Господи Святый Пречистый, помоги женщинам, которые крестятся крестом Твоим, вспомнить о душах своих еще до Суда Твоего Праведного. Чтобы души их, вместе с телами их, не стали вечно зловонными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 25 Августа. Поучение о страшном видении пророка Исаии ...Видел Я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном ( Ис.6:1 ) Вот видение из видений! Вот слава над славами и величие над величиями! Великую милость оказал Бог всем людям, дав им возможность видеть этот звездный мир, дело рук Его. Еще большую милость оказал Бог тем, кому дал возможность видеть мир Ангельский, непреходящий и чудесный. Но самую большую милость оказал Бог тем немногочисленным Своим избранникам, которым дал возможность видеть Его, Господа Саваофа, Единого Несотворенного и Создателя обоих миров. А как смертный человек может видеть Бога бессмертного? Разве не говорил Сам Бог Моисею: ...Человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 )? И разве в Евангелии не говорится: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 )? Воистину, никто из смертных не может видеть Лицо Божие, то есть сущность Божию. Но по Своей снисходительности, безграничной доброте и могуществу Бог может показаться некоторым людям в таком образе, который доступен для восприятия человеческого. В особых образах Он являлся Моисею, Илии, Даниилу, Иоанну Богослову – являлся не в сущности Своей, а в особом образе и виде. Исаия видел Его, сидящего на престоле высоком и превознесенном, то есть как Судию, возвышенного над всеми судьями и всеми судами земными. Шестикрылые Серафимы стояли вокруг Него и, обращаясь друг к другу, восклицали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! То есть видел Господа не Самого по Себе, а как Царя в Царстве Его необозримом, окруженного самыми возвышенными существами, которых создало могущество Его. Вокруг Него первые чины иерархии небесной, главные предводители бесчисленного воинства Его бессмертного, первые светильники света Его и ослепительного сияния Его. Это чудесное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Счастлив был Авгарь, получивший от Господа Нерукотворенный образ Его. Кто из нас, братие, не пожелал бы быть на месте этого царя, чтобы удостоиться того Божественного дара, какой получил он, или по крайней мере видеть и поклониться тому чудному образу, какой был дарован ему! Конечно, похвально было бы такое желание, но оно теперь неисполнимо, – говорим так по-человечески. Тем не менее мы не будем лишены милости Божией и можем быть не менее счастливыми, как и Авгарь, если будем внимательны к себе и к тем дарам, которые мы получаем и можем всегда получать от Господа. Если мы не можем видеть тот самый Нерукотворенный образ, какой был послан от Господа Авгарю, то можем видеть с него изображения. И если мы будем благоговейно чтить эти священные изображения Христа Спасителя, то можем удостоиться такой же милости, какой удостоился Авгарь, получивший исцеление от своей болезни. Ибо честь, воздаваемая иконе, относится к тому, кто изображен на ней, сказали святые отцы защитники иконопочитания, и благодать Божия, врачующая недуги, и ныне чудодействует через святые иконы по вере молящихся пред ними. Но мы, христиане, можем считать себя более счастливыми, чем Авгарь, ибо если этот языческий царь имел счастье видеть и благоговейно чтить изображение Божественного лика Спасителя, то мы получили от Господа другой дар, на который можем не только взирать и утешаться им, но воспринимать его как источник жизни и входить через него в теснейшее единение с Господом, носить Его в себе и быть носимыми Им. Этот дар есть Его пречистое Тело и пречестная Кровь, которые Он дал нам в снедь во оставление грехов и в жизнь вечную. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем, – изрек Господь. – Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:56:54 ). Одного этого вполне достаточно для того, чтобы видеть любовь Господа к нам и благоволение Его не меньше того, какое Он явил к Авгарю дарованием ему Своего Нерукотворенного образа. Но Он оставил нам еще иной образ Свой, на который можем не только взирать, но и отображать его в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Мысль о Мессии высказывается во многих обстоятельствах жизни Патриархов: так, они хотели видеть образ Его в своих детях, которым они давали знаменательные имена, в жертвах из коих, как они видели, благоприятны Богу приносимые с верою и чистотою сердца. Иакову открылось таинство смотрения Божественного в знаменательном видении, которое уразумел он, и поставил столп в память дивного видения, возлияв на верху его елей вместо жертвы 33 . Авраам отец верующих многократно являл в своей жизни столько опытов веры, что в них нельзя не видеть постоянного стремления его мысли к обетованному Искупителю. Сам Иисус Христос свидетельствует, что Авраам видел день Его и радовался о нем ( Ин.8:56 ), а Апостол объясняет, что сие блаженное видение имел Авраам во время приношения сына своего на жертву: тем же того и в притчи прият, говорит Апостол ( Евр.11:19 ) 34 . О сильной степени веры в Искупителя, оживлявшей и других ветхозаветных праведников, свидетельствует Иисус Христос, когда говорит: мнози Пророцы и праведницы вожделеша видети, яже вы видите и не видеша ( Мф.13:17 ). Слово: вожделеша (πεθμησαν) показывает, что желание ветхозаветных видеть Мессию было пламенное и утвердилось в них, без сомнения, созерцанием Иисуса Христа в сени и гаданиях, так что неясный образ Христа, преднаписанный в Ветхом Завете, переносил их мысли и желания ко времени явления самого Первообраза. Св. Златоуст замечает на сие место: «Они (Пророки и Праведники) видели, что Иисус Христос приидет к человекам, и устроит то, что после действительно исполнил. Ибо если бы они не знали Его, то и не желали бы видеть. Чего ж они не знали, и чего не видели? Того, что вы ныне видите и слышите. А если они и глас Его слышали и видели Его, то не во плоти. Итак, хотя они не видели пришествия во плоти, однако знали, что приидет Тот, Кого они желали видеть и веровали в Него, хотя Его во плоти не видели» 35 . В Псалмах Давида можно найти некоторые указания на то, что душа его видела Христа, имевшего воцариться на престоле его во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

И изречение апостола: «Лицем к лицу» ( I Kop. XIII, 12 ) не вынуждает нас веровать, что Бога, Которого мы будем нескончаемо видеть духом, увидим мы телесным лицом, на котором находятся телесные глаза. Ведь если бы тут разумелось и внешнее лицо человека, тот же апостол не сказал бы: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( II Kop. III, 18 ). Не иначе понимаем мы и то, что воспевается в псалме: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» ( Nc. XXXIII, 6 ). К Богу теперь мы приступаем верою, которая, как известно, есть дело сердца, а не тела. Но так как нам не известно, как (к Нему) приступать будет духовное тело (а об этом-то неизведанном предмете мы и говорим), то в настоящем случае, когда мы не имеем руководства и опоры в каком-либо авторитете священных Писаний, который понимать различно нельзя, по необходимости в удел нам достается то, о чем сказано в книге Премудрости, а именно: что помыслы смертных боязливы и ошибочны измышления их ( Npeм. IX, 14 ). Поэтому возможно и вполне допустимо, что мировые тела нового неба и новой земли мы будем видеть тогда так, что при посредстве этих тел, которые будем и сами носить, и встречать повсюду, куда только устремим свои взоры, будем с полнейшею ясностью видеть и Бога, всюду присутствующего и всем, даже и телесным, управляющего, а не так, как теперь мы видим невидимое Божие через рассматривание сотворенного ( Рим. 1:20 ), как бы через тусклое стекло, гадательно и отчасти ( I Kop. XIII, 12 ); притом для нас имеет большее значение вера, которой мы верим, чем сам вид телесных предметов, видимых нами при посредстве телесных глаз. Но как теперь живых и обнаруживающих свою жизнь жизненными движениями людей мы по первому же на них взгляду не верою считаем живыми, а видим такими, хотя не можем видеть самой по себе их жизни, которую, без всякого сомнения, видим в них при помощи тел; так же точно при посредстве тел будем видеть и бестелесного, всем управляющего Бога повсюду, куда только обратим духовные взоры своих тел.