Кажется, мы, и проникая в тайну распятия, и усматривая в страданиях Сына Божия волю Отца Его, более ощущаем ужас Его правосудия, нежели сладость любви. Но сие должно уверить нас не в отсутствии самой любви, а токмо в недостатке нашей готовности к принятию ее внушений: бояйся… не совершися в любви, — говорит ученик любви (1 Ин 4, 18). Очистим и расширим око наше любовию, и там, где оно смешалось страхом Божия суда, насладимся зрением любви Божией. Бог любы есть, — говорит тот же созерцатель любви (1 Ин 4, 8). Бог есть любовь по существу и самое существо любви. Все Его свойства суть облачения любви, все действия — выражения любви . В ней обитает Его всемогущество всею полнотою своею... она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров Своих измеряет премудростью и благостию, ради высочайшего блага всех Своих созданий . Приблизьтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией». «Вот, христиане, и начало, и середина, и конец Креста Христова — все одна любовь Божия! Как в чувственном сем мире, куда ни прострем взор: к востоку или западу, к югу или северу, всюду зрение упадает в неизмеримость неба, — так в духовной области тайн, по всем измерениям Креста Христова, созерцание теряется в беспредельности любви Божией» . Сравнивать это вдохновенное прославление любви Божией возможно только с гимнами святого Симеона Нового Богослова, отдельными местами из слов святого Исаака Сирина и Григория Богослова — глубочайших созерцателей и богословов Православной Церкви. Раскрытием «святой и блаженной любви Отца и Сына и Святаго Духа к грешному и окаянному роду человеческому» не ограничиваются высказывания митрополита Филарета о догмате искупления. Не менее глубоко раскрываются им и состояние гибели, из которого спасает любовь Божия падшего человека, и значение каждого из домостроительных действий Божиих, посредством которых «погибший, требующий милосердия Божия, был взыскан и спасен» . «Зло произошло первоначально от злоупотребления свободой существами сотворенными» .

http://pravoslavie.ru/2837.html

– Что такое? Я тебя не пугал. – А кто чучело сделал? – Это твой муж за тобой с кладбища приходил. Ты в церкву на всенощную не ходишь, а в клуб идешь! Стала после этого Марфа в церковь ходить. Какие бы поступки ни совершал отец Павел, в них всегда присутствовал дар художника – то непостижимое «свыше», что со временем становится классикой. Должно быть, этот дар «свыше» и привлекал в церковную сторожку о. Павла людей, чьи имена уже навсегда вошли в историю отечественной науки и культуры. Глава XIV. «И был, к несчастью моему, я взыскан муз любовью...» «Только полное понимание трагизма жизни с начала до конца и собственный опыт глубокого и нескончающегося страдания имеют право сознательно принять жизнь такой, какова она есть, и считать её в конечном итоге прекрасной. Но это мне кажется возможно только при убеждении в существовании абсолютного начала... Постигнуть его природу невозможно. Но мне довольно убеждения, что оно существует и дает о себе знать, с такой силой манифестируясь во всякой красоте и во всяком добре...» Так писал незадолго до смерти друг и солагерник о. Павла, известный биолог, поэт и философ Борис Сергеевич Кузин. Лагерная судьба соединила их ещё в военные годы, вместе они были в ссылке в Казахстане. Борис Сергеевич освободился на год раньше о. Павла – в 1953-м. Сразу