в монастырь Шишатовац для поклонения им. Испытав при этом сильное духовное потрясение, она принимает монашеский постриг с именем Елисавета и три года затем живет в одном из женских монастырей близ Шишатоваца, вероятно, в Петковице. Кстати, основание этой обители предание приписывает самой княгине. Но в монастыре, проводя дни и ночи в непрестанной молитве и посте, княгиня прожила недолго: 3 года спустя, в 1546 г., она мирно отошла ко Господу. Была похоронена святая Елисавета не в своей обители, а в монастыре Шишатовац в притворе храма близ местоположения мощей своего супруга. 26 мая 1780 г. епископ Вршацский Викентий (Попович) обернул мощи княгини Елисаветы в покрывало и вместе с мощами святого Стефана положил их в новый ковчег. Совместное почитание обоих супругов распространилось вначале в областях Срем, Баранья и Славония. В повести патриарх Паисий именует святую Елисавету «блаженной», а в службе святому князю Стефану, составленной в 1675 г. в монастыре Хопово неким монахом Петронием по просьбе монаха же Ефрема из монастыря Шишатовац, Елисавета прославляется как «благоверная супружница, которая увидела славу своего супруга и ему поклонилась». Святым супругам посвящен храм в с. Каранац близ г. Осиек (Хорватия), построенный в 1991 г. Праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский О жизни святых Василия и Ирины Кашинских известно очень мало, гораздо больше мы знаем об их сыне – преподобном Макарии Калязинском. В роду Кожиных – Кашиных вообще было много монахов и святых. Святой Василий (Кожин Василий Ананьевич) принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на преподобного Иосифа Волоцкого , Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике именует преподобного Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником святого Макария. А историк С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Подтверждена XXVII-й статьей закона 1790–1791 г. и статьей IX-й закона 1868 г. Печский патриарх Каллиник 18 марта 1710 г. утвердил ее как митрополию сербскую. До перехода патриарха Арсения III в Венгрию, тамошние сербские епископы ставились печскими патриархами и подпадали под их власть. В половине 1694 г. император Леопольд I признал и подтвердил своим указом всех сербских епископов в Венгрии, коих предложил ему в своем прошении патриарх Арсе­ний III. А дипломом от 4 марта 1695 г. император Лео­польд дал патриарху Арсению III в пользование целый пожежский и сремский округ с тем, чтобы он основал свою резиденцию в одном из монастырей: Ореховице или Верднике. Но он не имел постоянной резиденции, а проживал в различных местах (Св. Андрее, Ковине, Хопове и Печуе) и скончался в Вене 27 октября 1706 г. 1708 года народный конгресс избрал в митропо­лита сербского Исаию Дьяковича, а митрополичьей резиден­цией назначен был монастырь Крушедол. При митропо­лите Викентии Поповиче (1713–1725) резиденция митропо­лита перенесена в Карловцы, где находится и ныне. По пожаревацкому миру от 10 июля 1718 г. под власть импе­ратора Карла VI подпали не только нижний Срем и Банать, но и Сербия до Моравы и Валахия до реки Алуты. Тогдаш­ний митрополит белградский Моисей Петрович утвержден архиепископом и митрополитом в Сербии, а после смерти митрополита карловецкого Викентия Поповича (23 октября 1725 г.) избран был на конгрессе 7 февраля 1726 г. Моисей и в архиепископа и митрополита карловецкого и белград­ского, а равно и после его смерти (27 июля 1730 г.) и его преемник Викентий Иоаннович 22 марта 1731 г. После смерти Викентия Иоанновича 6 июня 1737 г. управлял митро­полией перешедший из Печи патриарх Арсений IV Иоанно­вич Шакабента, которого Мария Терезия от 21 октября 1741 г. признала патриархом и митрополитом над всем духовенством и народом сербским в её землях. Его преемники не носили титула патриарха. Только 1 мая 1848 г. сербская скупщина в Карловцах избрала архиепископа и митрополита Иосифа Раячича сербским патриархом, и 3 декабря 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

игорь ковалев 25 июня 2020, 18:27 Алла.прп.Викентий Лиринский:,,В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то,чему верили ПОВСЮДУ,ВСЕГДА,ВСЕ... " " св.Августин выразил своё частное мнение,которое в его время не было признано ересью соборно.К нашему времени множество поместных соборов осудили ,,исхождение Духа и от Сына " " как ересь и большинство св.Отцов считают так.Очевидна и безблагодатность католической церкви,что проявляется в их духовной жизни.Все находятся в прелести.Это наглядно доказывает факт отступления от них Святого Духа по причине ереси. Николай Алле 25 июня 2020, 13:50 //На Божественную сущность не распространяютс//Что имеют два Лица Троицы, то обязательно имеет и третье Лицо – в этом заключается равенство Лиц Троицы. Об этом абсолютно ясно говорит Церковь устами святых богословов: Фотий Великий, Марк Эфесский, Григорий Палама, Максим Грек, Никодим Святогорец, Игнатий Брянчанинов, Иустин Попович и многие др. Православная Церковь учит о равной славе, равном величии, равной чести и равных правах Лиц Троицы. Но у латинян двое имеют то (исхождение Духа), чего нет у третьего. Следовательно, только на словах у латинян равенство. И как раз привлекая на помощь софистику из материальной Вселенной, латиняне запутывают неискушенных. Покажите равенство Лиц у латинян. Тамара 25 июня 2020, 09:56 Алла, не стоит Вам защищать католиков!!! Белое надо видеть белым, черное-черным!!! 1700 лет назад был принят Символ веры, который и есть краткое Евангелие, который мы, православные христиане , каждый раз читаем на литургии, а католики его отрицают!!! Вот и всё. Не умствуйте, ничего не получится!! Католики своими умствованием уже докатились до бездны???!! Видим прекрасно Европу, что с ней стало и странах латинской Америки--храм Соломона построенный, помните??? игорь ковалев 24 июня 2020, 23:04 Natalie22 июня 2020, 13:45 ,, И не надо мудрить, а надо любить.Всё очень просто. " " И Ксения про любовь писала.Потакание богохульству(а в данном случае хуле на Духа Святого)-это не любовь.Это грех.Любовь -это показать человеку,что ересь есть смертный грех и предостеречь от этого.Что и делали св.Отцы в Святом Духе,в том числе на соборах,осудив эту ересь.Любовь-плод Духа Святого.

