Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Филарет: «25-летие Чернобыля наша планета отметила событиями в Японии» Белорусский иерарх отметил, что грех, приведший к Чернобылю, продолжает действовать и теперь 19.04.2011 713 Время на чтение 3 минуты «Четверть века прошло с того страшного дня, когда все мы оказались перед лицом ужасных последствий постигшей нас беды. Наименование города, в котором произошла ядерная катастрофа, стало точным определением случившегося – реальность предстала нам как " черная быль " . Размышляя о былом, мое сердце с болью свидетельствует, что грех, приведший нас к Чернобылю, продолжает действовать и теперь», - говорится в опубликованном на официальном сайте Белорусского Экзархата приветственном слове митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, на конференции «25 лет после Чернобыля». Как сказал владыка Филарет, «11 апреля сего года произошел взрыв в Минском метрополитене…». «Он не был ядерным – он был духовным. То, что в нашем — белорусском — обществе совершено подобное чудовищное злодеяние, говорит о том, что мы поражены вирусом греха. Это означает, что мы, христиане, недостаточно молимся, недостаточно внимательно относимся друг ко другу. Мы не в той мере соответствуем замыслу Божию, чтобы Он мог через нас сохранять мир на белорусской земле. Господи, прости нас!» - восклицает иерарх. «25-летие Чернобыля наша планета отметила событиями в Японии. Вы знаете, что природные катаклизмы в этой стране привели к серьезным последствиям с ядерным реактором Фукусима. Эксперты присвоили катастрофе ту же — высшую — степень опасности, что и в Чернобыле. Солнце теперь восходит в стране " черной были " . Эти события тяжестью отзываются в моем сердце, и — я знаю! — в ваших сердцах и в сердцах многих людей. Мы должны говорить об этом, нам нужно быть правдивыми, для того, что бы Солнце правды – Господь наш Иисус Христос – мог рассеять тьму нашего " внутреннего чернобыля " , тьму греха», - сказал владыка. «Наша сегодняшняя встреча проходит в приходе в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Пусть это будет добрым знамением конференции. Когда-то праведный Симеон Богоприимец пророчествовал о Богородице: " И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2: 35). В своем сердце Она омыла все наши скорби и теперь — верю — ходатайствует за нас пред Господом о Пасхальной радости, которая превосходит всякую скорбь. Сегодня с особой благодарностью мы вспоминаем тех, кто положил " душу свою за друзей своих " (Ин. 15: 13), тех, кто отдал свою жизнь, спасая нас с вами. Вечная память героям!» - восклицает архиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/19/mi...

Игнатий Богоносец Церкви Бога Отца Господа Иисуса Христа, находящейся в Филадельфии Азийской, помилованной и утвержденной в единомыслии Божьем, нераздельно радующейся о страдании Господа нашего и воскресением Его удостоверенной во всякой милости. Приветствую ее кровью Иисуса Христа, которая есть вечная и не перестающая радость для верующих, особенно если они находятся В единении с епископом и его пресвитерами и дьяконами, поставленными изволением Иисуса Христа, которых по благоволению Своему Он утвердил непоколебимо Святым Духом Своим. Глава I. Похвала епископу. Я узнал, что епископ ваш не сам собой и не чрез людей принял это служение обществу верующих, и не из тщеславия, но по любви Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Я поражен его кротостью: он в молчании сильнее тех, которые говорят пустое. Ибо он так согласен с заповедями, как струны в цитре. Поэтому ублажает душа моя его благочестивое расположение, находя его чистым и совершенным, - и его непоколебимость и незлобие во всякую кротостью Бога живого. Глава II. Храните единение с епископом и удаляйтесь ложных учений. Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия пленяют идущих путем Божьим; но при единении вашем они не будут иметь места. Глава III. Удаляйтесь отделяющихся от единства Церкви. Удаляйтесь от злых плевел, которых не возвращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то, чтобы я нашел у вас разделения, напротив скорое очищение. Ибо, которые суть Божьи и Иисус - Христовы, те с епископом. И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божьи, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову. Глава IV. Имейте одну евхаристию. Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, со служителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/915/...