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А пресвитер Иероним с еврейского перевел так: «Не присутствовало ли сердце мое, когда вышел человек с колесницы навстречу тебе?» Пророк сказал, что видел сердцем своим при чудесной, конечно, помощи, и помощи, без сомнения, свыше. Но во сколько же раз полнее все будут обладать этим даром тогда, когда Бог будет все и во всем ( I Kop. XV, 28 )! Однако и телесные глаза будут иметь свое назначение, останутся на своих местах, и дух будет ими пользоваться через духовное тело. Ведь и пророк тот, хотя и не имел в них нужды, чтобы видеть отсутствующего, пользовался и ими, чтобы видеть находящееся налицо; впрочем, и это он мог бы видеть с закрытыми глазами духом, точно так же, как видел отсутствующее, не будучи там лично. Итак, не станем говорить, что святые в той жизни не будут, если закроют глаза, видеть Бога, Которого они будут постоянно видеть духом. Правда (в Евангелии) написано: «И узрит всякая плоть спасение Божие» ( Лyk. III, 6 ); но изречение это без всякого затруднения можно понимать так, как если бы было сказано: «И увидит всякий человек Христа Божия», Который был видим в теле и в теле же будет видим, когда станет судить живых и мертвых. А что Христос есть спасение Божие, об этом свидетельствуют многие места Писания, но с особенной ясностью слова досточтимого старца Симеона, который, взяв на руки младенца Христа, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое» ( Лyk. II, 29–30 ). И в изречении вышеупомянутого Иова: «Во плоти моей увижу Бога» ( Uob. XIX, 26 ; по Вульгате), – как передают эти слова списки, переведенные с еврейского, – хотя, понятно, высказано пророчество о воскресении плоти, однако не сказано: «(Увижу Бога) посредством плоти моей». Если бы было сказано таким образом, то можно было бы разуметь Христа Бога, Которого мы увидим во плоти посредством плоти; в настоящем же своем виде изречение это может быть понято и в таком смысле, как если бы вместо слов: «Во плоти моей увижу Бога», было сказано: «Буду во плоти, когда увижу Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Другие же смогут видеть Его лишь по пятницам. Они будут наслаждаться возможностью взглянуть на благородный лик Аллаха и получать удовольствие от Его ослепительной и несравненной красоты. Когда они увидят лик Аллаха, то забудут об окружающем их блаженстве и получат неописуемое удовольствие. Их лица засияют и станут ещё более прекрасны» 181 . В другом толковании мы даже встречаем указание на то, что в сонме праведников будет существовать иерархия, и от места внутри неё будет зависеть возможность видеть Аллаха: «…взирать на своего Господа, т.е. видеть Его воочию… Самый низший рангом из обитателей Рая будет тот, кто посмотрит на своё владение в течение двух тысяч лет. Однако он сумеет увидеть его начало, так же как он увидит его конец. Он смотрит на своих жён и слуг. А высший рангом из них будет тот, кто дважды в день будет лицезреть Аллаха» 182 . Более того, и в Библии праведному человеку после Страшного Суда обещана возможность видеть Господа Бога: Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их… Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец… И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их ( Откр. 21:3,22–23; 22:4 ). Главным источником такого блаженства будет особая близость к Господу, сопребывание и общение с Ним, возможность видеть Его, как Он есть: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят… Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть… будет Бог все во всём… и всегда с Господом будем ( Мф. 5:8 ; 1Ин. 3:2 ; 1Кор. 15:28 ; 1Сол. 4:17 ). Вместе с тем, по словам преподобного Григория Синаита , православным, в отличие от мусульман, обещано наряду с этим и духовное совершенствование: «В будущем веке ангелы и святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

