Приобщивши его Святых Тайн, я отпустил его... – И что же? К моему удивлению, он, после Причастия, отправился к своему тоёну и высказал ему свое неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил его на исповеди, почему его алеуты называют шаманом, так как ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман. Тоён, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним, для объяснения; и когда посланные отправились, то Смиренников попался им навстречу с следующими словами: «Я знаю, что меня зовет священник, отец Иоанн, и я иду к нему». Я стал подробно расспрашивать о его неудовольствии ко мне, о его жизни, – и на вопрос мой: «грамотен ли он?» – он ответил, что хотя и не грамотен, но Евангелие и молитвы знает. Тогда спросил его объяснения, почему он знает меня, что даже описал своим собратьям мою наружность, и: «откуда узнал, что я в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться?». – Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей. – «Кто же эти двое твои товарищи?» – спросил я его. – «Белые люди, – отвечал старик, – они, кроме того, сказали мне, что ты в недалеком будущем отправишь свою семью берегом, а сам поедешь водою к великому человеку и будешь говорить с ним». – «Где же эти твои товарищи, белые люди, и что это за люди и какой же они наружности?» – спросил я его. – «Они живут недалеко, здесь в горах, и приходят ко мне каждый день», – и старик представил их мне так, как изображают св. Архангела Гавриила, т. е. в белых одеждах и перепоясанных розовою лентою через плечо. – «Когда же явились к тебе эти белые люди в первый раз?» – «Они явились вскоре, как окрестил нас иеромонах Макарий». После сего разговора, я спросил Смиренникова: «А могу ли я их видеть?». «Я спрошу их», – ответил старик и ушел от меня. Я же отправился на некоторое время на ближайшие острова, для проповедования слова Божия, и, по возвращении своем, увидав Смиренникова, спросил его: «Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть, и желают ли они принять мена?» – «Спрашивал,– отвечал старик, – они хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом они сказали: зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим? – Так, пойдем, я тебя приведу к ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим... Исх.33:11 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх.33:20 Должность Моисея была должностью посредника между Богом и Его израильским народом, через него говорил Бог со Своим народом и открывал ему Свою волю. Это обращение Бога с Моисеем всегда было прямое и непосредственное, что придавало особенное значение и авторитет, как должности, так и словам и распоряжениям Моисея. Мысль первого из приведенных нами мест с большой полнотой и ясностью выражена в Числ.12:8 , где говорится: «устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» Бог удостаивал Моисея особенного благоволения, и смысл слов 11-го стиха тот, что Бог говорил с Моисеем так свободно и открыто, как может говорить друг со своим другом, говорил не через образы и видения, не через Ангелов или посредничество третьего, но непосредственно. Поэтому, выражением: «говорил Господь с Моисеем лицем к лицу», – еще не высказывается того, что Моисей видел Бога, но оно означает только, что Иегова говорил с ним непосредственно. Напротив, слова в 20-м стихе Исх.33 суть ответ на молитву Моисея, выраженную им в 18-м стихе той же главы: «Моисей сказал: покажи мне славу Твою». Это была краткая, но тем не менее великая молитва . Моисей просил этим еще большего откровения, чем какое он имел, и получил со стороны Бога отрицательный ответ. Отсюда мы легко можем видеть то полное согласие, в каком находятся взятые нами, по-видимому, противоречивые места. Моисей хотел видеть нечто такое, чего он еще никогда не видел – хотел видеть славу Бога или, как говорится в 20-м стихе, лице Бога, и получил в ответ: «не можно тебе увидеть». Таким образом, если в 11-м стихе мы читаем, что Господь лицом к лицу говорил к Моисею, то это не значит, что Моисей видел лице Бога, но только хотел увидеть его, но не увидал. В 20-м стихе речь о духовном существе Бога («Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), – говорит Писание), равно как о невозможности видеть Его человеческими, чувственными и греховными очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но как трудно