В некоторых других случаях земной жизни Иисуса Христа, при Его чудотворениях, мы также видим сие видимое посредство для проявления Божественной силы, когда читаем в Евангелии об исцелении коснояэычного, которому Иисус Христос, «отведши его в сторону от народа, вложил персты свои в уши... и, плюнув, коснулся языка его», этот получил слух и дар слова ( Мк.7:33–34 ); или когда читаем об исцелении другого слепого, которому Иисус Христос даровал зрение, наперед «плюнув ему на глаза» и дважды возложив на него Свои руки ( Мк.8:23–25 ). Об Апостолах, которых Иисус Христос , еще во время Своей земной жизни, посылал на проповедь, говорится в Евангелии, что «они пошли и проповедывали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Из этого свидетельства Евангелия мы видим, что еще при жизни с ними Иисуса Христа, Апостолы по повелению, без сомнения, самого Господа, для явления данной им чудотворной силы Божией, в известных случаях употребляли видимое посредство, именно – елей в данном случае. Нужно ли говорить, что сии разные посредства, освящаемыя свыше и делавшиеся как бы символом и знамением являемой в них и чрез них силы Божией, становились для людей святынею и что сие священное значение оных для верующих и даже неверующих Господь подтверждал чрезвычайными знамениями и чудесами? Ковчег Завета, плененный Филистимлянами, охраняется от осквернения в языческой области посредством чрезвычайных знамений Божиих: во всех городах, куда его ни привозили, на жителей нападали болезненные воспалительные наросты, и поля их ъ опустошало безчисленное множество являвшихся мышей; идол-дагон, в капище которого ковчег был поставлен, сперва найден был поверженным на землю у подножия ковчега, а на другой день – совсем разбитым; и эти знамения в глазах самих язычников были делом карающей их десницы Бога Израилева ( 1Цар.5 и 6 гл.); жители Вефсамиса, еврейского города, за неблагоговейное отношение къ ковчегу Господа, в числе пятидесяти тысяч семидесяти человек были поражены смертию ( 1Цар.6:9–2 ), а левит Оза за таковое же отношение к ковчегу мгновенно силою Божиею повержен был на землю мертвым ( 2Цар.6:6–7 ); напротив, дом Аведдара, в котором на время поставлен был ковчег завета, взыскан был особенною милостию Божиею, благословен от Бога благословением земли и неба, и ясно было для всех, что благословение это проистекает от присутствия святыни в доме ( 2Цар.11:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Среди этих людей должен быть поставлен и св. Димитрий. В суровую эпоху Петровских новшеств святитель явился хранителем старого достояния русского люда – живой, действующий через любовь православной веры. Почуял это народ и не даром сочинения святителя принадлежали и принадлежат к излюбленному чтению русского народа. Жизнь каждого святого, в отношении уроков и поучении, которые она в себе сама собою заключает, всегда является многогранною и многостороннею, потому что каждое время, сообразно с своими запросами и интересами, может брать из неё то одни, то другие наставления. Этим и объясняется, что святые вечно живы, вечно близки нам, их смерть не отдаляет от нас их нравственного влияния, заключающаяся в их нравственном облике. «В древнем Соборе священной обители С трепетом снова я ныне стою, Снова молюсь перед ракой святителя, Тёплые слезы в волнении лью, О, приснопамятный! Тайной нетления Взыскан за святость от Господа ты, Призри на скромное наше моление, Песни хвалебной внемли с высоты, Слава Димитрию! Слава Святителю, Древнего града Ростова Хранителю!» Эти слова – «Хвалебная песнь св. Димитрию, Ростовскому Чудотворцу», принадлежат священнику Ростовскому Успенского Собора