5. Однако тот, кто рождается семимесячным, рождается на страдание (Иов. 5. 7). Тот же, кто в восьмой день 2781 приобщается воскрешающим таинствам, освящается благодатью призывается к наследованию Царства Небесного. Велика благодать в седмерице даров Святого Духа, однако же в седмерице она звучит, восьмерицу освящает. В той — звучание, 2782 в этом — плод, и потому в восьмой день благодать Духа возвращает в рай спасенными тех, кого некогда изгнал оттуда их собственный грех. 6. Ветхий Завет знает эту восьмерицу, которую по–латыни мы называем октавой; как говорит Екклесиаст: Давай часть тем семи и даже тем восьми (Екк. 11. 2). Седмерица принадлежит Ветхому Завету, восьмерица — Новому, когда Христос воскрес и всем воссиял день нового спасения, тот день, о котором говорит пророк: Возрадуемся и возвеселимся в этот день, который сотворил Господь (Пс. 117. 24). В этот день в сердца человеческие излился свет полного и совершенного обрезания. 2783 Поэтому и Ветхий Завет «дал часть» восьмерице в обряде обрезания. 2784 Но оно еще таилось в тени. Явилось Солнце правды (Мал. 4. 2) и исполнением собственного страдания воссияло лучами Своего света, которые простерло на всех и открыло блистание жизни вечной. 7. Следовательно, это те семь и восемь, о которых говорит Осия, что с этим числом он нашел и обрел для себя полноту веры. Ибо сказано так: И я пошел и приобрел ее себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и полхомера вина (Ос. 3. 2). 2785 А выше Господь велел ему привести блудницу. 2786 Итак, ясно, что он ее привел и указал цену ее приобретения. Пятнадцать же сребреников состоят из семи и восьми, и таким образом обозначают седмерицу и восьмерицу. Итак, ценою двух Заветов, то есть ценою полной веры пророк получил исполнение веры, Церковь — полноту; ибо в первом Завете был взыскан избранный народ израильский, во втором — остальные народы и племена. Ценою полной веры приводится блудница, ищущая себе супруга либо из язычников, либо из прелюбодейного народа иудейского, который Господа своего и Создателя девственной веры оставил, распространив по всему миру собрания свои. 2787

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«Господи! что есть человек, что Ты помнишь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» ( Пс. 143, 3 ). Воистину дивно создание Божие – человек! Дивный и Промысл Божий о нем: создан не так, как прочие твари, создан особенным советом Святой Троицы: «сотворим человека» ( Быт. 1, 26 ), создан «по образу Божию, по подобию» человек ( Быт. 1, 27 ). Все созданное есть свидетельство Всемогущества, Благости и Премудрости Божией, но человек, кроме того, носит в себе образ Божий. Воистину, прекрасная доброта, истинное благообразие, высочайшее достоинство, честнейшее благородство! Нижайший Бога, но высший всех видимых созданий – человек. Образом Божиим почтен человек. Прекрасно небо, солнце, луна и звезды, и все творение Божие, но прекраснее человек, ибо носит в себе по образу Божию созданную красоту. Рассуждай и размышляй, как прекрасен Бог, несозданное и присносущее совершенство. «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою...» ( Пс. 103, 1–2 ). Отсюда несколько познаешь, как прекрасна душа человеческая, созданная по образу Божию. Образ должен быть подобен Первообразу. Все создание подчинено человеку. Небо и земля и все наполняющее их служит человеку. Но когда пал и погиб человек – чудным и непостижимым образом он восставлен и взыскан. Сам Бог, что всякий разум и удивление превосходит, Сам Бог ради человека пришел в этот многострадальный мир и в человека (о благость и любовь Божия к человеку! о честь и достоинство человеческие!) вообразился, пожил на земле, трудился, скорбел, страдал и умер святейшею Своею Плотию за человека. Не послал ни Ангела, ни ходатая, но Сам «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. 