Если, таким образом, те погибли по причине своей гордости, то эти, также пребывающие в безумии, каким образом могли освободиться? Бог не только истребил их, но подверг также осмеянию и позорищу. Так как падение на землю показывает слабость падающих, то поэтому и они (египтяне) за то, что топили мальчиков в водах, сами потонули в водах подобным же образом. Вспомни, говорит, о прежней славе твоей, научись, если желаешь, тому, что тебе присуща великая добродетель. Не ты ли иссушила море? Не говори, что ты победил равных себе народов, – когда ты победил как бы самую природу: была изменена природа, ты почти господствовал над творениями, когда благоволил к тебе Господь творений, Который никогда не завидовал тебе, ты же, как искренний друг, повелевал творением друга. Превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные . Ты подверг мучениям своих неприятелей, сам же имел новый путь. Пророк потому исчисляет чудесные благодеяния, чтобы напоминанием древних добродетелей убедить их любить Бога, побудить их к тому, чтобы они и теперь, как прежде, обратились к Господу. Он есть, говорит, Бог твой. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся . На главе их будет радость, как бы некоторый венец или трофей. Печаль и вздохи удалятся : хотя это было тогда сказано относительно их образно, но впоследствии это должно было совершиться в действительности. Печаль и вздохи удалятся . Так как множеством грехов мы навлекли скорби, печали и воздыхания, то поэтому пророк говорит: если ты исторгнешь корень, то тогда иссохнет и то, что произошло от того корня. Так как ты избрал себе тяжелую жизнь, то, когда начнешь говорить: почему Бог дал нам тяжелую жизнь, тогда вспомни о начале ее, вспомни, что мы сами были причиною наших притеснений. Бог не желал, чтобы в нашу природу вторгались печали, так как, сотворив ее, Он даровал ей величайшие блага. Если ты не веришь этому, то выслушай Священное Писание, которое говорит: нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл.7:30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Есть у нас Бог Всеблагий, Премудрый, Всемогущий, есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, несмотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самой скудной пищей? Мысль о Боге, о жизни будущей. Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог – сама радость. И потому-то при мысли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другие, и не нужно их, никаких других, человеческих, ни даже ангельских. И не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: Кто отлучит нас от любви Божией то есть от радования о Боге, скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы… ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8, 35, 38–39). Так не скорби, не сокрушайся, если у тебя нет земных радостей, если у тебя в жизни многого часто нет, если иногда и самого необходимого недостает, не скорби… Но ты и не будешь ни о чем скорбеть и сокрушаться, напротив, будешь весел, спокоен – только помни, что есть Бог, есть будущая жизнь, – вспомни это, и возрадуется душа твоя, и никаких радостей тебе не будет нужно, ибо с тобой будет сама радость – Бог. Аминь. 128. В день святителя и чудотворца Тихона Амафунтского (16/29 июня) В честь и славу святого Тихона, прославляемого ныне Церковью, и в собственное наше назидание побеседуем, слушатели, о тех чудесах, которые совершил он в своей жизни. Может быть, и много совершил он чудес, но до нас дошли только два из них. Святой Тихон в молодости своей продавал хлеб и, имея сострадательное сердце, раздавал его нищим без денег. Отец не мог этого не заметить и потому в одно время строго наказал его за то. Святой Тихон, желая успокоить своего отца, сказал ему при сем: «Батюшка! Напрасно ты на меня гневаешься, я твой хлеб трачу не попусту, а отдаю его взаймы Богу и имею от Него в том расписку – Его божественное слово.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39). Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная. Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

http://pravoslavie.ru/29970.html