http://pravoslavie.ru/131999.html

1200 «Но, – скажут нам, – как же быть с теми, у которых не окажется этой способности и этого призвания?» На наш взгляд, таких лиц, как и ранней специализации вообще, не должно бы быть в настоящей духовной школе. Впрочем, мы убеждены, что и подобные, непризванные к проповедничеству, ученики этой школы, всё-таки, больше получат пользы от предлагаемого нами способа преподавания гомилетики, чем от обычного. 1202 Захолмско-расская епархия пока не имеет своего епископа, и делами ее заведывает митрополит черногорский. Кафедра епархии доселе была в монастыре Введения во храм Пресв. Богородицы под г. Острогом. 1203 Введенский Богородичный (Острог-верхний) монастырь основан в XVIII веке захолмским или острожским митрополитом св. Василием. В 1852 г. этот монастырь выдерживал осаду от огромного турецкого войска предводимого Омером-пашею, а в последнюю русско-турецкую войну сильно пострадал от войск и пушек Сулеймана-паши. По воле князя Николая и под наблюдением епископа Виссариона, монастырь возобновлен и приведен в лучший вид. 1207 Весник српске церкве, 1899, янв.–февр., 155–156. – Монастырь Ковиль построен на левом берегу Дуная, в провинции Бачке. В нем постригся в монахи и жил известный сербский историк Иоанн Раич, написавший «Историю разных словенских народов, наипаче же хорватов, сербов и болгар». 1208 Монастырь Крушедол находится близ Карлович, резиденции сербских митрополитов-патриархов; основан в половине XV столетия митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла). Митрополит Стефан Стратимирович в 1827 году богато украсил этот монастырь масляною живописью. В нем находятся части мощей св. Максима и праведной Ангелины, матери его, уцелевших от пожара. Здесь погребены сербские патриархи: Арсений III Черноевич и Арсений IV Иоаннович; здесь же похоронена княгиня Любица, мать сербского князя Михаила Обреновича. При монастыре хранятся все древности, перенесенные сербскими патриархами из древней патриаршей столицы Ипека (Печи, в Старой Сербии). Довольно большая монастырская библиотека состоит преимущественно из древних книг и рукописей. Особенно замечательны четыре митры от времен св. Максима, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом и два рукописных Евангелия от 1514 года в богатом переплете. Этот монастырь служил некоторое время и резиденцией митрополита (и ныне находится под его непосредственным ведением), и в нем собирались конгрессы для избрания митрополита-патриарха. Местоположение монастыря превосходно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правило 1 Шестого Вселенского Собора). Как не изменяется Бог , так непреложны и Его истины. Поскольку догматы суть вечные, Божественные истины – они не изменяются и изменяться не могут, ибо они от Бога, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Преподанные Церкви Самим Богом, сформулированные и утвержденные Церковью, догматы чужды всякой эволюции, умножения либо сокращения. «Догматы Божии неизменны», – говорит святой Василий Великий . «Догматы небесной философии, – пишет Викентий Леринский, – не могут подвергаться никакому изменению, сокращению или извращению, в отличие от земных указов, которые могут совершенствоваться не иначе как непрестанными поправками и примечаниями». Из указанных свойств, характеризующих догматы как вечные, Божественные истины, следует вывод, что догматы – это истины Откровения, Богом врученные Церкви в качестве Божественных, неизменных и обязательных для всех верных правил веры, без которых и вне которых нет ни спасения, ни познания вечной жизни, ни жизненного смысла. § 4. Догматы и Святое Откровение Божественное Откровение – единственный источник догматов. Троичное Божество открыло людям Себя и Свои истины, чтобы они, имея верное о Нем представление и правильную в Него веру, а к тому же жительствуя Им и Его Божественными истинами, обретали для себя спасение от зла и греха и вечную жизнь. Это Откровение Бог преподавал постепенно, через святых ветхозаветных патриархов и пророков, дабы наконец всецело огласить его и завершить Своим Единородным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом. «Многочастне и многообразне (πολυμερς α πολυτρπως) древле Бог , глаголавый отцем во пророцех (ν τος προφταις), в последок дний сих глагола нам в Сыне (ν ϒ), Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» 4 ( Евр.1:1–2 ; ср.: Гал.4:4–5 ). Возвещая Свое Откровение, Бог не чинил никакого насилия над человеческим разумом и чувством, ибо возвестил такие Божественные истины, которые