Оправдание или спасение Господь называет Своим: правда Моя, спасение Мое (ср. выше слава Господня – Ис. 60:1 ) в том смысле, что Он Сам был виновником этого оправдания и спасения (ср. выше 12:2; 35:4; 61:11 и ниже 62:11); вместе с тем это оправдание и спасение называется правдою и славою Сиона и Иерусалима: узрят языцы правду твою, и царие – славу твою (т. е. Сиона и Иерусалима) в том же смысле, в каком выше Иисус Христос, бывший светом, просвещающим всякого человека ( Ин. 1:9 ), и спасением, уготованным для всех людей ( Лк. 2:31 ), именуется светом и светлостью Иерусалима: и пойдут царие светом твоим (т. е. Иерусалима) и языцы светлостию твоею ( Ис. 60:3 ) или славою израиля: яко видеста очи мои .. славу людей Твоих израиля ( Лк. 2:30, 32 ). – Прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е – эти слова можно относить к Иерусалиму или Сиону и к тому благодатному царству, которое получило там свое основание. В последнем случае, по объяснению бл. Иеронима, здесь разумеется или то новое имя, которое нарек обществу своих последователей Сам Иисус Христос, сказавший ап. Петру, ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ), или же то, которое происходит от имени Христова, т. е. христиане, каковым впервые стали называться последователи Христа в Антиохии (ср. ниже Ис. 65:15 и Апок. 2:17; 13:12 ). По этому объяснению обращение тя относятся к церкви Христовой, получившей начало на Сионе и нередко в переносном смысле именуемой Сионом. В приложении к Сиону или Иерусалиму в собственном смысле, слова эти нужно понимать в том смысле, что и этот последний будет называться новым именем. Ниже пророк вполне раздельно и ясно говорит о новом имени, как последователей Христа, так и города Иерусалима: Спаситель прозовет я (их) люди святы, избавлены Господем: тыже (дщерь Сионова, тоже, что Иерусалим или Сион) прозовешися взыскан град и неоставлен (12 ст.). 3 ст. Обращаясь к Иерусалиму или Сиону, а под образом его – к церкви Христовой, которая имела получить в нем (или на нем) свое начало, пророк говорит: «и будешь ты прекрасным венцом (венец доброты, στφανος κλλους) в руках Господа и царскою диадемою (диадема царствия) в руках Бога твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Будто в каком-то сне тоскливом, дни мои идут. И рад бы обрадоваться и неоткуда радости ждать. Радость и мир надо заработать, надо других обрадовать, тогда и сам радость получишь. «Тако да просветится свет ваш пред человеки…» А я весь мгла, весь муть и туман по отношению близких моих. Простой мирской честности нет во мне, кругом ложью живу, своё бросаю, чужое хватаю, лгу людям, лгу и себе. Глубоко в тине барахтаюсь, а требую от других уважения… 26 сентября И я сегодня день-от вился как белка в колесе. Сейчас Толька понёс Мишке в джаз хлебца, и я урываю писнуть. Завтра память преподобного Савватия… Преподобные отцы Сергий, Кирилл, Савватий и Зосима жили в XIV и в XV веках. Мы живём в иные времена. Но это не значит, что иное время — «иные песни». Нет! Правда, святость, красота вечны, неизменны. Мы проходим, а великие носители святости и красоты живы, как живы звёзды. Вот это созвездие видишь ты, видели его и твои праотцы, будут видеть если продлит Бог век мира сего, и правнуки твои… Благословенна эпоха, благословенны времена, в которые жили чудотворцы Сергий, Кирилл, Савватий, Зосима… Они наша слава, они наша гордость, упование и утвержние. Ято маленький, ничтожный, жалкий последыш против тех святых времён. Но я наследник оных благодатных эпох. Я хоть сзади, да в том же стаде… Златые уста говорят: «Не можешь быть большой звездой, будь малой, только на том же церковном небе почивай…». Вот так опомнишься на мал-то час, очнёшься, от будней бесконечных упразднишься на мал час хотя и думаешь: вот какое мне царство предлагается, ведь я царству наследник: сыном света, чадом божьим я могу быть, вместилищем радости нескончаемой, которую даёт Христос любящим его. Я церкви Христовой, и она во мне. А этим сокровищем обладание ни с каким богатством земным не сравнишь… Дак что же я скулю как собака, что в мире сем обойдён да не взыскан, не пожалован!.. 