Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, на притчу о злых виноградарях Краеугольный камень жизни – Бог Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла… ( Мф. 21, 42 ) Краеугольный камень жизни – Бог . Убери Его из фундамента, и рухнет все здание жизни. Это – от Господа. Это – закон жизни. И история народов ветхозаветных, и история народов нового времени, и история нашей Родины свидетельствуют об этом. Дивный рай насадил Господь – Великий Виноградарь – единым мановением Своим и ввел в него человека хранить и возделывать рай сладости. И Бог был в нем – все и во всем. Но пал человек, и вечная радость и сладость райской жизни в присутствии Божием сменилась трудами и потами земными, где редкие радости смешаны с горем и грех сторожит добро. Грехом смерть вошла в мир. И отдал Господь – Великий Виноградарь виноградник жизни – землю – человеку. И оградил он жизнь от смерти надежной оградой – Законом Божиим и заповедями, чтобы ничто чуждое не похищало человека у Бога. И водрузил Господь в винограднике жизни сторожевую башню – совесть – неподкупного и неусыпаемого хранителя чистоты и правды души. Завещал Господь человеку обладать, возделывать, растить плоды и радоваться жизни. Но и опять, как когда-то в раю, дал Господь заповедь людям – помнить, что жизнь души, счастье души только в Боге. Господь отдал человеку виноградник жизни, чтобы плоды его, взращенные им, творили спасение души человека. Научил Господь человека, как возделывать землю виноградника, чтобы плодов было в достатке и избытке для жизни, научил, как возделывать и почву души своей, чтобы живой виноградник человеческий жил в мире, любви и довольстве. Устроил все Господь и отдал в руки человека, и почил от всех трудов Своих, отошел как Творец, предав сотворенное в другие творческие руки, в руки человека. И теперь сам человек взращивает виноградник жизни на земле, сам творит спасение души своей. Но Господь – Домовладыка не оставил мир. Он, дав ему законы жизни, блюдет и назирает 1 , как живет мир. Господь готов во всякую минуту оказать спасительную помощь человеку-делателю. И Он же приходит получить плоды трудов делателя, когда созрела жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Столь же ясно видится из его писаний высокое, происходящее от истинного опыта познание Господа и Его путей; достаточно вникнуть в некоторые его духовные гимны, исполненные смиренных и чистых благоговейных мыслей о Боге, Его бытии, свойствах и совершенствах: «Ах, Боже, тот Тебя не знает, кто в сердце не нашёл Тебя» или «Бог есть! Бог есть! о радость! аллилуйя!» , чтобы убедиться в этом. Сам автор не раз говорил: «Благодарю Бога, что Он продлил мою жизнь, дабы я мог познать Его!» Сии слова он произнёс впервые в 1738 году, когда его посетила тяжкая болезнь, почти не оставлявшая надежды на выздоровление. Тогда он с большим чувством высказал их одному своему другу, приехавшему уже проститься с ним навсегда, и присовокупил к сему: «Я совершенно спокоен в Господе о своих сочинениях, которые я оставляю после себя. Я не чувствую никакой тревоги или укоров совести за то, что в них содержалось бы нечто сомнительное или неверное. Всё, что я писал, я испытал на себе и с несомненностью удостоверился в истине оного; поэтому могу с миром отойти в вечность». Позже он говорил так: «Когда я отойду с земли, я предстану пред дверьми блаженной вечности как самый нищий и недостойный человек, жаждущий — и уповающий — войти в них исключительно по Божию милосердию. Между тем я благодарю Господа, давшего мне столь долгие годы жизни, дабы я неким внутренним образом познал Его; никакое ложное смирение не заставит меня отрицаться сего, и я буду благословлять и славить Его за это во веки. Ах! какое благо, отставив в сторону все высокие чувства, всё просвещение и благодатные дары, знать и разуметь одного только Бога, такого, каков Он есть! Да! сия есть жизнь вечная , знать такого Бога (Ин. 17, 3)! Ненасытимое стремление людей к знанию, пусть даже и духовному, есть убедительнейшее доказательство, что они не знают Бога. Бог всесторонне и во всей полноте довольствует нас, и только Он один может всецело и навек заполнить и запечатлеть бездонный сосуд нашей жажды знания подлинным и всеблаженным утолением».