после освобождения в июне этого же года его пригласил на биостанцию в Борок Иван Дмитриевич Папанин, а вскоре назначил своим заместителем по научной части. Дважды Герой Советского Союза, кавалер восьми орденов Ленина, увенчанный славой и властью, контр-адмирал Папанин не сомневаясь взял себе в помощники человека, только что отмотавшего лагерный срок длиной в 18 лет – и не прогадал! «Благодаря этому альянсу талантливого администратора – И. Д. Папанина и талантливого научного организатора – Б. С. Кузина – маленькая биологическая станция в Борке превратилась в головной институт по ряду ведущих проблем, разрабатываемых отделением биологических наук академии», – вспоминают ученые Борка. «Все лаборатории возглавляли очень видные профессора, они все вернулись из мест отдаленных... Это были живые энциклопедии, мудрые и такие простые люди! Поселок только строился, жилищные условия были самые примитивные. Кирпичи и блоки выгружали все вручную после работы и пели:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Что я буду в три часа ночи добираться пешком по крещенскому морозу к Ярославскому вокзалу на первую электричку в Загорск, чтобы довезти в Лавру золотой напрестольный крест, усеянный бриллиантами, который по недоразумению оказался в Москве, но который вот-вот будет взыскан с моего духовника патриархом. И пока я буду его нести по гололеду на раскатанных скользких подошвах, я буду подозрительно шататься, скользить и падать, а за мной будет медленно ехать ментовская машина, и менты, принимая меня за вокзальную проститутку, будут кричать: «Все равно не уйдешь от нас, все равно поймаем!» Но Господь покроет меня от них тьмой и метелью, и я вовремя довезу этот крест, как бриллиантовые подвески, и спасу королеву… Что я буду записывать под диктовку исповеди убогого монаха Леонида, на чьих руках умерло три великих старца и по молитвам которого Господь сохранил мне правый глаз, выжженный уже до бельма отлетевшей в него горящей серой от спички. Что я буду меняться крестами с самым кротким и самым суровым монахом, который даже тогда, когда, промахнувшись и рубанув себя по руке топором, не издал ни звука и только все бледнел и силился улыбаться, пока я тащила его в больницу. Что я буду шофером в женском монастыре, а в мужском – кухаркой и посудомойкой. Певчей в подмосковной церкви. Чтецом в деревенском храме. Женой священника. Матерью диакона… Что я буду называть себя христианкой… Рядом с портретом отца Серафима – чуть ниже – висит старинная немецкая гравюра: блудный сын, получив отцовское наследство, покидает отца. Весь он исполнен птичьей беспечности, юности и богатства. В его сердце плещется кураж новой жизни: приключения, путешествия, пиры с друзьями, любовь и слава. Он пока ничего не знает о свиньях, которых ему предстоит пасти, о свиных рожках, которых ему предстоит наглотаться… Сквозь приоткрытую дверь отец наблюдает, как удаляется его сын. И даже если в последний момент он крикнет ему: «Я тебе запрещаю! Вернись!» – тот все равно уйдет. И отец – молчит… Чуть левее – на одном из стеллажей – стоит фотография отца Василия, которого мы называем pere Basil, потому что он – француз. Реге Basil стоит в полный рост, облеченный в шелковую греческую рясу и клобук, и держит над головой хоругвь. Это я сняла его на празднике Успения в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-inte...

