Итак, не иной кто-либо является духовным слепцом, как только грешный человек, который, будучи отторгнутым от горней светлости, страдает мраком своего наказания. Ослепляется же грешник очами духовными через телесные чувства, через которые, как через двери или окна, душевные враги, мир и демон с помогающей им плотью, сначала душу ослепляют своими стрелами, а потом и убивают ее. Если душа не постарается заградить эти двери и окна города своего, то и от Врача Небесного не получит исцеления очей. Святой апостол Павел говорит: «Плоть похотствует на дух» ( Гал. 5:17 ). Поистине «похотствует» и око плотское на око духовное, чтобы ослепить его, и многие погубили очи духовные зрением очей плотских. Как прежде всего Адам с Евой были помрачены умом благодаря демону, предстателю тьмы? Ведь наветник дьявол лукаво действовал в Едеме. Он ведь не в своем виде предстал пред Евой, чтобы беседовать с ней, но прикрылся чужим видом. Он употребил образ змея, чтобы не открылись козни его и замышленная злоба. Когда демон сказал Еве: «Не умрете: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите от него (от запрещенного дерева), откроются очи ваши, и будете как боги, знающие добро и зло, то лукаво посмотрел на дерево. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание, и взяв от плодов его, ела и дала их мужу своему, и они ели; и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» ( Быт. 3, 4 и след.). О, демонская прелесть! Открылись у них очи не как Богу, но как грешникам. Открылись видеть наказание, а не благодать, познать срам, а не видеть честь, что и является душевной слепотой. Открыли очи на красивое дерево и за это сделались недостойными видеть всю райскую и небесную красоту. Открыли очи на яблоко, но закрыли от зрения своего Бога, ибо тотчас же скрылись Адам и Ева от лица Господа Бога среди райских деревьев. Открыли очи, но закрыли для себя рай и небо, ибо того и другого были лишены. Лучше было бы им закрыть свои очи и отвернуть их от того дерева, ибо тогда они владели бы раем, как отечеством, и двери небесные они имели бы открытыми не только для себя, но и для всех нас, происходящих от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

И для чего же так уничижил себя Сын Божий? «Обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Когда грехом расторгнут был союз человека с Богом, тогда грешнику страшно было приблизиться к Богу святому. Сам друг Божий, Моисей, с которым Бог говорил лицом к лицу, – и тот трепетал, приближаясь к Нему на Синае; и когда желал видеть славу Божию ближе, то Бог изрёк ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33, 20 ). Как же блаженны мы, слушатели, что Сын Божий Своим обнищанием приблизился к нам и дал нам видеть в Нем лице Божие, сколько можно видеть Бога на земле бренному человеку! «Имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:23 ). С нами Бог не в Своих только благодеяниях, не в кратковременных явлениях, как в древности в куще Авраама; с нами Бог – в существенном и неразлучном соединении с нашею природою. – Собрались некогда сыны Израилевы к Давиду, чтобы помазать его на царство, и говорили ему: «вот, мы – кости твои и плоть твоя» ( 2Цар. 5, 1 ). Так непостижимое обнищание Сына Божия вселяет и в нас дерзновение исповедать наши радостные и благодарственные чувства пред Тем, Кто преискренне приобщился нашей плоти и крови: «вот, мы – кости твои и плоть». Приблизившись к нам Своим уничижением, Сын Божий приблизил и нас к Богу Своим благодатным учением, примером богоугодной жизни, искупительными страданиями. Люди забыли Бога и жили как бы без Бога в мире; обоготворили тварь, обоготворили свои страсти. Умы самые проницательные после долгих трудов едва доходили до убеждения, что есть существо выше мира, достойное всей любви и поклонения. Прошли целые тысячелетия, возникали и исчезали одно за другим многие поколения в неведении о Нём. – Сын Божий возвестил людям, что есть у них у всех один Бог , Которого они оставили, но Который их помнит и любит, что в Нём, Сыне, можно узнать, их Бога – Отца; что Сын Единородный для того и пришел к людям, чтобы возвестить им об Отце. Люди забыли свое достоинство; погруженные в чувственность, заботились только об удовлетворении временных нужд; ум их за мраком сомнений не видел светлого лица истины: воля под бременем тяготевшего над нею зла до того унизилась, что находила даже удовольствие в своем рабстве. Весь человек представлял из себя жалкую развалину прекрасного создания великого Художника. – Сын Божий открыл человеку достоинство его духовной природы: в своих наставлениях указал ему, чем он может и должен быть; открыл ему высшие предметы стремлений; просветил ум, возбудил сердце, направил волю; внушил мужество сбросить с себя позорное иго греха. Он сказал людям: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. И если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8, 31–32, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе, и прият Его радуяся. Сердцеведец видел, что происходило перед Ним; знал, кто желал видеть Его, и не мог видеть по причине окружавшаго Его народа; кто, поэтому, презрев всякое опасение пересудов и насмешек, как дитя, забежав вперед, поднялся на дерево, чтобы только