http://bogoslov.ru/article/6171566

112. Поучение в ту же неделю Нынешнее Евангелие надлежало бы христианину не только знать, но и хранить в памяти, всегда и постоянно читать. Я уверен в том, что каждый из вас оное знает, но не каждый ли и забывает это весьма достопримечательное Евангелие о богаче и Лазаре, в лице которых живо и явно Господь изобразил жизнь настоящую и загробную, участь всякого бедняка и богача? Посмотрите же еще на жизнь богача и бедняка в настоящей жизни: один пирует каждый день, а другой каждый день ожидает новых бед. Один живет в белокаменных палатах, а другой на улице со псами жизнь проводит.Один на мягкой постели почивает, а другой на гноище. Один музыку слушает, принимает льстивые похвалы ложных друзей и нахлебников, другой слышит лай псов и ощущает их угрызения. Один одевается в дорогие и роскошные наряды, а другой суровым рубищем прикрывает от холода гноящиеся свои раны. Там радость, веселие, ликование, а тут слезы и плач. Там всего вдоволь, а здесь черствый кусок хлеба, да и тот не всегда бывает. Скоро или нескоро, но могила приняла обоих – и Лазаря, и богача. И только пышное и богатое погребение в последний раз блеснуло над богачом. Бедняка нищего сострадательные люди похоронили без всякой церемонии. Но посмотрите, какая перемена участи обоих там, по ту сторону гроба? Одного ангелы отнесли на руках, а другого бесы повлекли в ад. Один отнесен на лоно Авраамово, в рай, а другого бичами погнали в ад. Одному предоставлена вечная жизнь и вечное блаженство, а другому – вечная бессмертная смерть и адские мучения. Одному дано все, чего ни пожелает, а богачу и капли воды никто не хочет подать; один среди света и вечного блаженства, а другой в страшной тьме, среди вечных мучений. Один среди ангелов и святых и пред лицом Божиим, а другой среди бесов, злодеев, всякого рода нераскаянных грешников пред лицем князя бесов. Один слышит сладчайшее пение Ангелов, а другой – рев, рыкание и раздирающее душу завывание демонов, бесов, злых духов. Нечего после этого спрашивать, кто счастлив на том свете: бедняк или богач. Такова блаженная участь ожидает всех почти бедняков, такова ужасно горькая участь ожидает всех почти богачей. Что ж ты ропщешь, что ты бедный человек, что ты не имеешь белокаменных палат, что ты не нажил большого капитала? Или во аде хочешь проживать после смерти? Не думаю. Так не ропщи же на Бога, не жалуйся на свою долю, а в бедности утешайся той мыслью, что ты будешь блаженствовать после смерти. Ты еще не лежишь пред воротами богача. Быть может, ты имеешь землянку. Ты не так несчастен, как Лазарь. Но все же ты счастливее в настоящей жизни, нежели Лазарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

ВЕЧНОСТЬ (см. также ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ ) Что такое вечность Вечность всегда пребывает, и никогда не престает. Пройдет тысяща, сто тысящей, тысяща тысящей и веков, и более пройдет, а вечность еще начинается; и сколько не будешь умом вперед простираться, вечность только что начинается, а до конца ея умом не можешь достигнуть, понеже конца не имеет (1:113). Вечность – это начало без конца Знаете ли вы, что есть вечность? «Вечность есть начало без конца». То есть, единожды начнется, и никогда не кончается, или «всегда и никогда», то есть всегда будет и никогда не престанет. Сие есть вечность. Вси веки, от создания мира до конца, суть как малейший пункт противу всего мира, или как минута противу тысячи веков, или, лучше сказать, как ничто. Сие есть вечность (5:210). Человек, живущий на земле, идет к вечности (5:57, см. ЧЕЛОВЕК , 1120). Увлекаясь суетой, люди забывают о вечности (4:121, см. СУЕТА , 1026). Вечность бывает двоякая, благополучная и мученая Вечность двоякая есть, преблагополучная и пренеблагополучная. В преблагополучной вечности будет царство Божие, будет Бог видеться лицем к лицу, будет радость и веселие неизреченное, душа и тело получит всесовершенное свое блаженство, и сподобится человек благих, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор. 2, 9 ); «тогда праведницы просветятся, яко солнце, во Царствии Отца их» ( Мф. 13, 43 ). В неблагополучной вечности будет лишение и удаление от Бога, всякое страдание и мучение в теле и душе. Тогда человеки пожелают умрети, и побежит от них смерть, что есть смерть вторая и смерть вечная (5:210). Размышления о вечности способствуют ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ и СПАСЕНИЮ Размышление о вечности делает плач и слезы сладкими, всякий труд облегчает, всякое временное наказание, то