Пророчество святого Николая сбылось. Мануил вскоре получил здравие и, будучи взыскан милостью императора, до глубокой старости исправлял важные государственные должности: был неусыпен, человеколюбив и правосуден. Наконец, когда приспела его блаженная кончина, преподобным Николаем был пострижен и в мире отошёл к Господу. О том, сколь ужасно оскорблять родителей Однажды к преподобному Парфению, епископу Лампсакийскому 304 , приведён был юноша, жестоко мучимый нечистым духом. Человеколюбивый Парфений при первом взгляде на страждущих, даже без их просьбы всегда помогал им своими молитвами; но, посмотрев на юношу, обнаружил неудовольствие. Родители, припадая к стопам человека Божьего, слёзно умоляли его, дабы умилосердился над их сыном и избавил от лютого недуга. Но человек Божий отвечал им: «Ваш сын недостоин исцеления; дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он – почти отцеубийца». Родители ужаснулись. Парфений спросил у них: «Сын ваш часто оскорблял вас?» – «Так!» – отвечал отец. «Вы молились в горести души вашей, – продолжал Парфений, – чтобы Господь наказал его?» – «Согрешили пред Господом», – отвечали со вздохом отец и мать. Тогда человек Божий сказал: «Пусть же он страждет, как заслуживший это наказание». Но чадолюбивые родители, болезнуя сердцем своим о сыне, не переставали проливать слёзы и умоляли святителя Христова, да испросит ему у Бога прощение. Только их просьбой преклонённый, Парфений благословил юношу и, помолившись Господу, исцелил его. Дети! Ужасайтесь оскорблять своих родителей: их клятва низводит на вас клятву небесную. Помощь ближнему Господь принимает как истинное богослужение Преподобный Досифей 305 , будучи одержим тяжкой болезнью, сказал одному великому старцу Варсонофию: «Владыка мой! Уже не могу в живых быть». На это Варсонофий отвечал: «Чадо! Иди с миром предстать Святой Троице и молись о нас». Братия, услышав этот ответ великого старца, начала негодовать и говорить между собой: «Что великое сделал этот юный монах, что удостоился принять такой ответ от святого отца? Мы не видели, чтобы он удручал себя постом или бдением более других; напротив того, часто на всенощную службу он приходил после всех нас, а иногда оставался и дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Содержание объяснения следующее: Первое свойство справедливого судьи состоит в беспристрастии к обеим партиям. Председатель пусть присоединит это объяснение к актам, как он уже сделал это с объяснением предателей и гонителей. Так как ещё не наступило ни времени, ни согласия положить конец делу, то мы просим принять это письмо и выслушать нашу правоту. «Наши противники поручили своим защитникам прежде всего представить, что церковь , по пророчествам Писания, будет содержать в себе добрых и злых вместе до конца своего существования. Мы, напротив, желаем доказать, что в св. Писании церковь всегда изображается святой и непорочной. Это видно из некоторых наречений пророка Исаии: Востани, востани Сионе, облецыся в крепость твою Сионе, и ты облецыся в славу твою Иерусалиме граде святый, ктому не приложит проити сквозе тя необрезанный и нечистый ( Ис. 52:1 ); рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду, и дело свое пред лицем своим. И прозовет я, люди святы, избавлены. Господем: ты же прозовешися, взыскан град, и не оставлен ( Ис. 62:11–12 ); Песни Песней: Вся добра есмь, ближняя моя, и порока несть в тебе, ( Песн. 4:7 ); Послания к Ефесянам: Христос возлюби церковь , и себе предаде за ню. Да очистит ю, очистив банею водною в глаголе. Да представит ю себе славну церковь : не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф. 5:25–27 ); второго Послания к Коринфянам: Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови ( 2Кор. 11:2 ). Православные неправильно донимают притчу о семени и поле. В ней не говорится: Поле есть церковь , а поле есть мир. В церкви не должны быть терпимы нечестивцы. Апостол Павел изгонял из церкви нечестивцев. Господь уже Моисею повелел отделять снятых от грешных, чистых от нечистых. Святой Дух наказывает священников, которые не заботятся об этом разделении. Если противники доказывают, что мякина смешана с пшеницей, то мы сошлёмся на слова апостола Павла: Кое же согласие Христови с Велиаром; или кая часть верному с неверным; или кое сложение церкви Божией со идолы. Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасаитеся ( 2Кор. 6:15, 17 ); на наречение, Сираха: Кое общение волку со агнцом: тако грешнику с благочестивым ( Сир. 13:21 ). Притча о хороших и дурных рыбах касается грешников, неизвестных церкви, как, это видно из притчи о брачной одежде. Когда Господь видел Израиля смешанным с безбожниками, Он наказал его.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий. Если бы не оно вскоре простерло руку защиты, не стоял бы доныне мир (прп. Ефрем Сирин , 32, 159). Источник. Видишь ли, как покаяние без ущерба сохраняет все Богу? Видишь ли, что сперва представляется оно грешникам не суровым, но снисходительным и легким. Не предложило оно поста, не потребовало ни воздержания, ни бдения, но пригласило начать исповеданием. С легчайшего полагает начало, зная, что совесть благосознательна. Она берет душу на свое попечение и старается, чтобы долг ее был взыскан (прп. Ефрем Сирин , 32, 159–160). Источник. Никто, желая получить, чего не имел, не губит того, что имеет. Как же Богу и Отцу уступить обладание теми, которых стяжал Кровью Сына Своего! Никто не расточает охотно того, что собрал с трудом. Как же Богу без сожаления отвергнуть тех, которых приобрел из язычников трудами апостольскими! Ужели напрасно предопределил Он пришествие Сына Своего, или ни во что вменил излияние Крови Его, или хочет уничтожить домостроительство смерти Его, или нимало не почтил славы Воскресения Его, так что легко отвратится от нас, спасенных сими таинствами. Он послал Духа Святаго и освятил Церковь ... Мы – стадо Его, и Он – наш Пастырь и ныне, как и в раю. Он дал покаяние, как очистительную воду. Если в чем прегрешим, им омываемся... Если в чем согрешим, омывшись покаянием, делаемся чистыми (прп. Ефрем Сирин , 32, 161). В Церкви же и грешники кающиеся делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния! Она и согрешивших рукополагает во иереи (прп. Ефрем Сирин , 32, 163). Источник. Покаяние праздник творит Богу, потому что и небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием (прп. Ефрем Сирин , 32, 167). Источник. И Закон и Евангелие три дня объявляют грешникам на покаяние. Почему же это? Потому что отпущение грехов по чрезвычайной благости подает благодать Троицы... Потому что Единосущной Троицей совлечено с человечества осуждение смерти... Чрез три дня уничтожена смерть; чрез три дня дается отпущение, потому что чрез три дня совершилось и воскресение. Все могло бы совершиться во мгновение, но по причине таинства Троицы в три дня связала врага благодать... чтобы показана была тайна Божества (прп. Ефрем Сирин , 32, 177). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

604 Письмо мит. Филарета к митрополиту Серафиму от 13 декабря 1824 г. См. Сушков М.В. Указ. соч. Прил. XXIV и XXV, с. 51. 606 «Трудно было владыке переносить скорбь сию» – пишет о Филарете по делу о катехизисе архиеп. Евгений Казанцев. См. Материалы для истории русск. церкви. Чтения Общества Любителей Духовного Просвещения. 1874, ч. III, с. 54. 607 «О спокойствии моем», – пишет Филарет родителям от 6 марта 1825 г., – «не беспокойтесь Вы. Лично я спокоен». Письма к родным Пис. 267. В 1830 году за проповедь на 18 сентября, в которой враги Филарета усмотрели намек на Государя, Филарет получил высочайший выговор-предупреждение: «ежели он желает говорить проповеди, то не говорил бы подобных последней, им сказанной». Выговор этот «поставил» Филарета «в великую заботливость о том, что он говорит», и все же, по словам близкого к нему лица, «при сем не приметно было в нем никакого смущения, и он казался спокойным». Некоторые воспоминания Евреинова Μ.М. о митр. Филарете. M., 1873//Душ. Чтение. 1870, ч. I, с. 40; См. Корсунский И.Н. Указ. соч. С.с. 363, 365. 617 Снегирев И. В. Указ. соч., ч. I, с. 90. С этим придворным нравом пришлось познакомиться Платону гораздо раньше, во дни юности в бытность свою ректором Троицкой Лаврской семинарии. Ближайший начальник семинарии архимандрит Лавры Лаврентий, «прибыв в Лавру в 1762 году, столь полюбил Ректора Платона, что он всегдашним и почти неотлучным при нем пребыванием почитал уже несколько отягощаемым; всегда с ним обдал, всегда ужинал; всегда всюду с ним выезжал; однако благодеяниями его ласковостью столь взыскан, что никогда без благодарности имени его поминать не мог. При сем в первый раз случилось узнать Платону, что есть придворный нрав: видя, что Архимандрит Ректора жалует, все власти, все соборные, все учителя, его, яко на руках носили. Но единожды по некоторому случаю прогневался на него Архимандрит, через две недели его к себе не допускал. Все власти и соборные и учители, или холодно с ним стали обращаться, или и совсем отвращались. Но когда паки Архимандрит в прежнее любовное обращение его принял, тогда и все переменились, и стали по-прежнему – тогда Платон, приметив сие, a после, живя при Дворе, сказал: что и в монастыре есть что-то похожее на придворное». Автобиография. С. с. 216–217.