А. Державину. Эти же чувства возникают при воспоминании земной жизни св. Димитрия. Святитель Димитрий является одним из отраднейших лиц нашей церковной истории. Он блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество с обширнейшею, неутомимою литературною деятельностью. Великий святитель Димитрий родился в 1651 году в местечке Макарове, неподалеку от Киева, у малороссийского сотника Саввы Туптало и названный Даниилом. Образование получил в только что открытых при Киево-Могилянской Академии Иоанникеем Голятовским классах. Борец за православие, Голятовский, учитель риторики в Киевской Академии, был один из учёнейших людей и знаменитейших состязательных богословов своего времени. С неослабевающею ревностью он своими сочинениями боролся со всеми толками враждебными православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Одно должно бы побуждать меня пререкать своему призванию — немощь моя. Но я ищу успокоения и подкрепления в совершенном, по Апостолу, уповании на приносимую благодать, и верую, что соборным тайнодействием низведется мне благодатная сила Христова ( 1Петр. 1:13 ). Верую, что Господь, нарекий мя, утешит мя ( Вар. 4:30 ), — Сотворивый «пастыри благовестники, рыбари богословы и премудры ловцы явлей», и теми уловлей вселенную, может, если восхощет, дать мне уста и премудрость и наставит на всякую истину. Верую, что Господь, сотворивший гонителя христиан своим Апостолом, дышущего убийством — любящим всю вселенную, может сотворить и меня добрым пастырем и совершить меня во всяком деле блазе, сотворити волю Его, творя во мне благоугодное пред Ним, Иисус Христом ( Евр. 13:21 ). Верую сему и молю всемогущего Бога соделать меня служителем благодати в той мере, в какой и как Ему благоугодно будет. Уповаю и на помощь земную, на маститого архипастыря, многообразными отеческими попечениями которого я взыскан был от дней учения моего доныне. Он будет подкреплять мои немощные силы, руководить мою неопытность и научит ходить достойно высокого звания епископа. Вы сами, святейшие архипастыри и богомудрые отцы, учением и молитвою соделайте меня достойным и способным получить большую меру дарований Духа Святого, к очищению и освящению своего внутреннего человека, дабы мне в общении с вами потрудиться на ниве Христовой. LXXIII. Речь Святейшему Правительствующему Синоду смотрителя С.-Петербургского Александро-невского духовного училища, Архимандрита Гермогена , при наречении его во Епископа Выборгского, Викария с.-петербургского, 17 Октября 1873 года Ваше Святейшество, Милостивейшие Архипастыри и Отцы! Выслушав с полным вниманием и благоговением то, что рек о мне Господь ( Пс. 8:4, 9 ) устами вашего святейшества и изволением Помазанника Божия, я испросил в сердце моем благословение великого Архиерея прошедшего небеса ( Евр. 4:14 ), и произнес:   Благодарю., приемлю и ничтоже вопреки глаголю. После сих знаменательных слов мне приличнее было бы не слово, а благоговейное молчание. Апостолы Петр и Андрей, услышав голос Божественного своего Учителя: грядите по Мне,  и сотворю вы ловца человеком, не разглагольствовали, а безмолвно абие оставльша мрежи, по Нем идоста ( Мф. 4:18 ), — идоста, конечно, для того, чтобы с любовию и покорностию внимать Его учению, как они должны исполнять святую и всеблагую волю Божию. Подобно им и я в эти, торжественные для меня, минуты, услышав голос, призывающий меня к высшему служению в Церкви Христовой, должен бы не разглагольствовать, а в благоговейном безмолвии поучаться у вашей богомудрой опытности, како подобает мне отселе в дому Божии жити ( 1Тим. 4:15 ), и достойно ходити предлежащего мне высокого звания (Еф. 4:1).

