глаз, не слышало ухо» и что «не приходило... на сердце человеку» ( 1Кор. 2, 9 ). Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 697 ). Блаженство состоит в лицезрении Бога ( 104, 94 ). Апостол Петр и бывшие с ним так сильно обрадовались, хотя увидели лишь некую часть Славы Божией; какая же радость в будущей жизни изольется в сердца избранных Божиих, когда не часть Славы, но вся она откроется! Как сильно возрадуются и радоваться будут вовеки, когда Бога «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ) и Славу Христову увидят, и без конца и насыщения будут видеть! Этой радости и сладости малую частицу и ныне святые Божии на земле чувствуют, вкушают, как малейшие крупицы, падающие от Небесной трапезы, и услаждают гортани своих душ ( 104, 91 ). Будут видеть Бога Отца своего «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ) и узрят Его, как Он есть ( 1Ин. 3, 2 ); будет и Бог на них смотреть, как любящий Отец на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившего их Кровию Своею; будут видеть в Божественной Славе Его, Которому здесь смирением, любовью и терпением следовали, как Сам об этом молился: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Ин. 17, 24 ). всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого, как живого и животворящего источника. Будут иметь любовную дружбу со святыми Ангелами и вместе с ними во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертью, адом и диаволом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15, 55 ). Будут петь сладчайшую песнь: «Аллилуиа!» ( 104, 98 ). «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф. 5, 12 ). Видишь, что радоваться и веселиться на кресте и в страдании велит Господь. Почему? «Ибо велика ваша награда». Где? Не на земле, где все проходит – и печаль, и веселие, и наказание, и награда, и блаженство, и страдание вскоре прекратится. Но где? На небесах. Там все постоянно, и твердо, и вечно; там, где Сам Бог хвалит и венчает, прославляет и ублажает, обогащает и увеселяет, упокоевает и утешает, и Божественное Свое Лицо, светлое, милостивое, радующее, Своим рабам являет; там велика награда, где любящим Бога уготованы блага, которых «не видел...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

— Исполните ли вы то, что я скажу вам? Они обещали исполнить все, что бы он ни сказал. Тогда преподобный сказал: — Не приходите никогда туда, где будет Арсений. Пришедшие удивились ответу преподобного; однако послушались его и удалились. Спустя некоторое время архиепископ пожелал снова видеть Арсения, поэтому послал спросить его: «Откроешь ли ты келию твою, когда к тебе придет архиепископ?» Преподобный же отвечал посланному: «Если ты придешь, то открою; но если я открою келию тебе, тогда мне придется открывать ее для всех; но в таком случае мне придется удалиться из келии». Услышав такой ответ, архиепископ не пошел к преподобному, так как боялся, как бы он не ушел из того места. Случилось однажды, что один странствующий инок пришел к келии преподобного Арсения, так как хотел видеть его. Подойдя к двери, он постучал в нее. Арсений, думая, что это пришел его послушник, прислуживавший ему, тотчас же открыл дверь. Но, увидав постороннего человека, упал на землю, лицом вниз, для того, чтобы не видеть пришельца. Однако этот последний стал упрашивать преподобного подняться с земли. Арсений же не хотел вставать и сказал: «Я не встану до тех пор, пока ты не уйдешь отсюда». И действительно, не поднимался с земли долгое время. Инок долго упрашивал преподобного; но, так как преподобный не соглашался исполнить его просьбу, то инок ушел оттуда. В другой раз пришел еще один инок издалека в скит, также хотевший видеть преподобного, и начал упрашивать братию указать ему дорогу к келии Арсения. При этом он сказал братии: — Я хочу побеседовать с отцом Арсением. Но братия отвечали ему: — Подожди, брат, до воскресенья, и ты увидишь его, когда он придет в церковь. Инок же тот сказал братии: — Не буду есть до тех пор, пока не увижу преподобного. Поэтому братия послали одного инока с новопришедшим и поручили ему указать дорогу к келии старца Арсения (следует заметить, что келия Арсения отстояла от скита на тридцать стадий) [ 10 ]. Подойдя к келии, брат постучал в нее. Старец открыл дверь и впустил в келию пришельцев; затем сел, опустив голову, и молчал. Сидели молча и пришедшие. Все молчали довольно продолжительное время. Наконец инок скитской обители сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2. «Возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне» – «Возжада» буквально значить: возжаждала, стала жаждать, начала испытывать чувство жажды. «Коль множицею» – равно как и соответствующее слово греческого текста – значит «сколько раз», «как часто». У LXX толковников было, очевидно, в этом месте пред глазами другое еврейское слово, нежели то, которое читается в теперешнем еврейском тексте и которое переводится глаголом «томиться»: «по Тебе томится плоть моя». Смысл от этого не изменяется, ибо в славянском и греческом текстах после слов: «как часто», очевидно, подразумевается опять глагол «возжада» (из предыдущего предложения), который также может быть переведен глаголом «томиться». Сначала говорится о стремлении к Богу души, затем та же мысль выражается еще сильнее: «и плоть моя томится по Тебе»; этим указывается на стремление всего человека к Богу (ср. Пс.15:9 : «От того воздрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; Пс.43:26 : «Душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле»; Пс.83:3 : «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому»). Общий смысл всего места таков: все мое существо (и дух, и тело) томится по Тебе так, как томится по воде человек, находящейся в безводной пустыне. Подобный же образ встречается в Пс.41:2–3 : «Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе Боже: Возжада душа моя к Богу крепкому живому: когда прииду и явлюся лицу Божию» (т.е. когда-то я приду и явлюсь пред лицо Божие!). Ср. также Пс.142:6 : ...душа моя, яко; земля безводная Тебе». 3. «Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою» – так (т.е. с таким же сильным стремлением к Тебе) я приходил к Тебе (собственно являлся к Тебе, показывал себя Тебе, а по-еврейски: так я видел, созерцал Тебя) во святилище Твоем (т.е. в скинии или храме), чтобы видеть силу Твою и славу Твою. Относительно сочетания «Явихся видети» – «являлся, чтобы видеть» см. объяснение к Пс.102 , прим. 22-е. Смысл этого места не вполне ясен как в греческом переводе, так и в еврейском подлиннике. Некоторые толкователи предполагали, что следует переставить одну половину стиха на место другой и связать стих третий с предыдущим. «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя... чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» (синодальный перевод). Однако большинство переводчиков и толкователей считают такую перестановку произвольною. Преосвященный Порфирий (Успенский) переводит: «Так бы и явился Тебе во святилище, дабы видеть силу Твою и славу Твою»; при таком понимании получается смысл, весьма близкий к смыслу приведенной в предыдущем примечании выдержки из Пс.41:2–3 («Когда прииду и явлюся лицу Божию»); однако, по-видимому, ни еврейский, ни греческий тексты не дают твердых грамматических оснований для такого перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Образ камня нам уже встречался и в истории Иакова, и в истории странствия по пустыне. Святитель Григорий Нисский говорит, что именно Христос есть то «место», где происходит встреча человека с Богом. Христос есть Тот, через Кого открывается Бог человеку 112 . Евангелие от Иоанна говорит нам о том, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Современный греческий богослов митрополит  Иерофей (Влахос)  в духе святоотеческой традиции пишет, что «ветхозаветные откровения Бога являлись откровениями Второго Лица Святой Троицы – бесплотного Бога Слова. Поскольку же явление Слова не происходит независимо от Святого Духа, то бесплотное Слово являл пророкам именно Святой Дух. Через Него открывалось и совершение грядущих таинств» 113 . В своем труде «Против ересей» (IV.20.9) святой Ириней Лионский пишет: «И Само Слово являлось и говорило с Моисеем, “как говорит человек с другом своим” ( Исх. 33:11 ). Но Моисей желал ясно видеть говорившего с ним, и ему было сказано: “стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе)” ( Исх. 33:21–23 ) “потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых” ( Исх. 33:20 ). Здесь указывается и то, и другое: и что человеку невозможно видеть Бога, и что по премудрости Божией человек в последние времена увидит Его на высоте скалы, то есть по пришествии Его как человека. И поэтому Он лицом к лицу беседовал с ним на высоте горы в присутствии также Илии, как повествует Евангелие ( Мф. 17:3 ), и, наконец, исполнил древнее обещание» 114 . Неслучайно на Фаворе при Преображении два боговидца, Моисей и Илия свидетельствовали Христу о том, что Он и есть Тот самый Бог, Который являлся им на Синае и Хориве. Христос говорил ученикам, что желающие быть его учениками должны следовать за Ним. А раз так, то и видеть Его как бы сзади. О чем здесь и идет речь. Тот, кого ведет Бог, не может видеть лица Ведущего 115 . Хотя в другом месте Господь говорит, что не было и не будет такого пророка в Израиле, как Моисей,  которого Господь знал лицом к лицу ( Втор. 34:10 ). Здесь в разных смыслах используется этот образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

