И посреде храма диаконский амвон поставити никимиже препятно 130 . Молиша же тощно и о сем да к тому храму Иоанна Богослова иерей взыскан будет могий поне отчасти богословствовати и ведый духовною пещею алчущия души насыщати, любяй же расширение хвалы Божия и церковное благоустроение. Пение же паки греческое и киевское да свободно будет на всяком священнослужении во славу Божию и духовное услаждение верных пети 131 . Иереом же и диаконом невозбранно будет греческим обычаем одеяния устроеннаго употребление. К сим же всем приложиша просити ны о еже свободну им быти при том святем храме греческаго и словенскаго языка по грамматической хитрости оучению и на се богоугодное дело училища создати, и оучители искусны и богобоязнивыя взыскавшие держати. Сему же прошению их пастырски оушеся наша приклонше разсудихом ничесоже неблагочестно быти, паче же вся от ревности по Бозе и хвале Его распространения прозябающая похвалихом их люботщательство благоговейное и ревностно оублажихом. В поощрение же их и прочих на подобная и тех вящьшая душеполезная дела мы предречении пастырем начальницы соизволил приемше благочестивейшаго самодержавнейшаго великаго государя нашего царя и великаго князя Алексия Михаиловича, всея Великия и малыя и Белыя России самодержца, повелехом сию грамоту написати благословящую доброе их намерение и свободу вечную на совершение предприятиям им самым и по них будущим благорачителем церкве дарующу. Свободно убо творим вся прошения их в грамоте сей помяненная в события приводити всякаго препятия кроме от коего либо лица и сана ниже вся оудержахом и пения именуемаго партесное, аще и не оу от сея церкве восточныя приятое, ибо и странам приемшим е во употребление никимиже охуждаеми. Аще же начнет кто сему их благому делу пакостить и препинание творити, сама десница Вышняго да будет ему местница, наше же архиерейское да не почиет на нем благословение. Во оутверждение же сея крепостные грамоты нашея рук подписание приложихом. Писано в царстующем велицем и преименитом граде Москве в лето от создания мира 132 , а от Рождества Христова ахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В своей мирской жизни человек, в общении с греховным миром, утрачивает то, что обретает он в Таинствах Крещения, Миропомазания, Причащения он нуждается в благодатном, вышеестественном обновлении своих духовных сил. Господь изначала укреплял человека на пути спасения. В Завете Ветхом духовная жизнь человека питалась покаянной настроенностью в предощущении грядущего спасения. В Завете Новом, когда человек поставлен уже на открытый ему путь спасения, когда он укреплен на нем таинственными дарами Божией благодати, когда он взыскан Божией милостью вплоть до приобщения его к Царству Божию, но оказался снова увлеченным в греховную скверну и тем самым отпавшим от Тела Христовой Церкви, где искать ему спасения? Таинство Покаяния воссоединяет его с Церковью, открывая возможности дальнейшего усовершения на пути спасения, прежде всего чем? Новым таинственным соединением с Христом Богом в Таинстве Евхаристии. Так становится покаяние естественным и необходимым приготовлением к Св. Причастию. Мы уже имели возможность говорить об этом Таинстве в первой части курса. Ограничимся здесь немногим. Значительное место в грехах человека занимает неведение, невежество, о которых нередко напоминает священнику Церковь в тайных его молитвах и об освобождении от чего или о вменении чего молится каждый христианин. Самая совесть может быть повреждена. Не относятся ли ко многим слова пророка Исаии о тех, кто «глаголют лукавое доброе, и доброе лукавое, полагают тьму свет и свет тьму, сладкое горькое и горькое сладкое» ( Ис. 5, 20 ), или слова Притчей: «Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно адово» ( Прит. 14, 12 ). Исповедь есть не только «отдание грехов» по прекрасному народному изречению, но и проверка совести. Отсюда вытекает, что отпущение грехов не есть, как в настоящее время порою думают, некое естественное и необходимое следствие факта исповедания грехов. Святая обязанность духовника допустить к исповеди. 52-е Правило св. Апостолов гласит: «Аще кто епископ или пресвитер обращающегося от греха не приемлет, но отвергает, да будет извержен из священнаго чина. Опечаливает бо Христа, рекшего: радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся». Но святой же обязанностью духовника является тщательное рассмотрение душевного состояния кающегося на предмет духовного его уврачевания, которое далеко не всегда должно являть себя в виде безоговорочного и немедленного отпущения грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