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Батюшка очень любил и уважал Сергея Ивановича, частенько сам приходил к нему в гости в Борок, также, как и к Борису Сергеевичу Кузину, а Кузин и Кузнецов были друзьями. Кузин – высокий, бритоголовый, в бабочке, а Кузнецов с усами, как у моржа – его так «моржом» и прозвали на Байкале, где он был в экспедиции – и всегда улыбается, плохо ли, хорошо ли... – Это был настоящий русский человек, истинный христианин, – говорят о Кузнецове в Борке. Получал Сергей Иванович как членкор большую зарплату, но все раздавал на церковь , на людей, а «сам ел морковку и капусту». У него денег попросят в долг – кому мебель, кому квартиру кооперативную надо купить – он даст и забудет, ему и не возвращают. Конечно, это был своего рода подвижник, «взысканный любовью муз», и наука и вера не противоречили друг другу. Отец Павел приезжал к нему в Москву как домой – ключи от квартиры возьмет, еще и родственников с собой прихватит, чтобы столицу показать. Один раз даже через окно к Кузнецову залазили – замок-то английский захлопнулся – так в центре Москвы и полезли через форточку. Отпевал отец Павел и доктора биологических наук Михаила Алексеевича Фортунатова. Фортунатов был знатного княжеского рода, камчадал, на него в свое время написали донос, что хочет Камчатку республикой сделать, он отсидел свой срок, потом его реабилитировали. И тоже «взыскан муз любовью», лично знал Николая Гумилева и Владимира Маяковского. Интересна судьба «невыездного» Филарета Дмитриевича Мордухая-Болтовского, дворянина по происхождению, родившегося в Варшаве. Отец его заведовал кафедрой в Варшавском университете, а дед был начальником Петербургской железной дороги, имел поместье в Тверской губернии. И вот в этом тверском имении служил у них на побегушках будущий всесоюзный староста М. И. Калинин. И, видимо, осталась у Калинина добрая память о своих хозяевах, потому что потом он подарил им свой портрет с дарственной надписью. И этот портрет спас им жизнь. Пришли в 30-е годы их арестовывать, увидели портрет Калинина с надписью и ушли. Поэтому Филарет Дмитриевич Мордухай-Болтовской в лагерях не сидел, но и за границу на международные конгрессы его не пускали, хотя он знал пять языков, был видным биологом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Отметим далеко не простое соотношение между строфами и рефреном: проклиная Искариота в основном тексте, автор отнюдь не молится за него в рефрене, что было бы немыслимо, – но, молясь за себя или, что то же, за всех предстоящих во храме («милостив буди нам»), он воспринимает Иудин грех как свой собственный, не отделяя себя от евангельского предателя в его виновности и ощущая разверзающуюся перед Иудой адскую бездну как заслуженную угрозу для себя самого. На этом и основана содержательная сопряженность двух интонационно-образных полюсов. Заметим, что Роман ничего не объясняет, не растолковывает, почему, собственно, образ Иуды должен понудить слушателя к «сокрушению» о своих собственных грехах, но предоставляет эмоциональному контрасту говорить за себя. Иными словами, «песнопевец» поступает так, как странно было бы поступать проповеднику – и как во все времена поступали поэты. К примерам контраста между основным текстом и рефреном, почерпнутым из Гродидье де Матона, можно было бы добавить и другие. В покаянном кондаке о грехопадении Адама и Евы речь идет о первородном грехе, навлекшем на человечество кару смерти; однако рефрен вновь и вновь именует вовсе не грех и не смерть, но, напротив, «жизнь вечную» – тот самый дар, которым прародители владели и который они утратили 785 . Унижение грешного человека дано на смысловом фоне изначально прославленного человека, каким он вышел из рук Творца. Вспомним, что другой, анонимный кондак на ту же тему, уже упоминавшийся по другому поводу 786 , имеет рефрен-восклицание: «О, сколь великою почестью взыскан был человек!» В кондаке на праздник Богоявления