Epist.22 ad Eustoch. Rufin. 1.III.C.219. apud Rosweid.P.533). А нарушение обета девства так строго судили св. отцы, что вступление в супружество после данного обета не почитали браком, а блудом, даже прелюбодейством, и за то отлучали от причащения Св. Таинств и даже от Церкви по 6 правилу Василия Великого и 44 правилу Трулльского Собора (Номоканон. прав.77и78 в больш.требнике). В Ветхом Завете исполнение и временных, условных обетов предписывалось от Бога под опасением строгого наказания в случае нарушения их. Аще обещавши обет Господеви Богу твоему, - говорит Боговидец Моисей, - да не умедлиши воздати его, яко взыскан взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех (Втор.23:21); тем более строгий суд Божий будет за неисполнение более важных обетов монашества. Спаситель одному, желавшему быть последователем Его и просившему позволения только проститься со своими родными, не позволил и на короткое время удалиться от избираемого пути; иначе, говорил ему Иисус Христос, никто же возложъ руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божий (Лк.9:62). И в Апокалипсисе Господь повелевает быть верным в своем намерении и постоянным в подвигах самоотвержения даже до смерти, и не иначе, как только под сим условием Господь обещает дать венец жизни (Апок.2:10). Тем более давшему обет - быть последователем Иисуса Христа, должно постоянно - до смерти - свято хранить, исполнять свой обет. Воля Божия касательно сего открывается и из того, что за произвольное нарушение обетов Бог строго наказывал чрезвычайным образом легкомысленных и нерадивых. Так, по свидетельству прп. Кассиана (Collam.VII.C.27), монах Моисей за непослушание авве Макарию, по попущению Божию, наказан злым духом. По свидетельству Григория Великого в одном монастыре монахи, помышлявшие о бегстве из монастыря в мир и оставлении монашества, были наказаны злым духом (Lib.9. indict.4. Epist.38. По свидетельству прп. Иоанна Мосха, в одном монастыре пять дев согласились между собой ночью бежать из монастыря и избрать себе мужей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Благословляем Тебя на этот великий подвиг, который Ты теперь подъемлешь на себя. Ты не искал этой почести, а был взыскан ею. Ты не желал ее, а Тебя возжелал Господь, чтобы Ты был крестоносцем, подвижником за православную Церковь и первостоятелем Русской Церкви. Тебя Бог избрал Патриархом, и возрадовалось сердце наше. Мы, Члены Священного Собора, собравшиеся здесь для устроения церковного, готовы разделить с Тобою труды великого служения не на словах только, а и на деле. Мы, архипастыри, и все верующие, будем молиться о Тебе, чтобы Господь Бог дал Тебе силу понести тяжелый крест, и даем священный обет облегчать Тебе несение этого креста, подобно Симону Киринеянину, понесшему крест Господень. Да вспомоществует Тебе Господь всесильной благодатью в спасительном служении Церкви и родине. Многая лета Святейшему Патриарху!» Деяния... Т. 4. 2-я паг. С. 87–89. Прибавления к церковным ведомостям. 1918. С. 241–245. Выступление на 49-м заседании Собора при обсуждении доклада «О церковном проповедничестве» 14 (27) ноября 1917г. А теперь позвольте захватить внимание Собора на семь минут: если я не скажу этого сейчас, то не придется совсем сказать. Для руководства в проповеднической деятельности я не советую совсем читать проповедей; лучше читать материалы для проповеди: Библию , св. отцов, Пролог, а читать готовые проповеди бесполезно и неприятно, как жевать жеванную пищу; лучше готовить ее из свежих продуктов. Смешно говорить, особенно в селе, готовые проповеди. Это одно. Второе. Говорить пред интеллигенцией гораздо легче, чем пред простым народом. Для народа нет у нас настоящих руководств: даже проповеди Р. Путятина им не понятны. О[тец] протоиерей Синцов говорил, что надо знать жития святых. Это верно. Но у нас и в Академии не знают жития святых, даже житие св. Николая, Мирликийского чудотворца! Еще две минуты. Мужчина в церкви стоит с открытой головой, а женщина покрывает голову. Когда мы бываем в монастыре, мы видим, что все монашествующие стоят в клобуках, а служащие в камилавках. Камилавка не есть покрывало; покрывало должно покрывать все тело, и клобук служит покрывалом, как признак порабощения. У жены глава ее муж, и потому женщина носит покрывало, и клобук монаха есть признак порабощения, а камилавка означает венец и есть символ власти. Поэтому монашествующее иногда надевают клобук, иногда камилавку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Перемены, произошедшие между прежними наставниками, уже послужившими училищу, были следующие: в 1841 г. бакалавр, соборный иеромонах Антоний переведён в киевскую семинарию инспектором и профессором богословских наук; 10 ноября 1841 года возведены звание