увидеть Спасителя мира. Невидимая благодать Божия уже действовала в сердце Закхея и приготовляла его к обращению, потому что Закхей покорялся ея внушениям. «Иисус, когда пришел на то место, где стояло дерево, на котором был Закхей, взглянув, увидел его, и сказал ему: Закхей, слезь скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Иисус повелевает Закхею, потому что видел его готовность повиноваться. Иисус хочет быть в доме Закхея, потому что Закхей сердечным расположением к Иисусу уже приготовился принять Его. Иисус идет к Закхею, потому что Закхей стремился душею к Иисусу. Закхей не мог и думать о такой милости, а искал издали посмотреть на Иисуса; но Господь смиренным дает благодать. – С каким усердием Закхей искал видеть Иисуса, с таким же теперь повинуется слову Господа. Услышав голос Господа: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти, Закхей слез с дерева поспешно, и принял Иисуса в дом свой с радостию. Смотрите, какая покорность словам Божественнаго Учителя! Можно подумать, будто Закхей уже давно принадлежал к числу верных учеников Господа, хотя до сего времени он никогда не видал Иисуса; ничто не воспрепятствовало ему изъявить готовность принять Господа, ни сознание собственнаго недостоинства, ни опасение ропота книжников и фарисеев, ни толки народа. Он с радостию спешит принять нежданнаго, но вожделеннаго Гостя, Посетителя душ, стремящихся к Нему. И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати. «И все, видя то, роптали, говоря, что Он вошел в дом к грешному человеку». Закхея почитали грешным человеком по народному понятию о мытарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Священник. В тоне вашей речи слышится негодование. Но не спешите негодовать. Мне хотелось бы спокойно и зрело обсудит это дело с вами. Прихож. Я готов слушать вас с удовольствием. Свящ. Итак, вам прежде всего неприятно видеть, когда человек, ограничиваясь одними внешними делами благочестия, не заботится о внутреннем подвижничестве, об очищении своей души и сердца от пороков. Но помилуйте, кто же вместе с вами не назовет богопротивным фарисейством эту тупую привязанность к одной внешности благочестия, не одушевленную и не осмысленную благочестием внутренним? И наша православная церковь никогда не перестает возвышать своего обличительного голоса против этих грубых фарисеев, о которых вы говорите с таким благородным негодованием. Она руководствуется в этом случае прямыми и положительными словами самого Спасителя нашего: Говорю вам если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное ( Мф. 5:20 ). А в другом месте Он так говорить ко всем лживым и фарисействующим молитвенникам: что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю? ( Лк. 6:46 ). И в ветхом еще завете Господь Бог в самых сильных выражениях обличал ложное благочестие бездушных исполнителей обрядового закона. Прочтите-ка вы первую главу пророка Исаии. Прихож. Что же, однако следует из ваших слов? Не то ли самое, на что я хотел обратить ваше внимание? Свящ. из моих слов следует только то, что двух совершенно разных вещей смешивать никак не следует, – что, однакож, вы позволяете себе делать. Не странно ли в самом деле видеть, как, у нас по какой-то дурной привычке, по какому-то, можно сказать, затаенному недоброжелательству, во всяком религиозном порыве, во всяком внешнем подвиге благочестии стараются открыть одно только бездушное фарисейство, и с нескрываемым наслаждением клеймят позорным именем святош и ханжей тех людей, которые смиренно подчиняются всем правилам и уставам церкви? Прихож. Это не без причины – батюшка. Если, когда, то особенно в настоящее просвещенное время жалко и противно видеть глупых рабов буквы и обряда, этих святош и ханжей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3 . Свое отношение Лука выражает фразой «о совершенно известных», то есть словом πεπληροφορημνων, означающим понятие, которое на латинском языке невозможно раскрыть одним словом. Его твердая вера и ясный ум позволили ему нисколько не сомневаться, следует ли понимать это как-то иначе. И только тот, кто глубоко верит, исполняет то, к чему настойчиво призывает пророк, когда говорит: «Укрепи меня по слову Твоему» ( Пс.118:116 ). Так и Апостол говорит о сильных и стойких, что они «укоренены и утверждены в Нем [во Христе] и укреплены в вере» ( Кол.2:7 , ср. Еф.3:17 , Кол.1:23 ). Если человек укоренен и укреплен в вере, то хотя бы и разыгралась буря и поднялся ветер и полил дождь, не поколеблется он, не упадет, ибо дом его построен «на камне» и имеет прочное основание. Не следует, однако, думать, что укрепленность в вере приходит к нам через наши телесные очи – ею наделяют рассудок и разум. Пусть неверные верят знамениям и чудесам, являемым им человеческим зрением. Верного, рассудительного и сильного направляют разум и слово, и, таким образом, помогают ему отличать правду от заблуждений. 