27 сентября. Суббота Ехал на трамвае Лубянка, Театральная… Толкотня, жмут, ругают. А над городом, за площадью, за домами дальними туманная заря… И вот вижу берег родимого моря.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Если Вы, о. Протоиерей, сами не пожелаете занять настоятельское место в соборе, – чего-бы я очень желал, то пригласите к сему старших после Вас из числа Бежецкого духовенства, как-то: о. протоиерея Николая Постникова и о. о. Василия Лебедева 2182 и А. Соловьева, 2183 или кого сами Вы найдете благонадежным и достойным этой чести. О последующем же не умедлите мне донести. Призывая Вам Божие благословение, с искреннею о Христе любовью пребываю»… В ответ на это о. протоиерей Тяжелов от 23-го числа за 119 писал: «Архипастырское внимание и доверие Вашего Высокопреосвященства к моему недостоинству исполнили душу мою сердечной признательности и глубокого чувства благодарности. Еще 12 лет назад, благоволением, блаженной памяти, незабвенного Архипастыря нашего, почившего в Бозе Высокопреосвященнейшего Филофея, я назначаем был на место настоятеля при Бежецком Воскресенском Соборе и его-же милостью оставлен на занимаемом месте в приходе св. Апостола Иоанна Богослова. И ныне имею желание, ежели Господь потерпит грехам моим, послужить при сем-же храме до последнего моего издыхания. Дни жизни моей уже, яко сень, преходят, – силы ослабевают и болезненные признаки старости дают знать о себе. – Расположением прихожан и вообще жителей города я пользуюсь; средствами к жизни я доволен; храм св. Апостола Бого- —507— слова устроен при мне; в продолжении 42-летнего служения я привык к приходу и знаю каждого от малого до великого; милостями и благоволением любвеобильных архипастырей я взыскан: – чего мне искать, зачем расставаться с паствою любящею и любимою? Сердечно благодарю Ваше Высокопреосвященство за честь, которой Вы удостоили меня. Хочу исполнить обещание, данное мною, пребывать на службе при храме, к которому я рукоположен, возлагая упование на милость Божию, заступление Царицы Небесной и ходатайство св. Апостола Богослова по части устроения судьбы двух дочерей моих – девиц. Предписание Вашего Высокопреосвященства от 20-го сентября текущего исполнено. 1) О. протоиерей Н. Постников не согласился на переход в настоятели к Собору, как он выражался, по семейным обстоятельствам, т. е. потому, что некому из детей предоставить своего места: дочь – несовершеннолетняя, сын не окончил курса семинарского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сознание необходимости порядка под этими впечатлениями переходило в органическое чувство, в инстинкт самосохранения, а авторитет власти церковной и государственной вырастал в недосягаемую высоту. – Другие последствия тревожных событий 1682 года для Свят. Митрофана выразились в том, что смута значительно увеличила трудность начавшегося пастырского служения Святителя и с материальной, и с нравственной стороны. При открытии Воронежской епархии ее епископу обещали позаботиться о его материальном обеспечении. Но потом, за летними событиями забыли о нуждах новой маленькой епархии. Св. Митрофан, по его словам, «отпущен с Москвы на Воронеж в смутное время, а ничем не пожалован»; в первое время его епископства, благодаря этому, «на Воронеже в дому Пресвятыя Богородицы вотчин и никаких угодей нет, стоит в забвении, и он, Митрофан епископ, ничем не взыскан и с домовыми своими людьми живет на Воронеже на постоялых дворах с большою нуждою, хлеб покупая». Нравственные последствия Московской смуты для Воронежского края были еще существеннее. Мы не будем утомлять вашего внимания подробною характеристикою того печального общественного и