люди никогда не постигли бы ни порывом своей мысли, ни силой собственных ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Этот метод контекстуального изъяснения Священного Писания может быть весьма полезным, но не в его рационалистической подаче, а под водительством Церкви – непогрешимого вождя через все глубины и высоты вечных, Божественных истин Священного Писания. Без благодатного руководства Церкви человеку при изъяснении неисчерпаемых истин Святого Божия Откровения ничего не стоит уклониться в душепагубные заблуждения. Это можно наблюдать во всех еретиках: самих себя выбирая проводниками по сокровенным тайнам Божественных истин Священного Писания и низвергаясь в бездну собственных грёз, они погибают в своих растленных умозаключениях. Мало цитировать Священное Писание – подобает ссылаться на него через Церковь и Церковью. «Нет еретика, – говорит святой Иларий, – который не ссылался бы на Священное Писание, но, ссылаясь на него, еретики в действительности извращают и хулят его». Апостольское учение о Церкви как единственном истинном и непогрешимом руководителе в истолковании Священного Писания находим у Викентия Леринского. На возражение: «Если писаное Божие слово свято, совершенно и вполне понятно при сличении одних мест с другими, то какова нужда добавлять к сему еще и авторитет церковного понимания Священного Писания?» – он дает такой ответ: «Эта нужда состоит в том, что Священное Писание, по причине самой его высоты, не все понимают в одном и том же смысле: один толкует его слова так, другой иначе, так что из него, как видится, можно извлечь почти столько смыслов, сколько имеется людей. По-своему объясняет Священное Писание Новациан, по-своему Савеллий, по-своему Донат, Арий, Евномий, Македонии, по-своему Фотин, Аполлинарий, Прискиллиан, Иовиниан, Пелагий, Целестин , по-своему, наконец, Несторий. Оттого-то – при таком множестве разного рода заблуждений – безусловно необходимо управлять ходом истолкования пророческих и апостольских писаний, согласуясь с нормой их церковного и вселенского понимания (secundum ecclesiastici et catholici sensus normam)». Наконец, есть и такие, кто руководящим принципом в истолковании Священного Писания считает озарение Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Особое значение в этом отношении имеет мнение Викентия Леринского. Останавливаясь на словах апостола Павла: «предание сохрани» ( 1Тим.6:20 ), он так рассуждает. « «Предание, – говорит апостол, – сохрани». Что это – Предание? То, что тебе доверено, а не то, что ты нашел; то, что ты принял, а не то, что ты сам выдумал; это не дело ума, а дело учения, не частная собственность, а всенародное предание; дело, до тебя дошедшее, а не тобой открытое; в отношении к нему ты не первооткрыватель, а страж, не основатель, а последователь, не вождь, а ведомый. «Предание, говорит апостол, сохрани», то есть талант вселенской веры соблюди целым и невредимым. Что тебе вверено, то пусть у тебя и останется, то и ты передай. Принял золото, золото и передай. Я не хочу, чтобы подложил ты мне вместо одного другое; не желаю, чтобы вместо золота обманом ты подал мне свинец или медь; не хочу золота по виду, дай мне его по природе... Учи тому, чему и тебя учили, и, говоря новое, не скажи новшества... Может быть, кто-нибудь после этого скажет, что в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния веры. Напротив, оно должно быть, и причем самое значительное... Только это преуспеяние должно быть действительно совершенствованием, а не изменением веры (vere profectus sit ille fidei, non permutatio). Совершенствование – это когда та или иная вещь развивается сама в себе, а изменение – это когда нечто из одного превращается в другое. Необходимо, таким образом, чтобы в течение веков росли и развивались до наивысшей степени разумение, знание, мудрость как каждого христианина, так и всех вместе, как одного человека, так и всей Церкви, но только в одном и том же роде, то есть в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания. Вера – это дело души, но в этом отношении она похожа на [человеческие] тела. С умножением лет тела развиваются, но в то же время остаются тем, чем были. В период цветущего детства и в зрелом старческом возрасте [тела] между собой весьма различаются, но тем не менее старцами становятся те же самые, которые раньше были детьми, так что, хотя и рост, и внешний вид одного и того же человека изменяются, его природа остается непреложной и личность одной и той же...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010