рефрен называет Христа «Свет Неприступный» ( τ φως τ πρσιτον 787 ). Этот эпитет лишь парадоксальным образом может быть употреблен здесь, где, во-первых, по самому смыслу слова «богоявление», речь идет о явлении «Света», о его приходе к людям и, следовательно, о его отказе от своей «неприступности» и, во-вторых, Христос изображен в момент предельной «умаленности», «нисхождения», кенозиса, ибо он принимает крещение от руки Иоанна Крестителя 788 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Боже, до чего тяжело! Как будто присутствуешь при поношениях и истязаниях Христа и апостолов. И ведь этот насквозь чистый, кристальный человек, святой, он – мой духовный отец, – он благословил меня на священство, он – мой епарх архиерей, его расположением, доверием и лаской я всегда был взыскан, а теперь издалека, бессильный, молча гляжу на узы его и на поношение его, далекий, бессильный и ненужный. Верю, Господу неугодно было удостоить меня жребия с ним, и боюсь я, страшусь в тайниках души и не могу преодолеть этого постыдного чувства. Господи, огради (?) меня силой Твоею, дай мне возлюбить Тебя больше этой жизни. Ведь я же хорошо понимаю, что только такой конец и может быть единственно достойным концом жизни, по крайней мере, в наши дни, и Господь щадит меня, видя мою незрелость и ожидая от меня покаяния и мужества. Если и суждено мне иметь свой собственный жребий (правду сказать, меня не вдохновляет положение жертвы за изъятие ценностей!), то ведь всякое подлинное дело Христово в мире м б куплено страданием и крестом. И если мне суждено еще чем-нибудь проявить себя, я должен быть готов на крест. Участь Патриарха – заточение и ссылка – предрешена, процесс – инсценирован, все разыгрывается по нотам. Как видно из лживых отчетов сына лжи, Патриарх держится со святительским достоинством и даже этим богоотступникам импонирует, хотя позиция его – увы! – шатка и недодумана. Остальные же, как я и боялся, путаются, спасаются, вообще являют смятение, конечно, не мне окаянному их судить, я знаю, что мог малодушествовать больше всех, особенно благодаря бессоннице, но картина экзамена исторической Церкви не очень утешительная. Я все больше и больше склоняюсь к мысли, что миссия большевиков, даже и в их антицерковных действиях, – пробудить Русскую церковь , разбить ее историческую скорлупу и ограниченность, но пока – увы! – как чувствуется скорлупа. Патриарх – избранник Божий, как мученик, но вместе с тем вполне трагическая фигура, на нем отяготел рок нашего грекороссийского православия, коего он, мнится мне, есть первый и последний в новейший период истории, искупительная жертва «грекороссийства».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Следующая связь с папой имела политический характер. Внук Св. Владимира, вел. кн. Изяслав Ярославич, изгнанный вторично из Киева братом Святославом черниговским, обращался тщетно за помощью к польскому королю и германскому императору Генриху IV. Изяслав, в надежде на духовную власть папы над Западом, послал сына к знаменитому папе Григорию VII Гильдебранду, жалуясь и на обобравшего его Болеслава и на свои несчастия в России. «Царь царей», как называл себя папа Григорий, в 1075 г. требовал от Болеслава возвратить все взятое у Изяслава. Можно предполагать, что Изяслав изъявлял папе, вероятно притворную, готовность признать его власть. Никакой помощи Гильдебранд Изяславу не оказал и последний, после смерти в 1076 г. Святослава, вернулся на престол, оставаясь православным. Между 1080–89 гг. присылал посольство в Россию антипапа Климент III, поставленный имп. Генрихом против Григория VII, с которым император вел ожесточенную борьбу. Характерно, что папа не искал подчинения себе русской Церкви, а предлагал воссоединение. Митрополит Иоанн II, к которому в Киев приходил католический епископ, посол папы, написал последнему ответное послание. Вежливо и с соблюдением самого мягкого тона, но твердо, по существу, митрополит