9). Ст. 10. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою». Не вернее ли будет читать этот стих так: «увидев же звезду остановившеюся, они»... или: «поняв звезду, они почувствовали особенно великую радость»? Далее сейчас же говорится, что они вошли в дом: значит, они действительно поняли значение остановки звезды, потому-то и возрадовались. Термин: «понимать», весьма часто и у всех почти народов заменяется термином: «видеть». Припомним еврейское: () (видеть и знать), латинское: videre (видеть и понимать) готское: witan (видеть) и немецкое: merken (?) (знать), славянское: «видети» и «ведети». У нас выражение: видишь, как это не хорошо? равносильно выражению: понимаешь, как это не хорошо? – выражение: чтобы мы видели, что... равносильно выражению: чтобы мы понимали, что... Правда, форме εδον греки почти всегда придавали значение видения (для выражения понятия знания они видоизменяли её в οδα); но, хотя и не часто, зато начиная с самого Гомера они и форме εδον придавали значение если не знания, то понимания. Ст. 16. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Такое чтение не выдерживает, по нашему мнению, тех оттенков мысли, которые заключаются в греческом тексте. Выражение: от двух лет и ниже, по времени... наводит на мысль, что Ирод приказал избить всех детей с двухлетнего возраста до самого последнего новорожденного. Но если бы греческий текст действительно заключал в себе эту мысль, то в нем стояло бы не κατωτρω, а κατωττω. Κατωτρω, правда, значит «ниже», но это значение его не простирается до самого низа, до самого последнего; находящееся ниже всего, оказывающееся самым последним выразилось бы по-гречески словом κατωττω. – Κατ τν χρνον переведено: «по времени». Выражение довольно неопределенное: тогда как κατ τν χρνον имеет весьма определенный смысл; это значит: «приноровительно или применительно ко времени, соображаясь со временем, соответственно времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

В надписании псалма сказано: о наследствующем. Кто же это наследствующий? Церковь и все члены ее; о ней говорит Павел: « обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою » (2 Кор. 11:2); и Иоанн: « имеющий невесту есть жених » (Ин. 3:29). Но у жениха обыкновенного после первых дней брака ослабевает сила любви, а наш жених остается непрестанно любящим нас и непрестанно усиливает свою любовь. Выражая это, Иоанн и называете его женихом, так как у жениха любовь бывает особенно сильна. И Церковь он назвал невестою не поэтому только, но и потому, что желает всем нам быть одним телом и одною душою, по добродетели и любви. И как невеста все делает для угождения жениху, таковы должны быть и мы во всю жизнь. Как невеста с того самого дня, как поселится в брачном чертоге, заботится только об одном, как бы угодить жениху, так точно и мы в продолжение всей настоящей жизни должны заботиться об одном, как бы угодить Жениху и сохранить благонравие невесты. Об этой невесте упоминает и Давид, когда говорит: « стала царица одесную Тебя в Офирском золоте; одежда ее шита золотом » (Пс. 44:10, 14). Хочешь ли видеть и обувь ее? Послушай Павла, друга женихова, который говорит: « и обув ноги в готовность благовествовать мир » (Еф. 6:15). Хочешь ли видеть и пояс ее, составленный из правды? Он же научит тебя: « препоясав чресла ваши истиною » (Еф. 6:14). Хочешь ли видеть красоту ее? И это можешь узнать от него: « не имеющею пятна, или порока » (Еф. 5:27). Послушай, что говорит о ней и Премудрый: « вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! » (Песн. 4:7). Хочешь ли видеть и ноги ее? « Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! » (Рим. 10:15). И то поистине дивно и поразительно, что Он, украсив ее таким образом, не пришел во всей своей славе, чтобы преизбытком своей красоты не поразить и не изумить ее, но приходит, облеченный в ту же одежду, какая у невесты, « также воспринял оные » такой же « плоти и крови », какая у нее (Евр. 2:14), и