19, 10 ). Так, познав милостивый, человеколюбивый и чудный Промысл Божий о себе, какой еще милости человек не сподобляется от Бога! Был осквернен, опорочен, грешен, беззаконен, сын гнева: но омывается, оправдывается именем Господа нашего ( 1Кор. 6, 11 ), делается духовным членом Пренебесной Главы – Иисуса Христа; причащается таинственно Его животворящего Тела и Божественной Крови; удостаивается быть жилищем Божиим и храмом Святого Духа; сподобляется иметь общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, быть чадом Божиим по вере во Христа Иисуса, наследником Богу,, сонаследником же Иисусу Христу. Читай апостольские послания и увидишь, что все это и прочее приписывает Дух Святой человеку – истинному христианину. Чего еще недостает человеку? Такой великой милости, человеколюбия, чести и блаженства удостоен от Бога человек! Вот что есть человек и как он славен у Бога! О, когда бы помнил и рассуждал об этом человек и так бы почитал Бога, как он почтен Богом! Если так почтил Бог человека, то кто противостоит человеку? Бог в человеке и за человека. «Если Бог за нас, кто против нас?» – дерзновенно возглашает святой Павел ( Рим. 8, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В ответ митрополиту Сергию была дана справка: «Административный отдел ЦАУ НКВД сообщает, что для устройства 18 V 1927 г. в доме 3/5 по ул. Короленко (Москва, Сокольники) в кв. 1 гр. Страгородского предварительного совещания 6-7 служителей культа ( " архиереев " ) об учреждении проектируемого ими т[ак] н[азывае­мого] " Синода тихоновской ориентации " разрешения от адморганов не требуется. За­явление о собрании учредителей принято к сведению. Гербовый сбор за выдачу насто- (117) ящей справки в размере 1 рубля взыскан» 22 . Так, с рублевой справки начиналась исто­рия легализованной Московской патриархии. 18 мая 1927 г. совещание семи архиереев («служителей культа») состоялось. Со­гласно официальному документу, к приглашенным им епископам митрополит Сергий обратился со следующим предложением: «Сознавая необходимость иметь при себе, как временном заместителе первого епископа Российской Православной Церкви, по­ложенный определением Собора 1917-1918 гг. вспомогательный орган в виде Священ­ного Синода, я решил, по примеру почившего святейшего патриарха, образовать при себе такой Синод путем приглашения мною некоторых преосвященных архипастырей, участие которых в работах Синода мне представлялось возможным и полезным» 23 . Со­бравшиеся архиереи согласились с данным предложением и постановили преобразо­вать свое совещание во временный патриарший Священный Синод. Персональный состав нового Синода при заместителе вызвал большие нарекания в церковных кругах. «Когда стали известны имена епископов, призванных им в Синод, о капитуляции м[итрополита] Сергия перед Советской властью не могло быть больше сомнений, - писал в своем " Обзоре " Косткевич. - В Синод вошли: арх[иепископ] Силь­вестр, быв[ший] обновленец, арх[иепископ] Алексий Хутынский, быв[ший] обновле­нец, назначенный на Петроградскую кафедру от живой церкви после казни митр[опо­лита] Вениамина, арх[иепископ] Филипп, быв[ший] беглопоповец, т.е. переходивший из православной] Церкви в секту " беглопоповцев " , митр[ополит] Серафим Тверской, человек, о связях которого с ГПУ знала вся Россия, которому никто не верил» 24 .

http://bogoslov.ru/article/353938

Из этих катакомб прошли мы в катакомбы Святого Севастиана. Там те же пещеры, те же узкие проходы, то же безмолвие священных могил, те же трогательные полные верой надписи на стенах. В этих катакомбах в течении первых веков покоились мощи Святых апостолов Петра и Павла. Пройдя длинными узенькими подземными переходами вступаем мы в обширное сравнительно помещение, остатки древней загородной виллы патрициев Флавиев, оказавших когда-то гостеприимство апостолам Петру и Павлу. Вилла эта прекрасно сохранилась. На стенах видна фресковая живопись, пол покрыт мозаикой. Глава семьи Флавиев по преданию и есть тот самый Святой Климент, в городском доме которого построена церковь , в которой почивают его мощи и мощи святого Кирилла Учителя Словенского, где мы были уже накануне. В этой вилле когда-то жили Святые апостолы Петр, и Павел здесь же и почивали их мощи во время гонений. И потому вся прилегающая часть катакомб Св. Севастиана полна благочестивой памяти об апостолах. На стенах видны их изображения от второго и третьего века и все стены катакомб, окружающих виллу Флавиев и мраморную гробницу, где некогда покоились мощи апостольские, покрывают трогательные молитвенные надписи, молитвенные обращения благочестивых христиан к небесному заступничеству святых апостолов. Трогательны и глубоко священно просты: «Святые апостолы Петр и Павел молите Бога за нас», «Святые Павле и Петре вспомните нас». «Святые апостолы Божии имейте нас в своем сердце», «Святые апостолы Петр и Павел помяните меня великого грешника», «Имейте нас в памяти своей, Святые Павле и Петре, апостолы Божии». Многое множество этих надписей свидетельствует пред всем миром, пред всеми, кто хочет слышать эти святые свидетельства, что молитвенное заступничество святых всегда призывалось Церковью , ибо слаба грешная молитва земных людей и жаждет, ищет христианская душа верных истинных друзей, могучих заступников в тех, кто предстоит Престолу Царя Царей. И я грешный был взыскан великой милостью Божией – молиться вместе с этими древними христианами их молитвой: их простыми словами: «святые апостолы Петре и Павле молите Бога за нас» у древних святых гробниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Проповедь, сказанная в Казанском монастыре, была приведена в записи одной из молящихся. (Тамбовские епархиальные ведомости. 