обличал «согрешения» римской Церкви и предлагал ему обратиться к константинопольскому патриарху. Свят. Иоанн способен был дать должный ответ. Летописец, именуя его «добрым и кротким», называет также «хитрым в книгах и ученьи». Митр. Никифор I, занимавший престол с 1104 по 1121 годы, писал два сочинения против латинян. Покушения были и при Владимире Мономахе В начале 12 века один польский аббат послан был в Россию с тем, чтобы «приобресть Христу народы чуждые». При митр. Иоанне I (1164–66) были послы папы в Киеве, но митрополит отвечал посланием к папе о причинах разделения церквей. Митрополиты греки твердо стояли на страже Православия. Надо упомянуть еще о посланиях пап: Иннокентия III в 1207 г., Гонория III от 1227 г. и Григория IX от 1231 г. Доводы в них – единая Церковь имеет единого пастыря в Св. Петре, которого он – папа – преемник. В послании папы Григория имеются и доводы политические, а именно – в случае присоединения к римской Церкви, князь (Св. Георгий-Юрий Всеволодович Владимирский), как государь, будет щедро взыскан милостями и благоволением его – папы. Интересно, что папы усвояли русским князьям титул королей, который они признавали только за теми государями, которым давали его сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вопреки всем грамотам, данным киевским митрополитам и переяславским епископам, посвящение его состоялось не в Киеве и не от Киевского первоиерарха, а в Петербурге. 886 Чем вызвано такое отступление от петровских грамот при первом поставлении и посвящении вновь преемника Захарии Корниловичу, можно только догадываться. Оно, вероятно, стоит во внутренней связи с умалением чести Киевского первосвятителя Варлаама (Вонатовича), выдвинутого противником Феофана Прокоповича – Феодосием Яновским. При поставлении и посвящении на Киевскую кафедру Варлаам получил титул не митрополита, а только архиепископа киевского и галицкого, 887 затем будучи замешан в государственном преступлении, 30 ноября 1730 года лишен сана и сослан на Белоозеро, 888 в самом конце 1740 года он был прощен, а в начале 1741 г. ему возвращен сан. Варлаам скончался (1751 г.) на покое в Тихвинском монастыре, Новгородской епархии, откуда в 1722 г. взыскан был на Киевскую кафедру. 889 По всему видно, что архиепископ Варлаам примкнул к иерархам, с которыми у Феофана Прокоповича не было дружбы. Поэтому Варлааму (Вонатовичу) в дни могущества Прокоповича трудно было сохранить все преимущества киевских митрополитов, в частности по отношению к переяславскому епископу. С другой стороны, епископ Иоаким, коренной великоросс (из нын. Тамбовской губ. Усманского уез. сын священника) приняв посвящение от Прокоповича в Петербурге, видимо, не намеревался подчиняться архиепископу киевскому и галицкому Варлааму. Прошло около года после приезда Иоакима на место служения и вступления его в права переяславского епископа, как архиепископ Варлаам подал доклад Св. Синоду, заслушанный 17 мая 1728 г. Ссылаясь на цель восстановления Переяславской епископии – «для единого в духовных делах архиереем киевским вспомоществования» и на то, что прежние преосвященные епископы переяславские «до архиерея Киевского коадъюторством своим и способием до духовных отправлений подсудствовали», архиепископ Варлаам, на основании прежних грамот, просил, чтобы и нынешний преосвященный Иоаким, епископ переяславский, по благословению Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