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В летнюю пору часто видали Митрополита Платона на балконе, устроенном с западной стороны его келий. Отсюда он любовался своею Лаврою, которая представляется в очаровательном виде. Сколько дум роилось в восприимчивой душе Платона при взгляде на святую обитель Сергия; здесь он приял иночество, здесь проходил со славою служение наставника, здесь взыскан царскою милостию, и отсюда поведен к высшим почестям, к высшему сану. Наконец он глава обители, приводящая в стройное движение многоразличные члены церкви. Недаром иногда заставали его на уединенном балконе со слезами взирающим на Лавру. По выходе из келий архиерейских направо, находится сад с беседкою, а на левой стороне вид на скромный обелиск. поставленный Платоном в память посещения Вифании Императором Павлом. У стены келий сзади памятника изображен монастырь Вифанский; и сколько выше над ним аллегорическая картина с следующими словами: М. P. Hic condit illam. P. 1. Conditam ornavit iste. На самом обелиске надпись представляет разговор посетителя с Вифаниею о причинах ее радости и ответы процветшей пустыни: „1797 года Апреля 24. Почто Вифания сей год и день прославляеши? – Яко державный Великий Государь Император Павел I и с Государынею Императрицею и со всею Августейшею Фамилиею благоволили посетити мя и вкусити зде трапезу. Почто, ты, пустыня, так ликовствуешь? – Яко того же года Мая 1-го дня он Великий Государь во второкласный монастырь преобрази мя и еще при мне устроил быти училищу просвещения”. Насупротив архиерейского дома при Платоне стоял другой такой же наружности дом для настоятеля и казначея о двух этажах, из коих нижний был каменный, а верхний деревянный, но в 1832 г. вместо сего дома встроен вновь двух-этажный каменный корпус, в котором помещается казначей и старшие из братий, а внизу находится братская трапеза 10 . Братские келлии находятся в двух зданиях двух-этажных, построенных в 1786 году по обе стороны святых ворот в связи с колокольнею. В том же году выстроены, – колокольня, на которой устроены часы, и ограда с четырьмя башнями на 160 саженях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Кузин был арестован в 1935 году за «недоносительство», но выжил в сталинских лагерях, в отличие от автора стихотворения, умершего от голода в пересыльных бараках Владивостока. Кузину в лагерях встретился отец Павел – «голоден был, а ты накормил Меня» – поэтому Борис Сергеевич и смог вернуться к науке. О тех страшных годах он вспоминал в стихотворении: Книги сжигают по ябедным спискам. Шепотом люди о самом близком, Ставни закрыв, говорят меж собой. И никогда не узнают потомки Слов отреченья в чугунной ночи. Солнце в кутузке И совесть в котомке... Шорохи... Тайна... Потемки, потемки... Слышишь ли? Дышишь ли?.. Тише! Молчи! Мало того, что Кузин был человеком высокой чести, он обладал еще и острым ироническим умом, и до сих пор в Борке помнят его эпиграммы: Коли бульон, тогда уж с сельдереем, Коли обедня, то с архиереем, Коль протирать, то протирать с песком, Коли дурак, то выбирать в местком. Сам Борис Сергеевич признавался спустя много лет после лагерей: И был, к несчастью моему, Я взыскан муз любовью. И даже угодил в тюрьму За склонность к острословью. Борис Пастернак так высоко ценил поэтические воззрения Кузина, что именно ему в 1948 году послал стихи из романа «Доктор Живаго». Даже на сохранившихся фотоснимках Кузин запечатлен как совершенно независимая от эпохи личность – с изящными усиками и франтоватой бабочкой на белоснежном воротничке – а это вам не конец 19-го века, сударь, а вторая половина двадцатого – сами-то Вы давно из лагерей? Борис Сергеевич Кузин явился той связующей живой нитью, которая соединила о. Павла с культурой серебряного века русской поэзии, и в те годы, когда трагический «Реквием» Анны