1911. 12. С. 727–729) Слово преосвященного Кирилла, епископа Тамбовского и Шацкого, произнесенное за всенощным бдением 25 августа 1912 года Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой. ( Втор. 8:2 ) Моисей, прощаясь с народом еврейским, внушал ему хранить память о чудесах, и милости, и прещениях, явленных ему Господом Богом в сорокалетнее странствование по пустыне и воспитавших Израиль в народ, имевший особое назначение от Господа. Этот же призыв повторяется в истории человечества и во все последующие времена. Народы, внимательно относящиеся к своей жизни, не могут не слышать его каждый в путях своей исторической жизни. Особенно ясно призыв этот должен звучать для нас, так как народ русский взыскан милостями Господа не менее народа израильского. Господь томил Израиль и голодом, и жаждою, но Он же питал его и манною, и являл ему неожиданно помощь Свою, поборая всех врагов Израиля как Своих собственных. Те же средства воспитания применял Господь и к нашему народу. Они именно выковали Русь среди бедствий, испытаний и сделали ее крепкою, сильной. Такой она останется всегда, если памятование о посещениях Господних, постигавших ее, будет храниться народом нашим в долготу дней. 26 августа – день празднования Владимирской иконы Божией Матери – особенно памятный в нашей истории, так как в этот день неоднократно явлена народу русскому милость Божия чрез посредство чудотворной иконы Божией Матери. 517 лет тому назад в пределы Руси вторгся грозный завоеватель Тамерлан. Он дошел уже до княжества Рязанского. Москва ждала разгрома. Благочестивый князь Василий Димитриевич выставил на берега Оки войско, а митрополиту и людям поручил творить молитву. С постом, с сокрушением о грехах молился народ об избавлении от угрожавшего бедствия. Заступлению Богоматери поручил князь стольный город и Россию. По его приказанию из Владимира принесен был чудотворный образ Владимирской Божией Матери. Встречен он был на том месте, где теперь находится Сретенский монастырь. Коленопреклоненно молилась Москва пред чудотворною иконою Божией Матери. И чудо милости Божией совершилось. Восточный деспот в ночном видении увидел сияющую светозарную Деву, окруженную небесными воинами, гневно на него устремлявшимися. В трепете бежал он из предела нашего отечества. Россия осталась невредима и цела. Это было откровением на все времена, что Владычица нам – «Нерушимая Стена» и «Ограждение» от всякого зла. В этой вере крепли и утверждались русские люди новыми и новыми знамениями милости Божией, изливающейся по молитвенному предстательству Богоматери, и всегда готовы были в бедах и напастях повергнуться с мольбою пред иконою Одигитрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благодарение Господу, показавшему мне совершенное исцеление от тяжкой немощи – боли в горле, не дававшей мне глотать ничего твердого и густого, так что при малейшей неосторожности я мог давиться. Сегодня совершил литургию и сподобился вожделенного причащения Святых животворящих Таин Тела и Крови Господа моего Иисуса Христа. Был на выносе тела раба Божьего Вениамина Земнова в церкви Успения Божией Матери. Вся благодать, которую я получаю при чтении Евангелия и Библии , писаний святых отцов и житий святых, уничтожается ежедневно моим чревоугодием и пресыщением! Увы мне грешному, сластолюбивому и нечистому! Когда [не] буду лить воду в дырявую посуду? Доколе строить на песке? Доколе воздух бить? Доколе писать на воде? Сказать поучение обличительное о нехождении на Иордань. 