4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк.1:2 ). В Книге Исход сказано: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный» ( Исх.20:18 ). Очевидно, звук был скорее слышен, нежели виден, но так говорится, дабы показать нам, что тот, кто сподобился «видеть глас Божий», созерцает его иным взором. В Евангелии, однако, виден не голос, а слово, которое прекраснее голоса. Потому здесь и сказано: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Сами апостолы видели слово не потому, что созерцали тело нашего Господа и Спасителя, а потому что они видели Слово. Если увидеть тело Христа значит увидеть Божье Слово, то тогда Пилат, осудивший Иисуса, увидел Слово Божье; увидели Его и Иуда-предатель, и все те, кто кричали: «Распни Его! Истреби от земли такого!» ( Ин. 19:15 ). Нет, не может быть, чтобы какой-то неверный мог видеть Слово Божье. Видеть Божье Слово означает то, что говорит Спаситель: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1Сол.3:6 .  Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас. 1Сол.3:7 .  То мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры. «Ныне же пришедшу Тимофею к нам от вас и благовестившу нам веру вашу и любовь, и яко имате память о нас благу, всегда желающе нас видети, якоже и мы вас: сего ради утешихомся, братие, о вас, во всяцей скорби и нужде нашей, вашею верою». Апостол выставил три достойные любви черты: веру, любовь и памятование об учителе. Вера же дает видеть твердость благочестия, а любовь – деятельную добродетель; памятование об учителе и любовь к нему свидетельствуют о привязанности к учению. Сие-то, говорит Апостол, соделало нас благодушными, и забыли мы наносимые нам скорби, какие потерпели ради вашей веры, то есть за то, что проповедуем вам. 1Сол.3:8 .  ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. «Яко мы ныне живи есмы, аще вы стоите о Господе». Вашу твердость признаем для себя жизнию. 1Сол.3:9 .  Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим. 1Сол.3:10 .  Ночь и день все усердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей? «Кое бо благодарение Богу можем воздати о вас, о всяцей радости, еюже радуемся вас ради пред Богом нашим. Нощь и день преизлиха молящеся видети лице ваше и совершити лишение веры вашея?». Великость веселия препобеждает песнопение уст, ибо не в силах мы вознести Богу песнь, равносильную радости, какая доставлена нам вами. И ночь и день умоляем Владыку доставить нам возможность увидеть вас и укрепить и преподать приличное учение. Сие-то означают слова: «совершити лишение веры вашея», то есть выполнить недостаточное. Но сию пользу доставляет им и писаниями. Начинает же молитвою. 1Сол.3:11 .  Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. «Сам же Бог и Отец наш, и Господь наш Иисус Христос да исправит путь наш к вам», то есть да исполнит наше желание и уничтожит встречающиеся затруднения. И сие научает равенству Отца и Сына. Ибо Апостол употребил не предлог δι, но союз κα! (и), давая сим знать, что Отец и Сын домостроительствуют одно и то же, как одно и то же созидают. А что Домостроительство одно, свидетельствует о сем и присовокупляемое. Ибо Апостол, оставив лицо Бога и Отца, упоминает об едином Сыне и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Посмотрим же, чем он начинается и чему научает нас. «Боже, Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь, возжаждала Тебя душа моя» ( Пс.62:2 ). Видишь ли, как он выска­зывает слова воспламененной души? А где любовь к Богу, оттуда убегает всякое зло; где память о Боге, там забвение грехов и прекращение зла. «Так бы и явился к Тебе во святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!» ( Пс.62:3 ). Что значит: «так»? С та­кой, говорит, преданностью, с такою любовью, чтобы видеть славу Твою, которую можно видеть везде на земле. Но чтобы нам, оставив находящееся под руками, не заняться посто­ронним, отсылаем слушателя к тому, что сказано об этом псалме, а сами обратимся к предложенному теперь. Что же говорит пророк? «Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня». Что, скажи мне, говоришь ты? Потому ли, что ты воззвал, требуешь быть услышанным, и представляешь эту причину, как достаточную, чтобы тебе быть услышанным? Следовательно, теперь нужны люди с громким и сильным голосом? Но это было бы неосновательно. Чем согрешил тот, у кого голос слабый и тихий и язык медленный? Не таков ли был Моисей, и однако он был услышан скорее всех? Не больше ли всех взывали иудеи, и однако Бог не внял молитвам их? Сильный и слабый голос – это совершенство и недостаток природы; но это не служит основанием ни быть услышанным, ни быть неуслышанным, потому что не заслуживает ни по­хвалы, ни порицания. Бывает много природных совершенств и у порочных людей. Не был ли благообразен и прекрасен Авессалом, и даже до кудрей волос не простиралась ли кра­сота тела его? И что же? Не был ли плешив Елиссей, так что дети смеялись над ним? Но ни первому красота не принесла никакой пользы, ни последнему неблагообразие не причи­нило вреда. Что я говорю о слабом голосе, или медленном языке, когда и молчавший Моисей и не говорившая Анна были услышаны? А обращаясь к иудеям, Бог сказал: «когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу» ( Ис.1:15 ). Что же выражает Псал­мопевец словами: «Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня»? Он разумеет здесь внутреннее воззвание, которое произносит сердце воспла­мененное и дух сокрушенный, которое произнося и Моисей был услышан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010