не ее призывает горе, но Сам свыше приходит к ней, соблюдая и здесь закон, по которому жених приходит к невесте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время. Здесь апостол говорит о любви. Выше он сказал: как отец детей (ст. 11) и: как кормилица (ст. 7), а здесь быв разлучены (в славянском тексте — осиротевше), что свойственно детям, ищущим родителей. Это для того, чтобы мы поняли из этого, как он сильно любил их. Но в то же время намекает и на печаль, в которой он находился по причине разлуки. И нельзя сказать, говорит, чтобы мы оставались в разлуке долгое время, напротив, сравнительно короткое и малое, так что можно считать почти за один час. Лицем, а не сердцем. И притом не сердцем, говорит, мы разлучены были, а лицем. Но и нося вас. постоянно в сердце, мы испытываем скорбь, что лишены возможности видеть вас телесно. Заметь и то, что у сильно любящих есть потребность лично видеть любимых, от чего их любовь еще более усиливается. Тем с большим желанием старались увидеть лице ваше. Больше всего заботился видеть оставленных на короткое время. Обрати внимание на любовь: не для чего-нибудь другого, говорит, желаю прибыть, как для того, чтобы видеть ваше лице. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана. Что ты говоришь? Сатана возбраняет? Именно так; ибо это не было дело Божие. В Послании к Римлянам говорит, что Бог воспрепятствовал (Рим. 1:13 и 15:22); и Лука говорит, что Дух воспрепятствовал им (Деян. 16:6); и в Послании к Коринфянам говорит, что это было дело Духа (2 Кор. 1:22). Здесь же просто, что это дело сатаны, который наводит сильные и внезапные искушения, конечно, по попущению Божию. Смотри, как он гордится своею любовью, показывая, что он любил их больше всех, почему и говорит: я Павел, то есть хотя и другие со мной желали придти к вам, но я даже и решался. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Это ли не слова пламенеющих нежнейшей любовью матерей, разговаривающих с малыми детьми? Ему недостаточно было слова венец, чтобы показать свою пламенность, но он присовокупил и похвалы. Ибо на вас, говорит, я надеюсь, что ради вас сподоблюсь великого дерзновения пред Христом, и радости ради того самого, что вы и ныне есть, и тогда будете для меня венцом похвалы, то есть венцом блестящей славы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И вот горница, большая, устланная, приготовленная. Таинственная тишина вечери. Христос взял «также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:20 ). В этой чаше ярости Божией, Его гнева теперь Моя кровь. Пролита должна была быть ваша кровь, но пролита Моя. Пейте из этой страшной Чаши, и ярость Его, излитая на Меня, претворится в любовь Его, излитую на вас. Чаша гнева, испитая Мною, стала чашей любви, испиваемой вами. Я жаждал за вас испить вино Его ярости и гнева, жаждайте и пейте вино Моей любви и милосердия, которое есть кровь Моя. Но люди отвернулись от этой спасительной чаши Божественной евхаристии. Осквернили ее недостойными устами и вовсе отвергли. А потому выслушаем гром апостольских слов: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен... Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь...». Страшно впасть в руки Бога живого!» ( Евр. 10:29–31 ). Об этом и весть апокалиптического ангела: тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его! Вино цельное. Если и ранее Господь наказывал людей, то всегда растворял Свою строгость Своим же милосердием, крепость вина ослаблялась водой. На Страшном же суде будет вино цельное, нерастворенное. Нерастворившие свое яростное вино блуда слезами покаяния будут пить нерастворенное милосердием вино ярости Божией. Несчастный грешник, принявший антихриста и отверженный Богом на Страшном суде, не избежит чаши гнева Божия и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем . Мучениями в огне и сере Писание представляет вечные муки нечестивых в геенне огненной. Эти муки будут еще особо усугубляться тем, что они будут пред святыми Ангелами и пред Агнцем , в виду их. Нечестивые будут видеть вечное блаженство святых ангелов и их служение Единому Богу, будут видеть то, что они навечно, навсегда потеряли. Будут сравнивать свое состояние и состояние блаженных, будут видеть тех, за вражду к которым удостоились вечных мук. Более того, их муки будут пред Агнцем «и они воззрят на Него, Которого пронзили» ( Зах. 12:10 ), будут видеть Того, на Которого восстали. Но не омоют их уже Его раны. Не способны они уже ни каяться, ни печалиться, ни сожалеть, но только вечно мучиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