смирить эту самую, ищущую справедливость, мысль! Как трудно идти путями Божьими, вовсе не пролегающими по путям человече­ской справедливости! И стонал посредь неправды людской, неправды старейшин и судей, про­рок Аввакум. Стонал и не находил утешенья... Размышления св. Кирилла Александрийского над стонами и воплями про­рока Аввакума о неправде этого мира, в те времена совершавшейся в Иудее. Взывает пророк: Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь? буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Это неслышание Богом страждущего, молчание при виде насилия св. Кирилл поясняет так: «А что Он не тотчас подвергает наказанию согрешающих, это ясно показал [пророк. – Г.Ф.], говоря, что Его молчание и долготерпение доходит до того, что, нако­нец, нужен бывает вопль к Нему» 30 . Бог не прежде заступается, как возопят к Нему страждущие. Бог не начинает наводить порядок, пока люди обходятся без этого порядка. Бывает, что люди уже не могут более тер­петь насилие и беззаконие, но и не ищут еще помощи у Бога – и тогда Он тоже молчит. Бог приходит к человеку только на пределе его возможности терпеть и когда иссякнут все попытки самостоятельного без Бога решения вопросов. Пока мы много кричим о беззаконии, но не к Богу взываем, Он ничего не слышит и не видит. В мире много зла, но зачем это видеть? «Глаза бы мои это не видели», – говорят часто пожилые люди. Огорчен и недоумевающий пророк: Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Эти злодейства и бездействия, собственно, не касались пророка, но зачем их ему было видеть? Св. Кирилл Александрийский указывает две причины, почему Бог дает святым Своим видеть страдания других. Во-первых, «Бог показал ему [пророку Аввакуму. – Г.Ф.] труды и болез­ни... не тем, что причинил ему самому страдания, а тем, что долготерпел со­вершившим зло» 31 . Пророк не сам страдает, а видит страдания дру­гих, но переживает их, как собственные. – И зачем все это так долго длится? Затем, что Бог думает не только о страждущих, но и о тех, кто эти страда­ния несправедливо причиняет. Бог «долготерпит совершившим зло», ведь Он не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И изречение апостола: «Лицем к лицу» (I Кор. XIII:12) не вынуждает нас веровать, что Бога, Которого мы будем нескончаемо видеть духом, увидим мы телесным лицом, на котором находятся телесные глаза. Ведь если бы тут разумелось и внешнее лицо человека, тот же апостол не сказал бы: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (II Кор. III:18). Не иначе понимаем мы и то, что воспевается в псалме: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» (Пс. XXXIII:6). К Богу теперь мы приступаем верою, которая, как известно, есть дело сердца, а не тела. Но так как нам не известно, как (к Нему) приступать будет духовное тело (а об этом-то неизведанном предмете мы и говорим), то в настоящем случае, когда мы не имеем руководства и опоры в каком-либо авторитете священных Писаний, который понимать различно нельзя, по необходимости в удел нам достается то, о чем сказано в книге Премудрости, а именно: что помыслы смертных боязливы и ошибочны измышления их (Прем. IX:14).    Конечно, если бы рассуждение философов, путем которого они приходят к мысли, что предмегы мысленные мы видим умственным взором, а чувственные, т. е. телесные, телесными чувствами, так что ум наш не может созерцать ни мысленных предметов посредством тела, ни телесных — без посредства тела, — если бы рассуждение это было несомненно верным, то было бы несомненно верно и то, что Бога нельзя видеть глазами даже и духовного тела, но это рассуждение опровергают и здравый смысл, и пророческий авторитет. В самом деле, кто же настолько отклонился от истины, чтобы осмелился сказать, будто Бог не знает телесного? А разве Он имеет тело, глазами которого мог бы это знать? С другой стороны, сказанное выше о пророке Елисее не достаточно ли показывает, что телесные предметы можно видеть и духом, а не только телом? Ведь когда раб тот принял дары, без сомнения, это было действием телесным, которое пророк видел, однако, духом; почему же не будет таковой и способность духовного тела, чтобы телом можно было видеть и дух? А Бог и есть Дух.