Нет и не может быть радости большей, чем радость пасхальная, чем радость о Воскресении Христа. Когда приходит Пасха, эти слова мы много раз и слышим, и сами говорим. Мы понимаем их умом, но часто при этом наше сердце и душа не ощущают в себе такой радости. Житейские скорби, напасти, проблемы разного рода, болезни собственные или близких людей – все это сокрушает нас, лежит на нас тяжким бременем, повергает в уныние. Но христиане не должны унывать! Ведь если Христос воскрес, если Он победил грех, проклятие и смерть, то все наши земные скорби, бедствия и напасти – лишь временны, а это значит, что неизбежно наступит день, когда они будут побеждены, когда мы избавимся от их власти, сбросим их с себя. Это обещает нам Сам наш Спаситель. «Вы теперь имеете печаль, – говорит Он, – но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Почему человек на земле страдает, терпит бедствия и скорби? Потому что он несет на себе последствия первородного Адамова греха, а также последствия своих личных грехов. Человек бесконечно виноват перед Богом и по Божественному правосудию достоин бесконечного же наказания. Местом этого наказания является ад, вечная адская мука. Однако человек не сразу отправляется в ад, сначала он живет на земле, в нашем материальном мире. Наш мир – это как бы преддверие ада, а страдания человека в мире – преддверие вечных адских мук. Наказание человека, таким образом, начинается еще здесь, на земле, а заканчиваться оно должно в аду. Именно так оно и было до пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а правильнее сказать – до Воскресения Его из мертвых. Ибо Своим Воскресением Христос уничтожил власть ада и диавола над человеком, открыл нам путь на небо и дал возможность с земли вместо ада приходить в Рай. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, Христос нашу землю, бывшую до Него преддверием ада, сделал преддверием Рая. Да, мы по-прежнему несем земные скорби, да, мы по-прежнему пьем чашу земной горечи, но после того, как Христос воскрес, эти скорби уже не являются для христиан преддверием адских мук, а являются преддверием Рая. Они уже не вечны, но лишь временны, они непременно пройдут, и если мы понесем их с верой и терпением, то в свое время непременно придем туда, где ничего этого уже не будет – ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь, и радость, и слава бесконечная. Тогда, сказано в Писании, Бог отрет всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Но более всего я желаю и молю Бога день и ночь о том, чтобы вы были в одном месте со мною, когда я выйду из тéла сего. Господь наш от сáмого отрочества моего до сего дня внимал молитвам моим, и я уверен, что Он по милосердию Своему исполнит и сию молитву мою. Дети мои! Я пишу сие вам по сильной любви сéрдца моего к вам, потому что вы делами благочестия во всём стараетесь подражать мне. Вы должны знать, что и Господь наш Иисус Христос, по великой любви к ученикам Своим, сказал им: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, чтó творит господь его: вас же рекох други и сыны, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15, 15). Итак, рассуд и те о сем внимательно: Господь наш Иисус Христос не потому ли молился об учениках Своих, чтобы они были там же, где Он Сам будет, что они были друзьями и сынами Его? Подобным образом и я молюсь о вас, возлюбленные мои, чтобы всем нам быть в том месте, где нет никакой скóрби, ни болезни, ни тьмы, ни злых духов, но где находятся непрестанная радость, свет, жизнь вечная, неувядающие венцы и многое другое, чего язык человеческий не смеет выразить. Всё сие будет продолжаться там во веки веков. Дети мои! Мол и те Господа, чтобы Он ускорил и облегчил путь мой к вам, чтобы мне провести у вас несколько времени. Я уверен, что мое пришествие послужит к вашему назиданию и умножит вашу радость. Я и сам буду радоваться, когда приду к вам, чтобы умножить вашу радость и устроить ваше спеяние в вере. Тогда я открою вам многое, о чём теперь в письме сем не могу писать к вам. Возрадуется о вас и мать ваша Сарра, то есть душа моя, которая полна любовью к вам, породила в вас Божественный дух и непрестанно желает вашего совершенства. Сие желание побуждает меня молить Бога, чтобы Он дал и вам тот огненный Божественный Дух Свой, который я принял от Него. Если и вы хотите получить сего Духа так, чтобы Он пребывал в вас всегда, то принесите в жертву Богу тело свое, старайтесь приобрести смирение сéрдца, день и ночь вознос и те мысли свои на небо и ищите сего огненного Духа чистотой сéрдца. Тогда вы полýчите Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Оглянемся еще раз на результаты развития в себе любви христианской: какая жизненная перспектива получается тем, кто ее в себе воздевает? Веруя в Бога, нашего небесного Отца, во Христа – Искупителя и в Духа – Утешителя, христианин имеет обетование о том, что по мере исполнения заповедей, состоящих в любви к ближним, по мере того, как он через эту веру и любовь будет входить в единство богочеловеческой жизни или церкви, сам Христос и Отец приидут к нему и обитель у него сотворят ( Uoah. XIV, 23 ). «И Я возлюблю его и явлюся ему Сам» говорит Спаситель (ст. 21). Явление это будет не уничтожением личности человека, как мы сказали, ибо Господь прямо говорит: «еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу и вы живы будете» (ст. 19). И действительно, истинно христианское любовное