«До свидания, обнимаю от всего сердца. Будь здоров, напиши несколько строк, [чтобы] я мог бы убедиться, что Вы действительно здоровы. Я всегда боюсь за тех, кто мне дорог, и кого я не вижу. Каждый из нас мог бы ошибаться, и верно ошибается, но дело в том, чтобы знать, было ли намерение всегда хорошее, честное, а ведь в этом никто не может сомневаться, что Вы делали то, что считали лучшим для церкви. Простите за откровенность: откровенность должна быть основою человеческих отношений. Нужно выдерживать горесть до последней капли жизни. Я положительно не понимаю значения моего страшного наказания. Я нахожусь в тяжелой атмосфере молчания или об. 1558 всего окружающего. Одно только чувство ответственности за церковь побуждает меня крепиться – стало быть, надо терпеть, нет другого выхода. У N порок характера, т. е. властолюбие и зависть с самолюбивыми целями... Невозможно, чтобы ты не чувствовал, что все остальные родные – братья – родные по привычке, а ближе всех для ... потому, что мы связаны не привычкой, а истинными чувствами, в которых вложены вся душа, вся сила любви. Лучше вынести всю горечь возможных страданий, нежели нанести кому-либо одну тень страданий... Все входы и выходы знает, не в дверь, так в окно проскользнет, сопернику шею сломает, всесильному руку лизнет... Само собой понятно, одного заявления мало. Надо еще на факте доказать, что сделан решительный поворот». «Тяготеющие надо мною невзгоды, очевидно, доконают меня. Вы, может быть, скажете, что вот уже 8 лет, как я угрожаю помереть и все не умираю, но право я тут не виноват и совершенно искренно думаю, что конец недалек. Во всяком случае, мою жизнь, быть может, история не оставит без внимания. Я не взыскан судьбою и с точки зрения друзей. М. молчит, точно я уже давно умер. Остается действительно признать тот несомненный факт, что существуют бедные Макары, как будто наделенные специфическим свойством притягивать на свою голову все возможные шишки. Неужели свое предложение N обратит во вред?.. Это сообщение наполнило душу скорбной тяжестью и возбудило подозрительное чувство. Никакой туман не устоит против лучей правды».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Не прошло года, исполнилась кара: и лже-Димитрий низвержен, и прах его рассеян. Разительный пример, ничтожности усилий человеческих представляет злосчастный Государь Василий Иванович Шуйский. Едва не с места казни избранием народа взойдя на трон, заслуженный низложением самозванца, был любим подданными за снисхождение, милосердие, правосудие: в этот муж совета, опыта в доблестей, постыдно пал в развалинах Государства. Народ почитал его царем неблагословенным, отверженным 15 . Так падают опоры человеческие, без воли и благословения Божия! Не вопияла ли и на него кровь праведного отрока» обвиненного в самоубийстве? IU напротив, не очевидный ли пример благоволения и покровительства Божия, явленного над отроком Михаилом? Можно ли было думать, что тот отрок, которого и родители и кровные были в изгнании, лишены всего имущества, отрок уединенно, как сирота, проживавший то в своей отчине 16 , то в обители, среди крамол и неустройств будет взыскан, возведен на престол против своей волн; восстановит, устроит растерзанную мятежами и войною державу, и будет родоначальником славных Российских Венценосцев? Можно ли было думать? – Но цветет царственный дом Романовых, идет от силы в силу, от славы в славу – то мудростью Царя Алексея, то творческими доблестями Великого Петра; то глубоким умом и законодательством Екатерины, то свыше вдохновенным 17 , непоколебимым мужеством Благословенного Александра, отстоявшего свободу отечества, поправшего страшные полчища сильнейшего из сильных земли, низвергшего с престола раздаятеля венцев и скипетров. Льзя ли вообразить высший степень величия и славы, на который взошла Россия? Но не здесь грань ее величия. Она взошла, и восходит выше и выше; она блистает новыми лучами славы. Ея пределы мужеством победоносных сынов распространены далее и далее. Гордые и дерзновенные враги смирились, и укрываются под ее щитом. Отторженные насилием сыны православной церкви, в огромность числе – двух миллионов, возвращены в ее недра. И сколько воздвигнуто вековечных памятников во славу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