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Что пользы для бессмертной души видеть около себя тленное богатство, красоту и великолепие и не возноситься к созерцанию красот вечных! Что пользы видеть около себя блеск серебра и золота и всего, чем может обольщаться сердце человеческое, и не видеть, и не ощущать того света незаходимого Солнца, который ярко разливается по всем творениям Божиим и призывает все разумные создания к прославлению Творца неба и земли, Источника всякого света и жизни всех тварей! Какое беспредельное милосердие Божие – многоразличны состояния людей по внешней жизни, но необходимые, высшие блага всем равно открыты, всем доступны! Как воздухом все дышат, светом и теплотой солнца все наслаждаются, так и лучами лица Божия все могут озаряться, простирая чистые взоры души к этому Солнцу незаходимому и вечному. Никому не возбраняется искать этого блага: и богатый, и бедный, и ученый, и простой, и в великолепных чертогах, и в бедной хижине, все равно, и на всяком месте могут искать чистоты сердца и созерцать величие Божие и, созерцая, предвкушать блаженство, уготованное праведным в будущей жизни. Ищите и, приобретая, храните чистоту сердца. Удаляйтесь всего, что может омрачить вашу мысль, чувство или желание. Берегите око сердца вашего, чтобы оно всегда было способно видеть Бога и внутри себя в благодатных озарениях и в делах внешней природы, всегда сохраняемой и управляемой силой промысла Божия. Терпите. Благодарите Господа за все. Молитесь, «дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы узнали, в чем состоит надежда призвания Его и как богато славное наследие его для святых и как превосходно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной славы Его, которой Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых, и посадив одесную Себя на небесах» ( Еф.1 17–20). Письмо четырнадцатое Блажени миротворцы; яко тии сынове Божии нарекутся ( Мф.5:9 ). Вот еще утешение! Вот еще путь к счастью и блаженству, всем открытый! Не одни богатые, знатные или счастливые дарами природы, а все могут идти этой дорогой к блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

С какою целью Господь возводит учеников Своих для молитвы на высокую гору, и не удаляется с ними в какое-либо ровное место? С тою, чтобы приблизив их от земных низин к небесной высоте, преподать всем таинственным образом урок, что желающий сподобиться откровений от Бога и видеть славу Его должен оставлять дольние, земные пристрастия, должен желать и искать благ горних, небесных. «Он возводит их, — говорит блаженный Феофилакт, — на высокую гору, показывая, что если кто не возвысится над земными пристрастиями, тот не достоин видеть подобные откровения. Прекрасно поучает святой Апостол Павел, когда говорит: «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:1–3). Ходящий в низине не может видеть далеко, взошедший же на высокую гору без затруднения окидывает взором далекие пространства, и заботящийся лишь о настоящей жизни, как может понять сладость будущих небесных благ? Входя же на гору богомыслия, он познает и видит умом, как глазами, даже то, что превыше небес. Пресмыкающиеся по земле гады и живущие на ней животные не могут глядеть на солнечный луч, так и ум человека, погруженного в земную суету, никак не может видеть славу Христову и озаряться светом Его благодати. Итак, вознеси ум твой, христианин, от земли к небу, от настоящего к грядущему, от пристрастия к земному к желанию небесного, тогда познаешь, как благ Бог Израилев, как сладостен сладчайший Иисус, как радостна любовь Его и насладишься Его Божественными откровениями. Господь возводит учеников Своих не на низкую, а высокую гору. Зачем? Чтобы научить их богомыслию и вместе с тем трудолюбию: без труда нет возможности взойти на высоту. Высота горы — образ богомыслия, восшествие на гору — указание на труд. Хорошо ум возносить к Богу, но не следует и труда оставлять: добрые дела достигаются трудом. Ум видит Бога, а труд приводит к зрению Его; ум покоряется Христу, слушая заповеди Его, а труд носит иго Христово, ходя во след Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Илия, истинный ревнитель славы Божией, и искренно преданный великому делу, возложенному на него Господом, изливает пред Господом тоску души своей. «Он (Илия) сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (ст. 10). По-видимому Илии отвечает первый раз Ангел (ст. 11 – 12), который говорит ему, как ему явится Господь. Это явствует