отношение в миру так сильно воспроизводит в сердце человеческом сладостное представление живущего среди нас живого Христа, как средоточия и главы всей истинной жизни и живого откровения любви божественной, что христианин всегда видит Его духовными очами и таким образом не целью, но следствием христианской жизни еще здесь на земле является вечная тихая радость: «возрадуется сердце ваше – говорит Господь – и радости вашей никто не отнимет у вас». Эта-то начинающаяся еще здесь радость общения с Христом и всеми о Христе братьями есть предвкушение сущности обетованного рая и в ней то заключается конечный смысл христианской православной жизни. Говорить ли о том, что эта радость общения с Богом и ближними по христианскому верованию есть только предначатие иной бесконечно высшей радости в веке грядущем, в том мире, куда ангелы отнесли душу праведного Лазаря, в том раю, который Господь обещал покаявшемуся разбойнику, где нет болезни, печали и воздыхания, где, по слову Христову, ни женятся, ни посягают, но живут, как ангелы на небесах? Но о вечной жизни пытается говорить и наш автор. Издавна занимался он размышлениями о смерти и много мучился ими, по его собственному признанию в «Исповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Тогда праведники, – по Христову слову, – воссияют, как солнце, в царстве Отца их» ( Мф 13:43 ). «Тогда царствие благолепия примут, и венец красоты от руки Господней, – как Премудрость объявляет ( Прем. 5:16 ). «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди Престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их», – по откровению святого Иоанна Богослова ( Откр 7:16–17 ). Тогда будут люди Господни «жить в жилище покоя, и в храминах безопасных, в покоищах премирных», – по пророчеству Исаии ( Ис 32:18 ). Тогда Сам Бог обещает утешить их: «Как мать утешает дитя свое, так Я утешу вас» ( Ис 66:13 ). И далее: «Слуги Мои будут есть и пить, и от радости сердца восклицать» ( Ис 65:13–14 ). Тогда «возвратятся искупленные от Господа, придут в Сион с восклицанием. Вечная радость будет на главах их, постигнет радость и веселие, отбежит болезнь, печаль и воздыхание» ( Ис 35:10 ). Тогда «праведник станет в дерзновении многом, и от радости возопиет: Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждой веселия одел меня, как жениху возложил венец и как невесту украсил меня красотою» ( Ис 61:10 ). Тогда наконец начнется пресладкая праведных в небесном чертоге музыка, и во веки веков восхвалят Божию благость. О радость неизреченная! О утеха бесконечная! Тогда и отчаянные грешники начнут свою плачевную вечность, начнут, и всегда, без конца начинать будут: «Взыщут смерти..., и бежит от них» ( Откр. 9:6 ). Обымет их, во-первых, печаль и воздыхание, что небесных лишились благ, лицезрения Божия удалились, и что все эти блага ради маловременной сласти потеряли. К печали той неизреченное чувств мучение присоединится: огонь окружающий и нестерпимо опаляющий вне и внутри, страшные для глаз демонские лица, страшные для ушей вопли, стенания и скрежет зубов мучимых, нестерпимый для ноздрей дым и смрад, для уст и языка – неизреченная жажда. Так, мучаемые грешники еще сильнее почувствуют мучение, оттого, что никакого утешения или ослабления своих болезней не будут иметь, и во веки веков непрестанно в таковом злополучии будут страдать: «огонь их не угасает, и червь не усыпает», – говорит Христос ( Мк 9:44 ). Увы, беда, увы, страх!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Толкование на Евангелие от Иоанна, XI, 10: «Связывает нас и как бы соединяет с Богом Дух Святой» [Он же. Творения. Кн. 3. М., 2002. С. 746]. 523 См. об этом нашу книгу «La Vie après la mort selon la Tradition orthodoxe». P.: Cerf, 2001.2-е изд. – P.: Cerf, 2008. 524 О том, как Дух Святой открывает загробную жизнь, см.: Кирилл Иерусалимский , свт. Огласительное слово XVI, 16, 20; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические, 85 («[Энергией Духа Святого] душа чувствует духовные вещи будущего века, превосходящие мысль человека. Эти вещи можно понять только силой Святого Духа»). 535 Ср.: 1Кор. 2:12–13 : Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. 538 Ср.: Гал. 5:22 ; Авва Аммон, прп. Послания, VII, 2; IX, 4; XII, 1; Василии Великий , свт, О Святом Духе, IX, 23; Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, XVIII, 7 (души, которые получили благодать Святого Духа, «бывают обвеселены, как бы на царской вечери, и радуются радостию и весельем неизглаголанным»), 8; Диадох Фотики йский , блж. Подвижническое слово, 33 (когда душа находится под действием Святого Духа, «будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной неистошимоею некоей радостию» [Указ. соч. С. 24]), 34; Симеон Новый Богослов , прп. Богословские слова, VII, 52–53 («Дух, подающий радость, веселье»); Гимны, молитва предначальная («Бесконечное блаженство... вечная радость... моя радость, моя бесконечная отрада»); XLVII,15. 