есть, печаль, узы, темницы, изгнание, обиды, раны, безчестия, поношения, нищету и самую смерть с любовию и благодарением принимать устрояет; а в беззакония сети власти не попустит; не попустит в нечистоте валяться, лгать, воровать, грабить, обманывать, гордиться, превозноситься, ближняго осуждать, оклеветывать. Кто о вечности будет думать прилежно, тот более будет искать слышать Божия слова, наставления к спасению, нежели повседневныя пищи; не похощет украшаться тленною красотою; ему и горькая пища сладкою покажется; банкеты, танцы, игры, пения, лики омерзеют ему, яко препятствующая к спасению; плакать более, нежели смеяться будет. Любезнейшая ему будет нищета, нежели богатство, безчестие, нежели честь, укорение, поношение, озлобление, нежели похвала. Представится ему во ум двоякая вечность: единая блаженная и желаемая праведных, во царствии небесном со Христом и святыми Его ангелами во веки безконечныя имущих веселитися, а другая несчастливая и ужасная бедных грешников, на вечное с диаволом во огне мучение осужденных: «и идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» ( Мф. 25, 46 ) (1:113).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Жизнь вечная (будущая) Постарайтесь благоугождать Богу, пока есть время; плачьте перед Ним день и ночь в молитве и псалмопении вашем, чтобы избавил Он нас от оного нескончаемого плача и от скрежета зубов, и от огня геенского, и от червя неусыпающего, и чтобы исполнил нас радостью в Царстве Своем, в жизни вечной, откуда бежали печаль, болезнь и воздыхание; где не нужно ни слез, ни покаяния; где нет ни страха, ни трепета; где нет тления; где нет ни противника, ни нападающего; где нет ни огорчения, ни гнева; где нет ни ненависти, ни вражды, но где всегда радость, и веселье, и восторг, и трапеза, исполненная духовных снедей, какую уготовил Бог любящим Его. Блажен, кто сподобится ее, но жалок, кто лишится ее. Если возлюбишь пути правды, то обретешь вечную жизнь. Потерпите, делающие правду и подъемлющие труды за истину Божию. Труды временной жизни приобретут вам великое дерзновение в жизни будущей; нужды настоящей жизни будут для вас в упокоение, возвышение и похвалу в жизни будущей, и нынешний плач обратится для вас в утешение и покой. Почему же святые именуются живыми? Потому что Христос сказал: Пойдут они в жизнь вечную ( Мф. 25, 46 ), и потому что для праведных есть достоинство именоваться живыми. Скажешь: не названы ли здесь живыми и беззаконники, мучимые вечно; если бы они не были живы, то как стали бы мучиться? Напротив, апостол дал разуметь, что жизнь грешников мертва, и Христос сказал: И пойдут сии в муку вечную ( Мф. 25, 46 ). Поэтому прекрасно сказал Павел, что сластолюбивая заживо умерла ( 1Тим. 5, 6 ). И Христос есть Судия праведных и неправедных. Не всякая жизнь одинакова. Живут и бессловесные, но ничем не разнятся от мертвых, потому и заключающие их не подлежат осуждению. И жизнь грешников есть смерть, потому что томятся они тлением и смертью , живя, чтобы умереть для вечного мучения. Спаситель говорит: Я есмь... жизнь ( Ин. 14, 6 ). Посему праведники прекрасно называются живыми, потому что в здешней жизни услаждаться непрестанным созерцанием Бога и не делать или не терпеть никакого зла действительно есть жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Они — сплошная беспробудность. Вечная забота. Тягучая скука. Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. О, плохое настроение! А понедельник — это прообраз будней. Они — сплошная беспробудность. Вечная забота. Тягучая скука. Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. О, плохое настроение! А понедельник — это прообраз будней. Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный прием. Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. А в жизни нет большего стыда, чем быть побежденным — и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. Итак — искусство жизни! Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! Нам никогда не избавиться от будней. Они будут всегда. Они составляют материю нашей жизни. И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. Как этого добиться? Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. Что есть ты во Вселенной? Каковы твои деяния перед Отечеством? Каким предстаешь ты пред Лицем Божиим с твоей будничной работой? Что воздаешь ты ему. Господу? Ты еще этого не уяснил? Ты еще этого не знаешь? Как же ты живешь? Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. И скуку, и плохое настроение, и все им сопутствующее. Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. Надо одуматься. Надо понять серьезный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя ее высокого смысла. Надо серьезно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