8 января 1871 Слава и благодарение всеблагому Господу! Болезнь лютая, от которой я не чаял, по своему малодушию, исцелиться, гортанное воспаление, прошла, миновала, сеть сокрушися, и я избавился, и опять наслаждаюсь здравием, по благости Господней, и опять вкушаю в сладость дары Господни, и наипаче Божественные Тайны, Тело и Кровь Божию! Опять я не оставлен, а взыскан и помилован; по-видимому, был брошен, как негодный сосуд, но найден и подъят; презрен – и опять возвышен! Воспою и пою Господеви, благодеявшему мне! 183 Какого во мне греха нет? Всякий грех имел и имеет во мне место: самолюбие, гордость, дерзость, лукавство, злоба, зависть, блуд, жадность, невоздержание, лакомство, любостяжание и сребролюбие, небрежность в деле Божием, рассеянность, тщеславие, пристрастие к земному во время совершения Пренебесных Таин, недоброжелательство, зложелательство, холодность к ближнему, нерадение о его пользе, леность, подозрительность, раздражительность, уныние, малодушие в болезни и напасти, ропот, смех неподобный. Непрестанно согрешаю всякими грехами, и всякого ответа недоумею 184 , и никого судить не могу и не смею, ибо сам зрю себя превзошедшим грехами всякого человека. Никтоже, воистину, согреши на земли от века, якоже согреших аз, окаянный. 8 января 1871. Бог да судит отца Матфея и жену его; Бог да смирит их! Бог да даст им восчувствовать всю суету богатства их, на которое они надеются, которым хвалятся и возносятся и из-за которого на всех наскакивают!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Из этих катакомб прошли мы в катакомбы святого Севастиана. Там те же пещеры, те же узкие проходы, то же безмолвие священных могил, те же трогательные, полные верой надписи на стенах. В этих катакомбах в течение первых веков покоились мощи святых апостолов Петра и Павла. Пройдя длинными узенькими подземными переходами, вступаем мы в обширное сравнительно помещение, остатки древней загородной виллы патрициев Флавиев, оказавших когда-то гостеприимство апостолам Петру и Павлу. Вилла эта прекрасно сохранилась. На стенах видна фресковая живопись, пол покрыт мозаикой. Глава семьи Флавиев, по преданию, и есть тот самый святой Климент, в городском доме которого построена церковь , в которой почивают его мощи и мощи святого Кирилла, Учителя Словенского, где мы были уже накануне. В этой вилле когда-то жили святые апостолы Петр и Павел, здесь же и почивали их мощи во время гонений. И потому вся прилегающая часть катакомб святого Севастиана полна благочестивой памяти об апостолах. На стенах видны их изображения от II и III веков, и все стены катакомб, окружающих виллу Флавиев и мраморную гробницу, где некогда покоились мощи апостольские, покрывают трогательные молитвенные надписи, молитвенные обращения благочестивых христиан к небесному заступничеству святых апостолов. Трогательны и глубоко священно просты: «Святые апостолы Петр и Павел, молите Бога за нас», «Святые Павле и Петре, вспомните нас», «Святые апостолы Божии, имейте нас в своем сердце», «Святые апостолы Петр и Павел, помяните меня, великого грешника», «Имейте нас в памяти своей, святые Павле и Петре, апостолы Божии». Многое множество этих надписей свидетельствует пред всем миром, пред всеми – кто хочет слышать эти святые свидетельства, что молитвенное заступничество святых всегда призывалось Церковью, ибо слаба грешная молитва земных людей и жаждет, ищет христианская душа верных истинных друзей, могучих заступников в тех, кто предстоит Престолу Царя Царей. И я, грешный, был взыскан великой милостью Божией – молиться вместе с этими древними христианами их молитвой: их простыми словами: «Святые апостолы Петре и Павле, молите Бога за нас» – у древних святых гробниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

11–12. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным. (Се бо Господь слышано сотвори до последних земли: рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицом своим. И прозовет я люди святы, избавлены Господом: ты же прозовешися взыскан град и не оставлен). Господь освобождает, собирает и ведет свой народ из Вавилона на Сион, главным образом, ради того, чтобы он встретил и принял Спасителя своего. «Вот, восклицает Пророк, Господь объявляет во всеуслышание до последних пределов земли (как обыкновенно объявлялись распоряжения и разные известия от имени царей): скажите дщери Сиона (т.