—815— время молодо как дитя и имеет очень немного представителей в нашем народе, так как и в православии русском господствующими направлениями остаются ложные – духовно иудейское, формалистическое и духовно-языческое, движущееся совсем вне Христа. Но имеющее возрасти новое движение приведёт к освобождению от «плена Вавилонского», к победе над «змием» папства и «лжеименным разумом» протестантства, к «пасению» народов Запада жезлом православия. В «школе» о. Петра и обозначилась «утренняя заря» 3537 обновления православия и скорого его раскрытия. Мы имеем возможность проследить, как в ней воспитывался о. Феодор, – по первоначальной редакции его толкований Апокалипсиса. «...Третий, достойный представитель 3538 именно благодатно – Христова детства и отрочества, – направления, дающего удоб- —816— ство войти в Небесный Храм и составляющего для Православия великую о Господе надежду в будущем, – есть один молодой человек, из податного состояния. Первые лета детства он провёл в сиротстве, при злой мачехе. Воспитание его в отроческом возрасте и в первую пору юности было такого рода, что его жестоко секли за путешествия по монастырям и томили в острогах за дерзость ходить в соседние Угличу города и обители для богомолья без паспорта, которого напрасно он добивался. А главное, он очень рано взыскан был упомянутым Старцем Петром, которому он и предался всей душой во Христе... Знавшие его видели в нём, как выразилась одна весьма благочестивая и образованная инокиня, светлую натуру дитяти, но с страшными и иногда невыносимыми для живущих с ним капризами и причудами. Жаловались на него и отцу Петру, который, однако, не бранил его за своенравную причудливость, и только замечал: «он мудрён: его не вдруг разгадаешь». Тайна же его, сколько знаю по бесчисленному множеству моих опытов и наблюдений над ним, состоит в том, что он через духовное делание самого же отца Петра, настроился по духу веры, чисто как Евангельское отроча, и через эту младенческую веру свободно и просто входил в сокровищницу любви Христовой – в сердце Отца Петра 3539 ; а ребяческие причуды и кажущееся своенравие были или покровом или выражением благодатных движений или дел по духу любви Христовой. – то есть любви ради Христа и Его благодатью несущей тягость, возлюбляемого о Христе. Тайну и высших степеней, и опасностей духовной жизни он понимает превосходно, хотя это по какому-то духовному инстинкту. Помню, когда я вдвоём с товарищем читал, вслух этого человека, из книги Святого Макария описание благодатных состояний; то можно было примечать, что сам дух сих состояний был для него ощутителен и приводил его в восторг. Я стал знать его, когда он по благословению своего Старца Петра, сошёлся с близким ко мне вышеуказанным книжником-фарисеем 3540 в христианстве, как он сам себя

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Игорь 8 сентября 2012, 11:06 Согласен с мнением ряда участников, что нельзя иметь одностроннюю позицию во взгляде на прошлое. К сожалению, священноначалию всегда спокойней и комфортней поддерживать существующую власть, даже вопреки всем христианским ценностям. 400 лет дворянство измывалось над народом, еще 200 лет у этого дворянства, а потом и у интеллигенции были искания и метания от массонства до оккультизма. Где был голос Церкви? Почему не осуждалась целый класс паразитов дворян и капиталистов? Да полно событий, которые Церковь просто не замечала.Результат был налицо. Александр 3 сентября 2012, 11:05 спасибо автору за статью Елена 1 сентября 2012, 17:40 Храни Господь Бог, о.Павел! Все так и есть! Бог поруган не бывает! гость 1 сентября 2012, 12:27 Диакон Павел Сержантов вы всё очень хорошо описали (особенно о страхе Божием), но об одном только умолчали. Вспомните, что написано в Библии? Кто был ответственнен за народ, за его почитиение и поклонение Богу истинному либо бесовским ваалам и астартам? Правильно, за это отвечал даже не столько первосвященник, а царь. Вспомните Давида, Соломона и пр. сколько трудов они положили, идолов сокрушиливо во имя Бога, которого они взыскали всем сердцем. Конечно не стоит обольщаться - царя уже не будет, но грядет Антихрист. Сегодняшняя ситуация показывает, что мы (особенно я) очень далеки от Бога, о оставленности народа на произвол выбранного им Вараввы. И тут показательна цитата либерала: ...современным неверующим нужно показать личную святость, через которую возможно инициировать у них переосмысление.. Ситуация прямо евангельская (!): Реша же Ему: кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе; что делаеши? Это просто катастрофа: есть катастрофа социальная, а тут и духовная. Бог, который сотворил всё и вся, источник всякого дыхания и чуда, дивен во святых своих... - но тем не менее не взыскан... Господь уже отвечал: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (покаяние нелицемерное).