религиозно-нравственного состояния, в котором был Воронежский край пред открытием в нем епископской кафедры, – это сделано уже в работах других исследователей Воронежской старины. Для нашей цели в настоящую минуту достаточно напомнить только следующие характерные слова из одной челобитной Св. Митрофана. «У нас место украинское, – жаловался Святитель правительству, – и всякого чину люди обыкли жить неподвластно, по своей воле». В этих словах Святителя дается наилучшая общая характеристика того духа, который царил в Воронежском крае. Уходя добровольно или невольно из центральной Московской Руси на южную окраину, в степной простор, тогдашний русский человек порывал связь со всем прошлым, развязывал тяготившие его узы общественные, семейные и нравственные и начинал жить неподвластно, по своей воле. Нам, с детства воспитанным в мысли о порядке, как основе всякого общежития, трудно и представить себе то нестроение, которое господствовало в жизни Воронежской украины конца XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

«25-го сего ноября скончался в Ницце действительный статский советник и старшина Московского купеческого общества Василий Михайлович Бостанжогло. По получении о сем телеграфного известия, преосвященный Савва, епископ Харьковский, совершил (27 ч.) в своей Крестовой церкви заупокойную литургию, с панихидою по усопшем болярине Василии. Хотя в пределах Харьковской епархии немногим известна была личность покойного, тем не менее мы, не вдаваясь впрочем в биографические подробности о жизни и деяниях покойного, считаем своим долгом сказать несколько слов о его христианской благотворительности и благочестивом усердии к Церкви Христовой, небезызвестном и Харьковским жителям. Василий Михайлович принадлежал к купеческому сословию г. Москвы и кроме должностей, занимаемых им по городским и коммерческим учреждениям, проходил, с неизбежными и весьма значительными от него пожертвованиями, должности и звания при многочисленных благотворительных учреждениях и учебных заведениях. Насколько велики были заслуги В. М-ча, оказанные этим учреждениям, видим из того, что он был взыскан Высочайшею Милостию Государя Императора и награжден сначала орденом св. Владимира 3-й ст., затем, в 1871 году, чином статского советника, и, наконец, в 1873 г. удостоен чина действительного статского советника. Но великая благодеяниями душа Василия М-ча не ограничилась пределами одной Москвы. Нет! она простерла свою щедродательность далеко за её пределы. Поводом к этому было то, что Василий М-ч находился в отличных, можно сказать, дружественных отношениях к архипастырю нашему, преосвященнейшему епископу Савве. И вот когда преосвященный перемещен был из Москвы на Полоцкую кафедру, вслед за ним потекли и благодеяния от Христолюбивой Москвы, в которых покойный В. М. оказал самое живое и деятельное участие. Так, по его ходатайству, московскою купеческой управой отчислена, в 1870 г., для Полоцкой епархии, часть процентов, в количестве 1200 р., с капитала, завещанного в пользу церквей почетным гражданином П. И. Куманиным 642 . В Мае 1871 г., при представлении пожертвованных благотворителями Москвы ризничных и утварных вещей на сумму 4225 р., Василий М-ч, совокупно с А. В. Ганешиным, П. С. Камыниным и С. П. Оконнишниковым, поднесли в дар любимому ими архипастырю дорогое – полное архиерейское облачение в знак глубокого к нему уважения и памяти 643 . В декабре 1873 г., В. М-ч препроводил к Преосвященному Савве 500 р. на епархиальные нужды. Из этой суммы владыка, употребив 300 р. на приобретение утварных вещей для бедных церквей, 200 р. передал в пособие бедным вдовам и сиротам. И когда сообщая об этом распоряжении, преосвященный спрашивал: будет ли такое распоряжение согласно с волею жертвователей? Василий Михайлович ответствовал, что такое распоряжение «не только соответствует желанию жертвователей, но вызывает с его стороны ещё