9:31); но это дерзость, а не дерзновение. Укоризненно говорил и Илия, но то было дерзновение и мужество: « не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего » (3 Цар. 18:18). Еще и пред целым народом Илия говорил дерзновенно: « Долго ли вам хромать на оба колена? » (ст. 21). Порицать таким образом, как делали пророки, есть дерзновение и мужество; а то была дерзость. Хочешь ли слышать и слова смиренномудрия и благородства? Послушай Павла, который говорит: « Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь » (1 Кор. 4:3, 4). Вот суждение, приличествующее христианину! И опять (апостол говорит): « Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? » (6:1). Хочешь ли видеть лесть безрассудных иудеев? Слушай, как говорит они: « Нет у нас царя, кроме кесаря » (Ин. 19:15). Хочешь ли видеть смиренномудрие? Послушай еще Павла, который говорит: « Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса » (2 Кор. 4:5). Желаешь ли видеть лесть и дерзость: дерзость Навала, а лесть Зифеев? Как тот поносил Давида, а эти умышленно предали его? Желаешь ли видеть любомудрие Давида, а не льстивость? Как он захватил Саула, и пощадил его? Желаешь ли видеть лесть убийц Мемфивосфея, которых Давид предал смерти? Просто, вообще и кратко сказать, дерзость — это когда кто–нибудь гневается и ругает другого без всякой причины, или мстя за себя, или чрезмерно раздражаясь; дерзновение же и мужество — когда кто отваживается на опасности и смерть, презирает и дружбу и вражду для угождения Богу. Лесть и низость — это когда кто служит другим не ради необходимого чего–либо, но чтобы уловить что–нибудь житейское; а смиренномудрие — когда кто делает это для угождения Богу и уничижается, чтобы совершить что–либо великое и достойное похвалы. Блаженны мы, если знаем это и если делаем, потому что не достаточно знать: « Не слушатели закона », — сказано, — « но исполнители закона оправданы будут » (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

10.  Некогда, во время пребывания аввы Арсения в Канопе, одна весьма богатая и богобоязненная девица, сенаторского рода, пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила архиепископа убедить старца, чтобы он допустил ее к себе. Архиепископ пошел к авве Арсению и сказал ему: одна девица, сенаторского рода, пришла к тебе из Рима и желает видеть тебя. Но старец не хотел даже и встретиться с нею. Когда сказали об этом девице, она приказывает запрячь волов, говоря: я верую в Бога, что увижу старца; ибо я пришла видеть не человека. Людей знатных много и у нас в городе, но я пришла видеть пророков. Когда она достигла кельи старца, случилось, по устроению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца, девица пала к ногам его. Он поднял ее с гневом (истинность данного выражения весьма сомнительна — ред.), и, обратившись к ней, сказал: если хочешь видеть лицо мое, то вот, смотри. Девица от стыда не осмелилась взглянуть на лицо его. Старец говорит ей: если ты слышала о делах моих, то на них должно смотреть. Как ты решилась выйти из дома и плыть так далеко? Разве не знаешь, что ты девица, и что тебе никуда не должно выходить? Или ты для того пришла, чтобы по возвращении в Рим, сказать другим женщинам: я видела Арсения? — и море сделается путем женщин, идущих ко мне. Девица отвечала: если Богу будет угодно, и я возвращусь (в Рим), то не допущу ни одну женщину прийти сюда. Но ты помолись о мне и поминай меня всегда. Старец в ответ сказал ей: молюсь Богу, чтобы Он изгладил из сердца моего память о тебе. Услышав сие, она пошла в смущении, и, по возвращении в город, от печали впала в горячку. О болезни ее известили архиепископа. Он пришел к ней и просил ее сказать, что с нею случилось? Девица отвечала: лучше бы мне никогда не приходить сюда; я сказала старцу: поминай меня, а он отвечал: молюсь богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе, — и вот я умираю от печали. Архиепископ сказал ей: или не знаешь, что ты женщина, и что чрез женщин враг воюет на святых? Потому так и отвечал тебе старец; а о душе твоей он будет всегда молиться. Таким образом успокоилась девица в мыслях и с радостью отправилась в отечество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