http://pravoslavie.ru/55794.html

Но что значит «поискати»? Дорогу не ищут, а спрашивают, да и дорогу к Тмуторокани Игорь знает, если даже киевским боярам известна цель войсковой операции, которую собрался совершить князь новгород-северский. По словарю Даля ищут премудрости Божией , но и Бог ищет человека, взыскивая избранника либо карой, либо милостью . Исканье так же доправка по суду . В этом смысле все описанные в поэме события, произошедшие с князем Игорем, являются осуществлением Божьего суда, Его промыслом об Игоре. Он был взыскан сперва карой, потом милостью. Нам известно, что солнечное затмение, описанное в «Слове», произошло 1 мая. Известно также, что эта дата совпадает с Вальпургиевой ночью, шабашом нечистой силы на Лысой горе. Поэт и описал события в поле половецком, как беснование погани, навалившейся на русских воинов, и на самого князя Игоря. Мы ещё будем иметь возможность подробно разобраться, что случилось в эту ночь, как бы растянувшуюся на большую часть поэмы. Но по святцам 1 мая так же день пророка Иеремии. В Ветхом Завете ему принадлежат две книги: книга пророка и Плач Иеремии. Иеремия - пророк страстный, самоотверженный, со страниц его книг, написанных во время разрушения Иерусалима царем Навуходоносором, страдание буквально сочится слезами и кровью. Нам важно, что он пророчествовал после того, как по нечестию иудеев, их отклонению от истинных путей, царство иудейское расшаталось и пало, а когда Иеремия стал призывать иудеев претерпеть плен у вавилонян - ибо плен этот был послан во испытание - они не послушались его, восстали против Навуходоносора, и тогда Иерусалим, столица царства иудейского, был разрушен, а иудеи депортированы в Вавилонию. Даже в таком коротком пересказе очевидна какая-то прозрачная смысловая сходственность рассказа о пленении князя Игоря с ветхозаветной историей падения Иерусалима. Напомним ещё, что Иерусалим в истории евреев и в их представлении был не только столицей их государства, но и символом царства Божия на земле, прообразом душевного града, которого во все времена искали люди. Христос даже предостерегал клясться Иерусалимом, ибо он город великого Царя. Бояре в Киеве доложили князю Святославу о Тмуторокани, куда отправился Игорь, в таких же выражениях, как говорилось об Иерусалиме: «поискати града», то есть града высшего, духовного, как лада и мира с Богом. «Поискати» здесь значит не найти, постараться добыть, а обрести . В этом значении слово использовалось и в религиозной литературе.

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/07/a...

В этой же русской церкви в Карловцах много раз дал Господь и мне великое счастье совершать Божественную литургию. Здесь провел я день своего Ангела, когда был взыскан особенной любовью, особенной лаской благостного, любящего митрополита Антония. От его рук получил я в этот день святый крест, украшенный драгоценными камнями, и трапезу в день моего Ангела Владыка Антоний устроил в своих покоях. На этой трапезе снова встретились в дружественном, мирном и единодушной общении все архипастыри – представители сербского и русского духовенства. В этом единодушии, в любви и мире представителей Единой Святой Христовой Церкви двух великих славянских народов таится огромный смысл, огромное нравственное значение. Когда во время Божественной литургии в Сербской Церкви слышишь священные с детства знакомые слова молитв и молитвенных возгласов, ярко и ярко сознаешь великое вселенское значение Православия – нашей святой Церкви. На это указывал мне в наших с ним разговорах и лучший выразитель сербской церковной мысли в нынешнее время – епископ Николай Охридский после моих рассказов об успехах проповеди Православия среди народов Дальнего Востока. И эти нити, которые протягиваются от дальних краев Дальнего Востока, от нашей Церкви к Церкви родной нам Сербии, служат крепким залогом несокрушимого единства Церкви Христовой. 3. Фрушкая гора Недалеко от Сремских Карловцев огромным, плотным массивом возвышается над мирными долинами этой области Фрушкая гора. С этой местностью связано много значительных в жизни края исторических воспоминаний. Здесь когда-то проходила граница Великой Франкской монархии Карла Великого и Византийской империи. По имени франков, чьи пограничные посты стояли когда-то на этой горе, и называется она вот уже в течение более тысячелетия Фрушкой, франкской горой. Когда франкские пограничные отряды, воинственные усатые галлы, полудикие германцы и саксы спустились с этой горы и покинули местность, которую стали захватывать многочисленные славянские племена, тогда на протяжении многих столетий осталась стоять одинокой и пустынной старая Фрушкая гора. Проходили мимо нее авары, славяне, угры, византийцы, швабы, потом пришли турки, оглашая окраины горы дикими, воинственными криками, стонами своих жертв, плачем полонянников. Но вот после турецких нашествий снова услышала Фрушкая гора давно ей знакомую славянскую речь на своих склонах. Эти славяне были не воинственные дружины зетских и хорватских князей, не рыдающие пленники угров или аваров. Это какие-то особые люди стали петь особые песни на склонах старой горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Требовать сего от Вас я не имею никакого права. В конце сего месяца я ожидаю к себе доброго гостя – новоначального инока, о. Арсения. Он телеграфирует мне из Ярославля, где гостит у своего брата – военного врача Стадницкого. При собеседовании с ним вспомним и Вас». 