http://pravmir.ru/budni/

Разделы портала «Азбука веры» Смысл христианской жизни состоит в том, чтобы мы “соделались причастниками Божественного естества”. Как это понимать? Похожие вопросы 6 Ответов Епископ Михаил Лузин : Естество Божие — это вечная истина и правда, вечная жизнь, мир, радость и блаженство и все, что может быть названо благом. Значит, всякий, кто делается причастником Божеского естества, мудр, справедлив, всесилен противу козней диавола, греха и смерти. Что значит быть причастником Божеского естества? Как человеческая природа Богочеловека в воплощении стала причастною Божеского естества, так и верующие во Христа, по вере в Него и в искупительную смерть Его, делаются причастниками Его и Божеского естества Его. Следовательно, когда говорится, что верующий причащается Божеского естества, то речь идет не только о нравственном уподоблении Богу по Его таким или другим свойствам, о духовном и отвлеченном общении по мысли, но об истинном общении по естеству, которое начинается в возрождении ( Ин.1:3 ) и совершается и пребывает постоянно и непрерывно в блаженной вечности (ср.  Рим.8:29 ). Сюда принадлежат понятия: прославление плоти человека во Христе ( Фил.3:21 ), созерцание Бога и участие в Его славе ( 1Кор. 13:12 ), уподобление Богу ( 1Ин.3:2 ), единение с Богом во Христе в приобщении пречистого Тела и Крови Его и здесь, на земле, и в жизни вечной ( Ин.6:51–56 ;  Мф.26:26–28 ). Все очень заумно и непонятно даже для меня с высшим медицинским образованием и 40-летним мед.стажем.Бог это не только любовь,но и простота.Я понимаю,что профессор А.Осипов только один раз рождается.Но надо учиться.С уважением доктор Филиппов В.Е. Валерий, да, богословие, как и медицина, требует системного изучения. Вы задали сложный вопрос, понимание ответа на который требует многих знаний. Что касается уважаемого профессора, то это хороший пример, попытка упрощенчества привела его к искажениям и официальному осуждению его учения. Ещё хочу Вас предостеречь от вольного толкования терминов, которые в богословии имеют иной смысл, чем в обыденной жизни. Вы некорректно употребили термин “простота” по отношению к Богу. Подробнее: http://azbyka.ru/prostota

http://azbyka.ru/vopros/chto-znachit-sod...

Скачать epub pdf ВЕЧНЫЕ МУКИ И ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО «И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Какие страшные слова для одних! и как желанны для других! Муки вечные... Вечная радость... Кто же эти несчастные, которых ждет вечная гибель? И кто счастливые, наследующие нескончаемую блаженную жизнь? Я представляю себе, возлюбленные, две дороги: одна дорога ведет от подошвы горы к ее вершине. Трудный путь – колючие растения на каждом шагу, рытвины, овраги, реки быстрые, опасности со стороны людей злых и страшных зверей. Но впереди, там, вверху горы сияет светлый чертог, весь залитый огнями. Там отдохнет усталый путник от всех трудов и страхов, и оттуда он никуда не будет спешить, но обретет вечный покой... А вот и другой путь: широкий, просторный – ведет он по наклонной плоскости к... пропасти. И знают люди, что конец этой дороги – неминуемая гибель, но легкомысленно и со смехом бегут они, мчатся, друг друга опережая... Ехать легко, удобно, весело. Таковы две дороги: одна трудная, ведет к вечному блаженству, другая просторная, к вечным мукам, как и говорит Спаситель мира всем своим последователям: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7:13–14 ). Желаешь вечной блаженной жизни, живи по-Божьи, как велят заповеди Господни. А ты Бога не хочешь знать, не желаешь и слышать о Его учении, живешь по своим страстям – ожидают тебя вечные муки. Это не речи человеческие ограниченные и изменчивые. Это слова Самого Бога, непреложные и истинные: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). Но, слышу возражения: неужели так строго будет поступлено с грешниками: краткая греховная жизнь и вечные муки, где же путь справедливости? – Да. Это так, но и не забывай, что и краткая, благочестивая жизнь ведет к вечной радости. Ты знаешь два пути: следуй по доброму пути, и ты наследуешь некончаемое блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Век будущий Люди по общему обычаю в праздничные дни одеваются в светлые одежды и веселятся. От этого временного и земного празднования возведи ум свой верой к празднику