в которых мы находим отрицание возможности какого бы то ни было видения Того, Кто невидим, непознаваем, неприступен для тварных существ, есть другие, которые побуждают нас искать предстояния перед Лицом Бога, обещают видение Бога «как Он есть» 1186 . Среди текстов первой группы – Исх. 33:20–23 ( «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что чело­век не может увидеть Меня и остаться в живых») 1187 , 1Тим. 6 («Бог... обитает в неприступном свете, Ко­торого никто из человеков не видел и видеть не мо­жет»), Ин. 1 ( «Бога не видел никто никогда»), и дру­гие 1188 . Ко второй группе Лосский относит следующие места: Быт. 32:24–30 ( «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя»), Исх. 33и Втор. 34:10 (Бог говорит с Моисеем «лицем к лицу», как с другом), Иов 19:25–27 ( «...я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам...»), 1Ин. 3 ( «увидим Его, как Он есть»), 1Кор. 13 ( «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, тогда же лицем к лицу»). Этот изначальный парадокс темы боговидения очень ярко выражен Григорием Нисским : «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» ( Мф. 5:8 ). Тем, кто очистил сердце, обещано, что они увидят Бога. Но «Бога не видел никто никогда», как говорит великий Иоанн ( Ин. 1:18 ). А возвышен­ный ум Павла подтверждает это заключение, когда говорит: «Которого никто из человек не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 )... Всякая возможность постижения отнята этим четким отрицанием: «Чело­век не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ). И тем не менее в видении Господа и заключена вечная жизнь... Видишь ли смятение ду­ши, которая увлечена в глубины, открывающиеся в этих словах? Если Бог есть жизнь, то человек, кото­рый не видит Его, не видит жизни. С другой сторо­ны, боговдохновенные пророки и апостолы свиде­тельствуют, что Бога видеть невозможно. Не погибла ли надежда человека? 1189 В святоотеческой литературе встречаются различные подходы к парадоксу «видимый – невидимый». Первая возможность объяснить этот парадокс – рассматривать его в контексте традиционного учения о сущности и энергиях Бога 1190 : Бог невидим по Своей природе, но Его можно видеть в Его энергиях, Его славе, Его благости, Его откровениях, Его домостроительстве-снисхождении ( οικονομα) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, и праведный Иаков надеялся на свидание с сыном своим за гробом. Раскройте книгу Царств, и там найдете, что св. царь и пророк Давид горько плакал, когда сын его от жены Урииной сделался болен; а когда скончался, Давид сказал: «А теперь оно (дитя) умерло... Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» ( 2Цар.12:23 ). Итак, и Давид надеялся видеться с сыном своим за гробом. Раскройте св. Евангелие и прочитайте там притчу о богатом и Лазаре ( Лук.16:19–31 ). Здесь говорится, что богач, который всю жизнь свою одевался в порфиру и виссон, и каждый день веселился, а на бедного Лазаря, лежавшего у ворот дома его и покрытого струпами, и взглянуть не хотел, – по смерти своей снисшел во ад, и хотя между ним и Авраамом и Лазарем пропасть велика утвердися, так что и перейти ему к ним было нельзя, – однако же и этот грешник мог там, хоть и издали, видеть праведных Авраама и Лазаря, и не только видеть, но и беседовать с ними. Итак, там за гробом даже величайшие грешники могут не только видеться, но и беседовать с величайшими праведниками. После этого нет уже нужды говорить, что там праведники видятся с праведниками, благочестивые с благочестивыми. «Отче! – молился Сын Божий Отцу Своему, – которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Иоан.17:24 ). Как же благочестивым не иметь там друг с другом свидания и общения, когда все они там около Спасителя, как дети около отца? Там ли, например, не видеть друг друга тем, которых видел в духе св. Апостол Иоанн около престола Бога вышнего, а число их множество и тысячи тысяч? Там ли не видеть друг друга св. мученикам, которых видел тот же Апостол там всех вместе под алтарем? И что могло бы быть препятствием к взаимному свиданию и общению за гробом? То ли, что там до всеобщего суда и воскресения обитают одни только души без тел? Но здесь на земле каким образом мы имеем свидание и общение друг с другом? Глаз ли наш, например, собственно видит человека? Не глаз, а душа через глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010