Из академической жизни [Тридцатилетие службы профессоров: П.И. Горского-Платонова и Е.Е. Голубинского и пр.] Источник Жизнь и смерть, радость и горе так близко и часто соприкасаются на нашей грешной земле, что их непрерывная смена составляет для нас неизбежное и совершенно обычное явление. Оглядываясь теперь назад на истекшее полугодие академической жизни и оставляя в стороне её обыденные мелкие события, я нахожу возможным остановить, прежде всего, внимание читателя на двух, более или менее выдающихся явлениях, которые и составляют собою обычную противоположность жизни и смерти, радости и горя. Весело было в академии 2-го октября и «многая лета» гремело, а ноября 20-го в ней слезы лились и раздавались печальные звуки «вечная память». To торжествовала она плоды своих забот и радовалась на воспитанных ею добрых деятелей, то хоронила свои не сбывшиеся надежды. Минувшей осенью исполнилось тридцатипятилетие учебной службы профессоров: П. И. Горского-Платонова и Е. Е. Голубинского и академическая корпорация в семейном товарищеском кружке поспешила выразить им свои добрые чувства и пожелания. Скромное домашнее торжество поставлено было рядом с годичным академическим праздником, являясь как бы его продолжением; и не имея ничего общего с искусственно создаваемыми гремучими юбилейными торжествами, этот интимный праздник академии тем более доставил всем искренней радости, что он обнаружил пред сознанием своих участников, какое доброе и прочное начало взаимного уважения и дружбы их соединяет. После Божественной литургии, ежедневно совершаемой теперь в академической церкви, в юбилейный день в присутствии профессоров и студентов о. ректор академии совершил соборно благодарственное молебствие, по окончании которого, благословляя юбиляров, вручил им по просфоре. Затем вся академическая корпорация собралась в ректорской квартире, где к ней присоединились ректор и преподаватели Вифанской духовной семинарии, в которой один из юбиляров получил свое первоначальное воспитание, а другой состоял несколько лет на преподавательской службе. Собрание открыто было о. ректором академии, который в речи своей живыми и меткими чертами охарактеризовал многоплодную ученую и профессорскую деятельность обоих виновников торжества и сердечно приветствовал их от лица всей академии. При конце речи о. ректора старейший из присутствовавших профессоров, Д. Ф. Голубинский поднес юбилярам те небольшие подарки, которыми их сослуживцы и почитатели желали сохранить навсегда память о тех чувствах, какие они питали и питают к его виновникам. Проф. Е. Е. Голубинскому поднесен был золотой докторский знак, на обратной стороне которого синей эмалью сделана следующая надпись: « Евгению Евсигнеевичу Голубинскому от сослуживцев и учеников. 1858–1893», а проф. П. И. Горскому-Платонову еврейская библия в изящном шагреновом переплете. На задней стороне книги укреплена металлическая пластинка с надписью: « Павлу Ивановичу Горскому-Платонову от сослуживцев и учеников. 1858 –1893».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Мы тоскуем о нем, хотя даже не догадываемся, что наша тоска – именно о нем. Без него мы как без дома родного, вечные скитальцы, беспризорники, погорельцы, но почему-то так и блуждаем вовне. Он влечет нас к себе, но никто из нас его не ведает – даже апостол Павел признался: не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9). И всё же нам дается чувствовать его и, чувствуя, тосковать. Он отражается в чистой, беззаветной улыбке ребенка, счастливо улыбающегося своим беззубым ртом родимой маме. Он прозревается нами в утренней заре, в чудном пении птиц, в переливах бесчисленных оттенков девственной природы. Его мы самым сердцем ощущаем в неподдельной, самозабвенной любви к любимым и любящим. Везде, где есть отблеск чистой, невинной любви, ощущается Рай. Рай есть, потому что есть Бог. Без Бога рай – это ад, обустроенный со всех сторон земным комфортом, украшенный гроб с жуткой смертью внутри. Без Бога человек – сирота, с вечной тоской в душе, пустотой в мыслях, отчаянием в глазах. Много раз строили этот «рай» на земле, но оставались ни с чем, ибо созидали без краеугольного Камня. Библия – Откровение Божие – начинается с Рая и завершается Раем, потому что Господь всё начатое доводит до конца. И по завершении судеб мира Божий Рай – это Воскресение, Небеса, преображение мира земного, вечная жизнь с Небесным Отцом. Жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21: 6–7). Рай, конечно, не в том, что всего было много в Божием саду, о котором речь в книге Бытия, а в том, что у Бога всегда преизбыток всякого блага. Твой ум, сердце, самые сокровенные глубины души в Раю насытятся Божиими благами, которым предела нет, как нет предела Самому Богу. Итак, Рай есть, потому что есть Бог. Собственно, Бог – Он и есть высшее Благо, Радость, Любовь, Мир, Жизнь нескончаемая. Где Свет, там нет тьмы. Где Любовь, там нет злобы и ненависти. Где Бог, там блаженство и счастье, там полнота всего доброго и прекрасного.