Ахматовой числился в списке запрещенной литературы, отец Павел частенько повторял вслух стихи из «Реквиема»: Муж в могиле, сын в тюрьме – Помолитесь обо мне... Сын Анны Ахматовой и расстрелянного в 1921 году Николая Гумилева, тоже не одно десятилетие хлебавший лагерную баланду, ученый-этнограф Лев Николаевич Гумилев приезжал в Борок специально к Б. С. Кузину, чтобы проконсультироваться относительно своей теории этногенеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Ст. 21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. У Иосифа было два сына: Манассия и Ефрем. И однако Иаков, предвидя чувством веры далекое будущее, предпочел благословением младшего сына Иосифова, т. е. Ефрема, старшему – Манассии. И окончивши предсмертные отеческие благословения внукам и сыновьям своим, Иаков, утомленный, уже готовый сойти в гроб, яко же пшеница созрелая во время пожатая ( Uob. V, 26 ), в чувстве благодарности к Богу и с верою в спасительную силу крестных заслуг Христа ( Uc. LIII гл.), Который у пророка называется Жезлом от Израиля ( Чuc. XXIV, 17 ), поклонился наверх жезла своего ( Быm. XXXXVII, 33 ), т. е. склонил свою голову, отдал свою судьбу загробную под покровительство величайшего своего потомка – Мессии, нашего Спасителя. Ст. 22. Верою Иосиф, при кончине своей, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих, чтобы их вынесли из земли Египетской в землю обетованную, на которой и явится Спаситель мира. Иначе не для чего было бы Иосифу делать завещания о своих останках, если бы он не веровал в лучшую жизнь для своей души и для своих потомков. Это завещание было исполнено при Моисее ( Ucx. XIII, 19 ). Ст. 23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, весьма красиво лицом (а красота лица как дар Божий не без цели же дается человеку); и поэтому родители Моисеевы не устрашились царского повеления бросить рожденного в реку ( Ucx. I, 22 ). Они надеялись, что их сын – младенец, наделенный такою красотою тела, вероятно одарен и душевными силами и, следовательно, взыскан от Бога особенными милостями, а потому и со своей стороны заботились о сохранении его жизни. Ст. 24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, Ст. 25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, т. е. с еврейским, нежели иметь временное, греховное наслаждение, Ст. 26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Игнатия Богоносца и о некотором юноше, который, был обращен в Христианство св. Иоанном Богословом, и по обращении в отсутствие Апостола сделавшийся разбойником, после того опять взором и отеческим преследованием и увещанием Апостола был взыскан на путь спасения 52 ; Егезипп, ученик Апостольский, между прочим сообщающий о мученичестве св. Апостола Иакова, брата Господня 53 , и о преемнике его в Архипастырстве Иерусалимской Церкви, – Симеоне 54 ; Поликрат, Епископ Ефесский, между прочим повествующий о смерти Ап. Иоанна и Филиппа 55 , и другие; III века: Пресвитер Каий, поветвующий, между прочим, о смерти Ап. Филиппа и его дщерях, о смерти и гробницах Ап. Петра и Павла 56 ; Ипполит, ученик Иринея и Епископ, между прочим предающий историю о 12 Апостолах; Понтий Диакон, спутник Священномученика Киприана, предавший потомству о его мученичестве, и многие другие. На свидетельстве этих древних мужей Апостольских главным образом основываются Церковные историки последующих веков: Евсевий IV века, Руффин, Сократ, Феодорит, Созомен , Евагрий V века, Лев Диакон VIII века, и другие, когда касаются жизнеописаний Святых первенствующей Церкви. В X веке Константин Багрянородный, между прочими похвальными своими делами, заботился о прославлении Святых. Он повелел своему Логофету, блаженному Симеону Метафрасту , собрать, сколько возможно, мученникословия и жития Святых и расположить их по месяцам и числам в продолжение всего года; от чего произошли Миней-четии. Симеон, побуждаемый повелением Императора, а равно и собственной ревностью к почитанию Святых, совершил Богоугодный труд, и не только собрал и расположил мученические и прочих Святых деяния, но и умножил их пространными объяснениями; от чего он назван Метафрастом. Сверх того он присовокупил к Миней-четиям похвальные и поучительные слова на праздники Господни, Богородичны и некоторых Святых, выбранные из учителей Церковных. Жизнеописания Святых, собранные Метафрастом, принесены были при Великом Князе