большее стремление оказать помощь этому истинно-доброму делу», и вместе с сим прислал еще 200 р., с просьбою употребить их именно для этой цели 644 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Суди, государь, царь, по сим правилам истинно. А я, бедной, аще и священства сан имел, но по некоему Божию смотрению взыскан ко обращению пути спасенного твоим государевым праведным рассмотрением, и благодарне пребываю во юзничестве, моля Бога за возмущающих и оклеветающих мя. Возмутивый кто напрасно твою государеву праведную душу, той суд понесет, аще чисто не покается; а мне грешному бити челом и воспоминати тебе, великому государю, на оправдание себе не возможно стало, понеже беззаступен и кляхся много страшными клятвами. А того ради и дерзнул такую клятву изрещи, хотя твою государеву праведную душу и сердце от мнения обратити. И ныне паки извещаются тебе, великому государю, яко Богу истинному, сердцем и душею: ей-ей, неповинен подметной челобитной ни мыслию, не токмо делы. И будет неправду тебе, государю, пишу, и дай ми Господи якоже Каину и якоже Елисееву отрочищу Гиезии и якоже Анании и Сапфире, и да приложитя яко Дафану и Авирону. Не мни, государь, либо чего бояся тако клянуся; ей, в правде. А что слух до меня доходит, будто та челобитная одна рука с бунтовым листом, и в том ты, государь, волен. Как был на Москве бунт, а я нищий то лето от светлой недели и до сырной на Москве не был, посылан был из Чудова монастыря на низ, а была со мною посылана монастырская казна для покупки, тысяча рублев. Но не изволил Господь Бог по своему смотрению в сердцы твоем государеве возвестить, а мне бедному беззаступному изыскать истину, и буди в том воля Господня, и потом твое, великого государя, рассуждение. Токмо едино тебе, государю, моление предлагаю: суди, государь, истиною правила выше писанные, и како нам предстати будет пред общего нелицемерного Судию. Тамо несть обиновения: ни царя боится, ни святителя стыдится, ни седин милует, ни юности щадит. А о раздоре церковном и о настоящем сем времени и разделении людей подобает тебе, великому государю, рассмотреть от писания. Пишет Пролог, ноября в 16 день, слово отца Памвы; проречение Кирилла Новоезерского, февраля в 4 день; беседа царя Стефана Сербского ко Андронику царю, мая в девятый день; Библия , Ездры 3 книги, глава 5; Пророка Иеремии главу 4 и 22 и 23 и 51; Пророка Иезекеиля главу 7 и 36 и 37 и 38. А о разделении пишет: аще разделится царство на ся, не может то царство стати, тако и дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Полная невинность пострадавшего мучительно действует на совесть людей, и они ищут удовлетворения. Не видя его на земле, люди создают в себе убеждение – веру, – что Бог восстановит справедливость и воздаст мученику сторицею там за то, что он здесь претерпел, а мученик со своей стороны силою своею святости воздаст за все зло добром, проявит кротость и всепрощение. Но людская злоба не вполне удовлетворилась страданиями и кровью семилетнего отрока: они продолжали проследовать его и по смерти, дерзнули сорвать с него венец мученичества, шпинают его клеймом самоубийства, сделать опальною самую могилу его и, по-видимому, желали истребить из памяти людей самое имя его. На некоторое время они действительно даже и успели все это сделать. Замечательно, между прочим, то странное обстоятельство, что ни летописи, ни официальные документы не упоминают совсем о совершении торжественных панихид и поминовения по усопшем Царевиче: а одна из повестей о смутном времени прямо утверждает, что Царевич Димитрий до обретения мощей его не был «никем поминовен или со славною взыскан страха ради убийцы (Годунова)» 212 . Если защитники Бориса Годунова находят возможным обелять его от обвинения в преследовании царевича при жизни его, то едва ли кто отважится защищать его от вины —156— еще более тяжелой – от жестокости и явного поругания памяти