экстраорд. профессоров инспектор академии Иоанникий и бакалавр Церковной Истории Димитрий Макаров; 19 июня 1842 года бакалавр Серафим назначен инспектором казанской академии и профессором богословских наук, с возведением в сан архимандрита; 10 августа 1843 года профессор Макаров пострижен в монашество и наречён Лаврентием·, соборный иеромонах экстраорд. профессор Афанасий 23 июля 1841 года назначен ректором вологодской семинарии, с возведением в сан архимандрита. Труды и усердие наставников академии не оставались и в эту пору без вознаграждения. Согласно представлению высокопреосвящ. митрополита, обозревшего, по распоряжению св. Синода, в 1841 году академию, удостоены благословения Синода; ректор архимандрит Димитрий, ординарные профессоры: протоиерей Иоанн Скворцов, А. Граников, Я. Амфитеатров, В. Чехович; экстраординариые: С. Соловьёв, П. Авсенев и бакалавры: соборные иеромонахи Серафим и Фотий, А. Минервин, Д. Подгурский, Д. Макаров и В. Курковский, a 23 мая 1842 года ректор Димитрий Высочайше был пожалован орденом св. Анны 2 ст.; бакалавр В. Аскоченский, безмездно преподававший в течение 1841 г. Патрологию, взыскан был особенным вниманием начальства. «Принимая в рассуждение, писал в записке своей ректор академии, с одной стороны то, что означенный предмет и сам по себе и преимущественно по новости и по недостатку руководства требует особенных усиленных занятий и даже материальных средств для приобретения нужных пособий, с другой то, что не смотря на все затруднения, Аскоченский преподавал и преподаёт его с отличным успехом,» ближайший начальник училища ходатайствовал, первое, о приличном вознаграждении преподавателя за истекший год, и потом о назначении ему особенного жалованья наравне с другими предметами. Причём, согласно представлению Аскоченского, предположено было, для большего успеха студентов, к назначенным уже двум часам отделить ещё по два часа в неделю для преподавания Патрологии студентам низшего отделения, так чтобы они половину этой науки выслушивали к низшем, а другую в высшем отделении. Все это приведено было в исполнение в следующем же академическом курсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание ПОСЛАНИЕ    1) Они же, для чего все это строили, в непродолжительном времени привели то и в исполнение. Едва замыслили, как вскоре и в общение приняли ариан, не уважили стольких определений, сделанных против них, в защиту же свою выставляли опять царскую власть. Не постыдились писать: «поелику Афанасий пострадал, то зависть прекратилась; будем, наконец, принимать в общение ариан, в устрашение слушающих присовокупляя: так повелел Царь». А потом, не устыдились прибавить об арианах: «право мудрствуют эти люди», и не убоялись написанного: «горе глаголющим... горькое сладкое... полагающим тму свет» (Иса. 5:20); потому что готовы все потерпеть за ересь. А этим не ясно ли всякому показывается, что не по церковному суду, но вследствие царской угрозы, за благочестивую во Христа веру и тогда мы страдали, и теперь вы нас гоните? Также злоумышляли и против других епископов, выдумывая такие же предлоги к их осуждению. Одни из них пошли в заточение, заслужив похвалу за исповедание Христово, а другие и теперь еще находятся в изгнании, тем мужественнее восставая против их ереси и говоря: ничто не отлучит нас от любви Христовой (Рим. 8:35).    2) Но и из этого можно также узнать ересь, и тем паче осудить ее. Кто друг им и вместе с ними нечествует, тот, хотя бы был и виновен в других проступках, и подлежал тысячам укоризн, хотя бы против него были самые ясные обличения и доказательства, пользуется у них добрым мнением и скоро делается другом царевым, заслуживает себе одобрение своим нечестием, а накопив много денег, берет уже смелость и пред судиями делать, что хочет. Но кто обличает нечестие их и искренно стоит за Христа, тот, хотя бы чист был во всем, и сам не сознавал за собою ничего, и другие его не обвиняли, по выдуманным ими предлогам, немедленно похищается, и по суду цареву делается изгнанником, или как виновный, в чем им угодно винить, или подобно Навуфею, как оскорбивший царя. Защитник же ереси тотчас бывает взыскан и появляется в Церковь изгнанного; а не принимающим его грозят уже опись имения, обиды, все бедствия. И что всего страннее, кого народ желает и признает неукоризненным, того царь отнимает и изгоняет, а кого народ не хочет и не знает, того издали присылает с воинами и с своими посланиями. И тогда настоит великая нужда ненавидеть, кого любят, кто оглашал их и стал отцом в богочестии, любить же, кого не хотят, и вверять детей своих тому, о ком не знают, какой он жизни, какого поведения, и кто он таков; или терпеть наказание, если не послушаются царя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2565...