9:3); уста, которыми он говорил пред лицом царей и не был посрамлен, от которых убегали демоны и даже не только тогда, когда слышали голос его, но и тогда, когда он был вдали, которыми он преобразовывал все на земле и управлял, как хотел, всем на небе, связывая, кого хотел, и разрешая данной ему властью. Кто покажет мне прах сердца Павлова, пламенеющего за всех погибающих и рождающего во второй раз извергнутых детей? Я хотел бы видеть это сердце даже распавшееся, оно превыше небес, шире вселенной, чище лучей солнца, горячее огня, крепче железа, оно живет больше новой жизнью, чем этой. " Уже не я живу, но живет во мне Христос " (Гал. 2:20). Сердце Павлово было поистине сердце Христово, вместилище Духа Святого и книга благодати; удостоенное возлюбить Христа, как не возлюбил никто другой; презревшее смерть и геенну, сокрушенное братскими слезами: " что вы делаете ? " - говорит, - " что плачете и сокрушаете сердце мое " (Деян. 21:13)? Хотел бы я видеть прах рук Павловых, заключенных в узы, рук, возложением которых ниспосылался Дух, которыми он написал божественные писания: " видите, как много написал я вам своею рукою " (Гал. 6:11), - рук его, которые увидев, ехидна упала в огонь. Хотел бы я увидеть прах очей, своевременно ослепленных, взиравших на спасение вселенной, удостоенных видеть Христа во плоти. Хотел бы я видеть прах ног его, обошедших без утомления вселенную, забитых в колодки, в то время когда он поколебал темницу, обошедших вселенную и места ненаселенные. О чем же еще нужно частнее говорить? Хотел бы я видеть его, льва духовного! Как лев испускает пламя из глаз на стада лисиц, так он обрушился на сонмы демонов и философов и, подобно удару молнии, ниспал на полчища дьявольские. Дьявол не вступил с ним в бой, но так испугался и так задрожал пред ним, что только издали видел его тень и слышал голос, чтобы тотчас же убежать. Размыслите и вострепещите, какое удивительное зрелище увидит Рим, когда Павел внезапно восстанет из гроба вместе с Петром и будет взят в сретение Христа: какой дар пошлет Христу Рим, в какие два венка облечется, какими будет опоясан золотыми цепями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Как же это? — В словах Его нет противоречия. Ибо они знали Отца, но не так, как следовало, знали как Бога, но как Отца — еще не знали. Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщил им совершенное познание. Итак, слова Его имеют такой смысл: если бы вы знали Мое существо и достоинство, то знали бы также существо и достоинство и Отца. И отныне вы начали познавать Его чрез Мое посредство, и видели Его, то есть познали умом вашим, насколько возможно. Так как вы признаете Меня Господом и Учителем, то, без сомнения, о Мне, насколько для вас достижимо, получили познание достаточное и об Отце, ибо совершенного еще не получили. И иначе. Слова: «если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего», выражают не то, будто они не знают Его, но имеют такой смысл: Я сказал вам, что вы знаете, куда Я иду, то есть к Отцу, и знаете Путь сей, то есть Меня. Фома сказал Мне: «не знаем, куда идешь» и прочее, не знаем и пути сего. Я сказал Фоме: Я есмь Путь, и никто не приходит к Отцу иначе, как только чрез Меня. Итак, если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Но вы знаете Меня, следовательно, знаете и Отца Моего. Ибо отныне, говорит, вы знаете Его и видели Его, видевши Меня. Филипп думал, что он хорошо знает Христа, но не знает Отца. Посему и сказал: «покажи нам Отца, и довольно для нас». Ибо сколь много ни говори нам, что если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, но мы не сможем таким образом познать Отца. А Ты покажи Его нам, телесным глазам нашим. Филипп слышал, что пророки видели Бога, и сам пожелал видеть Его так же телесно, не зная, что видения пророков были снисхождением. Итак, научая Филиппа, что Бога нельзя видеть телесно, Христос говорит: «столько времени Я с вами, и ты еще не познал Меня, Филипп?» Смотри. Не сказал: не «видел» ты, но не «познал», для того, чтобы отвести Филиппа от земного помысла, от желания видеть Отца телесно. Ибо о Боге говорится — знать, а не телесно видеть. Потом прибавляет: «видевший Меня видел Отца». Слова имеют такой смысл: Филипп! ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что Меня ты уже видел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010