и имени царственного мученика отрока. Денно и нощно посадские люди стерегли тело царевича, «чтобы кто его не украл», как заявил об этом на допросе Григорий Феодорович Нагой 213 . Безвыходно при нем была и сраженная горем несчастная мать; она так занемогла, что ее братья заподозрили, не испорчена ли она, вследствие чего один из них Афанасий Нагой в тот же день поспешил в Ярославль, к жившему там Англичанину Горсею, с которым он был знаком. Приехав к нему, он сообщил известие, что царевича зарезали дьяки, мать его испортили и просил для нее лекарства. Вера в возможность порчи и колдовства еще доселе крепко сидит в простом народе. Под порчей простолюдин понимает всякую непонятную ему болезнь, например эпилепсию, пляску св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Память Преподобного отца нашего Николая Игумена Студийского Сей преподобный, желая увидеть сродника своего, пришел в Константинополь, где узнал, что его родственник Феодор вступил в число братии Студийской обители, тогда и сам вступил в монашество, где прошед все послушания, достиг священнического чина. Ho после сего, осужден был на изгнание вместе с родственником своим Феодором, по указу Льва иконоборца, от коего претерпели много мук. По смерти Льва иконоборца, Феодор с преподобным Николаем, пришли в Халкидон, где приняты были патриархом Никифором. Спустя немного после сего, по распоряжению царя Михаила, еще претерпели изгнание, в коем многострадальный Феодор скончался. После многих бедствий, блаженный Николай взыскан был царем Василием Македонянином, вступившим на царский престол после государей иконоборцев, Василий поставил св. Николая игуменом Студийской обители. После многих подвигов и трудов, святой Николай скончался в 75 лет. Повесть, показывающая достоинство молчания, смирения и надежды В обителях св. Антония жил один отшельник, преуспевая в добродетели, многие, приходившие к нему, получали пользу от него, слушая его поучения, и видя его дела. Враг рода человеческого, искушая его, вложил мысль отшельнику тому такую: недостоин я, чтобы мне служили другие, и я служить другим также не достоин; посему нужно мне самому работать только для себя. Внимая таковым внушениям, отшельник тот оставил свое уединение и отшел во град, для продажи изделий своих, дабы на вырученные деньги достать себе необходимое для жизни. Но вместе с тем, искушен будучи диаволом пал в прелюбодеяние во граде том. Поняв искушение врага, сей муж близок был к отчаянию, намереваясь броситься в глубину реки. Но Господь не допустил погибнуть окончательно рабу Своему, много трудов подъявшему ради Христа, светлая мысль осенила тогда вдруг подвижника, что Господь простит ему его согрешение, если он покажет должные плоды покаяния. Тогда опять водворяется в обитель муж сей, заключает двери келии своей для всех, и предается плачу о падении своем. В ночь на праздник Пасхи, Христос явил угоднику Своему знамение, что прощено есть падение его, поставленный светильник пред иконою, невидимою рукою возжегся и прежде смерти муж сей узнал день ее по внушению свыше. 5 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иез.36:34 . и земля погибшая возделается вместо того, яко погублена бысть пред очима всякаго мимоходящаго. Когда, говорит Бог, дарую вам оставление грехов и прощением соделаю вас чистыми, тогда и городам дам здания и земле – насаждение, и вместо прежнего запустения, какое видели все мимоходящие, будет она населена. Иез.36:35 . И рекут: земля оная погибшая бысть яко вертоград сладости, и гради опустевшии и разорении и раскопании, забралы утверждении сташа. Как прежде у всех в устах было твое запустение, так теперь соделаешься пресловутою и всех будешь приводить в удивление, потому что пустынная земля твоя уподобится раю сладости, и ненаселенные и разоренные города оградятся крепкими стенами. Иез.36:36 . И уразумеют языцы, елицы останутся окрест вас, яко Аз