1 июня преосвященный Савва получил письмо из Витебской губернии от священника Владимира Сорочинского следующего содержания: «Осмеливаюсь смиреннейше просить Ваше Высокопреосвященство простить меня и благосклонно призреть на мое слезное прошение. Я взыскан милостию Вашего Высокопреосвященства и принял от святительских молитв и руковозложения благодать Священства в 1873 г. в Витебском Кафедральном соборе и с тех пор беспорочно стараюсь нести благое иго Священства до сего дня. Много —549— в моей земной жизни произошло перемен: я осиротел и овдовел, и теперь все старание свое направляю к тому, чтобы соблюсти себя чисто и непорочно в доброй жизни. Но силы мои духовные немощны, слабы, а путь опасен и тернист. Припадаю к стопам Вашим и умиленно прошу Ваше Высокопреосвященство помогите мне Вашими святительскими молитвами в моем христианском намерении, вспомните меня молитвенно при священнодействии святой литургии, и в знамение благословения пришлите или св. крест или икону, дабы я ежедневно, взирая на знамение Вашего ко мне благословения, вспоминал святые заветы Вашего Высокопреосвященства и оберегал бы себя от действий лукавого». В ответ на это письмо преосвященный Савва 4-го июня отвечал отцу Сорочинскому: «Неожиданное письмо Ваше приятно удивило меня. Благодарю Вас за добрую память и за молитвенное о мне воспоминание. Припоминаю и я Вас и Ваши первоначальные шаги на поприще церковного служения. Вашему настоящему положению, Вашему сиротству и вдовству искренно сочувствую и усердно призываю Вам, к благодушному терпению и перенесению неизбежных в Вашем положении скорбей, всесильную помощь Божию. – По желанию Вашему, в знамение моего пастырского благословения, посылаю Вам при сем изображение моего небесного покровителя, преподобного Саввы Вишерского, недавно мне принесенное из Вишерской обители и освященное возложением на святые мощи Угодника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потоп является также символом очищения и обновления. По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь при помощи потопа очистил вселенную, освободил ее от скверны нечестия и “уничтожил всю закваску прежнего развращения”. Тех людей, которые не раскаялись, Бог лишил жизни, дабы они не нагрешили еще больше, дабы не впали в еще худшие беззакония. А тем, кто остался в живых, дал шанс начать новую жизнь. Не случайно библейский потоп в церковной традиции воспринимается как прообраз Таинства крещения. Как в крещении, погружаясь в воду, человек преображается и обновляется, освобождаясь от прежней греховной закваски, так и в водах потопа вселенная обновилась и преобразилась. Впрочем, люди вскоре забыли о страшном катаклизме. Потоп не научил их тому, как опасен для жизни путь греха, и они снова бросают вызов Богу. В этот раз люди решили построить башню, достающую до неба, с тем чтобы сравняться с Самим Богом. Они решили делать это, опираясь лишь на свои собственные силы, игнорируя Бога, не прибегая к Его помощи. Это событие произошло в древнем Вавилоне, и завершилось оно трагически для людей. Бог, как свидетельствует Библия, смешал языки дерзких строителей и тем самым разрушил их способность работать совместно, продолжая строительство башни. История строительства Вавилонской башни и смешения языков имеет глубокий религиозный смысл, являясь символом предприятия, совершаемого людьми без согласия и благословения Божия. Такое предприятие обречено на неудачу, а участники его лишаются взаимопонимания и становятся неспособными к сохранению общности и к сотрудничеству. История, включая отечественную, знает множество примеров того, как попытки людей построить очередную Вавилонскую башню завершались истощением ресурсов и распадом общности тех, кто дерзновенно и богохульно участвовал в таком строительстве. Разрушение людьми их сыновней связи с Богом, попытка жить без Бога и тем более противопоставляя себя Богу обрекают человека на неудачу. Эта жизненная неудача предопределяется самой природой человека, предназначенной к творчеству в свободном соработничестве с Богом. Из сказанного не следует, что любое человеческое деяние обречено на провал, если осуществляется вне рамок и границ религиозного опыта. Но совершенно очевидно и другое: деяния, совершаемые людьми вопреки Божией воле, в противодействии Богу, нежизнеспособны. Более того, таковые деяния навлекают наказание Господне на тех, кто их совершает. Нет такого греха, который не был бы взыскан Божиим правосудием. Бог пресекает зло и тем самым удерживает мир и человека от саморазрушения.

http://mospat.ru/archive/86427-o-svyashc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010