из последующего откровения, когда глаголет Сам Господь (ст. 15), и, раскрывая отчасти пророку будущее, устраняет его преувеличенные опасения. Глубоко таинственно и умилительно предупреждение Илии о том, как ему явится милосердый Владыка вселенной (3 Ц. XIX, 11–12). Для внимательного читателя раскрывается, что сущность откровения, которого сподобился Илия, совершенно тожественна с откровением, которого удостоился Моисей. Мы считаем нужным привести здесь текст Исхода XXXIV, 5–6. Моисей ( Ucx. XXXIII, 21–23 ) стоит в расселине скалы, как и Илия стоит у входа в пещеру (3 Д. XIX, 13). «И сошел Господь в облаке, и остановился там, близь Моисея, и провозгласил имя Иеговы (Вечно Живущаго). И прошел Иегова пред лицем его и возгласил: Господь (Иегова) Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». Ранее того ( Ucx. XXXIII, 23 ) Господь говорил Моисею, что человек не может видеть славу Божию: он может видеть Бога лишь в совершившихся уже делах и событиях, в прошедшем, – но не в настоящем и будущем 806 . Единое явление Бога в настоящем было воплощение Сына Божия, поэтому-то и сказано Uoah. I, 18 : «Бога никто же виде нигде же: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» 807 . Также и Илии не дано видеть Бога: он слышит великие явления и слышит тихий глас, но он ничего не видит, имея притом лице свое закрытое милотью (ст. 13). Но мы хотим сопоставить и сличить оба откровения, чтобы видеть их существенное тожество. Господь говорит о Себе Моисею, что Он Бог долготерпеливый и милостивый, а Илии открывается, что Господь не в грозных явлениях, предшествующих Ему, а в веянии тихого ветра, в том радостном чувстве спокойствия, приносимого благодатью, которое ясно говорит сердцу человеческому, что Господь есть Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Чье лицо ты более всего хотел бы видеть, Теодул? Из всех лиц человеческих, от начала мира являвшихся под солнцем, чье лицо ты хотел бы постоянно созерцать, Теодул? Великий царь и пророк древних времен видел за свою жизнь миллионы человеческих лиц. Видел, смотрел и остался неудовлетворенным. Не могла удовлетворить его преходящая красота человеческая. Обманчивость ее хорошо познал он и на других, и на себе. Но, жаждущий красоты необманчивой, постоянной и совершенной, возопил он к Богу: «Я буду искать Лица Твоего, Господи» ( Пс.26:8 ). И по другому поводу тоже говорил: «Одного просил я у Господа... созерцать красоту Господню» ( Пс.26:4 ). И вновь воздыхал и вопиял: «Яви светлое лице Твое рабу Твоему» ( Пс.30:17 ). А еще и советует своим: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» ( Пс.104:4 ). Но то, чего желал и искал сей вдохновенный муж, не было дано видеть ему, как и никому иному до сошествия Сына Божия на землю. Как сказал сам Господь Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:17 ). Каким должно было быть лицо Иисуса, ежели могло оно растрогать Иоанна Предтечу, столь сурового по отношению к самому себе и строгого по отношению к другим, и он обрадованно воскликнул: «Вот, Агнец Божий!». Каким должно было быть это лицо, на которое все в собрании Назаретском с удивлением смотрели, когда Он, начиная Свое учительское служение, стал читать из пророка Исаии: «Дух Господень на Мне: ибо Он помазал Меня благовествоват нищим» ( Лк.4:18 )? Воистину, необыкновенным должно было быть лицо Мессии, если многие тысячи людей по три дня, не сводя глаз, смотрели на Него, забыв и о голоде телесном, и об усталости физической; и если многие оставляли дела свои и следовали за Ним через озеро Галилейское, только бы еще и еще Его видеть и слышать; и еще и еще побыть в присутствии Его; и если один известный грешник, богатый Закхей, в Иерихоне перед лицом народа, который его ненавидел, осмелился взлезть на дерево, только бы увидеть это лицо;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В самом деле, можно было видеть, как бренный язык повелевал бесами; можно было видеть, как бренная рука исцеляла болезни; или – лучше – можно было видеть, как не рука только бренная, но, что гораздо удивительнее, тени бренных тел преодолевали и смерть, и бесплотные силы, то есть бесов. Как при появлении солнца тьма рассевается, дикие звери удаляются в свои логовища, убийцы, разбойники и раскапыватели могил убегают на вершины гор, так и тогда, когда являлся Петр и возвышал свой голос, – тьма