539 Ср.: Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, IX, 12; Кирилл Александрийский , свт. Тезаурус, XI//PG 75, col. 173d («Мы говорим, что Царствие Небесное есть дар Духа, по слову Христа: Царствие Небесное внутри вас есть [ср. Лк. 17:21 ]»); Диалог о Троице, VII («То, что Матфей называет Царствием Божиим, как раз и есть эта энергия в Духе Святом, которая совершенным образом пребывает в Боге»); Симеон Новый Богослов , прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Уверяя в непреложности Своего обетования о вечном спасении преимущественно людей Своих, и потому Своих, что у них есть закон Его, закон этот они знают, закон этот даже в их сердце (или вообще в душе), Господь убеждает, что исполнению Его обетований отнюдь не могут воспрепятствовать сильные и страшные враги народа. «Не бойся, говорит Господь, укорения человека, хотя бы царя или его грозного полководца» (каковыми выступали перед Иерусалимом Сеннахирим и его полководец Рапсак, и которых царь Езекия и осажденный народ его так страшились: гл.37), – и похулению их не покоряйтесь или, слыша хулы врагов на себя и на своего Бога (гл.36:7,18–20), не предавайтесь рабскому страху до забвения о своем Всемогущем Боге (ст.12–13). Ибо как риза – верхняя одежда, которая обыкновенно, делалась из шерсти (плащ из сукна), временем или с течением времени, незаметно и очень легко истребляется молью, так и враги народа Божьего (и прежде всех Ассиро-вавилоняне), в своих неправдах и насилиях, будут истреблены; а правда Всемогущего Бога восторжествует и основанное на ней спасение народа пребудет вечно. 9–11. Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся. (Востани, востани, Иерусалиме, и облецыся в крепость мышцы твоея, востани Яко в начале дне, яко род века: не ты ли еси победил гордаго и расторгнул змиа? Не ты ли еси опустошаяй море, воду бездны многу? положивши глубины морские путь прохода изъятым и избавленным? Господем бо возвратятся и приидут в Сион с радостию и с веселием вечным: на главе бо их веселие и хвала, и радость приимет я: отбеже болезнь и печаль и воздыхание). Утешая Иерусалим, Господь напоминает ему его прежнее могущество, когда так крепка – победоносна была его мышца, и говорит: униженный теперь, воспрянь снова, Иерусалим; как в начале дня или как то было в начальные дни самостоятельной народной жизни, в первые дни его свободного существования, – яко род века, как поколение первого века или древнее, которое первым восстало из рабского унижения при Моисее в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Это единение с Богом в грядущем веке приносит с собой радость и блаженство. Минуют слезы, горе, рыдания и боль. Об этом тоже мечтали пророки древности. Так, Исаия многократно пишет об этом: «Радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис.35:10 ). «И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» ( Ис.65:19 ). И смерти тоже не будет: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» ( Ис.25:8 ). г) Творю все новое ( Откр.21:5–6 ) 5 И сказал Сидящий па престоле: «Се, творю все новое». И говорит мне: «Напиши; ибо слова сии истинны и верны». 6 И сказал мне: «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, жаждущему дам даром от источника воды живой». И вот впервые в апокалиптической части, с 4 по 22 главу Книги Откровения, заговорил сам Бог. Это усиливает важность тех слов, которые будут сейчас сказаны. Бог снова назван «Сидящим на престоле». Он – Бог, который может сотворить все заново. И здесь мы снова и снова читаем повторение слов пророка Исаии. Это в его видениях и пророчествах Бог говорил: «Вы не вспоминаете прежнего, и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое» ( Ис.43:18–19 ). Апостол Павел свидетельствует: «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). Бог может сотворить человека и воссоздать его, и однажды сотворит новый космос и вселенную для святых, которым Он даровал новую жизнь. Следует распоряжение: «Напиши!» Приказ записать увиденное и услышанное был дан Иоанну в начале Апокалипсиса. Теперь это же повеление завершает книгу. То, что услышал Иоанн, – нужно записать и запомнить, ибо «ибо слова сии истинны и верны», на них можно положиться. Здесь, конечно, речь идет об обетовании нового творения. Оно будет, и это так же истинно, как истинно первое творение. «Совершилось!» В буквальном переводе «они [слова] сбылись, осуществились», то есть осуществились те верные и истинные слова, которые были только что произнесены, слова о новом творении.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010