избранников Божиих, которые вечно будут праздновать и веселиться. Нынешнее время для христиан – время трудов, подвига, плача, сетования, печали и крестоношения. В том веке, когда время исполнится и настанет вечность, откроется истинным христианам пресветлый праздник. Тогда они упокоятся от трудов и будут праздновать субботу беспрестанно и вечно, не один день в неделю, а всю вечность. Тогда совлекутся рубищного и плачевного одеяния и облекутся в праздничную и брачную ризу, когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие ( 1Кор. 15, 54 ). Тогда облекутся в ризу спасения и одеждою веселья оденутся (ср. Ис. 61, 10 ); облекутся в белые одежды ( Откр. 3, 5 ), в виссон чистый и светлый ( Откр. 19, 8 ). В те дни не увидят ничего печального, скорбного; не будет там страха от врагов, нищеты, болезни; не будет вопля, жалобы, сетования, голода, жажды, холода, жара, никакого неблагополучия, никакого бедствия, но все тихо, мирно, безопасно, весело, светло, радостно, благоприятно. В этой жизни почти все печально и плачевно: страх от смерти, страх от диавола и греха, страх от неприятелей и лжебратии – всего надо опасаться и осматриваться по подобию птицы от ловцов и стрельцов. Здесь ежедневно умираем чаянием и ожиданием смерти; и чем более живем, тем более чаем умереть: ибо чем более живем, тем более уменьшается жизнь наша и ближе подступает смерть. И эта горькая и смертная жизнь преисполнена многими бедами; и чем более продолжается она, тем более умножается бед. Но в том веке ничего такого не будет, но одна только жизнь, блаженство, радость, торжество, восклицание и вечное веселье. Ныне люди привыкли во время праздников друг к другу приходить в дом и друг друга посещать и так вместе веселиться. Тогда избранники Божии соберутся в дом Небесного Отца, в котором обителей много ( Ин. 14, 2 ), и возымеют любезное дружество со святыми Ангелами и всеми небесными Силами, и будут вместе веселиться и радоваться друг о друге перед лицом Небесного своего Отца. Тогда избавленные Господом придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся ( Ис. 35, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Да, в страдании истинная жизнь христианина: в печали и горе его истинная, благодатная радость и утешение; в кресте и злострадании вся его прибыль, а не во временном утешении и скоропреходящем удовольствии. И на мирском сражении: не тот ли воин более получает наград, крестов и орденов, который среди самых жестоких и сильных неприятелей сражается? Так и у Бога. В борьбе со страстями, с миром, с диаволом ищи истинной жизни, а не в покое и в роскоши. Иди узким и тернистым путем, а не широким и веселым. Древо жизни росло недалеко от древа познания добра и зла, но оно пустило корни по юдоли земной всех веков и времен и созрело на Голгофе. Не для того ли Отец небесный возвел на крест источник вечной жизни – Сына Своего возлюбленного, дабы и нас научить той непреложной истине, что истинная, вечная жизнь рождается, растет и плодотворится только в страдания. Ты в радости мирской и в удовольствии находишь одну смерть, а я в злострадании найду истинную и продолжительную радость, которой никто от меня не отнимет. Ты в мирских удовольствиях находишь краткую, но горькую радость; но у меня среди горьких моих душевных страданий – пучина отрады и удовольствий от благодати Духа Святого, которая никогда меня не оставит. Неужели ты не усматриваешь сквозь слезы мои ту тихую, приятную и безболезненную радость, которая слаще меда и сота? Ты простираешь руку к чаше твоих питий, которые не утолят твоей жажды, а моя чаша, наполненная слезами, так приятна, что я не вжажду вовеки. Ты в пресыщении находишь минутные удовольствия, а я алчу духовного глада, среди которого пресыщаюсь сладостями сердечных и пренебесных ощущений. Ты находишь минутное удовольствие в ослеплении блеском злата и сребра, а мою душу нищета духовная обогащает, духовными восторгами наполняет до того, что я желал бы вечно оставаться нищим. В твоем богатстве смерть находит пищу, а в моем убожестве смерть сама умрет от глада и жажды, ничего во мне не нашедши. Море и земля приносят тебе свои сокровища, а в моем сердце Бог заменяет все блага. Миролюбец! Ты уже потерял надежду на получение сокровищ небесных, а я утешаюсь тем, что передал свои сокровища руками нищих туда, где ни червь, ни тля тлит. Нет! Истинная жизнь только в страдании человека; чуждающийся чаши страданий не улучит жизни вечной. Смерть в удовольствиях мира и жизнь в страданиях ради Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010