http://pravoslavie.ru/113709.html

Пасха. Ад побежден, и ты тоже участвовал в победе Протоиерей Алексий Уминский — о пасхальном символе веры 25 апреля, 2022 Протоиерей Алексий Уминский — о пасхальном символе веры Пасха — это не просто радость, праздник, застолья и все, что мы любим. Это, в первую очередь, свидетельство о том, что каждого из нас Христос вывел из преисподней. Но для этого мы должны протянуть Ему руку. «В раю так хорошо, что и Бога не надо» — На одном храме рядом с моим домом круглый год висит надпись «Христос воскрес!» Это правильно? — Может, просто убрать забыли? (смеется) Меня всегда удивляли эти баннеры с надписью «Христос воскресе». В 90-е на Тверской вдруг появились растяжки «С Рождеством Христовым!», и поначалу это казалось прорывом. Рядом, правда, еще всегда висели «Тефаль, ты думаешь о нас» или «Голосуй, а то проиграешь». Все это давно слилось в одну рекламную акцию, перестало замечаться. И уже как-то совершенно не обращаешь внимания, висит ли на храме надпись «Христос воскрес!» весь год или не висит вовсе. Вопрос в том, что такое для нас «Христос воскрес», чему мы радуемся? Да, Христос воскрес — значит, вечная жизнь нам открывается. Но ведь вечную жизнь нам обещает любая религия. Даже в самых примитивных языческих верованиях хорошему человеку всегда после смерти обещают хорошее, а плохому — плохое. Непонятно тогда, чем мы отличаемся и почему наша вечность какая-то особенная.  Вообще-то о Боге мы знаем очень-очень мало. Да и думаем о Нем довольно редко. Поэтому жизнь после смерти человеку мыслится как некое естественное продолжение его обычной земной жизни, только без всяких проблем. Без печали и воздыхания, без войн, без страданий и, главное, без всяких там неприятных людей, зато с друзьями, близкими и любимой собакой. Сколько раз наблюдал похороны, люди утешают друг друга только одним: « Там мы увидимся». Конечно, ведь там все свои и каждый получает то, о чем мечтал, поэтому и Бога не надо.   — Юморист Михаил Мишин однажды пошутил, что рай — это такое место, где все мужчины не женаты, а все женщины замужем. 

http://pravmir.ru/chem-mrachnee-mir-tem-...

поиск:   разделы   рассылка Бабурин С.Н. Необходима конституционная реабилитация Православия " Необходимо принципиально исправить ст. 14 Конституции России " Бабурин С.Н., доктор юридических наук, профессор, председатель Российского общенародного союза, ректор РГТЭУ. Восстановление легитимности власти невозможно без избавления русского (российского) общества от заблуждений и соблазнов, без возвращения присущего русскому народу миросозерцания. Общечеловеческие ценности не могут быть естественны вне национальной формы и национальных особенностей каждого народа. Без сохранения собственной идентичности, самоопределения и самоуважения невозможно народное бытие. " Под угрозой может оказаться само существование культурной целостности, которая, подвергаясь постоянным воздействиям, пусть и прогрессивным, не должна все-таки поступаться живым единством и уникальностью. А это происходит всякий раз, когда извне идущие импульсы усваиваются без какой-либо существенной переработки, не получают культурной апробации " . Сострадание и солидарность русского человека – неотъемлемая часть его национального самосознания. Для развития в каждом члене общества совести как высшего духовного качества человека необходима актуализация высших моральных потребностей и ценностей, возможность противопоставить их более низким, выдвижение высоких требований к себе, развитие способности к самосознанию . И тогда в систему духовных координат возвращается Бог, ибо созидательную социальную энергию порождают лишь те идеи, которые имеют метафизическое природное происхождение. Для России речь идет о возвращении Православия и его конституционной реабилитации. Не как одной из многих религий, а как системы самой духовной жизни народа. Русский (православный) человек понимает саму жизнь как подвиг. " Самым важным в православном миропонимании всегда было разумение, что земная жизнь – только ступень к жизни вечной – подчеркивал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, – И в то же время эта вечная жизнь уже явилась, уже присутствует рядом с нами, если мы способны видеть её своим духовным взором. Вот откуда преобладающая в православном мироощущении радость, дух оптимизма и торжества " .Главным препятствием для избавления нашего Отечества от духовной и социальной скверны является ряд норм действующей российской Конституции.