заблуждения рассеивалась, дьявол удалялся, бесы обращались в бегство, плотские страсти подавлялись, душевные болезни исцелялись, всякий порок изгонялся и добродетель водворялась на земле. Как если бы кто-нибудь из царской сокровищницы, заключающей в себе золото и драгоценные камни, мог взять хотя малую часть того, что с почетом охраняется в ней, хотя бы один только камень, то сделался бы обладателем великого богатства, так – и от уст апостольских: уста их были царскими сокровищницами, заключавшими в себе сокровище исцелений, и каждое слово, исходящее из них, доставляло великое богатство духовное. Тогда поистине можно было видеть, что слова... вожделеннее золота и драгоценных камней многих ( Пс.18:11,15 по LXX), так как чего не могли сделать ни золото, ни драгоценные камни, то делали слова Петра. Какое количество талантов золота могло бы исцелить хромого от рождения? А слово Петра в состоянии было исправить этот природный недостаток. Он сказал: во имя Иисуса Христа... встань и ходи ( Деян.3:6 ), и слово стало делом. Видишь ли, как слова их вожделеннее золота и драгоценных камней многих? Видишь ли, что уста их были царскими сокровищницами? Поистине, они были и врачами вселенной, и земледельцами, и кормчими: врачами, потому что исцеляли болезни; земледельцами, потому что сеяли слово благочестия; кормчими, потому что укрощали бурю заблуждений. Посему и Христос иногда говорил им, как врачам: ходя... больных исцеляйте ( Мф.10:7–8 ); иногда говорил, как земледельцам: Я послал вас жать то, над чем вы не трудились ( Ин.4:38 ); а иногда беседовал с ними, как с кормчими и рыбарями, и говорил в одном месте: Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф.4:19 ), и Петру: не бойся; отныне будешь ловить человеков ( Лк.5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

13. Иудеи, читая это, не внимают, потому что заградили уши сердца, чтобы не слышать. Но мы веруем во Иисуса Христа, во плоти пришедшего и вочеловечившегося, потому что иначе был бы для нас недоступен. Поскольку не могли мы и видеть того и насладиться тем, что Он Сам в Себе, что соделался Он тем, что и мы, чтобы таким образом сподобились мы насладиться Им. Ибо, если не в состоянии мы вполне видеть солнце, сотворенное в четвертый день, то можем ли видеть Творца его Бога? В огне снисшел Господь на гору Синайскую, и народ не мог вынести сего, но сказал Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» ( Исх. 20:19 ). И еще: «Ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива» ( Втор. 5:26 )?Если и сие – слышать глас глаголющего Бога, бывает причиною смерти, то как же не причинит смерти это – видеть Самого Бога? И чему дивишься? Сам Моисей сказал: «Я в страхе и в трепете» ( Евр. 12:21 ). 14. Итак, чего пожелал бы ты? Того ли, чтобы Пришедший для спасения соделался виною гибели, потому что невыносимо было бы для людей пришествие Его? Или, чтоб соразмерена была благодать? Даниил не вынес явления Ангела, а ты стерпишь лицезрение Владыки ангелов? Явился Гавриил, и Даниил упал на лице. И каков был явившийся, в каком предстал образе? «Лице его, как вид молнии», а не как солнце; «очи его – как горящие светильники», а не как пещь огненная; «глас речей его – как голос множества людей» ( Дан. 10:6 ), а. некак глас двенадцати легионов Ангелов. Однако же Пророк пал на землю, Ангел приступает к нему и говорит: не бойся, Данииле, встань, ободрись: «слова твои услышаны» (10). И Даниил говорит: «Я встал с трепетом» (11). И при всем этом ничего не отвечал, пока не прикоснулось к нему подобие руки человеческой (10); и когда явившийся преложился «в человеческий облик» (18), тогда Даниил проглаголал. И что же сказал? «Господи мой! От этого видения внутренности мои перевернулись во мне» (16); «ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне» (17). Если явившийся Ангел отнял у Пророка глас и крепость, то явление Бога оставит ли и дыхание? И пока, говорит Писание, «не прикоснулось ко мне подобие образа человеческого», Даниил не осмеливался говорить. Итак, поскольку опытом была доказана немощь наша, Господь воспринял на Себя то, чего требовал человек. И поскольку человек требовал, чтобы слушать от подобообразного ему, то Спаситель воспринял на Себя подобострастное нам, чтобы с большим удобством научены были люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010