Господь, возградих разоренныя, и насадих погубленныя: Аз Господь глаголах, и сотворю. Соседственные народы дознают, что Мною ниспосланы и прежние горестные события и настоящие радостные, и подтверждением сказанного служит достоверность Изрекшего: «Аз Господь глаголах, и сотворю», потому что, как Владыка, у которого есть силы сделать, что сказал, то и приведу в исполнение. Иез.36:37 . Сия глаголет Адонаи Господь: се еще взыскан буду дому Израилеву, еже сотворити им. Вместо «взыскан буду» Симмах перевел: «обрящуся» 22 . К прежним благодеяниям присовокуплю и это, и удостою их призвания. И умножу их, яко овцы святыя. Поскольку, как овец, принял Я их под свое попечение, то буду прилагать о них пастырскую заботливость. Иез.36:38 . Яко овцы Иерусалимли в праздниках его, тако будут гради опустевшии полни овец и людей, и уразумеют, яко Аз Господь. Как прежде осады Иерусалим во время великих своих праздников был наполняем овцами, так все их города наполню людьми, овцами и другими благами, и из самых событий дознают, что Я Господь, и Бог Который убиет и оживотворит, поразит и исцелит ( Втор. 32, 39 ). Посему, зная и благость, и могущество нашего Владыки, возлюбим Его по причине благости и убоимся по причине могущества, чтобы, и любя и боясь, соделаться нам хранителями Его заповедей и сподобиться обетованных благ о Христе Иисусе, Господе нашем. С Ним Отцу слава и со Святым Духом, во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В неолите (с VI/V тыс. до Р. Х.) продолжалось развитие местных традиций, на основе к-рых под влиянием культур лесостепи сложилась волго-камская культура. Зафиксированы связи с памятниками лесного Зауралья (типа Евстюниха). Отмечается проникновение групп населения из Ср. Поволжья и с Юж. Урала, которые взаимодействовали с местными жителями. Для этого времени показательны плоскодонные горшковидные и баночные сосуды, декорированные по тулову разреженными накольчато-прочерченными узорами, а также отщепо-пластинчатая кремнёвая индустрия. В конце неолита появились святилища и жертвенные комплексы, исследовавшиеся в предгорьях территории совр. П. к. (Писаный камень, Дивий камень, грот Дыроватый). Начало эпохи раннего металла (кон. IV - сер. III тыс. до Р. Х.) в регионе связано с новоильинской и борской культурами. Генезис новоильинской культуры (распространена по всему Прикамью) не вполне ясен, но наблюдается преемственность памятников поздней стадии камского неолита типа Чернашка, обнаружены открытые полуяйцевидные сосуды с гребенчатой орнаментацией, образующей узоры в виде горизонтальных рядов, зигзагов и флажков, часто встречаются узоры из кружкового и ямочного орнамента. Есть находки накольчатой нижнекамской посуды тат-азизбейского типа и липчинской культуры (Зауралье). В кремнёвой индустрии сочетались отщеповая и пластинчатая техники. Найдены сланцевые подвески, каменные молоты, медные ножи и шилья, следы металлообработки (капли меди, глиняные тигли, ошлаковка). Борская культура распространена в Пермском Прикамье и бассейне Чусовой, характеризуется архаичными («неолитоидными») керамическим и кремнёвым комплексами. Предполагается, что она сформировалась на основе памятников типа Чернашка, возможно под сильным влиянием новоильинской культуры. Гребенчатые и ямочные узоры покрывали всю поверхность полуяйцевидных или котловидных сосудов с округлыми днищами. Встречается зауральская «тальковая» керамика. Кремнёвый инвентарь изготовлен из крупных ножевидных пластин, среди которых выделяются своеобразные комбинированные скребки-ножи. Известны наконечники стрел из пластин с боковой выемкой, как в кельтеминарской культуре, и листовидные с 2-сторонней обработкой. Следы металлообработки выявлены только на позднем поселении Бор V (Добрянский городской округ). Хозяйство обеих культур базировалось на охоте, рыболовстве, собирательстве.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010