http://religare.ru/2_94227.html

Псалом 76 Господь внял молитвам псалмопевца, который хотя и колебался в надежде на помощь Божию, но не отчаивался в милости Господа, воспоминая о Его чудесах в древнее время. 1. В конец о Идифуме, псалом Асафу. Псалом, написанный Асафом, был передан для пения Идифуму, одному из начальников хора певцов – левитов при богослужении во храме. Об Идифуме см. Пс. 38 . 2. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. Находясь в скорби день и ночь, Псалмопевец обратился с искренней, усердной молитвой к Богу, в той мысли, что Он не забудет явить ему свое милосердие: взволнованный сильным чувством, молящийся взывал к Богу сильным голосом, громко, и вскоре увидал, что Господь внял его молитве (ст. 3, 8–11). 3–4. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушествоваше дух мой. Объятый чувством скорби, взыскал я Бога, говорить псалмопевец, – рукама моима, или – молясь, простирал к Нему руки, как дитя к матери, ища защиты и утешение. Нощью пред Ним – оставался на молитве и ночью, бодрствуя – ожидая помощи. И не прелыцен бых, – и не обманулся, т. е. не напрасно бодрствовал, молился с надеждой, ибо Господь услышал мою столь усердную молитву. – Отвержеся утешитися душа моя, – а так настойчиво, усердно искал помощи Божией, ибо моя душа отказывалась утешить сама себя или ничего не находила сама для своего утешения, – предавалась только скорби... Помянух Бога и возвеселихся, – в такой безутешной скорби достаточно было только вспомнить о Боге, как в тоже мгновение рождается радость, и как светлый луч отражается в глазах. – Поглумляхся и малодушествоваше дух мой, – стал я размышлять сам с собою о причине своей скорби, ее продолжении и о том, как избавиться от нее, и мой дух малодушествовал – изнемогал, терял мужество, мучимый скорбно, как изнемогает воин, смертельно уязвленный стрелою. 5–6. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. Помыслить дни первые, и лета вечная помянух, и поучахся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пусть он еще не попросил у меня прощения, когда потребуется – я ему принесу, оно уже есть. Протоиерей Алексий Потокин — о сути и смысле прощения. Вопрос о прощении является главным и определяющим для человека. Этимология этого слова указывает на то, что мы – люди только тогда, когда челом обращены к вечности. Именно отношение с вечностью и определяет человека. Что вечно? Если человек скажет, что ничто не вечно под луной – он будет прав, под луной не вечно ничто. Но есть вечная душа. И поэтому когда мы говорим о прощении, мы говорим о душах, об их отношениях с другими. На этот вопрос о прощении мне придется отвечать несколько раз. Начало его лежит в памяти о том, что было вначале, об основах бытия. Бытие принадлежит Богу. Бытие – это то, что всегда. Бога мы называем Сущим, это Тот, Кто есть, Тот, Кто был, и Тот, Кто будет. Если я когда-то не был – я не принадлежу к бытию. Если у меня закончится жизнь – значит, я к бытию не принадлежу, даже если я сейчас живу прекрасно. И Его бытие основано на единстве между разными лицами в постоянной взаимности. Оно, можно сказать, в дружбе, в личных отношениях Отца и Духа, Духа и Отца, отношениях Отца к Сыну, Сына к Отцу. Именно это единственно подлинная взаимность. Это слово сейчас затерто, оно означает скорее какие-то чувственные вещи. Относится оно, вообще говоря, именно к вечному пребыванию одного с другим. Не подневольного пребывания, а желательного, с намерением исполнять волю другого. И проявляться оно будет, если это пребывание для меня желательно как радость, как ожидание другого, как сокровище. Если мне другой мил – мне хочется о нем узнавать, ему хочется узнавать меня. В этой взаимности, которая обновляется, жизнь всегда связана именно с познанием, вечным открытием друг друга. Признак того, что людям сейчас не хочется жить, – это нежелание детей учиться. Они узнают у своих родителей и сами потом видят, что жить незачем, поэтому и учиться не интересно и не надо. Если человеку нравится жизнь, любая – он будет учиться легко. Такая глубокая взаимность двоих и является главным сокровищем веры. Она только и является и называется жизнью. Всё остальное, что не причастно к этому бытию, называется смертью. Адам отпал от взаимности не по каким-то тяжелым обстоятельствам: ему просто стало неинтересно с другим, ему стала интересна воля своя, он хотел ее насытить. Он хотел попробовать, как вообще быть одному, приятно ли есть-пить без другого?