940 Брак царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной был 22-го января 7179–1671 года. См. дворц. разр. т. III, стр. 872. Акт. эксп. т. IV 181. 941 700 р. денег, и три меха – соболий, лисий и беличий, также – сукна и тафты чёрного цвета, ещё 15 добрых полотен и 20 полотенцев. Шушерин. 943 По исчислению Шушерина – «40 соболей добрых, да мех соболий же, да денег 500 рублёв, также посуды серебряной немало, пищи же и пития и иных вещей обильно». Дьякону было от царя дано 10 рублей. 944 Царь Алексей Михайлович скончался 29 января 1676года. См. собр. гос. гр. IV. Дворц. зап. IV, 27–28. Акт. эксп. IV, 212. В духовном завещании своём он писал между прочим: «От отца моего духовнаго, великаго господина, святейшаго Никона, иерарха и блаженнаго пастыря, аще и не есть ныне на престоле сем, Богу тако изволившу, прощения прошу и разрешения». См церк. ист. М. Плат. 2, 364. 945 Шушерин говорит, что Никон сказал тогда Лопухину: «На письме не учиню, нас бо он при жизни своей из заточения сего свободна не учинил». 946 Акт. эксп. IV. 201. Иоаким был возведён на патр. престол 26 июля 1674 г. см. дворц. разр. т. III, стр. 963. Он был некогда взыскан милостью патр. Ннкона. Акт. ист. т. IV, 108. 947 «Иоанн рыкнув, яко волк на блаженнаго свирепо, нача песии неистовыми блядословии поносити». Шушерин. 950 Так поступлено только с келейным имуществом патриарха. Но церковная утварь, пожалованная Алексеем Михайловичем для церкви Никона, осталась в Ферапонтовом монастыре, и впоследствии указом патриарха Иоакима от 13 дек. 1676 г. обращена в собственность монастыря. 952 В ризнице Кирилло-Белозерского монастыря сохранилось кресло Никона с вырезанной на нём надписью: 7176 года марта 29 дня, сей стул сделан смиренным Никоном патриархом в заточении за слово Божие и св. Церковь в Ферапонтове монастыре, в тюрьме. Вероятно, это – остаток от келейных вещей Никона, перевезённых из Ферапонтова монастыря в Кирилло-Белозерский. См. москв. 1843, XI, стр. 269. 954 Панагию эту Никон привёз с собой ещё из Воскресенского монастыря в Москву, и отсюда – в Ферапонтов монастырь. Печати обе были серебряные – одна с изображением Воскресения Христова, и принадлежала, вероятно, Воскресенскому монастырю; другая – патриарха Иосифа. Шушерин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

что единая церковь имеет единого пастыря в св. Петре, которого он, папа, преемник. Но к догматическим доводам первого он присоединяет доводы политические, а именно – что в случае присоединения к Римской церкви, матери всех верующих, князь как государь щедро будет взыскан милостями и благоволением его – папы. Побуждением, расположившим Григория обратиться к Юрию, нет сомнения, было то, что его миссионерам – братьям проповедникам или Доминиканцам удалось тогда водвориться в Киеве и что там они имели со своей пропагандой некоторый успех (см. ниже). Но послание едва ли не имело своим последствием того, что содействовало открытию Киевских интриг, после чего миссионеры были изгнаны из Киева. Все указанные попытки пап, несомненно, и само собой подразумеваемо, не имели никакого успеха. Относительно тех случаев, когда мы знаем о них не по известиям наших летописей, а по сохранившимся в Ватиканском архиве грамотам пап, остаётся неизвестным, – всегда ли намерение было приводимо в исполнение, ибо грамоты могли быть писаны, но не отправляемы, или же отправляемы, но не доходили по своему назначению. Замечательна в этих сношениях одна странность. Наши государи по своему титулу были великие князья (magni duces). Следовало бы ожидать, что папы будут привлекать их к себе обещанием титула королевского, как это они в других случаях делали. Однако здесь они не только этого не делают, но и прямо называют наших великих князей и даже просто князей королями. Остаётся непонятным, с какой стати они усвояют нашим князьям титул королей, который они обыкновенно признавали только за теми государями, которым давали его сами 1103 . Папы делали попытки подчинить Русскую церковь своей власти. Но, увы! Возможно было и обратное, а именно – чтобы Русские государи изъявляли папам готовность признать их власть. Средневековые папы представляли собой великую силу, к которой все обращались за помощью. Возможно было покупать эту помощь у пап и государям православным ценой изъявления искренней или притворной готовности подчиниться им, – и, к сожалению, государи православные это делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010