Вскоре поручено было Филарету митрополитом составить новую проповедь, к слушанию которой приглашены были князь Голицын, Сперанский и другие. Проповедь в неделю 4-ю по Пятидесятнице на текст Оброцы греха смерть произнесена, слушателям понравилась и также была напечатана. Все три проповеди за 1811 год, напечатанные, были представлены Государю, который остался ими доволен и пожаловал проповеднику (30 июня 1811 года) необычную награду: драгоценный наперсный Крест «За отличие в проповедании Слова Божия», а через неделю, 8 июля, молодой проповедник, будучи всего 28 лет от роду, посвящен был в Казанском соборе в сан архимандрита. 39 Взыскан был монаршею милостию и родитель архимандрита Филарета, которого Государь Император соизволил пожаловать главнейше во внимание к заслугам сына золотым наперсным Крестом. 40 После того сказано было архимандритом Филаретом в том же 1811 году еще несколько проповедей, как напр., при освящении Казанского Собора (16 сентября), по освящении там же придельного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы (17 сентября), там же при отпевании тела графа Строганова (3 октября), в лаврской Лазаревской кладбищенской церкви в сороковой день по его кончине (5 ноября), на Рождество Христово, в Александро-Невской лавре. В начале 1812 года (17 января) произнесено было       им в Благовещенской церкви Невской лавры       слово при отпевании тела графа       Завадовского. Некоторые из этих проповедей произнесены были в высочайшем присутствии Государя Императора и прочих особ Царствующего Дома. Их с нетерпением ожидали, со вниманием слушали и тщательно обсуждали. О проповеднике громко заговорила вся Петербургская знать. Его имя сделалось известным всей России. Свидетельством славы его как проповедника, разнесшейся далеко за пределы Петербурга, служит следующая выдержка из письма, написанного в конце 1811 года ректором одной из провинциальных семинарий к одному духовному лицу в Петербурге: «Его Высокопреподобие, отец архимандрит Филарет, когда еще был в Троицкой Сергиевой лавре, и тогда отличный талант его несколько времени украшал Евангельскую кафедру, и тогда имя его начинало славиться – даже в других епархиях. А ныне в Петербурге еще более возвысился проповеднический дар его. Я имел удовольствие недавно читать одно редкое произведение ораторского пера его – Слово на Святую Пасху, притом газета возвестила нам, что он, в прославление христианских добродетелей графа Строганова, произнес прекрасную речь над гробом его. Как желательно мне видеть и иметь у себя сей прекрасный плод его гения. Прошу вас, яко всегдашнего моего благодетеля, приобресть для меня сие сокровище; конечно, он, зная, что omne bonum est sui communicativum, 41 вам в том не откажет, а я сам просить его не смею». 42

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Они, выслушав царя, пошли». Волхвы отправляются в путь, завершая последний этап своего долгого следования за звездой. И, к великой их радости, она вновь засияла перед ними. Когда звезда остановилась, они, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему». Так Христос, неузнанный, неувиденный и даже отвергнутый Своими, был взыскан, обретен, принят чужими — волхвами, принесшими Ему поклонение. «И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Они приносят золото — символ самого дорогого, что есть на земле, сокровища их жизни. Они приносят зернышки ладана, которые ждут пламени, чтобы источить благоухание. Пламени любви, дара молитвы, желания встречи с Богом. Они приносят смирну, знамение горечи и надежды. Горечи, претворяющейся в сладкое благоухание. Это приношение любви для рождающейся Церкви, для Пречистой Девы и Матери. Уже теперь они возвещают о смерти и о помазании, о