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-pot...

Речь произнесенная по освящении Сумского Преображенского собора, 30 Августа 1892 года. Благодарение Господу, многолетнее и многоценное сооружение сего святого храма окончено и все престолы его освящены благодатию Божиею на радость и утешение вашего боголюбивого города. На торжестве освященя мы вознесли Господу молитву о упокоении души почившего храмоздателя 12 ,посвятившего великую любовь и великие жертвы на это святое дело. Он по своим болезням с нетерпением ожидал освящения этого храма, но не дождался, и вместо земных наград, от которых отказывался, призван в вечную жизнь для восприятия небесного воздаяния. Вечная ему память! Призовем Божие благословение и на достойного наследника его 13 , с любовью и щедростью окончившего недоконченное почившим. Достойное употребление наследства благ земных да упрочит в нем и его семействе наследство христианских добродетелей его рода. На этом радостном торжестве нельзя не вспомнить и другого почившего благодетеля вашего города 14 , о котором так еще живо скорбное воспоминание в сердцах ваших. И он также оставил вам многие памятники благочестия и благотворительности, и сверх того обширные промышленные заведения, питающие ваш край. Оба они желали, чтобы и после них процветал ваш город, а последний до конца жизни носил в душе своей мысль об учреждении здесь какого-либо заведения, которое, расходуя на свое содержание большие суммы, тем самым поддерживало бы ваше благосостояние. Бог не судил ему осуществить это желание может быть для того, чтобы в его наследниках также оставить живых преемников его добродетелей и исполнителей его заветных дум. Всеми человеческими думами и намерешями управляет Божественное Провидение. Оно направляет благотворителей для устроения благосостояния людей, но оно же требует, чтобы и пользующееся благодеяниями умели упрочить их за собою и обратить их себе во благо. Внешнее благосостояние наше упрочивается только внутренними добрыми расположениями и честною жизнью человеческих обществ. Ныне ищут больше всего роскоши и блеска в устроении городов, но история свидетельствует, что этот блеск, без должной осторожности, развивается в ущерб внутреннему свету нравственной жизни и особенно христианских добродетелей. Признаю благовременным по долгу моего служения предложить вам несколько христианских советов для упрочения в будущем того благосостояния, которым вы ныне пользуетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Скачать epub pdf Введение Высшее назначение человека Человеку, как существу разумному и свободному, свойственно и надобно всегда действовать рассудительно, обдуманно, всякому делу назначать добрую цель и лучшие средства для достижения предположенной цели; особенно это нужно в делах важных, чтобы иначе не действовать безрассудно, бесполезно, даже с вредом для себя и других. Но все частные цели всех действий наших должны относиться, подчиняться одной главной цели жизни, как радиусы круга относятся к своему центру, и всегда надобно иметь ее в виду при всяком действии, потому что «главной целью жизни человека должно определяться всякое свободное действие его, и от достижения ее зависит как внутреннее достоинство, совершенство каждого человека, так и блаженство его. Кто достигает последней цели своего земного бытия, тот все имеет; а кто уклоняется от нее, тот все теряет». Если мы, уклоняясь от истинной цели, будем стремиться к ложно вымышленным целям, то все наши действия и вся жизнь будут только постоянным блужданием по кривым путям, непрерывной цепью ошибок, преткновений, падений, а исход их – вечная погибель. С нами случится то же, что с кормчим корабля, который без способов определения мест (компаса и секстанта), не зная пристани, несется попутным ветром по бурным волнам, напрягает свои силы только для того, чтобы разбиться на подводных камнях. Какая же последняя цель нашей жизни? И здравый разум признает, что последняя цель всего существующего есть Бог. Он есть первая верховная причина всех существ – Творец мира духовного и вещественного и Промыслитель, от Которого все существа как всецело зависели в первую минуту своего бытия, в сотворении, так и в продолжение своей жизни вполне зависят от Него. Потому все к Нему относится, как к последней своей цели (см. Откр. 1:8 ). Бог при бесконечном Своем совершенстве, будучи преисполнен благости, любви, блаженства, благоволил и другие существа сделать участниками в дарах благости и блаженства Своего. Для этого сотворил мир духовный и вещественный, везде разлил жизнь, довольство и радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010