Владимире в Россию и после переведены на Славянский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющее тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный (Мат. 7:14). Деятельная жизнь служит к очищение нас от греховных страстей и возводит нас на степень деятельного совершенства, а тем самым пролагает нам путь к умозрительной жизни. Ибо одни только очистившиеся от страстей и совершенные в оной жизни поступить могут в царствие небесное, как сие можно видеть из слов Священного Писания: «блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мат. 5:8), и из слов св. Григория Богослова (Сл. на св. Пасху): “К созерцанию могут безопасно приступать только совершеннейшие по своей опытности”. К умозрительной жизни должно приступать со страхом и трепетом, с сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием святых писаний, если можно найти, под руководством какого-либо искусного старца, а не с дерзостью и самочинием: дерзый бо и презорливый, по словам Григория Синаита, паче достоинства своего взыскан, с кичением понуждается до того преждевременно доспети. И паки: “Аще мечтает кто мнением высокая достигнути, желание сатанино, а не истину стяжав, сего диавол своими мрежами удобь уловляет, яко своего слугу” (Доброт. 4, 1, лист. 957 на об.). Св. Макарий Великий свидетельствует: “Когда мы плодов духовных: любви, мира, радости, кротости, смирения, искренности, простодушия, веры и долготерпения довольных в себе не обретаем, суетны и бесполезны все подвиги наши. Добр есть пост, и бдение, и пустынное житие; но это одни цветы”. Св. Варсонофий сказал: “Аще не внутреннейшее делание с Богом поможет человеку, всуе по внешнему труждается. Внутреннейшее бо делание в болезни сердца приносит чистоту, чистота же истинное сердца безмолвие; безмолвие же смирение; смирение же жилище Божие творит человека. От вселения же сего со страстями бесы изгоняемы бывают, и сице человек бывает храм Божий, исполненный освящения, исполненный просвещения, чистоты же и благодати. Блажен убо есть оный, иже Господа своего во внутреннейших сердца, яко в зерцале, зрит, изливая моление свое с плачем пред благостью Божиею”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4123...

Сохранилась фотография, запечатлевшая отца Павла с академиком Арцимовичем и его дочерью на пороге Троицкого храма Верхне-Никульского. Отец Павел босой, в рубахе навыпуск, под которой видны темные ленты монашеского парамона. Лев Андреевич одет «с иголочки», в модных ботинках. Рассказывают, что исследования физики атомного ядра не прошли даром для его здоровья и для здоровья его дочери. Умер Лев Андреевич в один год с Б. С. Кузиным по той же причине – затяжной болезни сердца. Отец Павел ездил в Москву, отпевал и хоронил Льва Андреевича. В 1981 году в издательстве «Наука» вышла книга «Воспоминания об академике Л. А. Арцимовиче», которую вдова академика подарила верхне-никульскому старцу с дарственной надписью: Глубокоуважаемому Отцу Павлу Груздеву на добрую, долгую память.                            Н. Арцимович. В разных человеческих судьбах отражен характер столетия, свидетелем которого с начала и до конца стал верхне-никульский «последний старец». Сокрушительный удар был нанесен не только по Церкви и духовенству – казалось, невидимая злая сила пытается уничтожить, сломать и раздробить все живое, талантливое, светлое, что есть в народе и лучших его представителях – ученых, поэтах, художниках, всех, кто каким-либо образом «взыскан муз любовью». И недаром сердечная болезнь, от которой умерли Л. А. Арцимович и Б. С. Кузин, президент Академии наук С.И. Вавилов и митрополит Ленинградский Никодим, стала болезнью эпохи. Старинное село Верхне-Никульское и современный академгородок Борок явились чем-то вроде духовного средоточия, где пересеклись нервные узлы эпохи, в которых борьба уничтожающего начала и начала побеждающего выразилась как-то особо зримо в судьбах людей, так или иначе причастных к биографии лагерника-монаха о. Павла. Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет уходя... И если об о. Павле часто говорят, что это человек из того мира, когда «еще русский народ был», то о Кузине и Кузнецове, Арцимовиче и Фортунатове можно сказать, что это люди той эпохи, когда были еще русская наука и русская культура, хотя и со смертельной болезнью сердца...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010