е. Иерусалиму); грядет Спаситель твой, имеющий с собою награду для сынов Сиона, за страдание и терпение их в плену, и имеющий пред Собой дело свое, а именно – спасение Израиля для вечного блаженства (ст.1; гл.40:1–2,5,8–10,27). А когда Господь придет и совершит дело спасения сынов Сиона, то их будут называть «святыми», «искупленными» Самим Господом; а Иерусалим – городом «взысканным» и «не оставленным» Богом. Радостное событие, торжественное пришествие Самого Господа Спасителя на Сион совершилось в последние дни Его земной жизни, за шесть дней до Его Крестной Смерти, которая, как величайшая и святейшая жертва, искупила мир от греха и даровала истинным сынам Нового Сиона, окропленным кровью Иисуса Христа, действительное имя святых, ибо они составляют с Ним единое тело ( Ефес.1:1–8,22–23; 2:13,19–22; 4:11–12,30; 5:25–27 ). Читать далее Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Не имея у себя ничего, Маркиан отвёл нищего в сокровенное место и там, сняв с себя последнюю одежду, отдал ему оную, а сам, снова облачившись в ризы, присоединился к клиру и, войдя в церковь , стал совершать Божественную службу. Тут был патриарх и множество духовенства. Каково же было удивление всех бывших тогда в церкви других пресвитеров, когда они увидели у Маркиана надетую под ризами чудную блиставшую золотом царскую одежду? И вот, одни из видевших стали негодовать, что Маркиан литургисает в царской одежде, и сказали об этом патриарху. Патриарх отвечал, что и он в такой же одежде Маркиана видел. Когда же окончилась служба, он отвёл Маркиана в ризницу и сказал: «Хорошо ли, брат, поступил ты, служа в одежде царской?» Маркиан пал к ногам патриарха и отвечал: «Прости меня, Владыка, я не знаю, в чём ты обвиняешь меня! От юности я не любил пышных и дорогих одежд, теперь же ли мне решаться носить оные?» Патриарх сказал: «Зачем запираешься? Не все ли мы видели тебя одетым в одежду царскую?» И с этими словами открыл ризу, которой Маркиан прикрывался. Каково же было его изумление, когда под нею он увидел почти обнажённое тело святого? И он, и все бывшие в алтаре были поражены; и патриарх стал настаивать, чтобы Маркиан открыл всем свою тайну. Последний из послушания сознался, что он ради Христа, идя в церковь, отдал свою последнюю одежду нищему. И тут все поняли, что Маркиан за своё милосердие был взыскан особою милостью Божьею, и все прославили Бога. Из этого примера открывается, что слова Златоуста «Бог хочет от нас одеян быть» нужно понимать так, что Бог хочет, чтобы мы не отказывали нищему в необходимой и приличной одежде; а слова «хочет быть одеян, чтобы нас одеть» нужно разуметь в том смысле, что за одежду, поданную нами нищему, Он хочет и нас одеть небесною Своею славою. И это открывается не из одного примера святого Маркиана, но и из слов Самого Спасителя. Кому на Суде относит Он одежду, поданную нищему? Самому Себе, ибо говорит: «был наг, и вы одели Меня» ( Мф.25:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

  Глава 31 Господь издалеча явился мне (Иер. 31:3), то есть когда ходил я по пустыне, а также и в тот день, когда восклицал и говорил Исаия: Царя Господа Саваофа видех очима моима (Ис. 6:5). Подобно Иеремии, и Иезекииль прекрасно представляет народ Божий в образе девы, которая оставлена была в пустыне, и которую Бог обрел, омыл от нечистот, облек в светлые одежды, украсил как невесту, и вступил с ней в союз (Иез. 16:3–8). Это же таинственно назнаменовал и Исаия, говоря: якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе; ты же прозовешися взыскан град и не оставлен (Ис. 62:5, 12). С этим согласно и то, что говорит здесь Иеремия: возградишася, дево Израилева , то есть по возвращении твоем из плена Вавилонского города твои вновь отстроятся, и жители возвратятся в землю свою. И украсишися украшениями и изыдеши с собором играющих (Иер. 31:4). Здесь пророк говорит о благоденствии, какое ожидает его народ по окончании Вавилонского переселения, и описывает блага, какие примет он от Господа. Но все это по истинному значению пророчества должно разуметь о Церкви Христовой, и ясное доказательство этого представляет нам самое исполнение пророчества. Ибо только Христова Церковь приняла те дары, какие обещает здесь пророк. На ней исполнилось пророчество. А смысл пророческих слов должны мы находить в их исполнении. Тако рече Господь: глас в Раме слышан бысть плача и рыдания и вопля. Рахиль плачущися чад своих (Иер. 31:15). В смысле историческом говорится это о сынах Иуды и Вениамина, живших в Иерусалиме и Вифлееме. Ибо сам Иеремия, описывая далее (Иер. 40:1) исполнение пророчества, говорит, что колена Иуды и Вениамина были отведены в Раму, город Вениаминова колена, а оттуда переселены в плен в Вавилон. Но в духовном смысле слова эти исполнились, когда Ирод избил младенцев в Ефрафе (Мих. 5:2) и его окрестностях. Сказанное же, что Рахиль плачет в Вифлееме и глас плача её слышен в Раме, объясняется тем, что тело Рахили было предано погребению в Вифлееме, жители же Вифлеема были пленены и отведены в Раму, а оттуда должны были идти в чужую землю, в Вавилон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010