благоухании Христовом, которое будет всегда в Церкви. Святые отцы говорят нам о том, что эти три дара означают тайну Пресвятой Троицы. Они означают и тройное служение рождшегося Богомладенца: царское, священническое и пророческое. Ибо золото — это символ царского господства, ладан — это священство, смирна — это пророческая жертвенность. Сам Господь приносит в них драгоценнейшие дары для нас, которыми мы должны дорожить больше всего на свете: правду, молитву и ту нетленную жизнь, которая даруется через принятие смерти. «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». Есть нечто важное в том, что волхвы возвратились домой другим путем — не тем, которым они пришли к Вифлеемским яслям. Здесь Дух Святой открывает великую тайну нашего спасения. Ибо наш дом есть рай, который мы потеряли. Мы сбились с дороги, идя к полноте жизни через гордость, через непослушание, через ложное знание о мире невидимом, через вкушение запретного плода. Но теперь все должно стать иным, если мы увидели Господа. Мы должны возвращаться домой другим путем — путем послушания и смирения, путем слез и скорбей, хваля и благословляя нашего Господа.

http://moral.ru/рождество-бога-и-спаса-н...

Uc.LXII:11 . Се бо Господь слышано сотвори до последних земли: рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду и дело Свое пред лицем Своим Определение относительно собрания к Церкви Христовой язычников Господь сделал известным по всей земле чрез проповедников Евангелия (стражей на стенах Иерусалима), которым повелел объявить дщери Сионовой, т. е. собственно народу Иудейскому, о грядущем Спасителе. Слова: рцыте дщери Сионове, в Евангелии Матвея приводятся в связи с пророчеством Захарии о торжественном входе И. Христа в Иерусалим ( Mamф. XXI, 5 . Зaxap. IX, 9 ). Христос воссел на осла, на пути в Иерусалим. Это, по разумению церковных песнопевцев в службах праздника Ваий, имело символическое значение, – служило предызображением принятия в Церковь Христову язычников, не носивших ярма Закона, подобно тому, как молодое животное, на которое возсел Христос, не было приучено к ярму. Могло быть, что и пред взором пророков, созерцавших будущее событие входа Господня во Иерусалим, являлись не одни Иудеи, для которых ближайшим образом совершилось это событие, но вместе имеющие уверовать во Христа язычники. Он есть Спаситель, по самому имени Своему (Иисус значит Спаситель), всех людей, ибо пришел не для одних Иудеев, а наипаче для язычников. – Дальнейшие слова пророчества о Спасителе: имеяй с Собою мзду и дело Свое пред лицем Своим, показывают, что Христос Спаситель есть вместе праведный Судия, имеющий воздать праведным награду, и сделанное Им дело спасения и суда поддержать и утвердить (имеяй пред лицем Своим) несмотря на многие препятствия со стороны врагов Своих. Uc.LXII:12 . И прозовет я люди святы, избавлены Господем, ты же прозовешися взыскан град и не оставлен В Ветхом Завете имя святых или священного, посвященного на служение Господу народа ( Ucx. XIX, 6 ) принадлежало сынам Израиля. Но в новозаветное время это наименование, по воле Господа, перенесено на всех верующих в И. Христа ( 1Nemp. II, 9 ), как избавленных от суетнаго, проводимого без пользы для души, жития честною кровью яко агнца непорочна, и пречиста Христа ( 1Nemp. I, 18. 19 ). – В остальных словах стиха под градом, который прозовется взысканным милостью Господа и неоставленным, разумеется Иерусалим в смысле новозаветной Церкви, которую так возлюбил Господь, что никогда не оставит ее Своею милостью, – с ней не случится того, что случилось с ветхозаветным Иерусалимом, утратившим прежнее свое значение, переставшим быть местом ветхозаветного Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010